Разновидности и богатая история росписи под хохлому. Сообщение "история хохломы" Народные промыслы роспись по дереву хохлома

История

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Технология «золотой хохломы»

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Виды росписи

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое .

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку» , роспись «пряник» .


Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина» .

Галерея






Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.

История Золотой хохломы

Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.

Зарождение высокого искусства

Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.

Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.

Посуда и не только

Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине создали "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино - это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

Техника

Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.

Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.

Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.

После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.

Виды росписи

В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".

Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей:

  • "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
  • "Травник" - травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
  • "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.

В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.

Каталоги

С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле "хохлома", фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием "хохлома". Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.

Хохлома глазами ребенка

Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".

Тема для школьных сочинений

Программы обучения разнообразны. Хохлома - что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня "Хохлома" давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня "Хохлома" не раз занимала почетные места.

Выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

История

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Смотреть что такое "Хохломская роспись" в других словарях:

    Хохломская роспись - Хохломская роспись. О.П. Лушина. Чашка. 1972. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел. Возник в 17 в. Ныне фабрика “Хохломской художник” (село Сёмино) и производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика Хохломской художник (с. Семино Ковернинского р на) и производственное художественное объединение Хохломская роспись (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с.… … Большой Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области РСФСР; название промыслу дало село Хохлома той же области центр сбыта изделий… … Художественная энциклопедия

    Русский народный художественный промысел; возник в XVII в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Сёмино Ковернинского района Нижегородской обл.) и производственное художественной объединение «Хохломская роспись» (г. Семёнов Нижегородской… … Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2 й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий Х. р. в… …

    хохломская роспись - … Орфографический словарь русского языка

    Орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства. Важной областью декоративной росписи является архитектурная роспись … Художественная энциклопедия

    Орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства (См. Декоративно прикладное искусство). Важной частью Р. д … Большая советская энциклопедия

    подпись, роспись и виза - Вопрос Как правильно: «подпись, роспись» или «виза»? Ви/за 1) пометка должностного лица на документе; 2) разрешение на въезд в страну, выезд или проезд через нее, а также пометка в паспорте в знак такого разрешения. По/дпись 1)… … Словарь трудностей русского языка

Русское хлебосольство, щедрость и гостеприимство будто закодированы в самом виде посуды, созданной в технике хохломской росписи. Яркая и красочная хохлома – роспись, узоры которой знакомы всем с раннего детства, кажется, что они записаны куда-то на подкорку. О том, как зародилась хохлома и чем живет сегодня, в чем особенности ее рисунка, какие материалы использует мастер и какие стадии проходит изделие, вы прочтете в этой статье.

Истоки хохломы

Сегодня историки могут с большой уверенностью говорить, что , прославившая Россию, появилась в 17 столетии на левом берегу Волги. Деревни, которые могут гордиться зарождением промысла – Мокушино, Глибино, а также Хрящи, Большие и Малые Бездели и, наконец, поселок Ковернино. Торговым селом в этом регионе считалась Хохлома, и название места, куда мастера окрестностей свозили товар, дало наименование самому художественному направлению.

Заволжье – богатое лесами место, потому и мастеров обработки дерева здесь было в достатке. Из липы и осины местные умельцы делали прочную и легкую посуду. Но не резные изделия прославили регион, благодаря хохломскому рисунку посуда (прежде всего, она) стала набирать популярность. В итоге именно этот промысел считают сегодня, пожалуй, самым совершенным в художественном смысле, образцом росписи русского народного творчества.

Чаша. Хохлома. XIX в.

Основных красок в хохломе 3 – золотой, черный и красный. Красный делает более теплым и мягким золотой цвет, черный усиливает выразительность цветов-партнеров. Круглые поверхности без контуров рассеивают свет, благодаря чему посуда просто притягивает взгляд. Просты и поэтичны мотивы росписи: всего-то растительный, да несложный геометрический орнамент, а сколько в нем стремления к красоте и нежного чувства к природе родного края. Каждый элемент росписи – как признание в любви своей земле, как воспевание красоты в окружающем и повседневном, как стремление к прекрасному, сглаживающему непростые крестьянские будни.

Современная хохлома

В России сегодня работают два крупных центра хохломской росписи – город Семенов, в котором функционируют два предприятия («Семеновская роспись», «Хохломская роспись»), а также село Семино в Ковернинском районе, и его предприятие «Хохломской художник». Город Семенов считается столицей промысла, на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них – художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и продукция фабрики расходится по всему миру. Причем, в комплекте с сертификатами соответствия и гигиенической сертификацией.


Кухня оформлена «под хохлому»

Орнамент хохломы можно встретить повсеместно: расписанные машины, предметы быта, мебель, часы, клавиатуры, изнаночные стороны пальто и курток, кеды, чехлы для телефонов и т.д. Картинка яркая, воспевающая народную любовь к своей земле, а при этом выглядит она не по-крестьянски скромно, а роскошно, жизнерадостно, богато.

Иностранцы с особым пристрастием относятся к этому художественному направлению: и это неудивительно, есть в нем и совершенство колористического решения, и лаконичность формы, и узор, в котором нет ничего лишнего, но который плетет свой ажур по идеальному фону. Да и, как признаются сами иностранцы, для них хохлома – это прикосновение к богатству русской культуры, гимн красоте и жизнелюбию.

Особенность рисунка хохломы

Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.

Что отличает хохлому:

  • отсутствие строгой геометрии;
  • фоновое «подсвечивание»;
  • лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона;
  • высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал;
  • ажурность рисунка.

Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.

Материалы

Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.

Инструменты для росписи:

  • тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;
  • штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;
  • кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).

Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.

К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.

Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.

Ребенку проще работать с гуашью, взрослый может попробовать творить с более функциональным акрилом. Но и стоит последний на порядок дороже, да и краски придется покупать поштучно, в то время, как гуашь продается в наборах.

Виды хохломского рисунка

Представлен рисунок хохломы верховым и фоновым видами. Отличает их принцип нанесения изображения на подготовленную поверхность.

Верховой

Такая хохлома – узоры, нанесенные на готовый фон. Делится на несколько разновидностей.

Варианты орнамента:

  • травка – пишется отрывистыми мазками, изображая исключительно травяной рисунок (мелодика жизни, ее простое течение в ажурном рисунке, само переплетение жизненных событий);
  • «под ягодку» — похож на травку, но в растительном орнаменте появляются и ягодки (плоды как результаты трудов, долгожданные и желанные);
  • «пряник» — геометрическая фигура по центру, вписанная в ромб или квадрат, дополненная солнышка и тонким растительным мотивом (визуализация постоянного движения).

Основные рисунки, узоры и мотивы художники копируют, но истинные мастера придумывают и свои образцы, не отходя от каноничности изображения.

Фоновый

Узоры выполняются на однотонном фоне, черном или красном. Сам же узор имеет строго золотой цвет.

Фоновый рисунок – это:

  • роспись «под фон» высший пилотаж хохломского искусства, на древесину наносятся контуры, а далее пространство закрашивается фоновым цветом, самые сложные места выполняются только после оформления фона;
  • кудрина – растительные мотивы в ней особенно витиеваты, в результате получается на деревянном изделии необычной красоты цветочный ковер, изображение наносится тончайшей кисточкой.

Основной, традиционный узор хохломы – растительный. Но может появиться в росписи и птица.

Изображение и символизм птицы в хохломской росписи

Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии.

Хохломская птица яркая и богатая в своем «убранстве» — пышный хвост и гребешок, сочные цвета, изящная форма. Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести.

Технологический процесс

Сначала изделие вытачивается из дерева, потом около двух недель «бель» просушивается при комнатной температуре. Далее хохломские мастера грунтовали посуду и обмазывали глиной (для создания водонепроницаемого слоя).

Процесс изготовления хохломской посуды поэтапно:

  1. Высохшее изделие нужно пропитать льняным маслом и дождаться, чтобы глиняный слой смешался со слоем масла.
  2. Далее изделие шлифуют, отправляют в печь и держат там несколько часов.
  3. Следующий этап – шпаклевка, глина смешивается с олифой, и этот состав заделывает все шероховатости и прочие дефекты древесины.
  4. Изделие обрабатывается олифой, что создает на нем масляную пленку. И делается это в 3 подхода.
  5. Далее мастер переходит к лужению – обмазывание алюминиевым порошком, отчего работа становится «серебряной».
  6. И только теперь готовое изделие можно расписывать красками по заранее продуманному эскизу.
  7. И снова слой олифы и закаливание в печи, в это время «серебро» становится «золотом», и на этом этапе посуда превращается в хохломское произведение искусства.

Так выглядел процесс создания хохломских изделий во время расцвета направления. Современные мастера используют более технологичное оборудование, но технические новшества не умаляют красоты работ и не лишают их традиционного наполнения. В узорах нынешних изделий встречается все та же пылающая рябина или клубничка, все те же переплетенные единым растительным танцем цветы и листья.

В видео рассказывается об истории и традициях изготовления хохломы.

Начинать знакомство с народным промыслом можно практически: попробуйте сами рисовать хохломские мотивы. Это тренирует не только руку, но и мозг, интеллект. Доказано, что подобное творчество успокаивает и работает как психологическая перезагрузка.

Хохлома – целый мир, со своей историей и легендами, традициями и погружением в творчество, которое уже несколько столетий привлекает все новых почитателей.

Вконтакте

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области -- центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 -- начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях -- алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне -- синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи -- “верховая” (красным и чёрным на золотистом фоне) и “под фон” (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

По данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров. В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта. Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.

С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет. Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.

Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты. Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.

Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графический благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой легким прикосновением кисти.

Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект. В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника". В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента. "Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н. Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и богатый вид.

Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.

Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах.

Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда.

В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. В это время в среде русской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы "под старину".

Так появились на промысле ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке этих изделий искажались мотивы росписи "под фон" и "кудрины". Появился орнамент "славянской вязи" - неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок. Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты. Травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка. "Травка" получает пренебрежительное название простой окраски или "мужицких" рисунков. За травную роспись платили вполовину дешевле.

Народное искусство промысла не погибло и до сих пор, часто можно увидеть огромное количество изделий расписанных под Хохлому, радующих наш взор своим золотистым орнаментом.