Философия

История философии


|26. |815-877гг |Эригена      |Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил  |
|    |          |Иоанн Скот   |во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое   |
|    |          |             |мистическое учение, в основном иложенное в сочинении «О|
|    |          |             |разделении природы». Бытие Эригена разделяет на четыре |
|    |          |             |природы:                                               |
|    |          |             |не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех    |
|    |          |             |вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через|
|    |          |             |бытие вещей;                                           |
|    |          |             |сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие|
|    |          |             |как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из   |
|    |          |             |себя самого и существует вечно;                        |
|    |          |             |сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый  |
|    |          |             |мир, который есть проявление единого материального     |
|    |          |             |мираво множестве различных вещей;                      |
|    |          |             |не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как |
|    |          |             |конечная цель всех вещей.                              |
|    |          |             |Образование вещей Эригена связывал с грехопадением     |
|    |          |             |человека, при котором происходит отпадение человека от |
|    |          |             |Бога. Но с течением времени наступает искупление и     |
|    |          |             |возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по     |
|    |          |             |существу пантеистическая, была осуждена католической   |
|    |          |             |церковью.                                              |
|27. |1020-77гг |Чжан Цзай    |Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно    |
|    |          |             |учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из|
|    |          |             |первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения |
|    |          |             |и покоя. Природа – это «корень», а разум является ее   |
|    |          |             |порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл       |
|    |          |             |«великой пустотой». Первоматерия рассеивается в        |
|    |          |             |«великой пустоте», а ее скопление подобно превращению  |
|    |          |             |воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет      |
|    |          |             |рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое        |
|    |          |             |значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию «Дао»|
|    |          |             |(путь), которым обозначался процесс изменения и        |
|    |          |             |превращений Ци. Движение и изменния первоматерии       |
|    |          |             |основаны на взаимодействии двух противоположностей:    |
|    |          |             |положительного – Ян  и отрицательного – Инь. Их        |
|    |          |             |единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также |
|    |          |             |как «великую гармонию». Движение в природе не носит    |
|    |          |             |хаотический характер, оно определяется законом (ли),   |
|    |          |             |присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от    |
|    |          |             |воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был   |
|    |          |             |последовательным. Ощущения являются источником         |
|    |          |             |познания, через них человек устанавливает связь с      |
|    |          |             |внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не      |
|    |          |             |основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай   |
|    |          |             |получило широкое развитие у последующих представителей |
|    |          |             |неоконфуцианской школы.                                |
|28. |1079-     |Абеляр Пьер  |Французский философ и теолог. В характерном для        |
|    |1142гг    |             |средневековой философии споре о природе универсалий, в |
|    |          |             |котором выражалась борьба материализма и идеализма,    |
|    |          |             |придерживался близких к материализму идей              |
|    |          |             |концептуализма (направление схоластической философии; в|
|    |          |             |спорах об универсалиях концептуалисты, как и           |
|    |          |             |номиналисты, отрицали реальное существование общего,   |
|    |          |             |независимого от отдельных вещей, но в отличие от       |
|    |          |             |номиналистов, признавали существование в уме доопытных |
|    |          |             |общих понятий, концептов, как особой формы познания    |
|    |          |             |действительности). Одновременно Абеляр остро           |
|    |          |             |полемизировал против схоластического реализма          |
|    |          |             |(средневековый реализм – направление в средневековой   |
|    |          |             |схоластике, утверждавшее, что общие понятия –          |
|    |          |             |универсалии – имеют реальное существование и           |
|    |          |             |предшествуют существованию единичных вещей). Книга     |
|    |          |             |Абеляра «Да и нет», выдвигавшая ограничить религиозную |
|    |          |             |веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые|
|    |          |             |противоречия в суждениях церковных авторитетов, в      |
|    |          |             |условиях средневековья имела прогрессивное значение.   |
|    |          |             |Его взгляды были осуждены католической церковью, как   |
|    |          |             |еретические.                                           |
|29. |1135-     |Маймонид или |Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров        |
|    |1204гг    |Моисей       |рационалистической школы в иудаизме. В основе философии|
|    |          |Бен-Маймун   |Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом,|
|    |          |             |путем «одухотворенного» (аллегорического) толкования   |
|    |          |             |Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках       |
|    |          |             |совместить религию с философией. Согласно теории       |
|    |          |             |познания Маймонида, конечную цель человека составляет  |
|    |          |             |рациональное обоснование высшей истины. Основное       |
|    |          |             |сочинение Маймонида «Наставник колеблющихся» («Морэ    |
|    |          |             |Невухим») приобрело большую известность в Западной     |
|    |          |             |Европе и оказало значительное влияние на позднюю       |
|    |          |             |схоластику.                                            |
|30. |1193-     |Альберт      |Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе  |
|    |1280гг    |Великий      |со своими учениками боролся против истолкования        |
|    |          |             |аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ |
|    |          |             |в схоластике, использовал аристотелевские идеи для     |
|    |          |             |выработки единой философско-теологической системы.     |
|31. |1265-     |Дунс Скотт   |Монах-францисканец, видный представитель средневековой |
|    |1308гг    |Иоанн        |схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В       |
|    |          |             |отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию|
|    |          |             |от теологии, доказывал невозможность                   |
|    |          |             |рационалистического обоснования идеи творения из       |
|    |          |             |ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в   |
|    |          |             |понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В     |
|    |          |             |средневековом споре об универсалиях придерживался      |
|    |          |             |номинализма (номинализм – направление в средневековой  |
|    |          |             |философии, считавшее общие понятия лишь именами        |
|    |          |             |единичных предметов. Номиналисты в противоположность   |
|    |          |             |реалистам, утверждали, что реально существуют только   |
|    |          |             |отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие  |
|    |          |             |понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не |
|    |          |             |только не существуют независимо от вещей, но даже не   |
|    |          |             |отражают их свойств и качеств. Номинализм был          |
|    |          |             |независимо связан с материалистическими тенденциями в  |
|    |          |             |признании первичности вещей и вторичности понятий).    |
|    |          |             |Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел|
|    |          |             |термин «этость» в смысле индивидуального отличия. Ввел |
|    |          |             |в логику понятие «интенции», «умопостижимого вида»,    |
|    |          |             |впервые противопоставил конкретное значение (его       |
|    |          |             |термин) абстрактному.                                  |
|32. |1462-     |Помпонации   |Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в      |
|    |1524гг    |Пьетро       |материалистическом и антисхоластическом духе возрения  |
|    |          |             |Аристотеля. В своем главном произведении «О бессмертии |
|    |          |             |души» (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы          |
|    |          |             |сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что     |
|    |          |             |душа, составляющая форму тела, является тем не менее   |
|    |          |             |смертной. Отрицая бессмертие человеческой души,        |
|    |          |             |Помпонацци считал, что только отказ от веры в          |
|    |          |             |бессмертие души соответствует подлинной природе        |
|    |          |             |человека, так как цель его деятельности находится не в |
|    |          |             |потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также    |
|    |          |             |концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к  |
|    |          |             |полному отделению философии и политики от религии.     |
|33. |1533-     |Монтень      |Французский философ эпохи Возрождения. Главное         |
|    |1592гг    |Мишель де    |сочинение – «Опыты» (1580). Исходный пункт Монтеня –   |
|    |          |             |скептицизм. По его утверждению, человек имеет право на |
|    |          |             |сомнение. Сомнению подвергаются средневековая          |
|    |          |             |схоластика, догматы католической религии, само         |
|    |          |             |христианское понятие о Боге. В отличие от агностицизма,|
|    |          |             |скептицизм Монтеня не отрицает независимости мира.     |
|    |          |             |Главный принцип его морали – человек не должен пассивно|
|    |          |             |ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на |
|    |          |             |небесах. Он вправе стремиться к счастью в жизни земной.|
|34. |1548-1600г|Бруно        |Итальянский философ, борец против схоластической       |
|    |г         |Джордано     |философии и римско-католической церкви, пропагандист   |
|    |          |             |материалистического мировозрения, принявшего у него    |
|    |          |             |форму пантеизма (пантеизм – философское учение,        |
|    |          |             |согласно которому Бог представляет собой безличное     |
|    |          |             |начало, находящееся не за пределами природы, а является|
|    |          |             |тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе,|
|    |          |             |отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего       |
|    |          |             |заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные      |
|    |          |             |произведения – философские диалоги «О причине, начале и|
|    |          |             |едином», «О бесконечности, вселенной и мирах».         |
|    |          |             |Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной|
|    |          |             |философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем|
|    |          |             |материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и         |
|    |          |             |Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия |
|    |          |             |эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно    |
|    |          |             |гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно    |
|    |          |             |отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще  |
|    |          |             |решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он |
|    |          |             |испытал, утверждал бесконечность самой природы.        |
|    |          |             |Используя открытие Коперника, Бруно стремился          |
|    |          |             |конкретизировать физический и астрономический смысл    |
|    |          |             |этого философского принципа, одновременно освобождая   |
|    |          |             |теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от|
|    |          |             |традиционого представления о конечности мироздания,    |
|    |          |             |замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда,       |
|    |          |             |согласно которому Солнце неподвижно и составляет       |
|    |          |             |абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к|
|    |          |             |выводу о бесчисленности миров, а также о населенности  |
|    |          |             |их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики,   |
|    |          |             |утверждал физическую однородность земного и небесного  |
|    |          |             |мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. |
|    |          |             |Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование|
|    |          |             |мировой души, понимаемой как принцип жизни и как       |
|    |          |             |духовная субстанция, которая, находясь во всех без     |
|    |          |             |исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно    |
|    |          |             |становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению,  |
|    |          |             |что материя является активной самодвижущейся           |
|    |          |             |субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой|
|    |          |             |природы. Бруно развивал также ряд диалектических       |
|    |          |             |положений: о единстве, связанности и универсальном     |
|    |          |             |движении в природе, о совпадении противоположностей как|
|    |          |             |в бесконечно большом, так и в бесконечно малом.        |
|35. |1568-1639г|Кампанелла   |Итальянский философ и утопический коммунист. Кампанелла|
|    |г         |Таммазо      |разделял натурофилософские взгляды Телезио, выступал   |
|    |          |             |против схоластики. Идеи сейсуализма и деизма (передовые|
|    |          |             |для того времени) сочетались у Кампанеллы с            |
|    |          |             |религиозно-мистическими взглядами, с увлесением магией |
|    |          |             |и астрологией. За свое свободомыслие он подвергался    |
|    |          |             |преследованиям инквизиции. Кампанелла мечтал о         |
|    |          |             |единствеи и благоденствии человечества, надеясь, что   |
|    |          |             |этого можно добиться с помощью папства. В 1599 году    |
|    |          |             |Кампанелла попытался поднять восстание с целью         |
|    |          |             |освобождения Италии от испанского гнета, но заговор был|
|    |          |             |раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в|
|    |          |             |тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию  |
|    |          |             |«Город Солнца» (1602) об идеальном коммунистическом    |
|    |          |             |обществе, в котором власть принадлежит мудрецам и      |
|    |          |             |жрецам и носит по существу теократический характер. В  |
|    |          |             |этом сказалось влияние на Кампанеллу церковной         |
|    |          |             |идеалогии. Коммунистический идел Кампанелла обосновал  |
|    |          |             |велением разума и законами природы. «Город Солнца»     |
|    |          |             |сыграл немалую роль в развитии прогрессивной           |
|    |          |             |общественной мысли и социалного прогресса.             |
|36. |1585-1640г|Акоста       |Голландский философ рационалист. В 1623 г. Написал     |
|    |г         |             |трактат «О смертности души человеческой», в котром     |
|    |          |             |отрицал бессмертие души и загробную жизнь. Сочинение   |
|    |          |             |Акосты «Пример человеческой жизнир» содержит критику   |
|    |          |             |официальной религии, а также идею закона природы,      |
|    |          |             |врожденного людям: закон этот соединяет людей взаимной |
|    |          |             |любовью и служит основой для различения добра и зла.   |
|    |          |             |Идеи Акосты оказали влияние на Спинозу.                |
|37. |1592-1655г|Гасседи Пьер |Французский философ-материалист, физик и астроном,     |
|    |г         |             |священник, профессор ряда университетов. Гассенди      |
|    |          |             |выступал с резкой критикой схоластики, искаженного ею  |
|    |          |             |учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях. |
|    |          |             |Возродил материализм Эпикура на нем свое учение. В     |
|    |          |             |основном труде «Свод философии» (1658) разделил        |
|    |          |             |философию на три части:                                |
|    |          |             |логику, в которой дается анализ проблемы достоверности |
|    |          |             |познания и критикуется скептицизм и догматизм;         |
|    |          |             |физику, в которой, обосновывая атомическую теорию,     |
|    |          |             |Гоббс доказывал объективность, несотворимость и        |
|    |          |             |неучтожимость пространства и времени;                  |
|    |          |             |этику, где Гассенди выступал против аскетической       |
|    |          |             |церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что  |
|    |          |             |всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая  |
|    |          |             |добродетель есть благо, поскольку оно доставляет       |
|    |          |             |«безмятежность».                                       |
|    |          |             |Гассенди признавал Бога творцом атомов; он считал что  |
|    |          |             |помимо материалистически понимаемой «животной души» у  |
|    |          |             |человека имеется еще сверхчувствительная «разумная     |
|    |          |             |душа».                                                 |
|38. |1632-1677г|Спиноза Барух|Нидерландский философ-материалист. Главные работы –    |
|    |г         |(Бенедикт)   |«Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза |
|    |          |             |– создатель геометрического метода в философии. Вместе |
|    |          |             |с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза  |
|    |          |             |считал целью знания завоевание господства над природой |
|    |          |             |и совершенствование человека. Учение своих             |
|    |          |             |предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он|
|    |          |             |показал, как как возможна – в рамках необходимости –   |
|    |          |             |человеческая свобода. При решении этой задачи опорой   |
|    |          |             |для Спинозы стало его учение о природе. В              |
|    |          |             |противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что|
|    |          |             |существует лишь природа, являющаяся причиной самой     |
|    |          |             |себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. |
|    |          |             |Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как  |
|    |          |             |он ее называл, Бог. От субстанции – бытия              |
|    |          |             |необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных       |
|    |          |             |конечных вещей (модусов) – как телесных, так и         |
|    |          |             |мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное       |
|    |          |             |множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную |
|    |          |             |субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш        |
|    |          |             |конечный человеческий разум постигает сущность         |
|    |          |             |субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как   |
|    |          |             |«протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.|
|    |          |             |Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом         |
|    |          |             |материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза |
|    |          |             |не считает атрибутом субстанции. На этих положениях    |
|    |          |             |Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе,  |
|    |          |             |человек – существо, в котром модусу протяжения – телу –|
|    |          |             |соответствует модус мышления – душа. И по первому и по |
|    |          |             |второму модусу человек – часть природы. В учении о     |
|    |          |             |модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни|
|    |          |             |к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, |
|    |          |             |вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе|
|    |          |             |поведением человека движет стремление к самосохранению |
|    |          |             |и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое   |
|    |          |             |учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой  |
|    |          |             |от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу   |
|    |          |             |как поведение, основывающееся на познании              |
|    |          |             |необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть |
|    |          |             |не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза  |
|    |          |             |продолжает линию рационализма. Он возвысил знание      |
|    |          |             |интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим    |
|    |          |             |видом знания – чувственным и принизил роль опыта.      |
|    |          |             |Высшим видом интеллектуального знания он признал       |
|    |          |             |непосредственное усмотрение истины или интуицию ума.   |
|    |          |             |При этом критерием истины – в след за Декартом – он    |
|    |          |             |объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в  |
|    |          |             |развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и      |
|    |          |             |научного. Цель религии – не познание природы вещей, а  |
|    |          |             |лишь наставление людей в нравственном образе жизни.    |
|    |          |             |Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать  |
|    |          |             |на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза –       |
|    |          |             |продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой|
|    |          |             |власти он считал не монархию, а демократическое        |
|    |          |             |правление и ограничивал всевластие государства         |
|    |          |             |требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на|
|    |          |             |метафизический материализм 17-18 в.в., а его           |
|    |          |             |религиозное свободомыслие – на развитие последующего   |
|    |          |             |атеизма.                                               |
|39. |1646-1716г|Лейбниц      |Немецкий философ, объективный идеалист. Философию      |
|    |г         |Готфрид      |Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей|
|    |          |Вильгельм    |механического материализма (Декарт, Гоббс) и           |
|    |          |             |аристотелевско-схоластического учения об активных      |
|    |          |             |субстанциальных формах. При объяснении действительности|
|    |          |             |он стремился объединить механический принцип с учением |
|    |          |             |о монадах, изложенном в его «Монадологии» (1714). По   |
|    |          |             |Лейбницу монады представляют собой неделимые           |
|    |          |             |субстанции, из которых складывается вся вселенная.     |
|    |          |             |Число монад бесконечно, каждая из них обладает         |
|    |          |             |восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из        |
|    |          |             |родоночальников немецкой иделистической диалектики.    |
|    |          |             |Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с  |
|    |          |             |другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся|
|    |          |             |и движущийся мир, который регулируется                 |
|    |          |             |предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады|
|    |          |             |(Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии   |
|    |          |             |послужило основой наиболее реакционной части философии |
|    |          |             |Лейбница – его теодиции («Теодицея» 1710). Теория      |
|    |          |             |познания Лейбница – идеалистический рационализм –      |
|    |          |             |направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К     |
|    |          |             |положению Локка «Нет ничего в уме, чего бы не было в   |
|    |          |             |чувстве» Лейбниц добавил: «Кроме самого интеллекта». Не|
|    |          |             |разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска,     |
|    |          |             |отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и    |
|    |          |             |необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким     |
|    |          |             |источником может быть только разум, что душа изначально|
|    |          |             |содержит в себе начала различных понятий и положений,  |
|    |          |             |которые только пробуждаются ... внешними объектами     |
|    |          |             |(«Новые опыты о человеческом разуме» 1704). По         |
|    |          |             |существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о       |
|    |          |             |врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в    |
|    |          |             |разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора.       |
|    |          |             |Критерием истинности он считал явность, отчетливость и |
|    |          |             |непротиворечивость знания. В соответствии с этим для   |
|    |          |             |проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов |
|    |          |             |аристотелевской логики (тождества, противоречия и      |
|    |          |             |исключенного третьего); для проверки «истин факта»     |
|    |          |             |необходим закон достаточного основания. Лейбница       |
|    |          |             |считают (Рассел и др.) основоположником математической |
|    |          |             |логики.                                                |
|40. |1668-1744г|Вико         |Итальянский философ, создатель теории исторического    |
|    |г         |Джам-баттиста|круговорота. Допуская существование божественного      |
|    |          |             |начала, от которого исходят законы истории, он         |
|    |          |             |указывал, что общество развивается в силу внутренних,  |
|    |          |             |закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико,     |
|    |          |             |проходит в своем развитии три эпохи (божественную,     |
|    |          |             |героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни |
|    |          |             |человека – детству, юности, зрелости. Государства      |
|    |          |             |возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет     |
|    |          |             |господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену|
|    |          |             |ему приходит демократическое государство, в котором    |
|    |          |             |торжествует свобода и «естественная справедливость».   |
|    |          |             |Это вершина развития человечества, зрелость, после чего|
|    |          |             |наступает упадок. Общество возвращается к              |
|    |          |             |первоначальному состоянию. Затем вновь наступает       |
|    |          |             |движение по восходящей линии, новый круговорот.        |
|    |          |             |Принципы исторического развития Вико распространял на  |
|    |          |             |язык, право, искусство. Основной труд – «Основания     |
|    |          |             |новой науки об общей природе нации» (1725).            |
|41. |1694-1778г|Вольтер      |Французский писатель, философ, историк, один из вождей |
|    |г         |Франсуа Мари |французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая    |
|    |          |             |сторонником механики и физики Ньютона, он признает     |
|    |          |             |существование Бога, как «первого двигателя». Движение  |
|    |          |             |природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим |
|    |          |             |от природы, это не особая субстанция, а скорее         |
|    |          |             |свойственный самой природе принцип действия. Фактически|
|    |          |             |Вольтер склоняется к отождествлению Бога («великого    |
|    |          |             |геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая |
|    |          |             |представления о душе как о особого рода субстанции. По |
|    |          |             |Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только  |
|    |          |             |живым телам, хотя для доказательства этого положения   |
|    |          |             |приводится теологический аргумент – способностью       |
|    |          |             |мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической|
|    |          |             |метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного  |
|    |          |             |исследования природы. Отвергая декартово учение о душе |
|    |          |             |и врожденных идеях, он считал источником знаний        |
|    |          |             |наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко.  |
|    |          |             |Задача науки – изучение объективной причинности. Но    |
|    |          |             |Вольтер допускал наличие «конечных причин» и полагал,  |
|    |          |             |что опыт говорит нам о вероятности существования       |
|    |          |             |«высшего разума» и «архитектора»Вселенной. В           |
|    |          |             |исторической работе Вольтера – критика                 |
|    |          |             |библейско-христианской точки зрения на развитие        |
|    |          |             |общества, приводится набросок картины истории          |
|    |          |             |человечества. В основе «философии истории» (термин     |
|    |          |             |введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития   |
|    |          |             |общества, независимо от воли Божества. Но ход истории  |
|    |          |             |объясняется изменением идей, т.е. идеалистически.      |
|    |          |             |Огромное значение в деятельности Вольтера имела его    |
|    |          |             |борьба против клерикализма и религиозного фанатизма.   |
|    |          |             |Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и        |
|    |          |             |католическая церковь, которую он считал основным врагом|
|    |          |             |прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм.    |
|    |          |             |Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе         |
|    |          |             |(Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея  |
|    |          |             |карающего Бога должна жить в народе. Труды:            |
|    |          |             |«Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике»    |
|    |          |             |(1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Опыт       |
|    |          |             |всеобщей истории» (1796) и др.                         |
|42. |1709-1751г|Ламеттри     |Французский философ-материалист, врач. Основные работы:|
|    |г         |Жюльен Оффре |«Человек-машина» (1747), «Система Эпикура» (1750).     |
|    |          |де           |Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма|
|    |          |             |Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне       |
|    |          |             |активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы     |
|    |          |             |материи – органическое, растительное и животное царства|
|    |          |             |(к последнему относится и человек), между которыми по  |
|    |          |             |Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал   |
|    |          |             |всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку|
|    |          |             |и рассматривается как результат сложной организации    |
|    |          |             |материи. Способность мышления принимается как сравнение|
|    |          |             |и комбинирование представлений, возникших на основе    |
|    |          |             |ощущений и памяти. Ламеттри – представитель            |
|    |          |             |механицизма, вместе с тем постепенно приближался к     |
|    |          |             |идеям эволюции. Главными причинами исторического       |
|    |          |             |развития считал просвещение и действия выдающихся      |
|    |          |             |личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма.  |
|    |          |             |Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение   |
|    |          |             |религии для народных масс.                             |
|43. |1711-1776г|Юм Давид     |Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу |
|    |г         |             |знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности |
|    |          |             |быть руководством для практической жизни. Единственный |
|    |          |             |предмет достоверного знания по Юму – объекты           |
|    |          |             |математики, все другиепредметы исследования касаются   |
|    |          |             |фактов, которые не могут быть доказаны логически, а    |
|    |          |             |выводятся только из опыта. Все суждения о существовании|
|    |          |             |происходят так же из опыта, который Юм понимал         |
|    |          |             |идеалистически: действительность – лишь поток          |
|    |          |             |«впечатлений», причины которых неизвестны и            |
|    |          |             |непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный   |
|    |          |             |мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из       |
|    |          |             |основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение |
|    |          |             |причины и действия; оно не может быть выведено ни из   |
|    |          |             |интуиции, ни путем логического анализа и               |
|    |          |             |доказательства. Из того, что одно явление предшествует |
|    |          |             |другому, нельзя вывести, будто предшествующее –        |
|    |          |             |причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое  |
|    |          |             |частое повторение связи событий во времени не дает     |
|    |          |             |знания скрытой силы, с помощью которой один объект     |
|    |          |             |производит другой. Но люди склонны заключать от        |
|    |          |             |наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к |
|    |          |             |сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают   |
|    |          |             |они эти заключения только в силу привычки. Таким       |
|    |          |             |образом, Юм отрицал объективный характер причинности.  |
|    |          |             |Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный   |
|    |          |             |хаос: некоторые объекты представляются нам яркими,     |
|    |          |             |живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне     |
|    |          |             |достаточно для практической жизни.При этом необходимо  |
|    |          |             |лишь понимать, что источником практической уверенности |
|    |          |             |служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм      |
|    |          |             |развил теорию утилитаризма, объявил полезность         |
|    |          |             |критерием нравственности; в философии религии          |
|    |          |             |ограничился ограничением допущения, будто причины      |
|    |          |             |порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с        |
|    |          |             |разумом, но отверг при этомвсякое богословское и       |
|    |          |             |философское учение о Боге. Основной труд –             |
|    |          |             |«Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский  |
|    |          |             |агностицизм оказал значительное влияние на современный |
|    |          |             |идеализм, послужив одним из главных идейных истоков    |
|    |          |             |неопозитивизма.                                        |
|44. |1714-1762г|Баумгартен   |Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В   |
|    |г         |Александр    |работе «Философские размышления о некоторых вопросах   |
|    |          |Готтлиб      |поэтического произведения» (1735) впервые ввел термин  |
|    |          |             |«эстетика», которым он обозначил науку о чувственном   |
|    |          |             |познании, постигающем прекрасное и выражающемся в      |
|    |          |             |образах искусства, в противоположность логике – науке о|
|    |          |             |рассудочном познании. Вопросам чувственного познания   |
|    |          |             |Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика».     |
|45. |1723-1777г|Дай Чжень    |Китайский философ-материалист. Много внимания уделял   |
|    |г         |             |изучению естественных наук, особенно математике и      |
|    |          |             |астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и  |
|    |          |             |существует независимо от человеческого сознания.       |
|    |          |             |Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных      |
|    |          |             |понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального  |
|    |          |             |«Ли» и материального «Ци», Дай Чжень заявлял что «Ци»  |
|    |          |             |первично, а «Ли» вторично. Мир находится в постоянном  |
|    |          |             |процессе становления и развития. Движение он объяснял  |
|    |          |             |взаимодействием противоположных сил: положительного Ян |
|    |          |             |и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и|
|    |          |             |неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены    |
|    |          |             |естественной необходимости. Признавая основой познания |
|    |          |             |ощущения Дай Чжень отрицал существование  «врожденного |
|    |          |             |знания». Он говорил о необходимости опытной проверки   |
|    |          |             |общих выводов. В своих общественно-политических        |
|    |          |             |взглядах высказал положение о том, что освобождение    |
|    |          |             |народа зависит от развития просвещения и нравственного |
|    |          |             |самоусовершенствования личности.                       |
|46. |1730-1788г|Гаман Иоган  |Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о          |
|    |г         |Георг        |непосредственном знании, оказал влияние на литературное|
|    |          |             |движение «Буря и натиск». Гаман выступал против идей   |
|    |          |             |просветительства и рационализма. Им он противопоставлял|
|    |          |             |веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с  |
|    |          |             |тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей  |
|    |          |             |как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на       |
|    |          |             |идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля.   |
|    |          |             |Главное сочинение Гамана – «Крестовые походы филолога» |
|    |          |             |(1762)                                                 |
|47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.|
|    |г         |Готфрид      |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей |
|    |          |             |«физиологию» познавательных способностей и учение о    |
|    |          |             |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о     |
|    |          |             |пространстве и времени Гердер выводил из опыта,        |
|    |          |             |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь  |
|    |          |             |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о    |
|    |          |             |прогрессе в истории («Идеи к философии истории         |
|    |          |             |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к    |
|    |          |             |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной     |
|    |          |             |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли|
|    |          |             |производства (ремесла) и науки в развитии общества.    |
|    |          |             |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о           |
|    |          |             |несовпадении между субъективными целями единоличных    |
|    |          |             |человеческих действий и их объективным историческим    |
|    |          |             |результатом.                                           |
|48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой         |
|    |г         |Генрих       |рационализма и обоснованием так называемой «философии  |
|    |          |             |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку  |
|    |          |             |метафизически разграничить и противопоставить          |
|    |          |             |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для|
|    |          |             |Якоби единственным истинным познанием является         |
|    |          |             |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за  |
|    |          |             |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с   |
|    |          |             |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.|
|    |          |             |Религиозное чувство, составляющее основание философии, |
|    |          |             |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции          |
|    |          |             |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи    |
|    |          |             |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы   |
|    |          |             |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в       |
|    |          |             |философии жизни и экзистенциализма.                    |
|49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого     |
|    |г         |             |классического идеализма. Кант является основателем     |
|    |          |             |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В  |
|    |          |             |так называемый «демократический» период (до 1770 года) |
|    |          |             |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в   |
|    |          |             |которой возникновение и эволюция планетной системы     |
|    |          |             |выводится из первоначальной «туманности». В это же     |
|    |          |             |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой   |
|    |          |             |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил      |
|    |          |             |учение о замедлении – в результате приливного трения – |
|    |          |             |суточного вращения Земли и учение об относительности   |
|    |          |             |движения и покоя. Исследования эти, объединенные       |
|    |          |             |материалистической идеей естественного развития        |
|    |          |             |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании  |
|    |          |             |диалектики. В философских работах «докритического»     |
|    |          |             |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и        |
|    |          |             |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |
|    |          |             |основанием логическим, ввел в философию понятие об     |
|    |          |             |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах            |
|    |          |             |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов      |
|    |          |             |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |
|    |          |             |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |
|    |          |             |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика   |
|    |          |             |практического разума» (1788г.) и «Критика способности  |
|    |          |             |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались   |
|    |          |             |«критическая» теория о целесообразности природы. В     |
|    |          |             |работах «критического» периода Кант доказывает         |
|    |          |             |невозможность построить систему «умозрительной         |
|    |          |             |философии» («метафизики», согласно принятой тогда      |
|    |          |             |терминологии) – впредь до предварительного исследования|
|    |          |             |форм познания и границу наших познавательных           |
|    |          |             |способностей. Исследования эти приводят Канта к        |
|    |          |             |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как   |
|    |          |             |они существуют сами по себе («вещей в себе»),          |
|    |          |             |принципиально недоступна нашему познанию: последнее    |
|    |          |             |возможно только относительно «явлений», т.е. способа,  |
|    |          |             |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|
|    |          |             |Достоверное теоретическое знание имеется только в      |
|    |          |             |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|
|    |          |             |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы     |
|    |          |             |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |
|    |          |             |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза  |
|    |          |             |чувственного многообразия и понятий рассудка, на       |
|    |          |             |которых основываются например, закон постоянства       |
|    |          |             |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия    |
|    |          |             |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое  |
|    |          |             |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |
|    |          |             |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |
|    |          |             |рассудок стремится к решению вопросов о границах или   |
|    |          |             |беспредельности мира в пространстве и времени, о       |
|    |          |             |возможности существования неделимых элементов мира, о  |
|    |          |             |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|
|    |          |             |что с равной доказательностью могут быть обоснованы    |
|    |          |             |противоположные решения: мир и конечен и не имеет      |
|    |          |             |пределов; все процессы протекают как причинно          |
|    |          |             |обусловленные – и существуют процессы (поступки),      |
|    |          |             |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |
|    |          |             |существо  - и такого существа нет. Таким образом, разум|
|    |          |             |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в           |
|    |          |             |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же   |
|    |          |             |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |
|    |          |             |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|
|    |          |             |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|
|    |          |             |одновременно и не свободен (как существо в мире        |
|    |          |             |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого        |
|    |          |             |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо|
|    |          |             |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат|
|    |          |             |веры, на котором основывается наше убеждение в         |
|    |          |             |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это|
|    |          |             |учение об антикомичности разума, служившее у Канта     |
|    |          |             |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и   |
|    |          |             |для агностицизма, стало толчком для разроботки         |
|    |          |             |положительной диалектики в немецком классическом       |
|    |          |             |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и   |
|    |          |             |творчества это учение осталось в плену дуализма,       |
|    |          |             |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант           |
|    |          |             |провозглашал ее основным законом безусловное появление,|
|    |          |             |требующее руководиться таким правилом, которое         |
|    |          |             |совершенно независимо от нравственного содержания      |
|    |          |             |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В  |
|    |          |             |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному»  |
|    |          |             |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,|
|    |          |             |изображенный в произведении искусства, и обусловленному|
|    |          |             |только формой. В этике Кант вразрез с формальным       |
|    |          |             |характером категорического императива выдвинул принцип |
|    |          |             |самоценности каждой личности, которая не должна быть   |
|    |          |             |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в |
|    |          |             |эстетике – вразрез с формализмом в понимании           |
|    |          |             |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства      |
|    |          |             |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и   |
|    |          |             |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли            |
|    |          |             |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и  |
|    |          |             |учение о необходимости вечного мира. Средством к       |
|    |          |             |установлению и сохранению мира Кант считал развитие    |
|    |          |             |международной торговли и общения с их взаимными        |
|    |          |             |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало|
|    |          |             |огромное влияние на последующее развитие научной и     |
|    |          |             |философской мысли.                                     |
|50. |1713-1784 |Дидро Дени   |Французский философ, просветитель, руководитель        |
|    |          |             |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро      |
|    |          |             |прошел путь от деизма и этического идеализма до        |
|    |          |             |материализма (в учении о природе, в психологии, в      |
|    |          |             |теории познания) и атеизма. В механистическое          |
|    |          |             |материалистическое понимание природы, общее у него с   |
|    |          |             |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы     |
|    |          |             |диалектики – идеи связи материи и движения, связи      |
|    |          |             |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости   |
|    |          |             |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого |
|    |          |             |механическое движение материальных частиц может        |
|    |          |             |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро     |
|    |          |             |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности      |
|    |          |             |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил             |
|    |          |             |материалистическую теорию психических функций,         |
|    |          |             |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой|
|    |          |             |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные |
|    |          |             |способностью ощущать и памятью. В теории познания      |
|    |          |             |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения   |
|    |          |             |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные|
|    |          |             |нам из опыта явления, между которыми существует либо   |
|    |          |             |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не |
|    |          |             |следует что наши ощущения – зеркально точные копии     |
|    |          |             |предметов: между большинством ощущений и их внешними   |
|    |          |             |причинами не сходства, чем между представлениями и их  |
|    |          |             |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и|
|    |          |             |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный     |
|    |          |             |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф.      |
|    |          |             |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему    |
|    |          |             |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение     |
|    |          |             |истин, а достижение способности совершенствовать и     |
|    |          |             |увеличивать могущество человека. При этом Дидро        |
|    |          |             |учитывает роль техники и промышленности в развитии     |
|    |          |             |мышления и познани. Методами и руководителями в        |
|    |          |             |познании являются эксперимент и наблюдение. На их      |
|    |          |             |основе мышление может достигнуть знания, если и не     |
|    |          |             |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро       |
|    |          |             |написал много работ по вопросам искусства и            |
|    |          |             |художественной критики; развил новую эстетику реализма,|
|    |          |             |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические   |
|    |          |             |принципы разработанной им эстетики стремился           |
|    |          |             |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь   |
|    |          |             |против феодального деспотизма, защищая политический    |
|    |          |             |строй просвещенной монархии. Основные произведения     |
|    |          |             |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор |
|    |          |             |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания    |
|    |          |             |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии»    |
|    |          |             |(1774-1780г.г.)                                        |
|51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель  |
|    |гг.       |Вильгельм    |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»|
|    |          |Фридрих      |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого   |
|    |          |             |сознания от первых его проблесков до сознательного     |
|    |          |             |овладения наукой и научной методологией (феноменология |
|    |          |             |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их          |
|    |          |             |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель  |
|    |          |             |обосновывает исходный для него тезис о тождестве       |
|    |          |             |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее  |
|    |          |             |как основе и сущности всего мира. В развитом виде      |
|    |          |             |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе |
|    |          |             |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное|
|    |          |             |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» |
|    |          |             |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно,     |
|    |          |             |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в|
|    |          |             |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит|
|    |          |             |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в   |
|    |          |             |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает|
|    |          |             |свое содержание в системе связанных и переходящих друг |
|    |          |             |в друга логических категорий;                          |
|    |          |             |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме       |
|    |          |             |природы – философия природы; природа не развивается, а |
|    |          |             |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических|
|    |          |             |категорий, составляющих ее духовную сущность;          |
|    |          |             |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») –     |
|    |          |             |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь    |
|    |          |             |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в|
|    |          |             |различных видах человеческого сознания и деятельности. |
|    |          |             |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,|
|    |          |             |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее |
|    |          |             |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля  |
|    |          |             |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке    |
|    |          |             |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель      |
|    |          |             |сформулировал закон перехода количественных изменений в|
|    |          |             |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии  |
|    |          |             |как движущем принципе всякого развития, закон          |
|    |          |             |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания,  |
|    |          |             |целого и части, и разработал категории                 |
|    |          |             |действительности, необходимости и случайности и многие |
|    |          |             |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|
|    |          |             |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права»         |
|    |          |             |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.-       |
|    |          |             |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции  |
|    |          |             |по философии истории» (1837г)                          |
|52. |1768-1834 |Шлейермахер  |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет    |
|    |гг.       |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был          |
|    |          |Даниэль      |профессором Берлинского университета. Воззрения        |
|    |          |             |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта,      |
|    |          |             |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии           |
|    |          |             |преобладали романтические тенеденции. Религию,         |
|    |          |             |нравственность он выводил из внутреннего настроения    |
|    |          |             |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения    |
|    |          |             |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в     |
|    |          |             |котором примиряются все противоречия. В                |
|    |          |             |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|
|    |          |             |диалектики, считал, что диалектика выражает только     |
|    |          |             |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|
|    |          |             |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый      |
|    |          |             |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех  |
|    |          |             |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|
|    |          |             |из рамок религиозного мировоззрения.                   |
|    |          |             |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали  |
|    |          |             |значительное влияние на идеологию протестанизма.       |
|    |          |             |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии»      |
|    |          |             |(1799г), «Монологи» (1810г)                            |
|53. |1767-1835 |Гумбольдт    |Немецкий философ, языковед и государственный деятель,  |
|    |гг.       |Вильгельм    |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах   |
|    |          |             |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете   |
|    |          |             |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка»       |
|    |          |             |(1821г.) « О языках кави на острове Ява»               |
|    |          |             |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта,     |
|    |          |             |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на  |
|    |          |             |материале общественной истории, отклоняясь по ряду     |
|    |          |             |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно     |
|    |          |             |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная     |
|    |          |             |история есть результат деятельности духовной силы,     |
|    |          |             |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история  |
|    |          |             |человечества, хотя она и складывается из цепи          |
|    |          |             |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто  |
|    |          |             |поддающееся описанию, все же не может быть понята с    |
|    |          |             |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |
|    |          |             |известной степени может заменить эстетика. В своем     |
|    |          |             |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма  |
|    |          |             |ценным метод сравнительно-исторического исследования   |
|    |          |             |языков.                                                |
|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик.     |
|    |г         |             |Утверждал, что любая философская школа, система может  |
|    |          |             |быть создана из «истин», содержащихся в различных      |
|    |          |             |учениях. Философия Кузена представляет собой           |
|    |          |             |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |
|    |          |             |из идеалистической системы Гегеля, «философии          |
|    |          |             |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других    |
|    |          |             |идеалистических учений. Являясь противником            |
|    |          |             |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце   |
|    |          |             |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|
|    |          |             |призывал к примирению философии и религии. Учение      |
|    |          |             |Кузена оказало влияние на последующее развитие         |
|    |          |             |идеалистической философии во Франции. Основное         |
|    |          |             |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории         |
|    |          |             |философии» (1815-1829)                                 |
|55. |1874-1948г|Бердяев      |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист,    |
|    |г         |Николай      |основатель так называемого «нового христианства»,      |
|    |          |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение    |
|    |          |             |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее»,     |
|    |          |             |«духовное» освобождение личности на путях религии      |
|    |          |             |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев|
|    |          |             |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое     |
|    |          |             |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже   |
|    |          |             |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении        |
|    |          |             |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что     |
|    |          |             |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не       |
|    |          |             |способен решить проблему активности и свободы личности.|
|    |          |             |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или|
|    |          |             |персонализм). Единственной реальностью Бердяев         |
|    |          |             |объявляет  «существование» субъекта, основа творчества |
|    |          |             |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» |
|    |          |             |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества –   |
|    |          |             |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия |
|    |          |             |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у  |
|    |          |             |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого        |
|    |          |             |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое  |
|    |          |             |средневековье», загробный мир «четвертого измерения»,  |
|    |          |             |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир       |
|    |          |             |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики»    |
|    |          |             |Творчество и объективация», 1947) Реакционность        |
|    |          |             |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его       |
|    |          |             |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где   |
|    |          |             |социальное неравенство объявляется «благом, добром,    |
|    |          |             |правдой», а империалистические войны – основой         |
|    |          |             |творческого движения человечества.                     |
|56. |1873-1958г|Мур Джордж   |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.|
|    |г         |Эдвард       |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет  |
|    |          |             |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект,       |
|    |          |             |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру,     |
|    |          |             |неясен; его можно рассматривать и как физический объект|
|    |          |             |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл       |
|    |          |             |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА.   |
|    |          |             |Согласно такой философии «здравого смысла», во         |
|    |          |             |вселенной существуют материальные объекты и акты       |
|    |          |             |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных  |
|    |          |             |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает         |
|    |          |             |возможности того, что мир по своей природе духовен, что|
|    |          |             |существует божественный разум, акты этого разума и     |
|    |          |             |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического     |
|    |          |             |анализа. Его теория анализа оказала влияние на         |
|    |          |             |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и|
|    |          |             |зла неопределимыми понятиями. Этические положения      |
|    |          |             |раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эгоизм        |
|    |          |             |слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Отсюда|
|    |          |             |две линии в современной позитивистской этике:          |
|    |          |             |«эмотивизм» и этика как «анализ этических              |
|    |          |             |высказываний». Основные сочинения: «В защиту здравого  |
|    |          |             |смысла» (1925г.), « Ответ моим критикам» (1942г.).     |
|57. |1806-1873г|Милль Джон   |Английский буржуазный философ, логик и экономист,      |
|    |г.        |Стюарт       |представитель позитивизма. Основные работы: «Система   |
|    |          |             |логики...»(1843г) «Основания политической экономии»(2т.|
|    |          |             |1848г) «Утилитаризм» (1864). В философии последователь |
|    |          |             |Юма, Беркли и О. Канта. Рассматривая и материализм и   |
|    |          |             |идеализм как две «метафизические» крайности, Милль     |
|    |          |             |считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а|
|    |          |             |дух – постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их|
|    |          |             |восприятия не существуют. Человек познает только       |
|    |          |             |«явления» (ощущения), за пределы которых выйти нельзя. |
|    |          |             |Заслугой Милля является разработка методов индуктивного|
|    |          |             |исследования причинной связи.                          |
|58. |1838-1916г|Мах Эрнст    |Австрийский физик и философ, субъективный идеалист,    |
|    |г.        |             |один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи    |
|    |          |             |«комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил  |
|    |          |             |свое учение философскому материализму. Исходя из       |
|    |          |             |философии Юма, Мах по существу отвергал понятия        |
|    |          |             |причинности, необходимости, субстанции как не данные в |
|    |          |             |«опыте». В соответствии «экономии мышления», описание  |
|    |          |             |мира должно включать только «нейтральные элементы      |
|    |          |             |опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах отождествлял  |
|    |          |             |их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие   |
|    |          |             |физического и психического сводилось, таким образом, к |
|    |          |             |различию «фукнционального отношения», в котором        |
|    |          |             |рассматриваются «элементы»: физическое исследование    |
|    |          |             |состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов»,|
|    |          |             |психологическое – в анализе отношения человеческого    |
|    |          |             |организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как  |
|    |          |             |символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а |
|    |          |             |науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих   |
|    |          |             |замещению непосредственными наблюдениями. Основные     |
|    |          |             |работы «Анализ ощущений и отношение физического к      |
|    |          |             |психическому» (1886г) «Познание и заблуждение» (1905г).|
|    |          |             |Философия Маха оказала влияние на формирование         |
|    |          |             |неопозитивизма.                                        |
|59. |1842-1910г|Джемс Уильямс|Американский психолог и философ-идеалист, крупнейший   |
|    |г.        |             |представитель прагматизма. Профессор Гарвардского      |
|    |          |             |университета в США с 1885 г. по 1907г.. Боролся против |
|    |          |             |материалистического метода, Джемс противопоставляет ему|
|    |          |             |не диалектику, а иррационализм. В основе психики,      |
|    |          |             |которую Джемс рассматривал как «поток сознания»,       |
|    |          |             |подчеркивал роль волевого и эмоционального начал.      |
|    |          |             |Подменяя объективное понятие истины прагматическим     |
|    |          |             |принципом полезного действия, соответствия интересам,  |
|    |          |             |Джемс открывает дорогу фидеизму, обосновывает право на |
|    |          |             |верования, недоступные доказательству и обоснованию.   |
|    |          |             |«Радикальный эмпиризм» Джемса есть субъективистское    |
|    |          |             |сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а   |
|    |          |             |его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и  |
|    |          |             |духовное как два различных аспекта этого «опыта». Джемс|
|    |          |             |защищал религию и активно участвовал в созданной им в  |
|    |          |             |Нью-Йорке специальной организации по «изучению»        |
|    |          |             |мистического «опыта». Основные работы «Принципы        |
|    |          |             |психологии» (1890г) «Многообразие религиозного опыта»  |
|    |          |             |(1902г) «Прагматизм» (1907г)                           |
|60. |          |Операционализ|Субъективно-идеалистическое направление в современной  |
|    |          |м            |буржуазной философии по своей природе являющееся       |
|    |          |             |синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан|
|    |          |             |Бриджименом. Главной в операционизме является идея     |
|    |          |             |операционального анализа, по которой значение любого   |
|    |          |             |понятия может быть определено лишь посредством описания|
|    |          |             |операций, используемых при употреблении и проверке     |
|    |          |             |этого понятия, последнее тождественно соответствующему |
|    |          |             |ряду операций. Понятия, не связанные с какими-либо     |
|    |          |             |операциями, объявляются бессмысленными. К их числу     |
|    |          |             |операционизм относит многие понятия материализма.      |
|    |          |             |Операци бывают «инструментальными» и мыслительными     |
|    |          |             |(операции «бумаги – и – карандаша» и «вербальные»). Из |
|    |          |             |соединения операционально определенных понятий         |
|    |          |             |создаются предложения, а из них – теории.              |
|    |          |             |Операционализм неизбежно приходит к                    |
|    |          |             |субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях|
|    |          |             |познаем лишь наши операции измерения, то и признание   |
|    |          |             |самих объектов независимо от процедур измерений        |
|    |          |             |оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: «Вещи |
|    |          |             |суть наши конструкции».                                |
|61. |1882-1936г|Шлик Мориц   |Австрийский философ и физик, один из лидеров           |
|    |г.        |             |логического позитивизма. Как физик, занимался вопросами|
|    |          |             |теоретической оптики, выступил одним из первых         |
|    |          |             |интерпретаторов теории относительности (1917г) В книге |
|    |          |             |«Всеобщая теория познания» (1918г) сформулировал идеи, |
|    |          |             |подхваченные позднее логическим позитивизмом, в        |
|    |          |             |частности учение об аналитической природе логики и     |
|    |          |             |математики и принцип верифицируемости. Помимо          |
|    |          |             |отстаивания общей концепции логического позитивизма    |
|    |          |             |(«Позитивизм и реализм» 1932г) пытался с               |
|    |          |             |идеалистических позиций анализировать специальные      |
|    |          |             |проблемы философии (пространство и время, причинность, |
|    |          |             |вероятность) и этики (значение моральных суждений,     |
|    |          |             |свобода воли). Выдвинул теорию о «невыразимости        |
|    |          |             |содержания», согласно которой «непосредственный опыт», |
|    |          |             |являющийся содержанием наших знаний, не может быть     |
|    |          |             |сообщен другому лицу. По Шлику, выражаемы в языке и    |
|    |          |             |передаваемы только «структурные отношения опыта».      |
|    |          |             |Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата.          |
|62. |1813-1855г|Кьеркегор    |«Первая философия» (1956-1959гг). Датский              |
|    |г         |Серен        |философ-мистик, предшественник современного            |
|    |          |             |экзистенционализма. Свои произведения издавал на       |
|    |          |             |богатое отцовское наследство. Основные работы:         |
|    |          |             |«Или-или» (1843г) «Понятие страха» (1844г) «Смертельная|
|    |          |             |болезнь» (1849г). Первая посвящена                     |
|    |          |             |«музыкально-эротическим» проблемам, две другие –       |
|    |          |             |вопросам «первородного греха» и описанию видов отчаяния|
|    |          |             |и сомнения. Кьеркегор критиковал философию Гегеля с    |
|    |          |             |позиций крайнего субъективизма. Истина, по Кьеркегору, |
|    |          |             |всегда субъективна. В этике Кьеркегор защищал          |
|    |          |             |индивидуализм. Из трех типов человеческого             |
|    |          |             |«существования» (эстетического, этического,            |
|    |          |             |религиозного) высшим считал религиозный. Кьеркегор ввел|
|    |          |             |понятие существования (экзистенции), выражающегося в   |
|    |          |             |«синтезе конечного и бесконечного, временного и        |
|    |          |             |вечного». В последние годы жизни критиковал официальную|
|    |          |             |церковь за «недостаточную набожность».                 |
|63. |1883-1955г|Ортега-и-Гасс|Испанский философ, субъективный идеалист; занимал      |
|    |г         |ет Хозе      |переходную позицию между философией жизни нищенского   |
|    |          |             |толка и современным экзистенциализмом. В центре        |
|    |          |             |внимания Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В|
|    |          |             |своих работах «Дегуманизация искусства» (1925г) и      |
|    |          |             |«Восстание массы» (1929г) Ортега-и-Гассет впервые в    |
|    |          |             |буржуазной философии изложил основные принципы доктрины|
|    |          |             |«массового общества». «Массовым обществом»             |
|    |          |             |Ортега-и-Гассет называет духовную атмосферу,           |
|    |          |             |сложившуюся на Западе в результате вырождения          |
|    |          |             |буржуазной демократии, бюрократизации общественных     |
|    |          |             |институтов, распространения денежно-меновых отношений  |
|    |          |             |на все формы межличных контактов. Складывается система |
|    |          |             |общественных связей, внутри которой каждый человек     |
|    |          |             |чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной|
|    |          |             |ему роли, частицей безличного начала – толпы.          |
|    |          |             |Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию     |
|    |          |             |«справа». Он считает ее неизбежынм результатом         |
|    |          |             |развязания демократической активности масс и видит     |
|    |          |             |выход в создании новой аристократической элиты людей,  |
|    |          |             |способных на произвольный «выбор», руководствующихся   |
|    |          |             |только непосредственным «жизненным поравом» (категория,|
|    |          |             |близкая ницшеанской «воле к власти»). Рационализм      |
|    |          |             |Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным  |
|    |          |             |стилем «массового общества». Он призывает вернуться к  |
|    |          |             |донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не  |
|    |          |             |растленной «любви к мудрости».                         |
|64. |Р. 1905г. |Сартр        |Французский философ и писатель Сартр – представитель   |
|    |          |Жан-Поль     |так называемого «атеистического» экзистенциализма. Его |
|    |          |             |основные работы «Бытие и ничто» (1943г)                |
|    |          |             |«Экзистенциализм – это гуманизм» (1947г) «Критика      |
|    |          |             |диалектического разума» (1960г). Взгляды Сартра        |
|    |          |             |сложились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется и|
|    |          |             |определенная связь между его философией и учением      |
|    |          |             |Кьеркегоря; на Сартра оказал известное воздействие и   |
|    |          |             |метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны|
|    |          |             |антропацентризм и субъективизм. Человек мыслится им как|
|    |          |             |«бытие для себя», от которого производит такие формы   |
|    |          |             |«бытия в себе» (т.е. объективного мира), как           |
|    |          |             |пространство и время, количество и качество и т.п. Так,|
|    |          |             |объективному миру (а он, по Сартру, неразумен,         |
|    |          |             |детерминирован) противопоставляется человеческая       |
|    |          |             |деятельность, которая свободна, не зависит от          |
|    |          |             |объективных законов. Такое идеалистическое             |
|    |          |             |представление о свободе (суть его так же выражена в    |
|    |          |             |принципе: «Человек есть то, чем он сам себя делает»    |
|    |          |             |лежит в основе сартровской этики.                      |
|65. |Р. 1883г. |Ясперс Карл  |Ведущий представитель немецкого экзистенциализма,      |
|    |          |             |профессор университета в Базеле. Начал свою            |
|    |          |             |деятельность как психиатр, и это во многом определило  |
|    |          |             |его понимание философских проблем. В                   |
|    |          |             |психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология»|
|    |          |             |1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а  |
|    |          |             |обостренные поиски человеком своей индивидуальности.   |
|    |          |             |Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного|
|    |          |             |философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая  |
|    |          |             |рациональная картина мира еще не есть знание: она      |
|    |          |             |является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в       |
|    |          |             |истолковании. Внутреннее содержание философии, по      |
|    |          |             |Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании»    |
|    |          |             |«шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть |
|    |          |             |господствующее в мире неразумное и понять его как      |
|    |          |             |источник.                                              |



смотреть на рефераты похожие на "История философии"