Экология

Отходы производства


                             ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА
                                И ПОТРЕБЛЕНИЯ

   На территории Российской Федерации
к 1996  г.  накопилось  в  хранилищах,  накопителях,  складах,  могильниках,
полигонах, свалках и  других  объектах  наблюдения  1407  млн.  т  токсичных
отходов производства и потребления (по данным статистической  отчетности  по
форме № 2ТП
“Токсичные отходы”). В 1996  г.  на  предприятиях  образовалось  84  млн.  т
токсичных отходов, в том числе I класса опасности — 0,32 млн. т,  II  класса
— 1,9 млн. т. Из общего количества образовавшихся
отходов использовано в  собственном  производстве  51  млн.  т,  или  61%  и
полностью обезврежено 2 млн. т, или 2% (в 1995 г.  —соответственно  34  и  6
млн. т, или 41 и 8%). Кроме того,  10  млн.  т  (12%  от  общего  количества
образовавшихся в отчетном году отходов) передано на другие  предприятия  для
использования, обезвреживания, складирования и других операций (в 1995 г.  —
соответственно 12 млн. т, или 15%).
Отходы, не подлежащие использованию и
переработке, направляются на захоронение.
Более 15% учтенных мест организованного
захоронения отходов не отвечали действующим нормативам. Площадь,  занимаемая
местами организованного захоронения отходов, составила 14,7 тыс. га.
На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1996 г.
поступило 1,3 млн. т промышленных отходов (1995 г. — 5,6 млн. т). В связи  с
недостаточным  количеством  полигонов  для   складирования   и   захоронения
промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов  в  места
неорганизованного   складирования    (несанкционированные    свалки),    что
представляет особую опасность для окружающей среды. В 1996 г. 111,3  тыс.  т
(1995  г.  —  95,4  тыс.  т)  промышленных  отходов   направлено   в   места
неорганизованного складирования, в том числе — 209  т  (1995  г.  —  204  т)
отходов I класса опасности. В  течении  последних  трех  лет  Госкомэкология
России проводит серьезную работу по формированию  правовой  базы  в  области
обращения  с  отходами,  отвечающей  современным  требованиям.   Подготовлен
проект Федерального закона “Об отходах производства и потребления”,  который
принят Государственной Думой Федерального Собрания  Российской  Федерации  в
первом чтении 19 июня 1996 г. Этот закон,  являющийся  дальнейшим  развитием
Закона  РСФСР   “Об   охране   окружающей   природной   среды”,   определяет
государственную политику в  области  обращения  с  отходами  производства  и
потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей  природной  среды
и повышения эффективности использования бытовых и  производственных  отходов
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996  г.  №
1098 утверждена  федеральная  целевая  программа  “Отходы”  (государственный
заказчик —Государственный комитет Российской Федерации по охране  окружающей
среды).
Цели и задачи программы:
—  концентрация  финансовых,  материально-технических  и  других   ресурсов,
интеграция производственного и научного
потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
— экономия природных ресурсов за
счет максимального вовлечения отходов в
хозяйственный оборот;
— реализация пилотных проектов по
переработке и обезвреживанию отдельных
видов отходов для последующего тиражи-
рования проектов в целях решения проблемы накопленных в стране отходов;
—   создание   системы   управления   отходами,   построенной   на    основе
организационно-управленческих,      нормативно-правовых,      экономических,
информационных   и   контрольных   регуляторов.    Выполнение    программных
мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов позволит:
— перерабатывать ежегодно около 55
млн. т/год отходов;
—  достигнуть  экономии   первичного   сырья,   материальных   и   топливно-
энергетических ресурсов  на  20–25%  (будет  производиться  более  40  видов
товарной продукции различного назначения, прибыль от
реализации которой составит 693,6 млрд.
руб./год);
— значительно сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы
и хранилища отходов, и ввести в хозяйст-
венный оборот крупные земельные угодья,
в прошлом занятые отходами;
— создать рынки ресурсосберегающих и
малоотходных технологий и оборудования,
технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов;
— активизировать процесс конверсии ВПК, создать новые рабочие места.
Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составляет
2013 млрд. руб./год.
Реализация  программы  будет  способствовать  решению   социальных   проблем
вследствие  существенного  сокращения  негативного  воздействия  отходов  на
окружающую природную среду в районах их  образования  и  складирования.  Это
позволит  снизить  заболеваемость  и  смертность  населения,   предотвратить
уничтожение  животного  и  растительного  мира,   увеличить   продуктивность
сельского  хозяйства,  высвободить  для  хозяйственных  нужд  десятки  тысяч
гектаров земель, создать новые рабочие места и  повысить  уровень  занятости
населения. В итоге будут снижены
социальная напряженность в регионах с
экологически неблагоприятной ситуацией
и миграция населения из экологически не-
благоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания.
В  1996  г.  программа  из  средств  федерального  бюджета  практически   не
финансировалась.
В настоящее время в стадии выполнения находятся  мероприятия,  финансируемые
из внебюджетных источников:
— создание комплекса по выделению
металлов из отходов гальванических про-
изводств мощностью 90 тыс. т/год в
г. Чебоксарах;
— строительство полигона для обезвреживания, переработки  и  захоронения  30
тыс.
т/год  гальванических  и  других  токсичных  отходов   в   г.   Томске;   из
внебюджетных источников выделено 3,3  млрд.  руб.,  выполнены  планировочные
работы  на  отведенной  площадке,  проведены  автодорога,  электроснабжение,
завершены на 60% работы по закрытому хранилищу промышленных отходов;
— создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью  0,9
млн. т/год и цехов мощностью 0,7 млн.
т/год по экологически безопасному  использованию  отходов  обогащения  углей
Кузнецкого бассейна в Кемеровской обл.;
—  создание  производства  по  переработке  золошлаковых  отходов  в  цемент
мощностью 600 тыс. т/год в г. Жигулевске Самарской обл.;
— создание производства по совместной переработке  золошлаковых  и  шламовых
отходов мощностью 60 тыс. т/год в
г. Волгограде; объем выполненных работ в
настоящее время составляет 14,74 млрд. руб.,
закуплено и установлено основное обору-
дование, выполнена большая часть строи-
тельно-монтажных  работ,   размещены   и   частично   оплачены   заказы   на
приобретение
недостающего оборудования. Для заверше-
ния строительства исполнителем мероприятия — ОАО “Химпром” предусмотрено вы-

деление 7 млрд. руб. и из бюджета Волгоградской обл. — 2 млрд. руб;
— строительство завода-центра по ис-
пользованию и обезвреживанию сложных
промышленных отходов мощностью 7,9
тыс. т/год по органическим отходам и 9,8
тыс. т/год по неорганическим отходам в
г. Калуге;
—   создание   передвижной   опытно-промышленной   установки    термического
обезвреживания  непригодных  для  использования  пестицидов  мощностью   200
т/год;
создание экспериментального цеха по пе-
реработке птичьего помета мощностью
1250 м 3 /сут на птицефабрике в Воронеж-
ской обл.;
— создание производства строительных изделий и материалов мощностью по
фосфогипсу 300 тыс. т/год в Саратовской
обл.; выделено из федерального бюджета
и внебюджетных источников 44,436 млрд.
руб. (из федерального бюджета — по про-
грамме “Развитие и организация конку-
рентоспособных промышленных произ-
водств  химических  продуктов  для   реализации   приоритетных   направлений
развития  народного  хозяйства  и   снижения   антропогенной   нагрузки   на
окружающую среду”);
— строительство опытно-экспериментального завода по термической  переработке
твердых бытовых отходов мощностью
90  тыс.  т/год  в  г.  Бийске  Алтайского  края;   в   рамках   федеральной
инвестиционной про-
граммы в соответствии с приказом Минфина России от 1 ноября 1996 г. № 542
“О проведении денежного зачета” на реализацию проекта  выделено  в  1996  г.
4,0
млрд. руб.
В 1996 г. Минэкономики России, Госкомэкологией России и правительством
Свердловской обл. проведена значительная
организационная и практическая работа
по подготовке, утверждению и реализации федеральной целевой программы
“Переработка техногенных образований в
Свердловской области” на 1997–2005 годы.
В результате указанная программа
утверждена постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  24  июня
1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января  1997  г.
№  59  ей  присвоен   статус   президентской   программы).   Государственным
заказчиком
Программы определен Госкомэкология
России, часть функций государственного
заказчика специальным соглашением пе-
редана администрации Свердловской обл.
Цели Программы — комплексная переработка техногенных образований в
Свердловской  обл.  с  одновременной  утилизацией  отходов  производства   и
потребления,  уменьшение  антропогенной  нагрузки  на  окружающую  среду   и
здоровье
населения области, снижение социальной
напряженности в горнопромышленных
центрах за счет создания новых и пере-
вооружения существующих рабочих мест.
Реализация Программы осуществляется
в два этапа. На первом этапе (1997–1998  гг.)  предусматривается  реализация
22 проектов на основе разработанных технологий  по  комплексной  переработке
техногенных   образований   (без   проведения   НИОКР),   что   обеспечивает
переработку ежегодно более  15  млн.  т  токсичных  промышленных  отходов  с
получением из них: железа — 1,2 млн. т, меди — 50 тыс.  т,  алюминия  —  110
тыс.т, цинка — 200 тыс. т, редкоземельных и драгоценных металлов  —  3  тыс.
т. Годовой экономический эффект от реализации полученной продукции  составит
155 млрд. руб.
(в ценах 1996 г.).  Средний  срок  окупаемости  —  2–3  года.  Экологический
эффект от
реализации Программы — сокращение
объемов токсичных промышленных отходов, предотвращение ущерба окружаю-
щей среде Северного Урала в размере 5
трлн. руб./год, снижение трансграничного
загрязнения водоемов Арктического и
Каспийского бассейнов. Социальный эффект — создание 20  тыс.  рабочих  мест,
сохранение и перевооружение существующих. Ряд программных мероприятий уже  в
1996 г. был осуществлен за счет внебюджетных  источников  финансирования,  в
частности:
— на Высокогорском ГОКе пущено
производство по переработке шламов с по-
лучением медного концентрата. Производи-
тельность установки — около 500 т кон-
центрата в год. Ведется работа по совер-
шенствованию производства с целью улуч-
шения качества концентрата и увеличения
объемов переработки шламов;
— переработка отвальных шламов ме-
деплавильных предприятий (СУМЗ, АО
“Святогор”, Кировоградский медеплавиль-
ный комбинат) позволила извлечь из них
15 тыс. т меди;
— при комплексной переработке пы-
лей, промпродуктов и отходов производ-
ства на тех же предприятиях получено 2,6
тыс. т сернокислого цинка, более 3 тыс. т
меди и 2,4 тыс. т свинцовых пылей;
— для переработки отвальных шламов
на НТМК пущена первая очередь комплекса
по переработке шлака мощностью более
7 млн. т/год с получением 100 тыс. т металлопродукта и 3  млн.  т  шлакового
щебня;
— на  Свердловском  трубном  заводе  заканчивается  строительство  и  монтаж
первой очереди  дробильно-сортировочной  установки  производительностью  310
тыс. т шлака в год;
— для переработки шлаков Алапаевского металлургического завода разработана
технология, рабочий проект и построена
установка по производству товарного аб-
разива мощностью 10 тыс. т/год.
На все эти мероприятия в 1996 г. из-
расходовано 300 млрд. руб. внебюджетных
средств.
Для реализации проектов, включенных
в первый этап Программы, потребуется в
1997–1998 гг. 764,5 млрд. руб. (в ценах 1996
г.). За счет федерального бюджета Программой предусмотрено финансирование  в
объеме 99,8 млрд.  руб.,  что  составляет  13%  общей  стоимости  реализации
первого этапа Программы.
В целях создания типовой региональной системы управления обращения с от-
ходами производства и потребления, а
также совершенствования, разработки и
внедрения нормативно-методических до-
кументов в этой области в 1995–1996 гг.
Госкомэкологией России в соответствии с
приказом от 19 сентября 1995 г. № 370
проводился региональный эксперимент по
обращению с отходами производства и
потребления в 22 субъектах Российской
Федерации. В ходе эксперимента разработаны  проекты  13  нормативно-правовых
документов по обращению с отходами последующим вопросам:
— организация и проведение мониторинга отходов;
— реализация мер административной
ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами;
— оценка опасности отходов;
— организация учета и контроля отходов.
Подготовлены к утверждению проекты
нормативных документов “Порядок отнесения отходов к классам опасности”,
“Структура  и  порядок  ведения  Федерального  классификационного   каталога
отходов”, “Порядок определения экологической опасности  объектов  размещения
отходов”.
Документы позволят создать единую сис-
тему нормативно-правового регулирования
в области  обращения  с  отходами,  обеспечивающую  экологически  безопасное
обращение с отходами производства и потребления в  Российской  Федерации.  В
1996 г.
осуществлялось лицензирование в области
обращения с отходами, согласно постанов-
лению Правительства Российской Федера-
ции от 26 февраля 1996 г. № 168, утвердив-
шему Положение о  лицензировании  отдельных  видов  деятельности  в  области
охраны окружающей среды.
В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Ба-
зельской конвенции о контроле за транс-
граничной перевозкой опасных отходов и
их удалением, и обеспечения  государственного  регулирования  трансграничных
перевозок опасных отходов  принято  постановление  Правительства  Российской
Федерации от 1 июля  1996  г.  №  766  “О  государственном  регулировании  и
контроле  трансграничных   перевозок   опасных   отходов”,   устанавливающее
перечень опасных отходов, импорт и транзит которых в
любых целях запрещены, а также перечень
опасных отходов экспорт, импорт и транзит которых подлежит  государственному
регулированию.  Для  реализации  данного  постановления  Минприроды   России
подготовлены приказы от 25.07.96 г. № 342 “О  государственном  регулировании
и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” и от 20.08.96 г. №  372
“Об утверждении Положения о порядке выдачи и   аннулирования  разрешений  на
трансграничные (транзитные) перевозки опасных
отходов в Российской Федерации”. Между
странами СНГ подписано Соглашение о
контроле за трансграничными перевозка-
ми опасных отходов и их удалением, от-
вечающее основным положениям Базель-
ской конвенции.
В 1996 г. территориальные органы Гос-
комэкологии России осуществляли госу-
дарственный экологический контроль за
обращением с отходами, заключающийся
в контроле за соблюдением юридически-
ми и физическими лицами установленных
нормативов, экологических требований
при обращении с отходами, в том числе
при выдаче разрешений на размещение
отходов и лицензий на вид деятельности,
связанной с обращением с отходами на
территории данного субъекта Федерации.
Территориальными  органами  Госкомэкологии  России  совместно   с   органами
исполнительной   власти    субъектов    Российской    Федерации    проведена
инвентаризация  мест  хранения  и   захоронения   отходов   производства   и
потребления более  чем  в  30  субъектах  Российской  Федерации.  Результаты
инвентаризации позволяют систематизировать сведения о местах  складирования,
хранения и захоронения отходов, дать оценку степени заполнения
наличия  свободных  объемов  в  местах  хранения  и   захоронения   отходов,
определить виды отходов, накапливаемых в этих  местах,  в  том  числе  и  по
классам опасности, оценить условия и состояние  мест  размещения  отходов  и
степень их влияния на   окружающую  среду,  а  также  внести  предложения  о
проведении  тех  или  иных   мероприятий   по   предотвращению   загрязнения
окружающей среды отходами производства и потребления.




смотреть на рефераты похожие на "Отходы производства"