Философия

Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому


                            Университет  Наяновой

                            философский факультет
                              кафедра философии



                  Коспект I-V глав книги Н. Я. Данилевского
                               РОССИЯ и ЕВРОПА
  взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-
                                 Романскому.
                            Санкт-Петербург 1871.



                                      Работа выполнена студенткой 14Б класса

                                                     философского факультета
                                                           Светлой Татьяной.



                               Самара 1999 г.
|Австро-пру|Пруссия и Австрия, два первоклассных|В 1864 г. Австрия и       |
|сско-датск|государства, имевшие в совокупности |Пруссия напали на Данию   |
|ая война  |около 60,000,000 жителей и могшие   |без особого права и при   |
|1864 года.|распологать чуть не миллионною      |полном попустительстве    |
|          |армией, нападают на Данию, одно из  |правительств европейских  |
|          |самых маленьких государств Европы, -|государств.               |
|          |государство невоинственное,         |                          |
|          |просвещенное, либеральное и гуманное|                          |
|          |в высшей степени… эта обида слабого |                          |
|          |сильным не не возбуждают негодования|                          |
|          |Европы.                             |                          |
|Восточная |От Турции требуется только, чтобы   |В 1854 г. Россия          |
|война     |она ясно и положительно подтвердила |правомерно требовала от   |
|1854 года |обязательство не нарушать           |Турции необходимого       |
|          |религиозных интересов большинства   |протектората над          |
|          |своих же собственных подданных, -   |православными народами    |
|          |обязательство не новое какое либо, а|Турции. Как известно,     |
|          |уже восемьдесят лет тому назад      |результатом была Восточная|
|          |данное…                             |война, в которой против   |
|          |                                    |России были не только     |
|          |                                    |правительства Европы, но и|
|          |                                    |общественное мнение.      |
|Отношение |Откуда же это равнодушие к гуманной,|Характерно, что свою книгу|
|Европы к  |либеральной Дании и эта симпатия к  |Данилевский начинает почти|
|данным    |варварской, деспотической Турции,   |с "тютчевского" вопроса:  |
|событиям. |эта снисходительность даже к        |почему Европа нас не      |
|          |несправедливым притязаниям Австрии с|любит? Данилевский        |
|          |Пруссией и это совершенное          |указывает на  предвзятость|
|          |неуважение к самым законным         |европейского общественного|
|          |требованиям России?                 |мнения в оценке внутренней|
|          |                                    |и внешней политики России |
|          |Откуда же это меряние разными мерами|Дело стоит, чтобы в него  |
|          |и вешание разными весами, когда дело|вникнуть, ибо на этот     |
|          |идёт о России и о других европейских|вопрос, как показывает    |
|          |государствах?                       |автор далее, невозможно   |
|          |                                    |найти вразумитель-ный     |
|          |                                    |ответ из числа тех, кои   |
|          |                                    |обыкновенно приводятся.   |
|Обвинения |1.Россия,- не устают кричать на все |Возможно, конечно, что    |
|Европы    |лады,- колоссальное завоевательное  |данные обвинения, полные  |
|против    |государство, беспрестанно           |гордости, ненависти и     |
|России    |расширяющее свои пределы, и         |презрения, являются       |
|          |следовательно угрожает спокойствию и|результатом незнания      |
|          |независимости Европы.               |Европы, её невежества     |
|          |2.Россия представляет собою какую-то|относительно России. Но,  |
|          |мрачную силу, враждебную прогрессу и|может, Европа не знает,   |
|          |свободе.                            |потому что не хочет знать,|
|          |                                    |или лучше сказать, знает  |
|          |                                    |так, как хочет знать?     |
|Критика   |1. Состав Русского государства,     |Капитальные обвинения     |
|Данилевски|войны, которые оно вело, цели,      |против России выказаны    |
|м         |которые преследовало, а ещё более   |надуманными и             |
|обвинений |благоприятные обстоятельства,       |бездоказательными.        |
|против    |столько раз повторявшиеся, которыми |Из них основной - что     |
|России    |оно и не думало воспользоваться, всё|Россия своими прежними    |
|          |показывает, что Россия не           |делами, вероломствами и   |
|          |честолюбивая, не завоевательная     |насилиями возбудила       |
|          |держава, что в новейший период своей|справедливые негодования и|
|          |истории она большей частью          |опасения Европы           |
|          |жертвовала своими очевиднейшими     |- подвергается Данилевским|
|          |выгодами, самыми справедливыми и    |доскональному разбору и   |
|          |законными, европейским интересам.   |мощной аргументированной  |
|          |2. Какова бы ни была форма правления|критике с выводом того,   |
|          |в России, каковы бы ни были         |что:                      |
|          |недостатки русской администрации,   |Россия не есть            |
|          |русского судопроизводства, русской  |завоевательное государство|
|          |фискальной системы и т.д., до всего |                          |
|          |этого, я полагаю, никому дела нет,  |Россия не есть            |
|          |пока она не стремится навязать всего|гасительница света и      |
|          |этого другим…если уж гневаться на   |свободы                   |
|          |взаимные советы и влияние, то,      |                          |
|          |конечно, Россия имела бы столько же |                          |
|          |(если не более) права негодовать на |                          |
|          |Австрию, да и на другие немецкие    |                          |
|          |дворы, как Германия на Россию.      |                          |
|Объяснение|Дело в том, что Европа не признаёт  |Славянский мир имеет силу |
|политическ|нас своими. Она видит в России и в  |жить самостоятельной,     |
|ой        |славянах вообще нечто ей чуждое, а  |независимой жизнью и,     |
|несправедл|вместе с тем такое, что не может    |несмотря на внешнюю       |
|и-вости и |служить для неё простым материалом, |податливость и            |
|обществен-|из которого она могла бы извлекать  |подверженность влияниям,  |
|ной       |свои выгоды, как извлекает из Китая,|крепнет и разрастается.   |
|неприязни |Индии, Африки, большей части        |Этим обусловлено          |
|          |Америки... Европа видит поэтому в   |недоверчивое,             |
|          |Руси и в Славянстве не чуждое       |предосудительное отношение|
|          |только, но и враждебное начало.     |Европы к России. В        |
|          |                                    |результате России         |
|          |                                    |приписывается             |
|          |                                    |агрес-сивный,             |
|          |                                    |завоевательный характер,  |
|          |                                    |она оценивается по меркам |
|          |                                    |европейской цивилизации   |
|          |                                    |как отсталая, неразвитая  |
|          |                                    |страна, которая должна    |
|          |                                    |стремиться достичь уровня |
|          |                                    |экономического,           |
|          |                                    |социального и культурного |
|          |                                    |развития Европы.          |
|Что такое |Европа есть одна из пяти частей     |Автор превосходно         |
|Европа?   |света, скажет всякий ученик         |доказывает условность     |
|          |приходского училища. Что же такое   |термина Европа как        |
|          |часть света, спросим мы далее?..    |географического,          |
|          |Части света составляют самое общее  |доставшегося новому миру в|
|          |географическое деление всей суши на |наследие от древности,    |
|          |нашей планете и противополагаются   |обозначавшей этим термином|
|          |делению жидкого элемента на океаны. |северный берег            |
|          |                                    |Средиземного моря.        |
|Искусствен|Искусственно или естественно это    |Итак, деление на части    |
|-ность    |деление? Под естественным делением  |света признаются          |
|деления   |или естественной системой разумеется|Данилевским искусственным,|
|частей    |такая группировка предметов или     |при установлении которого |
|света     |явлений, при которой принимаются во |принимается в расчет      |
|          |внимание все их признаки,           |только граничные очертания|
|          |взвешивается относительное          |воды и суши.              |
|          |достоинство этих признаков, и       |                          |
|          |предметы располагаются так, чтобы   |                          |
|          |входящие в состав какой-либо        |                          |
|          |естественной группы имели между     |                          |
|          |собой более сродства, более сильную |                          |
|          |степень сходства, чем с предметами  |                          |
|          |других групп. Искусственная же      |                          |
|          |система довольствуется одним        |                          |
|          |каким-либо или немногими признаками,|                          |
|          |по чему-нибудь резко заметными, хотя|                          |
|          |бы и вовсе несущественными. В этой  |                          |
|          |системе может разделяться самое     |                          |
|          |сходное в сущности и соединяться    |                          |
|          |самое разнородное. Рассматривая с   |                          |
|          |этой точки зрения части света, мы   |                          |
|          |сейчас же придём к заключению, что  |                          |
|          |это группы искусственные.           |                          |
|Культурно-|Европа есть германо-романская       |Европа есть понятие со    |
|историческ|цивилизация. Но германо-романская ли|смыслом                   |
|ий смысл  |только цивилизация совпадает со     |культурно-историческим, а |
|Европы.   |значением слова Европа? Не          |именно, Европа есть       |
|          |переводится ли оно точнее           |германо-романская         |
|          |,,общечеловеческой цивилизацией”?   |цивилизация.              |
|          |…Несправедливо думать, что Европа   |                          |
|          |составляет поприще человеческой     |                          |
|          |цивилизации вообще, она есть только |                          |
|          |поприще великой германо-романской   |                          |
|          |цивилизации, её синоним, и только со|                          |
|          |временем развития этой цивилизации  |                          |
|          |слово ,,Европа” получило тот смысл и|                          |
|          |значение, в котором теперь          |                          |
|          |употребляется.                      |                          |
|          |                                    |                          |
|Россия не |Она не питалась ни одним из тех     |Россия, и эту идею        |
|принадлежи|корней, которыми всасывала Европа   |Данилевский делает        |
|т Европе. |как благотворные, так и вредоносные |основополагающей в своих  |
|          |соки непосредственно из почвы ею же |историософских            |
|          |разрушенного древнего мира… Она не  |построениях, ни по корням |
|          |причастна ни европейскому добру, ни |своим, ни по истории и    |
|          |европейскому злу.                   |традициям, ни по          |
|          |                                    |духовно-культурным связям |
|          |                                    |не принадлежит Европе.    |
|          |                                    |Действительно, Россия     |
|          |                                    |почти не знала феодализма |
|          |                                    |и католичества; не входила|
|          |                                    |в состав империи Карла    |
|          |                                    |Великого; не ведала       |
|          |                                    |схоластики и рыцарства; не|
|          |                                    |пережила протестантства и |
|          |                                    |гуманизма.                |
|Смерть    |Всему живущему, как отдельному      |Таким образом, Данилевский|
|народов.  |неделимому, так и целым видам,      |замечает, что народу      |
|          |родам, отрядам животных или         |одряхлев-шему, сделавшему |
|          |растений, дается известная только   |своё дело, и которому     |
|          |сумма жизни, с истощением которой   |пришла пора долой со      |
|          |они должны умереть. История говорит |сцены, ничто не поможет,  |
|          |тоже самое о народах: и они         |совершенно независимо от  |
|          |нарождаются, достигают различных    |того, где он живёт – на   |
|          |степеней развития, стареют, дряхлеют|Востоке или на Западе.    |
|          |и умирают, но умирают не от внешних |                          |
|          |только причин. Внешние причины…по   |                          |
|          |большей части только ускоряют смерть|                          |
|          |больного и расслабленного тела… но  |                          |
|          |иногда организм умирает тем, что    |                          |
|          |называется естественною или         |                          |
|          |старческою немочью.                 |                          |
|Запад и   |Прогресс не составляет              |Является ли Европа и      |
|Восток.   |исключительной привилегии Запада или|общечеловеческой          |
|          |Европы, а застой - исключительного  |цивилизаци-ей? - вот      |
|          |клейма Востока или Азии; тот и      |вопрос, на который        |
|          |другой суть только                  |большинство даёт          |
|          |характеристические признаки того    |положительный ответ,      |
|          |возраста, в котором находится       |противопоставляя Запад как|
|          |народ... важнейшая причина, по      |полюс прогресса и Восток  |
|          |которой отвергается мысль о         |как полюс застоя и        |
|          |какой-либо самостоятельной          |коснения. Но Данилевский  |
|          |цивилизации вне германо-романских   |справедливо указывает,    |
|          |форм культуры, заключается в        |например, на множественные|
|          |неправильном понимании самых общих  |достижения Китая, как то  |
|          |начал исторического процесса и в    |земледелие, садоводство,  |
|          |неясном, туманном представлении об  |рыбоводство, не говоря уже|
|          |историческом явлении, называемом    |о порохе, компасе, бумаге.|
|          |прогрессом..                        |                          |
|Понятие   |Степень совершенства, достигнутого  |Система науки есть таким  |
|системы   |какою-либо наукой, степень понимания|образом сокращение самой  |
|науки.    |входящих в круг ее предметов или    |науки, в котором          |
|          |явлений в точности отражается в том,|выражается существенное её|
|          |что называется системою науки… Я    |содержание и отражается   |
|          |говорю о внутренней системе наук,   |степень её совершенства.  |
|          |т.е. о расположении, группировке    |                          |
|          |предметов или явлений, принадлежащих|                          |
|          |к кругу известной науки, сообразно  |                          |
|          |их взаимному сродству и             |                          |
|          |действительным отношениям друг к    |                          |
|          |другу.                              |                          |
|Понятие и |Понятие о естественной системе... не|                          |
|          |составляет какой-либо особенной     |                          |
|требования|принадлежности ботаники и зоологии, |                          |
|естественн|а есть общее достояние всех наук,   |                          |
|ой        |необходимое условие их              |                          |
|системы.  |совершенствования.                  |Данные требования сами по |
|          |1.Принцип деления должен обнимать   |себе ясны и являются      |
|          |собою всю сферу делимого, входя в   |требованиями здравой      |
|          |нее как наисущественнейший признак… |логики.                   |
|          |Это нуждается, может быть, в        |                          |
|          |некотором разъяснении. Если принять |                          |
|          |за принцип деления любой первый     |                          |
|          |попавшийся на глаза признак и,      |                          |
|          |охарактеризовав им одну группу,     |                          |
|          |характеризовать всё остальное       |                          |
|          |отсутствием этого признака, то при  |                          |
|          |такой методе каждый признак может   |                          |
|          |быть, конечно, назван принципом,    |                          |
|          |обнимающим всю сферу деления. Но    |                          |
|          |такой отрицательной характеристики  |                          |
|          |ни естественная система, ни даже    |                          |
|          |здравый смысл не допускают.         |                          |
|          |Все предметы или явления одной      |                          |
|          |группы должны иметь между собой     |                          |
|          |бульшую степень сходства или        |                          |
|          |сродства, чем с явлениями или       |                          |
|          |предметами, отнесенными к другой    |                          |
|          |группе.                             |                          |
|          |Группы должны быть однородны, то    |                          |
|          |есть степень сродства, соединяющая  |                          |
|          |их членов, должна быть одинакова в  |                          |
|          |одноименных группах.                |                          |
|Оценка    |Самая общая группировка всех        |Данилевский считает, что  |
|общеприня-|исторических явлений и фактов       |подобная историческая     |
|той       |состоит в распределении их на       |периодизация связана с    |
|системы в |периоды древней, средней и новой    |нарушением основных       |
|науке     |истории…но формы исторической жизни |принципов систематики,    |
|всемирной |человечества не только изменяются и |поскольку в основу её     |
|истории.  |совершенствуются повозрастно, но ещё|положена идея временнуго  |
|          |и разнообразятся по                 |синхронизма, или          |
|          |культурно-историческим типам.       |одновременного сравнения  |
|          |Поэтому, собственно говоря, только  |государств и регионов, с  |
|          |внутри одного и того же типа, или,  |целью выявления общих,    |
|          |как говориться, цивилизации – и     |характерных для данного   |
|          |можно отличать те формы             |периода, тенденций и      |
|          |исторического движения, которые     |особенностей развития.    |
|          |обозначаются словами ,,древняя”,    |Сопоставляются не         |
|          |,,средняя” и ,,новая” история. Это  |одинаковые, а различные   |
|Новая     |деление есть только подчиненное.    |ступени                   |
|естественн|                                    |                          |
|ая        |                                    |                          |
|группировк|Главное же должно состоять в        |развития народов, ибо     |
|а         |отличении культурно-исторических    |зарождаются, расцветают и |
|историческ|типов; так сказать самостоятельных  |дряхлеют они не           |
|их        |своеобразных планов религиозного,   |одновременно, и и делается|
|явлений.  |социального, бытового,              |не имеющий ничего общего с|
|Понятие   |промышленного, политического,       |реальностью вывод о       |
|культурно-|научного, художественного, одним    |превосходстве одних       |
|историческ|словом, исторического развития.     |народов и неразвитости    |
|их типов. |Рассматривая историю отдельного     |других. Традиционное      |
|          |культурного типа, мы точно и        |деление истории на периоды|
|          |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное |
|          |этого развития, - можем сказать:    |смешение ступеней и типов |
|          |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того,    |
|          |юность, его зрелый возраст, здесь   |чтобы проводить параллели |
|          |начинается его старость, здесь его  |между народами, для       |
|          |дряхлость, - или, что тоже самое,   |которых одна и та же эпоха|
|          |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное   |
|          |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только|
|          |т. п…Но что можно сказать о ходе    |начинают формироваться,   |
|          |развития человечества вообще и как  |другие же, увенчанные     |
|          |определить возраст всемирной        |плодами тысячелетнего     |
|          |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают   |
|          |жизнь таких-то народов, такую-то    |свой жизненный цикл, -    |
|          |группу исторических явлений – к     |гораздо целесообразнее    |
|          |древней, средней или новой истории, |было бы выделять          |
|          |то есть к детству, юношеству,       |реальности                |
|          |возмужалости или старости           |культурно-исторических    |
|          |человечества?..                     |типов.                    |
|          |                                    |                          |
|          |Итак, естественная система истории  |                          |
|          |должна заключаться в различении     |                          |
|          |культурно-исторических типов        |                          |
|          |развития как главного основания её  |                          |
|          |делений от степеней их развития, по |                          |
|          |которым только эти типы (а не       |                          |
|          |совокупность исторических явлений)  |                          |
|          |могут подразделяться.               |                          |
|          |                                    |                          |
|Перечисле-|1)египетский, 2)китайский,          |Как отмечено выше,        |
|ние       |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с    |
|культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования         |
|историческ|4)индийский, 5)иранский,            |,,естественной систе-мы   |
|их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив       |
|хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием|
|е-ском    |10)романо-германский или            |её периодизации деление на|
|порядке.  |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые    |
|          |ещё: мексиканский и перуанский,     |национально-государственны|
|          |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или        |
|          |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические    |
|          |Только народы, составлявшие эти     |типы, с присущими им      |
|          |культурно-исторические типы, были   |специфическими чертами в  |
|          |положительными деятелями в истории  |художественно-эстетической|
|          |человечества; каждый развивал       |, нравственной,           |
|          |самостоятельным путем начало,       |религиозной,              |
|          |заключавшееся как в особенностях его|экономической,            |
|          |духовной природы, так и в особенных |социально-политической    |
|          |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он        |
|          |был поставлен, и этим вносил свой   |интерпретировал как       |
|          |вклад в общую сокровищницу.         |циклический процесс       |
|          |                                    |возникновения, расцвета и |
|          |                                    |упадка поочерёдно         |
|          |                                    |сменяющих друг друга      |
|          |                                    |разнообразных национальных|
|          |                                    |культур. Таким образом,   |
|          |                                    |история становилась       |
|          |                                    |чередованием локальных,   |
|          |                                    |мало связанных друг с     |
|          |                                    |другом                    |
|          |                                    |культурно-исторических    |
|          |                                    |типов.                    |
|          |                                    |                          |
|Пять      |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип      |
|законов   |народов характерезуемое отдельным   |составляют племя или      |
|развития  |языком или группою языков, довольно |семейство народов,        |
|типов.    |близких между собою – для того,     |ощущающих внутреннее      |
|          |чтобы сродство их ощущалось         |родство и способных по    |
|          |непосредственно, без глубоких       |своим задаткам к          |
|          |филологических изысканий, -         |историческому развитию.   |
|          |составляет самобытный               |Для возможности зарождения|
|          |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной     |
|          |вообще по своим духовным задаткам   |цивилизации народ и       |
|          |способно к историческому развитию и |входящие в его состав     |
|          |вышло уже из младенчества.          |дробные национальные      |
|          |Закон 2. Дабы цивилизация,          |единицы должны обладать   |
|          |свойственная самобытному            |политической              |
|          |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни|
|          |зародиться и развиваться,           |одной цивилизации, которая|
|          |необходимо, чтобы народы, к нему    |бы зародилась и развилась |
|          |принадлежащие, пользовались         |без политической          |
|          |политической независимостью.        |самостоятельности, хотя,  |
|          |Закон 3. Начала цивилизации одного  |достигнув уже известной   |
|          |культурно-исторического типа не     |силы, цивилизация может   |
|          |передаются народам другого типа.    |ещё некоторое время       |
|          |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после      |
|          |при большем или меньшем влиянии     |потери независимости, что |
|          |чуждых ему предшествовавших или     |можно наблюдать на примере|
|          |современных цивилизаций.            |Греков. Каждый            |
|          |Закон 4. Цивилизация, свойственная  |культурно-исторический тип|
|          |каждому культурно-историческому     |вырабатывает              |
|          |типу, только тогда достигает        |самостоятельные и не      |
|          |полноты, разнообразия и богатства,  |передаваемые другим начала|
|          |когда разнообразны этнографические  |цивилизации. Идея         |
|          |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и         |
|          |они, не будучи поглощены одним      |непередоваемости начал    |
|          |политическим целым, пользуясь       |одних типов другим        |
|          |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной |
|          |или политические систему государств.|в связи с признанием, что |
|          |                                    |большинство цивилизаций,  |
|          |Закон 5. Ход развития               |за исключением Индии и    |
|          |культурно-исторических типов всего  |Китая, были               |
|          |ближе уподобляется тем многолетним  |преемственными.           |
|          |одноплодным растениям, у которых    |Культурно-исторические    |
|          |период роста бывает неопределенно   |типы в своём развитии     |
|          |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии,          |
|          |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному    |
|          |и истощает раз и навсегда их        |циклу организма, - рост,  |
|          |жизненную силу.                     |цветение и увядание:      |
|          |                                    |,,Народы… рождаются,      |
|          |                                    |достигают различных       |
|          |                                    |степеней развития,        |
|          |                                    |стареют, дряхлеют и       |
|          |                                    |умирают”.                 |
|Возможност|Передать цивилизацию какому-либо    |Данилевский выдвигает     |
|ь передачи|народу, очевидно, значит заставить  |исключи-тельно высокие    |
|цивилизаци|этот народ до того усвоить себе все |требования наро-ду,       |
|и         |культурные элементы (религиозные,   |вознамерившемуся влиять на|
|          |бытовые, социальные, политические,  |развитие других           |
|          |научные и художественные), чтобы он |народов.Если взаимодейтвие|
|          |совершенно проникнулся ими и мог    |не взаимовыгодно, если    |
|          |продолжать действовать в духе       |преимуществами его        |
|          |передавшего их, с некоторым, по     |пользуется лишь одна      |
|          |крайней мере, успехом, так чтобы    |сторона, если не созданы  |
|          |хотя отчасти стать в уровень с      |предпосылки для того,     |
|          |передавшим, быть его соперником и   |чтобы слабый народ мог в  |
|          |вместе пролжателем его направления. |дальнейшем превзойти      |
|          |                                    |своего ,,покровителя”, то |
|          |                                    |оно не имеет права на     |
|          |                                    |существование и должно    |
|          |                                    |быть перкращено.          |
|Пересадка |Самый простейший способ             |Этот способ состоит в     |
|цивилизаци|распространения есть пересадка с    |изгнании культуры с       |
|и         |одного места на другое посредством  |занимаемой ею территории. |
|          |колонизации… точно так, как,        |Например, индейские       |
|          |например, в интересах земледелия    |племена Северной Америки  |
|          |весьма было бы желательно, чтобы    |были вытеснены европейцами|
|          |никаких сорных трав на свете не     |с их родных земель и      |
|          |было; и пожалуй, как позволительно  |загнаны в резервации, где |
|          |заемледельцу всеми мерами их        |индейская культура увяла и|
|          |уничтожать, так было бы             |разложилась.              |
|          |позволительно распространителям     |Данная форма влияния      |
|          |единой общечеловеческой цивилизации |является политической или |
|          |– уничтожать прочие народы, служащие|религиозной экспансией    |
|          |более или менее тому препятствием.  |развитых государств. Она  |
|          |                                    |предполагает повсеместное |
|          |                                    |распространение           |
|          |                                    |единственной формы        |
|          |                                    |цивилизации любыми        |
|          |                                    |средствами и методами,    |
|          |                                    |вплоть до признания       |
|          |                                    |целесообразности          |
|          |                                    |уничтожения мешающих      |
|          |                                    |данному процессу народов, |
|          |                                    |или превращения их в      |
|          |                                    |служащий чужим целям, не  |
|          |                                    |способный к сопротивлению |
|          |                                    |этнографический материал. |
|Прививка  |Другая форма распространения        |Второй тип взаимодействия |
|цивилизаци|цивилизации есть привика и это и    |означает таким образом,   |
|и         |разумеют под передачею              |что зрелые плоды культуры |
|          |цивилизации…Надо быть глубоко       |– учреждения , формы быта |
|          |убежденным в негодности самого      |и искусства переносятся на|
|          |дерева, чтобы решиться на подобную  |почву другой, менее зрелой|
|          |операцию…Как бы то ни было, прививка|культуры. Если такая      |
|          |не приносит пользы тому, к чему     |прививка и приносит плоды,|
|          |прививается, ни в физиологическом,  |то за счет прекращения    |
|Реформы   |ни в культурно-историческом смысле. |роста самобытных начал той|
|Петра     |Он ... захотел во что бы то ни стало|культуры, которая         |
|Первого.  |сделать Россию Европой. Видя плоды, |становится средством для  |
|          |которые приносило европейское       |усиленного развития       |
|          |дерево, он заключил о превосходстве |насаждаемой цивилизации.  |
|          |самого растения, их приносившего,   |                          |
|          |над русским, ещё бесплодным, дичком,|                          |
|          |... , не подумав, что для дичка ещё |                          |
|Значение  |не пришло время плодоносить…        |Пётр, ясно сознавая       |
|реформ    |                                    |необходи-мость укрепления |
|Петра.    |После Петра наступили царствования, |России для отражения      |
|          |в которых правящие государством лица|неизбежного давления со   |
|          |относились к России уже не с        |стороны предприимчивой и  |
|          |двойственным характером ненависти и |честолюбивой Европы,      |
|          |любви, а с одною лишь ненавистью, с |захотел привить           |
|          |одним презрением, которым так богато|европейские начала        |
|          |одарены немцы ко всему славянскому, |,,русскому дичку”. Но     |
|          |в особенности ко всему русскому.    |операция не удалась. Дичок|
|          |                                    |не захотел стать          |
|          |                                    |питательной основой для   |
|          |                                    |чуждой культуры и         |
|          |                                    |продолжает давать свои    |
|          |                                    |собственные цветы и плоды.|
|          |                                    |Но его организм испытал   |
|          |                                    |глубокое потрясение.      |
|          |                                    |Болезнь подражатель-ности,|
|          |                                    |заискивания перед Европой |
|          |                                    |до сих пор обессиливает   |
|          |                                    |Россию.                   |
|          |                                    |Изменение обычаев, без    |
|          |                                    |которого можно было бы    |
|          |                                    |обойтись, зашло слишком   |
|          |                                    |далеко и проявилось в     |
|          |                                    |насаждении иностранных    |
|          |                                    |форм управления,          |
|          |                                    |действующих вразлад с     |
|          |                                    |характером русского       |
|          |                                    |человека.                 |
|Почвенное |Наконец, есть ещё способ воздействия|Данный способ не          |
|удобрение |цивилизации на цивилизацию…Это      |составляет бесполезного   |
|          |действие, которое мы уподобим       |повторения старого, как   |
|          |влиянию почвенного удобрения на     |это должно неминуемо      |
|          |растительный организм, или, что тоже|произойти там, где один   |
|          |самое, влиянию улучшенного питания  |культурно-исторический тип|
|          |на организм животный. За организмом |приносится в жертву       |
|          |оставляется его специфическая       |другому посредством       |
|          |образовательная деятельность; только|прививки. Эта форма       |
|          |материал, из которого он должен     |влияния связана с         |
|          |возводить своё органическое здание, |признанием права народа,  |
|          |доставляется в большем количестве и |рождающегося для          |
|          |в улучшенном качестве, и результаты |культурно-исторической    |
|          |выходят великолепные, всякий раз –  |деятель-ности, на         |
|          |вносящие разнообразие в область     |самобытное творчество и   |
|          |всечеловеческого развития…Народы    |предполагает использование|
|          |иного культурного типа могут и      |и самостоятельную         |
|          |должны знакомится с результатами    |переработку им результатов|
|          |чужого опыта, принимая и прикладывая|предшествовавших          |
|          |к себе выводы и методы положительной|цивилизаций, особенно в   |
|          |науки, технические приёмы и         |плане усовершенствования  |
|          |усовершенствования искусств и       |промышлен-ности и         |
|          |промышленоости…всё остальное, в     |заимствования дости-жений |
|          |особен-ности относящееся до познания|науки.При таком свободном |
|          |человека и общества вовсе не может  |отношениии народов одного |
|          |быть предметом заимствования, а     |типа к результатам        |
|          |может быть только принимаемо к      |деятельности другого,     |
|          |сведению – как один из элементов    |когда первый сохраняет    |
|          |сравнения.                          |свое политическое и       |
|          |                                    |общественное устройство,  |
|          |                                    |быт, нравы,  религи-озные |
|          |                                    |воззрения, одним словом,  |
|          |                                    |свою самобытность,        |
|          |                                    |возможно наиболее         |
|          |                                    |плодотворное воздейст-вие |
|          |                                    |завершенной или более     |
|          |                                    |развитой цивилизации на   |
|          |                                    |вновь возникающую.        |



смотреть на рефераты похожие на "Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому "