Философия

Шарль Монтескье


     Б и о г р а ф и я  М О н т е с к ь е .
Шарль луи де Сектора барон де Лабред и де Монтескье родился в 1869году в
Лабред близ Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе
Франции . Принадлежал к знатному феодальному роду. В 1700-1711 годах
Монтескье учился в монастырской школе, где познакомился не только с трудами
средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов.
                До 1729года на административных должностях в судебных
органах и одновременно много занимается научной работой, избирается
академиком Бордосской академии. В это время усиленно занимается физико-
математическими науками.
                 С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной
деятельности в основном в области философии, социологии, юриспруденции,
искусства. Много путешествует по Западной Европе, некоторое время живёт в
Англии. Вся жизнь Монтескье – неустанный труд самообразования. Ещё в
юношеские школьные годы он живо интересовался античной философией и
литературой.  Прочитал в подлиннике не только главные труды классиков
древнегреческой мысли, но и  обширную литературу о них . По глубине и
широте знаний Монтескье – в первом ряду выдающихся деятелей Просвещения.
                  Первое по времени из наиболее значительных произведений
Монтескье – « Персидские письма », сатира, написанная образно, занимательно
 и остроумно .  Они  принесли Монтескье славу как художнику слова.  Их
читали в придворных  кругах , аристократических салонах, книжных лавках  и
на улицах  Парижа.
                    Критика светского общества , преисполненного спеси от
пустой мишуры  своей  « цивилизованности», от которой неотделимы суеверия,
гнёт  церкви  и власти  ,  оторванная от  жизни учёность и искусство,
состоящее из риторических славословий , условностей, крайней манерности.
Полная иронии, тонкого остроумия, сатира разворошила все пласты
абсолютистской монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её
подданных . Этими своим трудом Монтескье немало содействовал краху
абсолютизма.
                   В « Персидских письмах »  Монтескье  беспощадно
критикует абсолютистскую Францию,  прежде всего за то , что  в ней   плохо
живется  крестьянам и ремесленникам, а аз их счёт благоденствуют
господствующие классы: « Чтобы один человек жил наслаждаясь ,  нужно чтобы
сотня других работала  без отдыха.
               Эти мысли перекликались  с лозунгами плебейских  движений
17 века , однако сам Монтескье не делал непосредственных революционных
выводов из  своей критики феодализма. Он видел спасение для Франции в
конституционной монархии по английскому образу.
                Большое прогрессивное  значение имела философско –
историческая работа Монтескье  « Размышления  о  причинах  величина   и
падения римлян » .
В ней  автор пытается  доказать  на примере  Римской  империи , что  только
там , где  граждане  свободны  и независимы ,  где  господствуют
республиканские нравы ,  общество в состоящих  успешно  развиваться .  В
странах ,  где  граждане  отказываются  от  свободомыслия  и  становятся
на путь  рабства , государство  теряет  свое величие  и  , в  конечном
счёте  терпит  поражение  от  внутренних  и  внешних  врагов.
                Из  книги  следовал  прямой  политический  вывод:  Народ
Франции  должен  навсегда  покончить  с  королевским  деспотизмом  и
феодально – сословными  отношениями  .  В  этой  же  книге  нашли
отражение  исторические взгляды  Монтескье .  Он  отказывается  от
теологического  понимания  истории  ,  выдвигает  положение  об объективной
 закономерности  исторического   процесса.
                Венцом  всех  научных  и  литературных  трудов  Монтескье
было  произведение  « О духе  законов » ,  над  которым  он  работал  20
лет .  Этот труд  состоит  из  31  книги  по 20   и  более  глав .   Здесь
Монтескье критикует   глав .   Здесь  Монтескье критикует  феодально –
религиозный  подход  к  обществу   и  его  закономерностям ,  разоблачает
феодально – сословную  монархию ,  выступает  против  реакционных
династических  войн .  Основной  методологической  посылкой  автора
является  положение  :  «  Принципы  свои  я  вывел   не  из  своих
предрассудков,  а  из  самой  природы  вещей ».
                Многие  из  античных  ,  средневековых  и  более  поздних
социологов  выводили  общественные  законы ,  исходя  из  того  или   иного
 абстрактно – логического  постулата  ,  а  не из  « самой природы вещей »
, то  есть  не  из  реального  исторического  процесса  .
                 Попытки  Монтескье  понять  соотношение  между
объективными  закономерностями  природы  и  общества  и  законами ,
создаваемыми  людьми  ,  особый  интерес  к  материальным  условиям  жизни
общества  имеют  глубоко  прогрессивный  характер.



                ВЫПОЛНИЛ


   АРТЕМ ПОГРЕБИНСКИЙ





смотреть на рефераты похожие на "Шарль Монтескье"