Теория государства и права

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения


ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ



Основы политики Эстонского государства в отношении образования и
здравоохранения
(Исследовательская работа)



Предмет:  Экономическая политика



Студентка: Наталья Юргенс               Преподаватель: Елена Матина
Группа:     AZDA 930609
Дата представления:  04.12.1998              Дата проверки:  ____________



Таллинн
1998

Оглавление



|Система народного образования в Эстонской Республике         |2 |
|Министерство просвещения                                     |3 |
|Финасирование учреждений народного образования               |4 |
|Финансирование научной деятельности                          |6 |
|Сотрудничество с иностранными организациями                  |8 |
|Дополнения к Закону о народном образовании                   |10|
|Учебный кредит                                               |12|
|Система здравоохранения в Эстонской Республике               |13|
|Огранизация обязательного медицинского страхования           |13|
|Основные финансовые показатели по государственному           |16|
|медицинскому страхованию                                     |  |
|Основные финансовые показатели по государственному           |18|
|медицинскому страхованию относительно предыдуших лет         |  |
|Бюджет кассы медицинского страхования                        |19|
|Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию |21|
|Ограничения по выплатам возмещений                           |23|
|Заключение                                                   |24|
|Библиография                                                 |25|



      Система народного образования в Эстонской Республике


      Закон Эстонской Республики «О народном образовании» является основным
документом, главной задачей которого является правовое обеспечение
формирования, функционирования и развития системы народного образования. В
Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных
учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения,
усвоения которых подвергается контролю.

      В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на
обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно
международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет
следующие уровни:
     1. Дошкольное образование;
     2. Начальное образование (первый уровень образования);
     3. Среднее образование (второй уровень образования);
     4. Высшее образование (третий уровень образования).
Государственные стандарты образования были определены для каждого из
уровней и представлены в государственных учебных планах.

      Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения,
определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются
дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные
заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы
пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также
определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах
собственности, не протеворечащих Закону «О собственности», где базирующиеся
на государственной и муниципальной собственности, за исключением
университетов, называются «открытыми».

      В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного
обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до
окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают
возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в
открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение
отделено от педагогического руководства и контроля.

      Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в
принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет
Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы
народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики
входит: принятие государственных программ развития образования и создания
гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе
льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников
просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых
учреждений народного образования и государственных университетов. Органы
местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное
обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают
от должности руководителей подведомственных им учреждений.


Министерство просвещения


      Министерство просвещения является основным органом, заведущим
вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства
является разработка и реализация государственных программ развития
народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и
внедрение национального стандарта классификации народного образования,
оссуществление координации, методического руководства, и консультации
органов местного самоуправления по вопросам организации народного
образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области
науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также
разработка нормативов государственного финансирования народного
образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается
широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.


      Финансирование учреждений народного образования


      Открытые учреждения народного образования и государственные
университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и
собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения
из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это
составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За
последние пять лет  расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя
средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%.
Следующий график представляет динамику изменения величины расходов
Министерства просвещения.
[pic]
Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не
изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и
университеты.

[pic]
Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную
плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из
средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов
крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место.
Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не
произошло значительных изменений).

[pic]

Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и
административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на
учебные пособия.

      Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в
отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование
образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего
развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на
образование составляют 4.3% от валового национального продукта (ВНП). В
течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от ВНП,
что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития
народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений,
сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности.
Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования
в сферу образования от подоходного налога.

      В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных
бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в высших учебных
заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в течение
последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет
способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также
позволит более детальное планирование государственной политики в отношение
высших учебных заведений.


      Финансирование научной деятельности


      Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство
просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской
Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский
технический университет, активно занимаются исследовательской
деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке
со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде
государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а
также стипендий.

      Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi
Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse
Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной
деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из
государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь
министерство осуществляет финансирование путем консультаций с
Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности
осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя
обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в
Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого
финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен
послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии.
Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных
работников заработной платой и социальными гарантиями.

      Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты.
Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий.
Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить
развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для
текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или
комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и
капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного
бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным
работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое
финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские
проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут
финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение
целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF
рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае
месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5
января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.

      В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое
финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что
составило 43.83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график
раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы
выделенных средств.

      [pic]
|Сфера науки  |Количест|Количество  |Заявленн|Выделенные|Процент |
|             |во      |финансируемы|ые      |деньги    |от      |
|             |заявлени|х заявление |средства|          |заявленн|
|             |й       |            |(ЕЕК)   |          |ых      |
|Естественные |155     |141         |91 834  |42 781 113|46.58   |
|науки        |        |            |918     |          |        |
|Технические  |102     |88          |56 415  |25 491 483|45.19   |
|науки        |        |            |540     |          |        |
|Художественны|66      |29          |40 370  |14 413 950|35.70   |
|е науки      |        |            |529     |          |        |
|Экономические|39      |37          |23 417  |13 213 683|56.43   |
|науки        |        |            |473     |          |        |
|Социальные   |67      |40          |28 243  |9 974 000 |35.31   |
|науки        |        |            |874     |          |        |
|Гуманитарные |42      |41          |26 574  |11 077 800|41.69   |
|науки        |        |            |888     |          |        |
|Итого        |471     |376         |266 857 |116 952   |43.83   |
|             |        |            |222     |029       |        |


Сотрудничество с иностранными организациями


      Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с
иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для
совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация
образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом,
Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему
европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций
которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике
и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.

      Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою
деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент
организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения:
 * Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в
   1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех
   его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen
   Business College ja Randers Business College из Дании.
 * Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and
   Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение
   интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также
   содействует в разработке новых пособий и материалов.
 * Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher
   Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.
 * Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью
   пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит
   разработка пособий и финансирование процесса изучения языка.
 * Информационные системы в образование (Information Systems in Education).
   Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение
   использования информационных систем в процессе учебы на университетском
   уровне.

Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения.
Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth  и
LEONARDO DA VINCI.  Основной задачей данных программ является обмен
информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом.

      Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие
таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного
образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное
строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена
студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение
совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего
специального образования.

      Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством
просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов.
Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским
Союзом,  стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для
магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук
для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для
преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши,
Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии.


Дополнения к Закону о народном образовании


      За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики
били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую
связанных с темой образования.

      Так 2 июня 1993 года Парламент принял «Закон о частных учебных
заведениях». Были определены возможные типы частных учебных заведений, а
также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону
частное учебное заведение основывается на собственности частного или
юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного
заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе.
Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за
учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений,
предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а
также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и
принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных
изменений предыдущей редакции.

      9 июня 1993 года был принят «Закон о дошкольных детских учреждениях».
Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие
возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения
ими дошкольного образования.

      Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года
устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии,
находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в
муниципальной собственности).

      14 июня 1995 года был принят «Закон о профессиональных учебных
заведениях», задачами которго являются установление порядка учреждения,
объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных
заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998
года.

      Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня
1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования,
деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений.

      Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному
закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе
поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции.

      Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года «Закон об
университетах», с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он
определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и
источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия
учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется
по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо
государственного бюджета, направляются в бюджет университета и
распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет,
утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект
боджета и представляет его Министерству образования.

      Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием
законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был
определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с
государственными институтами. Законом была установлена автономия
университета, а также особенности оснований и организации деятельности по
сравнению с другими государственными университетами. Так в частности
учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический
сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании
уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является
собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке
установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском
университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо
имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности
университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы
за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность
клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях
с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных
из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника
представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.


      Учебный кредит


      Важным дополнением к Закону о народном образовании было принятием
статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с этим студенты, магистранты и
докторанты, обучающееся на территории Эстонии в дневной форме, имеют право
на получения данного кредита. Особенностью его является то, что государство
выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме установленном
Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита уплачивает
кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного кредита
5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами
уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных
договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть
дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в
Эстонии недвижимым имуществом.



      Система здравоохранения в Эстонской Республике


      Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу
медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная
государственная система целью которой является сохранение  здоровья
населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности
и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с
временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем.



      Организация медицинского страхования


      Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и
региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского
страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица,
занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на
основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного
медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование
работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц
приравненных к застрахованным (см. таблица 2).

Задачи больничной кассы:
 * ведение учёта членов больничной кассы;
 * оплата медицинских обследований и услуг;
 * выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате
   временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья;
 * выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим
   членом семьи;
 * компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.

   Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает
возмещение и компенсирует  лекарства, выписываемые на льготных условиях,
только в случае действительного медицинского страхования.

Медицинским страхованием охвачены:
 * лица, за которых работодатель платит социальный налог;
 * предприниматели-физические лица, которые сами платят социальный налог со
   своих доходов;
 * лица, приравненные к застрахованным (см. таблицу 2).

Медицинское страхование действительно, если застрахованный принят на учёт в
больничной кассе по месту жительства.

      Поскольку наличие гражданства Эстонской Республики необязательно,
медицинским страхованием могут быть также охвачены работающие в Эстонии
иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской Республики, имеющие легальный
источник дохода и/или временный вид на жительство в Эстонии, а также
платящие социальный налог.


Таблица 1

Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе

|1. Работник, занятый на   |представленный работодателем список |
|основном месте работы или |работников; документ, подтверждающий|
|работающий по             |постоянное или главное место        |
|совместительству          |жительства; паспорт                 |
|2.                        |заявление; копия выданной налоговым |
|Предприниматель-физическое|департаментом по месту жительства   |
|лицо                      |справки о том, что предприниматель  |
|                          |принят на учёт как плательщик       |
|                          |авансовых  платежей; документ,      |
|                          |подтверждающий постоянное или       |
|                          |главное место жительства; паспорт   |

Работодатель предоставляет документы за работника.

      Дети, моложе 18 лет и учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно,
могут быть приняты на учёт в больничной кассе на основании списков
работодателя матери/отца или учебного заведения.

      Если застрахованный не проживает по адресу, указанному в паспорте, на
основании личного заявления он может определить постоянное или главное
место жительства.

      Об изменении личных данных больничную кассу следует ставить в
известность в течение 15 календарных дней.

      Выданная больничной кассой членская карточка подтверждает членство в
больничной кассе. В случае окончания медицинского страхования членскую
карточку следует вернуть больничной кассе.

Лица, приравненные к застрахованным:
 * состоящие на иждивении застрахованного и проживающие вместе с ним члены
   семьи (супруг/а , родитель/прародитель);
 * лица, приравненные к застрахованному на  основании закона (см. таблицу2).


Таблица 2


|Лица, приравненные к            |Документы, необходимые для      |
|застрахованному на  основании   |принятия на учёт в больничной   |
|закона                          |кассе                           |
|1. Супруг(а), состоящий(-ая) на |Членская карточка больничной    |
|иждевении                       |кассы застрахованного;          |
|                                |свидетельство о браке; паспорт; |
|                                |трудовая книжка; заявление      |
|2. Родитель/прародитель,        |Членская карточка больничной    |
|состоящий на иждивении          |кассы застрахованного;          |
|застрахованного                 |свидетельство о рождении или    |
|                                |иной документ, подтверждающий   |
|                                |родство; паспорт; трудовая      |
|                                |книжка; заявление               |
|3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет|Свидетельство о рождении или    |
|                                |паспорт                         |
|4. Учащийся/студент, обучающийся|Паспорт; справка, выданная      |
|стационарно                     |учебным заведением; заявление   |
|5. Родитель, опекун или         |Решение об оформлении опёки или |
|попечитель ребёнка –инвалида в  |попечительства; свидетельство о |
|возрасте до 18 лет или инвалида |рождении ребёнка; документ,     |
|с детства                       |подтверждающий инвалидность;    |
|                                |заявление                       |
|6. Ухаживающий за инвалидом I   |Паспорт; решение об оформлении  |
|группы                          |ухода; документ, подтверждающий |
|                                |инвалидность; заявление         |
|7. Неработающее лицо,           |Свидетельство о рождении        |
|воспитывающее ребёнка в возрасте|ребёнка; паспорт и трудовая     |
|до 3 лет                        |книжка родителя или опекуна;    |
|                                |заявление                       |
|8. Беременная                   |Паспорт; справка, выданная      |
|                                |лечащим врачом; заявление       |
|9. Пенсионер                    |Список, предаставленный         |
|                                |пенсионным департаментом, или   |
|                                |пенсионное удостоверение и      |
|                                |паспорт                         |
|10. Лицо, зарегистрированное    |Паспорт; карточка безработного  |
|безработным                     |                                |
|11. Военнослужащий              |Список, представленный          |
|                                |соответствующим ведомством      |

Источником дохода медицинского страхования является социальный налог.


Социальный налог платят:
 * работодатели с выплаченной работникам зарплаты и иных выплат;
 * предприниматели-физические лица с дохода, полученного от
   предпринимательства.

   Ставка социального налога – 33 % от облагаемой налогом суммы. Ставка
социального налога, перечисляемого в бюджет медицинского страхования,
составляет 13 % .


Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию
за 1992-1998


|(в тыс. ЕЕК)               |      |      |      |      |       |      |      |
|                           |1992  |1993  |1994  |1995  |1996   |1997  |1998  |
|                           |факт  |факт  |факт  |факт  |факт   |факт  |факт  |
|Часть соц.налога в         |438861|104881|169218|213139|2563736|314277|342500|
|мед.страховании            |      |7     |8     |0     |       |2     |0     |
|Часть соц.налога в         |281   |677   |1092  |1421  |1737   |2129  |2397* |
|мед.страховании на жителя  |      |      |      |      |       |      |      |
|Купленные мед.услуги       |324   |666   |983   |143333|1863979|206451|254761|
|                           |745   |279   |777   |4     |       |5     |3     |
|Мед.услуги на жителя       |208   |430   |635   |956   |1263   |1398  |1783* |
|Компенсация по лекарствам  |5 498 |55 576|97 209|110   |146231 |254268|225000|
|застрахованным             |      |      |      |468   |       |      |      |
|Компенсированные лекарства |3.52  |35.9  |62.72 |73.66 |99.05  |172.23|157,44|
|на жителя                  |      |      |      |      |       |      |*     |
|Компесация болевшим (80%)  |56 592|156   |246   |380   |460077 |552022|596600|
|                           |      |311   |829   |238   |       |      |      |
|Компесация болевшим на     |36.23 |100.96|159.27|253.52|311.64 |373.92|417,47|
|жителя                     |      |      |      |      |       |      |*     |


* начиная с 1998 года деньги насчитываются с расчёта на одного
застрахованного

Как видно из данной таблицы поступления в доходов от медицинского
страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861 тысяч
ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это
представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя
Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей
Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также
качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной
Европе.


Динамика роста социального налога на одного человека

[pic]


Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию
в сравнении относительно предыдущих лет


|(в тыс. ЕЕК)              |    |      |      |      |     |     |      |
|                          |1992|1993  |1994  |1995  |1996 |1997 |1998  |
|                          |факт|факт  |факт  |факт  |факт |факт |бюджет|
|Часть соц.налога в        |4388|104881|169218|213139|25637|31427|342500|
|мед.страховании           |61  |7     |8     |0     |36   |72   |0     |
|Возрастание относительно  |    |609956|643371|439202|43234|57903|282228|
|предыдущего  года         |    |      |      |      |6    |6    |      |
|в %-тах                   |    |138.99|61.34 |25.95 |20.28|22.59|8.98  |
|                          |    |      |      |      |     |     |      |
|Купленные мед.услуги      |3247|666279|983777|143333|18639|20645|254761|
|                          |45  |      |      |4     |79   |15   |3     |
|Возрастание относительно  |    |341534|317498|449557|43064|20053|483098|
|предыдущего  года         |    |      |      |      |5    |6    |      |
|в %-тах                   |    |105.17|47.65 |45.70 |30.04|10.76|23.40 |
|                          |    |      |      |      |     |     |      |
|Компенсация по лекарствам |5498|55576 |97209 |110468|14623|25426|225000|
|застрахованным            |    |      |      |      |1    |8    |      |
|Возрастание относительно  |    |50078 |41633 |13259 |35763|10803|-29268|
|предыдущего  года         |    |      |      |      |     |7    |      |
|в %-тах                   |    |910.84|74.91 |13.64 |32.37|73.88|-11.51|
|                          |    |      |      |      |     |     |      |
|Компесация болевшим       |5659|156311|246829|380238|46007|55202|596600|
|                          |2   |      |      |      |7    |2    |      |
|Возрастание относительно  |    |99719 |90518 |133409|79839|91945|44578 |
|предыдущего  года         |    |      |      |      |     |     |      |
|в %-тах                   |    |176.21|57.91 |54.05 |21.00|19.98|8.08  |


Рост расходов за последние 6 лет можно рассматривать с разных сторон. С
одной повышение расходов требует постоянного повышения поступлений от
налога на медицинское страхование, а с другой стороны как уже упоминалось
возможность покрывать более дорогие расходы приводит к тому что медицинские
учреждения могут оказывать более качественные услуги своим пациентам и
обеспечивать врачам более высокую компенсацию их труда. Как видно из
следующего графика хотя наблюдался рост расходов на медицину однако
структурно схема расходов не изменилась.


Динамика расходов кассы медицинского страхования

[pic]
Бюджет государственного медицинского страхования принимает парламент.



Государственный бюджет на 1998 год.


   Бюджетный остаток на начало года 200 000 000
|I. Доход                                       |          |
|1. Социальный налог                            |3 425 000 |
|                                               |000       |
|2. Прочие поступления                          |30 000 000|
|Всего приход                                   |3 455 000 |
|                                               |000       |
|                                               |          |
|II.Расход                                      |          |
|1. Лечение всего                               |2 552 613 |
|                                               |000       |
|в том числе:                                   |          |
|1.1. улучшение здоровья                        |14 000 000|
|1.2. профилактика заболевания                  |60 000 000|
|в том числе:                                   |          |
|1.2.1. Тестор для диабетиков                   |2 000 000 |
|1.3. Медицинские услуги                        |2 452 613 |
|                                               |000       |
|в том числе:                                   |          |
|1.3.1. Зарплата интернантам и соц.налог        |9 600 000 |
|1.4. восстановительное лечение                 |20 000 000|
|1.5. послеоперационные вспомогательные средства|6 000 000 |
|в том числе:                                   |          |
|1.5.1.Ср-ва по уходу за раковыми больными      |2 000 000 |
|1.5.2. Контактные линзы для новорожденных , а  |500 000   |
|также больных керотопатией и кератоконусом     |          |
|1.5.3. Первичные протезы для ампутированных в  |3 500 000 |
|ходе хирургических вмешательств рук и ног      |          |
|2. Компенсации                                 |596 600   |
|                                               |000       |
|3. Всего лекарства                             |234 000   |
|                                               |000       |
|а именно:                                      |          |
|3.1 Компенсация по лекарствам застрахованным   |225 000   |
|                                               |000       |
|3.2 Компенсация по лекарствам больницам        |9 000 000 |
|4. Расходы, связанные с внешними договорами по |3 000 000 |
|мед.страхованию                                |          |
|5. Расходы по деятельности больничной кассы    |33 837 000|
|а именно:                                      |          |
|5.1. Центральная больничная касса              |3 384 350 |
|В том числе зарплата и соц.налог               |1 788 000 |
|5.2. Региональные больничные кассы             |30 452 650|
|В том числе зарплата и соц.налог               |19 147 300|
|6. Инфотехнология                              |12 000 000|
|7. Бланки и печатные издания                   |5 000 000 |
|8. Развитие и выработка нормативных документов |500 000   |
|по медицинскому страхованию                    |          |
|9. Надзор мед.страхования                      |500 000   |
|10. Извещения мед.страхования                  |250 000   |
|11. Расходы по переходу к системе выплат       |2 700 000 |
|возмещаемых платежей через больничную кассу    |          |
|В том числе зарплата и соц.налог               |1 520 000 |
|Всего расходы                                  |3 441 000 |
|                                               |000       |


   Бюджетный остаток на конец года 214 000 000

      Центральная больничная касса опубликовала также краткое пояснение к
бюджету на 1998 год. Как упоминалось ранее размер взноса обязательного
медицинского страхования работодателей, действующих на административной
территории уезда или республиканского города, равен 13%. Он исчисляется со
всех денежных сумм и натуральной платы, выплаченных работодателем частным
лицам, а также со всех введённых в пользу частных лиц отчислений. Эта так
называемая часть уплаченного социального налога поступает в доход бюджета
государственной больничной кассы. Министерство финансов  запланировало
получить доход с налогооблажения около 27,320 миллиардов крон. Медицинского
страхования предполагалось должно было слставить 96,43% от этой суммы.

      Доходная часть бюджета государственного медицинского страхования
варируется в течение всего года. Обычно денежная разница образовывается
между  расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а
также по причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками.
Прочие поступления составляют банковские проценты, начисляемые на
депозитные суммы денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от
возврата ссуд, выданных в прошлые года медицинским учереждениям для
приобретения дорогостоящей аппаратуры.

      Основная часть запланированных расходов, а точнее 74,2%, происходит из
профилактики незастрахованных больных, а также из расходов, связанных с
исследованиями в области здоровья и лечения.


Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию


   Медицинское страхование Эстонии руководствуется принципом солидарности:
 * стоимость медицинских услуг, необходимых человеку в случае заболевания,
   которые оплачивает больничная касса, не зависит от размера социального
   налога, уплаченного конкретным человеком;
 * из социального налога, уплаченного работающим населением, больничная
   касса оплачивает также медицинские услуги, оказанные людям, не имеющим
   трудовых доходов ( лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).

При исчесление размера возмещения за основу берется исчисленный по
утвержденной инструкции доход за один календарный день, полученный в
течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному месяцу
первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.

Размер возмещения за доход одного календарного дня составляет:
 *  в случае стационарного лечения, карантина и протезирования в больнице –
   60 процентов;
 * в случае стационарного лечения – 65 процентов;
 * в случае амбулаторного лечени или карантина – 80 процентов;
 * в случае ухода за больным членом семьи на дому 80 процентов;
 * в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, если мать ребенка больна
   или находится в больнице в связи с родами – 80 процентов;
 * в случае отсутствия на работе по сотоянию здоровья на основании личного
   заявления – 80 процентов;
 * в случае трудового увечья по вине работодателя, связанного с работой,
   иного повреждения здоровья, профессионального заболевания,
   нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой интересов государства или
   общества и с пресечением преступления, независимо от организации лечения
   100 процентов;
 * в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет – 100 процентов;
 * в случае беременности и родов, а также усыновления ребенка в возрасте до
   одного года – 100 процентов.

      С суммы возмещения, выплаченной в случае возникшего у страхователя по
вине работодателя трудового увечья, связанного с работой с данного
повреждения здоровья или сопровождающей профессиональное заболевание
временной нетрудоспособностью, больничная касса взыскивает с работодателя
помимо суммы взноса на обязательное страхование также ту часть суммы,
которая отвечает степени виновности работодателя в возникновении
нетрудоспосоности.

      Ущерб, причененный вследствие профессиональной ошибки медицинского
работника, возмещается страхователю больничной кассой. В случае
необходимости больничная касса организует экспертизу для установления
профессиональной ошибки и взыскивает сумму возмещения с причинившего ущерб
учреждения здравоохранения или медицинского работника.

      Возмещение по обязательному медицинскому страхованию, не полученное
страхователем в связи с его смертью, выплачивается наследникам и в состав
наследства не включается.


      Ограничения выплаты возмещения


      В случае временного перехода на другую работу по состоянию здоровья
возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в размере, который
вместе с зароботком за данный период не должен превышать размера заработной
платы, полученного до перевода на другую работу.

Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в случае, если:
 * Период временной нетрудоспособности начинается и кончается во время
   отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого
   отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по беременности и родам
   или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.
 * Болезнь, связанное с работой повреждение здоровья или несчастный случай,
   вызванный установленным судом злонамеренным поведением самого
   страхователя, зафиксированным врачом алкогольным, наркотическим или
   токсическим опьянением, или игнорированием страхователем предписаний
   врача, в результате чего затруднено выздоровление;
 * Страхователь в период нетрудоспособности без уважительных причин не
   явился в назначенное врачом время к нему  на прием, хотя был осведомлен
   об этом. Врач делает в листке по болезни соответствующую отметку, и за
   дни, последующие за указанным днем возмещение не выплачивается;



Заключение


      Данная работа исследует политико-экономическое отношение Эстонской
Республики к вопросам народного образование и медицины. После
восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле
реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы
в экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена социально-
ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт европейских
стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция Эстонии
в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные так и
частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и
зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй
политики и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами
Эстонская Республика сможет занять свое достойное место в мировом
сообшестве.



      Библиография


1. Закон о Тартуском университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06.03.95
2. Закон о дошкольных детских учреждениях, Парламентские Ведомости N. 38,
   23.06.93
3. Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31.01.95
4. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 32,
   14.06.93
5. Закон об основной школе и гимназии, Парламентские Ведомости N. 41,
   24.09.93
6. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N.42-43,
   03.06.98
7. Закон о профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N.
   46, 03.07.95
8. Закон о внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном
   образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21.02.94
9. Закон о дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании,
   Парламентские Ведомости N. 60, 04.11.97
10. Закон о прикладных высших учебных заведениях, Парламентские Ведомости
   N.44, 30.06.98
11. Закон о профессиональных учебных заведениях, Парламентские Ведомости
   N.41, 17.06.98
12. Закон о внесении изменений ов Закон об университетах, Парламентские
   Ведомости N.50-51, 10.07.96
13. Закон о внесении изменений в Закон о народном образовании, “Учебный
   кредит”, Парламентские Ведомости N.35, 21.05.97
14. Документы Министерства народного образования ЭР опубликованные на
   Интернете, www.ee/HM/
15. Порядок исчисления и выплаты возмещения по обязательному медицинскому
   страхованию, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91 и постановление
   Правительства ЭР от 20.05.97 об изменениях и дополнениях к основному
   порядку
16. Закон о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23,
   23.04.91
Постановление Верховного Совета Эстонской Республики о введении в Закона
Эстонской Республики о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N.
23, 12.06.91
Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91
Данные опубликованные Центральной Больничной кассой на Интернете,
www.сsf.ee
17.


смотреть на рефераты похожие на "Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения "