Роспись на посуде виды техника росписи. Особенности техники росписи тарелок, роспись керамической посуды. Современные картины на стекле и керамике

МК «роспись по стеклу» надеюсь, он вам понравиться, и вы узнаете что-то новое!

Для работы нам понадобится:

Стеклянная тарелка, краски по стеклу и керамике, контуры по стеклу, спирт (или средство на основе спирта) шаблон.

Начинаю я с того, что нашла интересный шаблон для росписи! Конечно, можно самой посидеть – подумать рисунок, но я пошла легким путем! Шаблон срисовала с компьютера. (кстати, вот сайт с интересными шаблонами стилизованных цветов )
Лучше сначала обвести тарелку, а потом нарисовать!


полный размер

А еще можно взять бумажную салфетку с интересным рисунком и подложить под тарелку - получится замечательная замена шаблону

Теперь протираем тарелку спиртом (или водкой, или спиртосодержащим раствором)
Подкладываем шаблон под тарелку - лучше использовать 2 одинаковых тарелки, а между ними проложить шаблон – так он будет зафиксирован и плотно прилегать к тарелке



Приступаем к обводке рисунка контуром - он не даст краски растечься по всей тарелке! Тут важно, чтобы руки лежали удобно, чтобы линия шла ровно. Для начала лучше потренироваться контуром на бумаге, а уж потом переходить на выбранную поверхность. Если что-то не получилось, не страшно, тут же можно подтереть ватной палочкой, смоченной в воде, потом вытереть это место.
(характеристику контуров можно прочитать здесь http://www.golandart.ru/mat2.html)

Даем контуру просохнуть, в идеале 2-3 часа, но если торопитесь, то можно просушить феном!

Заполняем наш контур краской для стекла, не торопимся, в труднодоступных местах помогаем кисточкой или зубочисткой! Не покрывайте сразу все участки, дабы ваша краска случайно не вышла и не смешалась с краской на соседнем участке

От красок много зависит, ведь краски бывают разные! Характеристику красок можно посмотреть здесь http://www.golandart.ru/mat1.html
Оставляем тарелку просушится, т.к. краски у меня витражные, то хватит 4-5 часов.

Тарелку можно потом покрыть акриловым лаком, а можно и так оставить.
Такая тарелочка будет прекрасным украшением интерьера или подарком для родных и близких.


НО кроме самой тарелки для росписи и красок мне понадобились: чистящее средство для стекла, чтобы обезжирить тарелку, витражный контур по стеклу, кисточки, лист бумаги с распечатанным рисунком, скотч, чтобы прикрепить лист с бабочкой к тарелке, ножницы и карандаш.

Сначала, конечно, потренировалась, попробовала расписывать стеклянные банки и бутылки, которые всегда можно найти дома. А затем попалась мне прозрачная тарелочка 30×30 квадратной формы. Решила я на ней изобразить что-нибудь яркое и радостное! Пусть это будет бабочка! Сказано - сделано!

Нашла подходящий рисунок, скопировала его, прикрепила на изнаночную сторону тарелки и началось!!!

Сначала я обвела ее витражным контуром по стеклу и керамике, а затем заливала разноцветные кусочки витражной краской для стекла. Делала кляксу и быстро растягивала ее по нужному закрашиваемому участку кисточкой...

Еще в этой работе над тарелкой я использовала точечную технику. На простом прозрачном стекле бабочка выглядела простовато! Поэтому я нанесла матовый фон (Ultra frost effect paint for glass), чпокая поролоном по всем участкам стекла на тарелке, где не было рисунка. Когда закончила с фоном, я поняла, что моей бабочке очень одиноко одной. Тогда я добавила ей цветные прозрачные «лоскутки» по краю тарелки. Получилось очень ярко и симпатично. Затем обвела и соединила все эти яркие вставочки одной линией точечной техникой и тарелочка готова. По - моему - неплохо, а что Вы думаете по этому поводу?

Роспись тарелок – занятие полезное и увлекательное. Возможность придать уникальный и красивый вид безликой тарелке захватывает, а результат умиляет. Самостоятельное декорироватние тарелок - кропотливое занатие, которое требует усидчивости, терпения, но также успокаивает и расслабляет. Росписью тарелок можно заняться вместе с детьми в холодные зимние вечера.

Как тарелки попали на стену

До середины XVIII века китайский фарфор можно было встретить только в королевских дворцах, в обиходе европейцев была распространена деревянная и оловянная посуда . Вместе с разгадкой секрета китайских гончаров в Европе началась эпоха керамической столовой посуды.

Незатейливые глиняные тарелки стали доступны многим, но красивые фарфоровые изделия по-прежнему считались символом роскоши и встречались только в домах богатых аристократов. Изысканные фарфоровые сервизы рассматривались как декоративные элементы интерьера: ими украшались мебельные полки и стены.

Традиция награждения отличившихся на государственной службе подданных фарфоровыми тарелками стала причиной коллекционирования и вывешивания их на стене для всеобщего обозрения. Есть из тарелки, полученной из государевых рук, было не принято. Для высокой государственной награды отводилось почетное место на стене. Количество тарелок-наград на «доске почета» свидетельствовали о заслугах и ранге хозяина дома.

Роспись тарелок – коммерческий ход и начало «тарелочного интерьера»

Коммерческое чутье помогло французской фирме «Лалик» почувствовать потребительский интерес к красивым фарфоровым изделиям, как к предмету декора. В середине XIX века на европейском рынке появились первые экземпляры коллекционных тарелок , отличающиеся изяществом и красотой. Оригинальные изделия поражали высоким качеством тончайшего фарфора и филигранным художественным оформлением.

Декоративные тарелки украшались тщательно прорисованными миниатюрами, пейзажами, пасторальными картинками, портретами. Тарелки от «Lalique» в интерьере заменили ушедшие в прошлое наградные тарелки. На протяжении почти двух веков декоративные тарелки в интерьере являются символом утонченного вкуса. В современном прикладном искусстве часто используются жанры фэнтези, сюрреалистические мотивы и маринизм.

Способы размещения тарелок в интерьере

Коллекционные тарелки украшали стены гостиной, столовой, кухни. Для надежного крепления на стене использовались специальные крючки-подвесы. Крючки – самый распространенный способом крепления тарелок к стене . Если коллекция довольно обширная, то лучше использовать специальный дисплей. На сегодняшний день размещение тарелок в дисплеях считается наиболее надежным способом. Дорогая коллекционная тарелка прочно фиксируется к стене, что исключает ее падение.

Для кухонного интерьера рекомендуется использовать консольные полки . Настенная консоль, представляющая собой деревянную панель с рейками-держателями, является традиционным атрибутом интерьера западноевропейской кухни. Керамические тарелки с росписью уместны в интерьере столовой-кухни в стиле Прованс .

Тарелки с росписью можно расположить на камине, в нише, в шкафу со стеклянными дверцами, на комоде или подоконнике. В таких случаях тарелка устанавливается в вертикальное положение при помощи настольной подставки-держателя. Есть несколько способов изготовления крепежа для тарелок собственными руками: при помощи канцелярских скрепок, консервных колечек, эпоксидного клея. Но лучше пользоваться креплениями промышленного производства – дорогая коллекционная или любимая расписная тарелка должна прочно держаться на стене.

Роспись тарелок своими руками

Роспись тарелок своими руками – это популярное и любимое многими занятие. Любое творчество приносит удовольствие, роспись также доставляет массу приятных эмоций. Весь процесс, начиная с продумывания рисунка и элементов декора, непосредственно роспись, обжиг, покрытие лаком, а также результат работы и эмоции близких людей, получивших эксклюзивный подарок , принесет Вам огромную радость.

Роспись тарелок акриловыми красками: не так страшен процесс, как его малюют

Универсальная и экологически чистая по составу акриловая краска отлично подходит для росписи тарелок. Акриловая краска состоит из пигмента, воды и связующего компонента, это обеспечивает ее высокую адгезию (показатель сцепления краски с поверхностью). В строительных магазинах представлен широкий ассортимент акриловых красок различных цветов и оттенков. Краски под золото, серебро, медь, бронзу позволяют декорировать тарелки и придавать им различные эффекты : блеска, мерцания и отлива.

Последовательность работ по росписи тарелок акриловыми красками следующая:

  • Тщательное обезжиривание поверхности тарелки при помощи спирта или ацетона.
  • Нанесение рисунка . Фантазия и эксклюзив приветствуются. Акриловая краска высыхает в течение 4-х часов. Если в росписи использовалась золотая краска, высыхание может длиться неделю.
  • Покрытие изображения акриловым лаком . Лак наносится в несколько слоев, причем каждый новый слой – только после высыхания прежнего. Нанесение лака кисточкой может смазать рисунок, поэтому рекомендуется использовать лак-спрей.
  • Обжиг тарелки в духовке или микроволновой печи. Тарелку нужно помещать в холодную духовку, разогреть до 170°, выдержать 30 минут и вынимать тарелку из печи после остывания.

Point-to-Point – точечная роспись тарелок

Точечная роспись подходит для тех, кто не отличается умением рисовать и думает, что способен украсить тарелочку лишь «голубой каемочкой». Не стоит унывать, техника точечной росписи как раз представляет собой сочетание множества разноцветных каемочек!

Тарелку для точечной росписи обезжиривают, но прежде чем наносить контурный рисунок поверхность посуды грунтуется черной акриловой краской, после высыхания покрывается матовым лаком. Декор тарелки нужно проводить в два этапа: сначала оформляется центр, потом каемочная часть. В центральной части тарелки наносится контур основного рисунка, по каемке – декоративные линии.

Точечный рисунок – нить маленьких бусинок из краски – наносится при помощи акрилового контура. Специальный тюбик с тонким наконечником позволяет выдавливать нужное количество краски и аккуратно размещать точку на поверхности тарелки. Излишки краски необходимо удалять и корректировать рисунок. Из четких линий, чередования цвета и размера точек получаются изумительные по красоте рисунки, а сама тарелка превращается в настоящее произведение искусства .

Детское творчество в детской комнате

Приобщить ребенка к азам декоративно-прикладного искусства и заодно украсить интерьер детской комнаты расписными тарелками помогут специальные наборы для художественного творчества . В комплект входит удобная для раскрашивания: белая тарелка, акриловые краски, кисточки, спонж, шаблоны, контурные краски, фломастер -предназначены для росписи и рассчитаны под детскую руку.

Шаблон-рисунок накладывается на тарелку и при помощи спонжа заполняется яркими красками, фломастером или кисточкой рисунок оформляется контурной линией. На финишном этапе взрослые могут помочь ребенку и внести необходимую корректировку в роспись. К расписанной тарелке клеится двухсторонний скотч и прикрепляется специальный крючок. Расписывать тарелку по предложенному трафарету необязательно, уникальные образцы расписных тарелок создаются буйной детской фантазией.

Техника нанесения изображения ладошкой и пальчиками позволяет получать оригинальные рисунки и заодно запечатлевать на память детские ручки. Стена детской комнаты, украшенная несколькими тарелками, выглядит оригинально, ярко и необычно. Самый лучший подарок для бабушек и дедушек – расписанная детскими руками тарелка-сувенир.


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

Еще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами. Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои посуды.

Виды стилей

Мастерство украшать свои дома возникло почти одновременно с развитием культуры людей и имеет свои отличительные стороны, свойственные для отдельных областей:

  • хохломская роспись;
  • Городец;
  • Жостово;
  • Гжель.

Воображение наших предков не знало границ, но отличия в рисунках все-таки очевидны. Каждая область имеет своеобразный орнамент и почерк.

Возникновение хохломской росписи

Возле старых заволжских лесов подле реки Узолы расположены русские деревни - Хрящи, Кулигино, Семино, Новопокровское, Хохлома. Посуда, расписанная разными золочеными рисунками, берет свое начало именно отсюда.

К сожалению, точно установить начало появления хохломской росписи не удается. Ведь вся посуда изготавливалась из дерева, быстро изнашивалась, выбрасывалась либо кидалась в печь, как обычное полено.

До нашего времени дошли изделия XIX века. Но, судя по историческим бумагам, промысел возник в XVII веке.

Неповторимая техника хохломы - по золотой основе исполняется роспись черной краской и киноварью - встречается в древнерусском искусстве.

Особенности хохломской росписи

У мастеров есть свой секрет, как «озолотить» кухонную утварь. Нехитрый способ покрытия посуды золотом дожил до наших времен:

  • оловянным порошком тщательно натирали посуду;
  • покрывали олифой;
  • нагревали в печи;
  • под воздействием высокой температуры олифа желтела, сквозь нее просвечивалось олово, получался эффект золота.

Считается, что этот способ окрашивать посуду принадлежит старообрядцам. Раньше в глухих деревнях было много беглых людей, терпевших гонения за «старую веру». Среди них были мастера иконописцы и книжной миниатюры.

Узоры Хохломы

Недорогую посуду для обихода можно узнать сразу. Она исполнялась специальными штампами из гриба дождевика или фетрового кусочка ткани, узоры получались элементарными, но не теряли своей красоты. На таких изделиях видны многочисленные ромбики, спирали и листики.

Посуду подороже раскрашивали более искусно. Композиции создавались кистью от руки. Тут уже труда гораздо больше. Мастера вырисовывали:

  • ягоды (малину, клубнику, рябину);
  • цветы (васильки, клевер, фиалки).

Так создавались расписные ложки, тарелки, кружки и многое другое.

Главные цвета, характерные для хохломской росписи, - красный (киноварь) и черный (сажа). Но чтобы рисунок ожил и расцвел, на изделия добавляли коричневый, зеленый, голубой, оранжевый и желтый оттенки.

Виды росписи

Постепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым.

Существуют основные виды росписи посуды:

  1. «Верховая» - на серебристый фон накладывается основная композиция - криуль. Далее к ней добавляют красным и черным цветом капельки, усики, завитки.
  2. «Под фон» - вначале вырисовывается силуэт орнамента, а черной краской заполняется фон.

На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:

  • «Травка» - упор делается на вырисовывании мелких и крупных травинок.
  • «Пряник» - внутри шедевра расположена нарисованная геометрическая фигура. Это может быть ромб, квадрат, круг. Его расписывают ягодами, цветами и травой.
  • «Кудрина» - на красную или черную основу наносится рисунок в виде золотых листиков и цветков на манер завиточков.

Хохлома - удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость.

История жостовской росписи

Еще одним из известных видов росписи посуды является Славится она тем, что почти два столетия украшают одну вещь - это поднос. Деревня Жостово расположена в Мытищенском районе под Москвой.

В XVIII веке на Урале, где построены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск), возник промысел - металлические расписные подносы.

Рождение такого промысла под Москвой было вызвано некоторыми важными факторами:

  • Русским крепостным мастером Худояровым был открыт рецепт «хрустального» лака, он не трескался на меди, дереве и железе.
  • Начало производства в Санкт-Петербурге необычной формы подносов с интересными рисунками.
  • Открытие в Жостово в 1820-е годы мастерских Ф. Н. Вишнякова. Здесь выпускали лакированные расписные изделия из папье-маше: подносы, шкатулки, табакерки, коробочки, марочницы.

Изделия выполнялись в деревнях под Москвой - Троицком, Новосельцеве, Осташкове. Только в деревне Жостово мастерских насчитывалось 22. Предметы были очень красивыми. На них изображались пейзажи, зимние тройки коней, летние прогулки, чаепития за столом. Но, к сожалению, эти вещицы оказались хрупкими и непрактичными.

Появление жостовских железных подносов

Осип, сын Филипа Вишнякова, решил больше не изготавливать папье-маше, а взялся за производство железных подносов. Как раз возрастал спрос на подносы. Они использовались как для украшения интерьера, так и по прямому назначению. Жостовские подносы были замечены в питейных заведениях, знаменитых чайных домах Москвы, трактирах, гостиницах и купеческих домах. Коллекции испанских и британских королей могут похвастать наличием жостовских подносов.

Спрос рождает предложение, и в 1960 году была основана фабрика жостовской росписи.

Секреты мастерства

Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.

  • Замалевок. Основа будущего узора. На подготовленную плоскость разведенной краской делают наброски будущего рисунка.
  • Танежка. Наносятся цветные тени полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и возникают теневые участки растений.
  • Прокладка цветом. Это самый ответственный этап жостовской послойной росписи. Формируется внешний облик букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются важные мелкие детали.
  • Бликовка. Благодаря этому действию появляются объем и свет, хорошо передается совокупность особенностей и настроение.
  • Чертежка. Финальная часть работы над изображением. Художник вручную наносит маленькие, но значительные детали.
  • Привязка. Букет как бы распространяется под фон изделия. Тонкие стебельки и усики, вырисовываются волшебным образом в единое целое и объединяются с фоном.
  • Уборка краев подноса. Борт подноса украшают всевозможными узорами. Без этого работа будет казаться незаконченной.
  • Зеркальный блеск. При помощи мелового порошка ладонями затирают поднос до блеска, потом натирают парафином, от этого изделие блестит еще больше.

Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой.

Особенности росписи

Фон обычно выбирается черный, в редких случаях красный, синий или зеленый. Художник разрисовывает сразу несколько подносов.

Основным направлением является цветочный букет, в котором поочередно нарисованы небольшого размера полевые цветы и крупные садовые.

Узоры рисуются разведенным в прозрачном лаке или скипидаре золотым порошком или гульфаброй - белой краской, смешанной с лаком, ее присыпают алюминиевой пудрой.

По значению подносы делят на две группы: для украшения интерьера и для бытовых целей.

Городецкая роспись

Относится к одному из русских видов росписи посуды. Городецкая роспись берет свое начало в XIX веке около города Городец в Нижнегорском Заволжье, что на левом берегу Волги. Это древний русский город-крепость. Все началось с прялок, особенностью которых были донце и гребень.

Кареты, барыни, всадники, солдаты, собаки - все это украшало донца прялок. Фигурки вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее отверстие.

Городецкая роспись формировалась 50 лет. Расписывались детские каталки, стулья, короба. Пик развития промысла пришелся на 1990 год.

Мотивы росписи

Самые распространенные элементы городецкой росписи - цветы и животные. От таких изображений веет уютом и покоем.

Расписные ложки, мебель и посуда в городецком радостном стиле освежали и оживляли интерьер.

Цветочная роспись в исполнении самая простая. Выделяют несколько типов орнамента:

  • «Букет» - наносится симметрично, присутствует в основном на блюдах или разделочных досках.
  • «Гирлянда» - по центру располагаются один или два цветка, от них во все стороны распространяются более мелкие цветики и листики. Таким узором расписывают хлебницы, блюда, шкатулки.
  • «Ромб» - вид гирлянды. По центру цветок или несколько, а листики и бутоны по мере приближения к вершинам ромба уменьшаются. И располагаются на воображаемых гранях фигуры. Такими изображениями украшали сундуки, скамейки, шкафы.
  • «Цветочная полоса» - осталась еще со времен прялок. Это повторяющийся ленточный узор из цветов одного размера, разбавленных листиками. Украшают объемные изделия.
  • «Венок» - похож на «цветочную полосу». Разница в том, что он замыкается по краям крышки или блюда.

В цветочной росписи встречаются изображения птицы и коня. Обычно они нарисованы внутри цветочной гирлянды. Элементы городецкой росписи нашли свое место и в крупных вещах: панно, санях, блюдах и шкатулках.

Изображения могут быть самые разные: лихие всадники, сценки с чаепитием, красивые птицы, симпатичные девушки с собачками, экзотические львы и барсы. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух.

Способ выполнения

Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на основе из дерева. Основа грунтуется разными цветами - ярко-синим, сочным зеленым, глубоким красным.

Кистью расписывается предмет без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, вырисовывая очередной шедевр.

История Гжели

Один из старинных гончарных районов включает в себя около 30 деревень. Называется он Гжель. Располагается под Москвой у речки Гжелки. В этих местах обнаружены богатейшие залежи глины.

О Гжели упоминается первый раз в письменных документах, датируемых 1339 г. Это была прибыльная волость и являлась собственностью князей и царей.

В XVIII веке Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Столетие спустя Гжель стала производить полуфаянс, расписанный кобальтом и покрытый прозрачной глазурью. Ближе к XX столетию гжельские мастера выполняют шедевры из тонкого фаянса и фарфора, украшая его растительно-геометрическими узорами.

Тематика рисунка

В расписной посуде Гжели отражаются события, происходящие в городской и деревенской жизни, а также природные явления. Рисунки разделяются на три основных группы:

  • Растительная. Здесь вся растительность имеет стилизованный вид с основными чертами. Можно заметить ягодки, травинки, черенки, цветы и листочки.
  • Орнаментальные узоры. Оригинальные и стилизованные рисунки, в которых просматривается ассоциация и самовыражение художника. Исполняется он орнаментальными сетками - «усики», «травинки», «капельки», «гребенки» и «жемчужины».
  • Сюжетная роспись. Это катания на санях, ярмарки и времена года.

Гжель - это целое стилистическое направление, а не только узоры. Используется в производстве керамики, при оформлении дизайна одежды и интерьера.

Вот таким чудным образом возникают, «как сказочные птицы», и разлетаются по всему земному шару гжельские шедевры. Поэтому синяя птица в гжели является маркой современной росписи.

Основные черты росписи:

  • глазурирование поверхности;
  • холодный белый фон;
  • орнамент в голубых и синих тонах;
  • сложный узор или рисунок в народном стиле;
  • только ручная работа.

Каждое изделие благодаря ручной росписи - это произведение искусства. Все рисунки неповторимы.

Художественная роспись Гжели

Техника гжель требует определенных навыков. К росписи любой вещицы мастер приступает сразу после обжига. Одна из росписей в стиле гжель называется майоликой, она расписывается «пятицветкой». На белую эмаль, которая является основой, наносился рисунок.

Цвета для росписи раньше брали из солей:

  • зеленый - соль меди;
  • желтый - соль сурьмы;
  • вишневый - марганец;
  • синий - кобальт.

Вскоре от этой техники отказались и стали выполнять рисунок кобальтово-синего цвета на белоснежной основе. Для нанесения рисунка требовалось наличие таланта, шпателя, кисти, баночки с окисью кобальта. Именно кобальт дает такой чудный оттенок синего цвета, но только после обжига расписанной посуды, а сама по себе краска черная.

Сначала расписывают изделие, затем его окунают в глазурь и помещают в печь для сушки. Последний этап обжига осуществляется при температуре 1400 градусов. Глазурь превращается в тоненькую, пропускающую свет, пленку, покрывая синий рисунок.

Благодаря атмосфере народного неакадемического искусства, чистоте и самобытности узоров синяя птица гжели удостоилась быть эмблемой гжельского фарфорового завода.

В век технологий и перемен кажется милым расписным вещам нет места, а полюбоваться ими можно только в музеях. Но по сей день в государстве Российском действуют мастерские, сохранившие давние традиции художественной росписи, и продолжают радовать глаз людей, неравнодушных к такому искусству.

Ручная роспись по стеклу и керамике – популярный и легкий в освоении вид творчества, доступный даже начинающему декоратору. Это направление рукодельного мастерства насчитывает множество подвидов и техник, особое место среди которых занимает точечная роспись тарелок – искусство, способное внести «изюминку» в любой кухонный интерьер. Принцип оформления узора достаточно прост – создать яркий, а главное, уникальный шедевр с помощью нанесения множества точек на поверхность посуды.

Художественная роспись посуды точками – целое искусство композиционного декорирования красками специально организованного пространства. Изобразительная поверхность различается структурой и формами. Особая техника создания рисунка point-to-point заключается в нанесении капель красок по контуру тарелки. Благодаря россыпи точек получается орнамент, похожий на изображение мозаики из бусин или страз.

Для начала работы потребуются: тарелка, краски, заостренная палочка или нефункционирующий фломастер, жидкость для обезжиривания (например, ацетон), трафареты, хорошо освещенное рабочее место.

Основные этапы росписи по тарелкам следующие:

  1. Обработать рабочую поверхность спиртосодержащим веществом, высушить.
  2. Нанести рисунок. На стеклянной тарелке эскиз можно закрепить с обратной стороны, на непрозрачную поверхность нанести произвольно или при помощи трафаретов.
  3. Усыпать точками эскизный орнамент, обрамить рамкой.
  4. Ошибки исправить ватными дисками, предварительно смоченными спиртом.

Оригинальные расписные тарелки способны занять место не только на кухне, но и в специально отведенном месте в качестве эксклюзивной вещи, сделанной своими руками. Также они могут послужить оригинальным подарком. Главное – подойти к процессу росписи со всей ответственностью и вдохновением.

Обезжириваем тарелку

Выбираем рисунок

Переносим рисунок краской или маркером

Роспись лучше начинать с середины

Выбираем подходящие цвета и продолжаем работу

Выбор материалов

Прежде чем приступить к нанесению точечного орнамента на тарелку, необходимо проанализировать все нюансы предстоящей работы и тщательно подобрать материалы. Для художественной росписи посуды своими руками требуется особый подход. От материала изготовления тарелки напрямую зависят выбор краски для росписи и необходимость дополнительной обработки поверхности.

Тарелки

В большинстве случаев для росписи тарелок своими руками выбирают стеклянную или керамическую поверхности. Это обусловлено тем, что подобная посуда может использоваться в качестве основного фона без дополнительных манипуляций. Однотонные или прозрачные поверхности отлично подходят для нанесения орнамента. Они потребуют минимальных усилий – мытья и обезжиривания. Также при необходимости можно без особого труда изменить фон на посуде. Для этого понадобится:

  1. Нанести тонким слоем праймер (специальный грунт).
  2. Подождать, пока он высохнет, после использовать акриловую краску понравившегося тона (желательно окрашивание проводить в два этапа с промежуточной просушкой).
  3. Для закрепления результата рекомендуется дважды покрыть готовое изделие лаком.

Художественную точечную роспись на тарелках, имеющих глиняную основу, выполняют в несколько этапов. В первую очередь нужно подготовить поверхность, чтобы узор держался длительное время. Затем подбирают специальную контурную краску, выпускаемую в тюбиках с удлиненным носом.

Техника работы с изделиями из дерева зависит от их фона. Если цвет сырой, необработанной древесины полностью устраивает, можно выполнять роспись тарелок прямо по натуральной поверхности. При желании скорректировать оттенок основы рекомендуется использовать морилку для древесины. Она не только придаст поверхности необходимый тон, но и подчеркнет ее естественные рельеф и фактуру. Если тарелку планируется использовать в быту, а не в качестве предмета декора, лучше в завершении работы закрепить орнамент специальным мебельным лаком.

Керамическая тарелка

Глиняная

Стеклянная

Деревянная тарелка

Художественная точечная роспись тарелок предусматривает использование в процессе работы различных видов красок. Предпочтительнее остановить выбор на влагоустойчивых и светочувствительных разновидностях, что значительно увеличит срок службы изделия.

Металлические тарелки рекомендуется расписывать эмалевыми живописными красками, а для керамической утвари и глиняной посуды подойдут контурные аналоги. Варианты с масляным составом, гуашь, акварель оптимальны для росписи стекла, керамики. Выбирать следует, ориентируясь на консистенцию красящего вещества, – по своей плотности краска должна напоминать нежирную сметану.

Основа состава красящего вещества может быть:

  • водной – в любой момент смывается;
  • органической – удаление происходит только растворителем.

Роспись блюдец, которые будут контактировать с продуктами питания, осуществляется специальными запекаемыми красками. Рисунки обжигают в печи при t 800 градусов. В домашних условиях мастерицы используют акриловые составы, застывающие без обжига в течение двух недель.

По типу краски делятся на:

  • надглазурные, наносящиеся перед обжигом на глазурованную посуду;
  • подглазурные, применяемые после обжига для достижения дополнительного эффекта – блеска и глянца.

Отдавать предпочтение стоит небольшому количеству цветов, для работы достаточно 1-4 оттенков.

Для нанесения и закрепления

Для росписи понадобятся дополнительные материалы: ватные диски и палочки, салфетки, булавка, скотч, бумага и ножницы. С помощью дисков и обезжиривающей жидкости обрабатывается и очищается верхний слой тарелки. Далее, после создания орнамента и его полного высыхания, для закрепления росписи рекомендуется дважды нанести водорастворимый, не имеющий запаха акриловый лак. Слои должны быть очень тонкими, чтобы не образовались некрасивые затеки и наплывы между точками. После каждого нанесения лака должно пройти около 2 часов. Для росписи точками лучше отдавать предпочтение оригинальным узорам или цветочным композициям.

В результате выдавливания точек на носике тюбика может образоваться лишняя краска, которая способна испортить орнамент ненужной кляксой. Излишки стоит вовремя убирать салфеткой.

Прежде чем приступать к рисованию новым цветом, желательно поставить несколько точек на черновом листе бумаге. С помощью булавки можно прочистить засорившийся носик тюбика – это особенно актуально для красок с содержанием блесток.

Важно подготовить трафарет (шаблон) для нанесения узора. Его можно нарисовать самостоятельно на бумаге, затем вырезать и прикрепить скотчем к поверхности. Рисунки можно позаимствовать из интернета или журналов. Готовые трафареты продаются в магазине. Чем больше линий в орнаменте – тем лучше, так как точками покрывается весь рисунок.

Необходимые материалы

Правильно выберите трафареты

Для закрепления стоит использовать акриловый лак

Процесс нанесения рисунка

Простота - это основное преимущество точечной росписи тарелок. Если следовать основным правилам, можно получить качественную роспись блюдец и любой другой посуды. Чтобы получить больше информации и практики, можно посетить специальный мастер-класс.

Последовательность действий при росписи должна быть следующей:

  1. Подготовка поверхности - важно, чтобы с изделия, предназначенного для нанесения точечного рисунка, были удалены пыль и другие загрязнения. Также поверхность нужно обезжирить спиртосодержащим раствором.
  2. Создание фона - с помощью красок (акриловых, витражных, гуашевых и так далее) можно придать поверхности нужный оттенок.
  3. Заготовки - проработать заранее придуманный эскиз или подготовить специальные трафареты (готовые схемы) для нанесения рисунка.
  4. Разметка - прорисовать контур орнамента.
  5. Создание росписи с соблюдением правил очередности. Сначала прорисовывают большие точки, затем, после просушки крупных элементов, приступают к их нанесению на более мелкие составляющие картинки.
  6. Для завершения узора прорисовывают самые маленькие детали, которые расположены близко друг к другу.
  7. Если в процессе использовались запекаемые краски, тарелку нужно поместить в духовку на 150-170 градусов и выдержать там прописанное в инструкции количество времени.
  8. После высыхания красок изделие покрывается акриловым лаком.

Еще один способ росписи заключается в первичном нанесении точек в центральной части тарелки, а затем постепенном продвижении к ее краям.

В любой момент можно откорректировать результат: невысохшую точку легко убрать с помощью ватной палочки, высохшую – острым предметом.

Подготовка тарелки

Выбираем нужный эскиз

Разметку нужно делать, начиная с середины

Проводим прямые линии

Затем наносим остальные формы с эскиза

Начинать нужно с середины тарелки

Продолжаем работу от центра к краям (кругами)

Можно сделать красивые мазки с помощью зубочистки

Тематика рисунков

Очень важно идеально разработать орнамент для росписи точками. Использование разных стилей придаст обычному блюдцу определенную тематику. Большой популярностью пользуются орнаменты в восточном стиле: драконы, мифические звери, птицы, турецкий огурец, мировое дерево. Они создадут особую атмосферу в интерьере дома.

Мотив рисунка по своему содержанию может быть различным. Для росписи тарелок хорошо подойдут геометрические орнаменты. Точки могут располагаться с разными интервалами, отличаться по размеру, сочетанию цветов. Симметричность и пропорциональность – главные критерии при нанесении рисунка. Стильно выглядят и разнообразные абстрактные формы, фрагменты архитектуры, оружие, цветочные композиции, элементы, копирующие животных.

В цветочной композиции даже простой рисунок из одного растения радует глаз своей естественной красотой. Более сложные орнаменты содержат большее количество художественных элементов. Правильное комбинирование цветов является залогом успешной работы. Гармонично сочетаются желтый и оранжевый, красный и оранжевый, синий и фиолетовый, золотой и коричневый, белый и розовый, синий и зеленый.

Восточные образы отличаются в разных странах. Так, в Индии распространены цветочные гирлянды, животные, птицы, а в Китае – драконы, персики, пионы, бабочки.

Техника point-to-point относится к виду творчества, требующему аккуратности при выполнении работы. От этого будут зависеть окончательный результат и презентабельность готового изделия. Все виды росписи посуды должны выполняться с соблюдением определенных правил. Советы специалистов:

  1. Для правильного нанесения точки на эскиз контур следует располагать вертикально, не стоит отводить его в сторону. По завершении в таком же положении его следует отвести от декорируемой поверхности.
  2. При желании изменить фон рекомендуется использовать акриловый грунт, который даст эффект мутного белого оттенка.
  3. Во время работы не стоит переходить на другой оттенок, пока все действия с одним цветом не закончены.
  4. Поверхность росписи лучше покрывать лаком, это сделает изделие более ярким и интересным.
  5. Следует соблюдать симметрию: для этого последовательно выполняют ряд действий, двигаясь от простого элемента к более сложному орнаменту.
  6. Обязательно поэтапное просушивание готовых частей работы. Это позволит избежать растекания краски (особенно при росписи на глине, керамике), а также продлит срок службы готового изделия.

Процесс рисования не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Заинтересовавшись именно точечной техникой, стоит запастись терпением – аккуратность, последовательность логических действий и творческое вдохновение помогут создать настоящий шедевр.

Акриловый грунт отлично подойдет для создания фона тарелки

Переходить с одного цвета на другой в процессе работы не стоит

Начинать нужно с простых элементов

Видео

Фото