Трудовое право

Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся




                                  РЕФЕРАТ 1
ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ МЕБЕЛИ


                                                                  Выполнила:
                                                           Гайворонских О.Н.



                             Славянск-на-Кубани
                                   2004г.
      С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим
становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой (столом) от  4
до 6 ч в младших классах и от 8 до  10  в  старших  классах.  Вместе  с  тем
статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление  организма
 развивается относительно быстро, что связано  с  возрастными  особенностями
двигательного анализатора.

|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |
|                                                         |


      Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников  через  9-10
мин  сокращенные  мышцы  переходят  из  состояния  напряжения  в   состояние
расслабления.  Внешне  это  проявляется  в  изменении   позы,   двигательном
беспокойстве.  Трудной  задачей  для  школьников  является   и   неподвижное
состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно»  более
5-7 мин (Р. А. Шабушин). Для подростков также  весьма  утомительно  стояние,
которое является основной позой при проведении  различных  линеек  в  школе,
пионерском лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.
      Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если  ученик  сидит
за мебелью неправильной  конструкции  или  не  отвечающей  своими  размерами
длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях учащийся  также  не  может
сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.
      Основные размеры парт (столов) и  стульев  приведены  на  рисунке  32.
Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено,  что  средние
величины отдельных параметров тела, которые  используются  для  установления
функциональных  размеров  мебели  и   их   оптимального   соотношения,   при
колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10-15 см существенно  не
отличаются.
                                 Таблица №1
|№      |Группа |Группа  |Высота крышки  |Высота         |Цветовая         |
|мебели |мебели |роста,  |стола,         |переднего края |маркировка       |
|       |       |см      |обращенного к  |сидения (над   |                 |
|       |       |        |ученику (над   |полом, см)     |                 |
|       |       |        |полом, см)     |               |                 |
|                 |                 |переднего края   |Переднего края   |
|                 |                 |крышки стола     |сиденья          |
|Г                |100-115          |48               |28               |
|Д                |115-130          |54               |32               |
|Ж                |Свыше 130        |60               |36               |

      Посадка  за  партой  (учебным  столом).  Наилучшие  физиологические  и
гигиенические  условия  для  работы  учащегося  за   партой   –   нормальное
зрительное  восприятие,  свободное  дыхание,  нормальное  кровообращение   –
создаются при правильной посадке.
Ученик  должен  глубоко  сидеть  на  скамье,  опираясь  пояснично-крестцовой
частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь  немного
наклоняя  ее  вперед.  Между  туловищем  и  краем  парты  должно  оставаться
свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты  в
тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на  пол
или подножку, предплечья свободно лежат на столе.
      Антропометрические  и  физиологические  исследования  указывают,   что
несколько наклонное положение туловища, возможность свободно  изменять  углы
наклона звеньев  корпуса  и  положения  конечностей  облегчает  нагрузку  на
связочно-мышечный  аппарат  и  центральную   нервную   систему   школьников.
Правильная поза учащихся во время занятий  должна  вырабатываться  с  первых
дней  посещения  школы.  О  правильной  позе  следует  постоянно  напоминать
учащимся в школе и дома, и не только в 1-4, но и в 5-9 классах.
      Подбор мебели. Учащиеся каждого класса относятся не менее  чем  к  3-4
ростовым группам. Поэтому в  каждом  классе  в  соответствии  с  количеством
ростовых групп необходимо ставить  мебель  не  менее  трех  различных  групп
(номеров). Только в этом случае каждому  ученику  можно  обеспечить  рабочее
место, соответствующее его росту. Если школьники  сидят  за  более  высокими
партами, чем им  требуется  по  росту,  то  неправильное  положение  тела  и
асимметрия плеч, как показали исследования, отмечается в  44%  случаев.  При
рассаживании  за  столы  более  низкие,  чем  требуется,   ассиметрия   плеч
регистрировалась у учащихся в 70%  случаев. Кроме того, в этих случаях  были
получены  данные,  свидетельствующие  о  большом  напряжении  мышц  спины  и
туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и  шейных  мышц
правой и левой половин тела. Изменения такого же характера  наблюдались  при
использовании  мебели,  имеющей  прямую  спинку,   наклон   сидения   назад,
укороченное сиденье.
      В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3-
4 см наибольшие  функциональные  сдвиги,  частые  резкие  нарушения  позы  и
жалобы на неудобство  мебели  наблюдаются  у  школьников  при  использовании
меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели  при
обратном соотношении. Поэтому если возникают затруднения с подбором  мебели,
лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.
      Изготовление парт предусмотрено только для оборудования  1-4  классов.
Запрещается использовать  в  классах  и  кабинетах  табуреты,  скамейки  или
другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).
      Ориентировочно  для  оборудования  учебных  помещений  однокомплектных
школ,  как  показали  измерения  учащихся  в  городах,  рабочих  поселках  и
сельской местности 2-4  климатогеографических  зон,  требуется  более  всего
мебель групп Б, В и Г.
      Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных  столов:  в
1 классе группы (номера) А – 12 и группы В – 3, во 2  классе  соответственно
10 и 5, в 3 классе  – 7 и 8, в 4 классе группы Б – 12 и группы В – 3.
      Учебные кабинеты для учащихся 5-11  классов  оборудуются  двухместными
ученическими столами, при этом  количество  столов  каждой  группы  (номера)
определяется количеством кабинетов на предмет.
      При двухсменной работе школы в одних и тех же  комнатах  размещают  (в
первую и во  вторую  смену)  параллельные  или  смежные  по  годам  обучения
классы: 2-3, 3-4, 5-6 и т.д. При этом в помещение, предназначенное  для  2-3
классов, ставят 2-3 парты группы А, 15-16 группы Б и  2-3  группы  В.  Такое
соотношение мебели трех групп позволяет рассадить большинство детей  как  2,
так и 3 класса в соответствии с ростом.
      Измерение роста учащихся для  определения  требуемого  номера  мебели.
Измерение роста учащихся  производится  обычным  ростомером  или  специально
приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями.  На  одной  стороне
рейки наносят деления с интервалом 15 см начиная от 130  см.  В  промежутках
между делениями последовательно проставляют все группы (номера)  мебели:  до
130 см наносят группу А. От 130 до 145 см – группу Б, от 145  до  160  см  –
группу В, от 160 до 175 см – группу Г и от 175 см и выше – группу Д.
      Произведя измерения роста с помощью такой рейки, можно  сразу  видеть,
на какую парту следует посадить школьника.  Школьники,  не  снимая  ботинок,
становятся около  рейки.  Для  определения  требуемого  номера  парты  могут
служить и данные роста, имеющиеся у школьного врача. В этом случае,  однако,
к каждому показателю роста необходимо прибавить 1-2 см на обувь.
      Расстановка мебели. Мебель меньших размеров  (групп,  номеров)  ставят
ближе к классной доске,  а  мебель  больших  размеров  –  дальше.  Например,
первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй –  группы
Б, третьей – мебель группы Б и т.д.
      В тех случаях, когда возникает необходимость ближе  к  классной  доске
поставить мебель больших  размеров,  ее  следует  ставить  только  первой  в
первом или третьем (четвертом) ряду.
      Рабочие места в классах и  учебных  кабинетах  за  первыми  и  вторыми
столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями  слуха.
Необходимо  помнить  и  о  правильной  расстановке  мебели  для  учащихся  с
пониженной остротой зрения.
      Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к  частым  ангинам
и  острым  воспалениям  верхних  дыхательных  путей,  рабочие  места   лучше
отводить дальше от окон.
      Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих  в  первом  и  третьих
рядах, меняют местами, не нарушая  соответствия  номера  парт  и  их  роста.
Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем  ряду,  тогда  во
второй половине года их нужно посадить за парты  соответствующих  номеров  в
первом ряду. Это мероприятие  исключает  появление  у  учащихся  привычки  к
постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в  сторону  классной
доски (списывания) или наглядных  пособий,  карт  и  схем,  размещенных  над
классной доской.
      Между рядами столов (парт) и стенами  учебного  помещения  соблюдаются
установленные расстояния.
       В  учебных  помещениях   обычной   прямоугольной   конфигурации   эти
расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда столов (парт)  –  не
менее 0.5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) – 0.5 м,  от
задней стены до последних столов (парт) –  0.65  м,  от  классной  доски  до
первых столов (парт) – 2 м, между рядами – 0.6 м.
      За соблюдениями расстояния между наружной стеной и первым  рядом  парт
требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела  ученика,  сидящего
в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг  от  друга  тепловые
условия, и это отрицательно сказывается на механизме  терморегуляции.  Пульс
ученика, сидящего около  горячего  радиатора,  учащается,  температура  тела
повышается.  Количество  острых  респиратурных  заболеваний  и  ангин  среди
учащихся, сидящих в первом от окон  ряду,  в  три  раза  больше,  чем  среди
школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.
      В классных комнатах и кабинетах квадратной и  поперечной  конфигурации
при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до  первых
столов (парт) должно быть не менее 2.5 м. Только в  этом  случае  при  длине
доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и  четвертом  рядах,
может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 300.  Другие  расстояния
в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон  до  первого  ряда
столов – 0.5 м, ширина проходов между рядами – не менее 0.6 м, от  последних
столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, –  0.8 м.


смотреть на рефераты похожие на "Гигиенические требования к оборудованию мебели. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся "