Философия

О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)



   КОНСПЕКТ
                                      письма № 13 "О культуре" по работе
Н.А.Бердяева

"Философия неравенства"

Значение культуры.
               В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре.
Не в политике
      в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким
качественным     уровнем культуры измеряется ценность и качество
общественности.

Культура  и
цивилизация.
Происхождение и
сущность культуры.
           Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из
культа. Вокруг   храма  зачалась она и была связана с жизнью религиозной.
Так было в великих древних   культурах, в культуре греческой, в культуре
средневековой, в культуре раннего       возрождения. Культура -
благородного происхождения. Культура имеет религиозные   основы. Это нужно
считать установленным с  самой позитивно-научной точки зрения.
      Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от
культовой
      символики. В культуре не реалистически, а символически выражена
духовная жизнь... В    ней даны не последние достижения бытия, а лишь
символические его знаки. Такова   же и природа культа ...    Цивилизация не
имеет такого благородного происхождения. ...       В ней нет связи с
символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в   борьбе
человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз,
      путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее
буржуазный и     демократичекий. Культура есть явление глубоко
индивидуальное и неповторимое.    Цивилизация же есть явление общее и
повсюду повторяющееся. Культуры древних      народов очень своеобразны и
неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к       цивилизации имеет
общие признаки у всех народов (напр. употребление железа).    Культура
имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
                Культура всегда гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью     с великим прошлым. Культура ... более всего дорожит
своей преемственностью... В       культуре  происходит великая борьба
вечности с временем, великое противление     разрушительной власти времени.
Культура борется со смертью... Ей дорого     увековечение, непрерывность,
преемственность, прочность культурных творений и   памятников.
           Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет
древних и   глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У
нее нет предков.       Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она
возникла сегодня или вчера.  Цивилизация, в отличие от культуры, не борется
со смертью, не хочет вечности.    Цивилизация футуристична. В цивилизации
есть хамизм зазнавшегося parvenu  (выскочки). Этот хамизм сообщается и
культуре, которая хочет быть окончательно    безрелигиозной.
           В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к
прошлому, и      поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,
обращенное к будущему и      созидающее новые ценности. Но в культуре не
может действовать начало     революционное, разрушительное. Революционное
начало по существу враждебно      культуре , антикультурно. Дух
революционный хочет вооружить себя цивилизацией,   присвоить себе ее
утилитарные завоевания , но культуры он не хочет.  И     революционеры с
легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все
творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных
масс.

Источники европейской
культуры. Культура и
религия.
           Вся европейская культура связана с преданиями античности.
Настоящая культура и   есть античная греко-римская культура. Античная
культура вошла в христианскую     церковь, и церковь была хранительницей
преданий культуры в эпоху варварства и тьмы.
      Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая
культура старой  Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.
           Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной
символики.  Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но
невозможна и     онтологически (суще) религиозная культура. Культура
явилась дифференциацией      культа , она явилась уже в результате
выделения из храма, отделения от религиозного      центра. Культура
религиозна по своему происхождению и религиозна по своему     заданию. И в
самых классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих
своих формах она теряет религиозный свой характер.

Революция и
культура.
          Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры.
Новой культуры вы      не можете создать, потому что вообще нельзя создать
новой культуры, не имеющей   никакой  преемственной связи с прошлой
культурой, не почитающей предков. Нельзя     делать культуру приложением к
какому-то существенному, основному делу, чем-то    вроде воскресного
развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама
считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и
сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону
жизни.      Применение к культуре  чисто экономических  оценок мешает войти
внутрь культуры и      узнать ее таинственную жизнь. Революционные
демократические и социалистические      движения отбрасывают назад в сфере
культуры  и ослабляют интерес к проблеме     культуры. ..."Пролеткульты"
означают лишь то, что культура пролетает мимо вас и вы   мимо нее.
           Культура  есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя
миновать его.    Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы,
враждебные  путям      совершения культуры, силы нигилистические и
анархические. Нигилистическое и   анархическое отношение  к  культуре не
имеет оправдания. Нигилистическое и     анархическое восстание против
культуры никогда не ведет к выходу за пределы      культуры, оно лишь
отбрасывает назад  и требует новой работы культуры.



Студент группы ИУ 2 - 11
                                /Сидоров А.Г./





смотреть на рефераты похожие на "О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)"