Субъекты коммерческой деятельности кратко. Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг. Субъекты и объекты товароведной деятельности

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.

К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т.е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги.

Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные; инерция покупателя - главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги; высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги; специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более эффективны в условиях локального рынка; специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.

Наука дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе,

На 10 групп, включающих:

услуги по предоставлению жилья;

обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);

отдых и развлечения;

индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);

медицинские и другие услуги здравоохранения;

частное образование;

услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);

страховые и финансовые услуги;

транспортные услуги;

услуги в области коммуникаций;

услуги, не связанные с физическими товарами услуги, не связанные с физическими товарами .

Существует еще одна схема классификации услуг рисунок 1.

Рисунок 1 Классификация услуг

Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов твердой, мягкой и гибридных технологий.

Мягкие технологии заменяют индивидуальные услуги заранее запланированными комплексами. Качество услуги и удовлетворение клиента тесно связано друг с другом. Удовлетворение - результат получения услуги высшего качества. Высшее качество также ведет к большей лояльности клиентов и сотрудников, росту рыночной доли, доходов инвесторов, снижению расходов и чувствительности к ценовой конкуренции. Даже одной из этих причин достаточно, чтобы стремиться к качеству и непрерывному совершенствованию.

Охарактеризовав и классифицировав услуги, нельзя не упомянуть о том, что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей потребности у покупателя. Услуга, как специфический товар, не существует отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме «потребительного производства». В этом отношении производство и потребление услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии транспортировки и хранения.

Потребление услуги напрямую связано с прямым удовлетворением потребностей человека - социальных потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования рынка услуг.

Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

Секторы услуг:

авиакомпании;

транспортные организации (железнодорожные, водные, автомобильные);

гостиничное хозяйство;

страховые компании;

юридические фирмы;

Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы. Появились фирмы, которые за определенную плату помогут вам сбалансировать свой бюджет, разбудят вас утром, отвезут на службу или подыщут новый дом, новую работу, новую жену, предсказателя будущего и.т.п.

Если нужны деловые услуги, другие фирмы спланируют участие в конференциях и торговых совещаниях, разработают для вас нужные товары, обработают необходимые данные или предоставят в распоряжение временных секретарей и даже руководителей.

Коммерция в сфере услуг включает аренду товаров, изменение или ремонт товаров, принадлежащих потребителям, и личные услуги. Иногда смешиваются товары и услуги. Однако когда мы покупаем использование номера в отеле, мы ничего не берем с собой, кроме памяти о проживании. Несмотря на то, что продукция консультанта может носить форму переплетенного сообщения, потребитель покупает умственные способности, а не бумагу и чернила.

Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей. Например, бытовые услуги традиционно занимают значительный сегмент непроизводственной сферы.

Коммерческая деятельность в услугах - это те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов.

С точки зрения практических действий фирмы услуг - это процесс, призванный помочь другим оценить ваши услуги, оценить их качество, быстроту выполнения и в указанный срок. Главная цель и направление коммерции услуг - помочь клиенту по достоинству оценить фирму (организацию) и ее услуги.

Коммерция услуг сильно осложняется тем, что продает клиенту зачастую НЕЧТО, не имеющее конкретной материальной формы; продает обещание сделать что-то, имеющее ценность для клиента (хорошо почистить костюм).

Важным элементом коммерции услуг является создание благоприятных условий для оказания услуг. При этом необходимо коммерсанту всегда помнить, что услуги связаны с конкретным человеком и видом его деятельности.

Необходимое условие коммерции услуг - это эффективная и психологически правильно организованная реклама той или иной услуги.

У продавца свои проблемы:

сложно показать клиентам свой товар;

сложно объяснить клиентам, за что он платит деньги.

Поэтому коммерсант должен знать, что ключевые слова в рекламе услуг - это польза и выгода, которые получает клиент, обращаясь в данную фирму.

Коммерческая деятельность в сфере услуг должна исходить из не сохраняемости или неспособности услуг к хранению.

Сиюминутность - важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи: непроданные билеты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань .

Если спрос на услуги становится больше предложения, то нельзя это быстро исправить, как в торговле, промышленности (число желающих поселиться в гостинице больше числа имеющихся мест). Аналогично, если предложение услуг выше спроса - падает прибыль. Как правило, спрос на услуги меняется в зависимости от времени года, от дней недели. Летом увеличивается поток пассажиров, меньше посетителей баров.

Для того чтобы сгладить сезонные колебания спроса и предложения на услуги, коммерсант-предприниматель может принять решение по установлению дифференцированных цен, скидок со стоимости услуг, организации предварительных заказов, введению в периоды пикового спроса дополнительных услуг, обучению персонала совмещению функций и т.п.

Указанные отличительные характеристики, особенности услуг делают коммерческое управление в сфере услуг более трудным делом, чем в торговле, промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности.

Основными функциями коммерческой работы в сфере услуг являются:

изучение спроса на рынке услуг и его прогнозирование;

знание конкурентов;

расширение сферы услуг, сервиса;

определение эффективной ценовой политики;

разработка на предприятиях сервиса бизнес-планов развития.

Проанализировав сущность и содержание коммерческой деятельности в сфере услуг можно сделать вывод, что коммерческая деятельность в услугах это действия фирмы благодаря которым, услуги фирмы доходят до клиентов, а также что услуги не сохраняемы и имеют специфику сиюминутности.

1.3 Основные направления совершенствования коммерческой деятельности в сфере услуг

Деятельность предприятий по продвижению услуг претерпевает изменения под влиянием социальных, политических, экономических, демографических, экологических, научно-технических факторов. Проблемы, которые назревают в результате воздействия внешних и внутренних факторов способствуют либо замедлению развития предприятия, либо выталкивают отрасль на новый виток научно-технического прогресса.

Таким образом, продвижение услуг занимает особое место в деятельности предприятия, т.к. направлено на укрепление экономических связей между предприятием и клиентом. Являясь подсистемой сбыта предприятия, продвижение особенно чувствительно к изменениям факторов рынка, поэтому эта сфера деятельности предприятия заслуживает всестороннего изучения. На практике предприятие нуждается в создании условий, которые бы обеспечили стабильный объем реализации продукции и услуг.

Продвижение товаров и услуг следует рассматривать как сложную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем маркетинговых инструментов, мероприятий и экономических категорий, используемых в целях сокращения времени движения товара от производителя к потребителю.

Большинство предприятий используют стратегию втягивания. Поэтому оценку ее реализации в канале товародвижения рекомендуется осуществлять по пятибалльной шкале по следующим показателям:

  • - согласованность коммуникационной стратегии с маркетинговой стратегией предприятия;
  • - обоснованность расходов на рекламу и стимулирование потребителей с целью формирования потребительского спроса;
  • - достижение стратегической цели - создание на уровне конечного спроса положительного отношения к товару;
  • - стратегия как долгосрочные инвестиции .

Рекламные стратегии, стратегии в сфере связей с общественностью и стимулирования сбыта должны быть подчинены коммуникационной стратегии и направлены на достижение целей маркетинга предприятия, в том числе корпоративных целей в целом. Целями рекламной стратегии являются:

  • - дать возможность потенциальному потребителю узнать о существовании товара;
  • - ознакомить его с потребительскими характеристиками товара;
  • - убедить потребителя в необходимости обладания этим товаром;
  • - возбудить желание потребителя обладать этой услугой;
  • - приобрести услугу.

Рекламная стратегия должна быть направлена на активизацию латентной или пассивной потребности, на стимулирование покупателя поддерживать убеждение в том, что товар или услуга являются лучшим способом искомого удовлетворения потребностей. Она должна быть связана с конкурентной стратегией предприятия и целями расширения доли рынка. Конкурентная стратегия, в свою очередь, связана с инвестиционными целями предприятия. Так, защита доли рынка соотносится с инвестиционной целью удержания (защиты), а расширение рыночной доли - с инвестиционной целью роста. Исходя из этого, выделяют такие рекламные стратегии:

  • - создания потребности,
  • - развития потребности,
  • - фокусирования на потребности,
  • - удовлетворения потребности .

Задачами стратегии в сфере связей с общественностью являются: создание внешней и внутренней социально-психологической среды, благоприятной для успеха организации; налаживание или поддержание взаимовыгодных, гармоничных связей, взаимопонимания и доброжелательности между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача.

Анализ деятельности предприятий по продвижению товаров и услуг на рынке позволил выделить ее основные инструменты:

  • - реклама, т.е. применение предприятием специальных средств распространения информации с целью доведения нужных сведений о товаре или услуге до потенциального потребителя. Реклама является мощным средством стимулирования;
  • - стимулирование сбыта представляет собой комплекс краткосрочных побудительных средств, целью которых является стимулирование потребительского рынка и собственного персонала. В последнее время на предприятиях отмечается превышение темпов роста затрат на стимулирование сбыта над темпами роста затрат на рекламу;
  • - персональные (личные) продажи - это инструмент комплекса продвижения, который предполагает индивидуальное общение работника предприятия с потенциальным покупателем. Ф. Котлер считает, что личная продажа - это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи .

Таким образом, с развитием рыночных отношений и информационных технологий реклама, стимулирование сбыта, личные продажи стали мощным маркетинговым инструментом, способным обеспечить эффективный сбыт современного российского предприятия. При этом особую роль специалисты отводят личным продажам. Отсюда следует, что необходимо уделять большее внимание дальнейшему эволюционированию технологий персональной продажи и использовать все их возможности и преимущества.

Введение

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по специальности «Торговое дело», я проходил учебно-ознакомительную практику с 06.07.2015 по 25.07.2015. За время прохождения учебно-ознакомительной практики проделаны следующие виды работ:

  • 1) Была изучена и проанализирована по учебникам коммерческая деятельность в сфере товаров и услуг. Выявлена сущность, субъекты и объекты коммерческой деятельности, а также, задачи коммерческой деятельности в современных условиях. Изучена история развития коммерческой деятельности предприятий г.Ростова-на-Дону.
  • 2) Проанализирована классификация торговых предприятий, рассмотрены организационно-правовые формы функционирования торговых предприятий.

На основе изученного теоретического материала проанализирована деятельность магазина "Магнит" в городе Ростове-на-Дону. Я рассмотрелкраткую историю предприятия и его местонахождение, организационную структура магазина, его вид собственности, его товарную специализацию и форму обслуживания покупателей.

Коммерческая деятельность в сфере товаров и услуг

Сущность, субъекты, объекты и задачи коммерческой деятельности

Коммерция -- вид торговогопредпринимательства или бизнеса, который является основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным ус- ловием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель - увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей. В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность -- более узкое понятие,чем предпринимательство. Предпринимательство -- это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но неявляются для них определяющими, главными. Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения -- смене формы стоимости:

Д -- Т и Т? -- Д?.

Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле -- понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т. е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т. д.

В соответствии с ГК РФ субъектами коммерческой деятельности являются ее участники, тo есть физические и юридические лица, выполняющие операции купли-продажи. Способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами и возникает в момент рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Физические лица -- это граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии со ст. 50 ГК РФ ЮЛ могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридическое лицо -это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическим лицом является предприятие, имеющее устав, расчетный счет в банке, печать и прошедшее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое не дает представление о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверяет и охраняет его независимость. Фирменное обозначение указывается в товарном знаке, вывеске, контрактах, бланках писем, что определяет отличительный признак торгового предприятия. ЮЛ, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации создаются в форме общественных и религиозных организаций, учреждений и различных фондов. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует достижению целей, предусмотренных в учредительном документе (уставе) организации.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 под организацией понимается группа работников и необходимых средств с распределением ответственности полномочий и взаимоотношений (например, компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинация из них). Организация может быть государственной или частной, а распределение обычно бывает упорядоченным. В соответствии с ГК РФ и другими юридическими документами ведение КД базируется на таких правовых положениях, как: * неприкосновенность собственности; * свобода договора; * равенство участников коммерческих отношений; * необходимость беспрепятственной реализации своих прав; * защита нарушенного права в судебном порядке.

В качестве основных объектов коммерческой деятельности в торговле выступают товары и услуги. Эффективностькоммерческой деятельности организаций торговли во многом зависит от того, насколько набор товаров и услуг, предлагаемых покупателям, соответствует их потребностям. В условиях конкуренции на рынке правильный выбор объектов коммерческой деятельности играет особую роль.

Товары как объект коммерческой деятельности. Товар -- это произведенный для продажи продукт труда. Им может быть любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от продавца к покупателю по договору купли-продажи.

В зависимости от целей, с которыми приобретаются товары, они могут быть разделены на две группы:

  • * товары народного потребления;
  • * товары производственного назначения.

Товары народного потребления предназначены для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, то есть не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения предназначены для реализации различным организациям или индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. Такими товарами являются, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.

Все товары обладают потребительскими свойствами, т. е. способностью удовлетворять те или иные потребности потребителя. Совокупностью потребительских свойств товара определяется его качество.

Поскольку качество товара является мерой его полезности, то одна из основных задач торговли -- обеспечение потребителей именно такими товарами. С этой целью коммерческие службы торговых организаций должны постоянно взаимодействовать с изготовителями закупаемых товаров, воздействовать на них с тем, чтобы они совершенствовали и обновляли ассортимент своей продукции.

Кроме того, для сохранения качества товаров большое значение имеет правильная организация таких технологических операций, как транспортирование, приемка, хранение и др. Способствует этому и применение современного оборудования для перемещения, хранения, подготовки товаров к продаже.

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. При этом прибыль от реализации прежнего товара настолько уменьшается из-за падения спроса, что дальнейшая торговля им становится экономически невыгодной.

Жизненный цикл товара состоит из следующих стадий:

  • * внедрение;
  • * рост;
  • * зрелость;
  • * насыщение;
  • * спад.

На стадии внедрения товара торговля им убыточна, поскольку объем продаж низок, а расходы на продвижение велики.

В стадии роста происходит признание покупателями товара, спрос на него быстро увеличивается. Соответственно растут объем продаж и прибыль, а расходы на рекламу уменьшаются.

Зрелость товара наступает, когда большинство покупателей уже приобрело его. Поэтому темпы роста продаж падают, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

При насыщении рынка товаром рост его продаж не наступает, даже если предпринимаются усилия по их стимулированию. Тем не менее прибыль торговли на этой стадии жизненного цикла товара может увеличиться из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии, снижение брака и т. п.).

Стадия спада -- это период резкого снижения сначала продаж товара, а затем и прибыли.

Предприятие торговли на основе изменений темпов продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время товар, и принимает различные меры, способствующие поддержанию спроса на него (проводит рекламные акции, снижает цены и др.).

Услуги торговли. Услуга является результатом непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Услуги, оказываемые населению, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальные услуги удовлетворяют материально-бытовые потребности потребителя. Они обеспечивают восстановление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Поэтому к материальным услугам, в частности, относят бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, услуги общественного питания, услуги транспорта.

Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают нормальную жизнедеятельность потребителя. С их помощью обеспечивается духовное и физическое развитие, повышение профессионального мастерства, поддержание и восстановление здоровья личности. К социально-культурным могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

Услуга торговли -- это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельностипродавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Услуги торговли можно разделить на две группы:

  • * услуги оптовой торговли (оказываемые предприятиями оптовой торговли);
  • * услуги розничной торговли (оказываемые в магазинах и других предприятиях розничной торговли).

Основная услуга торговли -- это реализация товара. Однако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, связанных с закупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым покупателям, предпродажной подготовкой в розничной торговле и др. Иными словами, именно оказание различных услуг, предшествующих реализации товаров и связанных с ней, составляют основу коммерческой деятельности любого предприятия торговли.

Услуги как оптовой, так и розничной торговли по своей сути являются посредническими. Причем, учитывая многообразие таких услуг, часть из них относятся к материальным (например, перевозка товаров, их хранение, подготовка к продаже и пр.), а часть -- к социально-культурным (например, предоставление консультаций покупателям, информационные услуги и др.).

В процессе коммерческой деятельности должны комплексно решаться как экономические, так и социальные задачи. На первый план выдвигается цель -- получить прибыль, которая также служит средством для решения других не менее значимых задач. в том числе и социальных; и предполагает высокую экономическую подготовку" специалиста по коммерческой работе.

Основными задачами коммерческой деятельности являются:

  • * формирование отношений хозяйствующих на рынке субъектов на взаимовыгодной основе;
  • * повышение рати договоров поставки, укрепление договор- вой дисциплины:
  • * развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;
  • * зашита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
  • * внедрение прогрессивных методов оптовой розничной торговли;
  • * повышение уровня работы по изучению спроса,экономическому обоснованию потребности в товарах;
  • * совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;
  • * стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных уступ
  • * своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке.

Для достижения положительного коммерческого результата требуются усилия по наращиванию преимуществ торговой организации в любой ситуации, даже если она работает на рынке успешно. Коммерческая работа должна проводиться активно, обеспечивать систематическое увеличение объемов продажи товаров и услуг при обеспечении рентабельной работы торговой организации.

Субъектами коммерческого права могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:

1) юридические лица;

2) граждане-предприниматели;

3) специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.

В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика.



Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки. К таким организациям относятся, к примеру:

1) товарные биржи;

2) оптовые ярмарки;

3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).

Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:

1) специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким организациям можно отнести:

а) товарные биржи – организации, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам;

б) валютные биржи;

в) фондовые биржи;

г) выставки-ярмарки;

д) торгово-промышленные палаты;

2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом:

а) независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:

– дилеры – специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара;

– торговые дома – многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;

– трейдеры – специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях;

– стокисты – особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;

б) посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному виду посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.).

Дистрибьюторы классифицируются на:

– регулярные – имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;

– нерегулярные – арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках;

в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:

– брокеры – организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров;

– агентские фирмы – подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка.

Классификация видов торговли:

1.по месту проведения А)Внутр.-в пределах 1 гос-ва Б)Внешн:-экспорт,-импорт,-транзит,-в СССР реэкспорт

2. По степени приближения товара к потребителю А)Опт Б)Розничн.

3. по средствам передв-я тов.: а)сухопутн б)морск в)воздушн

Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права , как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки . По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности". Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности , которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе "Коммерсанты" книги первой "Торговое сословие" Германского торгового уложения.

В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

Систематизацию видов субъектов коммерческого права можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли: 1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность; 2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленный вид деятельности (например, предприятия - заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и др.); 3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием , ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования , выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества ; 4) хозяйственные общества ; 5) потребительские кооперативы ; 6) субъекты РФ ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров .

В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности. По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 - "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 - "Поставка товаров". В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства , предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония). Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам .

С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли". Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты , также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав . По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки , договор контрактации, договор мены . В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды , доверительного управления , займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями , договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

Поэтому наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов коммерческого права по объекту коммерческой деятельности (объекту коммерческого правоотношения) . По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают "пассивными" участниками торгового оборота.

2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих . Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права ; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным Правительством РФ . Согласно п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации , целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации , целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

Юридическая категория "некоммерческая организация" является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права . Впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Дальнейшее формирование подынститута некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплены в ст. 50 части первой ГК РФ. В.В. Залесский указывал, что "деление на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами".

Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ . Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

Б.И. Пугинский отмечает, что "возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи .

Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах".

Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

  1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
  2. федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  3. организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

  1. государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;
  2. государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;
  3. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;
  4. государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  5. государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

  1. Федеральное медико-биологическое агентство;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

  1. выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
  2. выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;
  3. соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;
  4. выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

  1. устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
  2. принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;
  3. определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
  5. формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;
  6. определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  7. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  8. производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
  9. осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

Субъекты коммерческой деятельности подразделяются на две группы: предприятия и организации, занятые предпринимательской деятельностью, и покупатели. Предприятие является основным звеном экономики, хозяйствующей структурной, субъектом коммерческой деятельности.

Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Законами Российской Федерации гарантируются:

* право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество; равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;

равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;

защита имущества предприятий от незаконного изъятия;

* свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;

* недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином -- индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Юридическое лицо -- организация (объединение граждан), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Признаки юридического лица:

* имущественная обособленность, т.е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

* самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;

* самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда;

и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;

* организационное единство, т.е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Предприятие -- самостоятельно хозяйствующая организация с правом юридического лица, созданная в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:

* самостоятельно принимает решения;

* реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

* стремится к получению дохода и реализации других целей.

Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход (ПРИЫЛЬ) независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.

Предприятие -- это коммерческая организация (производственная организация), т.е. организация, нацеленная на получение прибыли.

Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.

Исследование предпринимательской деятельности предприятий предусматривает их классификацию по следующим признакам.

1. По отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности:

* производственные, * строительные,* торговые, * научно-производственные и др.

2. По форме собственности: * государственные * муниципальные * частные * смешанные.

3. По характеру правового режима собственности: * индивидуальные, * коллективные, * с общей долевой собственностью, * с общей совместной собственностью.

4. По мощности производственного потенциала (размеру предприятия): * малые * средние * крупные.

5. По преобладающему производственному фактору: * трудоемкие, * капиталоемкие, * материалоёмкие.

6. По принадлежности капитала и контролю над ним: * национальные, * иностранные, * смешанные.

7. В зависимости от пределов ответственности: * с полной ответственностью, * с ограниченной ответственностью.

8. По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности: * полное товарищество, * товарищество на вере, * общество с ограниченной ответственностью,* общество с дополнительной ответственностью * акционерное общество, * производственный кооператив, * унитарное предприятие,

9. По виду производимой продукции: * предприятия по производству товаров, * предприятия по оказанию услуг.

Классификация по виду и характеру деятельности. Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны -- промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д. (Заметим, что международными и российскими стандартами предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности при регистрации каждой хозяйственной единицы. Для этого в РФ используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса, общности используемого сырья, профессиональным составом кадров и пр. Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).

Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

Классификация по размерам предприятия. Размеры предприятий принято определять в первую очередь количеством (занятых) работников.

По количеству (занятых) работников различают:

малые -- до 50 занятых;

средние -- от 50 до 500 (иногда -- до 300);

крупные -- свыше 500, в том числе особо крупные -- свыше 1000 занятых.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками -- объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.

Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:

* увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса -- главного гаранта политической стабильности в

демократическом обществе;

* рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии

* различных социальных групп;

* селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

* создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

* трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

* ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

* мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. было определено понятие малого предприятия (МП).

Под субъектом малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Как видно из данной нормы, обязательным требованием к МП является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале МП. Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым -- установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте -- 100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере -- 60; в оптовой торговле -- 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек.

Распределение малых предприятий (табл. 1.1) по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами" (Россия в цифрах: Стат. сб. Госкомстата РФ. М.: Финансы и статистика, 1999).

На 1 января 1999 г. в России функционировало 868 008 МП. Если сравнить 1998 и 1997 гг., то их число несколько увеличилось.

Таблица 1.1. Распределение МП по отраслям

Отрасли экономики

в процентах к итогу

в процентах к итогу

в процентах к итогу

В том числе: промышленность

сельское хозяйство

строительство

транспорт

Торговля и общественное питание

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

Информационно-вычислительное обслуживание

Операции с недвижимым имуществом

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

Прочие виды деятельности сферы материального производства

Жилищно-коммунальное хозяйство

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Здравоохранение

Образование

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, Страхование, пенсионное обеспечение

Другие виды деятельности сферы нематериального производства

Вторая группа субъектов коммерческой деятельности представлена потребителями. Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций.

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потребитель», принятое в отечественной и зарубежной практике, а также показать специфику коммерческой деятельности при взаимодействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Законе РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ): «Потребитель -- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в зарубежной практике несколько иное. В МС ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» дано следующее определение термина: «Потребитель -- получатель продукции, предоставляемой поставщиком».

Таким образом, в отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в международной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производства новых видов продукции или услуг.

Служба сбыта предприятия взаимодействует непосредственно с потребителем. Их деятельность направлена на конечный результат -- реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого необходимо не только сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только достаточно полное знание товара дает возможность справиться с поставленными задачами.