Философия

Философия права (краткая учебная программа)




                               ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


                          краткая учебная программа



                 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

              ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



                          КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



                      по дисциплине: «Философия права»
                            (название дисциплины)



                   для направления: 5380100-Юриспруденция
                              (код и название)



                               Ташкент – 2004
Программа   обсуждена   и    рекомендована    Учебно-методическим    Советом
Ташкентского государственного юридического института  Протокол  №6  от  «26»
февраль 2004г.

    Составитель:                  доктор философских наук, доцент
                                  Сафар Абдухаликов
    Ответственный редактор:       Заслуженный юрист Республики
                                 Узбекистан, доктор юридических наук,
                                 профессор М.Х.Рустамбоев

    Рецензенты:                   доктора юридических наук, профессора
                                 Х.Б.Бобоев,  З.М.Исламов,  Х.Т.Одилкарыев,
                                 Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев,  доц.  Ф.Тохиров,
                                 доктора философских наук, профессора
                                 Н.Маматов,    С.Мамашокиров,    Б.Туйчиев,
                                 Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических
                                 наук, профессор И.Эргашев


      В  связи  c  независимостью  в  Республике  Узбекистан  осуществляются
определенные изменения в системе  высшего  образования.  Изучение  философии
права  введено  в  систему  общеобязательных   юридических   дисциплин   для
студентов магистратуры по направлению  юриспруденции.  Автор  разработал  не
все,   но   некоторые   существенные   вопросы,   учитывая   и   корректируя
опубликованные  учебники  и  учебные  пособия.  Составил  краткую  примерную
учебную программу для учебных пособий.
      Некоторые  философские  вопросы   уголовного   права   введены   проф.
М.Х.Рустамбаевым.
      Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов
магистратуры юридических факультетов и институтов.



( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
                               I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
                   1.1.  Цель и задачи преподавания науки.

      В процессе глубокого преподавания специальных  дисциплин  студентам  –
магистрантам важные значение  имеет  философии  права.  Через  эту  науку  у
студентов  появляется  возможность  связать  изучение  юридических  наук   с
философским анализом права и его закономерностями.
      Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:
      а) определение сущности, качественных  признаков  и  критериев  права,
единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;
      б)   анализировать   системаобразующих   субстанциональных   элементов
правового бытия (правовой жизни);
      в)   раскрытие    субстанциональных,    универсальных,    структурных,
детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих  взаимодействий
правового бытия;
      г) объяснение путей познания правовых  ценностей  и  обучение  научных
методов познания права.

    1.2.  Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в
                             соответствии с ГОС.

      Каждый  студент,   обучающийся   в   магистратуре   по   специальности
юриспруденции должен глубоко знать философию права,  анализировать  правовое
бытие и его закономерности. Место и  роль  права  в  обществе  имеет  важные
значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.
      С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам
студентам:
      а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в
программу;
      б)  эффективное  использование  самостоятельной  формы   обучения.   В
самостоятельном  изучении  наук  проблемные  вопросы  даются   в   связи   с
диссертационной темой студентов.
      в)  активное  участие  на  лекциях  и  семинарских  занятиях,   запись
содержания   лекций   тетрадях   и   дополнять   их    используя    основную
рекомендованную литературу.
      г) полностью  использовать  литературу  включенную  в  план  во  время
подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных  вопросов  на  уровне
требования.


           1.3.  Связь предмета с другими науками в учебном плане.

      Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры
по специальности. Поставленные вопросы в этих науках  выполняют  задачи  как
объектами  преподавания  философии  права.  Следовательно,  философия  права
изучается в связи с юридическими науками.  Но  темы  в  философии  права  не
является  темой  для  отраслевых  юридических  наук,  которые   охватывается
отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается  общие  картины  и
взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами.

     1.4.  Применение компьютерных, информационных и других современных
                            технологий обучения.

      Изучение   дисциплины   осуществляется    посредством    использования
традиционных  и  передовых  методов  преподавания  :  полемики,  экспресс  -
опросов,  тестовых  опросов,  программного  обучения,  проведения   «круглых
столов», деловых  игр,  коллоквиумов,  проблемного  обучения,  использования
технических средств обучения и др…
                          II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.



                                  Введение


             Тема: Предмет, структура и функции философии права.

      Введение в научный оборот термина «философия  права»  и  изменение  ее
предмета исследования в ходе истории.
      Объект и предмет философии и права. Отношение  к  бытию  человека  как
правовое существо как основной вопрос философии права. Философии  права  как
наука изучающая правовое бытие в целостном виде  и  наиболее  общих  законов
правового бытия как предмета.
      Логическая структура философии права. Цель изучения правовых  взглядов
– поиск их философско-методологических основ. Правовая  онтология.  Правовая
диалектика. Правовая гносеология и аксиология .
      Полемика о методологии познания  права.  Философские  и  нефилософские
методологические уровни познания права.  Место  философии  права  в  системе
методологии права. Соотношение  философии  права  с  теорией  государства  и
права  находящихся  в  системе  нефилософского  уровня  методологии   права.
Относительность методологического  характера  юридических  наук  в  познании
права. Зависимость использования  методов  познания  права  от  определенных
пониманий и методологии.
      Зависимость  легистического  и  юридического   подхода   к   праву   в
юриспруденции   от   их   философского   понимания.   Проявления   понимания
действительности как содержания абстрактного мышления, а  понятия-  суждения
- умозаключения как её формы, и  стиль  мышления  её  сущности.  Виды  стиля
мышления.   Диалектический   стиль   мышления   и   её   этапы.    Стихийно-
диалектическое,  идеалистическо  -   диалектическое,   материалистическо   –
диалектическое  и  диалектико-культурное  понимание  права  как  философской
основы легистического и юридического подхода к праву.
      Связь философии права с философией и  социальной  философией.  Система
юридических   наук   и   место   философии   права.   Проявление    юридико-
мировоззренческих  и  методологических   функций   философии   права   через
юридические науки.
      Правовая идеология и  философия  права.  Значение  философии  права  в
формировании демократического гражданского общества.

 ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
                                   ОСНОВ.

               Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в
                         древности и средневековье.

      Понимание  права   в   Древнем   Востоке:   верховенство   религиозно-
мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.
      Выражение в памятниках Древнего  Египта  вопросов  правопорядка  через
мифологические божественные образы.
      Разработка законов народов  Древнего  Востока  и  евреев  опираясь  на
религиозной мифологии. Обожествление правовых  норм  в  учениях  «Авесты»  в
Иране и Центральной Азии.
      Теология как сильный фактор в определении  законов  в  Древней  Индии.
Религиозно-мифологическая форма изложения прав и  обязанностей  в  эпических
произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне»,  «Махабхарате».  Превосходство
брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и  начало  наивно-
светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.
      Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция  опираясь
на божественность морали. Во  взглядах  Лао  Цзи  выдвижение  естественности
права и естественного равенства.  Выступления  Хан  Фея  против  религиозной
мистики в своем легистическом подходе к праву.
      Обоснование права Древнем  Востоке  в  связи  с  религиозной  моралью.
Обычное право как  основной  источник.  Опора  на  религиозную  концепцию  в
судебной практике.
      Периодизации  в  Древней  Греции  философских  и  правовых   взглядов.
Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера  и  Гессиода.  Взгляды  семьи
мудрецов и начало очищения от мифологического  подхода  к  праву  в  законах
Салона.
      Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.
      Начало стихийно-диалектического подхода к действительности  в  учениях
Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.
      Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита.
      Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях
Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля.  Переход  Эпикура
от атомистических воззрений к  договорной  интерпретации  права.  Выдвижение
стоиков фаталистических концепций естественного права.
      Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан
на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.
      Превращение христианства  в  государственную  религию.  Синтезирование
идей Платона и  Аристотеля  в  первоначальном  христианстве.  Синтезирование
Аврелия  Августина  неоплатонизма  с  христианством.  Спор  номиналистов   и
реалистов об универсии.
      Теологическое  и  философско-правовые  воззрения   Фомы   Аквинсокого.
Классификация законов. Его взгляды о  государственной  и  церковной  власти.
Формирование в средневековой Европе церковных  (католических  прав)  законов
из обычного права.
      Ослабление  католического  права  в  Европе  в   период   Возрождения.
Превосходство легистических, субъективно -  идеалистических  направлен-ности
в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.
      Религия ислама и связь философских  и  правовых  воззрений  мыслителей
Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата .
      Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.
      Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср  Фароби  как
предпосылка в формировании его правовых  взглядов.  Логическая  установка  в
философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от  первопричины
к географической среде и от неё к  человеческой  общности  и  договору.  Ибн
Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому  закону.  Взгляды
А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке.

  ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.

      В XVII-веке и  начале  XVIII  века  первоначальные  философские  точки
зрения в понимании права в  странах  Европы.  Начало  превращения  философии
эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический  характер
на основе расширения производства,  достижений  естествознания  и  открытий.
Распростронение   в   юриспруденции   концепции   естественного   права    и
позивитизма.
      Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход  к
праву  Г.Гроция.  Пантеистическая  сущность  естественно-правовых   взглядов
Б.Спинозы.
      Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как  основа  познания
правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и  церкви  патриархальную
концепцию  власти  по  отношению   к   новым   взглядом   в   юриспруденции.
Механический характер  правовых  взглядов  Т.Гоббса.  О  свободе  суверенной
власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.
      Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.
      Сенсуализм  Дж.Локка.  Его  переход  от   общественного   договора   к
огосударствлению естественных прав. Деистический  смысл  понимания  Дж.Локка
как механическим состоянии правовых явлений.
      Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку  юриспруденции  от
христианства в Германии в эпохи просвещения.
      Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических  законов  в
связи от фазы истории человечества.
      Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке
и начала XX веке в странах  Европы.  Субъективно-  идеалистический  характер
правовых взглядов Ч.Беккериа.
      Полубожественный и светский характер политических и правовых  взглядов
Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.
      Начато  превращение  светским  характером  политических   и   правовых
взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.
      Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против
абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.
      Деистический  характер  правовых  взглядов   Ф.М.Вольтера.   Основание
Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии.  Его  утверждение  в
деистическом   позиции   в    области    мировоззрении.    Деистический    и
механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская  общность
в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение  Г.Гельвецием  поиска
права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности  в
праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.
      Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе  в  конце  XVIII
–XIX веков.
      Общественно-политическое обстоятельство в Германии в  первой  половине
XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы  о  легитимности  законов
из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным  правилам
и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических  взглядах
о «вещи в  себе»  и  «вещи  для  нас»,  априорном  и  апостериорном  знании,
императивных правилах.
      Вопросы субъекта и его активности в философских  и  правовых  взглядах
И.Фихте.
      Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения
в  правовом  взгляде  Г.Гегеля.  Три  ступени  познания:  логика,  философия
природы  и  философия  духа.  Переход  абсолютного  духа  от   субъективного
(антропология,  феноменология,  психология)  духа  к  объективному   (право,
мораль  и  нравственность)  духу  в  философии  духа.  Объективный  дух  как
объективизации своей  свободы  абсолютного  духа  выход  из  субъективности.
Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.
      Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.
      Либерализм в политико-правовых взглядах в  Западной  Европе  в  первой
половине XIX века.
      Позитивистское  учение  О.Конта.  Г.  Спенсер  и  «социал  дарвинизм».
Влияние их учений на юриспруденцию.
      Разнообразность  исходных   философских   корней   правовых   взглядов
М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.
      Продолжение   Р.Ф.Йеринга   формально-догматического   направления   в
юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича  к  государству
и праву. Первоначальные философские корни правовых  взглядов  Р.  Штаммлера,
Ж. Остина и Ф.Ницше.
      Философские корни правовых взглядов в России и  Туркестане  во  второй
половине XIX века и начале XX века.
      Возникновение диалектико-материалистического понимания права.

   ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ
                                ВРЕМЯ XX ВЕК.

      Общественные изменения в ХХ  веке.  Необходимость  рассмотрения  стиля
мышления в научной жизни. Существование  традиционного  подхода  к  праву  и
формирование новых пониманий.
      Неопозитивистский – легистический подход к праву  и  его  субъективно-
идеалистическое   понимание.   Неопозитивизм   как   философское    течение.
Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.
      Юридический позитивизм как  отрасль  позитивизма.  Часть  юридического
позитивизма:    этатический    позитивизм,     феноменология     права     и
антропологический  позитивизм.   Жон   Остин   и   юридический   позитивизм.
Этатический позитивизм как  этап  юридического  позитивизма.  «Юриспруденция
понятий»   как   формально-догматическая    юриспруденция.    «Юриспруденция
интересов».
      Классический юридический позитивизм.
      Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.
      Аналитическая  юриспруденция   и   учение   Г.Харта   как   проявление
логического позитивизма.
      Феноменология права и её  проявление:  социологическая  юриспруденция,
правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.
      Социологическая  юриспруденция  и  её  направления.  Австро-германская
юридическая социология «живое право».  Взгляды  Е.Эрлиха  о  «живом  праве».
Юридическая социология французского солидаризма и  институтционализма.  Идея
солидаризма  Л.Дюги.  Концепции   институтизации   М.Оруи.   Инструментально
прагматический  подход  или  Американская   социологическая   юриспруденция.
Р.Паунд об общественном контроле.
      Правовой реализм: прагматический позитивизм.
      Экзистенциалистическое понимание права.
      Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.
      Объективно-идеалистическое   и    теологическое    понимание    права.
Неокантианская  концепция  права.  Неогегельянское  направление   в   праве.
Онтологическая концепция Р.Марчича.
      Религиозное понимание права.  Концепция  «возрожденного  естественного
права».
      Материалистическо - легистическое понимание права в период  социализма
Советов и её ограниченность.

     ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С
   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
                             ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА

      Принципы диалектического подхода к действительности.  Общество  и  его
своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество.
      Выдвижение  И.А.Каримовым  определяющей  роли  культуры  в   обществе.
Культурное  бытие  основа  существования  и   развития   социального   бытия
(общества).  Четыре  корреляционно-функциональных   закона   вытекающих   из
культурного бытия:  закон  материальной  основы,  закон  социальной  основы,
законы управления и  регулирования,  закон  гносеологической  основы.  Место
правового государства в системе закона управления и регулирования  как  одна
из корреляционно-функциональных  законов.  Выполнение  закона  регулирования
правовой культуры в системе культурного бытия.  Закон  социальной  основы  и
право.
      Две  концепции  закона  определяющий  роли  общественного   бытия   по
отношению  к  общественному  сознанию  и  его  методологическое  значение  в
изучении права.
      Определение  исторических  типов  культурного  бытия   разнообразности
цивилизаций.  Закономерности  зависимостей  юридических   норм   от   уровня
цивилизаций.
      Системаобразующие    субстанциональные     элементы     корреляционно-
функциональной  целостности   культурного   бытия.   Человек   как   главный
субстанциональный  элемент  -  субстрат  культурного  бытия  и  культурность
права. Осознанная потребность и интересы человека  как  мотив  возникновения
культурного бытия. Потребность и интерес к праву.
      Гносеологические основы возникновения культурного бытия и право.
      Общественная деятельность как способ существования культурного  бытия.
Результаты общественной деятельности и юридические законы.
      Постановка И.А.Каримовым вопроса об  основном  содержании  и  сущности
выбранного пути перехода к нормально-культурному развитию с  путём  эволюции
и    необходимость     его     философско-методологического     обоснования:
субстанциональные законы  культурного  бытия  и  юридические  законы.  Закон
опережающего кругооборота  культурного  бытия  или  основное  диалектическое
направлении развитии  общественной,  в  т.  ч.  правовой  жизни.  Возвышение
общественных  потребностей  как  общественного   культурно-субстанциональный
закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс. Закономерность  зависимости
общественного, в т.ч. правового прогресса  от  культурного  бытия.  Основная
цель  государства  Узбекистана  и  деятельности  Президента  И.А.Каримова  –
установление культурных, в т. ч. правово-культурных ценностей.

                        ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ

    ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯДРО ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ.
                               КРИТЕРИИ ПРАВА.

      Понятие правовой онтологии. Правовая  онтология  как  составная  часть
философии  права.  Концепции  о  правовой  культуре  и  их  односторонности.
Правовая  культура  как  составная  часть,  составляющая  сущность  правовой
культуры. Правовая культура как человек и  им  обработанная  часть  моментов
правового   предполагающего   принуждения   и   соглашения   в   целях    их
гарантирования. Правовая  культура  исходная  начала  диалектико-культурного
понимания права.
      Зависимость  правовых  процессов,  тенденций  от  характера  и  уровня
правовой культуры – ядро правовой жизни.
      Право как момент общественных отношений. Качественное  свойства  право
как вид отношений: равенство, справедливость  и  свобода,  и  диалектическая
связь между ними.
      Разнообразность и общность  определений  права.  Право-это  равенство,
справедливость, свобода между субъектами, предполагающих  основные  связи  –
моменты общественных отношений на  уровне  принуждения  и  соглашения  и  их
гарантирования.
      Право как диалектическое единство дозволения и  запрета.  Естественные
права  и  достигаемые   права   и   их   объективность.   Право   и   закон.
Функционирования позитивного права  как  форма  по  отношению  к  объектному
содержанию права.
      Классификация  права  и  его  зависимость  от  структур   общественных
отношений.
      Различие правового  от  неправового.  Проблема  определения  критериев
право. Общий интерес и правового.

        ТЕМА-2. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО БЫТИЯ (ЖИЗНИ): СИСТЕМАОБРАЗУЮЩИЕ
                 СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.

      Соотношение понятий «правовое бытие»  и  «правовая  жизнь»,  «правовая
сфера» и «правовая  система».  Споры  в  научной  литературе  по  разделению
составных  частей  правовой  жизни.  Правовое  бытие  и  проблемы  её  формы
существования.   Правовая   материя,   пространства   и   время.    Проблемы
существования правовой жизни (бытия).
      Субстанциональные элементы  правовой  культуры  как  системообразующие
субстанциональные  элементы  правового  бытия.  Правовые  явления,   которые
непосредственно возникают в связи с субстанциональными элементами  правового
бытия.
      Человек и его общности как правовое существо.  Проявление  человека  и
его  общностей  как  главной,  интеграционный  субстанциональный  элемент  –
субъект-субстрат  правового  бытия.  Субъект  права,  его  две   стороны   –
правоспособности и дееспособности, и их диалектическая связь.
      Правовая потребность и интерес как мотив (причина) и источники первого
порядка возникновения правового бытия. Соответствие и примирение  интересов.

      Правосознание, правопознание, правовая оценка, правовая  цель  и  план
как гносеологические основы правового бытия.
      Правовая  деятельность  как  способ  существования  правового   бытия.
Творчество  права  и  реализации   её   результатов   как   этапы   правовой
деятельности.  Результаты  правотворчество  -  юридические  нормы,   группа,
институты как официальный источник правовой жизни. Место и роль  государство
в   творчестве   и   реализации   право.   Взаимодиалектическое    отношение
законодательной, исполнительной и судебной  власти.  Своеобразная  видимость
системообразующих субстанциональных элементов  правового  бытия  в  отраслях
права.  Субстанциональные   элементы   существования   и   совершенствования
уголовного права.

                       ЧАСТЬ III. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.
         ТЕМА-1. ЗАКОНЫ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.

      Понятия правовой диалектики. Учение правовой диалектики как  составная
часть    философии    права.    Классификация    объективных     юридических
закономерностей.  Единство  и  различие  между  закономерностей  развития  и
функционирования правового бытия.
      Генетическое одно целое системообразующих субстанциональных  элементов
правового бытия как закон субстанциональной целостности.
      Объективные юридические законы и  зависимость  правовых  тенденций  от
характера и уровня этих законов. Стихийность и планомерность в праве.
      Проявление закона взаимного  перехода  количественных  и  качественных
изменений диалектики через закона  субстанциональной  целостности  правового
бытия. Количественное и качественное единство в правовом  бытие  как  мерило
его существования. Закон субстанциональной целостности правового  бытия  как
составляющий механизм изменения в правовой жизни. Проявление данного  закона
в уголовном праве.
      Относительно  качественно   разделение   субстанциональных   элементов
правового  бытия  на  три  этапа.  Закон   субстанционального   опережающего
кругооборота правового бытия. Закономерные процессы  в  данном  кругообороте
порождающего  первый  этап  второго,  второе  третьего   и   обеспечивающего
третьего  существования  первого.  Составляющего   корень   данного   закона
эволюционного, нормального, культурного развития правового бытия.
      Проявление  закона  единства  и  борьбы  противоположностей  в  законе
субстанциональном опережающем  кругообороте  правового  бытия.  Противоречие
между  правовыми  потребностями  и  правореализаций  как  основной  источник
субстанционально опережающего кругооборота правового бытия.
      Дозволения и запрет в праве, объективности их упорядочения. Диалектика
соответствия дозволения и запретов в праве.
      Прорастание  на  уровень  конфликта   несоответствия   между   нормами
дозволения и запретов в праве.
      Конфликт между правовыми потребностями и правореализацией как основной
вид  юридических  конфликтов.   Происхождение   юридических   конфликтов   в
материальной,  социальной,  политико-правовой  и  духовной  жизни  общества.
Общие пути разрешения юридических конфликтов.
      Правонарушения как  вид  разрушения  единство  дозволения  и  запрета.
Причины правонарушений и пути  их  предотвращения.  Место  совершенствования
законов и правового воспитания в предотвращении правонарушений.
      Закон возвышения  правовых  потребностей  и  направленность  правового
прогресса на основе диалектического отрицания.
      Проявление   субстанциональных   законов   опережающего   кругооборота
правового бытия и возвышения правовых потребностей в уголовном праве.

            ТЕМА-2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.

      Проблемы сущности и явлении  в  системе  универсальной  взаимодействии
правового бытия. Критика марксистских воззрений о сущности права.
      Сущность права и  закон.  Правовые  явления  как  проявления  сущности
права.  Классификация   правовых   явлений.   Диалектика   взаимозависимости
сущности и явления в праве.
      Диалектика перехода от правовых явлений к их сущности первого порядка,
и от него к сущности второго порядка и затем к  сущности  третьего  порядка.
Первичные и вторичные, властные и подвластные юридические явления.  Правовые
явления институты и случаи, связанные и несвязанные  с  процессом.  Значения
использования от диалектики сущности и явления права.
      Моменты  отдельного,  общего  и  всеобщего  в  системе  универсального
взаимодействия правового бытия. Диалектика отдельное,  общее  и  всеобщее  в
праве. Верховенство  общих  сторон  и  связей  права  в  отдельных  правовых
явлениях. Не повторяемость отдельных сторон и свойств в  правовых  явлениях.
Отражение тех или иных сторон отдельных явлениях  общих  правовых  сторон  и
связей.
      Общие  и  своеобразные  черты  созидание  системы  правового  бытия  в
Независимой Республики Узбекистан.
      Проявление диалектики правового  отдельного,  общего  и  всеобщего  во
взаимодействии  международных  правовых  актов,   конституционных   норм   и
отраслевых правовых норм.
      Методологическое  значение  познания  универсальных  связей  правового
бытия.

             ТЕМА-3. СТРУКТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.

      Значения  познания   структурных   взаимодействий   правового   бытия.
Взаимодействие  бытия  и  правового  бытия  как  взаимодействия   целого   и
элемента.  Взаимодействие  социального   бытия   и   правового   бытия   как
взаимодействия   части   и    элемента.    Взаимозакономерное    соотношение
«вертикальных» и «горизонтальных» связей в дифференциации правовой  системы.

      Содержание и формы права. Диалектическое единство содержании  и  форма
права.   Диалектика   естественного   и   позитивного   права.    Диалектика
объективного и субъективного в праве. Внутренние связи  общих  и  отраслевых
прав. Определяющая роль содержание права и  относительная  самостоятельность
форм права. Методологическое значение познания содержания и форма  в  праве.
Диалектика содержания и форма в уголовном праве.
      Система и  структура  в  праве.  Уровни  системности  в  праве.  Место
упорядочности  в  структуре  праве.  Значение  в   законодательной   технике
системно-структурного похода к праву.

          ТЕМА-4. ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.

      Детерминационные    взаимодействия    права.    Концепция    правового
детерминизма.  Правовой  детерминизм  как  принцип  правопознания.  Правовой
детерминизм как составной части правовой диалектики.
      Причина и следствие  в  праве.  Диалектика  взаимозависимости  причина
следствие в  праве.  Правовая  причинность  как  момент  закономерных  общих
связей   в   правовой   действительности.   Момент   передачи    информации.
Разнообразность причинных связей в праве. Причинность и  целесообразность  в
праве. Критика марксистских, идеалистических и  метафизических  воззрений  о
причинности. Методологические значение  принципа  правовой  причинности  для
правовой теории и практике.
      Необходимость  и  случайность  в  праве,  и  их  своеобразие.   Момент
обязательности в правовой  необходимости.  Случайные  правовые  явления  как
формы   проявления   и   дополнения   правовой   необходимости.    Причинная
обусловленность  правовых  случайных  явлений.  Критика  идеалистических   и
антидиалектических  воззрений  о  правовой  необходимости   и   случайности.
Методологическое значение изучения необходимых и случайных связей права  для
теории и практики.
      Диалектика  возможности   и   действительности   в   праве.   Правовая
возможность  как  момент  развития   правовой   действительности.   Правовая
действительность   как   проявление   правовых   возможностей.    Диалектика
возможности   и   действительности   в   праве.   Разнообразности   правовых
возможностей.  Момент  вероятности  в  правовой  действительности.   Переход
возрастания от субъективного права к объективному праву.  Роль  субъективных
факторов в превращении правовых возможностей  к  правовой  действительности.
Значение познания диалектики возможности  и  действительности  в  праве  для
теории и практики.
      Детерминационные взаимодействие в уголовном праве.

           ТЕМА-5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОГО БЫТИЯ.

      Корреляционно-функциональное место правовой жизни в системе  обществе.
Потребность   правового   регулирования   сферы   общественной    жизни    -
материальной, социальной, политико-правовой и духовной. Общность и  различие
философского анализа права от легистического,  т.е.  анализа  её  в  системе
функционирования общественных норм.
      Определяющей роли социальной основы закона в системе  корреляционно  –
функциональных законов и его возникновение и функционирование как  фактор  и
предполагающая  связь  существования  прав   человека.   Проявления   закона
социальной основы как созидателя и носителя-субъекта права.
      Человек, его общности и права.
      Проблемы познания моментов правового в политической жизни. Зависимость
правового регулирования  политической  жизни  от  закона  субстанционального
опережающего  кругооборота  политический  культуры  как  ядро   политической
жизни.  Взаимодействие  государства  и  права.  Основные   части   правового
государство.
      Основная  часть  материальной  жизни:  зависимость   от   юридического
регулирования хозяйственной жизни от закон  субстанционального  опережающего
кругооборота хозяйственной культуры.
      Важная часть материальной жизни: зависимость  правового  регулирования
экожизни   от   закона    субстанционального    опережающего    кругооборота
экокультуры.
      Духовная жизнь: зависимость правового регулирования религиозной  жизни
от   субстанциональных   законов   существования    религиозной    культуры.
Функциональное взаимодействия морали и право.  Функционирование  юридических
основ эстетической и научной жизни, системы обучения – воспитания и  средств
информации.

                 ЧАСТЬ 4. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ

      ТЕМА-1. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

      Правовая гносеология и её аспекты. Правовая гносеология  и  аксиология
как составные части философии права.  Диалектический  путь  познания  права.
Истинность и  достоверность  в  праве.  Идея,  проблема,  гипотеза,  теория,
научное предвидение как формы научного познания права.
      Взаимоотношение  диалектики,   философских   и   частных   методов   в
юридических науках.  Самостоятельные  и  несамостоятельные  методы  научного
познания права. Юридико-технические методы, методы созидания права и  методы
применения права.
      Правовая концепция об общем интересе основа аксиологического подхода к
праву.    Естественно-правовая     и     юридико-либертарная     аксиология.
Диалектический путь познания  правовых  ценностей  как  определения  свойств
правовых явлений. Проявление ценностей правовых явлений через  эффективность
правовых  явлений.  Критерии  эффективности  права  и  общие   условия   его
функционирования.

   ТЕМА-2. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ: КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В
                               ЮРИСПРУДЕНЦИИ.

      Конкретно-социологические  исследования  права  как  составная   часть
юриспруденции. Разделение на две  части  программ  конкретно-социологических
исследований.
      Методологическая часть  программ  исследавания.  Разработка  концепции
исследования. Интерпретация основных понятий. Гипотеза исследования.
      Процедурная    часть    программ    исследования.    Разведывательный,
описательный и экспериментальный  план.  Классификация  методов.  Требования
проверяющий истинности процедуры.
      Методы собрания эмпирических  данных.  Метод  наблюдения  и  её  виды.
Качественный и количественный анализ. Использование от статических данных.
      Изучение документов. Социологический  анализ  юридических  документов,
судебной практики, неюридических  документов,  художественной  литературы  и
документов прессы. Количественный анализ документов.
      Метод опроса. Выбор - это проведение опроса по выбранному исследуемому
объекту. Составление анкет и  техника  её  распространения.  Интервью  и  её
виды.
      Методы анализа эмпирических фактов. Классификация эмпирических данных.
Анализ количественных данных. Анализ естественных данных. Разделение  данных
на  простые  и  сложные  группы.  Важность   определения   упорядочности   в
классификации.
      Методы   анализа   эмпирических   зависимостей.   Функциональный   тип
зависимостей. Статический тип зависимостей. Принципы  совместного  появления
событий  и  ковариации.  Коэффициенты  корреляции.  Составление   диаграммы.
Дисперсионный   анализ.   Эксперимент.   Эксперимент   разработки   законов.
Лабораторный  эксперимент.  Проверка  гипотез.   Моделирование.   Причинное,
структурное и гипотетическое объяснение.
      Научное  и  практическое  значение  социологических   исследований   в
юриспруденции.

      III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
 ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, РАСЧЕТНО - ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТ), КУРСОВЫХ РАБОТ
                                 (ПРОЕКТОВ)

              3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

      1.    Предмет, структура и функции философии права.
      2.    Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье.
      3.    Первоначальные философские корни понимания права в новое время.
      4.    Философско - методологические основы понимания права в  новейшее
время (ХХ век).
      5.    Диалектико-культурное понимание  истории  как  новая  социально-
философская методология исследования права.
      6.    Сущность права: правовая культура как ядро правовой жизни.
      7.      Структура   правовой    жизни    (бытия):    системаобразующие
субстанциональные элементы правового бытия.
      8.    Субстанциональные законы развития правового бытия.
      9.    Универсальное взаимодействие правового бытия.
      10.    Структурные взаимодействия правового бытия.
      11.    Детерминационные взаимодействия правового бытия.
      12.    Закономерности и функционирования правового бытия.
      13.    Правовая гносеология и диалектический  путь  познания  правовых
ценностей.
      14.    Правовая гносеология: конкретно-социологические исследования  в
юриспруденции.

         3.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (КОНТРОЛЬНЫХ) КУРСОВЫХ ЗАДАНИЙ.
      1.    Общность и различие между юридической социологией нормативизма и
«живое право».
      2.    Правовая культура как ядро правовой жизни.
      3.     Различие  диалектико-культурного   понимания   права   от   его
материалистического понимания.
      4.    Качественные свойства права и диалектическая связь между ними.
      5.    Проблема критериев права.
      6.    Уровни методологии познания права.
      7.    Сущность диалектического понимания права.
      8.    Структура правового бытия.
      9.    Правовая практика и её место в познании права.
      10.   Диалектика объективного и субъективного в праве.
      11.   Правовая действительность  как  способ  существования  правового
бытия.
      12.   Правовая потребность как мотив возникновения правового бытия.
      13.   Человек и его общности  как  главный  субстанциональный  элемент
правового бытия.
      14.   Верховенство  корреляционно-функциональных  законов  общества  в
правовой жизни.
      15.    Своеобразие  проявления  субстанциональных   законов   развития
общества в правовой жизни.
      16.   Функционирования  результатов  правотворчество  как  источник  и
средства в правовой жизни.
      17.    Проявление   закона   взаимного   перехода   количественных   и
качественных изменений  в  законе  субстанциональной  целостности  правового
бытия.
      18.   Проявления закона единства и борьба противоположностей в  законе
субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия.
      19.    Закон  возвышения  правовых   потребностей   и   направленность
правового прогресса на основе отрицания- отрицания.
      20.   Диалектика сущности и явления в праве.
      21.   Диалектика всеобщего, общего и отдельного в праве.
      22.   Диалектика целое и части в праве.
      23.   Диалектика содержания и форма в праве.
      24.   Система и структура в праве.
      25.   Диалектика необходимости и случайности в праве.
      26.   Диалектика причины и следствия в праве.
      27.   Диалектика возможности и действительности в праве.
      28.     Кругооборот   в   хозяйственной   жизни   и   функционирование
хозяйственного права.
      29.    Субстанциональный  кругооборот  экожизни   и   функционирование
экоправ.
      30.   Закон социальной основы и классификация прав человека.
      31.   Кругооборот в политической культуре и регулирование политической
жизни.
      32.   Мораль и право, их диалектическое взаимодействие.
      33.   Религиозная жизнь и право.



       IV. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ.

|Семестр |Трудоёмк|Распределение объёма учебной нагрузки по|Самообр|
|        |ость    |видам аудиторных занятий (в час)        |азовани|
|        |        |                                        |е      |
|             |Текущий          |40    |24,00            |13,2         |
|1-семестр    |                 |      |                 |             |
|             |Промежуточный    |30    |18,00            |9,9          |
|             |Итоговый         |30    |18,00            |9,9          |
|Всего (текущий и промежуточный)|70    |42,00            |21,1         |
|Всего (итоговый)               |30    |18,00            |9,9          |
|Всего                          |100   |60,00            |31,0         |

                        5.2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
|Неудовлетворительно   |Удовлетворительный     |Хорошо      |Отлично     |
|(меньше 55%)          |(55-70%)               |(71-85%)    |(86-100%)   |
|балл                  |балл                   |балл        |балл        |
|min      |max         |min        |max        |min  |max   |min  |max   |
|0,00     |32,99       |33,00      |42,59      |42,6 |51,59 |51,6 |60,00 |

                       VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
|%       |Название занятий                  |Лекция (час) |Семинар (час)|
|        |КИРИШ.                            |             |             |
|1.      |Предмет, структура и функция      |             |             |
|        |философии права.                  |2            |2            |
|ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ: ПОИСК                          |
|ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОРНЕЙ.                                     |
|2.       |Философские корни правовых        |             |            |
|         |взглядов в древности и            |1            |2           |
|         |средневековье.                    |             |            |
|3.       |Первоначальные философские корни  |             |            |
|         |понимания права в новое время.    |1            |2           |
|4.       |Философско-методологические основы|             |            |
|         |понимания права в новейшее время  |2            |2           |
|         |(ХХ век).                         |             |            |
|5.       |Диалектико-культурное понимание   |             |            |
|         |истории возникшее в связи с       |             |            |
|         |деятельности И.А.Каримова как     |4            |4           |
|         |новая социально-философская       |             |            |
|         |методология исследования права.   |             |            |
|ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ                                        |
|6.      |Сущность права: правовая культура |             |             |
|        |как ядро правовой жизни. Критерий |1            |2            |
|        |правового                         |             |             |
|7.      |Структура правовой жизни (бытия): |             |             |
|        |системаобразующие                 |2            |4            |
|        |субстанциональные элементы        |             |             |
|        |правового бытия.                  |             |             |
|ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.                                      |
|8.      |Законы субстанционального развития|             |             |
|        |правового бытия.                  |2            |2            |
|9.      |Универсальные взаимодействие      |             |             |
|        |правового бытия.                  |2            |2            |
|10.     |Структурные взаимодействие        |             |             |
|        |правового бытия.                  |2            |2            |
|11.     |Детерминационные взаимодействие   |             |             |
|        |правового бытия.                  |2            |4            |
|12.     |Закономерности функционирования   |             |             |
|        |правового бытия                   |2            |4            |
|ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ.                     |
|13.     |Правовая гносеология и путь       |             |             |
|        |познания правовых ценностей.      |1            |2            |
|14.     |Правовая гносеология:             |             |             |
|        |конкретно-социологические         |2            |4            |
|        |исследования в юриспруденции      |             |             |
|        |Жами                              |26           |38           |
                              7.    ЛИТЕРАТУРА.

      7.1.1.      Конституция Республики Узбекистан. –  Т.  :  «Ўзбекистон»,
2003г.
      7.1.2.      Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.
– Т.: «Ўзбекистон».1992г.
      7.1.3.      Каримов И.А. Наш путь – путь независимый государственности
и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон», 1994 г.
      7.1.4.      Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и
экономического развития Узбекистана. – Т.: «Ўзбекистон», 1995г.
      7.1.5.      Каримов И.А. Узбекистан по пути  углубления  экономических
реформ. – Т. «Ўзбекистон», 1995г.
      7.1.6.       Каримов  И.А.  Узбекистан  на  пороге  ХХ1  века:  угроза
безопасности, условия и гарантия прогресса. – Т: «Ўзбекистон», 1997г.
      7.1.7.      Каримов И.А. Идеология  –  это  объединяющий  флаг  науки,
общества, государства. Т: «Ўзбекистон», 1998 г.
      7.1.8.      Каримов И.А. Миллий истиєлол мафкураси –халє  эътиєоди  ва
буюк келажакка ишончдир («Фидокор» газетаси мухбири саволларига  жавоблар).-
Т:«Ўзбекистон», 2000 (на узбекском языке).
      7.1.9.      Каримов И.А. «Справедливость в приоритете закона».  Доклад
на VI-сессии второго созыва Олий Мажлиса  Республики  Узбекистан.  «Народное
слова» 30 августа 2001 года.
      7.1.10.     Каримов И.А.  Узбекистан,  устремленный  в  ХХ1  век.  –Т:
«Узбекистан», 1999г.

                       7.2. Дополнительная литература

      7.2.1.  Абу  Наср  ал  Фароби.  «О  взглядах  жителей  добродетельного
города». – Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке).
      7.2.2. Азизхыжаев А.А. «Государственность и духовность» -  Т:  «Шарє»,
1997 (на узб. языке).
      7.2.3. Абдуллаев Е.В. Очерки культуры  доисламской  Центральной  Азии:
Религия, философия, право. – Т.: «Мир экономика и права». 1998г.
      7.2.4. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного
исследования. – М.: «Сатут», 1999г.
      7.2.5. Аристотель. Политика. – М.: 1911г.
      7.2.6. Абдухоликов С. Свобода совести:  проблемы  методологии.  –  Т.:
«Фан», 1997г. (на узб. языке).
      7.2.7. Абдухоликов С. Свобода совести и философия права // Жур.  «Ѕаёт
ва єонун» 1977 №11 (на узб.языке).
      7.2.8. Абдухоликов С. Стиль мышления и свобода советы // Жур «Ѕаёт  ва
єонун». 1977г. №12 (на узб. языке).
      7.2.9. Абдухолиєов С. Философия права и юридическая социология // Жур.
«Ѕаёт ва єонун». 1999г. №5 (на узб. языке).
      7.2.10. Абдухаликов С. Главный  критерий  развитии  общества  //  Жур.
«Тафаккур». 1998, №4 (на узб. языке).
      7.2.11.     Абдухоликов     С.     Философско-правовая     методология
совершенствования закона о свободе совести // Жур. «Єонун химоясида ».  1999
№23 (на узб. языке).
      7.2.12. АбдухоликовС. Особенности методологических  основ  юридической
политики и религии в  Республики  Узбекистан.  //  «Поиск».  Научный  журнал
Министерства образования и науки Республики Казахстан. 2001. №2.
      7.2.13. Абдухоликов С. Критика методологических основ  исследования  в
области общественных наук. // Жур. Халє таълими. 2002. № 1 (на узб. языке).
      7.2.14. Абдухоликов С. Правовое бытие: ее универсальные взаимодействие
и религиознная жизнь. //Жур. «Ѕаёт ва єонун», 2002. №1.
      7.2.15. Абдухоликов С. Социально - философская идеология независимости
Узбекистана  и  история  культуры.-Т.:  «Научно-просветительская  ассоциация
интеллигенции Узбекистана», 1993 (на узб. языке).
      7.2.16. Абдухолиєов С. Диалектико – культурное понимание  истории.  //
Мустаєил  Ўзбекистон:  фалсафа  фанларининг  долзарб  муаммолари.  VII  –Т.:
«Фан», 2000
      7.2.17. Абдухолиєов  С.  Проблемы  методологии  прав  свободы  совести
граждан  Республики  Узбекистан.  Автореферат  на  соис.  уч.  ст.   доктора
философских наук.- Т: 2002.
      7.2.18. Баскин Ю.Я. Очерки философии права.-М.: “Юрист”, 1998.
      7.2.19. Беккериа Ч.О. О преступлениях и наказаниях.-М.: 1995.
      7.2.20. Бобоев Щ. Амир Темур и его взгляды.-Т.: “Ўзбекистон”, 1992.
      7.2.21. Власть и право.-М.: 1990.
      7.2.22.  Гаджиев  К.  Концепция   гражданского   общества.   //Вопросы
философии. 1991 г., №7.
      7.2.23. Гегель Г.В.Ф. Философия право.-М.: 1990.
      7.2.24. Гельвеций К.А. О человеке.-М.: 1998.
      7.2.25. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса.-Л.: 1982.
      7.2.26. Гревцев Ю.И. Очерки теории социологии права.-СПб., 1996.
      7.2.27. Желтова В.П. Экзистенциалисическая философия  права.  Автореф.
дисс. канд. филос. наук.-М.: 1969.
      7.2.28. Жалолов А. Мустаєиллик масъулияти.-Т.: “Ўзбекистон”, 1996.
      7.2.29.  Жумаев  Р.З.  Политическая  система  Республики   Узбекистан:
становление и развитие.-Т.: “Фан”, 1996.
      7.2.30. Зарипов С.З. Правовой механизм профилактики  преступлений.-Т.:
“Ўзбекистон”, 1990.
      7.2.31. Исламов З.М. Общество. Государство. Право.-Т.: “Адолат”, 2001.
      7.2.32.  История  политических  и  правовых  учений.-М.:  “Юридическая
литература”, 1998.
      7.2.33. История политических и правовых учений. ИНФРА-М.: 1996.
      7.2.34. Казимурчук В.П. Право и методы его изучения.-М.:  “Юридическая
литература”, 1965.
      7.2.35. Кальман  Кульчар.  Основы  социологии  права.-М.:  “Прогресс”,
1981.
      7.2.36. Кант И. Критика чистого разума.-М.: “Мысль”, 1994.
      7.2.37. Карбонье Ж. Юридическая социология.-М.: “Прогресс”, 1986.
      7.2.38. Кельзен Г. Общее учение о праве.-М.: 1987.
      7.2.39. Керимов Д.А. Философские проблемы права.-М.: 1972.
      7.2.40.   Керимов   Д.А.   Философские   основания   политико-правовых
исследований.-М.: “Мысль”, 1986.
      7.2.41. Керимов Д.А. Основы философии права.-М.: 1992.
      7.2.42. Каракетов Ю., Усмоналиев М. Криминология.-Т.: 2001.
      7.2.43. Козлов В.А. Проблемы  метода  и  методологии  в  общей  теории
права.-Л.: 1989.
      7.2.44.   Козлов   В.А.,   Суслов    Ю.А.    Конкретно-социологические
исследования в области права.-Л.: 1981.
      7.2.45. Кокарев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс:  доказательство
и доказывание.-М.: 1985.
      7.2.46. Конфуций. Беседы и высказывания.-М.: “Наука”, 1985.
      7.2.47. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.-
М.: “Юристь”, 1996.
      7.2.48. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.-М.: 1968.
      7.2.49. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в  праве.-
М.: 1987.
      7.2.50. Ли Д.А. Преступность как социальное явление.-М.: 1997.
      7.2.51. Лукич Р. Методология права.-М.: “Прогресс”, 1981.
      7.2.52. Малахов  В.П.  Философия  права.-М.:  “Академический  проект”,
2002.
      7.2.53. Малинова И.П. Философия правотворчества.-М.:1994.
      7.2.54.  Малинова  И.П.  Философия  права  (от  метафизики   конвенция
герменевтике).-М.: 1996.
      7.2.55. Марцев А.И. Диалектика и  вопросы  теории  уголовного  права.-
Красноярск, 1990.
      .2.56. Маткаримова Г. Права женщин: миф и реальность.-Т.: 1998.
      7.2.57.   Миренский   Б.А.   Методологические    основы    и    методы
совершенствования законодательства. - Нукус: “Каракалпакистан”, 1990.
      7.2.58. Методологические и теоретические проблемы юридической  науки.-
М.: 1986.
      7.2.59. Методологические  проблемы  советской  юридической  науки.-М.:
“Наука”, 1980.
      7.2.60. Методологические проблемы  юридической  науки.-Киев:  “Наукова
думка”, 1990.
      7.2.61. Методологические проблемы правоведения.-М.: 1994 г.
      7.2.62. Монтеське Ш.О. О духе законов.-М.:  “Юридическая  литература”,
1979.
      7.2.63. Муєимов З. Мовароуннаѕр фикѕ  мактаби.-Самарєанд:  “Зарафшон”,
1997.
      7.2.64. Неновски Н. Право и ценность.-М.: 1987.
      7.2.65.  Нерсесянц  В.С.  Гегелевская  философия  права:   история   и
современность.-М.:1974.
      7.2.66. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика  права:  этатизм  против
тоталитаризма.// Вопросы философии.-1975, №11.
      7.2.67. Нерсесянц В.С. Гегель.-М.: 1979.
      7.2.68. Нерсесянц В.С. Философия права.-М.: “Норма”, 1998.
      7.2.69. Нур Фарахат М. Юридический  позитивизм  (Критический  анализ).
Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук.-М. 1975.
      7.2.70. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права.-М.:
1989.
      7.2.71.  Одилєориев  Ѕ.Т.   Ўзбекистоннинг   янги   Конституцияси   ва
ѕокимиятлар бўлиниши принципи.-Т.: 1993.
      7.2.72. Одилєориев  Ѕ.Т.  Ўзбекистон  Республикасининг  Єонун  чиєариш
жараёни.-Т.: “Адолат”, 1995.
      7.2.73. Осипов И.Д. Философия преступления.-СП.: 2000.
      7.2.74. Отахўжаев Ф.М. Никоѕ ва унинг ѕуєуєий  тартибга  солиниши.-Т.:
“Ўзбекистон”, 1995.
      7.2.75. Платон. Государство.-М.: “Наука”, 1983.
      7.2.76. Платон. Законы.-М.: “Юридическая литература”, 1986.
      7.2.77. Поздняков Э.А. Философия государства и права.-М.: 1995.
      7.2.78. Поликарпова Е.В. Учение Канта о праве и государстве.  Автореф.
Дисс. ...канд. филос. наук.-М.: 1973.
      7.2.79. Поппер К. Открытое общество и его враги.-Т.1-2.-М.: 1992.
      7.2.80. Право и идеология: проблемы исторических взаимосвязей.  СП.-М.
1991.
      7.2.81. Пўлатов Ѕ. Сизни яхши кўрар эдим, одамлар.-Т.: “Фан”, 1994.
      7.2.82. Рахимов Ф.Щ. Теоретические и  практические  проблемы  создания
демократического правового государства  в  Республике  Узбекистан.  Автореф.
дисс. ...юрид. наук.-Т.: 2001.
      7.2.83. Раѕмонєулов Ѕ.Р. Фуєаролик: ѕуєуєлар,  эркинликлар,  бурчлар.-
Т.: “Ўзбекистон”, 1991.
      7.2.84. Раѕмонєулов Ѕ.Р., Раѕманов  А.Р.  Права  человека:  история  и
современность.-Т.: 1998.
      7.2.85. Рустамбоев М.Ѕ. Преступления против личности.-Т.: 1998.
      7.2.86. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує  методологияси:  ѕуєуєни
тушуниш  бўйича  изланишлар.  (Жиноят  ѕуєуєи  фани  ва   виждон   эркинлиги
ѕуєуєлари асосида). 1-китоб.-Т.: 2003.
      7.2.87. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: тарих  ва
ѕуєуєни диалектик маданий тушуниш асослари. (Жиноят ѕуєуєи  фани  ва  виждон
эркинлиги ѕуєуєлари асосида). 2-китоб.-Т.: 2003.
      7.2.88. Саидов А., Таджихонов У., Тошєулов Ж. Мустаєиллик  ва  ѕуєуєий
мафкура.Т: 1995.
      7.2.89.   Семитко   А.П.   Правовая   культура   общества:   сущность,
противоречия, прогресс.-Свердловск: “Урал”, 1990.
      7.2.90. Старченко А. Философия права и принципы правосудия в  США.-М.:
“Высшая школа”, 1969.
      7.2.91. Спридинов Л.И. Социология уголовного  права.-М.:  “Юридическая
литература”, 1986.
      7.2.92.  Социальные   отклонения.   Введение   в   общую   теорию.-М.:
“Юридическая литература”, 1984.
      7.2.93. Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права.-
Саратов, 1989.
      7.2.94. Тилле А.А. Время, пространство, закон.-М.: 1989.
      7.2.95. Тыраев Б. Пространство, время, развития.-Т.: “Фан”, 1994.
      7.2.96. Тихонравов Ю.В. Основы философии права.-М.: “Вестник”, 1997.
      7.2.97. Тожихонов У., Саидов А. Ѕуєуєий маданият назарияси. 2  томлик.
Т.1-2.-Т.: 1998.
      7.2.98.  Тошєулов  Ж.   Правовое   государство-независимость,   нация,
экономика, идеология, политика. Том 4.-Т.: “Адолат”, 1994.
      7.2.99.  Тылаганов  А.Т.  Давлат  ѕокимияти   ва   ўз-ўзини   бошєариш
органларининг фаолиятини ташкил этиш.-Т.: “Университет”, 1996.
      7.2.100. Тўйчиев Б. Сиёсий  маданият-маънавий  єадриятларнинг  алоѕида
тизими. //Халє ва демократия. 1992 й., № 7,8.
      7.2.101.  Файзиев  М.  Ўзбекистон  Конституциясининг   моѕияти.   -Т.:
“Адолат”, 1998.
      7.2.102. Файзуллаев О.Ф. Мировой фонд  методов  научных  исследований,
его развития и внедрение в Республике  Узбекистан.  //Общественные  науки  в
Узбекистане. 1995 г., № 10, 12.
      7.2.103. Философия. Часть  вторая:  Основные  проблемы  философии.-М.:
“Юристь”, 2003.
      7.2.104. Философия права Гегеля и современность.-М.: 1977.
      7.2.105. Философские проблемы государства и права.-Саратов, 1988.
      7.2.106. Философские проблемы субъективного права.-Ярославь, 1990.
      7.2.107. Ѕусанов О.Т. Ўзбекистон Республикасида давлат  органлари.-Т.:
“Шарє”, 1996.
      7.2.108. Ѕусанов О.Т., Каримова О. Инсон ѕуєуєлари.-Т.:  “Ўзбекистон”,
1997.
      7.2.109. Четвериков В.А. Современные концепции  естественного  права.-
М.: 1988.
      7.2.110. Чичерин Б.Н. Философия права.-М.: 1900.
      7.2.111. Цицерон. О государстве.-М.: “Планета”, 1990.
      7.2.112. Шораѕметов Ш.Ш. Ўзбекистон Конституцияси ва  суд  ѕокимияти.-
Т.: “Адолат”, 1996.
      7.2.113.  Шермуѕаммедов   С.   Фалсафа   фани   янгиланишининг   баъзи
муаммолари.-Т.: “Фан”, 1996.
      7.2.114. Щегорцов В.А. Социология правосознания.-М.: “Мысль”, 1981.
      7.2.115. Юридическая конфликтология.-М.: 1995.
      7.2.116. Явич Л.С. Сущность права.-Л.: 1985.

                             О Г Л А В Л Е Н И Е

1.    Предисловие……………………………………………………………3
2.    Программа дисциплины………………………………………………5
3.     Примерный  перечень  тем  практических   или   семинарских   занятий,
лабораторных работ, расчётно-графических работ (рефератов,  курсовых  работ,
проектов)……………………………………..…….…………………20
4.    Объём учебной нагрузки по семестрам………………………………22
5.    Контроль успеваемости………………………………………………..22
6.    Тематический план знятий…………………………………………….22
7.    Литература……………….……………………………………………..24



                               ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


                          краткая учебная программа



                            Редактор: Неклесса Г.


                         Коррректор: Мирзажонова Н.


                        Техник редактор: Мирзалиев М.


                     Компьютерная верстка: Нурлибаев Ф.



            Подписано в печать: . Усл. печ. л:  Тираж: . Заказ:№

                        Отпечатано в типографии ТГЮИ



         ( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
                          г. Ташкент, Сайилгох 35.



смотреть на рефераты похожие на "Философия права (краткая учебная программа) "