Философия

Что такое философия


   Характерные черты и особенности современной западной философии  отчетливо
проявляются в тех оживленных, а порой и весьма острых дискуссиях  о  природе
и призвании философии,  которые  по  сей  день  ведутся  в  самых  различных
регионах западного мира.
   Вопросы «зачем философия?», «нужна ли еще философия?» и другие,  ставящие
под сомнение оправданность и  правомочность  философии  как  самостоятельной
духовной деятельности или научной дисциплины,  в  последнее  десятилетие  не
сходят со страниц журнальных статей и специальных, посвященной  именно  этой
теме монографических изданий.
   Широкий размах  и  особую  остроту  приняло  обсуждение  этих  проблем  в
западногерманских философских кругах. Положение  философии,  ее  возможности
по-разному оцениваются  в  западногерманской  философской  среде.  Из  всего
многообразия существующих  подходов  к  этому  вопросу  наибольший  резонанс
получили два  –  критико-пессимистический  и  проблемно-оптимистический.  Из
выступлений   представителей    первого    подхода    складывается    крайне
неутешительная картина западной философии. Сторонники  второго  подхода,  не
отрицая всех трудностей современной философской ситуации,  рассматривают  их
как трудности  развития  и  предлагают  различные  программы  восстановления
правомочия философии, ее научной и социальной практической действенности.
   Скептики и пессимисты констатируют, прежде всего, один  несомненный  факт
–  утрату  культуры  масштабного,  стратегического  философского   мышления,
охватывающего и объясняющего мир в целом,  способного  к  анализу  и  оценке
общей  социально-политической,  культурной  и  духовной  ситуации   времени.
Обращается внимание на отсутствие  крупных  мыслителей,  философов,  могущих
стать родоначальниками влиятельных направлений мысли. Эра  великих  мастеров
философствования (Хайдеггера,  Ясперса,  Рассела  и  др.)  осталась  позади-
отмечают Лобкович и Хоккепель.
    Несостоятельность  и   беспомощность   философии   Хоккепель   видит   в
непреодолимом методологическом плюрализме,  непрекращающейся  «критике  всех
против всех», ведущей, в конечном счете, к аннигиляции самой философии.
   Западнная  философия,  по  мнению  ее  самокритичных  представителей,  не
выработала ни каких критериев  и  норм,  которые  бы   могли  воплотиться  в
конкретных способах действия, поведения, и поэтому она должна признать  свою
беспомощность перед практикой. «Философская теория  науки»-  пишит  Ридель,-
«не содействует научному прогрессу, социальная и политическая  философия  на
протяжении  всей  своей  истории  редко  разрабатывали  концепции,   которые
способствовали бы человеческому общежитию».
   Эта скептическая оценка возможностей философии принимает крайние  меры  у
Маркарда. Философия,  по  его  мнению,  не  смогла  и  не  сможет  оправдать
возлагаемых на нее с разных сторон надежд.  Она  не  справилась  с  функцией
утешительницы душ человеческих, которую нередко брала на себя.
    Не  оправдали  себя  и  так  называемые   «технологические»   притязания
философии, связанные с ожиданием, что  она  сможет  способствовать  развитию
«технологически реализуемого полезного знания». «Наконец»,- считает  Маркард
- «стала очевидна также несостоятельность политических притязаний  философии
на  роль  устроительницы  общественных  дел,  науки  о  жизненной  мудрости,
указающей  человечеству  путь  к  достижению  справедливого  и  заслуженного
счастья».
   И, в конце концов, Маркард заключает: «Сперва философия была  компетентна
во всем, позднее -  компетентна  лишь  в  некоторых  областях,  и,  наконец,
философия сегодня компетентна лишь в  одном,  а  именно  в  признании  своей
некомпетентности… Философия? Она кончилась. Мы  занимаемся  философий  после
конца философии».
   Однако есть философы, настроенные не столь пессиместично как Маркард.
   Важным условием определения места философии в современном мире,  согласно
Баумгартнеру,  является  анализ  ее  функций   в   конкретных   общественных
формациях.  В  данном  случае  имеется  в   виду   положение   философии   в
индустриально    развитом    капиталистическом    обществе,    в     сложных
обстоятельствах  его  динамического  и  противоречивого  развития,   с   его
перманентными    социально-экономическими    потрясениями,     политическими
конфликтами  и   кризисами.   В   этих   условиях   Баумгартнер   утверждает
необходимость  философии,  харрактеризуя  ее  в  согласии   с   Люббе,   как
«интеллектуальное  искусство  рефлексии,  имеющее  своей  целью   разрешение
кризисов». Философия, по его  мнению,  должна  выполнят  не  просто  функцию
элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся  условиях,  а  более
масштабную  ориентационную   функцию,   определяемую   ее   собственными   и
«формально-априорными знаниями о мире и человеке».
   Следущая постановка вопроса о судьбах философии  уже  относится  к  более
конкретному и фактическому ее институциональному положению. В дискуссиях  на
эту  тему  речь  идет  о  том,  должна  ли  философия  существовать  и  быть
использована в  рамках  научно-исследовательских  и  учебных  заведений,  на
специальных философских факультетах университетов. И вообще  оправдывает  ли
себя философия как профессиональная академическая дисциплина?
   В размышлениях на эту тему западногерманские  философы  исходят  из  того
реального положения философии,  которое  сложилось  в  условиях  современных
форм  общественной  организации  духовной  деятельности.  Имеется  ввиду  то
обстоятельство, что реальная философская  работа  осуществляется  сегодня  в
Германии, как правило, институционально, т.е. в рамках крупных  организаций,
и в условиях общества, где наука стала важной производительной силой.
   Вообще Ридель  выделяет  три  группы  людей  занимающихся  философией.  К
первой он относит «философов по обстоятельствам», каким может быть каждый  в
своих размышлениях о судьбах мира и  человека,  о  той  или  иной  жизненной
ситуации. Во вторую группу входят те, для кого философия  является  побочной
профессией,-  это  большая  армия  философских  экспертов,  специалистов  по
определению границ и возможностей конкретного вида  научной  и  практической
деятельности. И, наконец, к третьей группе Ридель относит уже тех, для  кого
философия   является   главной   профессией.   И   вот   между   философами-
профессионалами  и  множеством  непрофессионально  и  побочнопрофессионально
занимающихся философией, прежде  всего,  обнаруживаются  различия,  зачастую
несовместимые представления о природе философии и ее функциях в  современном
мире.
   Сложный и синтетический характер объекта философского познания,  а  также
специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает  и
объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу.  Философия  -
не общая теория или  мира  или  человека,  она  есть  общая  теория  мира  и
человека. В своих обобщениях философия опирается  на  научное  знание  и  на
ценностное отношение к действительности, выражающее ту  или  иную  жизненно-
мировозренческую позицию человека, социальной  группы,  класса.  Философские
законы и принципы воплощают  в  себе  одновременно  и  истину,  и  ценность,
научное  знание,  понимание  человека  и  мира  и  постижение  их  смысла  и
значения.  Философия  говорит  человеку  как  о  его  реальном,  фактическом
положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что  он
есть, но и том, чем он должен быть. Соответственно, существо  той  или  иной
философии во многом определяется тем, как она  сочетает,  соотносит  в  себе
научнотеоритический и ценностнопрактический моменты. Как в прошлом, так и  в
настоящем философия выступаоа и  выступает  не  только  как  теория  мира  и
человеческого познания, но и как наука  о  жизненной  мудрости,  как  способ
ориентации   в   мире,   как   практически-духовный   способ   освоения    и
преобразования действительности.
   Итак, каковы  же  функции  философии  в  сложном  комплексе  общественно-
исторической жизни людей? Прежде всего, философия  выявляет  наиболее  общие
идеи,  представления,  формы  опыта,  на  которых  базируется  та  или  иная
конкретная культура или общественно-историческая жизнь  людей  в  целом.  Их
называют  универсалиями  культуры.  Философская  мысль  выявляет  не  только
интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии.
   Помимо функции выявления  универсалий  философия  берет  на  себя  задачу
рационализации-  перевода  в   логическую,   понятийную   форму,   а   также
систематизации,    теоретического    выражения     суммарных     результатов
человеческого опыта во всех его формах.
   Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему.  В
качестве формы теоретической  мысли  она  обладает  мощными  конструктивными
возможностями   творческого   формирования   принципиально    новых    идей,
мировозренческих образов, идеалов.



                                                    Используемая литература:
                                          Журнал «Вопросы философии» 1985 г.



                            Реферат по философии



                   Тема: Что такое философия и зачем она?



                                                      Выполнил: Лихачев О.А.
                       Гр. 714.2


смотреть на рефераты похожие на "Что такое философия"