Технология

Мультимедиа



Мультимедиа.

     Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,
реализующих обработку информации  в звуковом и зрительном
виде.  Мультимедиа  спроектирована, чтобы передавать звук, данные
и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на
пример, для проведения персональных видеоконференций).

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ И РОССИИ

I. Введение.
       Каждый из нас не раз слышал, что "компьютер может все". Однако, в
реальной жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний
прежде всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности
компьютера, известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуация
существенно изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих
раскрыть этот потенциал в привычной информационной среде.

      В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютеризации
различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа (multimedia)
технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном
режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой
пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое
применение мультимедиа технологии нашли в образовании - от детского до
пожилого возраста и от вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа
продукты успешно используются в различных информационных, демонстрационных
и рекламных целях, внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало
бурный рост новых применений.

     Развитие мультимедиа технологий в информационном обществе справедливо
сравнивают по значимости с появлением кино в обществе индустриальном.

II. Положение в мире.
    Характерным отличием мультимедиа продуктов является большой
информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих
продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт. На
мировом рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа
продуктов на CD-ROM. Как правило, каталоги содержат следующие разделы:

     энциклопедии и справочники;
     образование;
     развлечения;
     игры;
     обучающие и развивающие игры.

    Если в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в 1999 году продажа
составила 52,1 миллионов дисков. Не существует аналогичного сектора
мирового рынка, где объемы продаж увеличились в 10 раз за 3 года.

    Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практически вытеснила
альтернативные решения, также как аналоговые видеодиски и видеоленты. Доля
специализированных устройств демонстрации, таких как CDI, существенно
упала, мультимедиа прочно обосновалась на компьютерах общего применения.
Для широкого пользователя наибольшее распространение получили две
компьютерные платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы на
сегодня равноценны с точки зрения возможностей. Разница заключается лишь в
том, что IBM PC является открытой системой, где набор дополнительных
мультимедиа устройств определяет сам пользователь, выбирая и широкую
номенклатуру, а в Apple это сделали специалисты фирмы.

     Такой подход Apple давал преимущества на первом этапе развития
мультимедиа и становится тормозом в настоящее время. Анализ каталогов CD-
ROM показывает, что доля продуктов для IBM РС уже существенно выше, чем для
Apple Macintosh. Огромное количество аппаратных и программных расшире-ний
IBM, представленных на рынке, также свидетельствует о преимуществах
открытых систем.

      Наряду с продуктами, подготовленными к широкой продаже, имеется
значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в
университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 94- World
Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Vancower, Canada,
June, 1994).

      Эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато
имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и
удовлетворения нужд данного учебного заведения.

      Количество таких разработок колоссально. Достаточно сказать, что на
упомянутой конференции было представлено более 500 докладов и демонстраций,
отобранных из трех тысяч предложений, которые поступили от университетов
практически всех стран мира.

      Третье бурно развивающееся направление - мультимедиа в
телекоммуникациях. Многие крупные фирмы активно ведут разработки
коммуникаций на основе волоконно-оптических сетей стандарта ISDN. Канал в
такой сети имеет пропускную способность 64 Кбит/сек и пользователю может
быть одновременно предоставлено несколько каналов. Спектр предлагаемых
применений весьма широк - от заказа товара по мультимедиа каталогу и
просмотра заказной телепередачи до выбора нужной книги и участия в
мультимедиа телеконференции. Такие разработки уже имеют общее название
Information highway и предполагаются к объединению в рамках государственных
программ.

      В то же время активно популяризируется идея использования уже
существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С
этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе
гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный
недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В
то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются
профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры,
программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае
профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по
объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной
области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа
фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый
преподаватель университета при подготовке своего курса мог набрать
необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор
Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что,
несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропускная
способность сетей, авторское право и др.), идея такого "мирового
университета" жизнеспособна.

III. Положение в России.
     Еще три года назад трудно было предположить появление рынка
мультимедиа продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не
менее, объем продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами
штук. Появились фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве
их
насчитывается семь. Развиваются фирмы - распространители CD-ROM, освоен
серийный выпуск дисков на Уральском электромеханическом заводе. По
некоторым данным, российскими производителями разработано до 40
наименований мультимедиа продуктов, правда, большинство из них - по
зарубежным заказам. Важно отметить, что по состоянию на 1994 год высшая
школа занимает лидирующее положение в области разработки мультимедиа
продуктов в России.

     Благодаря межвузовской научно - технической программе " Мультимедиа
технологии" (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались
группы специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт
и техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный
гуманитарный университет, Московский государственный институт электроники и
математики (технический
университет), Санкт - Петербургский государственный морской технический
университет). Во многих ВУЗах руководство поддерживает инициативные работы
в этой области. Ежегодно к программе подключалось 2-3 новых группы,
получившие необходимый опыт из инициативных работ. В рамках программы
создана и действует центральная инфостудия Госкомвуза России - "Экон",
которая на сегодня является самым крупным разработчиком мультимедиа
продуктов в стране.

    В 1994 году результаты работ по программе представлялись на 18
международных выставках и конференциях, в том числе - на крупнейших
зарубежных ("CeBIT" - в Германии, "Comdex/Fall" - в США, "CEETEX" - в
Англии, "Евромитинг" - в Бельгии, "ED-MEDIA" - в Канаде), а также - на
наиболее представительных в России ("Аниграф", "Comtec", "Графикон" и др.).
Уровень разработок можно оценить полученными от зарубежных фирм и
университетов предложениями (более 30).

     Анализ представленных результатов был дан практически во всей
компьютерной периодике ("Компьютер пресс", "Мир ПК", "КомпьюТерра", "Софт-
маркет" и др.), в других средствах массовой информации (TV - 1, 2,
4,"Коммерсант - Daily", "Наука и бизнес", "Поиск", "625" и др.).

      Такая широкая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод –
российские мультимедиа продукты для образования рассматриваются как одни из
самых перспективных в мире, а образовательная система является самой
эффективной почвой для развития мультимедиа технологий в стране.





смотреть на рефераты похожие на "Мультимедиа"