Философия

Лекции по философии I часть


Философия, ее предмет и функции.
1. Сущность философского знания. Философия и мировоззрение.
2. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Философия – любовь, мудрость, возникла в Греции 6-5 в. до н. э.
На первом этапе философия носила синкретичный характер. Первые греческие
   философы занимались также наукой.
Может ли философия исчерпать свой предмет?
Философия изучает наиболее фундаментальные вопросы:
 - как устроен мир?
 - познаваем ли мир?
 - развивается ли мир?
 - что такое человек, каков смысл жизни?
 - что такое человеческое общество?
 - что такое добро, красота, истина?
Ф. связана с мировоззрением – взгляд на мир в целом.
 - мифологическое мировоззрение.
 - религиозное мировоззрение.
 - научное мировоззрение.
 - философское мировоззрение.
 - обыденное мировоззрение.
Функции философии.
1. Мировоззренческая
2. Методологическая. Метод – путь, способ, исследования.
3. Критическая (Рене Декарт: подвергай все сомнению)
4. Прагматическая. Философия прагматизма (Америка)
Основные вопросы ф.
Материалисты – это философы которые считают, материя первична, а сознание
   вторично, идеалисты наоборот.
Фалес – основа жизни вода. Метод математического доказательства.
1. сформировать проблему.
2. решить проблему
3. проблема решена в общем виде док-во.
Фалес первый измерил высоту египетской пирамиды.
Гераклит – первооснова – огонь.
Философия др. греков космоцентрична.
Гераклит – основоположник диалектики – теория развития (все течет, все
   изменяется).
Демокрит – все состоит из атомов  («атомос» – неделимый). В мире лишь
   только атомы и пустота в которой движутся атомы.
Бога нет, атеизм.
Метафизический материализм, Бекон, Дидро, Гольбах. Метафизика – это теория
которой противоположна диалектика, она считает, что мир в принципе не
развивается.
Диалектический материализм – мир материален и развивается.
Идеализм делится на объективный и субъективный.
Заслуга материализма состоит  в том, что они акцентируя внимание на материи
и тем самым стимулировали естественные науки.
Идеалисты – науки о человеческом сознании. Объективный идеализм – Платон –
существует два мира – мир вещей и мир идей (первичен, абсолютен, вечен,
порождает мир вещей). Вещи преходящи несовершенны. Объективная реальность –
то, что существует независимого от нашего сознания. Субъективная реальность
– то что существует в нашем сознании.
Теория Гегель – в мире существует некая абсолютная идея которая развиваясь
порождает весь окружающий мир. Объективный идеализм очень близок к религии.
Разница между философией и религией – в основе религии лежит вера, а в
основе ф. теория рассуждения.
Почему так много философских теорий? Субъективная идеология – Беркли (18 в)
английский философ – мир это мои ощущения. Мир таков каким я его ощущаю.
Субъективный идеализм теоретически нельзя опровергнуть.
III сторона ОВФ – познаваем ли этот мир.
Философы которые считают, что мир не познаваем называются агностиками.
Субъективные идеалисты всегда приходят к агностизму.
Монизм – материалисты и  идеалисты. Дуализм – два равноправных начала
Аристотель, Декарт, Кант.

Материя и формы ее существования
   1. Философское понятие материи.
   2. Движение как способ существования материи. Движение и покой.
   3. Пространство и время – атрибуты материи.
Первая трактовка материи, 4 стихии в основе мира – огонь, вода, воздух,
земля. Демокрит  – атомизм – все состоит из атомов.
Аристотель – дуализм – материя и форма. Материя пассивна, она не может
ничего создать активное начало образующее разные вещи – форма (пример,
глина). Заложил начало средневекового мышления.
Христьянское начало – Бог. «Формой форм является Бог» – Аристотель. Бог –
творческое, активное начало, также человеческий дух, пассивное начало –
телесное начало в человеке, природа. В средневековье – библия =
произведения Аристотеля.
Декарт – французский дуалист 17 в. дуалистическая теория: материя и
сознание. Основа современной философии. Материя  и сознание существуют
параллельно и независимо, материю изучают естественные науки, сознание
прерогатива религии. Религия не имеет права вмешиваться в научные
исследования (высказывание Декарта).
Средневековье исходило из принципа: философия и науки служанки богословия.
Гольбах – французский философ– материалист 18 в. «Система природы» – библия
материалистов. «Материей является все то ч то существует независимо от
человеческих чувств»
Материя – это философская категория, для обозначения объективной
реальности, категория существует независимо от человеческого сознания и
может быть познана им. Философская категория – это предельно широкое
понятие. Материя, сознание, время,, форма, движение, пространство,
количество. Материя – объективная реальность с точки зрения философии.
Неотъемлемым свойством материи является движение. Движение – это любое
изменение.
Толанд (18 в. Англия) «Материя также не существует без движения как и
движение без материи».
Формы движения материи
    - механическое движение (перемещение в пространстве)
    - физическое движение
    - химическое движение (химические реакции)
    - биологическое (существование живых организмов)
    - социальное движение (развитие общества и сознания человека)
Каждая более высокая форма включает в себя более низкие, но не сводиться к
их простой сумме.
Механицизм – это направление в философии и науке, которое пытается свести
более высокие формы движения материи к более низким.
Ламетри: «Человек - машина» книга   ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ
Движение носит абсолютный характер, а покой носит относительный,
абсолютного покоя нет. Покой – это временная устойчивость равновесия
процесса.
Солнечная система меняется, но предмет остается самим собой – момент
относительного покоя (он сохраняет свое качество).
 «Летящая стрела» С точки зрения Зенона стрела в каждый момент времени
находиться в определенном месте. Движение – это сумма моментов покоя.
Движения нет это иллюзия. Зенон первый заметил следующее: что покой
является необходимым моментом движения. Движение есть единство устойчивости
и изменчивости, т.е. движение противоречиво. Проблема внутренней
противоречивости объекта лежит в основе диалектики, как теории развития.
Философ и века Австрии (св. Августин): «пока меня не спрашивают, что такое
время, я знаю, что это такое, но когда меня спросят я ничего немогу
сказать».
Концепции.
    - Субстанциональная. Субстанция – это основа начала. Демокрит : в мире
      есть атомы и пустота (пространство).
Ньютон считал, что пространство и время это абсолютные вместилища где может
быть и где может ее не быть.
    - Реляционная. Аристотель, Лейбнец: «Я вовсе не говорю, что материя и
      пространство одно и то же, а лишь
утверждаю, что без материи нет и пространства, и что пространство само по
себе не представляет абсолютной реальности». Энштейн: пространство, время,
материя и движение не существуют друг без друга.
Пространство выраженное сосуществование объектов, а время
последовательность их состояний. Пространство и время носят абсолютный
характер. Атрибут – неотъемлемое свойство материи. Атрибутами материи
являются: движение пространство и время. Пространство трехмерно, время
одномерно и необратимо.
    - субъективный идеализм. Кант считал, что  пространство и время это
      способы моего восприятия мира.
   1. Отражение как всеобщее свойство материи.
   2. Происхождение и сущность сознания. Сознание и деятельность.
   3. Мышление и язык. Структура сознания. Проблема идеальности.
На происхождение сознания есть несколько точек зрения:
    - религиозная.
    - внеземное происхождение.
    - происхождение сознания из человеческой деятельности.
Материалистическое понимание сознания: сознание есть продукт развития
материи, человеческого мозга. Сознание возникло естественным путем –
продукт самой материи. Идеалистическое сознание как духовная деятельность
никак не связано с математическими процессами. С точки зрения современной
науки связь между сознанием и мозгом оспорить невозможно.
Гипотеза об отражении
Отражение – это всеобщее свойство материи, которое состоит в том, что в
результате взаимодействия объектов остаются следы в том или другом
математическом объекте.
Уровни отражения.
   1. отражения в неживой природе.
Чем отличается отражение а уровне живой природы от уровня неживой?
   2. отражение в живой природе: а)чувствительность – это способность
      отражать, реагировать на вещественные воздействия одноклеточными
      организмами. б) психика животных (нервная система, рефлексы, органы
      чувств). в)сознание и мышление человека.
Деятельность животных.
   1. непосредственная
   2. пассивная
Деятельность человека.
   1. посредственный характер
   2. активный
Человек ставит между собой и природой культуру (орудия труда, одежду,
науку, религию)
Культура – это все, что создано человеком. Она бывает материальная и
духовная.
Есть ли у животных культура?
Человек в процессе деятельности присматривается ко многим вещам.
Первобытный человек анализировал свойства вещей окружающего мира. Человек
начинает создавать новые понятия (большей - маленький). Эти понятия
закрепились в словах. Усложнялась человеческая деятельность, увеличивалось
количество понятий и количество слов.
Абстрактное мышление – это оперирование понятиями. Понятие – это идеальное
значение слова.  Слово материально, понятие идеально.
Язык – это совокупность знаков с определенными значениями. Существуют
естественный (русский, немецкий. английский) и искусственные (одежды,
балета, программирования) языки. Естественные языки – многозначны. Каждое
слово приобретает значение в контексте. У животных есть язык. Язык животных
выражается внутри состояние животного.
Основная функция человеческого языка состоит в том, что мы даем название
всем окружающим предметам.
Структура сознания
    - абстрактное мышление (слово)
    - чувство, эмоции
    - память
    - мечты
    - воля
    - ценностные ориентации (человек постоянно оценивает окружающие
      предметы)
    - подсознание
    - самосознание
Сознание – это то, на что в данный момент направлена мысль.
Самосознание – это способность человека оценить самого себя, посмотреть на
себя со стороны.
Абстрактное мышление и самосознание – главные компоненты самосознания. У
животных предметное или конкретное мышление.
Как образуются понятия (абстракции)? – остается одно свойство, а все
остальные свойства отбрасываются (красный цвет).
Поскольку у животных нет абстрактного мышления и нет самосознания они не
размышляют над понятиями.
Проблема идеального.
Идеальное – то, что существует в моем сознании формируется в результате
того, что человек знакомится с результатами деятельности другого человека.
Сознание – это целенаправленное отражение действительности социальным
человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на
достижение культуры.
Диалектика
Это теория развития и всеобщей взаимосвязи
Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь).
Гераклид развивал объективную диалектику.
Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной
реальности)
Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Софисты в древней Греции
были известны как школьные учителя. Их интересовало как человек мыслит.
Человек с помощью мышления может доказать все. Сократ учился у софистов
«Сократовская беседа» особый вид философии. Поиск истины (сам процесс).
Платон – ученик Сократа, аристократическая семья, атлет. Продолжая
субъективную диалектику. Вопрос о понятиях, их анализ, теория двух миров.
Аристотель ученик Платона, дуализм, его работа «Логика». Логика – наука о
правильном мышлении. Закон которы запрещая противоречия в мышлении. Если мы
что-то утверждаем о каком-то объекте то мы не можем высказать прямо
противоположную мысль. Запретив запрет на противоречия он нем самым
закрепил исследовать противоречия действительности. Противоречие возникает
там, где процесс мысли – я идет неправильно.
Гераклид исследовал движение через анализ противоположностей.
Диалектика возродилась в период Возрождения (Джордано Бруно) 16-18 века
бурное развитие метафизики. Метафизика стала основой европейской науки.
Метафизика – противоположность диалектики, рассматривает мир как
стабильный, объекты изолированные друг от друга (17 в. Бэкон, Гоббе, Локк,
Дидро, Гольбах). Форма диалектики в новое время – Кант, Шиллинг, Гегель.
Гегель (18-19в) человек только тогда мыслит правильно, если в любом объекте
пытается найти противоположные стороны. Все находится в развитии. Развитие
происходит через противоположности. Маркс – один из учеников Гегеля но
после смерти Гегеля (кружки – влада гегельянцев).  Философия
противоположная Гегелевской. Гегель абсолютный идеалист в основе мира
абсолютная идея.
ДИАЛЕКТИК
Материалистическая диалектика (развитие природы) Противоречия для Гегеля
примиряются. Для Маркса разрешение противоречий происходит через их
разрушение.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Закон – это объект устойчивая связь между процессами и явлениями
окружающего мира.
Законы бывают:
    - частные
    - общие
    - философии (диалектики)
Законы диалектики действуют в трех сферах.
1-й закон. Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположности – это внутренние стороны объекта, которые друг без друга
не существуют. И в то же время друг друга отрицают. Противоречие – это
отношение между противоположностями они могут иметь следующий характер:
    - отношение единства
    - отношение борьбы
Этапы развития противоречий:
    - возникновение противоречия
    - этапы его развития
    - этап разрешения противоречий
Виды противоречий
    - основные и неосновные. Основное противоречие – это противоречие
      которое связано с сущностью этого объекта, а
неосновное отражает второстепенные стороны объекта.
    - внутренние и внешние. Внутреннее это противоречие связанное с
      существованием данного объекта, оно отражает
внутреннюю тенденцию развития этого объекта. Внешние – это противоречия
между данным объектом и другими. Главным определением являются внутренние
противоречия. В связи с этим диалектика рассматривает движение как
самодвижение объекта.
2-й закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – это совокупность изменений свойств объекта. У любого объекта
есть существенные и несущественные свойства. Качество – то что делает
данный объект данным объектом Качество – это существенные свойства объекта
в определенном отношении. Вещи одновременно являются и однокачественными и
многокачественными.
Количество – это такое свойство объекта которое можно выразить числом.
Количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Количество и качество
являются парой противоположностей.
Мера – это такой интервал существования объектов в рамках которого
происходит изменение количества без изменения качества. Скачек – это
количественное изменение объекта. Определенные количественные изменения
подготавливают изменения качества. Качество меняется скачком. С появлением
нового качества появляются новые количества .
3-й закон. Закон отрицания отрицания.
Отрицание (метафизика) – полное уничтожение объекта, разрушение данного
состояния. Новое качество появляется на новом месте.
Отрицание (диалектика) – сохранение каких-то предыдущих качеств. В ходе
отрицания проиходит переход старых качеств в новые.
Закон двойного отрицания подчеркивает, что любое новое состояние устареет и
в свою очередь будет отрицаться новым состоянием т.е. закон показывает
непрерывность развития.
Триада Гегеля.
   1. Тезис.
   2. Антитезис – противоположен первому.
   3. синтез – возврат к исходному состоянию (характеристики повторяющегося
      через этап).
Движение – любое изменение. Развитие – появление необратимых новых качеств.
Закон …..описывает процессы, где есть развитие. В законе рассматривается
развитие как движение по спирали.
Каждый закон диалектики рассматривает свой аспект движения и развития
   1. причина движения (внутренние противоречия)
   2. механизм перехода (количественное в качественное)
   3. направление развития (новые этапы происходят на основе старых)
Категории диалектики
Категории – предельно широкие понятия, носят всеобщий и универсальный
характер. Категории носят априорный (до опыта) характер с точки зрения
Канта.
Категории:
Единичные – общие
Причина – следствие
Сущность – явление
Случайность – необходимость
Философские категории отличаются тем. Что они носят всеобщий характер, т.е.
любая мысль несет философские категории. Они усваиваются через структуры
языка. Философские категории – схемы нашего мышления.
№1. Единичное – общее (как правило философские категории существуют парами)
Единичное – свойства, характеристики объекта, присущее только данному
объекту. Общее – свойства и  характеристики которыеобъединяют данный объект
с другим.
Метафизика
   1. Реализм (Платон) общее и единичное существующий независимо, единичные
      вещи – реальный мир, общее существует как понятие в мире идей.
   2. политализм (XVIII в) – в мире существуют только  единичные вещи, общее
      – имя или название.
Диалектика
Единичное и общее неразрывно взаимосвязаны: каждый обладает и теми и
другими качествами.
№2.Причина – следствие
Причина – явление, которое порождает другое явление. Следствие – результат
причины. Принцип причинности: любое явление имеет свою причину. Принцип
детерминизма (более общий характер): функиональная зависимость, отношение
симметрий, принцип причинности.
Метафизика (Лаплас)
Если можно в какой-то момент времени подробно описать состояние мира. То
можно было сказать в каком состоянии он будет в следующий момент жесткий
(лаплпсовский) детерминизм (не учтена случайность), обратная связь –
следствие может породить и изменить причину. Полная причина – совокупность
всех обстоятельств, которые вызвали какое-то событие.
Диалектика
Причина и следствие в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг
без друга не существуют. Индетерменизм – отрицает существование причинно-
следственных связей (субъективный идеализм – Кант). Причина и следствие –
схемы нашего мышления, привычки нашего мышления (Юм). Это отрицание
объективной характеристики причинности.
№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый
второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.
Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно
действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и
произойдет так, а не иначе.
Метафизика
   1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).
   2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей
      нет; случайность – то чего человек не знает)
   А) мифологический
   Б) теологический
   В) рациональный
Диалектика
Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в
друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная
необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления
подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя
предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать
поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика
случайности.
№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление
– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в
объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.
Метафизика
                       Кант
 Вещь в себе (материальный мир)                     вещь для нас
Сущность                                                     явление
(мы ее никогда не узнаем)         Кант – субъективный идеалист
Кант – материалист                Кант—дуалист
Кант – метафизик
Метафизика
№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый
второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.
Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно
действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и
произойдет так, а не иначе.
Метафизика
   3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).
   4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей
      нет; случайность – то чего человек не знает)
   А) мифологический
   Б) теологический
   В) рациональный
Диалектика
Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в
друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная
необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления
подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя
предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать
поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика
случайности.
№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление
– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в
объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.
Метафизика
                       Кант
 Вещь в себе (материальный мир)                     вещь для нас
Сущность                                                     явление
(мы ее никогда не узнаем)         Кант – субъективный идеалист
Кант – материалист                Кант—дуалист
Кант – метафизик
Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как
самостоятельный процессы.
Диалектика
Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления.
Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.
№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может
возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования
объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное –
события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не
может вырасти береза).
Возможность:
        1) формальная (не опираются на существенные моменты
           действительности)
        2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей
           реализации)
Степени возможности: возможно  -- менее возможное.
Теория познания (гносеология)
Структура философии
        1) антология (наука о сущем)
        2) культурология
        3) диалектика
        4) этика и эстетика
        5) социальная философия
        6) философия религии
        7) гносеология
        8) философия права
        9) политология
       10) логика
Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные
суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную
истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.
Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины.
Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.
Практика – предметная реальная деятельность человека направленная
преобразование внешнего мира.
Виды:
    - труд
    - социальная практика (преобразование общества)
    - научный эксперимент
Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий
истины.
                 Чувственное и рациональное в процессе познания
      Рационализм (разум)                          сенсуализм (чувства)
      Знания с помощью мышления                    знания, которые дают нам
органы чувств
                  Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.
Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность,
чувства же дают только поверхностные знания.
Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли –
главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают
органы чувств.
Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства
поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен
руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского
рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только
разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно
существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в
самом акте сомнения.
Формы чувственного познания и познания рационального.
   1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа
      чувств.
   2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких
      органов чувств.
   3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти –
      это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление
      предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.
Формы рационального познания:
   1.    понятие
   2.   суждение
   3.    умозаключение
Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство,
а все остальные отбрасываются.
Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.
S есть P
S не есть P
Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.
Два основных вида:
    - индукция
    - дедукция
Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается
общий вывод.
Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные
выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае
индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту
особенность знал даже Аристотель.
Проблема истины в философии.
Объективный характер истины.
Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.
Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ
действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний,
которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина
понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание.
Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не
опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная
истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется,
конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно
одновременно носит и относительный и абсолютный характер.
Истина всегда конкретна
Критерии истины:
Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека,
направленная на преобразование мира, практика одновременно является и
абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.
Есть дополнительные критерии истины:
        1) рациональный
        2) интуитивный
    - простота решения
    - красота
    - теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно
      сумасшедшей
Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.
Методы и формы научного познания.
Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень
познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения,
эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.
Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе
полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую
роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).
Формы имперического познания
    - наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.
    - эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.
    - измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.
Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство.
Но его часто нельзя повторить.
Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из
естественной среды.
Теоретический уровень познания.
    - индукция
    - дедукция
На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания
(наблюдение эксперимент).
Умозаключение по аналогии
Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то
возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во
втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования.
Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального
объекта.
Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный
объект. Идеальное – математические формулы.
Анализ и синтез.
Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез –
мысленное объединение частей в одно целое.
Идеализация
Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до
своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).
Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод
применяется в математике.
Системный метод
Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики
объекта не выводятся из характреристик частей.





смотреть на рефераты похожие на "Лекции по философии I часть"