Философия

Мир как воля и представление



             Содержание:

          1. Эпохи жизненного пути.
          2. Труд жизни . Основные понятия .
          3. Значение  философии Шопенгауэра .



             Эпохи жизненного пути.
             Артур  Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец  был
             довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур
             вместе  с  отцом,  желавшим  дать  сыну  хорошее  образование,
             отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре,  он  отлично
             изучает французский язык. Затем  он  четыре  года  проводит  в
             Гамбурге,  где   продолжает   своё   образование   в   частном
             коммерческом училище. Страсть сына к  науке  тревожит  отца  ,
             который надеялся увидеть  в  сыне  преемника  на  коммерческом
             поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в  гимназию  отец
             прибегнул к хитрости. Он  предложил  сыну  или  отказаться  от
             ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие
             на несколько лет ,  либо  поступать  в  гимназию  ,  лишившись
             возможности  участвовать  в  столь  любимых  им  путешествиях.
             Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15  до 17 лет  )
             он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию,  Францию
             и Англию. Во время путешествия он ведет дневник  ,  в  котором
             уже тогда прослеживаются проявления пессимистического  взгляда
             на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание.  В
             Лионе веселый вид города  по контрасту  напоминает  ему  ужасы
             революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на
             памяти. “Не понятно ,- замечает он  по  этому  поводу  ,-  как
             сила  времени  может  стирать  самые  живые  и  самые  ужасные
             впечатления.”  Уже  тогда  прослеживается  его  антипатия   ко
             всеразрушающему времени  ,  он  даже  переводит  стихотворение
             Мильтона , в котором высказывается желание бежать от  времени.
             По возвращении из путешествия ( в начале  1805  года  )  Артур
             поступает  в  учение  к  одному  крупному  коммерсанту.  Через
             несколько месяцев умер его отец.  Это был широко  образованный
             человек  ,  у   которого   энергичный   характер   представлял
             выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но  вместе  с
             этой чертой сын унаследовал от него  и  некоторые  психические
             ненормальности, которые были не чужды отцу : на него  находили
             болезненные припадки, в  одном  из  них   он  и  погиб.  Кроме
             наклонности  к  меланхолии  ,  Артур   унаследовал   от   отца
             предрасположенность к бредовым идеям ; так  ,  например  ,  по
             временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам
             бессмысленный  страх  и крайнее недоверие к людям.  По  смерти
             отца   ,   уступая   жалобам   сына   на   непривлекательность
             коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить  себя
             науке, и  он  ревностно  принялся  изучать   древние  языки  ,
             переехав к матери в Веймар  ,  куда  она  переселилась  вскоре
             после смерти мужа.  Иоганна  Шопенгауер  (  Трозинер  )   была
             веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей
             нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме  и  довольно
             значительном литературном даровании. Когда сын  переселился  в
             Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ;
             напротив  ,  их  характеры  были  слишком  различны.  Сыну  не
             нравилось легкомыслие и тщеславие , мать  возмущалась  в  сыне
             его  заносчивостью  ,  духом   противоречия   ,   прямотою   ,
             переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно
             меланхолическим  настроением  сына   ,   Взаимная   холодность
             отношений впоследствии В (  1814  году  )  привела  к  полному
             разрыву между матерью и сыном  и  ,  хотя   последняя  прожила
             после этого  еще 24 года , они больше никогда не  виделись ; в
             конце  ее  жизни   ,  впрочем  ,  между    Артуром  и  матерью
             возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает
             в  Геттингенский  университет  студентом  медицины   ,   чтобы
             основательно  изучить  естественные  науки.    После   занятий
             естественными науками Артур приступает к изучению философии. С
             психологией и  логикой  он  впервые  познакомился  на  лекциях
             Готтлоба-Эрнста Шульца ,  который  посоветовал  прежде  других
             философов проштудировать Платона и  Канта  ,  а  позднее   уже
             приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813
             годов  Шопенгауер  проработал  в  Берлине  ,   где   продолжал
             одновременно работать по естествознанию  и  философии.  Лекции
             Фихте и Шлейермахера  мало удовлетворяли  его;  у  первого  он
             слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой
             философии ; от первого его оттолкнули оптимизм  и  не  в  меру
             дискурсивная   форма  изложения   ,  от  второго  –  мысль   о
             примиримости философии и религии.
                   После   упорной  работы   ,  изучив  Платона  и  Канта  ,
             перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза  и  многих
             других , он представил в  Иене  факультету  диссертацию  :  “О
             четверичном законе корня достаточного   основания”  и  успешно
             защитил ее .  Это  сочинение  ,  заключающее  в  себе   теорию
             знания  Шопенгауэра   ,   представляет   уже   вполне   зрелое
             произведение , по мнению современных критиков.  Как докторская
             диссертация , оно было встречено сочувственными  рецензиями  ,
             но  литературного  успеха  в  большой  публике  ,  на  который
             рассчитывал  Шопенгауэр   ,  книги  не  имели  ,  что  глубоко
             огорчило его. В следующем году задумана  работа  “О  зрении  и
             цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте  .  Последующие
             четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего
             главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914  году
             Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью  ,
             навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.
                  По окончании своего главного труда ( в 1818 году )  он  он
             уезжает в Италию. Через год ,  по  напечатании   его  главного
             труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском  университете
             .  Он  читал  свой  курс  :  “Учение   о  сущности  мира  и  о
             человеческом  духе”   .   Не   недостаток   преподавательского
             дарования  ,  не  характер  курса  ,  но  всеобщее   увлечение
             гегелевской философией , вероятно , было причиной того  ,  что
             лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов ,  и
             хотя в следующие семестры  он еще  несколько  раз  объявлял  о
             своем курсе “ Об основании философии или о теории  познания  ,
             включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с
             неуспехом преподавательской деятельности  тяжелым  ударом  для
             Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как
             воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет  о
             нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце  ;
             все три заключали в себе наряду с возражениями и  похвалы,  но
             прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них  книга
             .   На  Бенеке  Шопенгауэр   обрушился   бранной   статьей   ,
             несправедливо  и  крае=йне  грубо  упрекая  его   в   злостном
             искажении своих мыслей . С этой поры ненависть  к  профессорам
             Философии в Шопенгауэре принимает  характер  патологический  .
             Единственным утешением для  оскорбленного  самолюбия  философа
             было сочувственное отношение  к нему  со стороны  Гёте и Ж.-П.
             Рихтера  ,  который  писал  ,  что  мировоззрение  Шопенгауэра
             “обнаруживает   часто  безутешную   и  безнадежную  глубину  ,
             подобно меланхолическому озеру в  Норвегии  ,  окруженному  со
             всех сторон мрачными  стенами  из  крутых  скал  ,  в  которых
             никогда не видно  солнца , а видно  лишь  в  глубине  звездное
             небо , никогда  над  этим  озером  не  пролетали  птицы  ,  не
             пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном  и
             без того настроении  философа  ,  но  он  продолжал  работать.
             Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну
             испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости
             Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении  и
             цветах”   -  на  латинский  .  В  августе  1831  года  ,   при
             наступлении  холеры в Берлине , он перебрался  во   Франкфурт-
             на-Майне , где и прожил  всю свою остальную жизнь .  Его труды
             тридцатых годов , за исключением одного  “О  свободе  воли”  ,
             написанное на конкурс по предложению норвежского  королевского
               общества в  Дронтгейме  и  увенчанное премией , также   мало
             были оценены , как и предыдущие работы  .
                 В  сороковых годах у Шопенгауэра появляются  приверженцы  .
             Сначала     несколько     юристов     заинтересовались     его
             произведениями  ( Беккер , фон Досс  и  др.  )  и  начали  его
             пропагандировать . Затем он  нашел   настоящего   “апостола  и
             фамулуса”  в лице   Фрауэнштедта . Этот  ловкий  ,  услужливый
             , сведущий и трудолюбивый  поклонник   оказал  немалую  услугу
             Шопенгауэру    ревностной   популяризацией    трудов    своего
             патрона . В дальнейшем  их пути  из-за деспотизма  Шопенгауэра
               разошлись  .   В  1844  году  Шопенгауэр  выпустил  в   свет
             дополнительный том к своему главному  произведению  и принялся
             за последний труд  “Парерги и Паралипомены” – два тома  статей
             , дополняющих и разъясняющих его систему  , которые  появились
             в  1851 году .  Революции 1848 и  1849  годов  вызвали  в  нем
             только негодование и отвращение .  Последняя книга Шопенгауэра
              подошла  к настроению начала пятидесятых годов  .   Особенный
             успех  имели   статьи   об  университетах   и  духовидении   ,
             которое как раз в это время входило в моду . С этого   времени
             и до смерти  Шопенгауэра  его слав  идет по нарастающей –  его
             переводят  ,  о  нем   читают  публичные  лекции   ,  начинают
             излагать  его  учение  в  университетских  курсах  .  У   него
             появляются новые приверженцы  Ашер и Линднер  , во   Франкфурт
             предпринимаются к нему поломничества   , как   к  жрецу  новой
             религии ,  знаменитые писатели  посещают  его  ,  ему   целуют
             руки  , пишут восторженные  письма  и т.д.  В   “Senilia”   он
             говорит : “ Вечерняя заря моей  жизни  будет   утренней  зарей
             моей славы  , и я  говорю словами Шекспира : “ доброго утра  ,
             господа , тушите факелы  , хищный набег  волков  окончился   ,
             взгляните на кроткий день  .  Он предшествует  колеснице  Феба
              и испещряет  еще серый восток  темными  облаками”.
                 Артур Шопенгауэр  умер  в  рассвете   громкой   славы    21
             сентября  1861 года .



                 Труд жизни . Основные понятия .
                 Приступая  к изучению философской системы   Шопенгауэра   ,
             необходимо принять во внимание те условия   , которые наложили
             особый  отпечаток на ход его мыслей  . Главными  особенностями
             этой системы  являются пессимизм  ,  идеализм  ,  эстетический
             мистицизм   и  этика  сострадания   ,  аскезы  сплавленные   в
             монистический  волюнтаризм .
                 Пессимизм : много споров среди комментаторов    Шопенгауэра
             вызывало  несоответствие   между  безвыходным   пессимизмом  и
             проповедью  аскезы   и  сострадания  в   теории  философа    и
             удивительной жадностью  к  наслаждениям  жизни   ,  утонченным
             эпикуреизмом  ,  тем   умением   ловко   устраивать   дела   ,
             которое бросается в  глаза  при знакомстве  с его   биографией
             . Одни  , как  Фрауэнштедт , усматривают  в личности  философа
              истинный  трагизм , другие , как  Куно  Фишер  ,  полагают  ,
             что  Шопенгауэр  “рассматривал трагедию мирового  несчастия  в
              бинокль  из весьма  удобного   кресла   ,  а   затем   уходил
             домой  с  сильным  впечатлением  , но  в то же  время   вполне
             удовлетворенный”.   Самою  основною    причиною     пессимизма
             Шопенгауэра   является  не   болезненная   меланхолия   ,   не
             внешние    удары    судьбы    ,    а    врожденная    бедность
             альтруистических чувств . Из них впоследствии  он  приходит  к
             этике сострадания .
                 Пессимизм Шопенгауэра относится  к  его  идеализму  ,   как
             причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и  ,
             наоборот , что  не имеет для нас никакой положительной цены  ,
             но  является  источником   величайших  страданий   (  а  таков
             чувственный мир по Шопенгауэру  ) ,  то  мы  желали бы считать
             иллюзией    ,   не    настоящей   ,   но     лишь    кажущейся
             действительностью  .Если  Шопенгауэр,   как  пессимист  ,   не
             остался чужд влияния  индийской философии  , а  как   идеалист
             -- влияния   “божественного  Платона  и  изумительного  Канта”
               ,   то   эти   влияния   были    лишь    воздействиями    на
             благодатную почву , Это  явствует  из  юношеских   размышлений
             Шопенгауэра   о  всеразрушающем  характере  времени  .  Учение
             об   идеальности   времени  тесно  связано   с   учением    об
             идеальности всего временного   всего  мира  .   Поэтому  всего
             естественнее предположить  такую цепь  мотивов   в  творчестве
             Шопенгауэра  : дефект  альтруистических чувств  и   врожденная
             меланхолия – пессимизм – мысль  об идеальности   временного  –
             догматический  идеализм . Что Шопенгауэр  должен был прийти  к
             самому радикальному  догматическому  идеализму  ,  отрицающему
             не только  трансцендентную реальность материи , но и  Бога   ,
             и духов , и т.п. , это  явствует из того ,  что   в  противном
             случае  для его пессимизма  был бы  выход  , но  он  не  желал
             этого    выхода   .   Поэтому    критический    идеализм    не
             удовлетворяет    его    ни    своей    теоретической   ,    ни
             практической  сторонами .
                 Эстетический   мистицизм  .  Если   мир   есть   “арена   ,
             усеянная   пылающими   угольями”  ,  которую   нам    надлежит
             пройти   ,  если   правдивейшим   его   изображением    служит
             дантовский  ад  ,  то   причиною   этому   служит  ,  как   мы
             увидим  , то ,  что “воля  к жизни”  непрестанно  порождает  в
             нас  неосуществимые  желания ; являясь  активными  участниками
              жизни , мы становимся  мучениками  ; единственным  оазисом  в
               пустыне   жизни   служит   эстетическое   созерцание  :  оно
             анестезирует   ,  притупляет на время   гнетущие  нас  волевые
              импульсы  ,  мы , погружаясь  в него ,  как бы  освобождаемся
               от   ярма   гнетущих   нас   страстей    и   прозреваем    в
             сокровенную  сущность  явлений . Прозрение   это   интуитивное
             иррациональное ( сверхразумное ) , т.е.  мистическое , но  оно
              находит  себе  выражение  и   сообщается   другим   людям   в
             форме   артистической   художественной    концепции   мира   ,
             которую дает гений . В  этом  смысле  Шопенгауэр ,   признавая
             ценность   за   научной   доказанностью   в    сфере    теории
             познания  , в то же  время  видит  в   эстетической   интуиции
             гения высшую  форму  философского  творчества :  “Философия  –
             это художественное произведение  из  понятий”.  Философию  так
             долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге  науки
              , вместо того , чтобы   искать  ее  на   дороге   искусства”.
             Такое  значение  ,  придаваемое   Шопенгауэром    эстетической
             интуиции  и  творчеству гения  ,  объясняется :  во-первых   ,
             высоким  художественным дарованием  Шопенгауэра выражать  свои
             мысли   с   художественной   яркостью    ,   наглядностью    и
             изяществом  , во-вторых , тем  ,что  Шопенгауэр в  тот  период
             и в той среде   ,  когда  царил  “культ  гения”  и   искусству
             придавали значение ключа к тайнам метафизики  .   Не   следует
             ни  преувеличивать    ни   преуменьшать   роль   эстетического
             иррационализма  в системе  Шопенгауэра .
                 Что этика  Шопенгауэра есть  этика   сострадания   ,  а  не
             этика долга , не этика  счастия  ,  не  этика   пользы   ,  не
             эволюционная  прогрессивная  этика  и  т.д. – это , очевидно ,
             опять-таки  результат  его пессимизма , Этика  долга   требует
             веры  в  смысл жизни . Этика  счастия   ,  хотя  бы   в  форме
             этики  эгоизма , бессмысленна , ибо  само счастие  - иллюзия ;
             оно сводится  к  простому   отсутствию   страдания   ;   этика
             пользы  и  этика  прогрессивная  предполагают  этику   счастия
             ,  а  так  как  счастие  абсолютно  недостижимо  ,  то и   эти
             формы   морали   не  могут   иметь  места   .  Живя   в  эпоху
             политической реакции  и  не  веря  в  политический  и   вообще
             социальный  прогресс  по  разным   основаниям   ,   Шопенгауэр
             должен  был  остановиться  на  единственной   форме   этики  -
             этике  сострадания  , ибо  она   сводится   не   к  увеличению
             нереального   блага  ,  а   к   обоюдному   ослаблению  вполне
             реальных  страданий и , следовательно  ,  как  и  эстетическое
             созерцание , совместима  с пессимизмом .
                 Почему    метафизика     Шопенгауэра     приняла      форму
             монистического  волюнтаризма  ?  То  есть  почему   Шопенгауэр
             признал именно  волю  сокровенной  сущностью  вещей  и  почему
             всякая  множественность  индивидуальностей  (  множественность
             вещей  и  сознаний  )   представляется    ему   лишь   видимым
             отображением  единой   мировой   воли   ?  ответ   на   первый
             вопрос    можно   получить    из    сопоставления     личности
             Шопенгауэра  с его  метафизическим  принципом . Дисгармония  в
              волевой  деятельности  ,  мучительный  разлад  между   жаждой
             жизни  и  в то  же  время   полною   неудовлетворенностью   ее
             содержанием , - вот  что   было  источником  личной   трагедии
             Шопенгауэра . Что же  касается  второго   вопроса   о  монизме
             Шопенгауэра ,   то  эта   черта   его   системы   представляет
             логически    необходимое    следствие     его     радикального
             идеализма . Впрочем  Шопенгауэр   вводит  в   понятие   единой
             воли  множественность   потенций   или  Идей  ,  в   частности
             множественность  “умопостигаемых  характеров”   ,   равных  по
             числу  множественности  человеческих  сознаний .
                 Теория  познания  Шопенгауэра . Шопенгауэр  анализирует   “
             закон  достаточного основания ” , где   появляется   неясность
             в  смешении логического  основания  и  фактической  причины  .
             Чтобы   устранить   эти   неясности   ,  надо   прежде   всего
             указать  на  ту  коренную  особенность   нашего   сознания   ,
             которою    определяются    главные    разновидности     закона
             достаточного   основания  .   Это    свойство    сознания    ,
             образующее “корень  закона  достаточного  основания ”  ,  есть
             неотделимость  субъекта  от  объекта  и  объекта  от  субъекта
             : “Все наши  представления   суть  объекты   субъекта  и   все
             объекты   субъекта  суть   наши    представления   .    Отсюда
             вытекает что  все  наши  представления  находятся между  собою
              в  закономерной  связи , которую  можно  определить a  priori
             в  том , что  касается  формы ; в  силу   этой   связи   ничто
             изолированное  и  независимое , одиноко  , особняком   стоящее
             не  может  стать  нашим  объектом” .  Из  корня  разветвляются
             четыре вида  закона  достаточного  основания  .
                1) Закон достаточного  основания  “бывания”.
                2) Закон  достаточного основания  познания .
                3) Закон  достаточного  основания  бытия  .
                4)  Четвертый   вид   закона  достаточного  основания  есть
                   закон мотивации .
                 Метафизика Шопенгауэра . К только  что  изложенному  учению
             Шопенгауэра  примыкает его  метафизическое  воззрение  на волю
              как   сущность  бытия  .  В  1813  году  ,  когда  Шопенгауэр
             заканчивал  свою  первую  работу , его  отношение  к  “ вещи в
               себе”  вообще   было   сдержанным  :   он    говорит   о   “
             подозрительном”  понятии “вещи   в  себе” и  указывает  на его
              противоречивый   характер  .  В  книге   “Мир  как   воля   и
             представление”  оказывается , что этому  понятию соответствует
               некоторое   положительное   содержание  ,  Но  ,   признавши
             причинность субъективной  функцией   интеллекта  ,  невозможно
             без противоречия  самому  себе  признать  познаваемость вещи в
             себе  , ибо в таком случае  пришлось  бы  допустить  причинное
              воздействие   ее на  познающий   субъект  ,  т.е.   перенести
             закон причинности   за   пределы   сознания  .  Шопенгауэр   ,
             однако , полагает , что он  избег  упрека в свой  адрес ,  ибо
             , по его мнению , мы постигаем существование  и  природу  вещи
             в себе  алогистическим  ,  интуитивным  ,  непосредственным  ,
             мистическим  путем . Для   нашего  интеллекта  дан  лишь  мир-
             представление , но  непосредственное чувство ,  сопровождающее
             “неясное разграничение  субъекта   и  объекта”   ,  внутренним
             путем  вводит нас  в сущность всякого бытия , в  волю  .  Наше
             тело знакомит  нас и   с   физическими  ,  и   с  психическими
             переменами : в  движениях его  нам  нередко  дана  причинность
             в форме  и бывания , и  мотивации  .  Вот  тут-то  в  актах  ,
             совершаемых нами  одновременно по механической  причинности  и
             по мотивам анм  непосредственно  становится  очевидным  ,  что
             общим  корнем   и   физического  ,  и  психического   является
             мировая  воля . Очевидность  эта  есть  самоочевидность –  она
             не  нуждается   в  логическом  обосновании  ,  тем  не   менее
             бесчисленное  множество  фактов   ,   вся    структура   мира-
             представления убедительно говорит  нашему чувству  ,  что  это
             так . Какими же чертами  характеризуется  мировая воля  ?
                1) Она алогистична : ей чужды  наши   законы   достаточного
                   основания  :  пространство  ,  время  ,  причинность   и
                   подчиненность  законам  мысли  .  Ее  независимость   от
                   законов мысли делает понятным , почему  противоречивость
                   этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать
                   .
                2)  Она  бессознательна  :  раз   сознание   есть   условие
                   существования    мира-представления   ,   воля   ,   как
                   потусторонняя  сущность   мира  ,  должна  быть   чем-то
                   лежащим  вне условий сознания , чем-то бессознательным .
                3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство
                   и время )  неприложимы  к сущности явлений  ,  последняя
                   должна быть единой .
                4) К  ней  ,  строго  говоря  ,  неприложимы  и  понятия  и
                   духовного , и материального –  она  представляет   нечто
                   возвышающееся   над  этими  противоположностями   ,   не
                   поддающийся  логически точному   определению  в  области
                   понятий : слепой стихийный  побуд , движение и в  то  же
                   время стремление к жизни  ,  к  бытию  в  индивидуальных
                   чувственных формах .
                 Титаническая  борьба сил в неорганической природе  , вечное
             зарождение  новой  жизни , жадное ,  непрерывное  ,  безмерно-
             изобильное  в   природе  (  гибель   бесчисленного   множества
             зародышей  )  –  все  это   свидетельствует   о   непрестанном
             распадении   ил   воплощении    единой   воли    в   множестве
             индивидуальностей  .  Хотя  мировая  воля  едина  ,  но  мире-
             представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации
             . Низшей ступенью  объективации  является  костная  материя  :
             тяжесть , толчок ,   движение   и  т.д.  представляют   аналог
             влечениям – в основе их , как внутреннее ядро  так  называемых
             материальных явлений , лежит воля ,  единая  сущность  мира  .
             Органические формы  растительные и животные возникли из низших
             видов материи , но  их  происхождение  не  сводимо  к  физико-
             химическим  процессам  :  вся  природа   образует   устойчивую
             иерархию  сущностей   ;   этим   ступеням   воплощения    воли
             соответствует мир неподвижных образцов  для  воплощения воли ,
             мир  Идей  в   платоновском  смысле  слова  .  Этот  мир  Идей
             является как бы третьею промежуточной  областью  между  единою
             мировою  волею  и  миром-представлением  .   Шопенгауэр    был
             трансформистом  ,  т.е.   предполагал   происхождение   высших
             животных форм из низших , а последних  из  костной  материи  .
             Сознание появилось в мире  только с появлением животных ,  Его
             нет у минералов  ,  у  растений  есть  лишь  квази-сознание  ,
             лишенное    познания.    Как      объяснить      существование
             досознательного бытия ?  Шопенгауэр  дает  следующий  ответ  :
             “Предшествовавшие  всякой   жизни   на   земле   геологические
             перевороты  не   существовали  ни  в  чьем  сознании  ,  ни  в
             собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его  тогда
             не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование )
              в сущности гипотетично, т.е.  если  бы   в  то  первоисконное
             время существовало сознание , то в нем изображались  бы  такие
             процессы. К  этому  приводит  казуальный   регресс  явлений  ,
             следовательно  в   вещи  в  себе   заключалась   необходимость
             изображаться  в  таких  процессах”.Значит   ,   вся   эволюция
             досознательного  мира  обладает  эмпирической  реальность.   В
             человеческих индивидуумах воля  находит себе  окончательное  и
             полное воплощение :не человечеству , как  роду  ,  но  каждому
             человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле
             ;  следовательно  в  человеке  воля   индивидуализируется   во
             множественности единичных “умопостигаемых  характеров”.  Самое
             первичное ,  исконное  ,  коренное  в  человеке  –  то  ,  чем
             характеризуется его сущность, это –  воля  (  чувствования   и
             страсти    Шопенгауэр   включает   в   понятие   воли   ,    в
             противоположность  познавательным  процессам  ).  Интеллект  –
             другая   основная   психическая  способность   –   играет   по
             отношению к воле служебную роль .  Нами  постоянно   руководит
             воля – она всячески влияет на интеллект , когда он  расходится
             с ее стремлениями .  Господство  воли  над  интеллектом  и  ее
             вечная неудовлетворенность  являются  источником  того  ,  что
             жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие  его
             доводы сводятся  к  указанию  на  непрочность  ,  мимолетность
             наслаждений и на их иллюзорный характер  .Как  только  желание
             достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность ,  и  мы
             вечно  переходим  от  страдания  к  скуке  и   обратно   через
             кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К  этому
             следует добавить всю ту массу  зла  ,  которую  вносит  в  мир
             несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и  злоба  .
             Единственными оазисами в земном существовании служат философия
             наука и искусство а так же сострадание другим живым  существам
             . Шопенгауэр в значительной степени  смягчает  свой  пессимизм
             указанием на  моральное  значение  мира  .  По  Шопенгауэру  ,
             распадение    воли    на    множественность     индивидуальных
             существований –  утверждение  воли  к  жизни  есть  вина  ,  и
             искупление ее должно  заключаться  в  обратном  процессе  –  в
             отрицании воли  к  жизни  .  В  связи  с  этим  у  Шопенгауэра
             своеобразное воззрение на половую любовь  .  В  этом   явлении
             прослеживается   метафизическая   основа  жизни   Любовь  есть
             неудержимый  инстинкт   ,   могучее   стихийное   влечение   к
             продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию
             в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная
             хитрость”  гения рода ,  в  руках  которого  любящий  является
             слепым орудием  , игрушкою .  Такой  взгляд  на  любовь  между
             полами делает женщину главной виновницей  зла  в  мире  ,  ибо
             через нее происходит  постоянное  новое  и  новое  утверждение
             воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый  пол”
             лишен  всякой  истинной  оригинальности   духа  ,  женщины  не
             создали  ничего  истинно  великого  ,  они   легкомысленны   и
             безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши
             , происходит  9/10   экономических  бедствий  человечества.  В
             конце концов  Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским  ,
             что женщина – это та веревка , на  которой  черти  тащат  души
             грешников  в ад .  Итак , подтверждение  воли  к  жизни  ведет
             человечество лишь к бедствиям  ,  и  только  обратный  процесс
             отрицания  воли   к  жизни   ведет  к   облегчению   .   Кроме
             философского познания , есть три стороны в  жизни  человека  ,
             смягчающие   тягостность   существования    и    содействующие
             облегчению   благодатного   процесса   искупления    ,-    это
             эстетическое созерцание , мораль  сострадания  и  аскетический
             “квиетив воли”.
                  Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея
             возможность путешествовать , мог развивать  свой  эстетический
             вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с  особенной  силой
             при  знакомстве  с  классическим  миром  .Сущность   искусства
             сводится   к   наслаждению   безвольным   созерцанием    вечно
             совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей  ,  поскольку
             последние  находят  себе  выражение  в   образах   чувственной
             красоты. Самые идеи вневременны  и  внепространственны   ,  но
             искусство , пробуждая  в  нас  чувство  красоты  в  прекрасных
             образах  ,  дает  нам  возможность  прозревать   сверхразумным
             мистическим  путем  сокровенную  сущность  мира  .   Отдельные
             искусства и их роды соответствуют преимущественно  отображению
             определенной ступени объективации мировой воли .  Высоко  ценя
             трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее  место
             и комическому , предлагая особую теорию  смешного  .  В  своей
             эстетике Шопенгауэр ограничивается  преимущественно  указанием
             метафизического  содержания искусства , сравнительно меньше он
             останавливается на формальных условиях красоты .
                  Этика Шопенгауэра  .  Кроме  художественного  прозрения  в
             сущность мира , есть еще другой путь к  освобождению  себя  от
             страданий  , это  –  углубление  в  моральный  смысл  бытия  .
             Моральную проблему Шопенгауэр тесно  связывает  с  вопросом  о
             свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает  в
             себя мистическим образом множественность потенций объективации
             в   виде  Идей  и  некоторую  множественность  “умопостигаемых
             характеров” , численно равную числу человеческих  индивидуумов
             в опыте . Характер каждого человека  в опыте  строго  подчинен
             законам достаточного основания , строго  детерминирован  . Ему
             свойственны следующие черты :
                 1) он прирожден , мы появляемся на свет ,  наследуя  строго
                    определенный характер от отца и  умственные  способности
                    от матери .
                 2)  он  эмпиричен  ,  т.е.  по  мере  нашего  развития   мы
                    постепенно  узнаем  его  и  иногда  против  собственного
                    ожидания открываем в себе известные присущие нам   черты
                    характера .
                 3) он постоянен .  В  своих  существенных  чертах  характер
                    неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .
                 Поэтому  нравственное   воспитание   ,   с   точки   зрения
             Шопенгауэра , невозможно. Воля  человека  ,  как  эмпирической
             личности , строго детерминирована  .  Но  та  сторона  воли  ,
             которая  кроется  в  “умопостигаемом  характере”  человека   и
             пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна  и  свободна  .
             Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя
             , мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на  самом
             деле не может быть нами отчетливо мыслима  .  Следовательно  ,
             учение о свободе мистично”.
                 Человеческой деятельностью руководят три главных  мотива  :
             злоба, эгоизм и сострадание , Из  них  только  последний  есть
             мотив моральный. Признание  сострадания  единственным  мотивом
             моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает  психологически
             и метафизически . Раз счастье – химера , то  и  эгоизм  ,  как
             стремление  к  призрачному  благу   не  может  быть  моральным
             двигателем.  Раз  мир  лежит  во  зле  и  человеческая   жизнь
             преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению
             этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки
               зрения  сострадание  есть   единственный   моральный   мотив
             поведения  .  В  акте  сострадания  мы   мистическим   образом
             прозреваем в единую сущность мира , в одну волю  ,  лежащую  в
             основе призрачной множественности сознаний .  С  указанием  на
             сострадание  ,  как  на  путь  к  отрицанию  воли  к  жизни  ,
             Шопенгауэр  соединяет  проповедь   аскезы.   Аскеза   ,   т.е.
             пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,
             приводит человека к святости .



                  Значение  философии Шопенгауэра .
                 Оно заключается  не в том  влиянии  ,  которое   Шопенгауэр
             оказал   на   ближайших  учеников  и   последователей   своего
             учения , как  Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц  и
             другие . эти   ученики   были  лишь  полезными  комментаторами
             учения   своего   учителя  .   Огромное   значение   философии
             Шопенгауэра   заключается  в   ее   влиянии  на   общий    ход
             философской   мысли  ,   на  образование   новых    систем   и
             направлений . Новокантиантство  в  известной  степени  обязано
              своим  успехом  философии  Шопенгауэра  :  Либман   находится
             под  влиянием  Канта в  шопенгауэровском  освещении ( особенно
              в  вопросе  об  отношении  интуиции к  понятию ) . Гельмгольц
              также является  кантианцем  в  духе  Шопенгауэра ( учение   о
             врожденности  закона  причинности , теории зрения ) , А. Ланге
              подобно  Шопенгауэру ,  сочетает  в  и  непримиренной   форме
             материализм  и  идеализм . Из слияния шопенгауэровских  идей с
              другими  мыслями   зародились   новые   системы   ;   так   ,
             гегельянство ,  скомбинированное  с  шопенгауэровским  учением
             и     другими     элементами    ,     породило      “Философию
             бессознательного”  Гартмана ,  дарвинизм  и   шопенгауэровские
             идеи  вошли  в  состав  философии  Ницше ,  учение  о”ценности
              жизни” Дюринга  выросло  по  контрасту  из  шопенгауэровского
             пессимизма .  Косвенным   образом   навеяны   Шопенгауэровским
             учением  о  наследственности  исследования  по  этому  вопросу
              Рибо ,  учение  Ломброзо  о “ прирожденном   преступнике”   и
             сенсационный  памфлет о  “  вырождении  ”   Нордау  .  Влияние
             Шопенгауэра  на  Владимира  Соловьева  ( мораль  в  “  Критике
             отвлеченных начал ” )  и Льва  Толстого  также  несомненно.



                 Список литературы.
          1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.
          2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы  житейской мудрости.
          3. Философский словарь.
          4. И. Лапшин  Шопенгауэр .





смотреть на рефераты похожие на "Мир как воля и представление"