Формы декларирования товаров физическими лицами. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу таможенного союза. Формы декларирования товаров, пересекающих границу ТС

1. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов ();

4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации;

6) транспортные средства.

3. В случаях, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, товары декларируются в устной форме.

Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

4. В случаях и порядке , которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, декларирование товаров, подлежащих декларированию в устной форме, производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (декларирование в конклюдентной форме). С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.

5. Товары несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей - руководителем такой группы.

6. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, таможенная декларация должна быть подана при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение сроков, указанных в статье 129 настоящего Кодекса, а при вывозе - одновременно с предъявлением товаров таможенному органу.

Товары, перемещаемые через таможенную границу в несопровождаемом багаже, могут декларироваться лицом, перемещающим товары, или другим лицом, действующим по доверенности лица, перемещающего товары.

«Ростовский институт защиты предпринимателя»

Экономический факультет


КОНТРОЛЬНАЯ работа

Таможенное декларирование товаров


Студенки 6 к. ОЗО гр. ТЗ-64

Коцибу В.Г

Научный руководитель

Доц. Давиденко Л.Г


Ростов-на-Дону 2014г.

Введение


Со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза пунктом 3 статьи 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования только в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем по выбору декларанта.

Таможенное декларирование - это предоставление по установленной в соответствии с соблюдением таможенной процедуры форме, исчерпывающих сведений о товарах, перемещаемых через государственную границу государства-члена Таможенного Союза.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу.

Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении границы государства-члена Таможенного Союза железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).

Главными функциями таможенного декларирования является:

Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию;

Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств в соответствии с выбранной таможенной процедурой;

Проверка таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным.

Целью данной контрольной работы является изучение порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза физическими лицами товаров для личного пользования.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

.Изучить порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза физическими лицами товаров для личного пользования.

.Изучить особенности и формы декларирования.


Глава 1. Порядок таможенного оформления и декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования


В соответствии с пунктом 1 статьи 354 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

ТК ТС и Положением о порядке таможенного оформления предусмотрен порядок таможенного оформления следующих категорий товаров:

перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже;

перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

автомобили, перемещаемые физическими лицами.

Согласно ст. 351 ТК ТС:

Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза;

Сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;

Транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу Таможенного союза одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением КТС.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии, необходимых документов фиксируются таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном, иным сопровождающим лицом либо представителем перевозчика, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика).

При перемещении через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме сопровождающим лицом, с представлением документов, указанных в частях второй и третьей п.6 ст. 355 ТК ТС. В иных случаях, товары декларируются в устной форме.

При вывозе с таможенной территории таможенного союза гробов с телами (останками) умерших и урн с прахом (пеплом) представляются следующие документы:

) свидетельство о смерти, выдаваемое отделами записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния в государствах-членах таможенного союза, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии указанных документов;

) заключение произвольной формы местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

) акт (справка) произвольной формы специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

) свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти или копии данных документов;

) акт (справка) произвольной формы организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования, может применяться система двойного коридора.

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций. Таможенные органы обязаны информировать заинтересованных лиц о товарах, подлежащих в соответствии с законодательством государств-участников ТС декларированию в письменной форме.

Российским законодательством предусмотрено две формы декларирования перемещаемых товаров:

устная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу об отсутствии среди перемещаемых им через границу Таможенного союза товаров тех, что подлежат обязательному письменному декларированию;

письменная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу, которое предусмотрено для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

К устной форме декларирования относится также и декларирование перемещаемых товаров при использовании двухканальной системы коридоров.


1 Порядок декларирования физическими лицами товаров в письменной форме


Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары:

Товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого использования. Исключением являются товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей;

Товары, в отношении которых, согласно законодательству Таможенного союза, предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме (например, оружие, культурные ценности);

Наличные денежные средства и/или денежные инструменты, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза;

Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств-членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

Валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством;

Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж.

Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

Товары, ввозимые воздушным транспортом, общая стоимость которых превышает 10 000 евро и/или общий вес которых превышает 50 килограммов, которых превышает 50 килограммов, ввозимые иными видами транспорта, общая стоимость которых превышает 1 500 евро и/или общий вес которых превышает 50 килограммов.

Единовременный ввоз и единовременный вывоз на/с таможенную(ой) территорию(и) Таможенного союза наличных денежных средств (банкнот, казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов) и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США, на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз денежных инструментов (векселей, чеков (банковских чеков), ценных бумаг).

Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде:

Ввозимые временно;

Вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).

Драгоценные камни: перемещаемые временно изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, перемещаемые природные алмазы.

Вывозимые государственные награды Российской Федерации;

Культурные ценности.

Вывозимые государственные награды Российской Федерации.

Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство.

Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.

Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох) и боеприпасы.

Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра.

Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем допустимые значения беспошлинного ввоза.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.

Сильнодействующие ядовитые вещества.

Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.

Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.

Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.

Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.

Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.

Продукция военного назначения.

Транспортные средства.

Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.

Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Помимо указанных в перечне товаров, физическими лицами может быть задекларировано и иное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таковыми товарами могут быть временно ввозимые/вывозимые с последующим их вывозом/ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает установленного максимума (1500 евро или 10000 евро в зависимости от вила транспорта) и/или общий вес которых не более 50 килограмм.

В случае если на указанные физическим лицом товары таможенная декларация не была подана, должностное лицо таможенного органа рассматривает это как заявление об отсутствии товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме.

Сообщение в декларации недостоверных сведений, а также прохождение через места упрощенного таможенного декларирования при наличии у гражданина товаров, подлежащих обязательному декларированию, влекут за собой ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно комментарию к Таможенному кодексу таможенного союза: глава 27 «Таможенное декларирование товаров», - подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии таможенного союза (далее - КТС) либо законодательством государств - членов ТС в случаях, предусмотренных решением КТС. Таким образом, по сравнению с российским законодательством на уровне закона установлена обязанность декларанта при подаче, в том числе декларации на товары подавать в таможенные органы ее электронную копию.

При письменном декларировании товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, заполняется пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6, с обязательным указанием таможенной стоимости товара. Данная декларация подается одновременно с представлением товаров. (Приложение 1)

Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств поездки, представляются документы для подтверждения заявленных сведений:

документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних);

документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется физическим лицом от имени несовершеннолетнего);

документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки);

транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции);

документы, подтверждающие право на льготы (в том числе для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ);

документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и прочее);

иные документы, в том числе подтверждающие предназначение товаров для личных нужд (в случае такой необходимости);

В случае если декларирование товаров происходит в устной форме, документы могут быть представлены по требованию должностного лица таможенного органа.

В таможенный орган в пункте пропуска подаётся 2 экземпляра декларации, заполненной на русском или английском языке. Отметка о разрешении или отказе в перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ставится в поле «Для служебных отметок» на обоих экземплярах ТД-6 и заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица. Один экземпляр возвращается физическому лицу, второй остаётся для хранения в делах таможенного органа.

При таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

) представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;

) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных Кодексом и (или) Соглашением;

) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с Кодексом ТС. Порядок представления и использования электронных документов, определяется таможенным законодательством таможенного союза.


2 Порядок декларирования физическими лицами товаров в устной форме


Товары, не подлежащие обязательному письменному декларированию <#"center">таможенный операция товар коридор

Заключение


Таможенное декларирование товаров является одним из самых важных и в то же время трудоемких и затратных процессов перевозки грузов через границу.

Наше законодательство в области таможенного права очень нестабильно и уязвимо, поэтому неподготовленному человеку сложно уследить за всеми многочисленными изменениями и грамотно самостоятельно провести декларирование товаров, правильно подготовить все документы, необходимые для оформления. Причем в соответствии с инструкцией, по которой и должны заполняться все необходимые сведения.

Роль и значение декларирования для таможенных целей весьма велики. При декларировании участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, таможенную процедуру, под которую они помещаются.

Поставленная цель контрольной работы выполнена:

.Дана характеристика декларирования как составной части таможенной операции;

.Рассмотрены виды и формы декларирования;

Рассмотрены виды товаров, которые подлежат декларированию в письменной форме.

Таможенное декларирование является важнейшим элементом осуществления таможенных операций. От того насколько эффективным будет таможенное декларирование зависит насколько оперативно будут осуществлены таможенные операции.

Введение различных форм декларирования имеет своей целью сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании товаров, возможность выбора таможенными органами еще до поступления товара трех форм таможенного контроля, которые необходимы и достаточны в каждом конкретном случае.

Достижение нового качества обслуживания внешней торговли неразрывно связано с внедрением современных информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля.


Список используемой литературы


1.Таможенный кодекс Таможенный кодекс таможенного союза: офиц. текст: по состоянию на 1 июля 2010 года. - М.: Проспект, 2010.

Таможенный союз (ТС) - форма международной экономической интеграции стран, занимающая промежуточное положение от зоны свободной торговли к экономическому союзу (Толковый словарь таможенного права). Таможенный союз - это еще и соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной (единой таможенной территорией) при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза. При этом страны, входящие в таможенный союз, применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами, в том числе таможенные правила и процедуры (Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза).

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) одной из составляющих таможенного дела является порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза (ТГ ТС) и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском. Законодательство РФ о таможенном деле, в свою очередь, содержит несколько отсылочных норм в части регулирования порядка перемещения товаров физическими лицами для личного пользования (ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

В связи с тем что - традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности, в таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров.
К тому же, по данным ФТС России, значительная часть преступлений и правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу приходится именно на товары, перемещаемые физическими лицами под видом товаров для личного пользования. Так, из общего количества дел об административных правонарушениях, возбужденных в 2009 г., 47% приходится на физических лиц, причем основное количество дел возбуждалось в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств, недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, невывозом либо неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами и незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу. Такая статистика, на наш взгляд, подтверждает необходимость более пристального внимания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу.

Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие, соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил, законодательства РФ и международных договоров РФ в области таможенного дела.
Наблюдаемое в последние годы постоянное увеличение пассажиропотока через ТГ ТС обусловливает необходимость уменьшения времени на проведение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Вместе с тем представляется, что уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно скажется на эффективности контрольных мер.
В этой связи проблема развития системы таможенного контроля товаров, перемещаемых через ТГ ТС физическими лицами с одновременным упрощением таможенных операций и сокращением времени на их выполнение, представляется весьма актуальной.
В соответствии с общими принципами регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров.
Под в данном случае в соответствии с п. 36 ст. 4 ТК ТС понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Все способы перемещения товаров для личного пользования перечислены в ст. 353 ТК ТС, а именно в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с гл. 44 ТК ТС (рис. 1).

Рис. 1. Способы перемещения товаров для личного пользования

Соблюдение требований и условий о перемещении товаров имеет важное практическое значение для целей использования упрощенного порядка перемещения товаров физическими лицами. Именно товары, перемещаемые указанными способами, подлежат (при соблюдении прочих требований) перемещению в упрощенном порядке, и в отношении таких товаров (не превышающих количественные и стоимостные ограничения) возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Однако сначала необходимо определить предназначение товаров, т.е. установить, являются ли они товарами для предпринимательской (производственной) деятельности или товарами для личного пользования.
Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через ТГ ТС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через ТГ ТС (п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском").

На практике должностными лицами таможенных органов указанные критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке :
- характер товаров, т.е. их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, перемещение товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары перемещаются для предпринимательской деятельности);
- количество товаров (например, перемещение однородных товаров одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности);
- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодическое перемещение одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности. Помимо этого, однородные товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата).
Нововведением в таможенном законодательстве при определении предназначения товаров является применение таможенными органами системы управления рисками, что вполне обоснованно, так как нередко для определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами, требуется проведение соответствующих контрольных мер, порядок осуществления которых регламентирован Приказом ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 (Приказ ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене").

Отметим, что определение предназначения товаров по-прежнему остается прерогативой должностных лиц таможенных органов, так как каждый случай перемещения товаров физическими лицами для личного пользования является сугубо индивидуальным.
При принятии решения о предназначении товаров должностными лицами таможенных органов следует учитывать такие факторы, как: состав семьи; обычная потребность человека в перемещаемых товарах; место работы или его отсутствие; место жительства (лицо государства - члена Таможенного союза, иностранное лицо, если лицо государства - члена Таможенного союза - город, районный центр и т.д.), близость места жительства к границе; обстоятельства поездки (цель и частота), обстоятельства предыдущих поездок; ассортимент перемещаемых товаров; наличие документов, подтверждающих легальное приобретение в розничной торговле; частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами; иные факторы, установленные в ходе опроса лица.
В качестве документов, подтверждающих отсутствие фактов неоднократного перемещения однородных товаров за определенный период времени, принимаются во внимание пассажирские таможенные декларации с отметкой о выпуске либо декларации с отказами в регистрации, выданные должностными лицами таможни. Такие декларации принимаются должностными лицами таможни в доказательство того факта, что, несмотря на частое пересечение границы, товары лицом не ввозились.
Для целей определения предназначения вывозимых товаров рассматривается только заявление физических лиц о приобретении их на ТТ ТС (с учетом приложения 1 к Соглашению "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"). При этом данное заявление может подтверждаться документально на основании имеющихся на товарах и/или на их упаковке соответствующих идентификационных ярлыков, бирок и т.п.
Действующие в настоящее время таможенные правила в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, содержат перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования :
- природные алмазы;
- вывозимые товары, в отношении которых законодательством государств - членов Таможенного союза установлены вывозные таможенные пошлины, за исключением следующих товаров: рыба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг; икра осетровых видов рыб весом не более 250 граммов; топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 литров, находящееся в отдельной емкости; вывозимые драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долл. США в эквиваленте;
- котлы центрального отопления;
- двигатели внутреннего сгорания, за исключением двигателей для водных судов;
- косилки (кроме косилок для газонов, парков или спортплощадок), машины для заготовки сена, уборки урожая, машины или механизмы для обмолота, прессы для упаковки в кипы соломы и сена;
- машины, механизмы, оборудование (классифицируемые в различных товарных позициях по ТН ВЭД ТС) (Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130). Например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра или нетканых материалов в куске или в крое, включая оборудование для производства фетровых шляп (код по ТН ВЭД ТС 8449 00 000 0), приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений (код по ТН ВЭД ТС 9030 10 000 0) и пр.;
- солярии для загара;
- тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;
- прицепы для перевозки автомобилей;
- суда, лодки и плавучие конструкции, за исключением яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта гребных лодок и каноэ;
- медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;
- аппаратура и оборудование для фотолабораторий;
- приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;
- мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;
- игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;
- товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Данный перечень не является исчерпывающим, что обусловливает наличие углубленных профессиональных навыков и знаний у должностных лиц таможенных органов в рассматриваемой сфере.
Одновременно с представлением товаров для личного пользования таможенному органу физическими лицами при их следовании через таможенную границу осуществляется таможенное декларирование.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования , за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД) (Форма пассажирской таможенной декларации, Порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации").

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием ПТД.
Отметим, что заявление физическим лицом таможенному органу сведений о перемещаемых товарах и иных сведений, необходимых для выпуска товаров, - это таможенное декларирование.
В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В то же время ст. 98 ТК ТС указывает, что декларант, кем и является физическое лицо, обязан "представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах".
В то же время ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" содержит формулировку о том, что отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется на основании "заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации".
В этой связи не совсем понятно, что представляет собой заявление физического лица о перемещаемых товарах в устной форме. По нашему мнению, требуется привести в соответствие таможенное законодательство, позволяющее единообразно интерпретировать формы таможенного декларирования. Следует согласиться с О.Ю. Бакаевой, которая отмечает, что с принятием ТК ТС исключены устная и конклюдентная формы декларирования. В свою очередь, некоторые авторы, до сих пор определяя перемещение товаров для личного пользования как "специальную таможенную процедуру", утверждают, что "таможенным законодательством предусмотрено как устное, так и письменное декларирование товаров, перемещаемых через границу страны Таможенного союза". Хотя, на чем основывается такое утверждение, не поясняется.

Необходимо также отметить, что ранее в ТК РФ (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Документ утрачивает силу с 1 октября 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) (ст. 124 - в настоящее время утратила силу) существовала конклюдентная (как разновидность устной) форма заявления сведений физическими лицами путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом, в целях применения которой создавалась система "красного" и "зеленого" коридоров (Приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. N 1208 "Об утверждении Порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме" - в настоящее время утратил силу).

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском в местах прибытия на ТТ ТС или убытия с ТТ ТС, может применяться система двойного коридора.
При этом "зеленый" коридор является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа, а "красный" коридор - является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.
Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории"). Помимо этого, Приказом ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора (Приказ ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 "Об определении Перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования").

Если с "красным" коридором все понятно - декларирование осуществляется в письменной форме, то представляется затруднительной квалификация действий физических лиц в "зеленом" коридоре. На наш взгляд, требуется разъяснение ФТС России по этому поводу. Особенно в отношении того, является ли нахождение физического лица в "зеленом" коридоре свидетельством того, что им выполнены необходимые действия и операции по заявлению сведений таможенному органу. Если да, то с какого момента: с момента входа в "зеленый" коридор или в момент выхода из него. Напомним, что ранее существовала иная проблема для таможенных органов. После того как физическое лицо производило декларирование в конклюдентной форме (т.е., по сути, проходило по "зеленому" коридору), должностными лицами таможенных органов перед проведением таможенного контроля этому физическому лицу предлагалось заявить сведения в письменной форме путем подачи ПТД. Подобные действия сотрудников таможенных органов признавались судами неправомерными, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.
Все вышесказанное означает, что комплексная разработка проблемы, избранной в качестве предмета настоящего исследования, обусловливает проведение дальнейших изысканий в этом направлении. Отмеченные в данной статье, на наш взгляд, недостатки таможенного законодательства должны быть устранены, что позволит избежать проблем и трудностей, возникающих при перемещении товаров для личного пользования.

В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса таможенного союза таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров .

Сравним данное определение с тем, что имелось в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ТК РБ). В связи с этим необходимо сказать, что в ТК РБ отсутствует общее понятие таможенного декларирования. Он содержит только понятие таможенного декларирования товаров. Так в соответствии со статьей 74 ТмК РБ таможенное декларирование товаров состоит в представлении таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и актами Президента Республики Беларусь .

Необходимо заметить, что ТК ТС и ТК РБ содержит разное понимание терминов таможенное декларирование. Так в ТК ТС в отличие от ТК РБ говорится о предоставлении сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и при этом не говорится, в какой форме они должны быть предоставлены. Под таможенным декларированием в ТК РБ понимается действие, заключающееся в представлении таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа. По мнению автора, понимание таможенного декларирования, предусмотренное в ТК ТС, более точно дает определение данному явлению, так как суть декларирования заключается в получении таможенным органом сведений о товаре, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а предоставление таможенной декларации таможенному является лишь одним из способов получения такой информации.

Декларирование призвано выполнять несколько основных функций:

обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование влечет за собой определенные правовые последствия. С момента декларирования возникают обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов. При выявлении недостоверного декларирования декларация служит доказательством совершенного правонарушения или преступления.

Отношения по поводу декларирования по своей природе являются административными, так как возникают между таможенными органами как носителями публичной государственной власти, и с другой стороны - декларантами и иными лицами.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных законодательством таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Товары декларируются в таможенном органе Республики Беларусь, в котором производится их выпуск.

Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, за исключением речных и воздушных судов, которые декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию Таможенного Союза либо в порту или аэропорту убытия с таможенной территории Таможенного Союза.

Порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы Таможенного Союза.

Таможенная декларация подается в сроки, установленные ТК ТС и решениями Комиссии Таможенного Союза Беларусь. При перемещении через таможенную границу Таможенного Союза физическими лицами товаров не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с представлением товаров.

Общие вопросы порядка декларирования, присущие как для всех видов деклараций, так и для отдельных ее видов, предусмотрены в Таможенном Кодексе Таможенного союза. Детальное регламентирование происходит посредством специальных нормативно-правовых актов таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. Перечень таких документов предусмотрен п. 1 статьи 183 ТК ТС.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные, коммерческие или иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации

Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

  • 1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
  • 2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом;
  • 3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза;
  • 4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
  • 5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Порядок и форма подачи декларации на товары регулируются ТК ТС и инструкцией «О порядке заполнения декларации на товары» утвержденной решением Комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 г. №257

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

  • 1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
  • 2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;
  • 3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;
  • 4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

В одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. Общее количество товаров, заявленных в ДТ, не должно превышать 999. На основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре, а на одном добавочном листе могут быть указаны сведения о трех товарах.

ДТ заполняется в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией, заглавными буквами с использованием печатающих устройств, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений.

ДТ предоставляется в таможенный орган в трех экземплярах, каждый из которых распределяется следующим образом:

первый экземпляр - остается в таможенном органе, которому декларируются товары;

второй и третий экземпляры - возвращаются декларанту. При этом при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр предоставляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории.

Если же товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, то таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Форма и порядок заполнения транзитной декларации (далее - ТД) предусмотрены ТК ТС и «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» утвержденной Решение Комиссии Таможенного союза №289.

Транзитная декларация должна содержать сведения, предусмотренные статьей 182 ТК ТС.

ТД состоит из основного и добавочных листов. Добавочные листы используются в дополнение к основному листу, если в одной ТД заявляются сведения о двух и более товарах.

В одной ТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии. При этом как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу.

ТД заполняется с использованием печатающего устройства на листах формата А4. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных ТК ТС. Изменения и (или) дополнения в ТД могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами. Изменения и (или) дополнения удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа. При наличии в ТД более трех изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.

Форма порядок заполнения пассажирской таможенной декларации регулируется решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

Декларация составляется в двух экземплярах для:

товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом багаже, в случае, если перемещающее их физическое лицо при пересечении таможенной границы имеет несопровождаемый багаж;

товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже;

товаров, в отношении которых декларант изъявил желание произвести идентификацию;

транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.

В иных случаях второй экземпляр декларации составляется по желанию декларанта. Декларант по желанию вправе составить декларацию в трех и более экземплярах.

Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», который является приложением к основному формуляру декларации.

Декларант заполняет декларацию от руки четко и разборчиво или с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, указывая в графах декларации сведения о перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (далее - таможенная граница) товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Представление электронной копии декларации и декларации в электронном виде не требуется.

Декларант указывает в декларации необходимые сведения, в том числе путем зачеркивания соответствующих рамок (зачеркнутая рамка означает утвердительный ответ, не зачеркнутая - отрицательный).

Порядок заполнения и форма декларации на транспортное средство (далее ТДТС) регулируется решением Комиссии Таможенного Союза от 14 октября 2010 г. №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

ТДТС состоит из листа формата А4 по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза. ТДТС заполняется заглавными буквами с использованием печатающих устройств или от руки печатными буквами, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений.

Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. Номера транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП) указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.

ТДТС заполняется отдельно на самоходные и несамоходные ТСМП, в том числе контейнеры.

При вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза (далее - таможенная территория) временно ввезенных ТСМП и ввозе на такую территорию временно вывезенных ТСМП таможенному органу в качестве ТДТС представляется ТДТС, представленная при декларировании временно ввозимых или временно вывозимых ТСМП соответственно.

Сведения, заявленные в ТДТС, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных ТК ТС.

ТДТС предоставляется в таможенный орган в двух экземплярах, которые распределяются следующим образом:

первый экземпляр - остается в таможенном органе, которому декларируется ТСМП;

второй экземпляр - возвращается декларанту.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 17, (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)// Собрание законодательства РФ 13.12.2010, N 50, ст. 6615. товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, о выбранной декларантом, либо таможенным представителем таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ от 29.11.2010 N 48 ст. 6252.

Субъектами правоотношений, возникающих в процессе декларирования, являются, с одной стороны таможенные органы, с другой стороны - декларанты и иные лица.

Декларирование товаров является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и является основным элементом таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Таможенного союза.

Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Таможенного союза железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).

В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Таможенного союза, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с международным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Например, при изменении таможенного режима уже перемещенных товаров, декларирование товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, при аннулировании, отзыве лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли.

Основными функциями декларирования являются:

  • 1. Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию.
  • 2. Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с выбранным таможенным режимом.
  • 3. Проверку таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным. Жуковец В.Ю. Таможенное право в вопросах и ответах: Краткий курс. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 57.

В рамках работы рассмотрим нормативно - правовую базу, которая непосредственно регулирует порядок таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Так как, в таможенном праве международно-правовые акты имеют высшую юридическую силу, то рассмотрим их в первую очередь.

Новеллой в таможенном законодательстве является Таможенный кодекс Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства РФ 13.12.2010, N 50, ст. 6615., который вступил в силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 года, нормы которого имеют прямое действие.

Таможенный кодекс Таможенного союза включил в себя все самые востребованные положения, необходимые для международного сотрудничества и взаимодействия.

Глава 27 «Таможенное декларирование товаров» таможенного кодекса Таможенного союза включает 16 статей, в которых характеризуются общие положения о таможенном декларировании товаров (ст.179); перечисляются виды таможенных декларации и их характеристики (ст.180-182); уделяется внимание документам, представляемым при таможенном декларировании (ст.182); указываются сроки подачи таможенной декларации (ст.185); характеризуется декларант, его права и обязанности, а также ответственность (ст.186-189); регламентирован порядок подачи и регистрации таможенной декларации, а также внесение в нее изменений и дополнений (ст.190-192).

Российская Федерация подписала ряд международных соглашений и решений, затрагивающих процесс таможенного декларирования товаров, приведем пример некоторых из них:

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») регламентирует порядок заполнения таможенной декларации и приводит ее формы. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 22.06.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза Режим доступа http://www.tsouz.ru/.

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 256 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании» (вместе с «Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании») Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании" (вместе с "Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании") //Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/.и др.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим порядок декларирования товаров, является ФЗ №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) //Собрание законодательства РФ от 29.11.2010 N 48 ст. 6252., в котором декларированию товаров посвящен Раздел V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

Глава 24. «Таможенное декларирование », включает в себя 14 статей, в которых характеризуются товары, подлежащие таможенному декларированию, уделяется внимание декларации на товары, месту декларирования товаров, декларанту, регламентируется порядок предварительного таможенного декларирования товаров, подачи неполной, периодической таможенной декларации, а также освещены и другие моменты, касающиеся таможенного декларирования товаров.

Хотелось бы отметить, что административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится глава 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», которая содержит 23 состава административных правонарушений в области таможенного дела, из которых 5 составов, посвящены именно процессу декларирования товаров:

Cтатья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации;

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении;

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений;

Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года), по состоянию на 07.02.2011// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

Закон РФ «О таможенном тарифе» также регулирует правоотношения при декларировании товаров. В частности Закон определяет таможенную стоимостью товаров при изменении таможенной процедуры.

По вопросам декларирования издано также ряд нормативных актов Федеральной таможенной службой РФ, в том числе Приказ ФТС РФ от 03.12.2010 N 2330 "О местах декларирования отдельных видов товаров".