Что означает термин социальный лифт п сорокин. «Социальная мобильность» П.А. Сорокина. Основные виды социальной мобильности

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути или, каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру - лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы - соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

Армия. 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

Церковь. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии - Христос, Мухаммед, Будда - были психологами.

Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем - в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора - для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам - роль утописта. Все великие учёные - Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт - были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом - психолог, третьим сортом - техник, четвёртым сортом - теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи - «лисами», техники - консерваторами, теоретики - реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне - состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.

В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована, большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.

В строгом смысле под понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.

Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

Можно сделать вывод, что Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции - 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу - от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

Социальная мобильность

Социальная мобильность делится на вертикальную и горизонтальную .

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую,

расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятия миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса.

Существую следующие виды миграции по:

  • характеру - трудовая и по политическим мотивам;
  • продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;
  • территории - внутренняя и международная;
  • статусу - легальная и нелегальная.

Социальные лифты

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляется в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Теория элит - концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берет на себя элита общества.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Лифты социальной мобильности

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры.

  • Армия;
  • Религиозные организации;
  • Школа и научные организации;
  • Политический лифт, то есть правительственные группы и партии;
  • Искусство;
  • Пресса, телевидение, радио;
  • Экономические организации;
  • Семья и брак.

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет `каналами вертикальной циркуляции`. Он считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные `лифты`, по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты -армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.
Церковь как капал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества . П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе `социальный лифт` движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом социальной циркуляции.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

| Романова Кира Степановна,

Институт философии и права « Уральского отделения Российской академии наук,

старший научный сотрудник отдела философии,

" ^Н| кандидат философских наук, доцент,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье автор рассматривает роль и значение социальных лифтов для развития общественной динамики. Социальные лифты в истории общества присутствовали с самого начала. Исторические типы государств и форм собственности определяли доминирующее значение этих социальных лифтов, часто параллельно запуская иллюзорные лифты. Разрушение системы социальных лифтов приводит к деградации общества, потому что без них невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста.

Ключевые слова:

социальный лифт, мобильность, динамика, личность, государство.

Фундаментальная теория социальной динамики, охватывающая многие столетия, разные страны и культуры, принадлежит выдающемуся основоположнику русской и американской социологических школ Питириму Сорокину, и до сих пор в полной мере не освоена. Анализируя принцип имманентного изменения социокультурных систем, П. Сорокин делает выводы, что: 1) основание (или причина) изменения любой социокультурной системы лежит в ней самой, а не следует ее искать где-то еще; 2) дополнительной причиной изменения системы является окружающая среда, которая, в свою очередь, состоит в основном из имманентно изменяющихся систем; 3) любая социокультурная система, изменяющаяся имманентно, непрерывно порождает ряд имманентных последствий, которые, в свою очередь, изменяют не только среду, окружающую систему, но и саму систему . При

В настоящее время вновь возник повышенный интерес к социальной мобильности как разновидности социальной динамики. Это связано и с глобальной миграцией населения, которая перекрашивает цвет кожи европейского населения, изменяет его религиозность (исла-мизация), и относительным обнищанием народов, и развалом коммунистического лагеря во главе с Советским союзом. Вместе с распадом коммунистической идеологии выросло значение критической парадигмы, фиксирующей обвал нисходящей социальной мобильности и резкое усиление неравенства в постсоветских обществах. Самопонимание обществом своего реального состояния есть лишь основание для поиска путей выхода из него.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции,

VII Российский Философский Конгресс

места занимаемого в социальной структуре. Источником социальной мобильности служит социальная неоднородность общества, его социально-экономическое расслоение. Причинами социальной мобильности являются революции и другие подобные изменения, войны и военные конфликты, обогащение, разорение (банкротство). Векторная направленность мобильности может быть горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность -это, прежде всего, территориальная или географическая мобильность. Вертикальная мобильность в свою очередь может быть восходящей, то есть такой, которая «укрупняет» личность, улучшает ее социальный статус во многих отношениях, и нисходящей, которая связана с потерей социальных позиций.

Питирим Сорокин выделял три основных социальных лифта: армия, семья и церковь. На практике существует значительно больше вариантов социальных лифтов. В каждом историческом времени и в каждом обществе своя система социальных лифтов, которая позволяла оптимизировать условия, при которых у человека, независимо от социального статуса его родителей имелась относительная возможность попытаться подняться вверх по социальной лестнице. В советское время общество строило коммунизм, это была глобальная нематериальная идея, которая объединяла народ, и при относительно небогатом народе позволяла добиться успеха обществу в целом на основе энтузиазма и социальной активности личности. В этот исторический период определяющую роль в социальной мобильности играли в качестве социальных лифтов армия, политическая партия (включая комсомол), образование (особенно высшее и возможные за ним аспирантура и докторантура). Особая роль принадлежала тюрьме как социальному лифту. В период обострения репрессий тюрьма являлась нисходящим социальным лифтом. А в 90-е годы прошлого века тюрьма для многих явилась восходящим лифтом, особенно для так называемых «воров в законе» с их «общаками», то есть общими кассами денег, явившимися основой для первичного накопления капитала в новых

рыночных отношениях, где не последнюю роль играли криминальные связи.

90-ые годы - время очередной исторической российской смуты, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Озлобленность против богатых, недоверие к властям, обслуживающих их, отсутствие в обществе уверенности в том, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены, сегодня в обществе приводят к социальной апатии как массовидному явлению. Социальная апатия определяется региональными различиями социально-экономического развития, удаленностью их от центра России и провинциальностью. Низкий уровень жизни, люмпенизация, рост радикальных настроений. Все эти перечисленные проблемы имеют одну общую причину - неработающие социальные лифты. Отсюда доминирование горизонтальной мобильности, в первую очередь происки другого географического места жительства.

Социальные лифты развиты в западноевропейских странах, которые декларируют равенство прав человека и стараются обеспечить своим гражданам равные стартовые возможности. Международные социологические данные говорят о том, что запуск «социальных лифтов» во многих государствах третьего мира помогает преодолеть «сырьевую экономику». Для России в настоящее время преодоление доминирования сырьевой составляющей в экономике одна из важных задач. Как отмечает бывший министр экономики А. Кудрин: «Если мы понимаем, что наш ВВП на душу населения вдвое ниже, чем в развитых странах, - значит, надо играть по правилам рыночной экономики. Требуется модернизация, связанная с улучшением положения человека, его возможностями раскрыться не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а в силу собственных способностей» .

В современной России ведущее место среди социальных лифтов объективно занимает институт собственности. Совершенно не важен источник и способ накопления собственности. Важен ее объем. Отсюда возникает тотальная коррупция и желание обогатиться любым путем. Возможность уйти от уголовной ответственно-

VII Российский Философский Конгресс

стиза криминальные способы присвоения в особо крупных размерах общественного богатства делают привлекательными территориальные формы мобильности, особенно в те страны, которые легко дают политическое убежище и не выдают чужих преступников.

Власти для её идеологической поддержки всегда требовались профессионально подготовленные, инициативные, самостоятельные, патриотично настроенные люди - их могла подготовить только высшая школа. Высшее образование выступает следующим по значимости социальным лифтом в ряде западных стран. Но состояние российской системы образования таково, что качественное конкурентоспособное высшее образование пока только для богатых и обеспеченных людей. Введение ЕГЭ декларировало уравнение стартовых возможностей абитуриентов, а в реальности у них разный базис знаний, который скрыт за тестами единого экзамена. Поэтому российское образование - лифт весьма ненадежный. Образование, конечно, обогащает личность в духовном и профессиональном плане, но не гарантирует продвижения по социальной лестнице.

Высшая школа в процессе подготовки специалистов помогает преодолеть маргинальность студентов в обществе, которая связана с отсутствием у них прочной и окончательной закрепленности в социальной структуре, неустойчивостью общественного состояния, подвижностью социально-бытовой зависимости в их среде. Это не означает, что влияние социального происхождения на личность студента прекращается, оно продолжает оставаться важным фактором мотивации его социальной деятельности, но действует не прямолинейно, а опосредовано, через формирование профессионально-нравственной культуры, которая способствует интеграции бывшего студента в иную общественную группу.

Семья и брак в качестве социальных лифтов проходят через всю историю общества. В современной России, по данным специалистов Института социологии РАН, дети бедняков, которые составляют практически половину населения страны, просто не способны воспользоваться возможностями, которые предоставляет современный экономический строй. Они

не могут получить качественного образования, найти хорошую высокооплачиваемую работу, делать карьеру. Дети элиты с «младых ногтей» погружены в иную культуру, занимаются иностранными языками, получают престижное образование, в большей части за рубежом, где в момент их пребывания формируются необходимые в дальнейшей социальной мобильности дружеские и деловые связи и отношения.

Институт брака не только в правовом, но и в гражданском виде сегодня востребован в качестве социального лифта, который зачастую выступает в качестве иллюзии. Сотни пособий, как выйти замуж за миллионера, издаются огромными тиражами. Тысячи девушек из провинции (деревень, поселков и малых городов) мигрировали в столицу и крупные города, где водятся богатые, с готовностью продать себя в любом качестве за более благодатные социальные условия жизни. Действительно изменить свой социальный статус удается только единицам с помощью этого социального лифта.

Армия в очень многих странах является доминирующим социальным лифтом. Примером могут служить Аргентина, Бразилия, Израиль и др. В Израиле исторически сложилось так, что служба в армии выступает залогом (социальным лифтом) для успешной политической деятельности. В Советском Союзе армия также являлась одним из доминирующих социальных лифтов. Служба в армии позволяла не только восходить по вертикали внутри ее структуры, но одновременно позволяла мигрировать из деревни в город.

Следующим важным фактором для достижения определенного социального статуса являлось вступление в партию, которое было растянуто во времени (кандидатский срок) и отягощено особыми поручениями. Взаимодействуя между собой, социальные лифты либо ускоряли восхождение по социальной лестнице, либо падение. Например, исключение из партии или комсомола автоматически влекло за собой исключение из вуза.

В настоящее время армия не является особым социальным лифтом. Она представляет интерес только для тех людей, кто профессионально решил себя связать с военным делом.

VII Российский Философский Конгресс

Многие граждане активно ищут причины уклонения от службы в армии, считая нахождение в ней пропащим временем. Политические партии, количество которых неограниченно и общественные статусы которых различны, сегодня тоже имеют ограниченное значение для мобильности личности.

Российское телевидение, другие средства массовой информации организуют десятки разнообразных конкурсных программ, суть которых сводится к одному: прояви себя на конкурсе - и ты станешь известным, востребованным, «звездой». Даже если рассматривать эту модель социального лифта как идеальную (когда участником может стать каждый желающий), он способен продвинуть также лишь единицы. При всей своей кажущейся безобидности такие иллюзорные социальные лифты таят в себе немалую опасность для общества. Они создают иллюзию благополучной вертикальной мобильности, отвлекая общество от реального отсутствия возможностей для продвижения вверх по социальной лестнице.

Нельзя не согласиться с В. Яблонским, директором направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив: «Механизм социального лифта как составляющей социальной мобильности является одним из основных инструментов повышения качества управления социальной сферой в частности и, государством, в общем. Обновление элит через этот механизм при условии его объективности - наиболее действенный способ обеспечить соответствие управленческого механизма общества и государства современным вызовам. В советский период были сформированы устойчивые механизмы вертикальной и горизонтальной мобильности, предоставляющие практически равный доступ к росту по карьерной лестнице, во всяком случае, до определенного уровня, и обеспечивающие схожий уровень жизни специалистов вне зависимости от региона. Сегодня эта система практически демонтирована, а те небольшие фрагменты, которые остались, безусловно, устарели. Общество постсоветского периода сформировало новые квазимодели социальных лифтов, но ключевой их проблемой являются необъективность и от-

сутствие равного доступа к старту (отсутствие публично доступных форм участия)» .

Социальная активность человека биологически предопределена, потому что движение есть способ существования всего живого. При этом окружающая среда существования может как подавлять, так и способствовать активности. Неслучайно президент В. Путин отмечает: «Прежде всего, люди должны почувствовать позитивные изменения - и, в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей. Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. » .

Стагнация, общественная апатия, низкий уровень жизни, рост радикальных настроений -все эти взаимосвязанные проблемы имеют общую основу - неработающие социальные лифты. Социальные лифты выступают средством общественной динамики общества, которая позволяет его членам перемещаться из одной социальной группы (сословия, классы, страты) в другую. Без эффективных социальных лифтов и четкой системы пользования ими невозможно запустить механизмы экономического роста и активной социальной динамики современного российского общества. Наличие развитой системы социальных лифтов - это не только залог преодоления социальной несправедливости для человека, но и залог развития государства, которое сможет преодолеть сырьевую доминанту экономики страны.

1. Кудрин Алексей ВШЭ дала рецепт обновления российской экономики «Ведомости», 03.04.2013, № 57 (3319).

2. В.В. Путин. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить, Известия, 16.01.2012 г.

3. Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., СПБ6ЕХГИ, 2000. 1056 с. С. 747-748.

4. Владимир Яблонский. В России сложились неэффективные модели социального лифта, Российская Газета, 14.11.2011г.

VII Российский Философский Конгресс

---------------;- Issledovanie izmenenij vbol"shixsistemaxiskusstva, istiny, e"tiki,

1. Kudrin Aleksej VShE dala recept obnovleniya prava i obshhestvennyx otnoshenij / Per. s angl., SPB6RXGI,

rossijskoj e"konomiki «Vedomosti», 03.04.2013, № 57 (3319). 2000 1056 s S 747-748

2. V.V. Putin. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na 4 Vladimir Yablonskij. VRossii slozhilis" nee"ffektivnye

kotorye my dolzhny otvetit", Izvestiya, 16.01.2012 g. modeli social"nogo lifta, Rossijskaya Gazeta, 14.11.2011 g.

3. Sorokin Pitirim Social"naya i киПшпауа dinamika:

SOCIAL ELEVATORS

AS A MEANS OF SOCIAL MOBILITY

Romanova Юга Stepanovna,

The Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Candidate of Philosophical Sciences,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

In the article the author considers the role and value of social elevators for the development of social dynamics. Social elevators were presented in the history of the society from the very beginning. Historical types of states and the forms of ownership are determined the dominant significance of social mobility, often launching in parallel illusionary elevators. The destruction of the system of social elevators lead to the degradation of society, because without them it is impossible either to build a modem society, to launch mechanisms of economic growth.

Social elevators, mobility, dynamics, personality, state.

VII Российский Философский Конгресс

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Савин Владимир Николаевич,

Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры управления и права, кандидат философских наук,

Екатеринбург, Россия

Фатеева Наталья Борисовна,

Уральский государственный аграрный университет, старший преподаватель кафедры управления и права, Екатеринбург, Россия,

Аннотация

В статье анализируются практические аспекты различных современных методологических подходов изучения социальной мобильности, развиваемых в России и за рубежом. Особое внимание уделено взаимосвязи такого аспекта феномена мобильности, как адаптация-дезадаптация. Предложена концепция построения многоуровневой иерархи классификации процессов адаптации и дезадаптации в профессиональной мобильности.

Ключевые слова:

мобильность, социальная мобильность, методология социальных наук, трудовая и профессиональная мобильность, адаптация, дезадаптация.

В современной России становится особо актуальной проблема социальной мобильности . Термин «социальная мобильность» введён в социологию П. Сорокиным. Теоретически последовательное и целостное исследование явления социальной мобильности весьма отчетливо выразил еще П.А. Сорокин, который сразу же указал на необходимость понимания ее как социального процесса. «Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности» . П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт - экономических, профессиональных, поли-

тических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность .

«Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, - писал Сорокин, - мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан

  1. Что такое социальная дифференциация?
  2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?
  3. Укажите три вида социальной стратификации.
  4. Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов?
  5. Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер?
  6. Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером?
  1. Чем статусная группа отличается от класса?
  2. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
  3. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
  4. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
  5. В чем отличие маргиналов от люмпенов?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы....вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

Во-вторых, экономико-политические различия: власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.).

В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем автор видит достоинства «схемы» (теории стратификации) Вебера?
  2. Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»?
  3. Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор?
  4. Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.