Теория государства и права

Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов

     Поволжский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции
                            Российской Федерации



                         Н А У Ч Н Ы Й   Д О К Л А Д



              «Вопросы обеспечения прав человека в деятельности


                          Службы судебных приставов»



                                                     Подготовил:
                                                студент 5 курса Сергеев О.Г.
                                                                 Научный
                                руководитель:
                                                                Канд. юрид.
                                наук, доцент
                                                                А.Д.Черкасов



                               Саратов 2002г.
       Россия,  следуя  курсом  реформ,  провозгласила  права  человека  как
приоритетные   и   наиболее   значимые   социальные    ценности,    признала
необходимость  придерживаться  общепринятых  стандартов   в   области   прав
человека.
      Конституция  Российской  федерации  (ст.2)  впервые  закрепила  прямую
обязанность государства защищать права  человека.  При  этом  подчёркивается
(ст.18), что права и свободы человека и гражданина являются  непосредственно
действующими.  Они  определяют  смысл,  содержание  и  применение   законов,
деятельность   представительной   и    исполнительной    власти,    местного
самоуправления, обеспечиваются государством. Государственная защита  прав  и
свобод  человека  и  гражданина  в  Российской  Федерации  гарантируется(п.1
ст.45).
       Важная  роль  в  социально-юридическом  механизме  обеспечения   прав
человека и гражданина отводится Министерству юстиции  Российской  Федерации.
Это министерство многофункциональное. В его структуре  создана  и  действует
служба судебных приставов.
      Правовую основу  деятельности  службы  судебных  приставов  составляют
Конституция   Российской   Федерации,   Федеральные   законы   «О   судебных
приставах», «Об исполнительном производстве» и иные  федеральные  законы,  а
также принятые в соответствии с ними нормативные  правовые  акты  Президента
РФ, правительства РФ, Министерства юстицииРФ.
      Как правоохранительный орган Служба судебных приставов была основана в
1997г. Вызвано это было тем, что при смене социального строя в  государстве,
в системе исполнения решения  судебно-административных  органов  образовался
правовой вакум т.е. принимаемые  решения,  постановления  и  т.д.  судебными
исполнителями не могли исполнятся в силу их слабой правовой  защищённости  и
практическим отсутствием властных полномочий.  Необходим  был  новый  закон,
закон, позволяющий эффективно исполнять судебные решения,  закон  наделяющий
его  представителей  более  широкими  возможностями  и  полномочиями.  Таким
законом  в  июле  1997г.   стал   Федеральный   закон   «Об   исполнительном
производстве» и «Закон  о  судебных  приставах».  Начиная  с  января  1998г.
повсеместно, на всей территории Российской  Федерации  началась  создаваться
Служба судебных приставов. Но, наделив судебных  приставов  большой  властью
законодатель, также предусмотрел  и  защиту  прав  человека  при  исполнении
судебными приставами своих обязанностей.
      Прежде всего стоит  сразу  отметить,  что  Служба  судебных  приставов
подразделяется  на  судебных  приставов-исполнителей,  исполняющих   решения
судов и других административно-правовых органов,  и  судебных  приставов  по
обеспечению  правопорядка,  призванных  поддерживать  правопорядок  в  залах
судебных заседаний, охрану судей  и  участников  процесса,  осуществлять  по
постановлениям судей и судебных приставов-исполнителей  приводы  граждан  не
являющихся по повесткам вышеуказанных должностных лиц. Но  во  всех  случаях
судебные приставы  прежде,  чем  приступить  к  исполнению  своих  служебных
функций обязаны предупредить об этом лиц в отношении которых   они  проводят
те или иные мероприятия.
       Не  стоит  лишний  раз  упоминать,  что  защиту   прав   человека   с
предоставлением  тех  или  иных  свобод  в  нашем  государстве  обеспечивает
Конституция  РФ,  различные  нормативные   и   правовые   акты,   издаваемые
Государственной думой. Но вернёмся к судебным приставам, итак при  получении
исполнительного листа либо  документа  приравняемого  к  таковому,  судебный
пристав проверяет соответствие данного  документа  к  предъявляемым  законом
требованиям.  После   того   как   судебный   пристав   удостоверится,   что
исполнительный документ соответствует  предъявляемым  требованиям,  судебный
пристав обязан в течении трёх  суток  вынести  постановление  о  возбуждении
исполнительного производства либо об отказе  от  такового  (при  обнаружении
нарушений к предъявляемому к исполнению документа). Каким образом,   в  этой
стадии исполнительного производства  осуществляется  защита  прав  человека?
Пожалуй, только лишь косвенно,  судебный  пристав  проверяет  исполнительный
документ на предмет законности оформления  т.е.  если  документ  неправильно
оформлен он возвращает его в орган его выдавший, несмотря  на  вину  лица  в
отношении которого он выдан (в данном  докладе  речь  идёт  исключительно  о
физических  лицах).  Далее,  судебный  пристав   выносит   постановление   о
возбуждении исполнительного производства причём законодатель  отпускает  ему
в этом три дня,  если  судебный  пристав  выносит  постановление  позже,  то
фактически всё исполнительное производство будет незаконным  даже  если  его
последующие  действия  будут   законными.   При   выносе   постановления   о
возбуждении исполнительного  производства,  судебный  пристав  обязан  копию
данного  постановления  направить  должнику  (ответчику)  и   предложить   в
пятидневный срок в добровольном порядке  погасить  имеющуюся  задолженность.
Т.е. законодатель, устанавливает  судебному  приставу  конкретные  сроки,  в
рамках которых судебный пристав-исполнитель должен  провести  процессуальные
действия. Без соблюдения этих процедур все его  последующие  действия  могут
быть должником обжалованы.
Важной организационно-правовой гарантией является институт обжалования
действий судебного пристава. Право граждан обжаловать действия должностного
лица – одно из важных конституционно-правовых средств защиты их прав и
законных интересов (п.2 ст.46 Конституции РФ). В соответствии с этим пункт
1 ст.19 Федерального закона «О судебных приставах» и пункт 1 ст.90
Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают, что
действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному
лицу или в суд.
В целом законодатель даже в стадии исполнения решения правоохранительного
органа, выдавшего исполнительный документ, т.е. когда вина ответчика уже
установлена и доказана и из ответчика он превращается в должника тем не
менее даёт ответчику право на обжалование такого решения (статьи«Закона о
судебных приставах»). При этом при подаче такого заявления в
соответствующие органы судебный пристав обязан вынести постановление на
приостановление исполнительного производства до вынесения решения
вышестоящего органа в который должник направил соответствующее заявление.
Подать жалобу на незаконные действия судебного пристава либо на их
отсутствие заинтересованное лицо может подать: Старшему судебному приставу;
в главное управление Службы судебных приставов по региону или области; в
Министерство Юстиции РФ; в районную, городскую, областную, генеральную
прокуратуру; в районную, городскую, областную администрации; в Комитет по
защите прав человека; Региональному представителю президента; в районный,
городской, областной, Верховный суд, а при исчерпании всех возможных
методах внутригосударственного урегулирования, в международный суд в
г.Страсбурге в республике Франция.  Причём подать жалобу либо исковое
заявление можно на любой стадии исполнительного производства. В 1999г. на
действия судебных приставов-исполнителей от граждан и юридических лиц в суд
поступило 25 тыс. жалоб, из которых 10 тыс. были удовлетворены в пользу
истцов.
Институт возмещения вреда, причинённого действиями судебных приставов,
закреплён в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» и в п.2
ст.90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» согласно которым
ущерб (вред), причинённый судебными приставами гражданам и организациям,
подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством РФ.
В федеральном законе «Об исполнительном производстве» ст.44 закрепляет, что
является основанием применения мер принудительного исполнения, ст. 45
устанавливает перечень мер принудительного исполнения, а в ряде последующих
статей прописан порядок осуществления мер принудительного исполнения.  Далее
      при совершении исполнительных  действий,  связанных  с  принудительным
исполнением, в обязательном порядке составляются  следующие  документы:  акт
описи и ареста имущества, акт изъятия арестованного имущества, акт  описи  и
ареста денежных средств, акт изъятия денежных средств, акт о  вселении  либо
выселении, акт о вскрытии помещения. Все эти  акты  в  обязательном  порядке
составляются в присутствии не менее двух понятых, при  этом  понятые  должны
быть  люди  абсолютно  посторонние,  не  заинтересованные  в  исполнительном
производстве  и  не  состоять  в  родственных  отношениях  с  кем  либо   из
участников  исполнительного  производства.  Не  соблюдение  любого  из  этих
принципов, ставит под угрозу законность действий судебного пристава, и  даёт
возможность участникам исполнительного  производства  для  подачи  жалобы  в
вышестоящий орган на его действия. Так же  законодатель  ограничивает  время
работы судебного пристава: в обычные дни с 6.00 до 22.00; в случаях  крайней
необходимости и с 22.00 до 6.00, только с  письменного  разрешения  старшего
пристава; в праздничные и выходные дни в любом случае только  с  письменного
разрешения старшего судебного пристава. То есть судебный пристав  не  явится
к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти рамки закона.
Анализ практики деятельности Службы судебных приставов позволил выявить
факты несовершенства и пробельности действующего законодательства,
регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и законных
интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного Суда
Российской
      Не менее серьёзная проблема – недостаточный уровень правовой  культуры
и нравственных ценностей судебных приставов исполнителей.  Статья  3  ФЗ  «О
судебных  приставах»  гласит:  Судебным  приставом  может   быть   гражданин
Российской Федерации, достигший двадцатилетнего  возраста,  имеющий  среднее
(полное)  общее  или  среднее  профессиональное  образование  (для  старшего
судебного пристава – высшее юридическое  образование),  способный  по  своим
деловым  и  личным  качествам,  а  также  по  состоянию  здоровья  исполнять
возложенные на него обязанности.  То  есть  судебным  приставом  может  быть
любое лицо имеющее среднее образование и при этом  наличие  службы  в  армии
считается необязательным.
Институт обязанности судебных приставов действовать в строгом соответствии
с законом. Судебные приставы по обеспечению  установленного  правопорядка  в
зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей  и
      оказанию физической помощи  при  осуществлении  судебными  приставами-
исполнителями своих служебных  обязанностей  действуют  также  на  основании
закона «О судебных приставах». Так, согласно ст.13  Федерального  закона  «О
судебных приставах» судебный  пристав  обязан  использовать  предоставленные
ему права в соответствии с законом  и  не  допускать  в  своей  деятельности
ущемления прав и законных интересов граждан и  организаций.  А  ст.15  этого
закона строго регламентирует условия и пределы применения  физической  силы,
специальных средств и огнестрельного  оружия.   И  при  осуществлении  своих
обязанностей  судебные  приставы  должны  строго  придерживаться  не  только
закона «О судебных приставах» но и как  судебные  приставы-исполнители  всех
действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.
      К примеру, при осуществлении привода лица не являющегося по  повесткам
судебного  пристава-исп.  либо   судьи   судебный   пристав   обязан   иметь
постановление о приводе в  котором  должны  быть  правильно  указаны  данные
лица, которое необходимо  доставить,  при  доставке  данного  лица  судебный
пристав должен быть вежлив и корректен  настолько  насколько  это  возможно.
Использовать спецсредства только в случае  крайней  необходимости  и  только
после предупреждения.
       Какие  мы  сможем  сделать  выводы:  предоставив  судебным  приставам
полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное  для
того, чтобы оградить и защитить  человека от чиновничьего произвола,  лишить
госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов  действовать  только  в
строгих рамках закона.





смотреть на рефераты похожие на "Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов "