Что обозначает голубь мира. Что означали символы народов мира, связанных с голубем. Голубь – божья птица, в полном смысле этого слова. Святой Дух, Крещение, Благая Весть – все это изображает собой голубь в христианстве. Именно голубку выпустил Ной из ковч

Голубь мира

Голубь мира
В Древнем Риме символами мира и миролюбия считались голуби, точнее, голубки (обычно с оливковой ветвью в клюве) Венеры, богини любви, свившие\"себе гнездо в шлеме Марса, бога войны. В библейском сказании о Всемирном потопе (Бытие, гл. 8, ст. 10-11) также упоминается голубка, которую выпускает Ной, чтобы узнать, успокоилась ли стихия. Птица возвращается на Ноев ковчег с оливковой (масличной) ветвью в клюве. А это означало, что вода уже спадает и из нее показались верхушки деревьев. Следовательно, Божий гнев утих. Так голубь стал в мировой культуре ассоциироваться с миром, умиротворением и т. д.
Именно в качестве символа мира испанский художник Пабло Пикассо нарисовал (1949) голубя с оливковой ветвью в клюве в качестве эмблемы для Первого конгресса мира. (Он проходил с 20 по 25 апреля 1949 г. в Париже и Праге.) После его завершения образ голубя мира прочно вошел в общественно-политическую и газетную лексику.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Голубь мира

Выражение получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый конгресс был создан 20-25 апреля 1949 г. и заседал одновременно в Париже и Праге. Рисунок для международной эмблемы мира – голубь с оливковой веткой в клюве – был выполнен французским художником Пабло Пикасо. Голубь, точнее голубка, еще в древности – обычная эмблема плодородия, а затем и мира. В библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку как весть об умиротворении стихии (Бытие 8, 10-11). В Древнем Риме эмблемой мира служили голубки Венеры, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Голубь мира" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Голубь мира (значения). Голубь мира выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса стор … Википедия

    Голубь мира - крыл. сл. Выражение получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый конгресс был создан 20 25 апреля 1949 г. и заседал одновременно в Париже и Праге. Рисунок для международной эмблемы мира… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    1. Публ. Символ мира и социального благоденствия. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 127; Мокиенко, 1989, 46; ЗС 1996, 510. 2. Жарг. мол. Шутл. ирон. Тушка курицы из продовольственного магазина. Максимов, 91 …

    Белый голубь мира символ мира (отсутствия войны). Голубь мира символический рисунок Пабло Пикассо 1940 х годов. Голубь мира (премия) Международная премия учрежденная Международным общественным фондом «Мир без войн» … Википедия

    Голубь: Голубь представитель рода голубей, наиболее распространённый вид этого рода сизый голубь. Голубь (созвездие) созвездие южного полушария неба. Голубь (колокол) (укр. Мазепин дзвін) колокол, отлитый в 1699 году… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? голубя, кому? голубю, (вижу) кого? голубя, кем? голубем, о ком? о голубе; мн. кто? голуби, (нет) кого? голубей, кому? голубям, (вижу) кого? голубей, кем? голубями, о ком? о голубях 1. Голубь… … Толковый словарь Дмитриева

    ГОЛУБЬ1 Гонять голубей. Разг. Неодобр. Устар. Бездельничать, праздно проводить время. БМС 1998, 127. Кормить голубей. Яросл. Вид народной игры с поцелуями. ЯОС 5, 67. Пускать голубей. См. Пускать голубков (ГОЛУБОК). Подпустить голубей. Самар.… … Большой словарь русских поговорок

    Турман, голубчик, гулька, горлица, согласие, клинтух, сизокрылый, крылатый почтальон, вяхирь, голубочек, гуля, птица мира, сизарь Словарь русских синонимов. голубь сущ. гуля Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    - «Голубь» (1917 1918) «Бео» (1918 1920) «Уусимаа» (1920 1952) Beo / Uusimaa … Википедия

    ГОЛУБЬ, я, мн. и, ей, муж. Дикая и одомашненная птица, преимущ. с серовато голубым или белым оперением и большим зобом. Почтовые голуби (порода голубей, дрессируемых для полётов с письмом). Декоративные голуби. Гонять голубей (заставлять их… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Голубь мира Нины Поповой , Григорьева Р.. Женский подвиг на войне - свидетельство единства людей перед лицом опасности, доказательство преступной бессмысленности войны. Женщина на войне - это поистине целый мир, содержащий в себе…

Голубка, витающая в солнце, мерещится как блестка серебра, но лишь тот, кто сумел выждать время, проведать откровение, видит ее золото, цвет сиятельного апельсина. Умберто Эко

В мире символов особое место занимают изображения тех или иных птиц. В целом птицы символизируют свободу, счастье, связь между небом и землей. Но есть целый ряд птиц, которым нашлось особое применение в символике. Например, орел, сокол, сова, журавль, павлин, пеликан, ворон , лебедь и голубь. О последнем и пойдет речь ниже.

Голубь как символ

Эта птица является одним из древнейших символов в нашей цивилизации. У разных народов голубь символизировал разные вещи, порой даже совершенно противоположные.

Голубь — символ плотской любви

Так в Азии, где впервые произошло некоторое обожествление голубя, в связи с тем, что была подмечена особая плодовитость этой птицы, голубь стал поначалу символом плотской любви, а затем уже брака и семейного очага. В этом случае его изображали с маленьким колечком или веночком в клюве, или же рисовали двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока - персов, бактрийцев и некоторых других.

Умберто Эко в своем романе «Остров Накануне» пишет: «Первыми заговорили о Голубе, естественно, египтяне, от самой стариннейшей «Иероглифики» Гораполлона, и среди многих созданий именно это животное почиталось наичистейшим, тем паче, что когда случались моровые болезни, осквернявшие и людей и вещи, от них спасены были те, кто питался голубями. Казалось бы, это объяснимо, поскольку голубь единственное существо, природой избавленное от желчи (от яда, который все одушевленные твари носят около печени), и говорил в свое время Плиний, что если захворает голубь, он поклюет листочек лавра и исцеляется».

Из Азии примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры голубь попал в Грецию. Их стали там использовать связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Образ голубя проник и в греческую символику, Так, он был неизменным атрибутом богини любви Астарты, а позже стал верным спутником и Бахуса. И в том и в другом случае это был символ плотской любви (самой что ни на есть земной).

Богиня Астарта.

Обратимся вновь к Умберто Эко, подробно разобравшего этот символ в «Острове накануне»: «Однако при всей чистоте голубь являет собою и символ пагубы, ибо похотливостью себя вкрай изводит. Целые дни проводят они в поцелуях («удвоя лобзанья, дабы любящие уста смолкали») и переплетая языки; от того родятся многие выраженья (голубиться в смысле любиться), используемые поэтами…

Ассирийцы изображали Семирамиду в голубином облике, Семирамида была вскормлена голубями и потом сама сделалась как они. Нам всем известно, что она была дама небезукоризненного обычая, но такая красивая, что Скавробат, царствовавший над индусами, влюбился в нее отчаянно, а она была наложница ассирийского властелина, и не пропускала ни дня, дабы не учинить измену царю ассирийцев, и историк Иуба пишет, что она умудрилась любить даже лошадь…»

Афродита-Венера.

Голубь — символ чистоты

Но прошли века и случилась удивительная вещь, попадая в Европу, голубь вдруг становится символом целомудрия и чистоты. Этому способствовало два сугубо внешних обстоятельства - белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко и далеко в небо, но и возвращаться к своему хозяину («Поелику все народы самою благородною стихией чтили воздух, они поклонялись голубице, коя летывает превыше прочих пернатых, а затем истова возвращается в семьи». Умберто Эко)

Христианская символика.

Но когда произошло более тесное знакомство европейцев с голубями, и стало ясно, что более грязную и неряшливую птицу еще нужно поискать, самим церковникам пришлось объяснять: почему же именно эта птица является для церкви эмблемой святого духа. И уже в ранних комментариях к Библии встречается разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а «горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев».

Голубь в христианской символике.

Отметим и то, что на Востоке голубь еще долгое время оставался символом плотской любви . До тех пор, пока эта эмблема не стала исчезать из обыденной жизни под влиянием гонений со стороны ислама, и постепенно забылась совсем.

Но не забылась она в эзотерической традиции. Подробно об этом можно прочесть у того же Умберто Эко. Я же приведу здесь его фразу, которая мне лично сильно нравится: «Голубка обозначает, что мир изъясняется иероглифами и, следовательно, она сама – иероглиф, значащий иероглифы. Иероглиф не говорит и не утаивает, только показывает».

Голубь — символ мира

Нам же голубь еще прекрасно известен, как символ мира во всем мире. В новой истории человечества эмблему с изображением голубя с оливковой ветвью в клюве стали использовать после серии войн начала двадцатого века. Здесь похоже просто вспомнили труды одного из видных богословов - Тертуллиана, который в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.

«Ребенок с голубем» Пикассо.

Однако со временем о том, что голубь является символом мира как-то подзабыли. Способствовало этому и то, что во многих странах в период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В то же время, в крупных городах - центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры.

И только после Второй мировой войны этот символ был реанимирован усилиями Пабло Пикассо. С просьбой о создании символа мира к нему обратились устроители Всемирного конгресса мира в апреле 1949 года в Париже. Так и появился знаменитый «Голубь мира” Пикассо - белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире.

Символ мира.

Надо сказать, что художник, прекрасно разбиравшийся в христианской символике понимал, что его голубя будут ассоциировать с символом «святого духа”, а потому для того, чтобы не было подобного отождествления использовал геральдические средства для придания двум эмблемам различия. Его голубь повернут в левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса.

Увы, на такое различие далеко не всегда обращают внимание и в нашей стране и в других странах, и голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл эмблемы, созданной Пикассо.

Забавно, что сам художник, сделавший эту птицу символом мира, утверждал, что более неряшливых, глупых и драчливых птиц он не знает. И это не преувеличение. Голуби – чрезвычайно вспыльчивые и неуживчивые птицы и для того, чтобы не вспыхнула драка, нужно, чтобы этих птиц было не больше двух. А потому, я бы не советовал влюбленным юношам называть своих девушек «голубками». Образованная девушка, может воспринять подобный комплимент, как минимум, с недоумением. Правда, если она будет сильна в христианской теологии, то тогда все будет замечательно. Но много ли девушек в ней сильны?

Хочется закончить эту статью о символе чистоты и, в то же время, символе плотской любви замечательными строками Умберто Эко: «…есть что дивнее, нежели Голубица сама по себе? О, сокровищница смыслов, упрятанная в символе голубки! И каждый смысл тем острее, чем сильнее контрастирует с остальными».

Каждое мое утро начинается с подкармливания парочки сизых голубей, которые живут в моем саду. Я любуюсь их «лебединой верностью», с которой они совершают любое свое действие — они всегда рядом, всегда вместе.

Помню, когда они прилетели в первый раз, они были менее доверчивы, но со временем мы привыкли друг к другу.

Удивительные эти птицы – голуби. Издревле именно они считаются символом мира, гармонии, умиротворения.

«Голубь — птица мира» — это изречение сегодня знакомо каждому школьнику, а вот, почему и кто так назвал голубей, думаю, знает далеко не каждый. Интересно, откуда это пришло, ведь голуби, по сути, мало чем отличаются от всех прочих птиц — эти вопросы вскружили мое воображение и я обратился к всемирной паутине за ответами.

ПОЧЕМУ ГОЛУБЬ — ПТИЦА МИРА?

Началось всё ещё с древних времён. Люди считали, что у голубя нет желчного пузыря, и поэтому он является чистым и добрым. Многие народности почитали его как священную птицу, символ плодородия. В Библии белый голубь принёс Ною (мир ему) оливковую ветку, рассказавшую о примирении стихий и окончании потопа. Существуют множество народных поверий, в которых фигурирует эта птица.

А в 1949 году на Всемирном конгрессе мира, проходившем в Париже и в Праге, за символ взяли именно эту птицу с картины Пабло Пикассо, несущую в клюве оливковую ветвь.

Голубь,1949 — Пабло Пикассо

Это изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира, прошедшего в 1949 году, и стало широко известным как «Голубь мира». Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал — Палома, что по-испански означает голубка.

На самом деле во всём птичьем мире сложно найти другую птицу, подходящую на эту роль. Возможно, лебедь бы подошёл, но за ним прочно закрепился другой символ – символ любви и верности. Ну а другие птицы вряд ли бы подошли, ибо воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур помпезный.

За голубями можно наблюдать часами. И физически, и морально отдыхаешь в кругу этих пернатых. Это одни из тех птиц, которые привязаны к людям и к которым люди привязаны.

В фильме «Любовь и голуби» одна из главных героинь с сожалением восклицает: «Меня всегда удивляло, как эти глупые птахи способны к нежности. Почему у людей всё иначе?!»

Так устроено Создателем, что голуби очень привязаны к своему гнезду. Если их разлучить, то они могут на протяжении нескольких суток голодать. Многие голуби возвращаются обратно, к себе на родину. И поразительно, как они находят дорогу, ведь часто и расстояние им приходится преодолевать в сотни километров.

Наши предки заметили уникальное свойство голубей возвращаться в своё гнездо. Поэтому путешественники привязывали к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, письмо и выпускали его на волю. Если в пути с птицей ничего не случалось, то она обязательно доставляла письмо по адресу.

Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Широкое применение почтовые голуби получали в период войн.

Во время Великой Отечественной войны созданные «передвижные почтово-голубиные станции» принесли большую пользу нашим войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов.

Голуби очень похожи на людей. Голубиная пара очень верна друг другу, они ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные качества, присущие голубиной семье.

Сегодня становится модным выпускать в небо пару белых голубей во время свадьбы. Обычно это делается после выхода молодожёнов из ЗАГСа. У многих славянских народов существует поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни, а голубь, как символ мира, любви, преданности как нельзя лучше подходит для этого. Считается, что если выпущенные голуби полетят рядом, то семейная жизнь будет счастливой и долгой.

Но следует понимать, что голуби – это голуби, и они всего лишь птицы и, естественно, никакой ответственности за семейное благополучие нести не могут. Семейное долголетие будет зависеть от самих супругов, от их выдержки, терпения, взаимопонимания и неустанного развития в семейных отношениях.

P.S.

1. Первыми, кто приручил голубей, были древние египтяне. Они обнаружили, что эти птицы довольно выносливы, неприхотливы и способны давать приплод до нескольких раз в год. Люди научились строить «многоэтажные» голубятни, в которых выращивали этих птиц, как правило, на убой. Нежное голубиное мясо считалось одним из деликатесов.

2 . В античной греческой культуре он являл собой обновленную жизнь. Именно голубями был вскормлен древнегреческий бог Зевс. Эмблема Афин — голубь с оливковой ветвью. У древних римлян голубь как символ сладострастной любви посвящен богине Венере.

3. В Китае эта птица знак верности, почтения к старшим, долголетия и покоя.

4. Евреи в древние времена, проводя в храме обряды очищения, белых голубей, как символ чистоты приносили в жертву. В наши дни эта птица является символом республики Израиль.

5. В священных писаниях индуизма бог мертвых имеет голубей в качестве своих посланников.

6. А у японцев голубь — знак бога войны, но при этом его голубка несет весть о завершении кровопролития.

Голубь – божья птица, в полном смысле этого слова. Святой Дух, Крещение, Благая Весть – все это изображает собой голубь в христианстве. Именно голубку выпустил Ной из ковчега после потопа, для того, чтобы она отыскала сухую землю. И она справилась с задачей, вернувшись с оливковой ветвью в клюве, что означало — Бог простил людей.

7 . В мусульманских преданиях, божественное вдохновение, посещавшее пророка Мухаммеда, обозначалось опускавшимся ему на плечо голубем.

Символ мира и «голубка Пикассо»

Выражение «голубь мира» появилось и стало популярным после Второй Мировой войны, самой кровавой и масштабной в истории человечества. Уставшие от горя и страданий люди радовалось воцарившемуся долгожданному миру. Их желание более не повторять подобных ошибок, приводящих к многомиллионным жертвам, подвигло человечество на создание в практически каждой стране множества разных общественных организаций, борющихся за мир во всем мире.

Для укрепления связей и общением между борцами за мир разных стран было принято решение о проведении Первого Международного конгресса, состоявшегося в Праге и Париже в 1949 году с 20 по 25 апреля. Принявшие в нем участие делегаты в количестве 2065 человек представляли 561 организацию из 72 стран.

Эмблемой этого знаменательного события стала работа испанского художника Пабло Пикассо (1881-1973 гг.), изображавшей белого голубя с оливковой ветвью в клюве.

«Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по-испански «палома» — голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир».

Из воспоминаний русского писателя, поэта, журналиста и одного из лидеров движения борцов за мир И. Г. Эренбурга (1891-1967 гг.).

С тех пор «голубка Пикассо» стала символом мира, а появившееся выражение «голубь мира» прочно вошло в лексикон всех стран планеты. Отсюда, кстати, появился обычай выпускать голубей на волю как символ мирных и благих намерений.

Однако если пристальней присмотреться к голубям, окажется, что эту птичку сложно назвать дружелюбной и миролюбивой. Они жадные и драчливые, часто можно застать на улице любого города картину дерущиеся между собой голубей за еду. А если приписать еще и распри этих «милых» птичек за лучшее место для своих гнезд, то вряд ли их можно назвать вестниками мира. По этому поводу иронизировал и сам Пабло Пикассо:

«…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!».

Анри Жидель, «Пикассо», 2007 г.

Не смотря на не совсем дружелюбный нрав, ассоциация голубя с миром и чем-то добрым и хорошим, а также образ голубки с оливкой веточкой в клюве как предвестник мирных намерений появились гораздо раньше и берут свое начало в Ветхом Завете (Бытие 8:8-12):

8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

9. но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

10. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

12. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Библия, Ветхий Завет, Бытие 8:10-11.

Здесь рассказывается о выпущенной Ноем голубке и появлении ее с масличным листом в клюве над Ноевым ковчегом. Люди посчитали это счастливым предзнаменованием, что Бог смилостивился и люди прощены, а разыгравшаяся стихия отступает и Всемирный Потоп пошел на убыль. Отсюда с самых древних времен голубь стал символизироваться с плодородием и миром.

Символ голубя у разных народов мира

Еще с древних времен у разных народов с различным вероисповедованием голуби ассоциировались лишь с чем-то хорошим и добрым.

Так в Древней Греции во времена жизни отца медицины Гиппократа бытовало мнение, что такие качества человеческого характера как злость и сварливость были присущи из-за наличия у людей желчного пузыря. А у голубя этого органа не было, и он питался травами только с якобы целительными свойствами. Поэтому при отсутствии желчи у голубя его считали самой миролюбивой птицей, а мясо голубя — чуть ли не лекарством.

Также древние греки использовали голубей в предсказаниях. Для этих целей их разводили в святилищах богини любви Афродиты.

В древнегреческой мифологии во время путешествия аргонавты для разведки пути выпустили голубку. Ее удачный перелет между плавучими скалами Симплегадами был воспринят как добрая весть.

В Древнем Риме голубей почитали как птиц мира богини Венеры, которые прославили себя тем, что устроили гнездо в шлеме бога войны Марса.

В Египте широкое распространение получило использование голубей в качестве почтальона. Через некоторое время этот вид доставки почты перекочевал в Древнюю Грецию, где кроме обычной доставки писем голубей использовали как вестник о победителях Олимпийских игр. А так как во время прохождения Олимпийских игр заключалось перемирие и военные действия, если таковые имели место на данный момент, прекращались, то голубь с оливковой ветвью во рту стал символизировать мир, изображение которого собственно и стало в дальнейшем эмблемой мира.

Изображение голубя с нимбом в христианстве ассоциируется со Святым Духом, так как при Крещении именно в виде голубицы Святой Дух сошел на Иисуса Христа. А изображение голубя с лилией является символом Благовещения.

В средние века ни один из уже упомянутых церковных праздников Крещение и Благовещение, а также Троица и Сошествие Святого Духа не обходился без голубей.

Славяне верили, что после смерти душа усопшего принимала образ голубя, поэтому на надгробье мучеников изображался голубь.

В Средневековье в Европе существовало суеверие, по которому дьявол, ведьмы и всякая нечисть умели принимать образ любого живого существа за исключением осла, овцы и голубя, тем самым обожествляя голубя.

Прилетевший и усевшийся на плечо пророка Мухаммеда голубь символизировал снизошедшее на него Божественное вдохновение.

В Китае голубь олицетворял долголетие, мудрость и почтительность к родителям. А из-за своей преданности к своему потомству голубь стал символизировать материнскую любовь.

В странах Востока голубь считался добрым вестником богов и являлся священной птицей.

Частый вид картины воркующих и как бы целующихся голубей сделали этих птиц олицетворением любви, возможность легко приручить голубей позволило ассоциировать их с домашним очагом. Эти качества сделали изображение голубя с кольцом в клюве символом брака. Наверно поэтому в современное время два целующихся голубя символизируют влюбленных.

В индии голубь ассоциировался с душой и стал символом близости душ супругов и их верности друг другу.

Желая показать, что власть, находящаяся в руках является волей Божьей, некоторые правители на одном из символов власти скипетре изображали голубя.

В Англии и США голубями (doves) называют политиков, стремящихся все конфликты и разногласия решить мирным путем, в то время как политиков, поддерживающих активные военные действия в спорных вопросах, — ястребами (hawks).

Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

Источники информации
Википедия