Философия

Религиозная философия В.С. Соловьева


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность Вл.  Соловьева - большая, глубокая, широкая,  даже  величественная,
хотя  в  тоже  время  до   чрезвычайности   запутанная   и   порой   кажется
противоречивой.   Но  цельное   всегда    кажется    противоречивым,    если
рассматривать его с позиций множественности.  Но  во  всей  этой  сложности,
изучение которой не может не  стать  делом  многих,  была  одна  простейшая,
невиннейшая и наивнейшая особенность.  Это неугомонное  стремление  бороться
с  нелепостями  и язвами окружающей жизни.  Эту устремленность  души  его  к
Добру просто нельзя не увидеть.   Это  сильнее  всего,  что  есть  в  нем  и
создано им. Из этого  вечного  ощущения   неудовлетворенности   и
стремления   преодолевать   несовершенства  окружающей  жизни   сама   собой
вытекает еще одна идея,  которую можно с  полным   правом  считать  для  Вл.
Соловьева окончательной,  итоговой  и  заключительной.  Это  то,  что  можно
назвать философией конца. В  течение   всей   своей   жизни   Вл.   Соловьев
только и знал,  что наблюдал конец.  В  своих  ранних  научных   трудах   он
изображает  концы  всех философских  односторонностей.   Затем  -  острейшее
ощущение конца  византийско-московского  православия  и  рвется   к   то  у,
чтобы  при  помощи  римской  католической  церкви  преобразовать   восточную
церковь. В 1891г. его  работа  "Об  упадке   средневекового   мировоззрения"
тоже наполнена  чувством  катастрофизма   по   отношению   к   традиционному
православию.  Он настолько  низко оценивал традиционную и  бытовую  религию,
что однажды в беседе с Е.Н.  Трубецким выразил желание  объединить
всех неверующих против верующих.   Неудивительно  поэтому,  что  и  в  самом
конце своей жизни он заговорил и  конце   всей   человеческой  истории  и  о
пришествии антихриста. И если его мировоззрение всегда было интимно  связано
с его личностью, то особенно здесь эта связь оказалась наиболее  глубокой  и
ощутимой.
В 1900 г.  Вл.  Соловьев умирал от неизлечимых  болезней;   и  человечество,
по его мнению, в те времена тоже умирало и  тоже  от  неизлечимых  болезней,
которые  он  научился  распознавать  вопреки  своему  былому   историческому
оптимизму. Это ощущение кон а особенно  явно  в  последней  его  книге  "Три
разговора". Е.Н. Трубецкой пишет  по  этому  поводу:  "Что-то  оборвалось  в
Соловьеве когда он задумал эту книгу: ее мог написать только человек,   всем
 существом  своим  предваривший  как свой,  так и  всеобщий  конец".  Только
не надо думать,  что Вл.   Соловьев  резко  встал  на  позиции  безнадежного
нигилизма,  отрицая  всякое  развитие  вперед.  Наоборот,  даже  если  конец
дела означал его неудачу, то этот же конец означал и  необходимость  чего-то
нового.  Именно по этому Е.Н.  Трубецкой пишет "...  практический  вывод  из
"философии конца" не есть покой,  а творческая деятельность.  Пока  мир   не
совершился,   человек   должен  всем  своим  существом   содействовать   его
совершению.  Чтобы  осуществлялась  в  нас  целостная  мысль,    мы   должны
предвосхищать  ее  в  мысли,   вдохновляться  ею   в   подъеме   творческого
воображения и чувства и, наконец, готовить для нее себя самих  и  окружающий
мир подвигом нашей воли".
Чтобы жить, все время зная, что конец грядет, человек должен обладать  такой
громадной силой духа,  таким  самоотречением  во  имя  Идеи,  какие  присущи
очень немногим. И Вл. Соловьев один из них.
За столь короткий жизненный  период  В.С.  Соловьев   успел   лишь  наметить
самые общие контуры своей теоретической философии,  но  по  указанному  пути
пошла практически вся последующая философия Богопознания.
Философия цельного знания, которую стремился создать В.С. Соловьев,  исходит
 из  признания  необходимости развития,  как  науки,  так  и  философии,   и
теологии.  Он доказывает,  что при правильном взгляде  они  не  противоречат
друг  другу,   а  взаимодополняют,  давая  необходимую  материальную  основу
знанию,  сообщая  ему  идеальную форму,  получая   абсолютное  содержание  и
верховную цель.  Выступая за развитие научного знания и искренне стремясь  к
развитию  науки в России,   философ  все  же  считал,  что  она  никогда  не
приведет человека к пониманию смысла Вселенной.
На мой  взгляд  нельзя однозначно согласиться с утверждением  Вл.  Соловьева
, что источником высших истин  является  религия,  Божественное  откровение.
Но  и  не  стоит  отвергать  то,  что  любая  попытка  человеческого  разума
построить  систему,  отвергающую  "Божественное начало",  неосуществима.   В
отличии от философа,  я не  могу  отдать  предпочтение  религиозным  началам
перед чисто  научным знанием и считаю, что полное  "постижение  Божества"  и
"религиозных истин" уяснить разумом невозможно. Однако, как и В.С.  Соловьев
симпатизирую  "разумной  вере",  а  не  "слепым  религиозным   поклонениям".
Стремление В.С. Соловьева  сгладить  противоречия  между  верой  и  знанием,
между  религией  и наукой делают его  взгляды  весьма  своеобразными.  После
проведенного анализа можно с  уверенностью  утверждать, что в основании  его
мысли лежит религиозно-нравственное начало. Сводя воедино знание и веру,   с
одной стороны,  и   науку,  философию  и  религию,  с  другой,  В.С.Соловьев
открыл пути к пониманию человека,  не только как существа "познающего",   но
и как существа "хотящего",  наделенного верой, способностью к  целеполаганию
и свободе действовать.



смотреть на рефераты похожие на "Религиозная философия В.С. Соловьева"