Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства. Правила исправления бухгалтерских ошибок для малого бизнеса Фондов не превышает 25 доля

нимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Таким образом, из положений статьи 3 Закона №88-ФЗ следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

Организация должна быть только коммерческой;

Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;

Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;

Средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» . Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

Хозяйственных товариществ и обществ;

Производственных кооперативов;

Государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

Хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

Хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Отметим, что критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объемам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (пункт 1 статьи 3 №88-ФЗ).

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 3 №88-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством.

Причем в физические лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается , не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Итак, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).

В составе заявки, поданной на участие в электронном аукционе (по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), проводимом в 2017 году, где было установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированные некоммерческие организации, участник продекларировал свое соответствие СМП. Он указал, что ООО подтверждает, что относится к СМП в соответствии со следующим:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%;
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 400 млн. рублей.
Предшествующим календарным годом является 2016 год, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" указывать надо доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а не выручку от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год.
Подлежит ли данная заявка отклонению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Однако в связи с наличием противоположной правоприменительной практики однозначно оценить правовые последствия принятия аукционной комиссией такого решения не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного Закона N 44-ФЗ.
По смыслу положений N 44-ФЗ декларирование принадлежности участника закупки к СМП, СОНО осуществляется в произвольной форме и осуществляется путем включения в заявку участника заявления (декларации), прямо указывающего на то, что этот участник относится к СМП, СОНО (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2911). Требовать от участника закупки каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП, СОНО, заказчик не вправе ( , Закона N 44-ФЗ, ФАС России от 03.10.2014 N К-1443/14, постановления Тринадцатого ААС от 05.03.2015 N 13АП-26440/14, АС Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15, Девятого ААС от 12.09.2014 N 09АП-34410/14).
Таким образом, принадлежность к СОНО и к СМП подтверждается только декларированием, то есть простым заявлением, указанием на этот факт в заявке (смотрите также письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 04.04.2014 NN 7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14).
В случае непредставления участником такой декларации или декларирования принадлежности к СМП участником электронного аукциона с нарушением требований, содержащихся в документации о закупке, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 N Д28и-375).
Как показывает правоприменительная практика, надлежащим исполнением требования, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, признается в том числе проставление значка "V" либо слова "да" в соответствующей графе второй части заявки участника (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15 по делу N А76-17735/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 01АП-5740/15).
Вместе с тем ничто не запрещает участнику, помимо подтверждения своей принадлежности к СМП, указывать в декларации конкретные показатели, предусмотренные Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и подтверждающие такую принадлежность. Как показывает правоприменительная практика территориальных органов ФАС, то обстоятельство, что в подобных случаях конкретные показатели, указанные участником в декларации с целью подтверждения его отнесения к категории СМП, фактически этого не подтверждают (в частности, в декларации указана среднесписочная численность и (или) размер дохода не за предыдущий, а за позапрошлый год), является достаточным основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (смотрите, например, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 09.01.2017 N 03/ПА, решение УФАС по Магаданской области от 16.08.2016 N 04-30/97-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 07.07.2016 N 06-559/16т, решение УФАС по Мурманской области от 09.06.2014 N 06-10/14-192).
Вместе с тем нельзя не указать на наличие в правоприменительной практике территориальных органов ФАС России примеров иного подхода, в соответствии с которым в целях признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе во внимание должен приниматься исключительно сам факт декларирования участником принадлежности к СМП, но не включенная в декларацию дополнительная информация об упомянутых выше конкретных показателях (решение УФАС по Республике Башкортостан от 18.04.2016 N ГЗ-234/16). Учитывая наличие такого подхода, мы не можем однозначно оценить перспективу обжалования вынесенного аукционной комиссией решения о признании указанной в вопросе заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Организация относится к субъектам малого предпринимательства, если суммарная доля участия юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, в ее уставном капитале не превышает 25%. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими организация признается малым предприятием, даже при доле участия более 25%.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники: Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации и потребительские кооперативы*

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)

Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов *

Коммерческие организации , потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

На 2013−2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

  • 60 млн руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 1000 млн руб. – для средних предприятий

3 Данное ограничение не распространяется на организации:*

1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:

  • бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;

2) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных .

2.Статья: Рассказ о том, кто является субъектом малого предпринимательства и что это дает

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Их три:*

Размер выручки компании - поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 400 млн. руб.;

Численность работников составляет не более 100 человек;

Состав учредителей - доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена.*

Если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, вы однозначно малое предприятие.

А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия*. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%.

В отношении учредителей - обычных юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц не должна превышать 25%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица - сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 40%. Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми*.