Философия

Карл Густав Юнг


      Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, в период  с  1907-
1912гг – ближайший сторонник Фрейда. Создал аналитическую  психологию,  суть
которой в том, что  развитие  личности  определяют  противоборствующие  силы
внутри  её  самой,  и  в  процессе  своего  развития  личность  стремится  к
обретению   так    называемой    «самости»    (индивидуальности).    Задачей
аналитической  психологии  Юнг  считал  толкование   врачом   архетипических
образов, возникающих у пациентов. Он считал, что  на  архетипической  основе
покоятся все великие идеи. Если бы  все  традиции  в  мире  оказались  разом
обрезанными, писал Юнг, то со следующим поколением вся мифология  и  история
религий началась бы сначала.

                         Структура личности по Юнгу.
 - эго – центр  сознания  личности,  который  представляет  собой  компонент
   психики (мысли, чувства, восприятия, ощущения), благодаря которым человек
   ощущает себя целостным и благодаря которым  он  может  видеть  результаты
   своей обычной сознательной деятельности.
 - личное бессознательное  –  включает  в  себя  конфликты  и  воспоминания,
   которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты. Кроме  того,
   личное  бессознательное  включает  в  себя  комплексы   (т.е.   скопления
   эмоционально  заряженных  чувств,  мыслей  и  воспоминаний),  вытесненных
   индивидом из своего  личного  опыта.  Однажды  сформировавшийся  комплекс
   оказывает большое влияние на жизнь человека и  в  какой-то  момент  может
   осознаваться.
 - коллективное бессознательное – самый глубокий уровень  личности,  который
   содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые  по  наследству  (что
   важно) от наших предков, т.е. наряду с личным бессознательным  существует
   и коллективное бессознательное, которое выражается в народных  сказаниях.
   Этот вывод Юнг сделал, изучая фольклор -  мифы,  сказки  разных  народов.
   Кроме того, естественно, каждая  страна  имеет  свой  круг  коллективного
   бессознательного в виде изначальных «психических  структур»  (архетипов),
   которые  идут  из  глубины  веков,  а,  следовательно,  в  них   хранится
   древнейший  опыт  человечества,  обеспечивающий  априорную  готовность  к
   восприятию и осмыслению мира. Коллективное бессознательное  -  это  такая
   психическая  система,  которая  «имеет  коллективную  универсальность   и
   безличную природу, идентичную всем индивидуумам»:
        1)  своим  существованием  коллективное   бессознательное   обязано
           наследственности;
        2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
        3)   его   содержание   представлено   архетипами   –    «образцами
           инстинктивного  поведения».  Активизация  архетипа   происходит,
           когда возникает  ситуация  ему  соответствующая.  Архетипические
           образы обнаруживают себя через  определенные  символы  во  снах,
           фантазиях и т.д.

                                  Архетипы.
1) Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем  в
   отношениях с другими людьми. Цель персоны –  произвести  впечатление  на
   других людей или утаить  свою  сущность.  Юнг  утверждал:  если  человек
   использует этот архетип слишком часто, то  он  становится  неглубоким  и
   поверхностным. Символ – маска.
2) Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые).
   Однако сознание  тени  необходимо  личности  для  сознания  собственного
   несовершенства. Юнг  рассматривал  тень  как  источник  жизненной  силы,
   творческого начала. Символ – Сатана, Гитлер и т.д.
3) Анима и анимус – бессознательное женское и мужское в мужчине  и  женщине
   соответственно.  Распознать  эти   образы   можно   тогда,   когда   они
   спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли  выражены  в  нём.
   Так,  например,  анима  проявляется   в   виде   иррациональных   чувств
   (нелогичных действий), излишней впечатлительности. Анимус проявляется  в
   виде сдержанности, жесткой организации. Символы:  анима  –  Дева  Мария,
   Мона Лиза; анимус: Дон Жуан, Иисус Христос.
4) Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр  личности,
   объединяющий в себе все компоненты личности,  и  в  результате  развития
   которой человек  становится  гармоничным  и  целостным.  Символ  –  нимб
   святого, круг.

                         Развитие личности по Юнгу.
      В отличие от Фрейда, который придавал  особое  значение  ранним  годам
жизни человека, как основы развития личности, Юнг рассматривал личность  как
эволюцию на протяжении всей жизни.  Развитие  личности  по  Юнгу  –  попытка
обретения самости, полная реализация своего «я», т.е. становление единого  и
неповторимого индивида. Этот процесс – индивидуация,  его  итогом  выступает
личностный рост или самореализация. Именно этот процесс Юнг  считал  основой
психической жизни человека. Однако,  это  конечная  стадия  доступна  только
высокоразвитым и высокоорганизованным людям,  которые  обладают  уникальными
способностями, и она недоступна большинству людей.
      Иррационалистические,  мистические   стороны   концепции   Юнга   были
использованы для  теологических  спекуляций,  для  обоснования  абстрактного
искусства,    архаизации    искусства,     доказательства     демонического,
бессознательного характера художественного творчества. Вместе с  тем  работы
Юнга  способствовали  появлению  исследований  по  сравнительной  мифологии;
получила    известность     его     концепция     психологических     типов:
экстравертированных и интравертированных. Основные  сочинения:  «Метаморфозы
и символы либидо» (1912, с 1952 – «Символы  превращения»),  «Психологические
типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928).


смотреть на рефераты похожие на "Карл Густав Юнг"