Экология

Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды


                        МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                                  ПО КУРСУ:

                                 «ЭКОЛОГИЯ»

                                 Вариант № 2

              Государственное регулирование природопользования
                          и охраны природной среды



|Выполнил:  Гусаров А.Ю.          |
|Группа:                          |
|                                 |
|Проверил:                        |
|Оценка:                          |
|Дата:                            |



                                 Самара 1999
                                 Содержание


|1. |Задачи регулирования                                         |3    |
|2. |Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование   |5    |
|3. |Экономические рычаги регулирования:                          |6    |
|   |налоги и арендная плата;                                     |     |
|   |плата за использование природных ресурсов;                   |     |
|   |плата за загрязнение среды, за размещение отходов.           |     |
|4. |Источники финансирования природоохранных мероприятий.        |8    |
|5. |Экономическое стимулирование рационального природопользования|10   |
|   |и охраны окружающей среды.                                   |     |
|   |Список литературы                                            |11   |



                          №1. Задачи регулирования

Ответ.

      При проектировании новых объектов, реконструкции уже  действующих  или
при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку  возможного
их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги  в  разработке  методики
воздействия  на  природу  и  человека  принадлежат  Научному   комитету   по
проблемам  окружающей  среды,  созданному  в  Югославии  в  1969  году.  Его
создание  преследовало  двоякую  цель:  расширить   знания   о   воздействии
человечества  на  окружающую  среду  и  выявить,  каким  образом  изменения,
вызванные этим воздействием, влияют  на  здоровье  и  благосостояние  людей.
Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или,  по
крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета  «Оценка  воздействия
на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975  году  и
получила широкое признание в качестве важного методологического документа.
      Начиная с 1975 года  оценку  воздействия  на  окружающую  среду  стали
проводить во многих странах.  В  России  в  целях  реализации  ст.41  Закона
Российской Федерации «Об охране окружающей  среды»  №  2060-1  от  19.12.91.
было утверждено Положение  об  оценке  воздействия  на  окружающую  среду  в
Российской Федерации.
      Термин  «оценка  воздействия  на  окружающую  среду»  (ОВОС)  означает
деятельность,  направленную  на  выявление  и   прогнозирование   ожидаемого
влияния на среду обитания, на  здоровье  и  благосостояние  людей,  а  также
последующую интерпретацию и передачу полученной информации.
       Основным  содержанием  этого  процесса  является  всесторонний   учет
экологических интересов при принятии решений  относительно  того  или  иного
проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность,  так  и
расширение или изменение уже существующей.
       Главным  аспектом  в  области  экологии  является  Закон   Российской
Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1  от  19.12.91.,  в
редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от  02.06.93.  №  5076-1.  Данный
Закон   раскрывает   и   аргументирует   основные    задачи    регулирования
природопользования и охраны окружающей среды.
       Согласно   указанному   Закону   при   осуществлении   хозяйственной,
управленческой   и   любой   иной   деятельности   государственные   органы,
предприятия, учреждения и организации, т.е.  все  юридические  и  физические
лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:
. приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
.  научно  обоснованным  сочетанием   экологических   интересов   общества,
  обеспечивающих  реальные   гарантии   прав   человека   на   здоровую   и
  благоприятную для жизни окружающую среду;
. рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов  природы,
  потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных
  ресурсов и недопущения  необратимых  последствий  для  среды  и  здоровья
  человека;
. соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью
  наступления ответственности за их нарушения;
. гласностью и тесной связью  с  общественностью  в  решении  экологических
  задач;
. международным сотрудничеством в охране окружающей среды.
      Развитие научно-технического прогресса и связанная  с  ним  деградация
природной среды  обусловили  необходимость  усиления  ее  охраны,  правового
регулирования   потребления   отдельных   природных   компонентов:   приняты
Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы,  Закон  о  недрах  (1995),  Лесной
кодекс (1997), утверждены Закон об  охране  атмосферного  воздуха  (1982)  и
Закон о животном мире (1995).
      Таким образом, охране от загрязнения, порчи,  повреждения,  истощения,
разрушения подлежат:
. естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса
  и иная растительность, животный мир, микроорганизмы,  генетический  фонд,
  природные ландшафты.
       Особой  охране  подлежат   государственные   природные   заповедники,
природные  заказники,  национальные  природные  парки,  памятники   природы,
редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и  животных  и
места их обитания.
      Понятие  «регулирование»  происходит  от  латинского  слова  regula  -
норма, правило  и  от  немецкого  regulieren  -  регулировать,  поддерживать
постоянство,  стабилизировать  некоторую  величину,  либо  ее  изменение  по
заданному  правилу.   Регулирование   является   самостоятельным   элементом
управления экономикой. При переходе к  рыночным  отношениям  государственное
регулирование природопользования и охраны природной среды  должно  сохранять
свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных  природоохранных
программ, политику в области налогообложения, финансирования,  кредитования,
формирования бюджета.
       Регулирование  осуществляется  органами  государственного  управления
путем  установления  для  природопользователей  экономических   различий   -
регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги,  финансирование  из
различных источников, ценообразование, платежи  за  использование  природных
ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.
       Налоги,  платежи  и  финансирование  тесно   связаны   между   собой.
Налогообложение   устанавливается   органами   власти   различных    уровней
управления. Налоги перечисляются природопользователями на  бюджетные  счета,
а  доходы   бюджетов   используются   для   финансирования   природоохранных
мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое  нормирование,
лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.



      № 2. Экологические нормирование, лимитирование и лицензирование.

Ответ.

      Регуляторами природопользования служат  лимиты.  Лимитирование  -  это
система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам  и  объемам
предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и  сбросов
в окружающую природную  среду  загрязняющих  веществ  и  размещения  отходов
(Статья 19 Закона  Российской  Федерации  «Об  охране  окружающей  природной
среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92.  №  2397-1,
от 02.06.93. № 5076-1).
      Природопользование осуществляется путем  изъятия  природного  вещества
из природы и внесение в нее загрязняющих  веществ.  В  соответствии  с  этим
лимитирование  производится  путем  установления  предельных  норм   изъятия
ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.
      Лимиты  устанавливаются  на  размеры  отвода  земельных  участков  для
строительства автомобильных и  железных  дорог,  аэропортов,  трубопроводов,
мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления  воды  для  орошаемого
земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов.  Лимитами  для
использования лесных ресурсов  являются  показатели  расчетной  лесосеки  по
территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют  квоты  для
вылова рыбы и охоты.
      Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат  нормативы
качества природной среды  (Статьи  25-34  Закона  Российской  Федерации  «Об
охране окружающей  природной  среды»  №  2060-1  от  19.12.91.,  в  редакции
Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от  02.06.93.  №  5076-1).  Эти  нормативы
носят название ПДВ  -  предельно  допустимые  выбросы  в  атмосферу;  ПДС  -
предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК -  предельно  допустимые
концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума,  вибрации,
магнитных полей; ПДН - предельно  допустимые  нагрузки  на  природную  среду
(количество посетителей на  экскурсию   в  заповеднике,  нагрузка  скота  на
единицу   пастбищных   угодий).   Нормативы   утверждаются   Государственным
комитетов по охране окружающей  среды  Российской  Федерации.  Виды,  лимиты
хозяйственной  деятельности,  экологические  требования  при   использовании
ресурсов   фиксируются   в   лицензиях    (разрешениях)    на    комплексное
природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:
.  виды,  объемы  и  лимиты  хозяйственной  деятельности  по  использованию
  природных ресурсов;
. экологические требования, при которых допускается использование природных
  ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья  18,  часть  3
  Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-
  1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93.
  № 5076-1).



                  № 3. Экономические рычаги регулирования:

Ответ.

                          а) налог и арендная плата

      Законом  Российской  Федерации  «О  плате  за  землю»   от   11.10.91.
установлены  формы  платы  в  виде  земельного  налога,  арендной  платы   и
нормативной цены земли. Плательщиками земельного  налога  и  арендной  платы
являются предприятия всех форм  собственности,  объединения,  организации  и
учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица  без
гражданства,  которым  представлена   земля   в   собственность,   владение,
пользование или аренду на территории России.  Земельный  налог  взимается  в
расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.
      Объектами  обложения  земельным  налогом  и  взимания  арендной  платы
являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам  для
ведения  личного  подсобного  хозяйства,   садоводства,   огородничества   и
животноводства;     жилищного,     дачного,     гаражного     строительства,
предпринимательской деятельности; облагаются налогом  земли  промышленности,
транспорта,   связи,   других   отраслей   материального   производства    и
непроизводственной сферы.
      Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя
из средних  ставок,  которые  дифференцируются  по  зонам.  Плата  за  землю
перечисляется  землепользователями  на  специальные  счета,  учитывается   в
доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на  финансирование
мероприятий по землеустройству, ведению  земельного  кадастра,  мониторинга,
охране земли и повышению ее плодородия.

                б) плата за использование природных ресурсов

      Законодательством предусмотрена плата за пользование землей,  недрами,
водными объектами, лесными и растительными  ресурсами,  ресурсами  животного
мира, рекреационными  и  другими  природными  ресурсами  (Статья  20  Закона
Российской Федерации «Об  охране  окружающей  природной  среды»№  2060-1  от
19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-
1):
. за  право  пользования  природными  ресурсами  в  пределах  установленных
  лимитов;
. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
      Внесение платы за  использование  природных  ресурсов  не  освобождает
природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды  и
возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
      Система платежей за природные ресурсы, введенная всего  несколько  лет
назад,  стала  основным   действующим   рычагом   экономического   механизма
регулирования природопользования и охраны природной среды.
      Системы платежей постоянно совершенствуется.

            в) плата за загрязнение среды, за размещение отходов.

      Закон Российской Федерации «Об  охране  окружающей  природной  среды»№
2060-1 от 19.12.91., в  редакции  Законов  РФ  от  21.02.92.  №  2397-1,  от
02.06.93.  №  5076-1  устанавливает  плату  за  загрязнение  среды,  которая
производится с 01.01.93.
      Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и  другие  вредные
воздействия в бесспорном порядке перечисляется  всеми  природопользователями
на счета экологических фондов (Статья 21  Закона  Российской  Федерации  «Об
охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции  Законов
РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).
      Министерство природы Российской Федерации  утвердил  «Рекомендации  по
определению предельные размеры платы  за  загрязнение  окружающей  природной
среды», а также федеральный коэффициент индексации платы  в  размере  10  по
отношению к базовым нормам.  Разработаны  документы  по  взиманию  платы  за
шумовое  загрязнение,  тепловое  загрязнение  водных  объектов,  загрязнение
пестицидами  при  использовании  их   в   сельском   хозяйстве,   за   сброс
загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории.



       № 4. Источники финансирования природоохранительных мероприятий.

Ответ.

        Финансирование   является   одним   из    способов    регулирования.
Финансирование  -  это  обеспечение  выполнения   природоохранных   программ
материальными средствами. Оно осуществляется за  счет  средств  федерального
бюджета,   бюджетов   субъектов   Федерации,   бюджетов   органов   местного
самоуправления; собственных средств  предприятий,  учреждений,  организаций;
экологических фондов, фондов экологического  страхования,  кредитов  банков,
добровольных взносов населения, других источников.
      Одним из источников финансирования природоохранных  программ  являются
экологические фонды.
      Фонды - это денежные или материальные  средства,  предназначенные  для
какой-либо цели. Система экологических фондов создана  на  основе  Положения
«О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах  на  территории
РФ», утвержденного Правительством Российской Федерации  в  июне  1992  года.
Фонды являются  юридическими  лицами  и  находятся  в  ведении  Министерства
природы Российской Федерации и его территориальных органов.
      На счета экологических фондов поступают средства в виде платы  (статья
21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-
1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93.  №
5076-1):
. за загрязнение природной среды как в пределах  нормативов,  установленных
  природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов;
. средства, получаемые по искам о возмещении  вреда,  взысканных  судами  и
  арбитражными судами, и штрафов за экологические правонарушения;
. средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства;
. добровольные  отчисления  предприятий  и  взносы  граждан,  в  том  числе
  иностранных;
. средства в виде дивидендов, процентов по вкладам;
. доходы от издательской деятельности фондов.
       Нормативы  распределения  средств  экологических   фондов   различных
уровней  установлены  законом:  60%  средств  направляется   на   реализацию
природоохранных мероприятий местного  значения,  30%  -  на  природоохранные
мероприятия республиканского, краевого, областного  значения  и  10%   -  на
мероприятия федерального и межрегионального значения.
      В качестве источника  финансирования  мероприятий  по  охране  природы
выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение  по  защите
имущественных  интересов  физических  и  юридических  лиц  при   наступлении
неблагоприятных событий  за  счет  денежных  фондов,  которые  создаются  из
уплачиваемых ими страховых взносов.
      Цель  экологического  страхования  состоит  в   защите   имущественных
интересов граждан и предприятий за счет  страховых  фондов  при  наступлении
неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной  среды.  Объектами
экологического     страхования     является     риск     гражданско-правовой
ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.
            Страхователями выступают предприятия - причинители вреда.  К  их
числу   относятся    предприятия,    деятельность    которых    представляет
потенциальную опасность для возникновения аварий  и  катастроф.  В  сельском
хозяйстве,  потенциально  опасными  аварийными  сбросами  отходов  в  водные
источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы.
      Экологическое   страхование   становится   одним   из    перспективных
составляющих экономического механизма охраны природной среды.  В  1992  году
Министерство  природы  Российской  Федерации  и  Российская  государственная
страховая компания утвердили  «Типовое  положение  о  порядке  добровольного
экологического страхования в Российской Федерации».



     № 5. Экономическое стимулирование рационального природопользования
и охраны окружающей среды.

Ответ.

      В Российской  Федерации  осуществляется  стимулирование  рационального
природопользования и охраны окружающей  природной  среды  путем  (Статья  24
Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной  среды»№  2060-1
от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1,  от  02.06.93.  №
5076-1):
установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и
другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе
природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и
производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой
деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
освобождение от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под
процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для
реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих
веществ;
установления повышенных норм амортизации основных производственных
природоохранительных фондов;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а
также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану
окружающей природной среды.
      Законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического
стимулирвоания охраны окружающей природной среды.



                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной  среды»  №
  2060-1 от 19 декабря 1991 года (в редакции Законов РФ от  21.02.92  №
  2397-1, от 02.06.93. № 5076-1)
1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный  комментарий  к  Закону  №
   2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной  среды».  М.
   1993.
Экология. Учебное пособие. - М., 1997.


смотреть на рефераты похожие на "Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды"