Модели менеджмента американская японская европейская таблица. Американская, японская, европейская модель менеджмента. Японская модель управления

государственный управление избирательный бюджетный

Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и японская модели. В 1981 г. У. Оучи предложил теорию Z, которая как бы дополняла идею МакГрегора относительно моделей Х и У. В теории Z Оучи пытался объединить американский и японский подходы к управлению и предложить лучшую модель управления любой организацией. Исходным пунктом концепции является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зависит ее эффективность.

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

  • 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);
  • 2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);
  • 3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
  • 4) обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

  • 1)планирование;
  • 2)организация работы;
  • 3)оперативное руководство;
  • 4)мотивация;
  • 5)координация;
  • 6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде: 1)определение цели; 2)получение информации; 3)планирование; 4)принятие решений; 5)реализация; 6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую -- как занимающую промежуточное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, особенностей управления, моделей управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представлена соответственно в табл.

Говоря об организации управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку предполагает:

Сравнение общих принципов промышленного управления

Принципы управления

Школа менеджмента

Управление материально-техническими ресурсами

Производство по принципу точно вовремя («канбан»), то есть поставка ресурсов ровно в том объёме, кот. необходим в дан. момент времени (то есть жесткая экономия на мат.-технич. запасах)

поставки крупных партии ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов);

Контроль качества

комплексный контроль качества

концепция «делать с первого раза» -- комплексный контроль качества, включение ответственности за качество в каждую должностную

Комплексное профилактическое обслуживание оборудования

производственным персоналом

специальными ремонтно-профилактическими службами

Система принятия решений

право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью

Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений

¦ участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

¦ соблюдение принципа единогласия в принятии решения;

¦ отсутствие четких должностных инструкции (предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции);

¦ использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

Сравнение особенностей управления

Особенности управления

Школа менеджмента

Средства достижения успеха

огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств

Направленность действий

направленность на служение людям, обществу -- альтруизм, как возможность сделать себе имя

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств; даже в действиях, направ- ленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды

Решение проблем

поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться «гармонии», постепенного сближения позиций друг друга

решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем

Отношение к прибыли

мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смотрят на дальнюю перспективу

компания каждые три месяца вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы

Связь с предприятием

высокая - отношениями преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм

низкая -- отсутствие оттонировочные пленки купить

Критерии

Японская модель

Модель США

1. Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

3. Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

4. Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

5. Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая процедура контроля

6. Оценка результатов деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

7. Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

9. Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

10. Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

11. Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

12. Подготовка руководителей

Подготовка универсальных руководителей

Подготовка узкоспециализированых руководителей

13. Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными достижениями

14. Срок занятости на фирме

Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

15. Общий принцип управления

“ Снизу-Кверху”

“ Сверху-Книзу”

16. Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий

17. Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки

Нужно подчеркнуть, что сегодня происходит взаимное обогащение подходов (моделей) в менеджменте. Многое по японскому опыту управления используется, например, в США и Западной Европе. Примером может быть теория Z, сформулированная известным профессором Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) Вильямом Оучи. Отличия в практике менеджмента в разных странах становятся менее очевидными.

  • Вопрос 3. Разработка и совершенствование корпоративных норм. Корпоративный климат. Корпоративная культура.
  • Вопрос 1. Специфические законы социальной организации.
  • Вопрос 2. Модели и методы анализа внутренней среды организации.
  • Вопрос 3. Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления.
  • Вопрос 1. Общий порядок проектирования организационных систем.
  • Вопрос 2. Модели и методы анализа внешней среды.
  • Вопрос 3. Формы контроля, субъекты контроля и роль финансового контроля в управлении корпорацией.
  • Вопрос 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.
  • Вопрос 2. Подходы к разработке стратегии фирмы. Основные элементы стратегии.
  • Вопрос 3. Общие требования к консолидированной финансовой отчетности корпорации.
  • Вопрос 1. Субъекты организаторской деятельности.
  • Вопрос 2. Эффективность управленческих решений.
  • Вопрос 3. Организация управления финансами корпораций.
  • Вопрос 1. Функция мотивации. Теории мотивации.
  • Вопрос 2. Основные этапы процесса принятия управленческих решений.
  • Вопрос 3. Совокупный баланс, управление активами и пассивами корпорации
  • Вопрос 1. Структурирование организаций. Типы организационных структур.
  • Вопрос 2. Условия неопределенности и риска в процессе принятия решений.
  • Вопрос 3. Особенности управления финансами в корпорациях различных видов.
  • Вопрос 1. Внутренняя среда организации и факторы внешнего воздействия.
  • Вопрос 2. Сущность и функции управленческих решений. Классификация управленческих решений.
  • Вопрос 3. Структура капитала и значение собственного капитала.
  • Вопрос 1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
  • Вопрос 2. Типология методов принятия управленческих решений.
  • Вопрос 3. Дивидендная политика корпорации.
  • Вопрос 1. Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
  • Вопрос 2. Качество управленческих решений.
  • Вопрос 3. Анализ возможностей корпорации. Анализ продукции, внутренней структуры, внешнего окружения.
  • Вопрос 1. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
  • Вопрос 2. Принципы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Инвестиционная активность корпораций в условиях дефицита ресурсов.
  • Вопрос 1. Типология конфликтов в менеджменте. Конфликто-компетентность менеджера.
  • Вопрос 2. Анализ кадрового потенциала. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
  • Вопрос 3. Участники корпоративных отношений.
  • Вопрос 1. Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
  • Вопрос 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
  • Вопрос 3. Тактика слияний и поглощений в системе корпоративного управления. Основные понятия и определения.
  • 4.1.Слияние с расширением продуктовой линии – объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства).
  • 4.3.Чистые конгломератные слияния – не предполагающие никакой общности.
  • Вопрос 1. Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
  • Вопрос 2. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Типы корпоративных объединений.
  • Вопрос 1.Дороботать Виды власти. Классификация стилей руководства
  • Вопрос 2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  • Вопрос 3. Роль финансового менеджмента в корпорациях в современных условиях.
  • Вопрос 1. Понятие организационной культуры.
  • Вопрос 2. Оценка эффективности управления персоналом.
  • Вопрос 3. Проблемы корпоративного управления.
  • Вопрос 1. Организационно-правовые формы организаций. 1.1. Индивидуальное предпринимательство
  • 1.2. Юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации
  • 2. Товарищество (партнерство)
  • 2.1. Полное товарищество
  • Вопрос 2. Персонал предприятия как объект управления.
  • Вопрос 3. Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации.
  • Вопрос 1. Закон информированности-упорядоченности.
  • Вопрос 2. Стандартизация и сертификация качества.
  • Вопрос 3. Основные трудности в становлении эффективной совместной работы в рамках фпг.
  • Вопрос 1. Принципы статической и динамической организации.
  • Вопрос 2. Основные показатели качества и методы их определения.
  • Вопрос 3. Понятие финансово-промышленной группы.
  • Вопрос 1. Закономерности и механизмы построения организации.
  • Вопрос 2. Основные методы управления качеством.
  • Вопрос 3. Проблема монополизма и государственного регулирования деятельности корпораций.
  • Вопрос 1. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
  • Вопрос 2. Сущность качества и управления им.
  • Вопрос 3. Роль и место фпг в экономике России.
  • Вопрос 1. Коммуникативное поведение в организации.
  • Вопрос 2. Сферы приложения методов управления качеством.
  • Вопрос 3. Основные мероприятия по повышению эффективности работы фпг.
  • Вопрос 1. Управление изменениями и нововведениями в организации.
  • Вопрос 2. Факторы инновационной активности.
  • Вопрос 3. Отраслевая специализация фпг.
  • Вопрос 1. Персональное развитие в организации.
  • Вопрос 2. Современные трактовки сущности инноваций и их классификация.
  • Вопрос 3. Опыт формирования и функционирования финансово-промышленных групп за рубежом.
  • Вопрос 1. Теории поведения человека в организации. Управление поведением организации.
  • 1.Ориентация на человеческие ресурсы (поддерживающий подход).
  • 3.Ориентация на результаты
  • Вопрос 2. Типы инновационных стратегий.
  • Вопрос 3. Принципы формирования фпг.
  • Вопрос 1. Маркетинг как философия управления.
  • Вопрос 2. Теория длинных волн и циклов н.Д. Кондратьева.
  • Вопрос 3. Государственные меры по регулированию деятельности фпг.
  • Вопрос 1. Роль стратегического маркетинга в построении организационной стратегии.
  • Вопрос 2. Наукограды, их особенности.
  • Вопрос 3. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
  • Вопрос 1. Принципы построения дерева целей. Критерии целеполагания.
  • Вопрос 2. Виды инноваций и их классификация.
  • Вопрос 3. Участие банков в финансово-промышленных группах.
  • Вопрос 1. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.

    Японские предприятия имеют интегрированную систему управления, которая охватывает все стадии инновационного процесса, включая набор персонала, его обучение, выбор тем исследований, систем оплаты и оценки качества работы, а также стадии материально-технического снабжения, НИОКР, производства и т.д. От­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти япон­ско­го ме­недж­мен­та: япон­ские управ­лен­цы об­раают глав­ное вни­ма­ние на фор­ми­ро­ва­ние нуж­но­го на­строя у ра­бот­ни­ков. Япон­ская фир­ма стре­мит­ся соз­дать для ра­бот­ни­ков спе­ци­фи­че­скую атмо­сфе­ру, в ко­то­рой он ощу­щал бы се­бя за­щи­щен­ным и опе­кае­мым, а так­же спо­соб­ным реа­ли­зо­вать свои жиз­нен­ные на­ме­ре­ния. Япон­ские ме­нед­же­ры по­ни­ма­ют управ­ле­ние как дея­тель­ность, тес­но свя­зан­ную с упо­ря­до­че­ни­ем по­ве­де­ния лю­дей. Для ме­нед­же­ра это не­пре­рыв­ный про­цесс ра­бо­ты сре­ди сво­их под­чи­нен­ных, ко­то­рый, в сущ­но­сти, не име­ет вре­мен­ных ра­мок, ибо, по япон­ским нор­мам, нет пре­де­ла для со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

    Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

    1) Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

    2) Последовательное сохранение национальных традиций. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

    Суть ЯМ – это управление людьми, но при этом японцы принимают во внимание не интересы работника, а интересы группы людей. На первом плане социальные потребности; место и роль в группе; признание, уважение окружающих. Вознаграждение за труд воспринимается, через призму социальных потребностей.

    Зарплата складывается из 3-х основных частей:

    1.Базовый оклад – должен гарантировать прожиточный минимум.

    2.Надбавки – 4 вида:

    3.Бонусы – премии, которые выдают 2 раза в год, в размере 1.5 месячного оклада.

    Основополагающий принцип - вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. Поэтому необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции «точно в срок» является внедрение системы канбан.

    Государство за счет бюджетных средств развивает инфраструктуру страны, регулирует цены, создает многочисл. полуправительств. структуры, обеспечивает связь с бизнесом. Япония упорно развивала жесткую конкуренцию в каждом секторе экономики, добиваясь того, чтобы там обязательно оставались хотя бы несколько конкурентов, не допускали монополию.

    Японскому менеджменту присуще мягкое руководство, ориентированное на сотрудничество, ценность инициативности, пожизненный наем работников и медленное продвижение персонала по служебной лестнице.

    Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. На рубеже 60-70-х гг. 20в. в Америке произошла революция - смена общественных установок. Теоретики амер. мен-та Д. Коул и А. Горц пришли к выводу, что многие организации не достиг своих целей из-за игнорирования противоречий меняющейся социальной среды.

    1)Происходит переход от механистических структур менеджмента, основным недостатком которых является наличие излишнего персонала в организациях, к более персоналом ограниченным структурам, для которых свойственно, что в зависимости от ситуации работник выполняет те или иные функции.

    2) В производство внедряется операционная система. Структурной единицей становится операционный центр, вместо привычного конвейера внедряется вращающейся круглый стол, в процессе занято 16 человек, в их распоряжении сырье, материалы, финансовые ресурсы, право приема и увольнения сотрудников.

    3) Внедрена новая система управления качеством с поставщиками исходных ресурсов, с поставщиками исходных ресурсов заключаются многочисленные контракты.

    4) В компаниях стабильный состав работников (“-“ групповое единомыслие “+” меньше конфликтов). Лучше, когда конфликт - большая продуктивность

    5) Новая система финансового и бух. учета, теперь стоимость работника вносится в отдельную отчетность, существует амортизация на живой труд.

    Подходы к менеджменту как науке и практике управления людьми и организациями имеют свою национальную специфику. В ответе следует отметить, что, например, американский менеджмент отличает жесткое единоналичие, ценность исполнительности, кратковременный наем работника, быстрое продвижение персонала.

    Западноевропейская модель «мягкого» менеджмента.

    1936г.- Д. Кейнс “Общая теория занятости процента и денег”, там были сформулированы основные принципы государственного регулирования экономики.

    После II М.В. кейнсианская модель получила развитие в 2х Европейских моделях управления.

    Немецкая модель/модель социально-рыночного хозяйства/М. Эрхард.

    Эрхард - второй канцлер Германии 1963-66гг. 15 лет-министр финансов, 20 июня 1947г. - реформа Эрхарда Повышение инфляции. Суть: модель предполагала создание системы социальной защиты, которую Эрхард называл “политикой для миллионов”. Лозунг: благосостояние для всех, провозгласил разный подход к сильным и слабым, от сильных требовалось проявление инициативы для достижения успех, к слабым провозглашались милосердие, защита, поддержка.

    Шведская модель (Г. Мюрдаль) социализма. Модель мягкого менеджмента.

    Создание системы социальной защиты, обеспечивающей =е возможности для трудоспособного населения и нетрудоспособного населения, Называется «мягкой» т.к. она обеспечивает относительно безболезненную адаптацию потерпевших крушение фирм и граждан, столкнувшихся с серьезной проблемой в новой ситуации с новым условиям. Разработаны примерно 40 моделей поведения компаний в условиях быстрых перемен. с работы Карлофа “Стратегия менеджмента” и “Вызов лидеров”.

    модель перемен в случае банкротства компании

      Происходит увольнение всего персонала с учетом всего персонала с учетом льгот, действующих в стране.

      Приглашают специалиста (конкурс. управляющего, который разрабатывает миссию и цели новой компании в соответствии с “системой управления по целям”.

      Производят набор нового персонала (из прежнего не более 65%).

      В высшем руководстве выделяют лиц, несущих персональную ответственность за банкротство.

      В течении месяца проводят тотальную учебу на всех уровнях, причем высший персонал сам должен проводить обучение.

    Вывод по Шведской модели: В результате форсирования работы в течении года, как правило, удается выйти на нормальный уровень работы, но при этом требуется чтобы процесс восстановлении компании обязательно сопровождался улучшением положения работников.

    Вывод : З-Е модель позволила расширить ряд широкомасштабных соц. задач: 2ой пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина, при сохранении страхового соц. пособия. Проблемы - высокие налоги, утечка капитала, мозгов, измен. половозрастной и этносоциальной структуры населения, соц.иждивенство.

    Критерий

    Американские

    Японские

    Российские

    Отношение к персоналу

    Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору, человеческий ресурс на «втором» месте.

    Первостепенное значение придается человеческому фактору. Внутри организации главное – персонал, вне – клиент.

    Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору. Ориентация на сменяемость персонала, акцент на исполнителя.

    Отношение персонала к организации

    Работник рассматривает организацию как источник личного дохода. При предложении большей зарплаты с легкостью перейдет в другую организацию.

    Отождествляет себя с организацией по принципу «единой семьи». Персонал готов к самопожертвованию во имя своей фирмы.

    Слабое чувство лояльности работников в организации.

    Научное планирование персонала

    Регулярное по всем функциям.

    Регулярное по всем функциям.

    Практически отсутствует или эпизодическое по некоторым функциям.

    Контракты

    Широко используются контракты единые для всех работников с ограниченными возможностями для переговоров».

    Используются долгосрочные контракты.

    Чаще всего отсутствуют.

    Краткосрочный найм. Высокая текучесть кадров.

    Пожизненный найм. Практически отсутствует текучесть кадров.

    Сочетание краткосрочного и долгосрочного найма.

    Требования к принимаемому персоналу.

    Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на узкую специализированную деятельность. Ценятся талант, выдающиеся способности, умение быстро и хорошо делать конкретную работу.

    Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на универсальный, неспециализированный вид деятельности. Ценится развитая гамма личностных качеств.

    Слабо систематизированы. Работник сориентирован скорее на универсальный вид деятельности. Ценятся опыт и связи.

    Источники набора персонала

    Преобладают внешние источники. Обычно широкий конкурс (в несколько этапов) или использование услуг рекрутских фирм.

    Преобладают внутренние источники набора.

    Чаще всего - по знакомству.

    Методы отбора персонала

    Различные виды тестирования, «центр оценки», собеседования.

    Наблюдения, анкетирование, собеседования.

    Преобладает анализ документов и результаты неструктурированного собеседования. Реже – тестирование и другие методы.

    Удовлетворение социально-бытовых нужд работников

    Используется, но редко.

    Считается нормой, широко распространено.

    Крайне редко.

    Адаптация персонала

    Уделяется очень существенное внимание, за новичком закрепляется куратор («крестный отец») с широкими полномочиями. Срок адаптации обычно от 1 мес. до 3 мес.

    Проводится очень серьезно по формальным и неформальным каналам по специально разработанным программам.

    Чаще всего отсутствует или проводится примитивно и формально.

    Подготовка кадров

    Очень серьезное отношение. В основном происходит с отрывом от производства в университетах, бизнес школах, на краткосрочных курсах. Затраты на подготовку кадров составляют 5% от прибыли предприятия.

    Очень серьезное отношение. Происходит путем повышения квалификации без отрыва от производства на рабочих местах. Для менеджеров организуются учебные центры и семинары вне предприятий, в т.ч. и за рубежом.

    Проводится, но нерегулярно. Профессиональный рост работника специально не инициируется, планируется только в связи с работой.

    Оценка результатов деятельности

    Быстрая оценка кадров. Оценка результатов деятельности является юридической основой принятия управленческих решений об увольнении, продвижении, перемещении и т.д.

    Основательная, растянутая во времени оценка кадров.

    От случая к случаю без специальной программы. Редко ведет к административным последствиям.

    Преобладает вертикальная модель развития карьеры. Быстрое профессиональное продвижение, если этого не происходит, специалисты подумывают о своей неудачной карьере и переходе в другую организацию.

    Преобладает горизонтальная модель карьеры, медленное постепенное профессиональное продвижение. Работник смиренно ждет. Он уверен, что настанет время, и его оценят объективно.

    Не планируется и не отслеживается. Карьера - дело случая и связей. Возможность карьерного роста слабо связана с профессиональными, конкретными результатами работы, что является антимотивирующим фактором.

    "

    Управление осуществляется в определенном социальном контексте, непосредственно влияющем на его характер. Очевидно, что в национальных или континентальных культурах существуют различные подходы к менеджменту. Многие из американских и японских научных концепций весьма продуктивны..

    Управленческие школы США и Японии являются в настоящие время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.

    Между ними имеются определенные сходства:

      они уделяют основное внимание активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, разукрупнению крупных предприятий;

      они ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия.

    В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две модели имеют особенности, обусловленные спецификой их социально-экономического развития.

      Первое различие моделей заключается в установке общественного сознания. Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма. То есть понимание того, что менеджеры являются, прежде всего, индивидуумами, имеющими определенные интересы и собственное мнение о личных потребностях.

      В США ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации. Для Японии же характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм. Менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В Японии личные заслуги работника полностью приписываются заслуге фирмы (хотя сейчас это положение меняется), чего не наблюдается в США.

    Способы принятия решений в американской и японской модели управления организацией также различны:

      В США имеет место быть индивидуальный характер принятия решений. Он более быстрый. Японцы же привыкли решать вопросы коллегиально. Это уменьшает возможность ошибки, но занимает больше времени.

      В японских компаниях никому не придет в голову оспаривать решение начальника после того, как решение принято. Но до этого момента, в силу коллегиальности, руководители проводят совещания со своими подчиненными, на которых можно обсуждать предложение, критиковать. У японцев есть время и возможность убедить руководство в правильности или неправильности идеи. Но после того как решение принято, был ли ты за или против - должен исполнять это решение.

    В крупных корпорациях с американским менеджментом корпоративная структура «выталкивает» наверх уникальных людей, готовых брать на себя ответственность и риск, так как не с кем совещаться. На каждом уровне последнее слово остается за ними. Даже не будучи гениями, они накапливают опыт принятия решений, так как окончательное решение всегда принимает руководитель.

    Когда руководитель компании сам по себе слаб, тогда коллегиальность играет свою положительную роль, тогда можно надеяться на устойчивость системы. И структура японских корпораций устойчива. Причем устойчива она по отношению к личностным качествам каждого конкретного менеджера. Например, человек получил конкретную должность, которой он не совсем соответствует, и тогда коллегиальная система ему поможет. Дело даже не в нем самом - главное, что система выживет. К сожалению, в этом есть и отрицательный момент, так как много времени тратится на всевозможные совещания. Пока решение не станет всем очевидно, его будут «обсасывать». Это одна из причин, почему японцы так долго задерживаются на работе. Как известно, в Японии работают и по субботам, и даже по воскресеньям. Эффективность использования времени надо оценивать по результатам.

      Достижения оцениваются по индивидуальному (в США) или коллективному результату (в Японии).

      В американских компаниях ответственность за неудачи несет человек, который не справился с поставленной задачей. В японских же фирмах ответственность коллективная. Они никогда не позволят себе подвести группу, в противном случае они «потеряют лицо» перед своими коллегами.

      Что касается контроля, то в японских фирмах осуществляется также коллективный контроль и носит он неформальный характер. В Америке же руководитель лично контролирует действия подчиненных, и структура контроля строго формализована.

      Представитель компании GENERAL в России: «В русских компаниях часто совершают одну ошибку - не дают никаких полномочий своим сотрудникам, но пытаются с них строго спросить. В России это довольно распространено. А в Японии все, наоборот, там сотруднику даются большие полномочия, и, пока сотрудник все делает нормально, выполняет план, с него вообще нет никакого спроса. То есть он может делать все так, как считает нужным. Его начинают вызывать на ковер только тогда, когда начались проблемы с выполнением плана. И в этом случае спрашивают: «Что ты делаешь, как ты делаешь?» Такое вот принципиальное отличие».

      В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, существует жесткое разграничение обязанностей, жесткий job description. Шаг вправо, шаг влево руководством не приветствуется. И наоборот, если с тебя вдруг начнут требовать что-то сверх нормы, то ты можешь отказаться или просить пересмотра условий работы, чтобы официально это оформить.

      В Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. В японских компаниях подобная ситуация обыгрывается иначе. Может происходить мягкая трансформация, когда часть обязанностей у сотрудника забирается или, наоборот, что-то добавляется. Причем это не соотносится с окладом или с премиальными. Конечно, от твоих обязанностей и от того, как ты работаешь, зависит определенный уровень заработной платы, который соотносится и выравнивается по рынку.

      Отношения руководителя и подчиненного. В Японии они неформальные. В США имеют место быть формальные отношения с подчиненными. Если человек занимает какую-то должность, то он должен выполнять свои обязанности независимо от личностных качеств. Они исходят из того, что если начальник отдела, то это, прежде всего начальник отдела, а не Иван Иванович. Личные контакты не должны быть важны. И если придет новый начальник отдела, то он или она будет выполнять те же функции.

      Философия фирмы в США может претерпевать некие изменения после замены руководства. Это сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. Также в кризисные ситуации американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать её более конкурентоспособной.

      В Японии со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».

      Цели фирмы индивидуальны у различных компаний, но можно проследить общую тенденцию в Америке и в Японии. В США это рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков, в японской модели управления - обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

      Наем и кадровая политика. В японской модели управления организацией широко используется труд выпускников вузов и школ, переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. В японских компаниях обучение оплачивается. Содержание работы меняется по мере перехода на выпуск новой продукции и применения новой технологии, поэтому переподготовка необходима. Вновь принимаемые на работу обычно прослушивают курс лекций и обучаются на рабочем месте. Важнейшая задача - привить философию корпорации и технические навыки. На разных предприятиях продолжительность обучения колеблется, но чаще всего составляет от трех до восьми месяцев.

      В Америке наем работников происходит на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

      Относительно оплаты труда и продвижения по службе в рассматриваемых нами моделях разная политика у предприятий. В японской это конечно продвижение по службе с учетом выслуги лет и оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года - 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшить систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе.

      В США при найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Оплата труда и продвижение его по «карьерной» лестнице происходит в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. В США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Поэтому трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда.

      Организация производства и труда. В Японии по этому вопросу действуют следующие принципы: основное внимание уделяется цеху - низовому звену производства; используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены, о чем уже упоминалось, работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз - «действуй по обстановке».

      В США - основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники действуют на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки оплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

      В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.

      Стимулирование работников. В Японии при благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада). Осуществляются выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

      В Америке стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

      Финансовая политика. Часть прибыли отделения японской фирмы (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широко распространено привлечение заемных средств.

      В Америке администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций.

    Каждая из рассмотренных нами моделей управления организацией имеет свои плюсы и свои минусы для той или иной культуры, той или иной страны. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

    Заключение

    1) Американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике.

    2) Японская модель менеджмента также значительно повлияла на теорию и практику управления. Во-первых, это комплекс форм и методов управления персоналом, применяемый в ведущих японских компаниях и обеспечивающий повышенную отдачу наемного персонала. Это система найма, оплата труда, система и методы стимулирования, профессиональная подготовка и повышение квалификации; во-вторых, методология и практика принятия и реализации управленческих решений; в-третьих, система организационно-управленческих мероприятий, используемых для повышения производительности труда, эффективности производства и качества продукции. Японские менеджеры разработали специфический управленческий механизм, активнее использующий «человеческий фактор» в управлении, направляя на обеспечение максимизации прибыли скрытые творческие возможности работников.

    3) В настоящее время формируется новая, российская модель управления экономикой и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Другими словами, начинает складываться облик современного предпринимателя - человека, который владеет собственностью, использует наемный труд, берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым к инновациям, ко всему новому.

    Список используемой литературы:

      Имаи М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Москва 2006.

      Курицын А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / Москва, 2001.

      Докучаев М.В. - ЭКО // Проблемы корпоративного управления в США, 2004 N1.

      Ключко В.Н. - Менеджмент в России и за рубежом // Корпоративное управление в Японии: особенности, модели и тенденции развития, 2006 N2.

      Юрлов С., Левицкий П., Брегадзе К. - Искусство управления // Семь «самураев», 2004 N4-5.

    ТАБЛИЦА 1 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    Критерий сравнения

    Американская модель управления

    Японская модель управления

    Немецкая (европейская) модель управления

    Государства, в которых используется модель

    США, Великобритания

    Япония

    Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Франция, Бельгия

    Общая характеристика

    Значительное число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью компании. Разработанная законодательная база определяет права и обязанности участников

    Значительное количество банков и компаний в составе акционеров корпорации.

    Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного.

    Ключевые участники

    Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство

    Ключевой банк и финансово-промышленная сеть, правление, правительство

    Банки, корпорации

    Структура акционерной собственности

    Институциональные инвесторы (США - 60 %, Великобритания - 65 %), индивидуальные инвесторы - 20 %

    Страховые компании - 50%, иностранные инвесторы - 5 %, корпорации - 25 %.

    Банки - 30 %, корпорации - 45%, пенсионные фонды - 3 %, индивидуальные акционеры - 4 %

    Представительство в управлении (совет директоров)

    Инсайдеры (лица, работающие в компании либо тесно с ней связанные)

    Аутсайдеры (лица, напрямую не связанные с корпорацией)

    Количество от 13 до 15 человек.

    Полностью из внутренних участников. Государство может назвать своего представителя. Количество - до 50 человек.

    Двухпалатный совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление. Количество членов наблюдательного совета от 9 до 20 человек, устанавливается законодательно.

    Требования к прозрачности информации

    Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях.

    Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, сленах совета директоров, сведения о предполагаемых слияниях, поправках в устав. Сообщается 10 крупнейших акционеров корпорации.

    Полугодовой отчет с указанием структуры капитала, акционеров с 5 % акций и более, информация о возможных слияниях и поглощениях.

    Решения, требующие одобрения акционеров

    Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияние, поглощение, поправки к уставу.

    Выплата дивидендов, выборы своета директоров, внесение изменений в устав, слияния, поглощения.

    Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного совета и правления, выборы наблюдательного совета

    Взаимоотношения и интересы участников

    Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя на собрании акционеров.

    Корпорации заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер.

    Большинство немецкий акции корпорации - акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами по своему усмотрению. Нет возмодности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку.

    ТАБЛИЦА 2 - СРАВНЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    Японская модель менеджмента

    Американская модель менеджмента

    1. Управленческие решения принимаются коллективно.

    2. Коллективная ответственность.

    3. Нестандартная, гибкая структура управления.

    4. Неформальная организация контроля.

    5. Коллективный контроль.

    6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост.

    7. Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль.

    8. Ориентация действий на группу.

    9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату.

    10. Личные неформальные отношения с подчиненными.

    11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.

    12. Подготовка руководителей универсального типа.

    13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу.

    14. Долгосрочная занятость руководителя в компании.

    1. Индивидуальный характер принятия решений.

    2. Индивидуальная ответственность.

    3. Строго формализованная структура управления.

    4. Четко формализованная процедура контроля.

    5. Индивидуальный контроль

    6. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе.

    7. Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива.

    8. Ориентация управления на отдельную личность.

    9. Оценка управления по индивидуальному результату.

    10. Формальные отношения с подчиненными.

    11. Деловая карьера обусловлена личными результатами.

    12. Узко специализированные руководители.

    13. Оплата труда по индивидуальным достижениям.

    14. Наем на работу на короткий период.

    ТАБЛИЦА 3 Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах национальной экономики

    Работа в группе как цель

    Работа в группе как средство

    Способ жизни

    Путь к рационализации

    Естественное поведение

    Реализуемое поведение

    Привычка

    Сознательность

    Эффективность

    Производительность

    Качество и/или способ делать лучше

    Способ делать дешевле

    Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования. Рассмотрим американскую, японскую, европейскую и русскую модели менеджмента. В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

    Американский менеджмент Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

    Функции американской школы менеджмента: 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование); 2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов); 3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений); 4) обеспечение эффективности деятельности организации(включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

    Японский менеджмент На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

    Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность.

    Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

    Функции японской школы менеджмента В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла: 1) планирование; 2) организация работы; 3) оперативное руководство; 4) мотивация; 5) координация; 6) контроль.

    Европейский менеджмент Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.

    Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

    Функции европейского менеджмента В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде: 1) определение цели; 2) получение информации; 3) планирование; 4) принятие решений; 5) реализация; 6) контроль.

    Российский менеджмент Польза японского опыта для российского менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

    Наука об управлении в России находится на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры – ценностей и принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

    Особенности школ: В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

    В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

    В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

    Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

    В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение.

    Говоря об организации управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку предполагает:

    1) Участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений; 2) Соблюдение принципа единогласия в принятии решения;

    3) Отсутствие четких должностных инструкции (предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции);

    4) Использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

    5) Постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности; контроля хода производственного процесса.

    Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

    Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации.

    Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

    В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

    2. Японский менеджмент

    Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство - человеческие ресурсы».

    По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

    1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

    2. Гласность и ценности корпорации.

    3. Управление, основанное на информации.

    4. Управление, ориентированное на качество.

    5. Постоянное присутствие руководства на производстве.

    6. Поддержание чистоты и порядка.

    В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

    3. Европейский менеджмент

    А что же является наиболее характерным признаком европейского менеджмента в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.


    В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

    Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

    Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

    В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

    4. Российский менеджмент

    Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

    В целом складывается такой облик русского менеджмента:

    Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

    Примат корпоративных (в советские времена - государственных) интересов над личностью;

    Жесткая структура управления, медленная обратная связь.