Народные промыслы урала. Народные промыслы как творческий потенциал народов северного урала. Лаковая роспись по металлу

Первым делом определимся с терминами: ремесло — это когда прямыми руками делают что-то полезное в быту, а промысел это примерно то же самое, но (в нашем случае) еще и для красоты. Кстати, добывать мясо моржа или рог единорога для продажи — это тоже промысел, но мы именно о рукоделии.

Первым делом на ум приходит, конечно, художественное литье в Каслях и Кусе. А между тем, не чугуном единым жил регион, но и баянами, и самогоном. Ну, давайте по порядку.

Ушата, бочки и прочие шайки

Практически до XX столетия бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.

Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшийся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”.



Уральские валенки

Там, где -30 это обычное дело, без валенок просто никак. Ну не было до революции никаких альтернатив валяной обуви. Пимокаты (спецы по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц — 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.

Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных.



Каслинский баян

Родина Каслинского литья раскрыла себя с неожиданной стороны. Оказывается, еще до войны здесь изготавливали баяны. Так, например, в газете «Каслинский рабочий», №58 от сентября 1937 года читаем следующее: “Слесарь Каслинской школы шоферов и автомехаников Скулкин создал ориги нальный музыкальный инструмент, назвав его “Баян-оркестр”. Инструмент имеет вид небольшого, красиво отделанного столика, на котором горизонтально, подобно пианино, расположена басовая и голосовая клавиатуры. С помощью специальной педали сидящий за столиком музыкант ногой накачивает воздух в меха баяна… 5 сентября 1937 года в клубе им. И. М. Захарова состоялось общественное прослушивание изобретения музыканта-умельца. Мелодичная и достаточно громкая музыка вызвала восторг у присутствующих. Инструмент получил полное одобрение у музыкантов поселка”.


Самогон и аппаратура


Спиртное дорожает, качество его — падает. И в активе каждого второго любителя заложить за воротник всегда найдется история про “тот самый самогон”, который варила в его родной деревне заветная бабуля. Действительно, о достаточно активной деятельности дворовых бутлегеров на Урале известно давно, слово “самогон” же вошло в обиход сразу после революции. Не стоит путать самогоноварение с производством контрафакта, “паленки”: обычно объемы выработки у самогонщика столь ничтожны, что хватает едва-едва обеспечить соседей, о выходе на сколь-нибудь значимый рынок говорить не приходится.

Напомнить о старом “дяде Сэме”, как кличут самогонку в народе, взялись производители дистилляторов. В Челябинске, к примеру, есть цех, который сначала паял именно устройства для очистки воды, но после небольшой доработки технологической линии, предприниматели выпустили на прилавки самогонные аппараты. Нетрудно догадаться, новое изделие стало пользоваться куда большим спросом, чем дистилляторы.

Призываем вас соблюдать умеренность в употреблении алкоголя, а лучше отказаться от него полностью даже без наличия к тому медицинских показаний.



Златоустовская гравюра

В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.

К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно.



Традиционный костюм

Регион у нас, с точки зрения этнического состава, похож на тот хипстерский смузи: ингредиентов много, а попробуй разберись, где кто, так все перемешалось. То же и с традиционным костюмом: в емкое понятие “костюм Южного Урала” вложились и башкиры, и татары, и финно-угры, и даже казахи. Тем не менее, исследователи отмечают: вышивка у нас встречается весьма специфическая, традиционная для региона.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Разумеется, все создавалось руками, на пяльцах или без оных, и никаких вышивальных машин.



Гончарное дело

Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке.



Фарфор

Южноуральский фарфоровый завод — один из первых в СССР, основан в 1961 году. Сайт предприятия не обновлялся с 2001 (!) года, до того времени предприятие исправно выпускало заурядный сервиз невзыскательному потребителю. А вот во времена великого Союза продукция была довольно нетривиальная, просто посмотрите на фото!



На фото: статуэтка "Девушка с изоляторами"
Камнерезы

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А “ювелиркой” с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.



Кузнечное дело

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали.

На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.

Хуснутдинова Есения

Исследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и ремесла поселка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проект

«Уральские промыслы»

2018 год

Стр.

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Народные промыслы и ремесла Челябинской области……………..8

1.1 Каслинское литьё…………………………………………………………

1.2 Камнерезное искусство……………………………………………………

1.3 Гончарное дело………………………………………………………………

1.4 Пимокатное дело…………………………………………………………..

1.5 Бондарное дело………………………………………………………………

Глава 2 . Народные промыслы и ремесла поселка Муслюмово.…………….10

2.1 Ручная вышивка, лоскутное шитье, вязание……………………………..

2.2 Пчеловодство……………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………. 19

Список литературы…………………………………………………………… 20

Приложение……………………………………………………………........... 21

Введение

Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Издавна занимались люди промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи .

Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название.

Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.

В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда» .

Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.

Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.

Чтобы заполнить пробелы в знании промыслов, я и начала свою проектную работу по изучению промыслов Челябинской области и поселка Муслюмово.

Актуальность выбранной темы

Человек должен знать историю, традиции и обычаи того места, где он живет. А чтобы их знания и умения не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Знакомясь с творчеством мастеров, мы становимся человечнее, добрее, потому что в их работах слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.

Цель: знакомство с народными промыслами Челябинской области и поселка Муслюмово

Задачи исследования :

Собрать материал о промыслах Челябинской области и поселка Муслюмово;

Выявить мастеров поселка Муслюмово, занимающихся промыслами и ремеслами;

Систематизировать и обобщить материал о них;

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, обычаи и традиции, в том числе промыслы, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение, будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Предмет исследования – промыслы и ремёсла Челябинской области, поселка Муслюмово.

Формы и методы работы - обзор периодических изданий, краеведческих источников литературы, поход в районную библиотеку, беседа с мастерами – умельцами.

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа может использоваться на классном часе в школе.

Глава 1. Промыслы Челябинской области

1.1 Каслинское литьё

Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья.

В 1747 году на берегу озера Касли, среди уральских лесов тульский купец Яков Коробков поставил Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для него было выбрано удачно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.

В 1752 году Каслинский завод перекупил Н. Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. На Каслинском заводе изготовляли и отправляли в Центр России пушки и ядра. Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было самого высокого качества в мире!

Следующий владелец заводов вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.

В 1823 году на Каслинском заводе появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

В первой трети XIX века на многих металлургических заводах России осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, в связи с новыми производственными и экономическими отношениями, а также отсутствием заказов на архитектурное литье, предприятия прекращают специальный выпуск художественных изделий из чугуна. Однако Каслинский завод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при этом производство. Предприятие переориентировалось на изготовление так называемого «кабинетного» или камерного литья. Также мастера научились делать изумительной красоты шкатулки, вазы, торшеры, ажурные подносы, тарелки, скульптуры. Эти вещи были изготовлены очень изящно. Трудно было поверить в то, что они сделаны из чугуна.

Нельзя забывать и о бытовом литье, предназначенном не только для украшения быта, но и для практического использования в житейском обиходе. Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которые часто встречаешь в квартирах - все это произведения искусства, в них много своеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства .

1.2 Камнерезное искусство

В первой четверти 18 века на Урале уже работали камнерезы- самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. До рубежа 18-19 вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную. Молоток, долото, напильники - были основными инструментами мастера - каменщика Обработанные черновые изделия шлифовали тяжелыми чугунными гладилками, После шлифовки каменное изделие подвергали полировке. Перед полировкой все трещины и поры в камне, оставшиеся после обработки, тщательно заделывали подобранной под цвет камня мастикой; камень промывали водой и протирали тряпкой. Для того чтобы придать готовому изделию зеркальный блеск, его посыпали полировальным порошком.

Основные центры камнерезного искусства- город Челябинск, Златоуст, Миасс .

1.3 Гончарное дело


Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины. Технологический цикл гончарного производства весьма простой: добыча и подготовка глины, выделка изделий на гончарном круге и вручную, сушка, обжиг. Сбывали гончарные изделия на ярмарках: Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской. Во всех местных центрах ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки. Уральской глиняной посуде были присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины, линейный, волнистый и налепной кольцевой орнамент. Можно констатировать, что на Урале существует основательная традиция керамического искусства, зафиксированы и описаны разнообразные центры керамического производства, отличающиеся как технологическими приемами, так и обликом и составом продукции .

1.4 Пимокатное дело

Село Бродокалмак славится сапоговаляльным цехом. Производству валенок в Бродокалмаке больше ста лет.

Во времена перестройки бродокалмакский сапоговаляльный цех пришел в полный упадок. В 2002 году образовалось предприятие «Феникс», выпускающее 250 пар валенок в месяц.

Пимокатное дело Бродокалмака широко известно за его пределами было еще в 19-20 веке, и в настоящее время этим ремеслом продолжают заниматься. В конце 19 - начале 20вв. в с. Бродокалмак овец держали почти в каждом хозяйстве. Стригли овец весной, т.к. весенняя шерсть более прочная, длинная, жирная. Шерсть осенней стрижки использовали мало, т.к. связанные из неё вещи при носке сильно скатывались. Из «осенины» катали валенки. После того как овец остригли, руно расстилали на пологе, сушили на солнце, затем сразу перебирали от репья и мусора, т. к., если репей высохнет то потом его сложно убрать. Перебранную шерсть складывали в мешки или корзины и подвешивали в чулан для дальнейшей просушки.

Первый этап производства – механизированный, но тяжелый, потому что пыльный и шумный. Шерстобитная машина шерсть разбивает, удаляя грязные элементы.

Так вот добытая в трудах и взбитая шерстяная масса небольшими клочками укладывается в чесальную машину, состоящую из множества валов с тонкими иголками. Пропущенная через тысячи иголок шерсть тонким, мягким, как паутинка, полотном наматывается на исходный большой вал без иголок, с которого легко снимается, взвешивается и отправляется под пресс. Формируются заготовки – шерстяные пласты для будущих валенок.

Сросчицы, сращивают шерсть и делают непосредственно валенки.

Завершающий этап производства состоит из множества операций: сначала огромные пимы прокатывают в катальной машине, после чего они становятся плоскими. На ночь замачивают в кислотном растворе для придания обуви необходимой твердости. Потом валенки стирают в горячей воде. Распаренные валенки вытягивают на специальной машине, а для придания формы вставляют в них колодки и приборы. Мокрые валенки с колодками и приборами внутри сушат в печи двое суток при температуре 80-100 градусов. Затем формы вынимают, а готовые русские сапоги маркируют и отправляют на склад. Технологический процесс изготовления каждой пары валенок занимает четыре рабочих дня. Вроде бы процесс завершен, но есть в пимокатном цехе одно новшество. Часть готовой продукции до продажи попадает к вышивальщицам .


1.5 Бондарное дело

В старину секреты бондарного промысла передавались от отца к сыну. Пользовался народ деревянными бочками, разнообразной посудой для дома и хозяйства повсеместно, и были они в каждом доме.

Изготовление кадка начинается с заготовка клепок, тех дощечек, из которых собираются стенки и дно изделия. Когда-то их заготавливали прямо в местах рубки деревьев. И мастера с помощниками кололи прямо на делянках пеньки на заготовки клепок. Сейчас используют пиленые доски.

После того, как клепки подогнаны по кругу одна к другой, их собирают на "рабочий" обруч, который впоследствии снимут и заменят на постоянные.

Затем стенки кадки строгаются изнутри особым рубанком - горбуном, имеющим выпуклый нож и скругленную подошву для придания дереву нужной внутренней окружности. На одну ведерную кадку может пойти от трех до пяти обручей. Когда готовые обручи нагнали на заготовку кадки, готовится дно и вставляется в особый паз, называющийся утор .

Глава 2. Народные промыслы и ремесла поселка Муслюмово.

2.1Ручная вышивка, лоскутное шитье, вязание.

Искусство вышивания насчитывает века. «Находки археологов подтверждают, что уже в 9 – 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка)». Русские ремесла и старинные народные промысли России .

Раньше ткать умела почти каждая женщина с детских лет. Сохранились цветные половики, полотенца, накидки для комода, телевизора у Султановой Лилии Лутфулловны. Эти все изделия изготовила мама Лилии Лутфулловны – Абдрахманова Сажида Гумаровна. Деревянный ткацкий станок в прошлом был необходим в каждом доме. Издавна женщины долгие часы проводили за ним, чтобы обеспечить семью одеждой, а дом – разными предметами обихода. Сейчас ткацкие станки редко где сохранились в целом виде. Посетив районный музей, я увидела такой станок[Фотография 1,2].

Дома я узнала, что моя бабушка тоже умеет вышивать гладью, и раньше ткала полотенца [Фотография 3,4,5].

Султанова Лилия Лутфулловна - мастерица на все руки. Кажется, попади в её руки на несколько минут иголка с ниткой или спицы, крючок она тут же непременно создаст какой–нибудь узор . Лилия Лутфулловна с детства занимается вязанием крючком и спицами. В её коллекции очень много изделий. По рассказам Лилии Лутфулловны , сначала были небольшие салфетки, а теперь она вышивает целые картины, которые дарит родственникам, друзьям. После того, как я увидела картины, вышитые крестиком, у меня появилась цель научиться вышивать.

Одной из самых мастеровитых рукодельниц села считается мама Кульмухаметовой Лилии Мавлютовны, тетя Маулиха. Она славится как вышивальщица. Свое искусство передала дочери Лилии Мавлютовне. Её готовые изделия создают в доме уют и хорошее настроение это скатерти и салфетки, наволочки и платки.

Сейчас можно приобрести все готовое, но в этих вещах, сделанных машинами, нет души, частички которую вкладывает в каждую из них рукодельница.

Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. В школе ведется кружок вязание. Ведет этот кружок Мингажова Ямиля Мисбаховна -учитель математики. Ученики с удовольствием ходят к ней на занятия и учатся вязать. Сама Ямиля Мисбаховна вяжет кофты, безрукавки, носки, варежки, береты и многое другое .

2.2 Пчеловодство

Природа подарила людям много ценнейших продуктов, обладающих лечебными свойствами. Одно из чудес природы – пчелиный мед.

Наверное, все знают поговорку «Трудолюбив, как пчела». А порядок и чёткость в работе пчелиной семьи можно сравнить с работой компьютера.

Человек издавна собирал мед. Сначала это был просто разгром пчелиных гнезд, потом человек стал брать половину богатства пчелиного дома, понимая, что после зимовки, летом, он может снова вернуться к гнезду и снова взять половину запасенного меда. Потом человек стал готовить в деревьях дупла, и пчелы охотно в них поселялись. Теперь уже "свою половину" человек брал по праву "квартиросдатчика". Так появились "бортные урожаи".

При общении с пчелами человек пришел к мысли; а не попробовать ли вырубить пчелиную борть из ствола дерева и перенести к дому? Так появились пасеки, сострившие из древесных колод. Пчелы мирились с близостью человека и теперь уже "узаконенным" дележом меда.

В поселке Муслюмово занимаются пчеловодством семья Султановых, Ершовых, Латыповых.

Главная в пчелиной семействе одна пчела-матка. Она откладывает яйца, из них образуются личинки, а из личинок появляются пчёлы. Поэтому пчёлы заботятся о ней. На сотах, среди других пчёл, она больше обыкновенной пчелы, у неё длинные крылья и ровное тело. Хоботка у неё почти не видно, но он ей и не нужен. Она не собирает мёд, матку кормят рабочие пчёлы.

В начале лета появляются крупные пчёлы без жала - трутни. Это нерабочие пчёлы мужской особи.

И конечно, главная труженица – это рабочая пчела. Их численность в маленьких семьях - несколько сотен, в больших - до 80 000. Труд в пчелиной семье разделён. Каждая группа пчёл выполняет только свои обязанности. Днём пчёлы садятся и взлетают от домика непрерывно, образуя в воздухе цепочку. Они собирают нектар, работают. Пчёлы, которые ползают у летка, входа в домик, могут подлетать к человеку, который недалеко от улья, они могут ужалить. Это охранники. Есть еще пчёлы, которые только покажутся из домика и заползают обратно. Они выполняют работу по дому: кормят личинок, чистят соты, проветривают улей. Такое разделение связано с возрастом пчелы .

По словам Султановой Лилии Лутфулловны, за пчелами нужен особый уход. Постоянно осматривать пчелиные семьи. В период роения необходимо постоянно находиться на пасеке[Фотография 6,7,8].

Зимой пчелы находятся в подполе. В начале апреля расчищают снег на пасеке, в саду для того, чтобы выставить пчелиные улья. Необходимо пустые улья хорошо промыть внутри. Затем пересаживают пчелиные семьи в обработанные ульи.

В начале июня у пчел начинается процесс роения. Нужно караулить пчел, чтобы собирать в специальный ящик и через сутки отпустить рой в новый улей.

После процесса роения у пчел начинается медосбор. В это время ставят в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, снимают магазины и откачивает мед .

Выводы

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками.

Изучив традиционные промыслы и ремёсла моего края, я обрадовалась тому, что на земле моей, малой родине, есть такие мастера - умельцы, которые могут служить примером для молодого поколения. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом.

Мне приятно было узнать в знакомых людях творцов, увидеть дивные работы мастеров, воспевших красоту родного края.

Я ими очень горжусь! И ещё с большей любовью отношусь к своим землякам и своей малой родине.

Каждый человек должен знать историю и традиции своего народа и своей родины. Что бы она не рассыпалась по крупинкам, не затерялась во времени.

Заключение

Ремёсла, которые в далёкие, а в некоторых случаях и не очень далёкие времена, имели широкое распространение на территории нашего села, были вытеснены из повседневной жизни крестьян массовым производством доступных по цене предметов быта и стали этнографической редкостью.

Для сохранения ремесла надо перенимать опыт старожилов, учиться их ремеслу, чтобы народные ремёсла продолжали жить. И всё, что мы собираем о народных умельцах, нужно увековечить в сборниках воспоминаний об их жизни и деятельности, фото и видеоматериалах, потому что в каждом ремесле вырабатываются свои особые приёмы, своя технология, свои секреты подготовки материала, которые с уходом мастеров утрачиваются. Нам надо успеть перенять это искусство у тех, кто остался.

Ремесло – это наша гордость. Я сумела понять значимость этого ремесла, заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с народными умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они со мной поделились.

Время уходит безвозвратно, и мы, молодые, должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить народную, самобытную культуру наших предков для себя и будущих поколений.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999-196с
  2. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. В 4 т. Т. 2. – М.: Аванта+, 1996. – 706 с.
  3. Латюшин В.В. Челябинская область.Атлас. Изд.5-е, перераб. И доп.- Челябинск: АБРИС,2014-32с
  4. Нечай И. Р. В Бродокалмаке уже более 100 лет существует производство валенок, газета «Медиазавод», 17.02.2012
  5. Смирнов В. И. Чугунное литье мастеров Урала. - М., 1954.-94с
  6. https://znaytovar.ru/s/xudozhestvennaya-obrabotka-kamnya.html
  7. http://uraloved.ru/obo-vsem/remeslo

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Подготовила педагог дополнительного образования Карпук Надежда Александровна Челябинская область город Бакал, МБУДО «Дом детского творчества»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МБОУ ДОД ДДТ г Бакал Карпук Надежда Александровна. Мастер-класс: «Тагильсккий вензель» Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства

4 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство поражает двумя особенностями: всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народные декоративно-прикладные промыслы - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

5 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство как одна из форм информационной культуры. Традиционное искусство, помимо своей несомненной значимости как результата творческой деятельности того или иного народа, является и ценнейшим этнографическим источником, привлекаемым при решении этногенетических и многих культурно-исторических проблем. В его образах и символах зашифрована информация о развитии мировоззрения наших далеких предков. Начиная с самых древнейших этапов становления человеческой культуры, творчество гармонично соединяло в себе два метода познания и преобразования действительности - художественный и интеллектуальный, в нем нашли выход и слились воедино искони присущие человеческой природе стремления души и ума.

6 слайд

Описание слайда:

К народным промыслам Урала относится Уральская домовая роспись Камнерезное искусство Урала Уральское чугунное литьё Гончарство и глиняная игрушка ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Каслинское литьё Златоустовская гравюра на стали Художественная обработка меди ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Пуховый платок БАШКОРТОСТАН Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия Хлопчатобумажные комбинаты

7 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

8 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В 1726 году по инициативе основателя города Челябинска Василия Никитича Татищева в Екатеринбурге была создана гранильная мастерская, ставшая впоследствии гранильной фабрикой. Со второй половины 19-го века камнерезные предприятия появились в Березовском, Верх-Исетском, Полевском, Мраморском, Нижнеисетском заводах, поселке Шарташ. Нынешние мастера - ювелиры и камнерезы - возрождают и продолжают традиции Данилы-мастера. Широко были известны в прошлом и текстильные изделия уральских мастериц. Многие жители поселка Верх-Исетского завода занимались кружевоплетением на коклюшках, а в деревнях и селах, окружающих Екатеринбург, женщины изготавливали ковры ручной работы. И по сей день в селе Бутка существует фабрика ручного ковроткачества.

9 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской епархии.

10 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие "Пятков и К", ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов. Развивалось на Урале также искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских.

11 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие "Метальная лавка" в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

12 слайд

Описание слайда:

Тагильский Вензель Нижний Тагил, основанный тульским кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым в 1725 году славился и славится талантливыми крепостными ремесленниками владельцев уральских металлургических заводов – Демидовых. Изделия их знали не только в России, но и за границей. И по сей день кое-где еле угадываются островки старых, но, еще добротных строений прошлого столетия. В одном из них, бывшем демидовском заводоуправлении, размещается теперь местный историко-краеведческий музей. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их живописью.

13 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров, человек жесткого и упорного нрава. Ему молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, тверд - не процарапывался ножом, устойчив к жару - ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нем, пепел останется - и все». Свое умение старик передал сыновьям Вавиле и Федору

14 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. В 1784 году братья Худояровы писали «ярких бабочек и птиц» на железных лакированных пластинах для дома Демидовых в Москве. За эту работу они были награждены кушаками, шапками и сукном на кафтаны, а их отец (ему уже было за шестьдесят) освобожден от заводских работ. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова - Павел, Исаак и Степан, талантливые живописцы. Павлу принадлежит картина «Листобойный цех», редкое по тем временам изображение труда рабочих.

15 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель В Тагильском музее хранятся работы старых мастеров…И хотя потускнели на них от времени краски, но все так же, будто живые, светятся цветы, и, словно стекло, отсвечивает лак. Русский путешественник XVIII века академика Петр Паллас, писал, что на Урале «бывают вещи, лаком наведенные, не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». А ведь это народное искусство, развившееся на уральских железоделательных заводах в первой половине XVIII века, могло исчезнуть навсегда, если бы не кропотливый и бескорыстный интерес к нему многих сегодняшних хранителей нашей культуры. Правда, один секрет уральской лаковой живописи и по сей день не разгадан.

16 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа, затем подбирал шесть заготовок так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, укреплял «шестерку» на чугунной желобильне. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» - загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь «воронить». Эта процедура повторялась несколько раз.

17 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель После лакировки поверхность изделия приобретала глубину, начинала таинственно поблескивать. Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом - пламенную вечернюю зарю, в третьем - теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит». После сушки поднос еще раз тщательно шлифовали и только после этого он попадал в руки живописцев - «писак». Вы думаете что – то изменилось с тех далеких времен?... Нет единственное, что заготовки штампуют без применения ручного труда.

18 слайд

Описание слайда:

Мастер-класс Тагильский вензель Предлагаю вашему вниманию, где на сегодняшний день используется Тагильский вензель. Вы видите, что расписаны самые разнообразные предметы быта.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Мастер-класс Тагильский вензель Нижний Тагил – богатый металлами город, принимал и раскольников и беглых, которые могли приложить свои «золотые руки» не только обогащению Демидовых, но и самих себя. И что немаловажно, самообогащение стало еще одной причиной образования самобытной культуры Урала. Русский народ, даже будучи христианским, имел глубоко засевшие языческие корни, традиция украшать предметы обихода так и осталась, возможно, именно поэтому изделия из плющеного металла стали расписывать. Есть предположения, что тагильская роспись по металлу берет свои истоки из старообрядческой иконописи, однако существует и другая версия, в которой говорится, что такой росписью могли увлечься туринские ремесленники. Так или иначе, нижнетагильский поднос стали украшать ею.