Безопасность жизнедеятельности

Первая медицинская помощь при остановке сердца


   При  остановке  или  очень  резком  ослаблении   сердечной   деятельности
кровоток по сосудам прекращается.Основные признаки остановки сердца:
    . Потеря сознания
    . отсутствие пульса
    . остановка дыхания
    . бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек
    . разширение зрачков
    . судороги
    Следует отметить, что массаж сердца должен производится  одновременно  с
вентиляцией легких.

     Внешний массаж сердца состоит  в  ритмичном  сдавливании  сердца  между
грудиной и позвоночником. При нажатии на  сердце  кровь  выжимается  из  его
плоскостей и поступает из левого желудочка в аорту и дальше,в  том  числе,по
сонным артериям в  головной  мозг,а  из  правого  желудочка  направляется  в
легкие,где происходит важный мехагизм оживления организма - насыщение  крови
кислородом. После того, как давление на грудь прекращается,плоскости  сердца
снова наполняются кровью.

    Потерпевшего укладывают  спиной  на  твердую  основу.Оказывающий  помощь
становится  сбоку  от  потерпевшего  и  поверхностями  ладоней   (основанием
кистей, а не  пальцами),которые  накладываются  друг  на  друга,нажимает  на
нижнюю треть груди. массаж сержца проводят  толчками,нажимая  на  руку  всем
телом до 50 раз в минуту.Амплитуда  колебаний  грудной  клетки  при  этом  у
взрослого человека должна составлять около  4-5  см.У  детей  массаж  сердца
следует  проводить  предельно  аккуратно,  только  одной  рукой,а  у   детей
грудного возраста - кончиками пальцев с частотой 100-120 нажатий в минуту.

    Если оживление проводит один человек, то  через  каждые  15  нажатий  на
грудину с интервалом в 1 секунду,он должен приостановить  массаж,провести  2
сильных искусственных вдоха методом "рот в рот" или "рот в нос".При  участии
2-х оживляющих необходимо после каждых пяти  нажатий  производить  вдох.Если
через час после начала массажа и вентиляции  легких  сердечная  деятельность
не возобновляется и зрачки остаются широкими,оживдение можно  прекратить.При
появлении четких признаков истинной смерти оживление может  быть  прекращено
раньше.

                 Основные мероприятия по поддержанию жизни.

Они  включают  в  себя  восстановление  проходимости  дыхательных  путей   с
последующей  искусственной  вентиляцией  и  поддержкой  кровообращения   без
использования специального оборудования. Рекомендованная  последовательность
действий представлена на рисунке 1.
При приближении к пациенту с возможной остановкой сердца  реаниматор  должен
убедиться в отсутствии опасности для собственного здоровья  и  только  потом
проводить реанимацию. Хотя такие ситуации  и  редки  в  больнице,  остановка
сердца   может   происходить   вследствие   электротравмы   или   отравления
токсическими веществами. В таких ситуациях  реаниматор  должен  принимать  в
расчет имеющийся риск для себя и по возможности его устранять.
Проверять наличие сознания лучше всего  громко  обращаясь  к  пострадавшему,
стараясь растормошить его за плечо. Если реакции  не  последовало,  позовите
на помощь и начните оказывать помощь.
Восстановление проходимости дыхательных путей может выполняться  без  каких-
либо трудностей путем разгибания головы и поднятия подбородка.  У  некоторых
пациентов на фоне такого маневра может потребоваться  введение  воздуховода.
Следует удалить съемные зубные протезы и прочие инородные  тела  из  ротовой
полости.
Вспомогательная вентиляция должна  проводиться  при  отсутствии  спонтанного
дыхания  у  пациента.  Ее  можно  осуществлять  путем  вдувания  выдыхаемого
воздуха (рот в рот, рот в нос, используя карманную маску  Лердела)  или  при
помощи самораздувающихся мешков, обычно с дополнительным кислородом.  Подача
кислорода в мешок должна осуществляться через резервуар на  входном  клапане
мешка. Адекватность вентиляции оценивается по  движению  грудной  клетки  во
время вдоха. Обычно оптимальным является дыхательный объем 400-500 мл.



                 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАНИМАЦИИ ВЗРОСЛЫХ

 
                                    [pic]
 Пошлите или пойдите за помощью в соответствии с рекомендациями
Рис.  1.  Рекомендованная  последовательность  мероприятий   по   реанимации
взрослых
 
Компрессия грудной клетки (ранее известная  как  массаж  сердца)  проводится
при  отсутствии  пульса  на  магистральных  (сонной)  артериях.  Манипуляция
создает положительное давление в грудной клетке во  время  фазы  компрессии.
Клапаны вен и сердца обеспечивают антеградное поступление крови  в  артерии.
Когда грудная клетка принимает исходную форму, кровь возвращается в  грудную
клетку  из  венозной  части  системы  кровообращения.   Небольшой   кровоток
обеспечивается за счет сдавления сердца между грудиной и позвоночником.  При
проведении компрессии грудной клетки кровоток составляет 25% от  нормального
сердечного  выброса.  Настоящие  рекомендации   предлагают   на   каждые   5
компрессий проводить один вдох  при  наличии  двух  реаниматоров.  В  случае
только  одного  реаниматора  15  компрессий  должны   сопровождаться   двумя
вдохами. Частота компрессий должна составлять 100 в минуту.
Начиная компрессию грудной клетки:
Положите пациента на твердую поверхность
Найдите середину грудины и отмерьте 2  пальца от ее  нижнего  края  (рисунок
2). Не  убирая  пальцев  положите  ребро  ладони  второй  руки  на  грудину.
Положите обе руки как показано на рисунке 3 и сжимайте грудину на 4-5  см  у
взрослых.
Сохраняйте руки прямыми и разогнутыми в локтях (рисунок 4),  убедитесь,  что
давление прилагается на грудину,  но  не  на  ребра.  Выполняйте  компрессию
адекватно, важно находиться над пациентом.  Если потребуется -  встаньте  на
подставку.
Регулярно меняйте реаниматора, так  как  он  быстро  устает  при  тщательном
выполнении.
Реаниматор, выполняющий компрессии, должен громко считать «1, 2, 3,  4,  5»,
а реаниматор, выполняющий вентиляцию, должен считать количество  завершенных
циклов.
Показано, что  раннее  начало  оказания  первичной  помощи  улучшает  исход,
особенно  если  откладывается  проведение   квалифицированного   поддержания
проходимости  ВДП  и  дефибрилляция.  При  проведении  первичной  реанимации
обеспечивается   минимальный   уровень   доставки   кислорода,   что   можно
рассматривать как  жизненно  важное  поддерживающее  мероприятие,  способное
воздействовать на непосредственную причину остановки сердца  и  восстановить
в  определенной  степени  спонтанное  кровообращение,  предотвращая  переход
сердечного ритма в асистолию.
 
[pic]
 
[pic]
 
[pic]
 

|Остановка сердца и дыхания у ребенка 1—8 лет                                 |
|                                                                             |
|Что нужно знать:                                                             |
|Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания никогда|
|не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения:              |
|специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее.      |
|Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в        |
|дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания».              |
|                                                                             |
|Чего не следует делать:                                                      |
|Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно:|
|это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму |
|позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он.  |
|Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас   |
|немедленно вызывает неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную   |
|реанимацию.                                                                  |
|Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете          |
|реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем вызовите |
|неотложную помощь.                                                           |
|Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной     |
|реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь.                           |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок,      | |[pic]                     |
|c] |осторожно потеребите его и позовите по      | |                          |
|   |имени.                                      | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко       | |[pic]                     |
|c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая  | |                          |
|   |ему спину, положите ребенка на твердую      | |                          |
|   |поверхность лицом вверх и обнажите ему      | |                          |
|   |грудь.                                      | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от        | |[pic]                     |
|c] |запавшего языка, приподнимите ребенку       | |                          |
|   |подбородок и отведите голову назад.         | |                          |
|   |Если вы подозреваете у ребенка травму       | |                          |
|   |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть  | |                          |
|   |вперед, стараясь при этом не двигать голову | |                          |
|   |и шею. Рот ребенка должен оставаться        | |                          |
|   |открытым.                                   | |                          |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы      | |[pic]                     |
|c] |услышать его дыхание, и посмотрите, движется| |                          |
|   |ли его грудная клетка. Присматривайтесь и   | |                          |
|   |прислушивайтесь не более 5 секунд.          | |                          |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к        | |[pic]                     |
|c] |искусственному дыханию.                     | |                          |
|   |Не меняя положения головы ребенка, большим и| |                          |
|   |указательным пальцами зажмите ему нос и     | |                          |
|   |плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте| |                          |
|   |2 медленных полных вдувания воздуха, с      | |                          |
|   |паузой между ними.                          | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Если грудная клетка во время искусственного | |[pic]                     |
|c] |дыхания не приходит в движение, измените    | |                          |
|   |положение головы ребенка и сделайте еще 2   | |                          |
|   |вдувания воздуха.                           | |                          |
|   |Если грудная клетка во время искусственного | |                          |
|   |дыхания не приходит в движение, значит,     | |                          |
|   |дыхательные пути непроходимы. См. «Инородное| |                          |
|   |тело у ребенка старше 1 года, с потерей     | |                          |
|   |сознания».                                  | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается  | |[pic]                     |
|c] |во время искусственного дыхания,            | |                          |
|   |прикоснитесь двумя пальцами к адамову       | |                          |
|   |яблоку. Переместите пальцы в углубление     | |                          |
|   |между адамовым яблоком и мышцей на боковой  | |                          |
|   |стороне шеи. В течение 5—10 секунд пытайтесь| |                          |
|   |нащупать пульс.                             | |                          |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное  | |[pic]                     |
|c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха    | |                          |
|   |каждые 4 секунды. Через каждые 15 вдуваний  | |                          |
|   |проверяйте пульс.                           | |                          |
|   |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь.  | |                          |
|   |Потом продолжайте искусственное дыхание с   | |                          |
|   |проверкой пульса.                           | |                          |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Если пульса нет, начинайте непрямой массаж  | |[pic]                     |
|c] |сердца.                                     | |                          |
|   |Не меняя положения головы ребенка, положите | |                          |
|   |выступ своей ладони ему на грудину 5 раз    | |                          |
|   |так, чтобы грудина каждый раз опускалась на | |                          |
|   |2,5—4 см. Нажимайте на грудину плавно и     | |                          |
|   |ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|[pi|Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями  | |[pic]                     |
|c] |на грудину. Повторите эти приемы 10 раз.    | |                          |
|[pic]                                                                        |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь       | |[pic]                     |
|c] |нащупать пульс.                             | |                          |
|                                                                             |
|[pic]                                                                        |
|                                                                             |
|[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или  |
|c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в  |
|   |пункте 8.                                                                |

|Остановка сердца и дыхания у ребенка старше 8 лет                          |
|                                                                           |
|Что нужно знать                                                            |
|Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания      |
|никогда не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения:    |
|специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее.    |
|Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в      |
|дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания».            |
|Чего не следует делать                                                     |
|Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не     |
|нужно: это может привести к остановке сердца.                              |
|Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову |
|и шею, когда определяете, дышит ли он.                                     |
|Когда обращаться к врачу                                                   |
|Если рядом есть другой человек, пусть один из вас немедленно вызывает      |
|неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную реанимацию.         |
|Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете        |
|реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем        |
|вызовите неотложную помощь.                                                |
|Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной   |
|реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь.                         |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок,    | |[pic]                     |
|c] |осторожно потеребите его и позовите по    | |                          |
|   |имени.                                    | |                          |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко     | |[pic]                     |
|c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая| |                          |
|   |ему спину, положите ребенка на твердую    | |                          |
|   |поверхность лицом вверх и обнажите ему    | |                          |
|   |грудь.                                    | |                          |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от      | |[pic]                     |
|c] |запавшего языка, приподнимите ребенку     | |                          |
|   |подбородок и отведите голову назад.       | |                          |
|   |Если вы подозреваете у ребенка травму     | |                          |
|   |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть| |                          |
|   |вперед, стараясь при этом не двигать      | |                          |
|   |голову и шею. Рот ребенка должен          | |                          |
|   |оставаться открытым.                      | |                          |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы    | |[pic]                     |
|c] |услышать его дыхание, и посмотрите,       | |                          |
|   |движется ли его грудная клетка.           | |                          |
|   |Присматривайтесь и прислушивайтесь не     | |                          |
|   |более 5 секунд.                           | |                          |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к      | |[pic]                     |
|c] |искусственному дыханию.                   | |                          |
|   |Не меняя положения головы ребенка, большим| |                          |
|   |и указательным пальцами зажмите ему нос и | |                          |
|   |плотно прижмите свой рот к его рту.       | |                          |
|   |Сделайте 2 медленных полных вдувания      | |                          |
|   |воздуха, с паузой между ними.             | |                          |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Если грудная клетка во время              | |[pic]                     |
|c] |искусственного дыхания не приходит в      | |                          |
|   |движение, измените положение головы       | |                          |
|   |ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.| |                          |
|   |                                          | |                          |
|   |Если грудная клетка во время              | |                          |
|   |искусственного дыхания не приходит в      | |                          |
|   |движение, значит, дыхательные пути        | |                          |
|   |непроходимы. См. «Инородное тело у ребенка| |                          |
|   |старше 1 года, с потерей сознания».       | |                          |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается| |[pic]                     |
|c] |во время искусственного дыхания,          | |                          |
|   |прикоснитесь двумя пальцами к адамову     | |                          |
|   |яблоку. Переместите пальцы в углубление   | |                          |
|   |между адамовым яблоком и мышцей на боковой| |                          |
|   |стороне шеи. В течение 5—10 секунд        | |                          |
|   |пытайтесь нащупать пульс.                 | |                          |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное| |[pic]                     |
|c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха  | |                          |
|   |каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний | |                          |
|   |проверяйте пульс.                         | |                          |
|   |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь.| |                          |
|   |Потом продолжайте искусственное дыхание с | |                          |
|   |проверкой пульса.                         | |                          |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Если пульса у ребенка нет, начинайте      | |[pic]                     |
|c] |непрямой массаж сердца.                   | |                          |
|   |Не меняя положения головы ребенка,        | |                          |
|   |положите выступ своей ладони ему на       | |                          |
|   |грудину на 2 пальца выше ее нижнего края. | |                          |
|   |Свою другую руку положите сверху. Пальцы  | |                          |
|   |рук сомкните замком, при этом они не      | |                          |
|   |должны касаться груди ребенка. Подайтесь  | |                          |
|   |чуть вперед и в течение 10 секунд резко   | |                          |
|   |нажмите на грудину 15 раз так, чтобы      | |                          |
|   |грудина каждый раз опускалась на 4—5 см.  | |                          |
|   |Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не| |                          |
|   |отрывая от нее выступа ладони.            | |                          |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pic]                                                                      |
|[pi|Чередуйте 2 вдувания воздуха с 15         | |[pic]                     |
|c] |нажатиями на грудину. Повторите эти приемы| |                          |
|   |4 раза.                                   | |                          |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|                                                                           |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь     | |[pic]                     |
|c] |нащупать пульс.                           | |                          |
|                                                                           |
|[pic]                                                                      |
|                                                                           |
|[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или|
|c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в|
|   |пункте 8.                                                              |
|                                               |


|Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1     |
|года, с потерей сознания                                  |
|                                                          |
|За чем нужно следить                                      |
|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, слегка потрясите   |
|его за плечо и позовите по имени. Если он не реагирует,   |
|приступайте к описанным ниже приемам первой помощи.       |
|Чего не следует делать                                    |
|Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у      |
|ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже.    |
|Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных |
|мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны.     |
|Когда обращаться к врачу                                  |
|Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает|
|неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже   |
|приемам первой помощи.                                    |
|Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь.        |
|Вызовите неотложную помощь, если это можно сделать быстро.|
|Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. |
|Даже если вам удалось извлечь инородное тело из           |
|дыхательных путей и ребенок кажется вам вполне здоровым,  |
|обратитесь к врачу.                                       |
|                                                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pi|Крепко поддерживая рукой  | |[pic]                     |
|c] |голову и шею и не сгибая  | |                          |
|   |ребенку спину, положите   | |                          |
|   |его на твердую поверхность| |                          |
|   |лицом вверх и обнажите ему| |                          |
|   |грудь.                    | |                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pi|Большим и указательным    | |[pic]                     |
|c] |пальцами откройте ребенку | |                          |
|   |рот и придавите язык      | |                          |
|   |большим пальцем. Если вы  | |                          |
|   |различаете в горле        | |                          |
|   |инородное тело и видите,  | |                          |
|   |что его можно извлечь,    | |                          |
|   |сделайте это.             | |                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|                                                          |
|[pi|Присмотритесь и           | |[pic]                     |
|c] |прислушайтесь, дышит ли   | |                          |
|   |ребенок.                  | |                          |
|   |Чтобы язык не закрывал    | |                          |
|   |дыхательное горло,        | |                          |
|   |приподнимите ребенку      | |                          |
|   |подбородок и отведите     | |                          |
|   |голову назад. Рот ребенка | |                          |
|   |должен оставаться         | |                          |
|   |открытым. Наклонитесь ухом| |                          |
|   |ко рту ребенка, чтобы     | |                          |
|   |услышать его дыхание, и   | |                          |
|   |посмотрите, движется ли   | |                          |
|   |его грудная клетка.       | |                          |
|   |Присматривайтесь и        | |                          |
|   |прислушивайтесь не более 5| |                          |
|   |секунд.                   | |                          |
|                                                          |
|[pic]                                                     |
|                                                          |
|[pi|Если ребенок не дышит,    | |[pic]                     |
|c] |приступайте к             | |                          |
|   |искусственному дыханию.   | |                          |
|   |Не меняя положения головы | |                          |
|   |ребенка, большим и        | |                          |
|   |указательным пальцами     | |                          |
|   |зажмите ему нос и плотно  | |                          |
|   |прижмите свой рот к его   | |                          |
|   |рту. Сделайте 2 медленных | |                          |
|   |полных вдувания воздуха, с| |                          |
|   |паузой между ними.        | |                          |
|                                                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pi|Если грудная клетка во    | |[pic]                     |
|c] |время искусственного      | |                          |
|   |дыхания не приходит в     | |                          |
|   |движение, измените        | |                          |
|   |положение головы ребенка и| |                          |
|   |сделайте еще 2 вдувания   | |                          |
|   |воздуха.                  | |                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|[pi|Если грудная клетка       | |[pic]                     |
|c] |ребенка по-прежнему не    | |                          |
|   |движется, начинайте       | |                          |
|   |надавливания на живот.    | |                          |
|   |Встаньте на колени у ног  | |                          |
|   |ребенка или, опустившись  | |                          |
|   |на пол, обхватите коленями| |                          |
|   |его бедра. Положите выступ| |                          |
|   |своей ладони на середину  | |                          |
|   |живота ребенка чуть выше  | |                          |
|   |пупка (то есть значительно| |                          |
|   |ниже грудины). Свою другую| |                          |
|   |руку положите сверху.     | |                          |
|[pic]                                                     |
|[pic]                                                     |
|                                                          |
|[pi|Произведите 6—10 резких   | |[pic]                     |
|c] |надавливаний на живот     | |                          |
|   |ребенка, направляя свои   | |                          |
|   |движения вверх.           | |                          |
|                                                          |
|[pic]                                                     |
|                                                          |
|[pi|Большим и указательным    | |[pic]                     |
|c] |пальцами откройте ребенку | |                          |
|   |рот. Если вы различаете в | |                          |
|   |горле инородное тело и    | |                          |
|   |видите, что его можно     | |                          |
|   |извлечь, сделайте это.    | |                          |
|   |Присмотритесь и           | |                          |
|   |прислушайтесь, дышит ли   | |                          |
|   |ребенок.                  | |                          |
|   |Если ребенок не дышит,    | |                          |
|   |приступайте к             | |                          |
|   |сердечно-легочной         | |                          |
|   |реанимации.               | |                          |
|   |Если ребенку от 1 до 8    | |                          |
|   |лет, см. «Остановка сердца| |                          |
|   |и дыхания у ребенка 1—8   | |                          |
|   |лет».                     | |                          |
|                                                          |
|[pic]                                                     |
|                                                          |
|[pi|Если извлечь инородное    | |[pic]                     |
|c] |тело не удается, сделайте | |                          |
|   |ребенку 2 вдувания        | |                          |
|   |воздуха, произведите 6—10 | |                          |
|   |надавливаний на живот и   | |                          |
|   |снова загляните в горло.  | |                          |
|   |Повторяйте эти действия до| |                          |
|   |выталкивания инородного   | |                          |
|   |тела или прибытия врача.  | |                          |
|                                                          |



смотреть на рефераты похожие на "Первая медицинская помощь при остановке сердца"