Философия

Георг Вильгельм Фридрих


Московский Колледж Милиции
                              №1 ГУВД г. Москвы



                            Реферат по Философии

                      Тема: « ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ »



                                    [pic]



                               Москва 2003 г.

                      ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ.



ГЕГЕЛЬ,  ГЕОРГ  ВИЛЬГЕЛЬМ   ФРИДРИХ   (Hegel,   Georg   Wilhelm   Friedrich)
(1770–1831), немецкий философ, родился в Штутгарте  (герцогство  Вюртемберг)
27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства,  был
потомком   протестантского   рода,   изгнанного   из   Австрии   в    период
Контрреформации.  Окончив  гимназию  в  родном  городе,  Гегель  учился   на
богословском отделении Тюбингенского  университета  в  1788–1793,  прослушал
курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию.  В  то  же
время в Тюбингене учились Фридрих фон  Шеллинг,  который  был  на  пять  лет
моложе Гегеля,  и  Фридрих  Гёльдерлин,  поэзия  которого  оказала  глубокое
влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом  и  Гёльдерлином  сыграла
значительную роль  в  умственном  развитии  Гегеля.  Изучая  в  университете
философию, он обратил особое внимание на  работы  Иммануила  Канта,  которые
широко обсуждались в  то  время,  а  также  на  поэтические  и  эстетические
произведения Ф.Шиллера. В  1793–1796  Гегель  служил  в  качестве  домашнего
учителя в швейцарской семье в Берне,  а  в  1797–1800  –  во  Франкфурте-на-
Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической  мысли  и
в  1800  сделал  первый  набросок  будущей  философской  системы  («Фрагмент
системы»).



 После смерти отца в 1799  Гегель  получил  небольшое  наследство,  которое,
 вкупе  с  его  собственными  сбережениями,  позволило  ему  отказаться   от
 учительствования и  вступить  на  поприще  академической  деятельности.  Он
 представил в Йенский университет  вначале  тезисы  (Предварительные  тезисы
 диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты
 (De orbitis planetarum) и  в  1801  получил  разрешение  читать  лекции.  В
 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстраординарный  профессор
 на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу
 тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они
 и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из  счастливейших
 периодов в жизни философа. Вместе  с  Шеллингом,  преподававшим  в  том  же
 университете,  он  издавал  «Критический  журнал  философии»   («Kritisches
 Journal der Philosophie»), в котором они были не только редакторами,  но  и
 авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных  работ,
 Феноменологию  духа   (Ph[pic]nomenologie   des   Geistes,   1807),   после
 опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В  этом  труде
 Гегель дает первый очерк своей  философской  системы.  В  нем  представлено
 поступательное   шествие   сознания   от    непосредственной    чувственной
 достоверности   ощущения   через    восприятие    к    познанию    разумной
 действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному  знанию.
 В этом смысле реальным является только разум.


 Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не  пожелав
 остаться  в  захваченном  французами  городе.  Он   оставил   должность   в
 университете, оказавшись в трудных личных и  материальных  обстоятельствах.
 Какое-то  время  Гегель  редактировал  «Бамбергскую   газету»   («Bamberger
 Zeitung»), но меньше чем через два года отказался от «газетной каторги» и в
 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге.  Восемь  лет,
 которые Гегель провел в Нюрнберге,  дали  ему  богатый  опыт  преподавания,
 руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал  философию  права,
 этику, логику, феноменологию духа и обзорный  курс  философских  наук;  ему
 также  приходилось  вести   уроки   литературы,   греческого,   латинского,
 математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон  Тухер,  семья
 которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный  период
 жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее  важных  произведений.  В
 Нюрнберге вышла первая  часть  гегелевской  системы  –  Наука  логики  (Die
 Wissenschaft der Logik, 1812–1816).


 В 1816 Гегель возобновил университетскую  карьеру,  получив  приглашение  в
 Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз.
 В Гейдельбергском университете он преподавал в течение  четырех  семестров;
 из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия  философских  наук
 (Enzyklop[pic]die der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse,  первое
 издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818  Гегель
 был приглашен в Берлинский университет на место, которое  когда-то  занимал
 знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским  министром  по
 делам  вероисповеданий  (ведавшим  вопросами  религии,  здравоохранения   и
 просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской  философии  опасный
 дух мятежа, бродивший в студенческой среде.


 Первые  лекции  Гегеля  в  Берлине  остались  почти  без  внимания,  однако
 постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты  не  только
 из различных областей Германии, но также из Польши, Греции,  Скандинавии  и
 других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия  права
 и государственного  строя  все  более  становилась  официальной  философией
 прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и
 государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство  и  общество
 из гегелевского  учения,  ставшего  реальной  силой  в  интеллектуальной  и
 политической жизни Германии. Философ находился  на  вершине  успеха,  когда
 скоропостижно  скончался  14   ноября   1831,   по-видимому,   от   холеры,
 свирепствовавшей в те дни в Берлине.


 Последней опубликованной работой Гегеля была Философия  права  (Grundlinien
 der Philosophie  des  Rechts  oder  Naturrecht  und  Staatswissenschaft  im
 Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на титуле  –  1821).  Вскоре
 после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики  стали  готовить  полное
 издание его работ, которое было осуществлено в 1832–1845. В него  вошли  не
 только  работы,  опубликованные  при  жизни  философа,  но  также   лекции,
 подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей,  а  также
 студенческих записей. В  результате  вышли  в  свет  знаменитые  лекции  по
 философии истории,  а  также  по  философии  религии,  эстетике  и  истории
 философии.  Новое  издание  трудов  Гегеля,   частично   включившее   новые
 материалы, началось после Первой  мировой  войны  под  руководством  Георга
 Лассона в рамках «Философской библиотеки» и после  смерти  последнего  было
 продолжено Й.Хоффмайстером.  Старое  издание  было  заново  отредактировано
 Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о  Гегеле  и
 тремя  томами  Словаря  Гегеля  (Hegel  Lexikon)  Глокнера.  С  1958  после
 основания в Бонне «Архива Гегеля» в  рамках  «Немецкого  исследовательского
 общества» была создана «Гегелевская  комиссия»,  принявшая  на  себя  общую
 редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С  1968  по  1994
 работой Архива руководил О.Пёггелер.

                                               Философия.

 Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой
 школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными
 ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с
 «критического идеализма» Иммануила Канта, однако отошла от него,
 отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и
 вернувшись к убеждению в возможности метафизического познания, или познания
 всеобщего и абсолютного.

 Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от  греч.  pan  –
 все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что  реальность  поддается
 рациональному  познанию  потому,  что   рациональна   сама   Вселенная.   В
 предисловии к Философии  права  содержится  знаменитая  формулировка  этого
 принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
 (Существуют и другие  формулировки  самого  Гегеля:  «Что  разумно,  станет
 действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все,  что  разумно,
 то неизбежно».)  Последней  сущностью  мира,  или  абсолютной  реальностью,
 является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не  что  иное,
 как манифестация разума. Поскольку это так и поскольку, в  конечном  счете,
 бытие и разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять наши
 понятия к реальности, но и узнавать о строении  реальности  через  изучение
 понятий.  Следовательно,  логика,  или  наука  о   понятиях,   тождественна
 метафизике,  или  науке  о  реальности  и  ее  сущности.  Всякое   понятие,
 продуманное до конца, с необходимостью  ведет  к  своей  противоположности.
 Итак, реальность «превращается» в свою противоположность. Тезис приводит  к
 антитезису. Но это  не  все,  поскольку  отрицание  антитезиса  приводит  к
 примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу.  В  синтезе
 противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако
 синтез в свою очередь содержит в  себе  противополагающее  начало,  которое
 приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца  смена
 тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления,  который  Гегель
 называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика»,  ведение
 спора), применим к самой реальности.


 Вся действительность проходит через три стадии: бытие  в  себе,  бытие  для
 себя и бытие в себе и для себя.  «Бытие  в  себе»  –  ступень,  на  которой
 действительность пребывает в возможности, но не завершена. Оно  различно  с
 другим бытием, но развивает отрицание последней все еще ограниченной стадии
 существования, образуя «бытие в себе и для себя». В применении к разуму или
 духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три  ступени.
 Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в пространстве и времени,  дух
 превращается в свое «инобытие», т.е. в  природу.  Природа  в  свою  очередь
 развивает сознание и тем самым образует свое собственное отрицание. На этой
 третьей ступени, однако, происходит не  простое  отрицание,  но  примирение
 предшествующих ступеней на более высоком  уровне.  Сознание  составляет  «в
 себе и для себя» духа. В сознании,  таким  образом,  дух  возрождается.  Но
 затем сознание проходит три различные стадии:  стадию  субъективного  духа,
 стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

 Согласно тому же принципу производится деление философии: логика – наука  о
 «в себе» духа; философия природы – наука о «для себя»  духа;  и  собственно
 философия духа. Последняя также  делится  на  три  части.  Первая  часть  –
 философия субъективного  духа,  включающая  антропологию,  феноменологию  и
 психологию. Вторая часть – философия  объективного  духа  (под  объективным
 духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный  в  его  действии  в  мире).
 Выражениями объективного духа являются мораль (этическое  поведение  в  его
 применении к индивиду)  и  этика  (проявляющаяся  в  этических  институтах,
 таких, как  семья,  общество  и  государство).  Эта  вторая  часть  состоит
 соответственно из этики, философии права и  философии  истории.  Искусство,
 религия и  философия  как  высшие  достижения  разума  принадлежат  царству
 абсолютного  духа.  Поэтому  третья  часть,  философия  абсолютного   духа,
 включает в себя философию искусства, философию религии и историю философии.
 Таким образом, триадический принцип (тезис – антитезис – синтез) проводится
 через всю гегелевскую систему, играя существенную роль не только как способ
 мышления, но и как отражение присущего реальности ритма.


 Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика,  теория
 государства и философия истории. Кульминацией  гегелевской  этики  является
 государство. Для Гегеля государство – действительность нравственной идеи. В
 государственном строе божественное врастает в действительное. Государство –
 это мир, который  дух  создал  для  себя;  живой  дух,  божественная  идея,
 воплощенная на Земле. Однако это относится только к идеальному государству.
 В исторической действительности имеются хорошие  (разумные)  государства  и
 дурные государства.  Государства,  известные  нам  из  истории,  суть  лишь
 преходящие моменты в общей идее духа.


 Высшей  целью  философии  истории  является  демонстрация  происхождения  и
 развития государства  в  ходе  истории.  Для  Гегеля  история,  как  и  вся
 действительность,  является  царством  разума:  в  истории  все  происходит
 согласно разуму.  «Всемирная  история  есть  всемирный  суд».  Мировой  Дух
 (Weltgeist) действует  в  царстве  истории  через  избранные  им  орудия  –
 индивиды и народы. Героев истории нельзя судить по  обычным  меркам.  Кроме
 того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся  смерть
 и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные  цели,  но
 на самом деле осуществляют  намерения  Мирового  Духа.  «Хитрость  мирового
 разума» заключается в том, что он  пользуется  человеческими  интересами  и
 страстями для достижения собственной цели.

Исторические  народы  являются  носителями  мирового  духа.  Всякая   нация,
подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и  умирания.  Какое-то
время она господствует над судьбой мира, а затем  ее  миссия  заканчивается.
Тогда она покидает сцену, чтобы освободить  ее  для  другой,  более  молодой
нации.  Однако  история  является  эволюционным  процессом.  Конечная   цель
эволюции – достижение истинной свободы. «Всемирная история есть  прогресс  в
сознании свободы».  Главной  задачей  философии  истории  является  познание
этого прогресса в его необходимости.

Согласно Гегелю, свобода  –  фундаментальное  начало  духа.  Однако  свобода
возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек  обретает
свое достоинство  как  независимая  личность.  Ибо  в  государстве,  говорит
Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного  государства,  правит
именно всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей  свободной  воле  подчиняет
себя его правлению. Однако государство претерпевает  замечательную  эволюцию
в том, что касается сознания  свободы.  На  Древнем  Востоке  свободным  был
только  один  человек,  и  человечество  знало  только,  что  свободен  один
человек. То была эпоха деспотизма, и  этот  один  человек  был  деспотом.  В
действительности то была абстрактная свобода, свобода в  себе,  скорее  даже
произвол,  а  не  свобода.  Греческий  и  римский  мир,  юность  и  зрелость
человечества,  знали,  что  свободны  некоторые  люди,  но  не  человек  как
таковой. Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов  и
могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением.  И  только
с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу.  Путь
к  этому  знанию  подготовила  греческая  философия;   человечество   начало
сознавать,  что  свободен  человек  как  таковой  –  все  люди.  Различия  и
недостатки, присущие индивидам, не затрагивают  сущности  человека;  свобода
является частью самого понятия «человек».

 Французская революция, которую Гегель приветствовал  как  «чудесный  восход
 солнца», – еще один шаг на пути к свободе. Однако в  поздний  период  своей
 деятельности Гегель возражал против республиканской формы правления и  даже
 против  демократии.  Идеалы  либерализма,  согласно  которым  в  управлении
 государством   должны   участвовать   все    индивиды,    стали    казаться
 неоправданными: на его взгляд, они вели к необоснованному  субъективизму  и
 индивидуализму. Гораздо более совершенной  формой  правления  Гегелю  стала
 казаться конституционная монархия, в которой последнее слово оставалось  за
 сувереном.

 Философия, по Гегелю, занимается только тем, что есть, а не тем, что должно
 быть. Подобно тому как каждый человек есть «сын своего времени», «философия
 есть также время, постигнутое в мысли. Столь же  нелепо  предполагать,  что
 какая-либо философия может выйти за пределы  современного  ей  мира,  сколь
 нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через  свою  эпоху».
 Поэтому  Гегель  в  Философии   права   ограничивается   задачей   познания
 государства  как  разумной  субстанции.   Однако,   рассматривая   прусское
 государство и период реставрации как модель рационального анализа,  он  был
 все в большей мере  склонен  к  идеализации  прусской  монархии.  Сказанное
 Гегелем  о  государстве  в  целом  (государство  –  божественная  воля  как
 наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира  дух),
 по-видимому,  относилось   и   к   этому   конкретному   государству.   Это
 соответствовало и его убеждению, что последняя из трех стадий исторического
 развития уже достигнута: стадия старости, но не в  смысле  дряхлости,  а  в
 смысле мудрости и совершенства.

В философской концепции Гегеля имеются фаталистические  и  даже  трагические
мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует  быть.  Для  этого
она  приходит  слишком  поздно,  когда  действительность  закончила  процесс
формирования и  достигла  завершения.  «Когда  философия  начинает  рисовать
своей серой краской по серому, тогда некая  форма  жизни  стала  старой,  но
серым по серому ее омолодить  нельзя,  можно  только  понять;  сова  Минервы
начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».




смотреть на рефераты похожие на "Георг Вильгельм Фридрих "