Пример неправильно созданной презентации. Общие правила оформления презентации. Вставка звуковой записи в отдельный слайд

ИКТ в начальной школе.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    овладевать практическими способами работы с информацией;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Сегодня стоит вопрос, чтобы школы были оснащены необходимым компьютерным оборудованием. Чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиапроектор, экран. Не менее важны образовательные ресурсы, с помощью которых учитель мог бы готовиться к урокам и проводить эти уроки. Такие ресурсы должны разрабатываться в расчёте именно на учителя. Используя их, учитель будет творчески модернизировать учебный процесс.

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Учителя, которые на уроках применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

    уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;

    повышение активности и инициативности школьников;

    положительную динамику мотивации учения;

    формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

    в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

    большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность

    утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

    высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

    мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Он помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

2. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

3. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

    комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

    применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

    частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

    формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

    стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

Подготовка, подбор материалов для презентации

Содержание презентации для детей не должно быть перепечаткой с учебника. В идеале материал презентации подбирается из нескольких источников. Даже в случае презентации для детей, информация должна быть свежей и актуальной. Например, рассказывая о современном сельском хозяйстве, не нужно вставлять картинки пахарей с косами или советских стахановцев, если речь идет о сегодняшнем дне. Иллюстрации должны соответствовать рассказу , дополнять его, но при этом не отвлекать внимания. Нужно учитывать возрастную группу детей и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Что касается текста. Стоит перечитать много материала по предстоящей теме, сделать краткий конспект, но во время презентации все, что можно сказать словами – нужно говорить словами. Текст на слайдах должен быть в минимальных количествах, особенно в презентации для детей.

И наконец, в презентации должна быть четко определена цель. Конечно, в случае презентации для детей вовсе не обязательно выносить ее на слайд. Этот пункт важен, прежде всего, для презентующего, чтобы, увлёкшись сопутствующей темой, не уйти далеко в сторону.

Итак, материал подобран, цель определена, следующий пункт – составление презентации и ее дизайн.

Дизайн презентации для детей

1. Фон. Сейчас в сети можно найти множество готовых шаблонов на любой случай жизни. Но, нужно не забывать, что яркий, изобилующий элементами фон для презентации отвлечет от преподносимой информации. Вообще фон на то и фон, чтобы не отвлекать, а подчёркивать материал. Так что стоит остановиться на однотонном фоне без рисунков или каких-либо других элементов. Когда дело заходит о презентации для детей, часто встречается одна и та же ошибка – перебор с яркими цветами и картинками. Не нужно увлекаться яркими контрастирующими расцветками, способными вызвать приступ эпилепсии.

2. Иллюстрации. Учитель должен привлекать детей прежде всего своим рассказом, а не картинками. Конечно, это не значит, что нельзя использовать иллюстрации. Картинки в презентации для детей необходимы. Нужно учитывать возрастную группу и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Иллюстрации должны быть высокого разрешения, не нужно растягивать маленькую картинку на весь слайд – она будет «пикселить» и тем самым только вызовет негативные эмоции.

Не нужно одновременно на одном слайде использовать рисунки и фотографии, если это не предусмотрено уроком. Презентация должна быть выполнена в одном стиле, фотографии и рисунки хорошо сделать одного размера.

И напоследок, не стоит забывать, что у всех изображений в интернете есть хозяин. В конце презентации стоит привести список иллюстраций и ссылки на источники, это не только дань уважения к авторским правам, но и полезная практика для детей.

3. Шрифт . Необходимо избегать использования разных шрифтов – это рассеивает внимание и утомляет. Размер кегля должен быть достаточно большим, чтобы читаться с последних парт. Тест должен быть читабелен. Не стоит использовать неразборчивые, слишком узкие шрифты и шрифты с засечками. И, наконец, простое правило – на темном фоне размещается светлый текст и наоборот.

4. Анимация. Здесь очень просто, если анимации можно избежать – это нужно сделать. Безусловно, в презентации для детей так и хочется использовать как можно больше эффектов. Да, анимация может развлечь детей, но нужно помнить, что цель урока опять-таки не развлечь, а научить. Кроме того, анимация занимает время. Потребуется несколько лишних секунд, чтобы дождаться пока появится текст, который выскакивает по буквам.

Собственно, презентация

Цель презентующего не просто выдать материал, а заинтересовать. Это, пожалуй, самый важный пункт в презентации для детей. Нудная лекция, даже иллюстрированная красивыми картинками и анимацией, остается нудной лекцией. Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории. Презентация для детей должна быть интерактивна, учащиеся должны принимать активное участие. Имеет смысл разнообразить презентацию загадками, вопросами.

Даже 20 минут интересного рассказа способны утомить. Просмотр презентации - это нагрузка на глаза. В младших классах презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.

После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

Самые распространенные ошибки в презентациях.

Использование презентации PowerPoint на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся. Демонстрация моделей, иллюстраций, видео, анимационные и звуковые эффекты, элементы, привлекающие внимание к теме. К сожалению, очень часто учителя забывают о практической направленности презентаций и пытаются заменить ею себя и свою роль на уроке. Но как нельзя заменить речь учителя на уроке учебником, так нельзя и работу учителя заменить презентацией. Надо помнить, что:

1) Презентация – это иллюстративный ряд к уроку , а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, цели и задачи, правила, вопросы учителя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним.

2) Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Помните, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Поэтому демонстрировать опыты, измерять, взвешивать, смешивать вещества, сравнивать размеры, массу, цвет лучше на практике, руками. В презентациях можно показать то, что невозможно осуществить на практике: модель Солнечной системы, к примеру, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт.

3) Просмотр презентации требует определенных физических нагрузок , особенно на глаза, поэтому использование презентации необходимо дозировать. Не стоит выносить на экран весь урок от начала до конца, а только отдельные элементы. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20 минут, но это не значит, что дети 20 минут подряд смотрят на экран. Обязательно чередовать работу с презентацией и практическую, письменную работу, смену позы, например, при работе в группах или парах, подвижную игру, физминутки. А также учитывать возможности организма при подборе графических материалов для презентации и в ее оформлении.

4) Презентация – это иллюстрация к уроку, а не развлечение , поэтому необходимо тщательно подходить к отбору иллюстративного ряда и эффектов. Некоторые учителя, обнаружив в Интернете сайты с анимированными картинками, с детским восторгом размещают их в презентации, где нужно и где не нужно. Помните, пестрота и мелькание – это дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему, отвлекающий фактор для детей. Да, ученики начальной школы любят все яркое и двигающееся, но цель урока – дать знания и закрепить умения, а не развлечь. То же самое относится и к неоправданному использованию эффектов анимации.

Итак, учитывая вышеизложенные тезисы, проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки начинающих пользователей программы создания презентаций.

Ошибка 1.

Слайд 2 в презентации. В чем ошибка автора?

Думаем, а нужна ли эта информация детям? Нет. Кому нужна? Коллегам? Если открытый урок, то возможно, но презентация создается не для коллег, а в качестве иллюстративного ряда к уроку для детей. Значит, оставляем тему, цели и задачи в конспекте для коллег, в презентации для детей они не нужны.

Бывают исключительные случаи, когда тему с помощью учителя формулируют сами дети. Тогда, возможно, размещение темы на слайде в качестве подведения итога беседы на определенном этапе может быть оправдано, но только если это соответствует структуре урока.

Ошибка 2.

Не нужно выносить на слайды слова учителя. «Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай» - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для фронтальной работы, тем более для слабо читающих детей в 1 классе. Исключение: тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 3.

Какие видим ошибки?

Вроде все так ярко и красиво. Детям понравится? Понравится, дети такое любят. А разве цель урока – порадовать детей? Нет, чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, урок есть урок.

Что мы видим? Слишком пестрый фон со множеством объектов. Дети будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».

На образце мы видим, что, фон стал бледным и объекты на нем выделяются и становятся более четкими.

Но старайтесь ограничивать себя в порывах использовать яркие, пестрые фоны, особенно если для материала, с которым вы собираетесь работать, вообще не нужен такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей.

Ошибка 4.

Многие учителя, только познакомившись с возможностями программы, начинают на слайдах устанавливать чуть ли не ко всем объектам интересные анимационные эффекты – выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Ну, а как же, так весело все выпрыгивает, выпадает! Ладно, поиграли немного дома за компьютером и хватит. На уроке это лишнее.

Во-первых, использование анимации задерживает урок и отнимает драгоценное время, которое вместо созерцания падающих букв можно потратить на что-то более полезное.

Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Это позабавит детей, да - и всё? Должна быть польза от любого приема или метода, использованного на уроке. Если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например, «письмо» от героя с эффектом «пишущей машинки» или появление картинки, ответа, то использовать их не нужно.

Тем более, вообще не рекомендуется анимировать авторские данные на титульном листе – это неуважительно по отношению к пользователям, так как они должны будут ожидать, пока выпадут (проявятся, выползут) все слова на титуле, а это очень неудобно.

Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе, при смене слайда появляется сперва чистый слайд, а потом выползает название или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть – забирает время, раздражает.

То же относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.

Ошибка 5.

Каждый создатель презентаций должен помнить, что показывать ее он будет большой аудитории. Кто-то сидит прямо перед экраном, а кто-то в 5-6 метрах от него. Соответственно, надо учесть, что сидящим далеко будет хуже видно некоторые объекты на экране, а значит, опять же будет сильное напряжение для зрения. Старайтесь не размещать на слайде слишком много мелкого текста и мелких рисунков. Минимальный размер шрифта для презентации 28-й. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и теста на слайдах вообще должно быть как можно меньше.

Ошибка 6.

Сравним два слайда.

Мы видим, что на первом слайде текст нанесен на шаблон слайда с однотонной поверхностью, на втором – на готовый шаблон с дизайнерским оформлением. Какой из них более эстетичен и удобен? Думаю, первый. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным, тем более в презентациях для детей. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Обращаться к готовым шаблонам в начальной школе вообще не стоит.

Ошибка 7.

Сразу бросается в глаза различие иллюстративного ряда. Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.

Ошибка 8.

Когда смотришь на такой рисунок, хочется протереть глаза, как будто они стали плохо видеть – размытое, растянутое изображение очень напрягает зрение. Поэтому для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 10.

Здесь ошибка создателя презентации заключается в подчеркнутых словах. Подчеркиванием в презентациях выделяются гиперссылки, при щелчке по такому слову осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете. Поэтому, если слово не является гиперссылкой, выделять его подчеркиванием не рекомендуется – это введет в заблуждение пользователей.

Ошибка 11.

Все используемые в презентации материалы имеют своих авторов, будь-то фотографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы. И если вы сами не являетесь автором, необходимо разместить в конце презентации ссылки на странички в Интернете, где вы нашли эти файлы, либо выходные данные диска или книги, если вы таковыми пользовались. Конечно, по закону, надо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но автор не всегда известен, поэтому лучше не брать на себя ответственность и возложить ее на владельцев сайтов в Интернете, которые разместили файлы в сети. Ваша задача – как минимум дать ссылку на использованный источник.

Ошибка 12.

Ну и, конечно, не забывайте о собственных авторских правах! Подписывайте свои презентации и другие авторские материалы на титульной странице. В противном случае, при копировании ваших материалов кем-то где-то вам будет трудно доказать свое авторство, а плагиат очень распространен, к сожалению. Уважайте свой труд!

Итак, подведем итог и составим список правил, позволяющих создать качественную презентацию к уроку:

1. Не следует размещать на слайдах для урока цели, задачи, список оборудования.

2. Если презентация предназначена для фронтальной работы с классом, не надо размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, учитель может озвучить их сам.

3. Будьте осторожны с пестрыми фонами. Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.

4. Использование анимационных эффектов должно быть оправдано и осторожно. Ничего лишнего и раздражающего. Не присваиваем анимацию к объектам на титульном слайде и к заголовкам.

5. Не нужно размещать на слайдах много текста (оптимально не более 6-8 слов), шрифт и рисунки должны хорошо просматриваться с любого места в классе. Используем шрифт не меньше 28 кегля. А лучше - крупнее.

6. Осторожно используем готовые шаблоны для слайдов. На слайде не должно быть посторонних объектов, если они перекрывают текст, создают пестрый фон для текста или рисунков, мешают другим объектам на слайде. В одной презентации очень не рекомендуется использовать разные шаблоны оформления, соблюдайте единый стиль презентации.

7. Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.

8. Не следует растягивать небольшие графические файлы, делая их размытыми или искажая пропорции, лучше поищите подходящего размера другие.

9. Не используйте для выделения слов на слайдах подчеркивание, лучше выделите цветом, размером или насыщенностью.

11. Обязательно подписывайте свою презентацию, размещайте свои данные на первом слайде.

Слайд должен выглядеть изящно и лаконично, и он должен быть воспринят аудиторией настолько быстро, насколько это возможно. Поэтому стоит избавиться от всех знаков, которые не несут смысловой нагрузки.

Часто на слайдах каждый пункт перечисления заканчивают точкой или точкой с запятой. По правилам русского языка это, вроде бы, верно ― но это верно для обычного текста, где используются предложения длинной под 30 слов, и такие знаки позволяют точнее показывать окончание одного предложения и начало другого. В презентации же длинна фразы меньше 10 слов, а пункты отлично визуально отделены друг от друга заметным буллитом и интервалом между абзацами.

Поэтому от знаков в конце предложений и отдельных пунктов часто можно отказаться вовсе ― слайд без них смотрится лучше и лаконичнее. А вот двоеточия и тире в тех случаях, когда они несут смысловую нагрузку, нужно обязательно оставить.

Понравилоcь читать наш блог? Возможно, вам будет удобнее получать обновления по RSS или с помощью email рассылки .

Презентация по праву занимает видное место в арсенале педагогических методов современных учителей и преподавателей: давно известно, что любому человеку воспринимать информацию зрительно проще и интересней, чем заниматься унылой зубрежкой учебника. Особенно справедливо это для младших школьников.

Однако на сегодняшний день многие учебные презентации для школы не могут похвастаться безукоризненным исполнением: слишком часто множество грубых ошибок при составлении и оформлении дают обратный эффект, навевая на учеников скуку и затрудняя восприятие материала. Так, не все учителя понимают необходимость создания цельного мультимедийного продукта, обращая его в обычный набор картинок и текста, только показанных на экране, а ведь помимо рисунков, таблиц и пояснений к ним, слайды могут содержать самые разнообразные аудио- и видеоматериалы.

Наиболее распространенные ошибки при создании презентаций для детей и школьников:

  1. Перегруженные в смысловом отношении слайды. Каждый слайд должен доносить до учеников одну краткую мысль.
  2. Обилие текста, превращение презентации в разбитый на абзацы учебный текст. Не делайте так . Основная информация должна даваться в виде схем, картинок, видеофайлов, быть краткой, ясной. Все необходимые пояснения могут быть сделаны устно.
  3. Сливающийся с фоном или, наоборот, слишком контрастный текст. Нельзя использовать плохо отличимые цвета, но также и помещать рядом теплые и холодные тона, например, показывать голубые буквы на розовом фоне.
  4. Ошибки при выборе шрифта. Важно, чтобы вся информация на слайде хорошо читалась даже с последних парт, но не стоит ради этого превращать все буквы в заглавные. Шрифты лучше использовать стандартные, например, семейства Arial или Times, а вот использование популярного Comic Sans MS не рекомендуется - это считается дурным тоном.
  5. Чрезмерное количество иллюстраций на слайде. Лучше демонстрировать изображения по одному, чем пытаться уместить их все вместе, жертвуя мелкими деталями. Понятно, что большие экраны требуют хорошего качества используемых в презентации картинок.
  6. Злоупотребление анимацией. Анимированные эффекты должны следовать логике материала и не мешать восприятию.

Основной принцип - умеренность во всем, будь то количество текста или анимированных вставок, величина картинок, цвет и тип шрифта или продолжительность видеофрагментов. Важно всегда иметь в виду аудиторию, для которой выполняется работа: что хорошо для дошкольника, не подойдет старшекласснику, и наоборот.

Соблюдение нескольких несложных правил позволяет значительно повысить качество презентаций, а значит добиться большей вовлеченности учеников, вызвать их на диалог, обеспечить глубокое понимание материала. Например, на сайте pptcloud.ru можно увидеть множество примеров таких работ, а также скачать уже готовые.

В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

1) Отсутствие Титульного слайда , содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.

2) Отсутствие Введения , в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

3) Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

3) Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение , обобщения , выводы ;

5)Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного) ;

6) Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

7) Отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

1)Орфографические и стилистические ошибки, недопустимы

2)Отсутствие единства стиля страниц:

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов );

o заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;

o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.

3)Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;

4)Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

5) Отсутствие полей на слайдах;

6).Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

7).Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;

8).Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

9)Низкая контрастность фон / текст; (например: белый фон, серый текст)

10)Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);

11) Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

12) Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации , мешающих восприятию информации;

13).Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

3. Основные принципы разработки мультимедийных презентаций

Оптимальный объем

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов . Опыт показывает, что для презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия - по 2 мин.

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

Доступность

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории (зрителей). Заинтересованности аудитории в презентации, целей докладчика. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на свои знания и опыт, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших например школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

Научность

Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст , да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму , заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями , анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр . Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность . Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно - зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

Разнообразие форм

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного материала.(Кто-то аудиал воспринимает лучше информацию на слух (голос, звуки), а кто-то визуал (видео, изображения). Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации (разделения на группы(что бы все зрители запомнели) при предъявлении материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Занимательность

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. В особенности это эффективно при создании учебных презентаций для маленьких детей.

Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Эстетические качества учебной презентации особенно важны для младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

Динамичность

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Оптимальное время, необходимое для восприятия образной, звуковой и вербальной информации, представленной на каждом слайде, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий, определяется опытным путем с учетом особенностей восприятия информации с экрана аудиторией соответствующего возраста и подготовки. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие конкретной аудиторией, так и потери темпа урока (лекции), что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.

1. Смешение холодный и теплых цветов

Как известно, все цвета спектра подразделяются на холодные и теплые цвета. К холодным относятся синий, голубой. К теплым - желтый, красный, зеленый. Есть еще и нейтральный цвет - фиолетовый.

Правило состоит в том, чтобы не смешивать на одном слайде холодные и теплые цвета. Например, нельзя писать красными буквами по голубому фону, или желтыми по темно-синему. При оформлении слайдов используйте только теплые или только холодные цвета в зависимости от тематики вашей презентации.

Например, если презентация содержит материал про Антарктиду или океан, то выигрышнее будут смотреться холодные цвета. С другой стороны, если готовится презентация про охрану окружающей среды, строительство домов, разведении домашних животных, то, скорее всего, лучше использовать теплые цвета спектра.

2. Темный фон презентации

Конечно, есть ситуации, когда темный фон вполне уместен. Например, презентации об освоении космоса, пещер, строительство метрополитена конечно лучше делать именно на темном фоне.

Однако большинство презентаций смотрятся лучше именно на светлом фоне. Светлый фон дает большие возможности по использованию разных цветов в оформлении текста (на белом фоне хорошо смотрится и красный и синий и темно-зеленый и коричневый и фиолетовый и другие темные цвета).

Светлый фон и темный текст читаются с большого расстояния лучше, чем светлый текст на темном фоне. Недаром номера автомобилей в свое время поменяли и теперь они содержат темные буквы на белом фоне.

3. Отсутствие полей и рамок в оформлении слайда

Если текст начинается от самого края слайда и заканчивается у другого края, то это выглядит неряшливо. Недаром в тетрадях и книгах есть поля. Было бы очень уместно снабжать слайды презентации рамками. В этом случае слайд выглядит законченным, целостным, гармоничным.

4. Использование только заглавных букв в оформлении слайда

Эта тенденция уходит своими корнями в далекое прошлое, когда еще не было компьютеров и все печатные материалы готовились на пишущих машинках. В то время не было другой возможности выделить текст, как набить его одними заглавными буквами.

Многие создатели презентаций по сей день используют этоот метод. Причем, они оформляют так не только заголовки, но и весь текст. Читать такие надписи очень неудобно.

5. Перенасыщение слайда текстом

Если вы готовите презентацию для большого экрана, то на ее слайдах должно содержаться минимум текста. Весь текст вы скажете во время выступления, а слайды презентации должны содержать иллюстрации, чтобы повысить зрелищность и наглядность вашего выступления.

Очень часто выступающий помещает на слайд весь текст, который он собирается сказать и просто читает его с экрана. Такие выступления больше всего напоминают сеанс синхронного чтения. Лектор читает свою речь в зал, а зал следит по тексту на слайде за тем, чтобы лектор говорил именно то, что написано.

К сожалению, зрители, сидящие на задних рядах, не могут рассмотреть текста на слайдах. Со временем они начинают скучать на такой "лекции" и могут уйти, не дождавшись ее окончания.

6. Перенасыщение слайда картинками

Эта тенденция уходит корнями в то время, когда еще не было мультимедийных проекторов и все презентации демонстрировались при помощи кодоскопов.

Чтобы подготовить материл для демонстрации нужно было купить специальную пленку для принтера, на которой можно было (как на бумаге) напечатать то, что необходимо было показывать на экране. Пленка для создания презентаций стоила недешево, поэтому создатель презентации стремился уместить свой материал на как можно меньшем количестве листов. Естественно, при этом уменьшались размеры изображений.

Если мы делаем презентацию в Power Point, у нас в запасе 65 536 слайдов. Все они совершенно бесплатны. Если у вас есть несколько рисунков, лучше разместить их на разных слайдах и показать друг за другом, чем мельчить, пытаясь уложить все это на один слайд.

7. Использование шрифта Times и курсива в оформлении слайдов

Главная цель создателя презентации состоит в том, чтобы зрители, даже те, что сидят на последних рядах, могли без труда прочитать все надписи на слайдах. Это возможно только при использовании шрифтов семейства Arial (такие шрифты еще называются "рубленными"). Использование шрифтов семейства Times, да еще и оформленного курсивом, приводит к тому, что даже сидящим на первых рядах текст будет читать затруднительно.

8. Неправильная композиция слайдов презентации

И в живописи, и в фотографии, и в кинематографе действуют одни и те же законы построения кадра. Они происходят от особенностей восприятия человеком картинки, на которую он смотрит.

Разглядывая картинку, мы не смотрим на нее сразу целиком. Наше внимание фокусируется на так называемых композиционных центрах изображения.

Существует так называемое правило третей (от слова "треть" - третья часть чего-либо). Оно заключается в том, что если изображение разделить на три равные части по горизонтали и на три по вертикали, то те точки, в которых пересекутся эти линии и будут композиционными центрами изображений. Именно на них в первую очередь мы обращаем внимание, даже если не подозреваем об этом.

Лучшим способом правильного выстраивания композиции слайда будет помещение наиболее его важных информационных единиц в композиционные центры. Посмотрите на эти фотографии. Какая из них кажется вам более удачной по композиции.

9. Помещение изображений к краю или в угол слайда презентации

Помещение фотографий вплотную к краям, а, тем более, в угол слада считается грубейшей ошибкой оформления презентационных материалов. Психологически такое размещение наталкивает зрителя на мысль, что картинка, возможно, продолжается за пределами слайда, но сам зритель этого продолжения не видит. Исчезает ощущения замкнутости, законченности слайда. Оптимально было бы разместить изображение на некотором расстоянии от края слайда. Если изображение размещается в углу слайда, то расстояния до ближайших краев слайда должны быть одинаковыми.

10. Взгляд или движение за край слайда

Некоторые изображения имеют ярко выраженную направленность (человек смотрит или идет, машина едет, корабль плывет, самолет летит) влево или вправо. На этом слайде А.С.Пушкин явно смотрит за пределы слайда.

Психологически такое размещение еще более провоцирует зрителя на предположение о наличии дополнительного содержимого в той части слайда, который зрителю не показывают. Это является грубой ошибкой. Если на слайде поменять местами изображение и текст, то данная проблема будет решена.

11. Центральная композиция слайда


Какие мысли приходят первыми при взгляде на левое изображение? Это пример так называемой "центральной" композиции, которая является неприемлемой ни в живописи, ни в фотографии, ни в построении слайда презентации. На рисунке справа показана другая компоновка слайда. Она является более правильной, поскольку подчиняется правилу третей.

Обратите внимание на одинаковость расстояний от верхней и правой границ слайда до фотографии и от левой и нижней границ до надписи.

12. Отсутствие рамок вокруг изображений

Не смотря на то, что в самой новой версии программы Microsoft Power Point уже имеются различные эффекты, которые можно применять к изображениям, придавая им некую иллюзию объемности, многие создатели презентаций пренебрегают этой возможностью. В результате фотография выглядит плоско, как будто она просто приклеена к поверхности слайда. Гораздо лучше изображения смотрятся в том случае, когда вокруг них имеются какие-либо рамки.