Философия

Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко)


|Античность                                                                   |
|Период досократиков    |Классический период      |Эллинистически - римский  |
|                       |                         |период.                   |
|Натурфилософы:         |     Сократ (469 – 399   |Эпикуреизм:               |
|                       |гг. до Р.Х.). Познай     |                          |
|Занимались поисками    |самого себя. Я знаю, что |Эпикур (342 – 271 гг. до  |
|архэ – первоначала     |ничего не  знаю. Человек |Р.Х.). Был продолжателем  |
|всего. Причем, видели  |обладает тем, что нужно  |Демокрита. Состояние      |
|они это первоначало в  |для постижения истины,   |атараксии и наслаждения и |
|силах природы, за что и|нужно лишь помочь        |является истинным         |
|были названы           |человеку постичь ее. От  |счастьем. Человек не      |
|натурфилософами.       |него пошли два           |нуждается в вечной жизни, |
|                       |направления школ:        |он никогда не встречается |
|Фалес из Милета (625 – |Мегарики и Киники.       |со смертью.               |
|547 гг. до Р.Х.). Был  |Мегарики развивали       |Общество(государство) –   |
|одним из семи мудрецов.|эристику Сократа, а      |договор отдельных         |
|Архэ – это вода.       |Киники этику.            |индивидов. Справедливость |
|                       |                         |не суща сама по себе, -   |
|Анаксимандр из Милета  |Мегарская школа:         |она лишь договор о        |
|(610 – 546 гг. до      |                         |ненанесении вреда.        |
|Р.Х.). Архэ – апейрон  |Основана Евклидом из     |                          |
|(нечто беспредельное). |Мегары (? – 369 гг. до   |Тит Лукреций Кар (95 – 55 |
|Начало не есть ни вода,|Р.Х). Развивал искусство |гг. до Р.Х.). Атеист.     |
|ни любая другая стихия.|спора – эристику. Вещь   |Продолжатель Эпикура и    |
|                       |сама торжественна сама по|Демокрита. Религия –      |
|                       |себе. Мегарики пытались  |продукт страха и незнания |
|Анаксимен из Милета    |избежать двойственности в|причин вещей. Создал      |
|(588 – 525 гг. до      |изложении и понимании.   |небольшую историческую    |
|Р.Х.). Считал, что архэ|                         |периодизацию по           |
|– воздух. Он изначально|Стилпон (490 – 370 гг. до|использованию материала   |
|колеблется, уплотняется|Р.Х.) Утверждал, что     |для орудий труда.         |
|и разрежается.         |говоря общими фразами о  |                          |
|                       |конкретных вещах, человек|Стоицизм:                 |
|Гераклит из Эфеса (540 |делает конкретное общим. |                          |
|– 480 гг. до Р.Х.).    |                         |Зенон Китийский (336 – 264|
|Архэ у него – это      |Киники:                  |гг. до Р.Х.). Основная    |
|огонь. Огонь – символ  |                         |цель жизни человека – жить|
|динамики.              |Имела довольно много     |в согласии с природой и   |
|                       |последователей. Но редкие|добродетелью.             |
|                       |представители этой школы |Его учениками были Клеанф |
|Пифагорейская школа:   |оставили после себя      |из Афин (330 – 232 гг. до |
|                       |труды.                   |Р.Х.)., Хрисипп (281 – 208|
|Пифагор с о.Самос (584 |                         |гг. до Р.Х.) из Сол.      |
|– 500 гг. до Р.Х.). Был|Основатель - Антисфен    |Сложилась целая система в |
|одним из семи мудрецов.|(450 – 360 гг. до Р.Х.). |философии стоиков: Логика,|
|У него были 2 несколько|Мыслить – только         |Физика, Этика.            |
|различных по характеру |средство, цель – жить.   |                          |
|учения:                |Цель жизни – добродетель.|Луций Сенека (6 г. до Р.Х.|
|1)религиозно-мистическо|Подлинное наслаждение    |65 г. от Р.Х.). Его       |
|е.                     |дает лишь труд.          |стоицизм оказал           |
|2)рационально-математич|                         |значительное влияние на   |
|еское. Архэ – число.   |Диоген из Синопа (404 –  |формирования христианства |
|                       |323 гг. до Р.Х.). Он     |в Западной Европе.        |
|Элейская школа:        |отвергал наслаждение, и  |Нравственный разум есть   |
|                       |ему нужно было только    |Бог, а Бог и есть душа.   |
|Ксенофан (570 – 478 гг.|Солнце. По мнению        |Сенека говорит о наличии  |
|до Р.Х.). Создатель    |общественности той эпохи,|совести в душе, о         |
|элейской школы. «Боги –|у киников все выливалось |равенстве людей перед     |
|порождены разумом      |в антикультурность.      |Богом.                    |
|людей. Земля –         |Киники были приверженцами|                          |
|субстанция, породившая |монотеизма.              |Эпиктет (50 – 168 гг. до  |
|вместе с водой все     |                         |Р.Х.). Человек имеет все  |
|многообразие мира. Лишь|                         |условия для свободного    |
|мнение одно – есть удел|Платон (Аристокл) с о.   |выбора добра. Человек не  |
|всех»                  |Эгина (427 – 347 гг. до  |свободен от того, что     |
|                       |Р.Х.). Был ближайшим     |зависит от него. Наши     |
|Парменид (540 – 470 гг.|другом Сократа, знаком с |поступки в нашей власти.  |
|до Р.Х.). Парменид     |философией Гераклита.    |Эпиктет против идеи       |
|делает упор на         |Политика: «правильные» и |бессмертия души.          |
|гносеологию. «Алитея   |«неправильные» формы     |                          |
|(истина) – продукт ума;|государственности,       |Марк Аврелий Антонин (121 |
|Докса – мнение – дает  |идеальная форма          |–   180 гг. до Р.Х.). Был |
|представление о        |государственности.       |римским императором.      |
|кажущемся состоянии    |                         |Натурфилософия должна     |
|вещей, опирается это на|                         |освободить человека от    |
|чувственное            |                         |праздности. Материальные  |
|восприятие».           |                         |ценности и некоторые      |
|                       |                         |обряды не имеют в себе    |
|                       |                         |абсолютно ничего          |
|                       |                         |особенного.               |
|     Зенон (515 - ? гг.|     Аристотель из г.    |Скептицизм:               |
|до Р.Х.). Обоснования  |Стагир (384 – 322 гг. до |                          |
|свои он строит на      |Р.Х.). Аристотель        |Пиррон из Элиды (360 – 270|
|опориях. Опории        |критиковал соображения   |гг. до Р.Х.). Основатель  |
|строятся на миромнении.|Платона по поводу связи  |скептицизма, который ведет|
|«Всего очень много и   |идей и вещей, их         |свое развитие от          |
|оно неподвижно».       |сущности. Материя        |софистики. Следует не     |
|                       |первоначально обладала   |доверять, воздерживаясь от|
|                       |свойствами: теплая,      |мнений, говорить же нужно |
|Эмпедокл из г. Акрогант|холодная, сухая, влажная.|так: рассматриваемое столь|
|на   о. Сицилия (484 – |В разных комбинациях они |же мало существует, как не|
|424 гг. до Р.Х.). Архэ |и образовывали стихии.   |существует. И после этого |
|всего 4: огонь, вода,  |Политика: рабы существуют|люди обретут отказ от     |
|земля и воздух. Есть   |по природе, они животные,|высказывания,             |
|так же связь их, и     |инструмент без души.     |невозмутимость.           |
|последующий разрыв.    |Положение в обществе     |                          |
|                       |должно определяться      |Энесидем (1 в. до Р.Х.).  |
|Анаксагор из г.        |собственностью.          |Говорил об относительности|
|Клазомены в Ионии (500 |«Правильные» и           |всякого знания. В выводах |
|– 428 гг. До Р.Х.). «Из|«неправильные» формы     |же он говорит о           |
|ничего не возникает    |государственности, идеал |невозможности достоверного|
|нечто, а значит нечто  |государственности.       |знания.                   |
|существует изначально. |                         |                          |
|Все возникает из       |                         |Секст Эмпирик (180 – 210  |
|подобного себе, из     |                         |гг. от Р.Х.). Был         |
|семян. Изначально были |                         |даксографом. Изучал все   |
|семена, эфир и огонь.  |                         |течения философской мысли |
|Движет всем лишь       |                         |прошлого для нахождения в |
|разум(гнус).           |                         |них элементов             |
|                       |                         |скептического взгляда на  |
|                       |                         |мир.                      |
|Атомисты:              |                         |                          |
|                       |                         |Иудейско – греческий      |
|Левкипп из Элеи (500 – |                         |Духовный синтез:          |
|440 гг. до Р.Х.). Знал |                         |                          |
|Элейскую традицию.     |                         |Филон Александрийский (20 |
|Создал учение об       |                         |г. до Р.Х. – 40 г. от     |
|атомах. Атом – единый и|                         |Р.Х.). Пытался осмыслить  |
|неделимый. Но их       |                         |Ветхий завет. Бог –       |
|множество. Они         |                         |единственно подлинное     |
|совершенно различны по |                         |бытие, логос,             |
|форме, размеру,        |                         |совершенство. В человеке  |
|расположению, массе и  |                         |обитает частица Бога.     |
|весу. Есть лишь атомы и|                         |Человек есть микрокосмос. |
|пустота.               |                         |Идеи Филона были популярны|
|                       |                         |в патристике.             |
|Демокрит из Абдер (460 |                         |                          |
|– 370 гг. до  Р.Х.).   |                         |Гностицизм:               |
|Продолжил учение       |                         |                          |
|Левкиппа об атомах.    |                         |Главным вопросом, которым |
|Душа должна иметь      |                         |занимались гностики,   был|
|атомную природу. Ее    |                         |вопрос о взаимоотношении  |
|образовали шаровидные  |                         |божественного и           |
|огненные атомы. Душа же|                         |человеческого.            |
|после смерти телесной  |                         |Существовало два варианта |
|оболочки перестает     |                         |гностицизма: близкий к    |
|существовать, а атомы  |                         |религии и философский.    |
|ее рассеиваются в      |                         |Эриней Лионский ввел      |
|пространстве.          |                         |понятие плеромы и эона.   |
|                       |                         |Эон – эпоха, век, жизнь.  |
|                       |                         |Плерома – изначальный и   |
|                       |                         |совершенный эон. Ей       |
|                       |                         |противостоит сама природа.|
|                       |                         |Плерома – есть благо,     |
|                       |                         |природа – зло. Плерома (  |
|                       |                         |природа. Существуют эоны  |
|                       |                         |деградации плеромы.       |
|                       |                         |Гностиками были Валентин, |
|                       |                         |Василид.                  |
| Софисты:              |                         |Неоплатонизм:             |
|                       |                         |                          |
|Протагор из г. Абдеры  |                         |Плотин (205 – 270 гг. от  |
|(481 – 411 гг. до      |                         |Р.Х.). Положил в основу   |
|Р.Х.). В гносеологии   |                         |неоплатонизма средний     |
|приходил к идеалу.     |                         |платонизм, неопифагореизм.|
|Материя текуча и       |                         |Аристотелизм же служит    |
|изменчива, а восприятие|                         |введением в общую систему |
|с возрастом меняется.  |                         |взглядов.                 |
|Причина вещей само     |                         |Порфирий (232 – 304 гг. от|
|наличие материи.       |                         |Р.Х.). был учеником       |
|Человек – мера всех    |                         |Плотина. Восхождение к уму|
|вещей, несуществующего,|                         |и единству (благу)        |
|что оно не существует, |                         |позволит все.             |
|а существующего, что   |                         |                          |
|оно существует.        |                         |Учеником Порфирия был     |
|                       |                         |Ямвлих (? – 330 гг. от    |
|Горгий из Лариссы (483 |                         |Р.Х.). Впервые ввел в     |
|– 473 гг. до Р.Х.). Был|                         |неоплатонизм теургию. Его |
|против воззрений       |                         |реформа комментария       |
|элеатов. «Ничто не     |                         |произвела большие         |
|существует…» Вообще    |                         |изменения в неоплатонизме.|
|позиция софистов       |                         |И его стали делить на     |
|такова: не существует  |                         |периоды до и после        |
|окончательной истины.  |                         |Ямвлиха.                  |
|                       |                         |Прокл(410 – 485 гг. от    |
|Протагор из г. Абдеры  |                         |Р.Х.) подвел итог развитию|
|(481 – 411 гг. до      |                         |платонизма в рамках       |
|Р.Х.). О всяком        |                         |языческого политеизма и   |
|предмете можно сказать |                         |дал детально разработанную|
|двояко.                |                         |сводку –основных понятий и|
|                       |                         |методов неоплатонизма.    |



смотреть на рефераты похожие на "Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко) "