Какие основные этапы развития организации ВЭД в России? Виды и факторы развития внешнеэкономической деятельности Основные направления в сфере внешней экономики

Введение

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно - коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества.

А внешнеэкономические связи - это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно - технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии.

Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность.

С конца 80-х гг. ХХ в. в России начался стремительный переход к рыночным отношениям, именно тогда начала осуществляться внешнеэкономическая реформа (1986-1987), сутью которой явились децентрализация государственной внешней торговли и переход от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на микроуровне, то есть на уровне предприятий.

Таким образом, произошло системное изменение внешнеэкономической политики России, направленное в сторону построения открытой экономики и интеграции в систему мирохозяйственных связей, а также к либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности России совпала с бурным развитием глобализации мировой экономики, которая сопровождается все большей активизацией международных связей и нарастающей интернационализацией национальных экономик в систему международного разделения труда.

Обе эти тенденции нейтрализовали барьеры и препятствия по выходу отечественных предприятий на внешние рынки, а также открыли дорогу проникновению на российский внутренний рынок иностранных инвестиций и продукции. При всех проблемах внутреннего развития России на протяжении последних 20 лет ВЭД стала своего рода «эталоном» рыночных преобразований в стране.

Тенденции развития ВЭД в России (по настоящее время)

В процессе реформирования экономики страны ВЭД предприятий России заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.

В процессе реформирования экономики страны ВЭД промышленных предприятий и объединений заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.

Состояние и возможности развития сферы внешнеэкономической деятельности в России во многом определяются производственно-ресурсной базой. Благодаря огромным запасам природного сырья - газа, нефти, железной, никелевой и медной руды - удалось сохранить отдельные позиции в мировом производстве и добыче ряда видов продукции: по добыче природного газа и нефти; по производству никеля, чугуна и стали.

Эти позиции позволяли российским участникам ВЭД оставаться в числе ведущих стран - экспортеров нефти, природного газа, цветных и драгоценных металлов.

Положительный эффект от экономического взаимодействия с глобальным рынком проявляется, прежде всего, в дополнительных возможностях расширения отечественного производства. Узкий внутренний рынок просто не может быть потребителем всей возможной продукции отечественных предприятий, поэтому их экспортная деятельность помогает им увеличивать объем получаемых доходов и прибыли, поддерживать инвестиционную активность, а также создавать новые рабочие места.

Экспортные доходы в свою очередь обеспечивают расширение внутреннего потребительского спроса и рынка в целом, что дает еще большие возможности развитию отечественного производства.

Либерализация ВЭД российских предприятий помогла решить многие проблемы и запустила ряд полезных для экономики страны процессов: наполнение внутреннего рынка, создание конкуренции, санацию экономически неэффективных производств, начало использования современных методов управления, сделала необратимым движение к рыночному хозяйству.

Развитие ВЭД предприятий и устранение барьеров во внешней торговле предоставляют возможность еще больше использовать преимущества национальной экономики, которые будут определять характер ее торговли. Страна будет экспортировать те товары, в производстве которых она относительно эффективна, а импортировать те товары, где она относительно неэффективна. Таким образом, отечественная экономика будет использовать свои ресурсы более эффективно, чем бы это было в закрытой экономике.

Стоит отметить положительные моменты в сфере финансов и денежного обращения. Экспортная выручка, а также притекающие в страну иностранные инвестиции так или иначе увеличивают денежное предложение, что устраняет для предприятий России остроту проблем, связанных с их кредитованием.

Раздвигаются границы заемных средств и инвестиций, которыми ограничены отечественные финансовые организации.

Прямые иностранные инвестиции и импорт зарубежных товаров позволяют отечественным предприятиям и банкам повышать свою капитализацию, внедрять передовые технологии, проводить техническую реконструкцию и совершенствовать методы управления.

Но отсутствие сбалансированной и четкой политики в управлении внешнеэкономической сферой и развитии внешнеэкономических связей России породило множество проблем для экономики в целом.

Во-первых, основным рынком сбыта продукции для большинства крупных компаний России выступает исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энергоносители (более 60% всего объема экспорта) и необработанные металлы (около 20%). То есть прослеживается международная специализация России как поставщика сырья на мировой рынок. Это подтверждается показателем индекса относительной специализации России в МРТ, определяющегося как степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре, который находится на уровне 13%.

Во-вторых, как следствие открытости экономика России стала подверженной и чувствительной к конъюнктурным изменениям на мировых рынках: к изменению внешнего спроса, мировых цен на товары, курсов валют и т.д.

По причине этих двух основных проблем - отсутствия должной диверсификации отечественной экономики и резкого изменения конъюнктуры - экономике России не удалось избежать резкого падения экспорта в результате мирового финансово-экономического кризиса. Кризис показал недостаточную подготовленность институциональной структуры российской экономики к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, а также чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансовом рынке.

Даже в период бурного экономического роста России, продолжавшегося почти 10 лет, практически не изменилась сложившаяся еще в прошлом структура промышленного производства с преобладанием добывающих отраслей и отраслей по первичной переработке сырья.

В это же время постоянно ослаблялись позиции отечественных предприятий на внутреннем рынке, что было связано с перманентным укреплением национальной валюты и с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции в сравнении с зарубежными аналогами.

Данные аспекты отрицательного воздействия внешнего фактора на национальную экономику России выявляют необходимость активизации процессов диверсификации и модернизации экономики в качестве главной стратегической задачи государства и бизнеса в сложившихся условиях.

Несмотря на то, что слово «модернизация» очень часто используется российской политической элитой, до сих пор не решены основные проблемы, препятствующие ее проведению в жизнь, а именно: отсутствие полноценной конкурентной среды, наличие регионального и отраслевого монополизма, низ - кий инвестиционный климат, давление бюрократического аппарата на бизнес.

Для стабильной работы ВЭД российских предприятий необходимо обеспечить снижение темпов инфляции до приемлемого уровня (3-5%) и обеспечить стабильный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам при учете разницы в темпах инфляции России и ее основных торговых партнеров.

Дальнейшая интеграция России в мировую экономику не представляется возможной без активного участия нашей страны в международных экономических отношениях. Основные правила и механизмы в международной торговле принимаются коллективно, в рамках Всемирной торговой организации.

Система ВТО - это многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется 97% всей мировой торговли. Оставаться вне ВТО, означает оставаться на «обочине» мирового развития.

Вступление в ВТО принесет российским предприятиям предсказуемость и прозрачность торговых отношений, уменьшение дискриминации по отношению к ним, а также предоставит им доступ по разрешению споров через механизм ВТО.

В то же время необходимо учитывать возможные угрозы, стоящие перед российскими предприятиями и экономикой в целом при вступлении в ВТО. Оценить те эффекты, которые произойдут в отечественной экономике, достаточно сложно.

Вступление России в ВТО в целом не приведет к каким-либо масштабным негативным изменениям. Точнее, оно может увеличить рост ВВП России на один процентный пункт в условиях роста экономики или же снизить ВВП на тот же один процентный пункт при условии ее падения.

Как следствие слабого инновационного потенциала предприятия России значительно отстают в развитии экспорта готовых изделий, главным образом машин и оборудования, наукоемкой и инновационной продукции, а также другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Для улучшения сложившегося положения во внешнеэкономическом секторе России необходимо не только изменение инвестиционного климата и общеэкономической ситуации в стране, но и изменение экспортной стратегии, пересмотр промышленной политики в пользу приоритетного развития конкурентоспособных наукоемких отраслей и производств.

Даже несмотря на то, что это может повлечь отрицательные социальные последствия, необходимо отказаться от старой практики государственной поддержки неэффективных и нерентабельных предприятий, что в свою очередь, по целому ряду причин, даст новые возможности развития предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию.

Представляется необходимым создание механизма стимулирования российских экспортеров, предполагающего возможность быстрой концентрации ресурсов для осуществления масштабных проектов в приоритетных отраслях.

Это в первую очередь должны быть представители наиболее многопрофильного сектора - современного машиностроительного комплекса, куда входит производство экспортной продукции общего машиностроения, электротехники и электроники, средств железнодорожного и морского транспорта, автомобилей, продукции приборостроений.

Государственная поддержка экспорта государством должна включать в себя кредитование экспортного производства и поставок за рубеж. Причем государственное кредитование в приоритетном порядке следует предоставлять машиностроительным предприятиям, в особенности производящим высокотехнологичную продукцию.

Данное кредитование может осуществляться государством как на обычных коммерческих условиях, так и на льготных. При этом остается нежелательным необдуманное предоставление экспортных субсидий предприятиям, так как данная политика поддержки некоторых предприятий или отраслей в результате будет ухудшать условия торговли для всей экономики России.

К тому же для самого предприятия такая политика в долгосрочной перспективе может привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот, к сужению доли на рынке, финансовым и имиджевым потерям.

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.

В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.

Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.

Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики

Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.

Фундаментальными среди них являются:

1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;

2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.

Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;

3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня - субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки

Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.

Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.

Перемены в налогообложении и предпринимательстве

В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.

Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.

Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.

Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР

Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.

В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:

  • вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
  • выдача ссуд на ввоз частного капитала.

Специфика инвестирования в российскую экономику

Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.

Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.

Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.

Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж

Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.

Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:

  • снизить бремя налогов;
  • стабилизировать политическую обстановку в стране;
  • не допустить повышения инфляции;
  • соответствовать законодательным нормам;
  • уменьшить криминальные явления в сфере экономики.

При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.

Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:

  • Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
  • Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
  • Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
  • Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.

1 этап (1986-1988) – характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи: 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешней рынок, установлению прямых связей, осуществлению производственной и научно-технич кооперации с зарубежными партнерами, представление предприятиями – производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осущ ВЭД. 2. Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур – совместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области и экспортного производства. Второй этап (1989 – 1991 гг.) : характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта. Именно на этом этапе право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям – производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг. Около 97% всего объема экспортно-импортного операций приходилось на госуд внешнеторговые объединения. Третий этап (!992-1995 гг.) – на этом этапе усилия государства были направлены, во-первых, на разработку внешнеэкономической стратегии России и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующих принципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД. Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции. Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ. Четвертый этап (1995- 1999)отличался процессами совершенствования методов государственного регулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой.. Появились вынужденные формы контроля (валютного, таможенного). На современном этапе основные усилия направлены на приведение отечественной практики и законодательства по госрегулированию в соответствии с правилами и соглашениями ВТО, согласование позиций в торговых уступках со странами - участницами ВТО. Однако до настоящего момента в РФ нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции в мировую экономику и развития внешнеэкономич сферы исходя из национальных интересов и приоритетов.

Основные Виды и формы ВЭД

ВЭД могут осуществляться в различных видах:

Внешняя торговля: экспорт, импорт, бартерные сделки, товарообмены, компенсационные сделки;

Виды внешнеэкономической деятельности

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или в момент фактического предоставления услуг или передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товара приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний).

Внутренний толлинг – закупка иностранным юридическим лицом (нерезидентом) у российского юридического лица (резидента) товара или ресурса (сырья) и передача его другому российскому юридическому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного сырья за границу.

Внешний толлинг – это закупка товара или сырья за рубежом для переработки в стране и последующего вывоза товара за границу.

Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или фактического получения услуг, или прав на интеллектуальную собственность.

Реэкспорт – ввоз товара на территорию данной страны в целях его последующего экспорта в другие страны без какой-либо промежуточной обработки.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там обработке (не проданные на аукционе, выставке, забракованные покупателем и другие).

Но если изначально товары к продаже не предназначались, они не засчитываются в реимпорт.

Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

Работа через посредников представляет собой косвенный метод ведения торговли, в отличие от прямого метода – непосредственного контакта между производителем и покупателем.

Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.

Управление внешнеэкономической деятельностью является основным и самым распространенным видом международного менеджмента в России.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Она представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей той или иной страны.

Международные экономические отношения (МЭО) -совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.

Субъекты ВЭД - юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.

ВЭД является исторической и экономической категорией. Как историческая категория она - продукт цивилизации и возникает с появлением государств, а затем развивается вместе с ними. Как экономическая категория, ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность ВЭД как экономической категории проявляется в ее функциях:

  • o организация и обслуживание международного экономического обмена;
  • o международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  • o организация международного денежного обращения. Содержание первой функции заключается в доведении

продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта международных товарно-денежных отношений - обмен продуктами международного разделения труда на деньги, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в продукте обмена, получает международное признание.

ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи подразделяются на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т.д.).

В настоящее время ВЭД осуществляются в основном па возмездной основе.

К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и др.

Основными видами ВЭД, имеющими возмездный характер (рис. 4.1), являются:

  • o внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • o технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строи

Рис. 4.1.

тельства и предоставление услуг инженерно-технического характера;

  • o научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • o вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Международные экономические отношения (МЭО) - элемент сложной и подвижной системы, которой является мировое хозяйство.

Мировое хозяйство - совокупность государственно оформленных национальных хозяйств и негосударственных образований, связанных между собой системой международного разделения труда, политически и экономически взаимодействующих в различных формах на макро- и микроуровне.

Современные условия, в которых функционирует мировое хозяйство, и МЭО как его неотъемлемая составная часть характеризуются двумя основными положениями.

  • 1. Мир един. Современное мировое хозяйство, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам. Но, с другой стороны, представляет самостоятельную единую систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т.д.). Полная экономическая изоляция страны сейчас невозможна. Попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили и привести не могут.
  • 2. В основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.

Первое из этих положений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Понятие "глобализация" используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности. Стали говорить о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, глобализации преступности и т.д. Сущность этого понятия заключается в том, что процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер и при этом оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Глобализация мировой экономики как частный случай глобализации вообще - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер) и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Второе положение означает признание необходимости и практического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии.

В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципам рыночного хозяйствования. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, характеризующуюся множественностью элементов и иерархичностью.

Отсюда вытекает деление мирового сообщества на группы:

  • o страны с развитой рыночной экономикой или промышленно развитые страны;
  • o страны с развивающейся рыночной экономикой или развивающиеся страны;
  • o страны переходной экономики, представленные в основном государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и Россией.

Однако в настоящее время трудно провести резкую черту между этими группами. Например, уже сейчас целую группу развивающихся стран по ряду экономических показателей стоило бы отнести к развитым странам мира.

В то же время развивающиеся страны иногда столь существенно разнятся по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.

Мировое хозяйство как система состоит из трех основных групп - подсистем, каждая из которых включает определенное количество стран. Краткая характеристика данных подсистем мирового хозяйства представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Схематично структура мирового хозяйства по основным подсистемам представлена па рис. 4.2.

На развитие ВЭД влияют две группы факторов:

  • 1) прямые (общие) - непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности;
  • 2) косвенные - влияющие на ВЭД опосредовано через воздействие на процесс развития МЭО.

Рис. 4.2.

Косвенные факторы представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Косвенные факторы, воздействующие на процесс развития МЭО

Фактор

Ускорение научно-технического прогресса

Выражается в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений. Глобальная компьютеризация экономической деятельности по новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации

Глобальные перемены в области окружающей среды

Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. Средства для решения экологических проблем могут быть найдены либо за счет стран периферии, что приведет к еще большему неравенству между центром и периферией, либо расходы возьмет на себя центр, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни

Прирост и постоянное перемещение народонаселения

Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения

Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами

Усиление конкуренции между странами центра вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках

Рост экономической взаимосвязанности стран мира

Ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.и., что будет стал киваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций

Усиление роли международных экономических организаций

Внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями

Растущая роль негосударственных структурных образований

I ^правительственные организации, ТНК оказывают существенное влияние па решение международных вопросов, в том числе экономических

Общие факторы развития ВЭД представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Общие факторы развития ВЭД

Фактор

Неравномерность экономического развития различных стран мира

Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, что определяет ее международную специализацию

Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

Людские, сырьевые (природные) и финансовые ресурсы неравномерно сосредоточены в разных странах, что способствует их активному торговому обмену

Характер политических отношений

Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических отношений

Различный уровень

научно-технического

развития

Формированию ВЭД способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ

Особенности географического положения, природных и климатических условий

Уникальность географического положения, природных и климатических условий некоторых стран обеспечивают им внешние конкурентные преимущества и определяют их роль в международной торговле

В управлении ВЭД важно понимать влияние всех факторов, определяющих ее развитие, и учитывать значимость каждого из них в конкретной ситуации.

Например, сосредоточение финансовых ресурсов в развитых странах, с одной стороны, и благоприятные географические условия, дешевая рабочая сила и дружественные политические отношения с развивающимися странами - с другой, способствуют вывозу капитала и образованию ТНК, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу.

Существенной предпосылкой развития ВЭД является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Результаты развития ВЭД:

  • o дальнейшее углубление международного разделения труда;
  • o экономия общественного труда в странах, активно осуществляющих ВЭД;
  • o интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
  • o дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
  • o увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
  • o успешное функционирование ТНК.

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Реферат

по дисциплине: Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности

на тему «Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности»

Выполнила студентка гр. БА-82Д:

Фарахиева Зиля Минзеферовна

Научный руководитель:

Елисеев Александр Анатольевич

Чебоксары,2012г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………4

2. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.7

3.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....18

ВВЕДЕНИЕ

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество. Ведение внешнеэкономической деятельности с зарубежными странами, изыскание возможностей получения прибыли на мировом рынке является необходимостью для любого предприятия, которые заинтересованы в повышении норм прибыли на основе внешнеторговых операций. Интенсивное развитие производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций. Развитие производства требует наличие налаженных внешнеэкономических связей и развитой внешнеэкономической деятельности.

Изучение и обобщение теоретических и методических основ развития внешнеэкономической деятельности представляется важной научной и практической проблемой для российских предприятий - участников ВЭД, и свидетельствует о высокой актуальности выбранной проблематики исследования.

Цель исследования – изучить сущность внешнеэкономической деятельности и определить условия для благоприятного развития внешнеэкономической деятельности.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

1)определить сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности;

2)рассмотреть основные формы и виды внешнеэкономической деятельности;

3)рассмотреть условия развития внешнеэкономической деятельности.

  1. Сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - внешние экономические связи государства, предприятия, фирм, тесно связанные с внешней торговлей, экспортом и импортов товаров и услуг, прав интеллектуальной собственности, международной кооперацией, совместной предпринимательской и иной деятельностью с участием иностранных юридических лиц на экономической территории и ее организацию за рубежом.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами .

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств .

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

    изменение объема экспорта и импорта;

    обеспечение необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);

    изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

1) изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;

2) изучение приемов и методов международной торговой политики;

3) изучение методов международного ценообразования;

4) изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке . Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера. ВЭД строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.