Правовое регулирование гостиничной деятельности. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг цаликова марина борисовна

Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей.

Так, ГОСТ 1994 года «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» дает следующие определения видов размещения: гости­ница - предприятие, предназначенное для временного проживания (допустимое минимальное число номеров в гостинице – 10); мотель - гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги.

В другом нормативном документе 1997 года - «Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», дает­ся следующее определение.

Гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназ­наченный для предоставления услуг».

Согласно ГОСТу Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» под средством размещения туристов понимается любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиницы, турбазы, площадка для кемпинга и другие).

Таким образом, совершенно очевидно, что современное законодательство РФ, определяющее услуги размещения, не рас­крывает в полном объеме значения понятий «средство размеще­ния» и «гостиница».

Следовательно, уместным может быть следующее определение гостиницы:

Гостиница - это хозяйствующий субъект (предприятие), представляющий собой средство размещения, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых являются услуги размещения и питания.

В данном определении указывается на обязательное наличие двух главных услуг в гостинице - размещения и питания.

Гостиницы характеризуются следующими признаками:

Обладают номерным фондом, объем которого превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

Характеризуются определенным перечнем обязательных услуг: уборка номера, ежедневная заправка постелей, уборка санузла, обслуживание в номерах;

Обладают определенным ассортиментом дополнительных услуг;

Сгруппированы в классы и категории в зависимости от оснащенности и особенностей предоставляемых услуг.

Исходя из определений ГОСТа Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», услуги средств размещения - деятельность организации, индивидуального предпринимателя по размещению туристов и оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и др.) услуг.

Если говорить о гостеприимстве как о составной части туризма, то все туристские услуги можно разделить по функциональному назначению, и они подразделяются на: материальные и социально-куль­турные.



К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (ук­репление и восстановление здоровья, духовное и физическое раз­витие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образова­ния и т.д.

С другой стороны, в создании туристских услуг принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и дру­гие организации, услуги которые относятся к сфере материаль­ных услуг.

Рассмотрим основные услуги из определения «гостиница»: размещение, питание и дополнительные услуги.

Во-первых, в пользование клиентам предоставляются специальные помещения (гостиничные номера),

Во-вторых, предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: портье по приему и оформлению гостей, горничным по уборке гостиничных номеров и т.д.

Что является основным элементом услуги размещения?

Гостиничные номера являются основным элементом услуги размещения.

Номер - помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Койко-место - площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

В гостинцах имеются различные категории номеров, отличающиеся площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением. Однако независимо от категорий каждый гостиничный номер должен иметь следующую мебель и оборудование:



Кровать;

Стул или кресло в расчете на одно место;

Ночной столик или тумбочку в расчете на одну кровать;

Шкаф для одежды;

Общее освещение;

Информацию о гостинице и план эвакуации на случай пожара и т.д.

2. Услуги по предоставлению питания состоят из комбинации различных процессов:

Производственного (приготовление блюд на кухне),

Торгового (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков),

Сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах)

К законодательным основам, регулирующим де­ятельность гостиничного хозяйства в России, относятся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья), определяющий основные права и обязанности предпринимате­лей, обеспечивающий и защищающий экономические и личные права граждан, устанавливающий правила об имущественном и рыночном обороте.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая, определяющий фи­нансовые обязательства перед государственными органами, му­ниципальными учреждениями.

3. Федеральный закон «Об осно­вах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет прин­ципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого тур. рынка в РФ, регулиру­ющий отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свобо­ду передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ническом регулировании» вступил в силу 01.07.2003 г.

8. Международная гостиничная конвенция касательно за­ключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами, всту­пившая в силу 15 июня 1979 г., призванная регулировать под­писание и исполнение гостиничных контрактов международного характера.

9. Международные гостиничные правила, одобренные сове­том Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г., призванные информировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

10. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 октября 1999 г., 15 сен­тября 2000 г.). В нашей стране данное постановление является основным нормативным документом для таких предприятий, как гостиница. Исходя из требований, предъявляемых этим документом, хозяйст­вующие субъекты, предоставляющие гостиничные услуги, орга­низуют процесс их оказания.

11. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения». Приказ Федерального агентства по туризму Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».

О прекращении применять на территории РФ ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в связи с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 года № 1004-р с 1 августа 2006 года.

13. Госстандарт России Постановлением от 27 нюня 2003 г. №63 постановил «признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2000г. для применения в Российской Федерации».

Перечень основных национальных стандартов сферы туризма:

ГОСТ 30335-95 «Услуги населению. Термины и определения».

ГОСТ 28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

ГОСТ 30389-95 «Общественное питание. Классификация предприятий».

ГОСТ 30523-97 «Услуги общественного питания. Общие требования».

ГОСТ 30524-97 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу».

ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».

ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества».

ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».

Д.А. ЖМУЛИНА,
соискатель кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ

В статье на основе детального анализа действующего законодательства исследуется система государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг в Российской Федерации, а также сформулированы предложения по совершенствованию регулирования данной сферы.
В сфере оказания гостиничных услуг задействовано немало людей, которые обслуживают огромное количество потребителей. Это не предпринимательство, рассчитанное на узкий круг, а индустрия, предлагающая современному обществу с его разнообразными запросами условия для отдыха.
Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется путем нормативно-правового регулирования данной сферы, а также с помощью стандартизации и классификации гостиниц и других средств размещения, создания благоприятных условий для инвестиций в гостиничную индустрию.
Правовое регулирование услуг, в частности гостиничных, начинается с Конституции РФ, где указано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), а также закреплены основные права и свободы человека и гражданина, важные для этой сферы, в том числе право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на отдых (ч. 5 ст. 37).
В ГК РФ услуги выделены в качестве самостоятельного объекта прав (статьи 1, 2, 128 и др.). Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, значимость которой состоит в том, что в ней заложен фундамент для гражданских правоотношений, еще не поименованных в данном кодексе. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В п. 2 ст. 779 ГК РФ, содержащем перечень услуг, гостиничные услуги не указаны. Однако это не означает, что правила главы 39 ГК РФ не применяются к таким отношениям, так как приведенный перечень услуг не является исчерпывающим.
Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг - Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности). Данный закон распространяется на гостиничную деятельность только косвенно. Из понятийного аппарата Закона о туристской деятельности становится ясно, что гостиничная деятельность не может быть отнесена как к туристской, так и к иной деятельности по организации путешествий.
Вместе с тем Закон о туристской деятельности относит гостиницы к объектам туристской индустрии, а в ст. 4 декларирует развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, т. е. фактически развитие гостиниц, как одну из основных целей государственного регулирования туристской деятельности.
Закон о туристской деятельности определяет также, что услуги по размещению являются составной частью туристского продукта, а деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта есть туристская деятельность. Таким образом, можно сказать, что государственное регулирование сферы туристской деятельности весьма существенно затрагивает деятельность по оказанию гостиничных услуг.
Важную роль в регулировании деятельности по оказанию гостиничных услуг играет Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), который регламентирует взаимоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, в том числе и гостиничных, устанавливает права потребителей (на приобретение услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья и имущества; на получение информации об услугах и об их исполнителях; на государственную и общественную защиту интересов потребителей), а также определяет механизм реализации их прав.
Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранный инвестициях» и от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяют основные гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности инвесторов на гостиничном рынке России.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) чрезвычайно важен для регулирования качества услуг, поскольку регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к оказанию услуг.
Среди источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг ключевыми являются Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (далее - Правила предоставления гостиничных услуг).
Данные правила приняты в соответствии с Законом о защите прав потребителей и содержат нормы, регламентирующие порядок предоставления информации о гостиничных услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, порядок предоставления услуг, ответственность исполнителя и потребителя.
Правила предоставления гостиничных услуг содержат определения ключевых понятий по предоставлению гостиничных услуг. Так, гостиница определяется как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Однако приведенное определение представляется не вполне корректным и не отвечающим реалиям современных отношений в данной сфере.
Потребителем услуг, согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, если следовать Правилам предоставления гостиничных услуг, не являются потребителями гостиничных услуг граждане, осуществляющие во время проживания в гостинице какую-либо деятельность, направленную на извлечение прибыли, в том числе граждане, выполняющие свои обязанности по гражданско-правовому договору (например, лекторы, адвокаты, поверенные). Неоднозначным является момент отнесения к потребителям Правилами предоставления гостиничных услуг граждан, направленных по распоряжению работодателя в командировку в соответствии с трудовым законодательством и выполняющих в период проживания в гостинице свои трудовые обязанности. Заказывает гостиничные услуги в такой ситуации работодатель, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который направляет своего работника в командировку, в том числе и в целях извлечения прибыли, а потребляет услуги работник, который является «инструментом» извлечения прибыли.
Следовательно, Правила предоставления гостиничных услуг, регулирующие ключевые моменты в отношениях по предоставлению гостиничных услуг, рассчитаны только на узкую область отношений, к которым относятся отношения с участием граждан-потребителей на стороне получателя услуги.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», утвержденный постановлением Госстандарта России от 09.07.1998 № 286, содержит ряд норм, регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг. Однако согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании вышеупомянутый ГОСТ подлежит обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства России о техническом регулировании.
ГОСТ Р 51185-98 дает определение таким понятиям, как «средства размещения», «услуги средств размещения», «исполнитель услуги средств размещения», классифицирует средства размещения, ограничиваясь их простым перечислением.
Подводя итог анализу нормативных правовых актов в сфере деятельности по оказанию гостиничных услуг, можно сделать вывод, что современное отечественное регулирование этой деятельности является неполным. Правовая регламентация общественных отношений в данной сфере осуществляется преимущественно на подзаконном уровне.
Качественный уровень правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг очевидно невысок и недостаточен для успешного развития гостиничного хозяйства в нашей стране. В целях повышения эффективности правовой регламентации отношений по оказанию гостиничных услуг следует, с нашей точки зрения, доработать Правила предоставления гостиничных услуг, необходимо установить специальные нормы, посвященные регулированию предпринимательских отношений в рассматриваемой сфере. Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Деятельность по оказанию гостиничных услуг в этом перечне не указана, соответственно, лицензирование данной сферы не осуществляется.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование туристской индустрии, к которой, как мы уже отмечали ранее, относятся прежде всего гостиницы, осуществляется путем стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. С нашей точки зрения, данное направление государственного регулирования крайне важно и необходимо, так как реализует право потребителей на информацию об исполнителе услуг размещения и о самих услугах в соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей.
Статья 5 Закона о туристской деятельности закрепляет норму о том, что стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности данный закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия услуг этим требованиям. Законом о техническом регулировании устанавливается, что такие требования могут существовать в форме стандартов или договоров. Никаких иных форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно принимаемых требований к услугам, данный закон не предусматривает. Закон о техническом регулировании также не до пускает применения процедур обязательного подтверждения соответствия услуг каким-то требованиям и принуждения к добровольному подтверждению соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
Система добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, но может и не регистрироваться.
Можно сделать вывод, что в России гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации, необходимо лишь добровольное подтверждение соответствия каким-либо критериям, причем не обязательно регистрировать данные критерии, их может разработать и применять любая организация. Значит, установление и применение стандартов в данной сфере, если следовать Закону о техническом регулировании, полностью выведено из сферы ведения государственных органов.
Однако государство активно участвует в разработке критериев оценки качества гостиничных услуг.
Так, Минэкономразвития России приказом от 21.06.2003 № 197 утвердило Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Данная система классификации гостиниц просуществовала два года и была отменена в связи с приказом Ростуризма от 21.07.2005 № 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения (далее - Приказ № 86). Данная Система классификации гостиниц и других средств размещения (далее - Система классификации) применяется в настоящее время. Рассмотрим этот документ более подробно.
Прежде всего, на наш взгляд, само понятие «система классификации» в контексте документа и в свете понятий и определений Закона о техническом регулировании, а также с позиций лексики русского языка является некорректным. Понятие «классификация» в его энциклопедическом значении - это способ или процесс разбиения множества объектов на классы, в данном случае - на категории, обозначаемые количеством звезд. Под классификацией в рассматриваемой системе понимается процесс отнесения конкретной гостиницы к классификационной группе - категории. Этот процесс состоит из двух последовательных действий: оценки соответствия гостиницы классификационным требованиям; документального подтверждения установленного соответствия категории. Затем гостинице выдается сертификат категории и знака соответствия. Однако согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия оказания услуг положениям стандартов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта положениям стандартов; сертификация - форма подтверждения соответствия объектов положениям стандартов. То есть то, что в Приказе № 86 названо «классификацией», по Закону о техническом регулировании - «сертификация».
В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в Приказ № 86 и заменить понятие «классификация» термином «сертификация», каковой она, по сути, и является.
Система классификации содержит требования к гостиницам и другим средствам размещения, критерии их балльной оценки и требования к номерам различных категорий и критерии их балльной оценки, в соответствии с которыми и осуществляется оценка гостиниц и других средств размещения на соответствие той или иной категории.
Проблема разработки единых требований для оценки средств размещения постоянно находится в центре внимания специалистов во всем мире. С тех пор как туризм стал массовым и сложная проблема сертификации гостиничных услуг встала довольно остро, разные организации неоднократно предпринимали попытки принять единый мировой стандарт для услуг, оказываемых гостиницами. Однако на сегодняшний день эти попытки не увенчались успехом в силу многих причин, прежде всего, национально-исторических особенностей туристской индустрии разных стран. В 1989 году Секретариат Всемирной туристской организации (ВТО) выпустил Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации. Именно этот документ можно сегодня рассматривать как международный стандарт гостиничных услуг. Следует отметить, что он носит исключительно рекомендательный характер.
На наш взгляд, упомянутые выше требования к гостиницам и другим средствам размещения и критерии их балльной оценки, а также требования к номерам различных категорий и критерии их балльной оценки Системы классификации соответствуют рекомендациям ВТО. Аналогично документу ВТО Система классификации содержит требования, предъявляемые к зданию гостиницы и прилегающей к ней территории, водо- и энергоснабжению, отоплению, вопросам безопасности, номерам, техническому и сантехническому оборудованию, дополнительным помещениям гостиницы, предоставляемым услугам, обслуживающему персоналу и т. д. Каждый вид требований делится на две группы. Первая предъявляется к гостиницам всех категорий. Выполнение этих требований - необходимое условие для обеспечения безопасности гостя. Ко второй группе относятся требования, предъявляемые к конкретным категориям гостиниц.
Представляется, что существенной недоработкой Системы классификации является отсутствие связи между требованиями к гостиницам и другим средствам размещения и критериями их балльной оценки и требованиями к номерам различных категорий и критериями их балльной оценки. Результат категорирования номеров никак не влияет на категорию, которая присваивается гостинице. Мы предлагаем связать две группы требований неким алгоритмом, предполагающим наличие номеров определенной категории в гостинице определенной категории.
Организационная структура Системы классификации состоит из пяти уровней. Во-первых, это руководящий орган системы - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. В терминах Закона о техническом регулировании это - юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации. Руководящий орган системы утверждает решения аттестационной комиссии и создает комиссию по апелляциям. Во-вторых, действует центральный орган системы (ЦОС), который создает аттестационную комиссию и утверждает документы системы, принимает заявки на проведение экспертной оценки, ведет единый реестр системы, а также осуществляет координирующие функции, разрабатывает методические документы, производит сбор и анализ информации и т. д. Решение о присвоении или отказе в присвоении средству размещения запрашиваемой категории принимает аттестационная комиссия. Непосредственно экспертную оценку средств размещения производят органы по классификации, которые создаются на базе организации, определенной ЦОС. Также существует комиссия, рассматривающая апелляции по вопросам, связанным с классификацией. Закон о техническом регулировании помимо лица, образовавшего систему добровольной сертификации, предусматривает всего лишь один орган - орган добровольной сертификации.
Несмотря на явные внешние различия с организационной структурой, установленной в Законе о техническом регулировании, радикальной противозаконности в организационной структуре Системы классификации нет. Однако представляются необоснованными и не соответствующими решаемой задаче количество уровней принятия решений и излишняя бюрократизированность процесса. На наш взгляд, это усложняет и завышает стоимость оценки и подтверждения соответствия категории.
В целом Система классификации, хотя и нуждается в ряде доработок, в том числе и концептуальных, представляет собой стройную и целостную систему по сертификации гостиниц и других средств размещения. И она вполне могла бы стать основой и гарантом стабильности и постоянства качества гостиничных услуг в Российской Федерации.
Однако Система классификации обладает, как нам кажется, одним существенным недостатком. Она является добровольной, и никто не может заставить гостиницы получать сертификат категории. Также очевидно, что гостиницы, предлагающие услуги низкого качества, либо вообще не будут проходить сертификацию, либо сделают это в рамках другой системы, созданной согласно Закону о техническом регулировании. И абсолютно законно получат даже самую высокую категорию в рамках собственной системы соответствия.
Сравнивать качество предоставляемых услуг в гостиницах, классифицированных по разным системам, достаточно сложно. Ведь при любой классификации делается некоторая ограниченная выборка из огромного многообразия параметров, которые могут быть подвергнуты оценке. А пострадавшей стороной в сложившейся ситуации оказывается потребитель, который, заказывая гостиницу из другого региона, ориентируется на категорию, указанную в брошюре или на сайте гостиницы, но при этом не знает, на каком основании данная категория присвоена. У него существуют собственные представления, например, о категории «три звезды», а получает он услуги на уровне, по его мнению, «одной звезды». Однако потребитель при этом не может предъявить к исполнителю никаких претензий, ведь у последнего есть сертификат соответствия гостиницы категории «три звезды» в рамках некоей добровольной системы сертификации.
Важно отметить, что была предпринята попытка решить данную проблему со стороны государства. Система классификации была одобрена распоряжением Правительства РФ от 15.07.2005 № 1004-р. Одобрение свидетельствует о том, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что гостиница или другое средство размещения действительно соответствуют всем требованиям, предъявляемым к присвоенной им категории. Однако, на наш взгляд, это не решает проблемы. Даже одобренная Правительством РФ Система классификации не становится обязательной и остается лишь одной из ряда возможных систем сертификации. Потребитель не обеспечен достоверной информацией о категории гостиницы.
В свете вышеизложенного представляется необходимым ввести обязательную сертификацию гостиниц и других средств размещения на территории Российской Федерации. Для этого предлагается в Законе о техническом регулировании деятельность по оказанию гостиничных услуг отнести не к услугам, а к процессам и принять соответствующий закон о техническом регулировании гостиничной деятельности, основу которого может составить переработанная и дополненная Система классификации.

Библиография
1 См.: Международный туризм: правовые акты. - М., 2002. С. 307-323.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Цаликова Марина Борисовна. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Цаликова Марина Борисовна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2007.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2375

Введение

Глава 1 Понятие, содержание и общая классификация гостиничных услуг 14

1.1 История становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг 14

1.2 Понятие и источники правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг 21

1.3 Понятие и содержание гостиничной услуги как объекта гражданского права 30

1.4 Общая классификация гостиничных услуг 68

Глава 2 Договор на оказание гостиничных услуг 76

2.1 Понятие, порядок заключения и условия договора на оказание гостиничных услуг 76

2.2 Права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг 103

2.3 Изменение, расторжение и ответственность сторон по договору на оказание гостиничных услуг 129

Заключение 146

Библиографический список 155

Список сокращений 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Успешное развитие гостиничного хозяйства в Российской Федерации, улучшение сервиса гостиничных услуг и успех отечественного бизнеса в этом секторе общественного производства в значительной степени зависят от того, насколько совершенно правовое регулирование отношений, возникающих в связи с оказанием гостиничных услуг. Выработка оптимальных правовых средств регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг способствует их развитию и все новому освоению социального пространства, что представляет собой важнейшую составляющую туристской деятельности.

Вместе с тем, на сегодняшний день в теории гражданского права отсутствуют четкие представления о том, что представляет собой гостиничная услуга как объект гражданских прав, в чем специфика деятельности по оказанию гостиничных услуг и каковы особенности правового регулирования такой деятельности.

Это обстоятельство, а также неполнота и фрагментарность правового регулирования отношений, складывающихся при оказании и потреблении гостиничных услуг обусловливают необходимость комплексного научного исследования данной проблемы.

Становится очевидным, что содержание Общих положений гл. 39 ГК РФ и Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, явно недостаточно для эффективного правового регулирования всего комплекса общественных отношений, направленных на оказание гостиничных услуг. Целый ряд аспектов рассматриваемой проблемы, требующих специальных подходов к

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II: Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1104,15 сентября 2000 г. № 693, 1 февраля 2005 г. № 49) // СЗ РФ. - 1997. - № 18. - Ст. 2153.

правовому регулированию, остаются пока неразработанными в науке гражданского права.

Одними из ведущих направлений в исследовании гостиничных услуг, а также совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является детальная качественная проработка вопросов, касающихся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора.

В связи с этим можно констатировать насущную потребность в изучении проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Степень разработанности темы. Представителями науки гражданского права советского периода и последнего десятилетия 3 немало внимания уделено изучению правового феномена услуг, как объектов гражданских прав. В научных работах, так или иначе, рассматривалась проблема правого регулирования оказания услуг в целом и их разновидностей. Однако специальных работ комплексного характера по исследованию современных правоотношений, возникающих при оказании гостиничных услуг до настоящего времени нет. С учетом этого, можно утверждать, что проблемы правового регулирования гостиничных услуг относятся к числу актуальных и недостаточно исследованных в науке гражданского права.

См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. - М, 1987; Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Избранное: Труды. Статьи. Выступления. - М, 1998; Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций): Отдельные виды обязательств. - Л., 1961; Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сб. учен. тр. Свердловск, 1964. Вып. 3; Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. - 1994. - № 8-9; Кабалкин А.Ю. Гражданский закон об услугах населению. - М., 1980; Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. - М., 2005; Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России / Л.В. Санникова; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - М: Волтерс Клувер, 2006; Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. / Саратов: изд-во «Стило», 2001.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг.

Предмет исследования - международно-правовые, зарубежные и национальные нормы, регулирующие деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, поиск путей их разрешения и формулирование предложений по совершенствованию российского законодательства и судебно-арбитражной практики по рассмотрению и разрешению судебных споров связанных с оказанием гостиничных услуг.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

Анализ понятия «гостиничная услуга», раскрытие объема и содержания
этого понятия на основе действующего законодательства и научных теорий в
данной области;

Анализ правового регулирования деятельности по оказанию
гостиничных услуг в рамках обязательственного правоотношения.

Выработка общей классификации гостиничных услуг;

Исследование и построение системы источников правового
регулирования оказания гостиничных услуг;

изучение особенностей заключения, исполнения и прекращения договоров на оказание гостиничных услуг, а также вопросов ответственности сторон за его нарушение;

исследование международно-правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и зарубежного регулирования по вопросам гостиничным услуг;

определение путей совершенствования правовых норм регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг.

Методологической основой диссертационного исследования

являются общенаучные методы познания общественных явлений с использованием специальных и частнонаучньгх методов: исторического, системно-структурного анализа, сравнительного правоведения, формально-юридический, структурно-функциональный и другие.

Теоретическую базу исследования составили труды российских цивилистов: О.С. Иоффе, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, В.В. Витрянского, И.А. Покровского, В.А. Лапача, Ю.В. Романца, Л.В. Санниковой, В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.Е. Шерстобитова, P.O. Халфиной, Л.В. Щенниковой, Е.Д. Шешенина, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейер и др.

Ряд сделанных в работе выводов основывается также на положениях общей теории права, сформулированных в работах С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Н.М. Коркунова и других.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, действующие и отмененные российские законодательные и иные правовые акты: Гражданский Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ 5 , иные кодексы Российской Федерации, гражданское, налоговое законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Ряд положений и выводов основываются на анализе норм зарубежного законодательства.

Эмпирическую основу исследования составили анализ судебно-арбитражной практики, в частности, практики Высшего Арбитражного Суда

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I: федер. закон от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II: Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2002 № 95-ФЗ (ред. 31.03.2005, изм. 17.11.2005) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

РФ, иных арбитражных судов, а также судов общей юрисдикции Российской Федерации, статистические данные, фактический материал, нашедший отражение в средствах массовой информации.

Научная новизна исследования состоит в постановке актуальных вопросов, проведении целостного, комплексного исследования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

В работе содержатся новые выводы, относительно понятия гостиничной услуги и договора на оказание гостиничных услуг; сделаны предложения по введению в практику правового регулирования гостиничных услуг такого объекта договора как гостиничный продукт; выделены и проанализированы разновидности гостиничного договора; сформулированы предложения по совершенствованию нормативной регламентации деятельности по оказанию гостиничных услуг в России.

Настоящая работа является одним из первых всесторонних исследований, посвященных анализу наиболее важных вопросов связанных с оказанием гостиничных услуг. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и предложения, выражающие научную новизну исследования и направленные на совершенствование нормативно-правовой базы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гостиничная услуга, как объект гражданского права, представляет собой результат деятельности исполнителя, который носит комплексный характер и обеспечивает временное проживание в гостинице заказчика.

Гостиничная услуга характеризуется следующими основными признаками: ограниченность во времени и пространстве; неосязаемость; синхронность оказания и потребления в одном месте; наличие у исполнителя специальных знаний в области гостеприимства; содержит в себе материальную и организационную составляющие.

2. Под договором на оказание гостиничных услуг понимается договор,
по которому исполнитель обязуется предоставить заказчику услуги по
временному проживанию в гостинице, а также иные, связанные с
проживанием услуги, а заказчик обязуется оплатить потребленные услуги.

3. Обосновывается необходимость внести изменения в части
наименования и правового положения сторон договора в Правила
предоставления гостиничных услуг в РФ. С этой целью предлагается ввести в
Правила понятие заказчика, под которым следует понимать лицо, имеющее
намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или
использующее гостиничные услуги. Понятие потребителя как стороны
договора следует исключить из Правил. Только в случаях, когда гостиничные
услуги приобретаются и потребляются гражданами, на них
распространяются правила, установленные Законом о защите прав
потребителей. Содержащееся в Правилах понятие исполнителя следует
сохранить.

4. В зависимости от характера регулируемых отношений, предлагается
следующая классификация договоров на оказание гостиничных услуг:

    коммерческие договоры на оказание гостиничных услуг;

    потребительские договоры на оказание гостиничных услуг. Коммерческий договор на оказание гостиничных услуг - это договор, по

которому исполнитель обязуется предоставить гостиничные услуги заказчику для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием. Нормы, регулирующие такие договоры должны нести на себе специфику предпринимательского договора. В потребительских договорах граждан заказчиком выступает гражданин-потребитель. К этим договорам применяются нормы, регулирующие отношения с участием гражданина-потребителя.

5. Предлагается классифицировать гостиничные услуги по следующим
критериям: цель приобретения гостиничной услуги; субъектный состав

отношений по оказанию гостиничных услуг; продолжительность оказания гостиничных услуг; уровень цен на гостиничное обслуживание; вид гостиницы, используемый для временного проживания гостя; материальное и организационное содержание гостиничной услуги.

6. Нуждаются в дополнительных гарантиях права потребителя,
заказавшего гостиничную услугу. С этой целью предлагается в Правила
предоставления гостиничных услуг в РФ внести изменения, дополнив их
нормой следующего содержания: «Если исполнитель не предоставит
потребителю забронированный номер, он обязан за свой счет:

обеспечить размещение потребителя в ближайшей гостинице эквивалентной категории и оплатить разницу в цене;

заранее известить потребителя о невозможности оказания гостиничных услуг, в противном случае оплатить потребителю его телефонные и иные расходы в связи с извещениями домой или на работу о перемене места проживания и расходы по перебронированию в другую гостиницу;

оплатить проезд в том случае, если потребитель изъявил желание переехать в первоначально забронированную гостиницу, как только там освободится номер».

7. Гостиничное обязательство состоит из двух типов обязательств:

    гостиничное обязательство обеспечения материального результата -это отношения сторон по предоставлению исполнителем заказчику номера для временного проживания;

    гостиничное обязательство по обеспечению максимального комфорта - это отношения заказчика с персоналом гостиницы в той части, в которой не представляется возможным определить конкретный результат взаимодействия. Данные отношения связаны главным образом с профессионализмом и гостеприимством персонала. Здесь выделяются такие требования к исполнению обязанностей персонала, как внимание, забота, четкость исполнения поручения заказчика, доброжелательность, активность и индивидуальный подход к обслуживанию клиента.

8. Обосновывается вывод о том, что условие о сроке гостиничного
обслуживания является существенным условием договора на оказание
гостиничных услуг. В связи с этим предлагается внести изменения в п. 8
Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, дополнив его указанием на
то, что в квитанции (талоне) или ином документе, подтверждающем
заключение договора на оказание гостиничных услуг, должны содержаться
сведения о дате и времени начала и окончания гостиничного обслуживания,
его продолжительности.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ необходимо дополнить нормой следующего содержания: «Срок предоставления гостиничного номера определяется соглашением сторон. В случаях, когда договором срок предоставления гостиничного номера не предусмотрен, номер должен быть предоставлен исполнителем не позднее 3-х часов с момента обращения потребителя в день заезда.

В день отъезда номер в гостинице должен быть освобожден потребителем не позднее 12.00 час».

9. Регламентация качества гостиничных услуг должна обеспечиваться
следующей совокупностью мер:

а) нормативно-правовая регламентация общих требований к гостиницам
и другим объектам временного размещения, определяющим условия
оказания гостиничных услуг;

б) введение системы классификации гостиниц и других объектов
временного размещения;

в) введение системы сертификации гостиничных услуг;

г) разработка и применение корпоративных стандартов оказания
гостиничных услуг организациями гостиничных ассоциаций.

10. Условие договора о качестве гостиничной услуги определяется по
совокупности следующих показателей:

1) состояние (материально-техническое) места размещения заказчика:

соответствие общим требованиями к гостиницам и другим средствам размещения;

соответствие требованиям Системе классификации гостиниц и других средств размещения;

соответствие требованиям стандартов гостиничного обслуживания для гостиниц определенной гостиничной ассоциации.

2) уровень сервисного обслуживания заказчика в гостинице:

Набор дополнительных гостиничных услуг (сервисное обслуживание);

гуманитарная составляющая гостиничной услуги в виде профессиональных навыков персонала гостиницы по внимательному, заботливому отношению к клиенту, четкому исполнению его поручений, доброжелательном отношению к нему, активному и индивидуальному подходу к обслуживанию заказчика услуг.

11. Совершенствование правового регулирования ответственности сторон договора на оказание гостиничных услуг может идти: а) по пути внесения изменений в раздел Правил предоставления гостиничных услуг в РФ о том, что нарушение сроков размещения - это нарушение условий договора на оказание гостиничных услуг, а не договора на бронирование мест в гостинице; б) путем изменения принятого в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ подхода к соотношению договора на бронирование мест в гостинице и договора на оказание гостиничных услуг. В последнем случае соглашение на бронирование мест в гостинице следует признать одним из условий договора на оказание гостиничных услуг. Заключение договора на оказание гостиничных услуг будет осуществляться на основании и в соответствии с заявкой на бронирование мест в гостинице, которая признается офертой заказчика.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе научного исследования, развивают и дополняют многие аспекты правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Автором работы проведен анализ содержания и объема понятия «гостиничная услуга» и выработано его определение; сделано предложение о выделении такого объекта договора на оказание услуг как гостиничный продукт, рассмотрено его содержание и специфика договора на его реализацию; в диссертации дан обзор истории становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг; охарактеризовано договорное гостиничное обязательство с точки зрения его объекта, субъектов и содержания; исследованы предусмотренные правом способы и средства защиты сторон договора на оказание гостиничных услуг; В работе дано теоретическое обоснование некоторым решениям проблем качества гостиничного обслуживания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных автором результатов для дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы при осуществлении законотворческой деятельности, а также судьями арбитражных судов, практическими работниками органов государственной власти и управления субъектов РФ. Материалы диссертационного исследования могут представлять определенный интерес также для учебных заведений при изучении курсов «Гражданское право», «Предпринимательское право».

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на гражданского права и процесса юридического факультета Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы изложены в пяти опубликованных научных работах по теме диссертации и раскрыты в сообщениях на научно-практических и научных конференциях.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух

глав, включающих параграфы, заключения, библиографического списка использованных нормативных актов и литературы.

История становления и развития деятельности по оказанию гостиничных услуг

Первые упоминания о гостевых предприятиях уходят вглубь веков, ко времени античности. Античность предстала перед нами как историческая эпоха, причудливо менявшая свои формы и облики - греческие, этрусские, карфагенские, эллинистические и римские. Это мир культуры и мир человека с подлинной средой исторической жизни, творимой и переживаемой людьми с их неповторимыми судьбами и индивидуальностями.

Первое упоминание о гостевых предприятиях были обнаружены в древних манускриптах - в знаменитом кодексе законов царя Вавилонии -Хаммурапи (1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминанием становится понятным, что существовавшие в то время таверны пользовались сомнительной репутацией. Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить на посетителей, ведущих разговоры о властях. Состав посетителей был достаточно разнообразен и специфичен.

Практика предоставления частного жилья для временного проживания гостей получила свое распространение главным образом в связи с паломничеством и проведением различных празднеств. В местах, где происходили общественные празднества и приглашались гости из других государств, строили пристанища для многочисленных посетителей.7 Так, для олимпийских игр возводилось такое количество зданий - прототипов современных гостиниц - в которых смело можно было расположить население небольшого города того времени.

Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Вдоль главных дорог на расстоянии 25 миль друг от друга (40,2 км) стали располагать постоялые дворы. Протяженность дорог в период расцвета составляла около 85 тыс.кв.км. Государство участвовало в постройке этих постоялых дворов и в контроле над их деятельностью.

В Древней Греции приблизительно в I тысячелетии до н.э. получили распространение гостиницы трех типов: 1) частные заезжие дворы; 2) пандокеи - государственные заезжие дворы; 3) таверны.

К примеру, таверны являлись важным элементом религиозной и социальной жизни, но, в большей степени, предлагали путникам питание. Помещения для ночлега имелись, но ни о каком комфорте не могло быть и речи. Часто место для ночлега предлагалось в одном помещении с животными, что-то вроде сараев, а спальное место представляло собой, как правило, просто солому на полу.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграл Ближний Восток, Азия, Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны. Появилась необходимость в организации ночлега, отдыха людей и животных.

Древние персы одними из первых организовали гостевые комплексы: караван-сараи (для людей и верблюдов). Весь комплекс был окружен крепостной стеной, которая являлась защитой от стихий и грабителей.

В период средневековья (V-XIII вв.) в Европе возникают гостиницы при монастырях (организуются по эдикту Карла Великого для странствующих). В Англии в это время распространены странноприимные дома монастырей, инны (типовые дорожные гостиницы), имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей.

В XVII-XIX вв. в Европе и Америке наблюдается развитие гостиничного хозяйства. Возникновение постоялых дворов в Америке в связи с появлением европейских переселенцев. Начинается строительство малых и больших гостиниц исключительно для обслуживания путешественников. Развитие массового туризма после промышленной революции в Европе и Америке оказало значительное влияние на развитие гостиничного хозяйства. Возникают гостиничные компании и корпорации. Гостиницы строятся для переселенцев, коммерсантов и бизнесменов.

В начале XX в. в Европе, Америке и Азии создаются международные союзы гостиниц и внедряются новые концепции в организации гостиничной деятельности, основанные на предоставлении клиентам максимального количества услуг. В гостиницах устраиваются собрания, приемы, конференции, встречи, развлечения и казино.

После второй мировой войны, когда развитие гостиничного хозяйства было остановлено, вновь начинается строительство отелей и мотелей. Возникают отели для семейного отдыха. Гостиничная база превращается в индустрию услуг и развлечений. Происходит сегментация гостиничного рынка в результате насыщение его гостиничными услугами.

Понятие и содержание гостиничной услуги как объекта гражданского права

Развитие речного и морского транспорта, железнодорожных сообщений, рост числа состоятельных людей, а также массовый туризм привели к тому, что в сфере гостиничных услуг произошли существенные изменения. В мировой гостиничной индустрии в последние годы наблюдается количественный и качественный рост. Он выражается в увеличении числа предприятий гостиничного хозяйства, когда дома для временного проживания превращаются в полноценный туристический комплекс, в котором предоставляются услуги по проживанию, питанию, развлечениям и отдыху. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, гостиницы и кемпинги, гостиницы-казино, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

В России, в течение последних пяти лет наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. В 1961 году проектным институтом «Ленгинпрогор» был разработан типовой проект гостиницы «1Р-02-5». По всему Советскому Союзу развернулось строительство более 30-ти гостиниц по проекту «1Р-02-5», которые, появившись на свет в основном в 60-е -70-е годы и стали гостиницами-близнецами. За все свои годы эти «близнецы» при всей внешней идентичности стали меняться и своим «характером», и своим «внутренним содержанием», а иногда и внешним обликом. И это закономерно - жизнь вносит свои коррективы не только в характер и облик людей, но и таких «живых организмов» как гостиницы.

За последние несколько лет Санкт-Петербург и его окрестности стали уникальным явлением на рынке гостиничных услуг благодаря стремительному росту частных малых отелей и аналогичных средств размещения, включая загородные центры отдыха. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует более 600 средств размещения с количеством номеров от 4 до 100.

Правда, количественный рост номерного фонда далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса.

Эта проблема является важной социально-экономической проблемой, в разрешении которой заинтересовано Российское государство и общество. Без осознания того, что же представляет собой гостиничная услуга, каково ее содержание и каковы критерии, отграничивающие ее от других видов услуг эта проблема не может быть решена.

Необходимость в гостиничных услугах вызвана разнообразными материальными и духовными потребностями граждан и организаций. Сами эти потребности есть ничто иное, как объективно существующая нужда в потреблении материальных и духовных благ для обеспечения нормальной жизнедеятельности участников гражданского оборота.

Понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными и практиками по-разному.31

С точки зрения теории производительного труда услуга определяется как продукт производительного труда, выраженный в нематериальной потребительной стоимости, полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности.

Услуга, по мнению М.Б. Российского представляет собой специфическую потребительную стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическую форму экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг.

Тот факт, что услуга есть результат производительного труда, признается не везде. Так в Большой Советской Энциклопедии услуга определяется как форма непроизводительного труда, определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда.

Е.П. Грушевая характеризует услугу как экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности.

В.Ф. Яковлев отмечает, что услуге присуще диалектическое единство двух ее сторон. К одной из них он относит присущее услуги качество образовывать процесс труда, составлять одну из его форм (в этом плане она не является потребительной стоимостью). Другая сторона услуги состоит в том, что услуга предстает в качестве результата конкретного труда, его полезного эффекта, имеющего потребительную стоимость.

Понятие, порядок заключения и условия договора на оказание гостиничных услуг

Развитие договорных отношений по оказанию гостиничных услуг по большей своей части обязано становлению и развитию туризма.

В ранний период развития туризма бытовало частное гостеприимство и путешественник не имел больше других возможностей.

Одним из примеров частного гостеприимства является рассказ о некоем Телли, зажиточном человеке из Сицилии, который в конце V века до н.э. выставлял слуг в дверях, а они приглашали каждого лично и всех чужеземцев. Однажды он предоставил ночлег пятистам конникам, въехавшим в город во время зимней вьюги, и не только накормил их, но и отпустил их с переменой одежды. Частное гостеприимство играло важную роль и тогда, когда всюду стали появляться заезжие дворы. Так, купцы рассчитывали на гостеприимство у контрагентов, аристократы и богачи - у влиятельных друзей, а люди, что попроще - у тех, кто их приютит. В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей, обычно в нее был особый вход, а временами это был отдельный домик.85

Однако с течением времени уже в Великой Греции - колониях греков на побережье южной части Апеннинского полуострова представителям местных этносов обеспечивалось право их приема греческими поселенцами. Это право закреплялось соответствующими договорами. Гостеприимство осуществлялось по договорам между неаполитанскими греками и жителями прилегавшей к Неаполю территории - самнитами. Такие договоры предусматривали «публичное гостеприимство» и в период поздней Римской республики предусматривали защиту и охрану собственности граждан и обмен послами.

Другим основанием для оказания гостеприимства в Римском государстве был патронат. Он возник на основе распоряжений, которые распространялись на покоренные Римом города. Их жители обязывались уделять гостеприимство римским гражданам - чиновникам и сборщикам налогов. Договор о патронаже высекался на камне или гравировался на бронзе и постановлял, что данный город признает за определенными своими гражданами наследственную должность патрона, который от имени покоренного Римом города, ставшего союзным Риму, принимал у себя любого римского гражданина, проезжавшего через город, выполнявшего тут правительственное поручение или просто рекомендованного римскими властями. К обязанностям патрона относилось прежде всего облегчение пребывания гостя в городе. Патрон отвечал также за любые конфликты между гостем и городом.

При частном гостеприимстве гость и хозяин заключали между собой договор, который в ряде случаев был обставлен знаками гостеприимства.

Порядок оказания гостиничных услуг на основе и в соответствии с заключенным сторонами соглашением сохранился и до наших времен. Предприятия гостиничного хозяйства всюду, принимая гостей, стараются оградить свои интересы договором, который заключается между исполнителем и заказчиком гостиничной услуги.

В России договорные отношения по оказанию услуг регулируются ГК РФ. Нормами гл. 39 ГК РФ регламентируются отношения по возмездному оказанию услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Из приведенного определения следует, что договор, которому посвящена гл. 39 ГК РФ, относится к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров.

Аннотация: Рассматривается государственное воздействие на гостинично-туристический бизнес РФ, а именно государственное регулирование этого вида деятельности. Определены государственные структуры, занимаются регулированием данного вида деятельности на федеральном уровне. Определено, что на муниципальном уровне не существует специализированых органов, занимаются развитием туристического бизнеса. Проанализированы основные документы, регламентирующие гостиничный бизнес. Отдельно уделено внимание вопросам добровольной сертификации гостинично-туристического бизнеса.

Ключевые слова: Гостиничный бизнес, государственное регулирование, добровольная сертификация, туристический бизнес, стандартизация, гостиницы

Summary: The state impact on hotel travel business of the Russian Federation, namely state regulation of this kind of activity is considered. Government institutions are defined, are engaged in regulation of this kind of activity at the federal level. It is defined that at the municipal level there are no specialized bodies, are engaged in development of travel business. The main documents regulating hotel business are analysed. The attention to questions of voluntary certification of hotel travel business is separately paid.

Keywords: Hotel business, state regulation, voluntary certification, travel business, standardization, hotels

Гостиничный бизнес является одним из экономически эффективных и наиболее динамически развивающихся видов экономической деятельности. Внутренний, как и внешний туризм, ежегодно приносит в государственную казну колоссальные суммы, сопоставимые с нефтяным бизнесом, который считается одной из самых прибыльных отраслей экономики. Эффективное проведение гостинично-туристического бизнеса оказывает непосредственное влияние на благосостояние государства, так как помимо решения внутренних проблем, таких, как обеспечение населения трудовыми местами, оказывает положительное влияние на имиджевую политику государства и его образ в глазах граждан других государств. Именно поэтому многие государства акцентируют свое внимание на улучшении качества предоставляемых гостиничных услуг.

Туристический потенциал Российской Федерации крайне обширен, в виду многообразия ландшафта, наличия исторических памятников, достояний культуры. Однако реализация государственного регулирования гостиничного бизнеса проходит на довольно слабом уровне, во многом, из-за постоянно реформации контролирующих органов и многократного внесения поправок законодательство, регулирующее гостиничную сферу деятельности. Отдельного упоминания заслуживает и слабо развитая гостинично-рекреационная инфраструктура. Все вышеперечисленное обозначает развитие сферы туризма как наиболее важную сферу в рамках государственной и муниципальной политики РФ.

Одним из направлений реализации государственного воздействия на гостиничный и туристический бизнес, является создание государственных органов, специализирующихся на проведение и совершенствование государственной политики внутри данного направления. Федеральным органом исполнительной власти выступает Федеральное агентство по туризму, которое находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. В число функций этого органа входит проведение комплексного анализа и прогнозирование развитие гостиничного бизнеса на территории РФ, определение приоритетов развития в данной сфере, разработка и внесение нормативно-правовых актов на рассмотрение Правительству РФ, а так же самостоятельное урегулирование нормативно-правовых актов касающихся непосредственно гостиничной сферы на территории РФ.

Регламентацией гостиничного бизнеса занимается и другой орган власти РФ – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведомстве у Министерства промышленности и энергетики. Его структурное подразделение – технический комитет по стандартизации, выполняет функции разработки и совершенствования системы общенациональных стандартов в области гостиничного бизнеса.

На территории муниципальных образований нет специализированных органов, занимающихся развитием туристического бизнеса, вместо них, регламентацией этого направления занимаются органы исполнительной власти муниципального образования. И если на федеральном уровне рассматриваются такие задачи, как непосредственная разработка государственной политики в сфере туризма, то на местном уровне решаются более приземленные задачи, такие как планирование местности для туристических мероприятий, подготовка туристической инфраструктуры, проведение территориального маркетинга в границах каждого муниципального образования.

Отличительной чертой туристического бизнеса является то, что конечный продукт представляет собой совокупность ряда мероприятий, таких как транспорт, проживание, питание, обеспечение досуга. Так как каждый элемент требует отдельной регламентации, существует большое количество нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществление туристической деятельности. Примером может выступать таможенное законодательство регламентирующее порядок пропуска товаров через таможенные границы или же административное законодательство, которое устанавливает порядок получения визовых документов.

Основным документами, регламентирующими гостиничный бизнес на территории РФ являются:

1. "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96г. №132-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.11.2012)

2. Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 №162-ФЗ

3. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ. (ред. от 13.07.2015).

4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013)

Государственное регулирование гостиничного бизнеса осуществляется через стандартизацию и классификацию объектов туристической индустрии, к которым относятся гостиницы. Стандартизация в РФ регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании», в рамках которого предъявляются требования к оказанию услуг, которые, однако, носят добровольный характер и не подвергаются принудительному применению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сертифицирование гостиничных услуг проходит не в обязательном порядке, а подлежит лицензированию лишь на добровольной основе, по критериям, которые могут быть разработаны любой организацией.

Приказом федерального агентства по техническому регулированию был разработан и внедрен в качестве национального стандарта ГОСТ Р 51185-2008 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» в соответствии, с которым можно выделить основные группы требований, предъявляемых к гостинице, ее номерному фонду и персоналу.

Наряду с вышеуказанными требованиями, приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года №86 «Об утверждении системы классификаций гостиниц и других средств размещения» была разработана добровольная сертификация гостиничных услуг, основанная на классификации по системе количества «звезд», в которой низшая категория обозначается одной звездой, а высшая – пятью.

Следует отметить, что добровольный характер сертификации и отсутствие установленного списка обязательных требований приводит к существенным проблемам проведения эффективного государственного регулирования. Эта проблема находится в центре изучения специалистов, однако, все текущие разработки носят не обязательный, а только рекомендательный характер.

Основываясь на проведенном анализе нормативно-правовых документов, можно сделать вывод, что государственное регулирование и регламентация гостиничной сферы является неполной, что затрудняет эффективное функционирование всей системы гостинично-туристического бизнеса.

Основными проблемами гостиничного бизнеса в России являются:

Отсутствие организационных знаний, позволяющих эффективно развивать гостиничный бизнес

Отсутствие четкой и полной регламентации гостиничной сферы

Постоянное реформирование законодательства, регламентирующее гостинично-туристическую отрасль

Продолжающееся формирование негативного имиджа территории

Совокупность этих факторов показывает, что развитие гостиничного бизнеса в РФ носит довольно сдержанный характер. Однако, меры, принимаемые на федеральном и муниципальном уровне, позволяют надеяться на то, что влияние негативных факторов будет сокращаться, что приведет к стабилизации ситуации, позволит увеличиться количеству отелей и гостиниц, поспособствует появлению крупных гостиничных сетей, что в конечном итоге обеспечит рост числа российских и иностранных туристов, выбравших в качестве страны отдыха Россию.

Список литературы

1. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» (дата вступления в силу – 01.07.2009)

2. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013)

3. Приказ Федерального агентства по туризму «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещений» от 25.07.2005 №86

Международные гостиничные правила. Одобрены Советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г. Катманду, Непал. Целью является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях. Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице. В правилах прописаны: договор на размещение, его форма, сроки действия, его исполнение и неисполнение, окончание договора, оплата, нарушение; ответственность владельца гостиницы, гостя/клиента, задержка имущества гостя, поведение гостя, домашние животные, занятие и освобождение номера.

Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами от 15 июня 1979 г. Конвенция призвана регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов, которые заключают турагенты и владельцы гостиниц. Конвенция применяется по отношению к гостиничным контрактам международного характера, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, чье местонахождение или местонахождение их предприятий зарегистрировано в разных государствах. Стороны выражают намерение применять настоящую Конвенцию в качестве руководства для урегулирования спорных вопросов, возникающих в частном порядке между владельцами и турагентами, в суде или арбитраже. В конвенции рассматриваются: гостиничные контракты, виды, общие правила для двух видов контрактов, заключение гостиничного контракта, выплаты владельцу гостиницы, выплаты турагенту, аннуляции, общие взаимные обязательства, контракты по предоставлению гостиничных услуг индивидуальным клиентам, контракты на предоставление услуг группам туристов, урегулирование споров, правила рассмотрения споров в арбитраже

Всемирная организация по туризму (World Tourism Organization) - учреждение Организации Объединённых Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма. Создана в 1925 как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в Гааге.

ВТО регулярно дает необходимые рекомендации по упрощению туристских формальностей. Ранее при Исполнительном Совете ВТО имелся Комитет по упрощению формальностей, который отвечал за весь комплекс вопросов, связанных с проблемами передвижения туристов, как в международном, так и в национальном масштабах. В октябре 1994 г. он был объединен с Комитетом по безопасности в туризме и стал называться Комитетом ВТО по качеству туристского обслуживания. На заседаниях Комитета рассматриваются подходы к разработке мер по безопасности и защите туристов, заслушиваются доклады о необходимости иметь туристскую полицию в крупных туристских центрах той или иной страны на основе уже имеющегося опыта других государств в этом направлении.

Упрощение туристских поездок и путешествий - это всесторонне продуманная и скоординированная политика государства и действия его конкретных правительственных органов, в первую очередь национальной туристской администрации по развитию и поощрению турпоездок, обеспечению туристов необходимой социальной и экономической защищенностью, а также квалифицированной медицинской и иной помощью, охраной их имущества, здоровья, личных прав и достоинства.

На европейском гостиничном рынке имеется единая система стандартизированной информации , принятая 23 декабря 1986 года Советом Министров Европейского сообщества, состоящая из огромного количества пиктограмм. Цель системы стандартизированной информации состоит в том, чтобы облегчить туристам пребывание в Европе, преодолеть существующие проблемы в чтении путеводителей, каталогов, проспектов, связанных с предприятиями размещения. Эта система удобна и имеет ряд преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении, поддается контролю посредством использования существующего законодательства по защите интересов потребителей, не допускающего применения вводящих в заблуждение трактовок.