Технология

Развитие науки в XX веке


                          Развитие науки в XX веке.

      Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями  в  жизни
человеческого  общества.  Глубокие  сдвиги  в  экономических,  политических,
общественных структурах  периодически  взрывают  устоявшийся,  казалось  бы,
порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В  основе  этих
движений  -  научно-технический   прогресс,   темпы   которого   все   более
ускоряются.
      Произошла целая серия технологических  и  фундаментальных  открытий  в
области  электроники,  радиофизики,  оптоэлектроники  и  лазерной   техники,
современного  материаловедения  (“новые  материалы”),  химии   и   катализа,
создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие  информационных
технологий, поразительные результаты  в  области  микро-  и  наноэлектроники
породили  производство  наукоемких  продуктов,  в   основе   которых   лежат
наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое  развитие  в
последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние  десятилетия
приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере  взаимодействия
науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое  сокращение
срока реализации научных  открытий:  средний  период  освоения  нововведений
составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. -  24  года,  с  1945  по
1964г. -  14  лет,  а  для  наиболее  перспективных  открытий  (электроника,
атомная  энергетика,  лазеры)  -  3-4  года.   Произошло,   таким   образом,
сокращение  этого  периода  до  продолжительности   строительства   крупного
современного  предприятия.   Это   означает,   что   появилась   фактическая
конкуренция научного знания и технического  совершенствование  производства,
стало экономически более  выгодным  развивать  производство  на  базе  новых
научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники.  В
результате изменилось взаимодействие науки с производством:  раньше  техника
и производство развивались в основном путем накопления эмпирического  опыта,
теперь  они  стали  развиваться  на  основе  науки  -  в   виде   наукоемких
технологий.  Это  технологии,  в  которых  способ   производства   конечного
продукта  включает  в  себя  многочисленные  вспомогательные   производства,
использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-
технического прогресса. Например, в  ключевой  области  современного  НТП  -
микроэлектронике  -  скорость  накопления  опыта  характеризуется  ежегодным
удвоением сложности и объема выпуска  интегральных  схем  при  30-процентном
снижении издержек и цен.  В  этих  условиях  отставание  чревато  не  только
потерей позиций в данной отрасли, но  и  безнадежным  отставанием  отраслей,
где широко  применяется  электроника  -  в  таких  наукоемких  отраслях  как
лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения  и  др.  Эти  технологии
используют многочисленные  достижения  фундаментальных  и  прикладных  наук.
Скорость  появления  новых  изобретений  и  совершенно   новых   направлений
исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями  научного
знания способствует увеличению  скорости  морального  износа  уже  имеющейся
техники и технологии. Следующее за  этим  обесценение  постоянного  капитала
вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности.  Поэтому
у производителей высок интерес  к  научным  знаниям,  они  заинтересованы  в
контактах с наукой.
      Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные,
обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг
друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные
разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов,
принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же
научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и
продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется
вести активный научный поиск, который потребуется вести во многих
направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного
применения нововведения. Риск неточного выбора направления разработки
чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые страны накопили
значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли
различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь сами по
себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования:
технологическая кооперация, межстрановый технологический трансферт,
территориальные научно-промышленные комплексы.

                            Американская модель.
      В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа  “научных
парков”:
“научные парки” в узком смысле слова;
“исследовательские парки”, отличающиеся от  первых  тем,  что  в  их  рамках
новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
“инкубаторы”(в США) и инновационные  центры  (в  Великобритании  и  Западной
Европе), в  рамках  которых  университеты  “дают  приют”  вновь  возникающим
компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную  плату  землю,
помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

      “Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - относятся
к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

      Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский.  Он  расположен  на
землях   университета,   сдаваемых   в   аренду    сроком    на    51    год
“высокотехнологичным”  компаниям,  взаимодействующим  с   университетом:   в
последнем  преподает  много  инженеров-исследователей.  Парк  был   объявлен
заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди  компаний  -
три главных учреждения геологической службы США, гиганты  электроники  (IBM,
Hewlett  Packard),  аэрокосмические  компании   (“Локхид”),   химические   и
биотехнологические.
      Типичный  пример  “исследовательского  парка”,  в  котором  на  землях
университета находятся не предприятия и лаборатории собственно  промышленных
компаний, а исследовательские  институты  некоммерческого  характера,  тесно
связанные  с  промышленностью,   -   Центр   Иллинойского   Технологического
Института (ИТИ), частный исследовательский центр США  с  бюджетом  около  68
млн. долларов в год.
      “Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой  старейший
“научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный  парк”
в Европе, в котором  разрешено  только  проведение  научно-исследовательских
работ и запрещено массовое производство.

                              Японская модель.
      Японская  модель  “научных  парков”,  в   отличие   от   американской,
предполагает  строительство  совершенно  новых  городов  -  так   называемых
“технополисов”,  сосредотачивающих  научные  исследования  в   передовых   и
пионерных  отраслях   и   наукоемкое   промышленное   производство.   Проект
“Технополис” - проект создания технополисов -  был  принят  к  реализации  в
1982 году.
      В  качестве  создания  “технополисов”  избрано   19   зон   равномерно
разбросанных по четырем островам.  Все  “технополисы”  должны  удовлетворять
следующим критериям:
быть расположенным не далее, чем  в  30  минутах  езды  от  своих  “городов-
родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек)  и  в  пределах  1  дня
езды от Токио, Нагои или Осаки;
занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
иметь сбалансированный  набор  современных  научно-промышленных  комплексов,
университетов и исследовательских институтов  в  сочетании  с  удобными  для
жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;
быть  расположенными  в  живописных  районах  и  гармонировать  с   местными
традициями и природными условиями.
      В 35 милях к северо-востоку  от  Токио  расположен  “город  мозгов”  -
Цукуба.  В  нем  живет  11500  человек,  работающих  в  50   государственных
исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из  98
ведущих государственных исследовательских  лабораторий  Японии,  что  делает
этот городок  одним  из  крупнейших  научных  центров  мира.  В  отличие  от
“технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов  научных
изысканий,  предполагающая  специализацию  на  прикладных  исследовательских
работах, Цукуба  -  город  фундаментальных  исследований,  и  роль  частного
сектора в ней невелика.
      Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за
счет местных налогов  и  взносов  корпораций.  “Ядром”  ряда  “технополисов”
(Хиросимы, Убе, Кагосимы) является  строительство  “научных  городков”  типа
Цукубы.  Некоторые   довольствуются   расширением   научных   и   инженерных
факультетов  местных  университетов.  Большинство   “технополисов”   создают
центры “пограничной  технологии”  -  инкубаторы  совместных  исследований  и
венчурного бизнеса.

                              Смешанная модель.
      Примером смешанной  модели  “научных  парков”,  ориентированной  и  на
японскую, и  на  американскую,  могут  служить  “научные  парки  Франции,  в
частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен  на  Ривьере,  на
площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям  и
исследовательским организациям; максимальное предусмотренное  число  занятых
- около 6 тысяч человек).



смотреть на рефераты похожие на "Развитие науки в XX веке"