Философия

Логика (Шпаргалка)



|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ.  ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА.                        |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА,    |
|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум.  Предмет    |СОРИТ).                                                 |
|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой  наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|
|только логикой. Логика исследует мышление как средство    |посылок или заключение.  Пропущена меньшая посылка -    |
|познания объективного мира, те его формы и законы, в      |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл)  аллюминий|
|которых происходит отражение мира в процессе мышления.    |теплопроводен”.                                         |
|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие)   |
|строение конкретной мысли, способ связи ее составных      |все кашалоты  - киты,  все кашалоты - млекопитающие”.   |
|частей.  Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов.  S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами,  окунь -|
|- субьект (понятие о предмете суждения),                  |рыба (окунь дышит жабрами)”.                            |
|P - предикат (понятие о признаке предмета).  Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|
|- все караси - рыбы,  все люди - смертны.                 |сокращенной форме.  Прогрессивный сорит -               |
|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения           |
|расширяются.                                              |предшествующих силлогизмов и большие посылки            |
|                                                          |последующих.  Схема -   A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B.      |
|                                                          |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт    |
|                                                          |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|
|                                                          |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) -     |
|                                                          |полезен (В).  Регрессивный сорит -  это когда из        |
|                                                          |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих   |
|                                                          |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |
|                                                          |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все        |
|                                                          |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |
|                                                          |имеет вес”.                                             |
|                                                          |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого  |
|                                                          |это сокращенные ПКС (энтимемы).                         |
|                                                          |Схема - А-С, т.к. А-В.  D-A, т.к. D-E,,, D-C.           |
|                                                          |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|
|                                                          |труд способствует прогрессу общества.  Труд учителя     |
|                                                          |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в  |
|                                                          |воспитании поколения.  Труд учителя заслуживает         |
|                                                          |уважения”.                                              |
|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА.                      |
|Содержание поняти  - совокупность существенных признаков  |Чисто условным  силогизмом  наз-ся  такое опосредованное|
|одноэлементного класса или класса однотипных предметов,   |УМЗ, в котором обе посылки являются условными           |
|отраженных в этом понятии  (содержанием понятия “ромб”    |суждениями.  Условное суждение имеет структуру - “если  |
|является совокупность 2-х признаков - “быть               |А, то В”.  Схема - А-В, В-С,,,А-С.                      |
|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |
|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки          |
|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые  |расположатся в этом поле вдоль силовых линий:  если по  |
|существовали, существуют и будут существовать.  Класс     |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|
|состоит из множества элементов.                           |силогизме есть модусы (разновидности).  Схема - А-В,    |
|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В.   “Если будет хорошая погода - уберем       |
|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка),     |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|
|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “.                                       |
|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем.   |Аксиома - это суждение,  принимающееся в качестве       |
|                                                          |аргумента и без доказательства.                         |
|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО.                      |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ                            |
|Понятие - форма мышления, в которой отражаются            |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим  |
|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |
|является одной из форм абстрактного мышления.  Признаки   |суждение.  Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |
|предмета  (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на  |
|предметы сходны и различны друг от друга.  В понятие      |основании рассмотрения каждого элемента этого класса.   |
|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|
|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики   |применяется в математических и иных строгих             |
|данного понятия).   Языковыми формами выражения понятия   |доказательствах.                                        |
|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция -  это когда мы рассматриваем не все  |
|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|
|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление -  на       |
|(соединение в целое частей), Сравнение (установление      |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|
|сходства или различия по признакам), Абстрагирование      |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|
|(выделение одних признаков и отвлечение от других),       |делается общее заключение, что все предметы этого рода  |
|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором      |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |
|понятии).                                                 |пока не встретили черного лебедя).  2 вид - Индукция    |
|                                                          |через анализ и отбор фактов -  стремление исключить     |
|                                                          |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно        |
|                                                          |отобранные и наиболее типичные предметы  разнообразные  |
|                                                          |по времени, способу получения  и т.д. (для определения  |
|                                                          |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и  |
|                                                          |разных холодильников).  3 вид - научная индукция - это  |
|                                                          |УМЗ, в котором на основании познания необходимых        |
|                                                          |признаков делается общее заключение обо всех предметах  |
|                                                          |данного класса. Дает достоверный вывод.  Опирается на   |
|                                                          |всестороннесть анализа фактов.                          |
|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ                       |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ                           |
|По объему понятия бывают  единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия        |
|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания   |
|элементов больше 1  “автомобиль, государство”),           |деления. Основание деления - это признак, по которому   |
|универсальные (объем которых равен универсальному классу  |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на      |
|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем   |которые понятие разбивается.                            |
|этих понятий - пустое множество  “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку -  основанием  |
|                                                          |деления явлляется тот признак , по которому образуются  |
|По содержанию понятия бывают  конкретные (в этих понятиях |видовые понятия  “Ядреные взрывы бывают воздушными,     |
|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом,          |наземными, подземными и подводными (в зависимости от    |
|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|
|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих      |
|“белизна, честность”), относительными (существование      |понятия “вещества делятся на органические и             |
|одного предмета невозможно без существования другого      |неорганические”.                                        |
|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные        |Классификация -  разновидность деления. Это -           |
|(предметы, существующие самостоятельно  “дом, человек”),  |последовательное деление , образующее развернутую       |
|положительные (характеризуют наличие в предмете           |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д.  |
|какого-либо качества или отношения “грамотный человек,    |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |
|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что       |дихотомическая.                                         |
|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый     |                                                        |
|постубок, ненормальный человек”), собирательные  (когда   |                                                        |
|группа однородных предметов мыслится как единое целое     |                                                        |
|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому   |                                                        |
|предмету данного класса  “дом, река”).                    |                                                        |
|АНАЛОГИЯ  СТРУКТУРА И ВИДЫ.                               | 10    ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА.                |
|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного    |Причина - явление или совокупность явлений, которые     |
|признака на основе сходства в признаках с другими         |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|предметами.  Происходит перенос информации с одного       |(следствие).  Причинная связь существует для любого     |
|предмета (модели) на другой (прототип).                   |явления. При наличие причины следствие наступает        |
|Аналогия свойств -  рассматривает 2 единичных предмета и  |обязательно.  Условия способствуют или мешают действию  |
|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины.  Причинная связь между явлениями определяется  |
|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е ,        |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон.       |
|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г  , вероятно, что    |Метод сходства -  если наблюдаемые случаи какого-либо   |
|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений  |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то        |
|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим,  |
|отношения между 2-мя предметами  (в это я не врубился).   |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя  |
|По степени достоверности заключения аналогия бывает       |из определения причины как явления или совокупности     |
|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с     |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
|переносимым признаком   Схема - “Предмет А обладает       |его, будем анализировать предшествующие А явления.      |
|признаками а,б,в,г,д.  Предмет Б обладает признаками      |_________________________________________________       |
|а,б,в,г.  Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо   |                                                        |
|следует д.   Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления     предшествующие                     |
|Этот вид аналогии применяется в науке и математике.       |наблюдаемое        Т.к. во всех 3-х случаях общим       |
|Нестрогая аналогия -  дает вероятное заключение.  Если    |события  а                     обстаятельства           |
|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности        |явление                 обстаятельством было .А, то     |
|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав  |делается                                                |
|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|
|же прочный.  Ложная аналогия -  при нарушении правил      |------------------------       вывод, что А является    |
|аналогии (число общих признаков должно быть большим,      |причиной или                                            |
|сходные признаки должны быть существенные,  общие признаки|1                              А Б В                    |
|должны быть разнородными,  предметы не должны различаться |А                            частью причины события  а. |
|по существенным признакам,  переносимый признак должен    |2                              А Г Д                    |
|быть однотипен со сходным признаком).                     |А                                                       |
|                                                          |3                               А З Ж                   |
|                                                          |А                                                       |
|                                                          |--------------------------------------------------------|
|                                                          |-----------------------                                 |
|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ                           |ГИПОТЕЗА    ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ                  |
|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о      |
|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного  |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или        |
|родового понятия видообразующих признаков. Пределом       |событий.   С точки зрения логической структуры гипотеза |
|ограничения является единичное понятие.                   |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию,  |
|Обобщение - это логическая операция перехода от видового  |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти      |
|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания       |формы.                                                  |
|данного  видового понятия его видообразующего признака.   |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|
|Пределом обобщения являются категории (предельно общие,   |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|
|фундаментальные понятия).                                 |явлений, закономерностях психической деятельности       |
|Пример:  1.Хищное млекопитающее семейства собачьих        |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |
|2.Хищное млекопиттающее  3. Млекопитающее                 |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |
|4. Позвоночное животное  5. Животное  6. Организм .       |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии  |
|Ограничение - то же самое, только с конца.                |научной теорией).                                       |
|                                                          |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|
|                                                          |о причинах  и взаимосвязях части объектов, выделенных из|
|                                                          |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез -    |
|                                                          |выяснение причин возникновения закономерностей у        |
|                                                          |нек-рого подмножества элементов данного множества.      |
|                                                          |Единичная гипотеза -  научно обоснованное --\\--\\--\\  |
|                                                          |об единичных фактов, конкретных явлений или событий.    |
|                                                          |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения        |
|                                                          |больного).                                              |
|                                                          |Рабочие гипотезы -  (версии) - строятся в ходе          |
|                                                          |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва   |
|                                                          |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими.    |
|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ                                        |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА                                         |
|Два противоположных суждения не могут быть истинными в    |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и   |
|одно и то же время и в одном и том же отношении.          |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |
|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных   |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к    |
|суждений  об одном и том же предмете, взятом в одно и то  |2-смысленности.  Эти логические ошибки часто совершаются|
|же время, и в одном и том же отношении.  Формула закона   |через употребление омонимов.  Ошибка - подмена тезиса , |
|A /\  A.                                                  |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |
|К противоположным суждениям относятся : 1. противные      |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена        |
|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не  |понятия, когда во время дискуссии в рез-те              |
|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие          |отождествления разных понятий спор по существу          |
|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах.                             |
|из них исьтинно, то другое ложно.  Если в речи человека   |Отождествление (идентификация) широко используется в    |
|обнаружено формально-логическое противоречие, то его      |следственной практике при опознании людей, сличении     |
|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения -    |почерков, отпечатков пальцев.                           |
|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод      |                                                        |
|“приведение к абсурду”.                                   |                                                        |
|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно      |                                                        |
|истинными:                                                |                                                        |
|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р”      2.   “Ни |                                                        |
|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”.                       |                                                        |
|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”.    4.   “Ни одно|                                                        |
|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”.                      |                                                        |
|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными.        |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |16   ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ.  МЕТОД ОСТАТКОВ.                  |
|                                                          |Причина - явление или совокупность явлений, которые     |
|                                                          |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|                                                          |(следствие).  Причинная связь существует для любого     |
|                                                          |явления. При наличие причины следствие наступает        |
|15    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.  ВИДЫ И СПОСОБЫ.               |обязательно.  Условия способствуют или мешают действию  |
|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины.  Причинная связь между явлениями определяется  |
|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон.       |
|термина. Структура - dfd (определяемое понятие) и dfn     |Метод остатков -  если известно, что причиной           |
|(определяющее понятие).                                   |исследуемого явления не служат необходимые для него     |
|Реальное  определение - когда определяется понятие.       |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |
|Номинальное  - определяется термин, обозначающий понятие, |вероятно, причина данного явления.                      |
|с помощью номинальных определений вводятся новые термины, |Примсер:  Наблюдая за величинами отклонения планеты Уран|
|вводятся знаки, обозначающие термины.   Явные определения |от вычисленной для нее орбиты , ученые решили, что      |
|-  это когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается  |отклонения на величины  а, в, с, Вызванные наличием     |
|отношение равенства “барометр - это прибор для изменения  |влияния планет А, В, С, не исчерпывают реального        |
|атмосферного давления”.   Родовой признак  указывает на   |отклонения от расчетной орбиты. Оставалась еще величина |
|тот круг предметов, из числа которых надо выделить        |d . На основании этого был сделан вывод, что должна     |
|определяемый предмет “прибор”.  Генетическое определение -|существовать неизвестная планета D, которая и вызывает  |
|определение предмета путем указания на способ , которым   |это отклонение.  Так была открыта планета Нептун.       |
|образуется только данный предмет и никакой другой         |                                                        |
|“кислоты - это вещества, образующиеся из кислотных        |                                                        |
|остатков и атомов водорода”.   Неявные определения -  на  |                                                        |
|место dfn подставляется контекст или набор аксиом.        |                                                        |
|Кнтекстуальное определение позволяет понять незнакомоен   |                                                        |
|слово через контекст (уравнение).                         |                                                        |
|Индуктивные  определения - определяемый термин            |                                                        |
|используется в выражении понятия, которое ему             |                                                        |
|приписывается в кач-ве его смысла  “натуральное число”.   |                                                        |
|17   ПРАВИЛА ДЕФИНИЦИИ                                    |18    ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО.                      |
|1. Соразмерность (дфд = дфн).   Ошибки:  а) широкое       |Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое - |
|определение “Лошадь - млекопитающее и позвоночное         |ложно, третьего не дано.  Контрадикторными              |
|животное”.  Б)Узкое определение  “Совесть - это осознание |(противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из   |
|человеком ответственности перед самим собой  за           |которых что-либо утверждается о предмете, а в другом -  |
|совершенные поступки”.  В) И широкое и узкое одновременно |отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или|
|“Бочка - это сосуд для хранения жидкостей”.   2.          |ложными, всегда одно из них истинно, а другое - ложно.  |
|Определение не должно содержать круга  - это когда дфд    |                                                        |
|определяется через дфн, а дфн был определен через дфд.    |                                                        |
|Тавталогия - тоже ошибка  “Халатность заключается в том,  |                                                        |
|что человек халатно относится к своим обязанностям”.  3.  |                                                        |
|Четкость и ясность -  определения не должны быть          |                                                        |
|2-смысленными, не допускаются метафоры и сравнения .      |                                                        |
|Ошибка - “Архитектура - это застывшая музыка,   Лев - царь|                                                        |
|зверей”.                                                  |                                                        |
|19   ОПРОВЕРЖЕНИЕ   ОСНОВНЫЕ ВИДЫ                         |20   ОБЩАЯ Х-КА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. СТРУКТУРА|
|Опроверженеи -  это логическая операция  установления     |ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.                                         |
|ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.   |Доказательство -  это совокупность логических приемов   |
|Опроверженеи должно показывать, что: 1. Неправильно       |обоснования истинности тезиса.  Док-во связано с        |
|построено само доказательство. 2.Выдвинутый тезис ложен   |убеждением, но не тождественно ему : док-ва должны      |
|или недоказан.   Тезис опровержения -  суждение, которое  |основываться на на данных науки, убеждения же могут быть|
|надо опровергнуть.                                        |основаны, например, на религиозной вере, на             |
|Аргументы опровержения -  суждения, с помощью которых     |предрассудках, поэтому убедить, это еще не значит       |
|опровергается тезис. 3 вида опровержения:                 |доказать.   Структура доказательства -  тезис -  это    |
|Опровержение тезиса -   осуществляется с помощью 3-х      |суждение, истинность которого надо доказать.            |
|способов (1-й - прямой, остальные - косвенные).           |Форма доказательства (демонстрация) -  это способ       |
|Опровержение фактами -  самый верный способ опровержения. |логической связи между тезисом и аргументами.           |
|Надо приводитьт факты, противоречащие тезису  “На Венере  |Аргументы -  это те истинные суждения, которыми         |
|возможна органическая жизнь” - тезис,  “температура на    |пользуются при доказательстве тезиса.  Аргументы бывают |
|Венере 470-480 градусов, давление 95-97 атмосфер, эти фаты|: 1. Удостоверенные единичные факты (фактический        |
|свидетельствуют, что жизнь на Венере невозможна” -        |материал - подписи лица на документе, статистические    |
|опровержение.Установление ложности следствий тезиса -     |данные, свидетельские показания и т.п.). 2. Определения |
|доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия,   |(определения понятий, например научные).  3. Аксиомы и  |
|противоречащие истине (прием: сведение к абсурду).        |постулаты (это суждения, которые принимаются в качестве |
|Опровержение через доказательство антитезиса -  по        |аргументов и без доказательств).  4. Ранее доказанные   |
|отношению к тезису выдвигается противоречащее ему         |законы науки и теоремы - (напр. Юридические законы      |
|свидетельство и доказывается.  Если антитезис истинен, то |являются аргументами в ходе судебного доказательства).  |
|тезис - ложный, 3-го не дано. Критика аргументов -        |Опровержение -  это логическая операция установления    |
|подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты в  |ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |
|доказательство тезиса.  Доказывается ложность аргументов, |Опровержение должно показать, что : 1. Неправильно      |
|но это не значит, что тезис тоже ложный (отрицание        |построено само доказательство.                          |
|основания не ведет к отрицанию следствия).  Иногда тезис  |2. Выдвинутый тезис ложен или недоказан.  Есть 3 вида   |
|истинен, но человек пролсто не может подобрать аргументы  |опровержения - Опровержение тезиса,  критика аргументов,|
|для доказательства этого.                                 |выявление несостоятельности демонстрации.               |
|Выявление несостоятельности демонстрации -  показываются  |                                                        |
|ошибки в форме доказательства. Доказательство может быть  |                                                        |
|построено неправильно, если нарушено какое-либо правило   |                                                        |
|дедуктивного УМЗ.  Также часто подбирают доказательства,  |                                                        |
|из которых истинность тезиса не вытекает (ошибка).        |                                                        |
|Обнаружив эти ошибки мы опровергаем ход доказательства, но|                                                        |
|не можем опровергать истинность тезиса.                   |                                                        |
|21    ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ                        |22   ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ.  СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА  И    |
|Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.|РАЗЛИЧИЯ.                                               |
|                                                          |Причина - явление или совокупность явлений, которые     |
|Речь идет только об обосновании истинных мыслей, ложные   |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|мысли обоснавать нельзя.  В качестве аргументов для       |(следствие).  Причинная связь существует для любого     |
|подтверждения истинности мысли могут быть использованы    |явления. При наличие причины следствие наступает        |
|истинные суждения, цифровой материал, статистические      |обязательно.  Условия способствуют или мешают действию  |
|данные, законы науки, аксиомы, теоремы.   Особую          |причины.  Причинная связь между явлениями определяется  |
|доказательную силу имеют аргументы в научных              |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон.       |
|исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать|Метод сходства -  если наблюдаемые случаи какого-либо   |
|на веру недоказанные утверждения.                         |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то        |
|                                                          |очевидно оно и есть причина данного явления. допустим,  |
|                                                          |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя  |
|                                                          |из определения причины как явления или совокупности     |
|                                                          |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|
|                                                          |его, будем анализировать предшествующие А явления.      |
|                                                          |_________________________________________________       |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |Случаи появления     предшествующие                     |
|                                                          |наблюдаемое        Т.к. во всех 3-х случаях общим       |
|                                                          |события  а                     обстаятельства           |
|                                                          |явление                 обстаятельством было .А, то     |
|                                                          |делается                                                |
|                                                          |--------------------------------------------------------|
|                                                          |------------------------       вывод, что А является    |
|                                                          |причиной или                                            |
|                                                          |1  (1)                         А Б В (АБВГ)             |
|                                                          |а   (а)                    частью причины события  а.   |
|                                                          |2   (2)                        А Г Д  (БВГ)             |
|                                                          |а   (-)                     (вероятно А и есть причина  |
|                                                          |а).                                                     |
|                                                          |3                               А З Ж                   |
|                                                          |а                                                       |
|                                                          |Метод различия -  Если случаи при которых явление       |
|                                                          |наступает различаются только в 1-м предшествующем       |
|                                                          |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина    |
|                                                          |данного явления. См. () в таблице.                      |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|23    ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ.                            |24    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И         |
|Соразмерность -  обьем делимого понятия должен быть равен |ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                             |
|сумме объемов членов деления.                             |Суждение - форма мышления, в которой что-либо           |
|Ошибки: неполное деление (перечисляются не все виды       |утверждается или отрицается о существовании предметов,  |
|данного родового понятия “Энергия делится на механическую |связях между предметом и его свойствами или об          |
|и химическую (электрическую, атомную)”.  Деление с лишними|отношениях между предметами.  “Ледоколы существуют”.    |
|членами  “химические элементы делятся на металлы,         |Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной       |
|неметаллы и сплавы”.   Деление должно проводиться по      |логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике).   |
|одному основанию                                          |“На марсе есть жизнь” - неопределенное суждение.        |
|нельзя брать 2 или более признаков, по которым  бы        |Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор.     |
|производилось деление. Ошибка - -  перекрещивание объемов |Субъект ( S) -  понятие о предмете суждения.  Предикат  |
|понятий  , получившихся в рез-те деления  “Взрывы делятся |(P) -  понятие о признаке предмета, рассматриваемого в  |
|на подземные, подводные и ядреные”.                       |суждении.   Связка -  может быть выражена одним словом  |
|Члены деления должны исключать друг друга - не иметь общих|(есть, суть, является), группой слов или тире, или      |
|элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых  |простым согласованием слов “собака лает”.  Квантор -    |
|не пересекаются.  Ошибка - см. Предидущий пункт.          |перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни  |
|Непрерывность -  нельзя делать скачки в делении.  Ошибка -|один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко|
|“сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и  |всему объему понятия или к его части.  Эти простые      |
|на составные именные”.                                    |суждения наз-ся ассерторическими.                       |
|                                                          |Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения |
|                                                          |делятся на Атрибутивные (суждения свойства) “у розы     |
|                                                          |приятный запах”  , суждения с отношениями  “протон      |
|                                                          |тяжелее электрона”, и суждения существования “Существует|
|                                                          |атомный реактор в Чернобыле”.  По качеству связки (есть,|
|                                                          |не есть) суждения делятся на утвердительные и           |
|                                                          |отрицательные.  Также делятся на общие “Все соболя -    |
|                                                          |ценные пушные звери”, частные “Некоторые цветы - розы” и|
|                                                          |единичные “Везувий - действующий вулкан”.               |
|                                                          |Суждение и предложение -  суждения выражаются           |
|                                                          |повествовательными предложениями, которые несут         |
|                                                          |какую-либо информацию.  Вопросительные предложения не   |
|                                                          |содержат суждения  (т.к. ничего не утверждают и ничего  |
|                                                          |не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение|
|                                                          |к совершению действия . Некоторые побуд. Предложения не |
|                                                          |содержат суждения “Подожди меня”, но                    |
|                                                          |предложения-приказы, призывы или лозунги “В атаку, ни   |
|                                                          |шагу назад” выражают модальные суждения. Односоставные  |
|                                                          |безличные предложения “Осень”  и некоторые              |
|                                                          |повествовательные “Он - вратарь” являются суждениями    |
|                                                          |только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. |
|                                                          |Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение |
|                                                          |или ложное.                                             |
|25     РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНА СУЖДЕНИЯ                  |26   ОБЪЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ                 |
|В суждениях термины S и  P могут быть либо распределены,  |Понятия делятся на несравнимые (далекие друг от друга,  |
|либо нераспределены.  Термин считается  распределенным,   |не имеющие общих признаков “дружба и кирпич” и сравнимые|
|если его объем полностью включается (исключается) в него. |(все остальные).  Сравнимые делятся на совместимые      |
|Термин нераспределен, если его объем частично включается  |(объемы котороых совпадают полностью или частично) и    |
|(исключается) в объем другого термина.                    |несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном   |
|S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных.|элементе).                                              |
|Р всегда распределен  в отрицательных суждениях в         |СОВМЕСТИМЫЕ: Равнозначность -  это понятия,             |
|утвердительных он распределен тогда , когда по объему     |различающиеся по содержанию но общие по объему “Река    |
|P<=S.                                                     |Волга и Самая длинная река в Европе”. Перекрещивание -  |
|Общеутвердительное -  (все S суть Р)  S+  P+ -  “Все      |понятия, объем которых частично совпадает (содержат     |
|караси - рыбы (S +P-)” и “Все квадраты - равносторонние   |общие элементы) “Спортсмен и Студент”.   Подчинение -   |
|прямоугольники (S+ P+)”.                                  |объем одного понятия целиком входит в объем другого, но |
|Частноутвердительное -  (некоторые S суть Р)   S - P+ -   |не исчерпывает его “Млекопитающее и Кошка”.             |
|“Некоторые инженеры - воры (S- P-)”   “Некуоторые писатели|НЕСОВМЕСТИМЫЕ : Соподчинение -  отношение между объемами|
|- драматурги (S- P+)”                                     |понятий исключающих друг друга но принадлежащих более   |
|Общеотрицательное  (Ни одно S не суть Р)  S + P +  “Ни    |обширному родовому понятию “ель, береза принадлежат     |
|один лев не есть травоядное животное (S+ P+)”.            |объему Дерева”.                                         |
|Частноотрицательное  (Некоторые S не суть Р) S - P +      |Противоположность -  антонимы, когда одно понятие       |
|“Некоторые студенты не есть спортсмены  (S- P+)”.         |содержит какие-либо признаки, а другое их отрицает и    |
|                                                          |заменяет другими, противоположными “Храбрость-Трусость”.|
|                                                          |Противоречие -  одно понятие указывает на какие-либо    |
|                                                          |признаки, а другое их отрицает, но ничем не заменяя  “  |
|                                                          |Высокий дом и Невысокий дом”.                           |
|                                                          |Круговые схемы Эйлера показывают эти отношения между    |
|                                                          |понятиями.                                              |
|27   ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.  ОТНОШЕНИЕ  ТОЖДЕСТВА И          |28  СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ.  ДИЗЪЮНКЦИЯ.                      |
|ПОДЧИНЕНИЯ                                                |                                                        |
|Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.|                                                        |
|Совместимые суждения выражают одну и ту же мысль полностью|                                                        |
|или в некоторой части. Отношения совместимости: тождество,|                                                        |
|подчинение и частичное совпадение (субконтрарность).      |                                                        |
|Тождественные (эквивалентные)  суждения выражают одну и ту|                                                        |
|же мысль в различной форме “Юрий Гагарин 1-й космонавт и  |                                                        |
|Ю.Гагарин 1-м полетел в космос”. Субъект здесь один и тот |                                                        |
|же, а предикаты различны по форме, но одинаковы по смыслу.|                                                        |
|В суждениях “Михаил Шолохов - лауреат нобелевской премии и|                                                        |
|Автор романа Тихий Дон - лауреат Нобелевской премии”      |                                                        |
|одинаковые предикаты, а субъекты различны по форме        |                                                        |
|выражения, но тождественны по смыслу.  Если 2 суждения    |                                                        |
|тождественны, то невозможно, чтобы одно было истинным, а  |                                                        |
|другое ложным.  Суждения логического подчинения -  имеют  |                                                        |
|общий предикат, субъекты тоже находятся в положении       |                                                        |
|логического подчинения.   В отношении                     |                                                        |
|частичнго совпадения  находятся 2 таких совместимых       |                                                        |
|суждения, которые имеют одинаковые субъекты и одинаковые  |                                                        |
|предикаты, но различаются по качеству . Оба они могут быть|                                                        |
|одновременно истинными, но не могут быть одновременно     |                                                        |
|ложными. Если одно - ложно, то другое - истинно. Если одно|                                                        |
|- истинно, то другое неопределенное  “Некоторые свидетели |                                                        |
|дают ложные показания и Некоторые свидетели не дают ложных|                                                        |
|показаний”.   В логический квадрат я не врубился.         |                                                        |
|29    ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ.  МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ.    |30  ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ.                      |
|Причина - явление или совокупность явлений, которые       |Тезис должен быть логически определенным, ясным и       |
|непосредственно обуславливают, порождают другое явление   |точным.                                                 |
|(следствие).  Причинная связь существует для любого       |Тезис должен оставаться тождественным (т.е. одним и тем |
|явления. При наличие причины следствие наступает          |же на протяжении всего доказательства или опровержения).|
|обязательно.  Условия способствуют или мешают действию    |                                                        |
|причины.  Причинная связь между явлениями определяется    |Ошибки:   Подмена тезиса -  когда один тезис умышленно  |
|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон.         |или неумышленно подменяется другим и начинают обсуждать |
|Метод сопутствующих изменеий -  если при изменении        |этот новый тезис.  Здесь происходит нарушение закона    |
|предшествующего обстаятельства А изменится и изучаемое    |тождества, когда пытаются отождествить нетождественные  |
|нами явление а, а все остальные предшествующие            |тезисы.  Довод к человеку -  когда доказательство тезиса|
|обстаятельства остаются неизменными, то А является        |подменяется ссылками на личные качества того, кто этот  |
|причиной а.  “Если мы  увеличим скорость движения, то     |тезис выдвигает.   Переход в другой род -  а) к то      |
|пройденный путь за то же время тоже увеличится,           |слишком много доказывает, тот ничего не доказывает (это |
|следовательно увеличение скорости и есть причина          |происходит тогда, когда вместо одного тезиса пытаются   |
|увеличения пути за одно и то же время”.                   |доказать 2-й, более сильный, который часто оказывается  |
|                                                          |ложным).  Б)кто слишком мало доказывает, тот ничего не  |
|                                                          |доказывает (когда вместо одного тезиса доказывают       |
|                                                          |другой, но более слабый.).                              |
|31    ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ            |32  ОБЩАЯ Х-КА УМЗ.  ТИПЫ УМЗ.                          |
|Доказательства по форме делятся на прямые и косвенные.    |УМЗ - это форма мышления, в которой из одного или       |
|Прямое  идет от расмотрения аргументов к доказательству   |нескольких суждений на основании определенных правил    |
|тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно            |вывода получается новое суждение, с необходимостью или  |
|обосновывается аргументами.  Из данных аргументов         |определенной степенью вероятности следующее из них.     |
|необходимо следует доказываемый тезис “Все углеводы       |Структура УМЗ включает в себя  посылки  ( истинные      |
|горючи. Сахар - углевод, следовательно сахар - горюч” -   |суждения), заключение (вывод) и логическую связь между  |
|это прямое доказательство в форме  КС.                    |посылками и выводом.                                    |
|Косвенное  - это доказательство, в котором истинность     |Все углероды - горючи    1 посылка                      |
|выдвинутого тезиса обосновывается путем ложности          |Алмаз - углерод                 2 посылка               |
|антитезиса.  Апагогическое косвенное доказательство -     |Алмаз - горюч.                   Вывод                  |
|осуществляется пктем установления ложности противоречащего|Логическое следствие , выводимое из посылок - это       |
|тезису суждения (используется в математике).              |высказывание, которое не может быть ложным, если посылки|
|Разделительное доказательство -   антитезис является одним|истинны.   УМЗ делятся на дедуктивные ( когда между     |
|из членов разделительного суждения, в котором должны быть |посылками и заключением имеется отношение логического   |
|обязательно  перечислены все возможные альтернативы       |следствия “Все рыбы дышат жабрами, Все окуни - рыбы, Все|
|“Преступление могли совершить либо А, либо Б, либо В.     |окуни дышат жабрами”)., индуктивные (дают не            |
|Доказано, что преступления не совершали А и Б. След-но    |достоверные, а правдоподобные заключения, )  и          |
|преступление совершил В.”.                                |традуктивные.(заключения по аналогии).                  |
|33   ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАЦИИ.                 |34   СОФИЗМЫ, ПАРАЛОГИЗМЫ, ПАРАДОКСЫ.                   |
|Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны    |Паралогизм -  это непреднамеренная ошибка, допущенная   |
|быть истинными.                                           |человеком в мышлении.                                   |
|Аргументы должны быть достаточным основанием для          |Софизм -  преднамеренная ошибка, допущенная с целью     |
|доказательства тезиса.                                    |запутать противника и выдать ложное суждение за         |
|Аргументы должны быть суждениями, истинность которых      |истинное.   Пример математического софизма : “Надо      |
|доказана самостоятельно, независимо от тезиса.            |доказать , что 5 = 1. Из чисел 5 и 1 по отдельности     |
|Ошибки: Ложность  оснований (основное заблуждение) когда в|вычтем число 3. Получим числа 2 и -2. При возведении в  |
|кач-ве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, |квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Значит|
|которые пытаются выдать за истинные.  Предвосхищение      |должны быть равны и исходные числа 5 и 1.”.             |
|оснований -  это когда тезис опирается на недоказанные    |Парадокс -  это рассуждение, доказывающее как истинность|
|аргументы, которые не доказывают термин, а только         |, так и ложность одного и того же суждения.             |
|предвосхищают его.                                        |Парадокс “куча” -  разница между кучей и некучей не в   |
|Порочный круг -  тезис обосновывается аргументами, а      |1-й пиздчинке. Пусть у нас есть куча (напр. Песка).     |
|аргументы обосновываются этим же тезисом  “Стоимость труда|Начинаем от нее брать каждый раз по 1-й пиздчинке, и    |
|определяется стоимостью товаров, а стоимость товаров      |куча остаеттся кучей.  Итак - 100 пиздчинок - куча, 99 -|
|определяется стоимостью труда”.                           |куча, 10 - куча, 9 - куча и 1 - тоже куча. Суть -       |
|                                                          |постепенные количественные изменения не приводят к      |
|                                                          |изменениям качественным.   Парадокс - генерал и         |
|                                                          |брадобрей. Каждый солдат может бриться сам или бриться у|
|                                                          |другого солдата. Генерал издал указ, по которому        |
|                                                          |назначался один солдат в брадобреи и он мог брить только|
|                                                          |тех солдат, кто не бреется сам. Как же тогда бриться    |
|                                                          |этому солдату-брадобрею?                                |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|35    МОДАЛЬНОСТЬ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ.                      |36   ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СПОРА.                        |
|Модальными простыми суждениями наз-ся простые суждения,   |Эристика - искусство ведения спора.  Условия ведения    |
|выражающие характер связи между субъектом и предикатом с  |спора (сформулировал А.Л. Никифоров):                   |
|помощью модальных операторов.                             |Должен существовать предмет спора - некоторая проблема, |
|Структура :  M (S есть P) или М (S не есть Р)., где М -   |к которой относятся утверждения участников дискуссии.   |
|модальный оператор.                                       |Если   такой проблемы нет, то спор оказывается          |
|Виды модальностей:                                        |беспредметным.                                          |
|Логические -  лог. Необходимо, лог. Случайно, лог.        |Должэна существовать реальная противоположность спорящих|
|Возможно (невозможно).  Онтологические - то же, только с  |сторон.  Если расхождения во мнениях о предмете спора   |
|онт.  Эпистемические -  знание -  доказуемо, неразрешимо, |нет, со спор перерождается в разговор о словах, где     |
|опровержимо, убеждение -  полагает, сомневается,          |говорят по-разному одно и то же.                        |
|отвергает, допускает.  Деонтические -  обязательно,       |Необходима общая основа спора, т.е. некоторые принципы и|
|безразлично, запрещено, разрешено.                        |убеждения , признающиеся обеими сторонамти.   Если таких|
|Аксиологические -  абсолютные -  хорошо, безразлично,     |общих положений нет, то спор невозможен.                |
|плохо,  сравнительные -  лучше, равноценно, хуже,         |Требуется знание предмета спора - бессмысленно вступать |
|Временные -  абсолютные -  всегда, только, иногда,        |в спор о предмете, в котором ты нихуя не шаришь.        |
|никогда.  Сравнительные -  раньше, одновременно, позже.   |Также нужна способность терпеливо выслушивать           |
|Пример модальных суждений : “Доказано, что на Марсе нет   |собеседника (оппононта).                                |
|жизни” или возможно на Марсе жизнь существует”.           |В споре надо не обороняться,  а наступать.  Надо бремя  |
|                                                          |доказывания стараться возложить на оппонента.  Хорош    |
|                                                          |эффект внезапности в споре (самые сильные аргументы на  |
|                                                          |до приберечь до конца).                                 |
|                                                          |Использование недопустимых аргументов - аргументы к     |
|                                                          |личности, к авторитету, к публике, к тщеславию, к силе, |
|                                                          |к жалости, к невежеству.                                |
|37   ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЯ  КОНТРАРНОСТИ И        |38   СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. КОНЪЮНКТЦИЯ.                     |
|КОНТРАДИКТОРНОСТИ                                         |                                                        |
|Отношения несовместимости - противоположность             |                                                        |
|(контрарность) и пролтиворечие (контрадикторность).       |                                                        |
|Если одно противоположное суждение истинно, то другое -   |                                                        |
|ложно, но если одно из них ложно, то другое               |                                                        |
|неопределенное.  “Все люди трудятся добросоветно и Ни один|                                                        |
|человек не трудится добросовестно” - оба суждения ложны.  |                                                        |
|Два противоречащих суждения  не могут быть одновременно   |                                                        |
|истинными и одновременно ложными . Если истинно одно, то  |                                                        |
|другое ложно. “Некоторые летчики - космонавты и Ни один   |                                                        |
|летчик не является космонавтом”  2-е суждение ложно, а 1-е|                                                        |
|истинно.                                                  |                                                        |
|39   ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ ЕГО АКСИОМА.        |40   ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОНСТРАЦИИ.  ТИПИЧНЫЕ     |
|Категорический силлогизм - это вид дедуктивного УМЗ, в    |ОШИБКИ.                                                 |
|котором из 2-х истинных категорических суждлений где S и Р|Тезис должен быть заключением, логически следующим из   |
|связаны средним термином (м) при соблюдении правил        |аргументов по общим правилам УМЗ или полученным в       |
|необходимо следует заключение.                            |соответствии с правилами косвенного доказательства.     |
|В составе ПКС имеются 2 посылки и заключение.  Понятия,   |Ошибки - Мнимое следование -  если тезис не следует из  |
|входящие в состав ПКС наз-ся терминами силлогизма.        |приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает |
|Посылка, содержащяя предикат наз-ся большей посылкой.     |ошибка “не следует”.  Иногда для связи аргументов и     |
|Содержащяя субъект наз-ся меньшей посылкой.   В основе    |тезиса люди используют “таким образом, итак,            |
|вывода лежит аксиома силлогизма - Все, что утверждается   |следовательно” полагая, что этим они установили связь   |
|(отрицается) о роде (или классе) , необходимо утверждается|между аргументами и тезисом.  “При приближении корабля к|
|(отрицается) о виде (или о члене данного класса),         |берегу сначала из-за горизонта показываются верхушки    |
|принадлежащем к данному роду.                             |мачт, а потом все остальное и из этого следует то , что |
|Все металлы (M) - электропроводны (P)   - большая посылка |Земля шарообразна. Это неправильно, т.к. из этого       |
|Медь (S) есть металл (M)     -  меньшая посылка           |следует то, что Земля имеет какую-либо кривизну         |
|Медь (S)  - электропроводна (P)    -  заключение          |поверхности”.   От сказанного с условием к сказанному   |
|                                                          |безусловно  -  аргумент истинный только с учетом        |
|                                                          |каких-либо условий нельзя выдавать за безусловно        |
|                                                          |истинный во всех отношениях аргумент  “Кофе полезен  (он|
|                                                          |полезен в небольших дозах для поднятия артериального    |
|                                                          |давления, в больших же дозах он вреден)”.  Ошибки в УМЗ |
|                                                          |-  ошибки в дедуктивных УМЗ -  Нельзя вывести заключение|
|                                                          |от утверждения следствия к утверждению основания  “Если |
|                                                          |число кончается на 0, то оно делиьтся на 5. Это число   |
|                                                          |делится на 5 (но это не значит, что оно кончается на    |
|                                                          |0)”. Ошибки в индуктивных УМЗ -  поспешное обобщение    |
|                                                          |“все свидетели много пиздят” или ошибка “после этого,   |
|                                                          |значит” - пропажа вещи обнаружена после того, как этот  |
|                                                          |чибис заходил в дом, следовательно он эту вещь спиздил. |
|                                                          |Ошибки в традуктивных УМЗ -  ложные аналогии.           |
|41   ПРАВИЛА ПКС. ПРАВИЛА ПОСЫЛОК И ТЕРМИНОВ.             |42   1 ФИГУРА ПКС.  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ.              |
|Правила терминов 1. В каждом силлогизме должно быть только|Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по|
|3 термина (S, P, M) ошибка - у4-рение терминов  “Движение |положению среднего термина. .                           |
|вечно. Хождение в институт - движение. Хождение в институт|1 фигура :  большая посылка должэна быть общей, меньшая |
|вечно”.                                                   |- утвердительной.                                       |
|2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере |                                                        |
|в 1-й из посылок.  Ошибка - “Некоторые растения ядовиты.  |M                   P                                   |
|Белые грибы - растения.  Белые грибы - ядовиты”.   3.     |                                                        |
|Термин распределен в заключении если он распределен в     |                                                        |
|посылке.  Ошибка - “Во всех городах заполярья бывают белые|                                                        |
|ночи. Питер не в заполярье. В Питере не бывает белых      |S                     M                                 |
|ночей”.                                                   |                                                        |
|Правила посылок.  1.  Из 2-х отицательных посылок нельзя  |S - P                                                   |
|сделать никакого заключения  “Дельфины не рыбы. Щуки не   |                                                        |
|дельфины.  ? “. 2. Если одна из посылок отрицательная, то |                                                        |
|и вывод должен быть отрицательным.  “Все моржи  долбоебы. |                                                        |
|Это животное не является долбоебом. Это животное не морж”.|                                                        |
|                                                          |                                                        |
|Из 2-х частных посылок  вывод не следует  “Некоторые      |                                                        |
|животные - пресмыкающиеся. Некоторые организмы - животные.|                                                        |
|?”. 4.  Если одна из посылок частная, то вывод тоже       |                                                        |
|частный   “Вор должен сидеть в тюрьме.   Некоторые люди - |                                                        |
|воры.  Некоторые люди должны сидеть в тюрьме”.            |                                                        |
|43   НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМЗ.                                |44     ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ    МЕТОД РАЗЛИЧИЯ.               |
|Непосредственными УМЗ называются УМЗ, делаемые из 1-й     |Причина - явление или совокупность явлений, которые     |
|посылки .  К ним относятся превращение, обращение,        |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |
|противопоставление предикату и УМЗ по логическому         |(следствие).  Причинная связь существует для любого     |
|квадрату.                                                 |явления. При наличие причины следствие наступает        |
|Превращение -  вид непосредственного УМЗ, при котором     |обязательно.  Условия способствуют или мешают действию  |
|изменяется качество посылки без изменения ее количества,  |причины.  Причинная связь между явлениями определяется  |
|при этом предикат заключения является отрицанием предиката|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон.       |
|посылки.                                                  |_________________________________________________       |
|Схема - S есть Р   Вывод - S не есть не Р.  “Все галогены |                                                        |
|являются неметаллами,  Ни один галоген не является        |Случаи появления     предшествующие                     |
|металлом”.                                                |наблюдаемое                                             |
|Обращение -  такое непосредственное УМЗ, в котором в      |события  а                     обстаятельства           |
|заключении субъектом является предикат, а предикатом -    |явление                  вероятно А и есть причина а    |
|субъект исходного суждения.   Схема - S есть Р,  Р есть S.|--------------------------------------------------------|
|“Некоторые школьники - спортсмены, Некоторые спортсмены - |------------------------                                |
|школьники”.                                               |1)                                   АБВГ               |
|Противопоставление предикату -   в заключении предикато   |а                                                       |
|является субъект, а субъектом - понятие, противоречащее   |2)                                   БВГ                |
|предикату исходного суждения, и связка меняется на        |-                                                       |
|противоположную.                                          |                                                        |
|Схема   S есть Р,  неS не есть S.    “Все львы хищные     |Метод различия -  Если случаи при которых явление       |
|животные.  Ни одно нехищное животное не является львом”.  |наступает различаются только в 1-м предшествующем       |
|                                                          |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина    |
|                                                          |данного явления. См.  в таблице.                        |
|45   СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ   ИМПЛИКАЦИЯ.                       |46   ВТОРАЯ ФИГУРА ПКС   ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ.         |
|                                                          |Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по|
|                                                          |положению среднего термина. .                           |
|                                                          |2 фигура - большая посылка общая и одна из посылок а    |
|                                                          |также заключение, отрицательные.                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |P                          M                            |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |S                         M                             |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |S - P                                                   |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|                                                          |                                                        |
|7   ТРЕТЬЯ ФИГУРА  ПКС  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ.            |48   УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ.  ИСТИННЫЕ МОДУСЫ.|
|Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по  |                                                        |
|положению среднего термина. .                             |УКС это такое дедуктивное УМЗ, в котором одна из посылок|
|3 фигура - Меньшая посылка должна быть утвердительной, а  |- условное суждение, а другая - простое категорическое  |
|заключение - частное.                                     |суждение.                                               |
|                                                          |1 модус -  Утверждающий. Структура - Если А, то Б.      |
|                                                          |Можно стороить достоверные УМЗ от утверждения основания |
|M                            P                            |к утверждению следствия.  “Если этот металл натрий, то  |
|                                                          |он легче воды.  Данный металл - натрий.  Данный металл  |
|                                                          |легче воды”.                                            |
|                                                          |2 модус - Отрицающий. Можно стороить достоверные УМЗ от |
|M                          S                              |отрицания следствия к отрицанию основания.  “Если река  |
|                                                          |разливается, то вода все затопляет.  Вода нихера не     |
|S - P                                                     |затопила. Река не разлилась”.                           |
|                                                          |3 модус - недостоверный. Нельзя получить достоверное    |
|                                                          |заключение идя от утверждения следствия к утверддению   |
|                                                          |основания.  “Если данное тело - графит, то оно          |
|                                                          |электропроводно.  Данное тело - электропроводно.        |
|                                                          |Вероятно данное тело - графит”.                         |
|                                                          |4 модус   недостоверный. Нельзя получить достоверное    |
|                                                          |заключение, идя от отрицания основания к отрицанию      |
|                                                          |следствия.  “Если у человека температура, то он болен.  |
|                                                          |У этого человека нет температуры.  Вероятно он не       |
|                                                          |болен”.                                                 |
|49    РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ.  ЕГО МОДУСЫ.|50    ДИЛЕММА  КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ.          |
|                                                          |Дилемма - это условно-категорическое УМЗ, где одна      |
|Разделительным называется УМЗ, в котором одна или         |посылка состоит из 2-х или более условных суждений, а   |
|несколько посылок - разделительные суждения.              |другая является разделительным суждением и если         |
|Разделительно - категорическое УМЗ - когда одна посылка - |разделительное суждение содержит 2 члена.               |
|разделительное суждение, другая - простое категорическое  |Простая конструктивная дилемма -  состоит из 2-х        |
|суждение.  Есть 2 модуса :                                |посылок.  В 1-й утверждается, что из 2-х разных         |
|1 модус -  утверждающе-отрицающий.   Союз “или” в этом    |оснований вытекает одно следствие.  Во 2-й утверждаются,|
|модусе употребляется как в виде строгой, так и нестрогой  |что оба этих основания истинны.  В заключении           |
|дизъюнкции.   “Данный  глагол может стоять или в          |утверждается следствие. “Если я пойду по мосту - меня   |
|настоящем, или в прошедшем или в будующем времени.  Данный|заметят.  Если я пойду вброд - меня заметят. Я могу идти|
|глагол стоит в настоящем времени.  Он не стоит ни в       |по мосту или вброд.  Меня заметят. “.                   |
|будующем, ни в прошедшем времени”.                        |Сложная конструктивная дилемма.  Два основания  в 1-й   |
|2 модус - отрицающе-утверждающий.  “Минеральные удобрения |посылке, во 2-й посылке  утверждается истинность одного |
|бывают или азотными или фосфоритными или калийными.       |или другого основания,  в заключении утверждается       |
|Данное удобрение не является не азотным, ни фосфорным.    |истинность одного или другого следствия.  “Если я ебну  |
|Данное удобрение калийное”.                               |бомбу в городе, то  завалю много народа.  Если я ебну   |
|                                                          |бомбу в лесу, то завалю себя одного.  Я могу ебнуть     |
|                                                          |бомбу в городе и в лесу.  Я могу завалить много народа  |
|                                                          |или  я могу убить только себя.”.  Простая деструктивная |
|                                                          |дилемма -  1-я условная посылка указывает на то, что из |
|                                                          |одного и того же основания вытекают 2 различных         |
|                                                          |следствия,  2-я посылка это отрицания обоих этих        |
|                                                          |следствий, а в заключении отрицается основание.  “Если у|
|                                                          |человека столбняк, то через 1 день он сдохнет.  Через   |
|                                                          |один день человек не сдох.  У этого человека нет        |
|                                                          |столбняка”.                                             |
|                                                          |Сложная деструктивная дилемма -  1 посылка состоит из   |
|                                                          |2-х условных суждений с разными основаниями и разными   |
|                                                          |следствиями, 2-я посылка - это отрицание обоих          |
|                                                          |следствий.   “Если Петров честен, он сделает задание    |
|                                                          |сегодня, а если Петров добросовестен, то он сделает     |
|                                                          |задание завтра. Но Петров не сделал задание сегодня и не|
|                                                          |сделал его завтра.  Петров не честен и не добросовестен.|



смотреть на рефераты похожие на "Логика (Шпаргалка) "