Трудовое право

Права профсоюзов



                                 Содержание



  1. Классификация прав профсоюзов.    2


  2. Основные права профсоюзов.   3


  Список литературы.   12



                      1. Классификация прав профсоюзов.


      Все права профсоюзов классифицируются по сфере  их  деятельности.  При
этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:
    . Право представительства работников.
    .  Право   на   участие   в   нормотворческой   и   правоприменительной
      деятельности.
    . Право на защиту социально-трудовых прав  и  интересов  работников,  в
      первую очередь по защите права на труд.
    . Право на содействие занятости.
    . Право на ведение  коллективных  переговоров,  заключение  соглашений,
      коллективных договоров и контроль за их выполнением.
    . Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.
    .   Право    профсоюзного    контроля    за    соблюдением    трудового
      законодательства.
    . Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.
    . Права на  социальную  защиту  работников,  на  участие  в  управлении
      государственным   социальным    страхованием,    санаторно-курортными
      учреждениями.
   Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную  функцию.
Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные  права
их органов. И, как доказала Снигирева И.О., если правоспособностью  в  сфере
труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е.  способностью  своими
действиями осуществлять предоставленные им права, обладают  не  профсоюзы  в
целом, а только их органы.  Она  же  выделила  новую  юридическую  категорию
правообязанностей профсоюзов как сплава их юридических  полномочий  в  сфере
труда.[1]



                        2. Основные права профсоюзов.


      Право представительства работников закреплено за профсоюзами  ст.  226
КЗоТ  РФ  и  Законом  “О  коллективных   договорах   и   соглашениях”.   Они
представляют интересы своих членов по вопросам  труда  и  другим  социально-
экономическим вопросам. Закон “О коллективных  договорах  и  соглашениях”  в
ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не  только  членов
своего  профсоюза,  но  и  всех  работников,   если   не   члены   профсоюза
уполномочили его представлять их интересы.  Право  на  ведение  коллективных
переговоров   предоставляется   профессиональным   союзам    в    лице    их
соответствующих органов.
  Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений
на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении,  в
профилактике трудовых правонарушений, осуществляя  профсоюзный  контроль  за
соблюдением  трудового  законодательства,  а  также   и   в   восстановлении
нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав,  принимая  участие
в рассмотрении трудовых споров,  защищая  при  этом  права  работников.  Для
такого  участия  в   правовом   регулировании   труда   профсоюзы   наделены
государством правом на участие в нормотворчестве и  правоприменении,  правом
профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
      Так, проекты законодательных актов,  затрагивающих  социально-трудовые
права  работников,  рассматриваются  федеральными  органами  государственной
власти с учетом  предложений  общероссийских  профсоюзов  и  их  объединений
(ассоциаций).  Такие  же  проекты  рассматриваются  и  принимаются  органами
исполнительной власти, органами  местного  самоуправления  с  учетом  мнения
соответствующего   профсоюза.   Таким   образом,   все   нормативные   акты,
затрагивающие социально-трудовые права работников, должны  пройти  перед  их
принятием апробацию профсоюзов, которые  могут  сделать  по  ним  замечания,
предложения.
      Все   нормативные   условия   социально-партнерских    соглашений    и
коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.
      Первичный профсоюзный орган на производстве — профком в соответствии с
КЗоТ РФ принимает участие в правоприменении.
      На практике до сих пор почти  на  всех  предприятиях,  в  учреждениях,
организациях профсоюзный  контингент  совпадает,  как  правило,  с  составом
трудового  коллектива,  поскольку  почти  все  члены  трудового   коллектива
являются  членами  одного  профсоюза,  так  как  не   привились   задуманные
законодателем разновидности профсоюзов на  производстве.  Закон  о  трудовых
коллективах  подчеркивает  различие  трудового  коллектива   и   профсоюзной
организации, указывая, что последняя есть  одна  из  существующих  в  рамках
трудового коллектива общественных организаций, выполняющая  свойственные  ей
функции и обладающая определенными возможностями, т.е.  правами  в  процессе
управления социальными делами предприятия.[2]
      Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные,  но
и индивидуальные, когда,  например,  профком,  защищая  интересы  работника,
отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.
   Используя  право  представительства,  профсоюз  активно  реализует  свою
защитную функцию, которая  является  важнейшей  гарантией  трудовых  прав  и
законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.
       Право профсоюзов на участие в нормотворческой и  правоприменительной
деятельности  помогает  им  защищать  интересы  трудящихся,  трудовые  права
работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается  и  в  том,  что
профкомы организаций участвуют в создании локальных  норм  трудового  права,
повышающих  по  сравнению  с  законодательством  социальные   гарантии   для
работников данного производства.
      Согласно ст.11 Закона о профсоюзах, вправе выступать с предложениями о
принятии соответствующими органами государственной  власти  законов  и  иных
нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
      Права профкома организации широко предусмотрел КЗоТ РФ в различных его
главах по его участию в  применении  администрацией  многих  норм  трудового
права.
      При  этом  права  профкома   классифицируются   по   объему   прав   в
правоприменении на четыре вида.
      1.  Права  исключительно  его  компетенции,   он   их   не   делит   с
администрацией.  Это  право  назначать  пособие  по  больничному  листку   в
соответствии  со  ст.  238   КЗоТ,   которое   выплачивается   через   кассу
организации, выдавать  путевки  в  дома  отдыха,  санатории,  профилактории,
право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства.
      2. Совместные с администрацией  права.  Это  совместные  подготовка  и
заключение коллективного договора, определение кандидатов на  Доску  почета,
в Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам  за  выдающиеся
результаты в труде, распределение жилплощади, установление 5- или  6-дневной
рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет)  и  др.  В
совместных  правах  воля  администрации  и  профкома  одинаковы  как  по  их
инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов.
      3. Права согласительного  характера,  когда  норма  права  применяется
волей  администрации,  но  она  должна   быть   согласована   с   профкомом.
Согласительного характера  прав  у  профкома  много:  согласие  профкома  на
перевод членов профкома  на  другую  работу,  на  увольнение  по  инициативе
администрации  члена  соответствующего  профсоюза  без  вины  работника,  на
организацию  сверхурочных  работ,  работ  в  выходные  и  праздничные   дни,
утверждение  графиков  сменности,  очередности   отпусков   и   ряд   других
правоприменительных  действий  администрации  лишь   с   согласия   профкома
(установление   систем   оплаты   труда,   форм   материального   поощрения,
утверждения Положения о премировании, замена и пересмотр норм труда и др.).
Таким образом профкомы имеют право участвовать по некоторым
вопросам в реализации управленческой компетенции администрации.
  4.  Права  совещательного  характера,  когда  администрация  осуществляет
правоприменение  с  предварительного  уведомления  об  этом   профсоюзов  за
определенный срок. В этот  срок  профсоюзный  орган   может  высказать  свое
мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.
  Профсоюзы не только представляют интересы работников, но  и  защищают  их
социально-трудовые права. Так, права профсоюзов  по  защите  права  на  труд
заключаются в следующем:
  1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.
  2. Защищают права своих членов от незаконных  переводов  и  увольнений  и
способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.
  3. Предлагают меры по социальной защите  высвобождаемых  лиц,  закрепляют
эти меры в  коллективных  договорах,  социально-партнерских  соглашениях  на
основе законодательства.
  4. Мероприятия  по  ликвидации  организации,  структурных  подразделений,
полная  или  частичная  приостановка   производства,   влекущие   за   собой
сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда,  должны  осуществляться
работодателем лишь при предварительном уведомлении об  этом  соответствующих
профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении  с  ними  переговоров  по
соблюдению прав и интересов трудящихся.
  5.   Осуществляют   контроль   за   состоянием   занятости,   соблюдением
законодательства в области занятости.
  6. Имеют преимущественное право на  ведение  коллективных  переговоров  с
работодателями  и  администрацией,  заключение  коллективных   договоров   и
соглашений  и  контролируют  их  выполнение.  В  них  они  могут   закрепить
дополнительные гарантии права  на  труд  для  работников  или  их  отдельных
групп.
  Права  профсоюзов  на   содействие   занятости   предусмотрены   ст.   12
Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона  РФ  о  занятости.  В  этой
области профсоюзы имеют следующие права:
  1. Принимать участие в  разработке  государственных  программ  занятости,
предлагать меры по социальной  защите  членов  профсоюза,  высвобождаемых  в
результате реорганизации или ликвидации организации.
  2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные органы  власти
предложения о перенесении сроков или временном прекращении  реализации  мер,
связанных с высвобождением работников.
  3.  Осуществлять  защиту  социальных  гарантий  трудящихся   в   вопросах
обеспечения   занятости,   приема   на    работу    (службу),    увольнения,
предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
  4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее
чем  за  три  месяца)  уведомлены  работодателем  о   предстоящем   массовом
высвобождении   работников   в   связи   с   рационализацией   производства,
совершенствованием  организации  труда,   ликвидацией,   перепрофилированием
производства, полной или частичной приостановкой производства по  инициативе
органов управления, работодателя.
  5. Органы управления, работодатели  по  предложению  профсоюзов  проводят
взаимные  консультации  по  проблемам  занятости.   По   их   итогам   могут
заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.
  6. Профсоюзные  организации,  их  выборные  органы  вправе  требовать  от
работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по  обеспечению
занятости.
  7. Предложения профсоюзных органов  в  связи  с  массовым  высвобождением
работников, направленные в соответствующие  органы  власти  и  управления  и
работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
  Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы  в  стране,  должны
активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.
  Закон “О коллективных договорах  и  соглашениях”  предоставил  профсоюзам
право  от  имени  работников  вести   коллективные   переговоры,   заключать
социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять  контроль
за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.
      Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст.  22
Федерального  закона  о  профсоюзах.  Они  включают  их  права   в   области
социального  страхования  и  охраны   здоровья,   социального   обеспечения,
улучшения жилищных условий и других видов  социальной  защиты  работников  и
предусмотрены соответствующими федеральными законами  и  законами  субъектов
Федерации.
  Профсоюзы  вправе  участвовать  в  формировании  социальных  программ,  в
разработке мер по  социальной  защите  работников,  в  определении  основных
критериев  жизненного  уровня,   размеров   индексации   зарплаты,   пенсий,
стипендий, пособий и компенсаций  и  осуществлять  профсоюзный  контроль  за
соблюдением законодательства в этой сфере.
      Право профсоюзов участвовать в управлении  государственным  социальным
страхованием. В 1993 г.  Правительство  РФ  вернуло  себе  право  управления
Фондом  государственного  социального  страхования,  ранее   (в   1932   г.)
переданное профсоюзам. Профсоюзы  теперь  имеют  право  участвовать  в  этом
управлении, лишь выдавая  по-прежнему  бесплатно  или  с  частичной  оплатой
путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать  пособия  по  государственному
социальному страхованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238  КЗоТ  РФ.
Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию  и
делают соответствующие представления  в  органы  социального  обеспечения  о
назначении пенсий.[3]
        Профсоюзы  управляют  находящимися  в  их  ведении  домами   отдыха,
пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами,  спортивными  базами  и
другими оздоровительными и культурно-массовыми  учреждениями.  У  профсоюзов
есть своя профсоюзная собственность  на  эти  учреждения.  Профсоюзы  вправе
самостоятельно  вступать  в   международные   объединения   и   организации,
сотрудничать с профсоюзами других стран.
    Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и  ст.  15  Основ  об  охране
труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда  и  окружающей
природной  среды.  По  этим  вопросам  они   имеют   право   участвовать   в
формировании государственных программ  и  в  разработке  нормативно-правовых
актов.
  Постановление профкома  по  поводу  составления  или  содержания  акта  о
несчастном случае на производстве является обязательным для администрации.
  При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая  инспекция  труда,
осуществляющая профсоюзный контроль за  охраной  труда  на  подведомственных
производствах,  а  также  правовая  инспекция  труда,  осуществляющая  такой
контроль за соблюдением  трудового  законодательства.  Обе  эти  профсоюзные
инспекции действуют пока на основании  соответствующих  положений  о  них  и
имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности  должностных  лиц
администрации, виновных в трудовых правонарушениях.
      Профсоюзный орган не ниже районного имеет право, согласно ст. 37  КЗоТ
РФ, требовать смещения руководящих  работников  администрации  за  нарушение
трудового законодательства, коллективных договоров, волокиту и бюрократизм.
  Права профсоюзов по надзору и контролю за  охраной  труда  и  соблюдением
трудового  законодательства  имеют  все  органы  профсоюзов.  Так,   профком
осуществляет   повседневный   контроль   за   охраной   труда   и   трудовым
законодательством,  участвует  в   расследовании   несчастных   случаев   на
производстве  и  соответствующим  образом  реагирует  на  них.  Совместно  с
администрацией разрабатывает инструкции по охране труда  и  контролирует  их
соблюдение.



                             Список литературы.


   1. Конституция РФ М. 1998 г.
   2. Закон РФ “О профсоюзах, их правах  и  гарантиях  их  деятельности”  от
      20.01.96 г.// Российская  газета от 02.02.96 г.
   3. КзоТ РФ. М. 1999 г.
   4. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М. 1997 г.
   5. Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского  трудового  права.
      Автореферат. М., 1988 г.
-----------------------
[1] Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права.
Автореферат. М., 1988 г. с6-7
[2] К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. Трудовое право России. М. 1997 г. стр.
103
[3] КзоТ РФ. Гл. 15 стр. 45



смотреть на рефераты похожие на "Права профсоюзов"