Экономика

Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики


                                   Доклад

  к защите дипломной работы на тему: "  Развитие  сферы  услуг  в  условиях
рыночной экономики " ( на примере Тамбовской области).

  В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики,
очень  велика  и  актуальна.  Это  связано   с   усложнением   производства,
насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все  это  невозможно
без существования  информационных,  финансовых,  страховых  и  других  видов
услуг.
  Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных  услуг,
причем рыночные отвоевывают все более значительную для  себя  долю  в  общем
объеме услуг (68% в Тамбовской области). Это связано  с  торговлей  товарами
(особенно  технически  сложными),  т.  к.  Сбыт  товара  требует  все  более
развитой сети, которая состоит в основном из  услуг,  оказываемых  во  время
реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.
  Итак, цель моей работы - изучить  проблему  и  специфику  развития  сферы
услуг  в   Тамбовской   области;   задачей   является   анализ   научной   и
публицистической   литературы,   статинформации,   а   также   сопоставление
теоретического материала об основных  тенденциях  развития  услуг,  динамики
платных услуг с  практическим  (на  примере  Тамбовской  области);  Объектом
исследования    является    экономико-статистический    материал;    предмет
исследования - сфера платных услуг.
  Платные  услуги  населению  представляют  из  себя  полезные   результаты
деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан,  но
не воплощающиеся в материально-вещественной  форме.  Они  являются  объектом
купли-продажи и реализуются по  ценам  целиком,  или  в  значительной  мере,
покрывающим издержки производства (за счет выручки от реализации).
  Платные  услуги  включают  в  себя  следующие   виды:   бытовые   услуги,
пассажирского транспорта,  связи,  жилищно-коммунальные,  услуги  учреждений
культуры, физической культуры и  спорта,  медицинские,  санаторно-курортные,
ветеринарные, туристско-экскурсионные, услуги правового  характера,  системы
образования и прочие услуги.
  Объем платных услуг населению области по видам указан в Таблице  №1.  Как
вы можете видеть из данной таблицы, в 1997 г. Впервые за 7  лет  прекратился
спад темпов объема услуг в сопоставимых ценах по отношению к 1990  г.  Объем
платных услуг составил в 1997 г. 1089,8 млрд. рублей, что на 2% больше,  чем
в 1996 г. Значительно увеличились и такие виды услуг, как  ветеринарные  (на
46,4%), услуги правового характера  (39,5%),  системы  образования  (32,8%),
бытовые (32,0%), медицинские (26,0%), пассажирского  транспорта  (15,2%).  В
тоже время  снизились  туристско-экскурсионные  и  санаторно-оздоровительные
услуги (21,2%  и  13,8%),  услуги  коммунального  хозяйства  (14,7%),  связи
(2,3%). Дополнительные расчеты см. в Приложении 3, стр.74
  Если Вы обратите внимание на Рис.1 " Структура платных услуг  населению",
то заметите, что в структуре преобладают виды,  которые  носят  обязательный
характер:  жилищно-коммунальные,  бытовые,  пассажирского  транспорта.  Доля
услуг,  связанных  с  содержанием  и  активным  проведением  отдыха  (услуги
учреждений культуры, физической  культуры  и  спорта)  незначительна.  Также
небольшой удельный вес имеют ветеринарные  услуги,  туристско-экскурсионные,
услуги гостиниц и мотелей.
  Объем платных услуг на душу населения по  данным  1997  г.  В  Тамбовской
области являлся самым низким показателем по сравнению  с  другими  областями
ЦЧР - 834 тыс. Рублей, что на 20 процентных пункта ниже, чем в  Белгородской
области, на 18 - в Липецкой, на 9 - в Курской, на 4  -  в  Воронежской.  Это
можно наблюдать из Таблицы №2.
  Хотелось  бы  сказать  и  о  ценах  на  платные  услуги,  которые  растут
опережающими темпами  по  сравнению  с  денежными  доходами  и  потреблением
платных услуг. На Рис. 2 изображена  динамика  денежных  доходов  населения,
индексов потребительских  цен  и  объема  платных  услуг  через  все  каналы
реализации. Значительное  влияние  на  удорожание  платных  услуг  населению
оказало повышение цен на коммунальные услуги (на  74,7%),  квартплату  (  на
45,1%), услуги связи (42,2%), услуги пассажирского  транспорта  (на  36,7%),
т. е. На услуги жизненно важные, отказаться от которых невозможно.
  Необходимо отметить распределение платных услуг по:
  формам собственности в  1997  г.:  67,9%  -  негосударственная;  32,1%  -
государственная;
  каналам реализации в 1997 г.: 63,9% -  услуги,  оказанные  предприятиями;
36,1% - физическими лицами.
  В условиях перехода к рыночным  отношениям  в  Тамбовской  области  стали
возникать новые, характерные для рыночной экономики, виды услуг: на  1.01.98
г. В нашей области зарегистрировано 48 предприятий ,  осуществляющих  услуги
в области рекламы, аудита и операциях с недвижимостью.
  В 1997 г. 16 из 23-ех зарегистрированных рекламных предприятий были не  в
состоянии сформировать себе портфель заказов по основному виду  деятельности
и существовали за счет доходов от  торгово-посреднической  деятельности,  но
производительность труда в этой сфере возросла по сравнению с 1996 г. В  1,6
раза.
  Сопоставление результатов деятельности аудиторских фирм показывает, что в
1997г. Снизилась эффективность  затрат  живого  труда  ,  хотя  возрос  круг
предоставляемых услуг (финансовая ревизия, консультационные  услуги,  услуги
по составлению баланса и услуги в области  бух.  учета).  Производительность
труда на одного  работника  снизилась  на  1,6  млн.  рублей;  эффективность
затрат (рентабельность) увеличилась на 0,6 процентных пункта.  Дополнительно
см. Таблицу 9 на стр.45
  Начиная с 1995 г. Тамбовским облкомстатом проводятся  наблюдения  и  сбор
информации по организациям, оказываемым услуги в операциях с  недвижимостью.
В 1997 г. Учтено 8 организаций, заключающих договора на  реализацию  квартир
во вновь вводимых жилых домах (с правом продажи квартир).
  Не маловажное  значение  имеет  проблема  экспорта  и  импорта  услуг.  К
основным видам международных услуг относятся:  транспортные,  туристические,
связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные,  информационные  и
др.
  Так, общий объем экспорта услуг  в  страны  дальнего  зарубежья  составил
328,9 тыс. дол. США и снизился на 7,4% по сравнению с 1996 г. Основную  долю
в экспорте составили телефонные услуги и услуги в области образования.
  Общий объем импорта услуг в 1997 г.  составил  1271,3  тыс.  дол.  США  и
снизился по сравнению с 1996 г. на 2,9 %. Более 90% всех  услуг  приходилось
на строительные услуги иностранных подрядчиков.
  Сложные условия нестабильности в рыночной экономике не могут  не  оказать
существенного влияния на развитие потребительского рынка  услуг  и  развитие
сферы услуг в целом.
  В итоге, мне хотелось бы высказать  несколько  предложений  по  внедрению
каких-либо изменений в развитие сферы услуг:
 1. Желательно, чтобы в дальнейшем  роль  государства  в  развитии  данного
    сектора  экономики  возросла.   Необходима   финансовая   поддержка   и
    увеличение ассигнований со стороны гос. органов на более  динамичное  и
    эффективное развитие сферы услуг.
 2. Проведение маркетинговых исследований в области  изучения  рынка  услуг
    поможет усовершенствовать данную сферу  как на отечественном, так и  на
    зарубежном рынках услуг.
  Качество услуг  (особенно  новых  видов)  -  одна  из  важнейших  проблем
развития  сферы  услуг.  Так  как  услуга  носит  неосязаемый  характер,  то
качество  ее  мы  можем  оценить  только   после   ее   предоставления,   но
предварительно заказав и оплатив ее получение.  Так  что  полезным  было  бы
установить систему сертификации услуг - систему надежности  и  гарантии  для
удовлетворения общественных нужд.



смотреть на рефераты похожие на "Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики"