Философия

Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])



                     Государственная академия управления


                            им.  С. Орджоникидзе



      доклад на тему:

                 “Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля)”



      выполнила студентка:     Пименова О.В.,
                                           ПМ в энерго 2-2



                               Москва, 1997 г.
                                 Лицо отражает личность. Это отражение
                                 называется физиогномией.
                                      В.О. Ключевский.
                                      “Афоризмы”.
                                      Лицо - ворота души.
                                      Цицерон.
                                      Если душа не сияет в чертах лица,
                                 самое красивое лицо перестает доставлять
                                 удовольствие.
                                      С. Смайль. “Ум и энергия”.



                       Краткие сведения об Аристотеле.


      Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и
ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель
психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате “О душе”, а
аткже в сочинениях “Этика”, “Метафизика”, “История животных”.
      Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по
сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций.
      Движущей силой поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю
активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или
неудовольствия.
      Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического
и практического.
      Стимулировал развитие философской мысли последующих эпох.



                                Физиогномика.


      Термин “физиогномика” происходит от греческих слов physis - природа и
gnomon - знающий.
      Физиогномика - учение о якобы однозначной связи между внешним обликом
человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря
чему по внешним признакам могут быть установлены психологические
характеристики этого типа.
      Это учение возникло в древности на основе представления о
предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем,
что ему изначально предписано природой.
      Физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров, однако
не имела научных оснований.



                        Отрывок из работ Аристотеля.


      (о ногах)
      У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те
сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого ноги маленькие,
слабые плохо расчлененные (с плохо выраженной мускулатурой), более приятные
на вид, чем крепкие, - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У
кого на ногах кривые пальцы - бестыжи, также - у кого кривые ногти. Это
соотносится с птицами, у которых кривые когти. У кого на ногах пальцы тесно
сдвинуты - трусливы; соотносится с озерным перепелом, у которого узкие
лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо расчлененные - сильны душой; это
соотносится с мужественным типом. У кого лодыжки мясистые и плохо
расчлененные - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого
расчлененные, жилистые и крепкие голени - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого голени худые, жилистые - похотливы; это
соотносится с птицами. У кого голени слишком полные и как бы немного
расколотые - пакостники и бестыжие; это восходит к соответствующей (то есть
непосредственно соотносимой) черте. У кого бедра ширококостные и
мускулистые - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого
бедра ширококостные и полные - мягкие; соотносится с женственным типом. Те,
кто имеет худые и костлявые ягодицы, - сильные. У кого ягодицы мясистые и
жирные - слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, -
злы; это соотносится с обезьянами.
      (о торсе)
      У кого тонкая талия - любят охоту, это соотносится со львами и
собаками. Можно видеть, что и у собак, которые любят охоту, тонкая талия. У
кого живот плоский - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У
кого он не плоский - слабые; это восходит к соответствующей черте. Те, у
кого большая и крепкая спина, - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого спина узкая и слабая - слабы душой; соотносится
с женственным типом. У кого широкие бока - сильны душой, соотносится с
мужественным типом. У кого впалые бока - слабы душой; это соотносится с
женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, - болтуны и
пустословы; это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от
пупа до груди большее, чем от края груди до шеи, - прожорливы и тупы:
прожорливы, потому что имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что
их чувства имеют тесное вместилище и соединенное с вместилищем для пищи,
так что чувства тяжелеют из-за избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую
и хорошо расчлененную (мускулистую) грудь - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого широкая, мясистая и хорошо расчлененная верхняя
часть спины, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого
она слабая, худая и плохо расчлененная - слабы душой; соотносится с
женственным типом. У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи
сведены к груди - злонравные (скрытные и коварные); это восходит к
соответствующей черте, потому что то, что должно было быть видным спереди,
исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером
(“рохли”) и бестолковы; это соотносится с лошадьми.
      Для благороднорожденного надлежит иметь и не слишком сутулую и не
(слишком) вогнутую верхнюю часть спины, но - среднее состояние.
      (о плечах и шее)
      У кого область возле плеч и сами плечи хорошо расчленены - сильны
душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет слабые, плохо
расчлененные плечи, - слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого
развернутые плечи - благородны душой; это восходит к наблюдаемому, потому
что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У кого плечи
связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к соответствующей
черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда эта область
подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в области
ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение чувств
затруднено.
      У кого плотная и полная шея - бесстрашны; это соотносится с
бесстрашными быками. У кого шея большая, не слишком толстая - велики душой;
это соотносится со львами. У кого она худая, длинная, те - робкие; это
соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая - коварны; это
соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены - очень
гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное
происходит у раздраженных.
      (о губах)
      У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы
образуется складка и наступает на нижнюю когда губы сдвинуты, - такие
велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у
больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты
кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы толстые
и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и
обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это
соотносится с собаками.
      (о носе)
      У кого края ноздрей толстые - добродушны; это соотносится с волом. У
кого края ноздрей тонкие - очень горячи по характеру; это соотносится с
собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые - велики душой; это можно
сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны
птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это соотносится со свиньей. У
кого горбатый нос начинается сразу от лба - те бестыжи; это соотносится с
воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, - велики душой;
это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со
лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, - похотливы; это
соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос - похотливы; это
соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это восходит к
состоянию, вызываемому гневом.
      (о лице)
      У кого лицо мясистое - добродушны; это соотносится с волом. У кого
лицо сухое - осторожны, у кого мясистое - робки; это соотносится с ослами и
оленями. У кого маленькое лицо - малодушны; это соотносится с кошкой и
обезьяной. У кого лицо широкое - ленивы; это соотносится с ослами и волами.
Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не большим; прилично, когда оно
среднее. У кого лицо ничтожное - неблагородны; это восходит к
соответствующей черте. Имеющие нахмуренное лицо - угрюмы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого румянец на
лице - стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у
пристыженных розовеет лицо. У кого розовеют щеки - пьяницы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки.
      (о глазах)
      Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки - пьяницы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы
мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к
соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы
припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны; это восходит к
соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с
волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень
большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это
соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к
соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные
и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка
впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые -
смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это
восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.
      (о лбе)
      У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб
слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это
соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие,
проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный
квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие
нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие
разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у
собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку
нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть,
то подходящим будет среднее состояние.
      (о голове)
      Имеющие большую голову - чувствительны; это соотносится с собаками. У
кого маленькая голова - те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У
кого голова сужается кверху - бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими
кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие - ослам;
можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.
      (о цвете кожи)
      Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком
белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это соотносится с женщинами.
Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть
средним.
      (о цвете волос)
      Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это соотносится со львами.
Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие
неравномерную окраску - робкие; это восходит к состоянию, вызываемому
страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а холодное замедлено в
движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, - вялые. Красные
быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие
склонны бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают
пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на
груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.
      (о цвете глаз)
      У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза
черные - робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза
не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого
глаза светло-голубые или белесые - робки; известно, что белесый цвет
обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы; это
соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные;
сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У
кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми,
неравномерной окраски. У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с
петухами и воронами.
      (о волосяном покрове)
      У кого волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого
на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело
до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот.
У кого совершенно безволосая грудь - бестыжи; это соотносится с женщинами.
Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не слишком безволоса:
среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те (тоже) не
доводят дело до конца; это соотносится с птицами. У кого сзади волосатая
шея - благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода - имеют
ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови -
угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови
опущены книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это
соотносится со свиньями.
      (о волосах на голове)
      У кого волосы на голове торчат - робкие; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся. У кого
волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и
стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о
превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это
можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и
назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы
головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему
состоянию, так как это явление свойственно рабам.

      (о голосе)
      Кто говорит низким голосом - нахальны; это соотносится с ослами. Те,
кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, - недовольные
и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует
такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, -
извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей
черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с
сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит
слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит
высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами.
      (о ходьбе)
      Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но
исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный -
нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и
неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность.
Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен, так как
быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность. Ходящий
быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.
      (о телодвижениях)
      Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же
самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех
короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным
движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая
ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами.
Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это восходит к
соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -
извращенные; это восходит к соответствующей черте.
      (о движениях глазами и взгляде)
      У кого резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами.
Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого
закатывающиеся глаза - изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до
середины глаза, и те, кто поднимает глаза (зрачки) к верхним векам и томно
смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и
рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно
движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает
белок, те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в
какую-нибудь мысль, то движение глаза прекращается.
      (о росте)
      Маленькие остры; поскольку движения крови занимают небольшое место, то
движения очень быстро достигают седалища ума. Слишком крупные медлительны:
поскольку движения крови распространяются на большое пространство, движения
медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет
такой, какой бывает от теплоты в теле, - ничего не доводят до конца: так
как движения (в данном случае) завершаются на малом пространстве и из-за
теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время
переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те с крупным
ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода,
ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом
пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища
ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода,
доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом
пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой)
температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте
сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты завершают дело и
восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета,
вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела.
      Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей
оказываются способными доводить дело до завершения и какие - неспособны, об
это сказано. (Человеческая) же природа, которая стоит в среднем положении к
ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она
берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство,
легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят
из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть
совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для
восприятия.
      Несоразмерные способны на все (то есть злы, коварны); это восходит к
соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же несоразмерные
коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности
надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к
мужественному типу, как мы его определили вначале.
      Хорошо было бы все признаки, о которых мы говорили, возводить к
соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу; разделение между ними
есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и мужественнее женщины
и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни обнаруживают
предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают его те
признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть (тела)
- это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем
голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря, главные
признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются
соответствия душевной деятельности.





смотреть на рефераты похожие на "Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад]) "