Как продвинуть новый товар на рынок. Способы продвижения товара: от классических до вариантов на грани эпатажа. Способы продвижения товара в социальных сетях

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Психология личности

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интегра-! ции - объединения, сплочения коллектива. Наряду с* ним постоянно происходит другой процесс - дифферен-1 циация взаимоотношений между учениками, выделение!-1 в структуре класса «звезд», изолированных, группиро-1 вок и т. д. Исследование этих явлений - задача не ме-" нее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования" и других интегративных характеристик. 1

Почему один школьник пользуется симпатиями боль-с шинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяс- * нить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ре- \ бит, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлич-« но», раздирают противоречия и конфликты, тогда как(другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхИ»С щение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая; часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллек- ! тиве могут быть использованы различные формы социо- 172

:;,ie и-пользуется ли при этом взаимностью, а статисти-кий анализ данных позволяет выявить некоторые ко-1-ственные характеристики: взаимность выбора, его шанность, устойчивость межличностных отношений, 1ень удовлетворенности ими каждого ученика и клас-:i целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью со-иометрического метода. Методика 73. Социометрия. Цель: выявление межличностных отношений в клас-

j Ход выполнения. Эксперимент может протекать в \вух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо-" ja в действии». В первом случае учащимся предлага-\;тся подписать свой листок и написать па нем фамилии эыбранных им одноклассников. Количество выборов, ножет быть определенным (3-5 учащихся) и пеопреде-" ленным (предлагается указать несколько фамилий, лкольников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в пер-;ую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовить-,ся к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмо-щональных связей, другие - деловых.

Обработка полученных данных. На основании ре-|ультатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против |юмеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны

курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся трМатрица выбора

Кто выбиржет

Кого выбирают

Антонова

Буланова

Васильев

Никитина

Семенчук

Тимофеева

Устюге в а

Количество полученных выборов

Количество взаимных выборов

Рис. 10

Социограмма (рис. 10) представляет собой четыре ацентрические окружности, в которые помещают все мера учащихся класса. В первый круг (центральный) мешают тех, кто набрал наибольшее количество поло-ительных выборов (так называемые «социометрические езды*, которые имеют в два раза больше среднего личества выборов), во второй круг - «предпочитае-ых» (имеющих среднее количество выборов), в тре-й - «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред-го), в четвертый - «изолированных» (не получивших

одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош-й линией между двумя соответствующими номерами, взаимный - сплошной линией со стрелкой (от того,

К тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т, п.) заштриховывают.

Методика 74. Выбор в действии.

Цель: изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Ход выполнения. Исследование начинается со вступительной беседы учителя с классом.

«Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку.

Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но держи выборы в тайне».

После того как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора 1 (106; 38-39),

Обработка полученных данных такая же, как и в предыдущей методике.

Наконец, можно предложить еще одну разновидность социометрической методики.

Методика 75. «Отметка другу».

Ход выполнения. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о значении исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. Учитель должен подчеркнуть, что просит всех подписать свои листочки с ответами, ибо иначе нельзя будет обработать результаты.

После ответа на возникшие вопросы учитель предлагает школьникам приступить к работе, которая, как по-

1 Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант сПозд-равь товарища:»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки.

17S

азывает опыт, занимает не более 10-15 минут.

Инструкция. В вашем классе есть близкие вам юди, которых вы считаете своими друзьями; есть прияли, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с кото-ями вы не поддерживаете никаких отношений, и, нако-щ, есть и такие, к которым вы относитесь отрица-

Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений, ыпишите фамилии всех учеников класса и напротив эждой фамилии поставьте номер оценки вашего отно-шия к нему.

1. Он самый близкий для меня человек в классе, я «когда не хотел бы с ним разлучаться.

2. Он не является моим близким другом, но я иногда риглашаю его в гости, провожу с ним свободное от затаи время.

3. Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел ы сблизиться с ним.

4. Ни деловых, ни личных взаимоотношений у меня ним нет.

5. Я общаюсь с этим человеком только в деловой об-:ановке, по необходимости. Общения с ним в свободное?емя избегаю.

6. Мне несимпатичен этот человек.

7. Мне очень неприятен этот человек, я не хочу иметь ним ничего общего.

Обработка полученных данных. Результаты опроса 5рабатываются по той же схеме, как и при социомет-ш. Составляется матрица, в которую записывают фа-илии всех учащихся. В каждой строке в соответствую-,их клетках проставляются номера пунктов оценки, к ггорым данный ученик отнес своих одноклассников, осле заполнения всей матрицы вычисляется средний щеке полученных оценок по каждому ученику как)еднее арифметическое значений соответствующего "олбца матрицы. Например, средней индекс получен-

ах выборов Булановой1 равен/= --»+ + ^ +-=3.6

для Васильева он равен / = -+ ^^» «*»-=3.

Всех учащихся располагают по найденным средним (дексам от наименьшего к наибольшему. Можно пред-шожить, что ученики с наибольшими индексами явля-

1 Леонов не инее Булапоьу ни в один из пунктов анкеты, поэто-.I в матрице в соответствующей ячейке стоит прочерк.

Матрица оценок отношений учащихся

Фамилии учащихся

Антонова

Буланова

Васильев

ютси в классе прснебрсгасмыми или изолированными, а, ученики с наименьшими индексами-предпочитаемыми. Однако это не всегда соответствует действительное" ти. Например, школьник, являющийся для одной поло вины класса «самым близким другом», а для другсЦ, половины «очень неприятным», получит такой же сред^ ний индекс, как и ученик, с которым в классе ни у коп нет «ни деловых, ни личных взаимоотношений». Поэт, му целесообразно провести дополнительную процедуру}.

Можно найти «лидеров» по каждому пункту анкеты, т. е. школьников, имеющих наибольшее количество «еди ниц», «двоек» и т. д. в своем столбце матрицы. Именн^ лидеров по первому пункту анкеты целесообразно счиг тать «звездами» класса, а лидеров по седьмому пункту-к «пренебрегаемыми» и «изолированными» (в социомет рическом смысле) ((62), (84)).

На основании проведенного исследования учител!г получает информацию о реально существующих взаиг моотношениях между одноклассниками, а не желаемый как это бывает при использовании социометрии.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА И В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (

Что же дают результаты социометрии учителю? Число выборов, полученных каждым учеником, ха рактеризует его положение в системе личных отноше"

|ий, т. е. определяет его социометрический статус. Для «то измерения достаточно вычислить коэффициент

J/= т;-j» " где ^-сумма выборов, полученных уча-цимся, а Л" - количество членов группы, участвовавших j эксперименте ".

Сравнение социометрического статуса школьников юказывает место каждого из них в психологической структуре класса. Так, например, учащиеся, у которых коэффициент S/ значительно - в 2 и более раз - выше среднего (среднее количество выборов - 3 и 5, в соот-аетствии с инструкцией методики), получают название коциометрических звезд». Те же, кто не был выбран ни одним из сверстников, - так называемые «изолированные», - очевидно, заслуживают особого внимания со стороны педагога. Следует, однако, отметить, что поло-кение ученика в структуре межличностных отношений _иожет быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться Совсем разные учащиеся. Убедиться в этом позволит следующая методика.

" Методика 76. «К кому ты обратишься?» « Цель: определение положения школьника в системе "межличностных отношений в зависимости от вида общения.

с Ход выполнения. Для определения коэффициентов различных видов общения (вокруг общественной, учебной работы или просто дружеские контакты) учащимся "предлагается ответить на соответствующие вопросы:

«Если у тебя возникла мысль организовать общественно полезное дело, то к кому в первую, вторую и третью очередь ты обратишься за советом, поддержкой?» (Общение, связанное с общественной работой).

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься для обсуждения спорного или непонятного во-дроса, возникшего у тебя при выполнении домашнего задания?» (Учебное общение.)

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься при затруднении в оценке, характеристике произведений искусства (литература, кино, музыка и др.)?» (Эстетическое общение.)

«Кому в первую, вторую, третью очередь ты расска-

1 " Проведя социометрический срез несколько раз, можно опредс-|Лить устойчивость положения ученика в системе отношений.

Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений. – М.: Проспект, 2012. – 88 с.
  2. В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
  3. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
  4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
  5. А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
  6. Д.В. Черняева. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.
  7. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002. – 160 с.
  8. Ю.В. Иванов. Очерки истории российско (советско)-польских отношений в документах. 1914-1945. – М.: Международные отношения, 2014. – 386 с.
  9. Елизавета Бондаренко. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Межличностные отношения

1.1. Межличностные отношения в коллективе и группе ………….……….5

1.2. Классификация межличностных отношений ………………….……...12

1.3. Групповые нормы ………………………….……………………………13

2. Эмпирическое исследование

2.1. Обоснование базы и методов исследования …………….……………20

2.2. Описание результатов исследования ……………….…………………21

Заключение ……………………………………………………………………….27

Список литературы ………………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации.

Проведённое исследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего. Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной .

Цель - выявить особенности межличностных отношений в коллективе.

Объект – коллектив.

Предмет – межличностные отношения в коллективе.

Задачи:

1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в коллективе.

2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.

3. Обосновать выбор диагностических средств.

4. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы:

а) Методика социометрического измерения (Дж. Морено).

б) Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1.1. Межличностные отношения в коллективе и группе

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Следует подчеркнуть, что они изучались в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение. Коллектив – один из видов малой группы, поэтому для начала нам необходимо раскрыть понятие группы. Известно немало определений малой социальной группы.

Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами. Приведем определение Р. Бейлза, гласящее, что малая группа есть «любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторые впечатления или восприятие каждого другого члена…».

Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Данные определения указывают, что понятия «малая группа» – это реально существующие группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как звено определенной общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.

Несмотря на то, что исследователи Р. Бейлз, Г.М. Андрева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют её как:

· собрание индивидов, которое вступает во взаимодействие друг с другом;

· число их ограничено;

· они идентифицируют себя как члены одной группы;

· вырабатывают общие нормы и специфическую культуру;

· у них есть цель, которую они оценивают как цель группы.

Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

А.Г. Ковалев отмечает, что коллектив – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов.

В.Н. Машков считает, что коллектив – это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом.

Западная психиатрия не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной психологии.

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.

Применительно к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных отношений.

Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы.

Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются при анализе межличностных отношений в коллективе. Прежде всего, благодаря использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе может быть представлена следующим образом:

Рисунок 1- Многоуровневая структура межличностных отношений

в коллективе по Петровскому А.В.

Основу групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это хотя и ядерное – по отношению к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

Первая ядерная страта – психологическая по своей сущности - фиксирует отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

Во второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например, коллективистическое самоопределение и другие. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты.

Поверхностный слой межличностных отношений предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные (рисунок 1).

Итак, рассмотрев межличностные отношения, в целом ниже мы выделим феномены межличностных отношений. Дело в том, что многочисленные концепции групповой динамики в традиционной социальной психологии (К. Картрайта, Зандера, К. Левина и других), берут в качестве одного из исходных феноменов межличностных отношений, выражающего тип взаимодействия между личностью и группой, феномен конформности. Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста. Теперь взглянем на эти определения через призму теории деятельностного опосредствования межличностных отношений. За этим фактом выступает новый социально-психологический феномен межличностных отношений, который А.В. Петровским был назван феномен коллективистского самоопределения. Он заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию «конформизм или нонкомформизм». На смену альтернативе «эгоизм или альтруизм» приходит феномен коллективистской идентификации, проявляющийся в опосредствованном ценностями и целями совместной деятельности, отношении к участнику этой деятельности как к самому себе при отношении к себе как к другим членам коллектива.

Следующим социально-психологическим феноменом взаимоотношений является сплоченность. Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг. Первые специальные исследования были выполнены под руководством Л. Фестингера. Ему принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Почти два десятилетия спустя Д. Картрайт практически повторил первоначальное определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней». Представления о сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве развивались А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». Причем, как подчеркивает автор стратометрической концепции, «ценностно-ориентационное единство группы как показатель ее сплочения, отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. … Ценностно-ориентационное единство в коллективе – это, прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности». Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. В таком аспекте рассматривают психологический климат Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, М.Н. Ночевник и другие. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива. Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат», «духовная атмосфера» и т.п. широко используется в научной литературе как синонимы. Но при определении социально-психологического климата всегда отмечается общее психологическое группы, отражающее интегрированным образом особенности ее жизнедеятельности.

Таким образом, психологический климат – это складывающаяся в производственной группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы.

1.2. Классификация межличностных отношений

Таблица 1

Классификация межличностных отношений

1. По характеру взаимодействия
а) Деловые отношения б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах
Могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек
2. По форме взаимодействия
а) психомоторные б) интеллектуальные в) перцептивные г) коммуникативные
Осуществление практических совместных действий При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.) При решении задач на опознание и декодирование сигналов Посредством речевых функций и других средств общения

Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные. На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.

Таким образом, межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом.

Учитывая их несомненную значимость в эффективности жизнедеятельности коллектива необходимым представляется рассмотрение их регулирования.

Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует их регуляции. И регулятором здесь выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и социальные.

1.3. Групповые нормы

Нормы групповые (от лат. norma – руководящее начало, точнее предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Нормы групповые являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Бобнева М.И. рассматривает групповые нормы как специфический вид, как прообразы и модели более общих социальных норм. Она считает, что благодаря соотнесенности их с социальными нормами, принятыми в обществе в целом, групповые нормы эффективно используются обществом для нормативной перестройки личности, ее социально направленного формирования и развития.

За рубежом групповые нормы изучаются с начала 30-х годов. Необходимо рассмотреть различные подходы к исследованию групповых норм.

Т. Ньюкомом было начато изучение номинального и психологического членства человека в группе и соответственно групп членства и групп референтных или эталонных, а также механизмов влияния этих групп на принятие норм, установок и мнений членами этих групп.

Далее Р. Мертоном было продолжено изучение референтных групп, и он вводит такое понятие как аномия. Аномия – это полное отсутствие какого-либо регулирующего воздействия норм на поведение. Хотя в настоящее время большинство социальных психологов считают доказанным, что участие в организованной группе является наиболее существенным фактором изменения индивидуальных установок, мнений, отношений, ценностей, демонстрируемого поведения за счет принятия нормативных стандартов одной группы.

В конце 30-тых годов особенно выделяются работы М. Шерифа и К. Шерифа. Они пытались ввести понятие социальной групповой нормы, с помощью которой наряду с категориями «статуса» и «роли» определяется группа: «Группа является социальной единицей, состоящей из ряда индивидов, которые находятся друг с другом в ролевых и статусных отношениях, стабилизированных в определенной степени в данное время, и которые используют набор ценностей или норм регулирования их собственного поведения, по крайней мере, существенного для группы». Таким образом, в качестве группы всегда выступает организованная группа, в которой чётко соотнесены статус, роли и нормы.

Однако в ряду этих понятий организационной и функциональной структуры группы определение, вводимое М. Шериф и К. Шериф для социальной групповой нормы, представляется неспецифичным: «Социальная норма – это оценочная шкала, например, масштаб, критерий, линейка, определяющая приемлемую свободу и объективно допускаемую свободу поведения, деятельности, убеждений и верований или любого другого свойства и проявления членов социального объединения».

Бобнева М.И. считает, что в этом определении не отражен именно нормативный предписывающий и властный характер групповых норм как норм социальных, обеспечивающих их директивность, заданность и заданность ими определенных отношений, взаимодействий и взаимозависимостей между членами группы, внутри группы и их взаимоотношений и взаимодействий вне группы как представителей данной группы.

Также изучением влияния групповых норм на перцептивные и поведенческие реакции человека занимались С. Аша и К. Крибфильд. Именно С. Аш установил, что влияние группы на индивида проявляется в его стремлении согласовывать свои показания с принятыми в группе нормами и избегать заключений, которые могут рассматриваться как его отход от норм этой группы.

Характеристика норм подчёркивается и в работе Д. Мак-Дэвида и Х. Харари. Они отмечают, что групповые нормы являются не просто жёсткими ограничениями и предписаниями чёткого образа действий, но выделяют ряд принятых, допустимых вариаций поведения. Нормы, определяя ожидаемый группой или обществом вид поведения и степень ожидаемой конформности к нормам, в некоторых случаях могут жёстко ограничивать этот ряд возможных отклонений, в других же они более гибки и допускают большие вариации и отклонения.

В теоретических работах по групповой динамике К. Картрайта и Зандера отмечается роль групповых норм в формировании униформности внутри группы. Как регулятивные механизмы многие виды норм обеспечивают униформность функционирования членов группы. Однако Д. Мак-Дэвид и Х. Харари подчёркивают, что нормы регулируют также и различия внутри группы.

С началом 60-х годов практически все исследования по групповой динамике и групповому взаимодействию включают анализ действия групповых норм. В качестве специальных направлений оформляются исследования групповых норм ответственности, взаимности, норм, регулирующих поведение помощи и альтруизма, моральных и нравственных норм. Специальные исследования были посвящены нормам договора и кооперативной деятельности в диадах и триадах, соотношению норм и установок членов группы, поведению в условиях аномии, соотношению норм и ролевых ожиданий, механизмам отклоняющегося поведения, действию референтных – эталонных групп и групп, возникающих в ходе групповых дискуссий. Огромное число исследований содержит материал об использовании групповых норм в процессах группового давления, и группового конформизма. В явлениях независимости и протеста по отношению к групповым нормам.

Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т.д., проведенный рядом авторов, позволяет дать следующую общую характеристику функционирования норм в малой группе. Во-первых, нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в неё более крупной социальной общностью (например, организацией). Во-вторых, группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы. В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения. В-четвертых, нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми её членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе. В-пятых, нормы различаются также по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующему её диапазону применяемых санкций.

Применительно к целям моей работы я буду рассматривать особенности нормативной регуляции на уровне организации и малой группы. Нормы организационного уровня, единые для целого ряда коллективов, входящих в организацию, называются официальными. К ним относятся как формализованные нормы и правила, зафиксированные в соответствующих документах, или устных распоряжениях руководителя, так и неформализованные, но воспринимаемые как официальные всеми членами коллектива. Групповые нормы, складывающиеся в процессе взаимодействия членов малых групп и отражённые в их сознании, обычно обозначаются как неофициальные. Эти нормы функционируют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни производственного коллектива.

Официальные нормы требуют от членов организации добросовестного отношения к выполняемой работе, использования рабочего времени по его прямому назначению. В то же время официальные нормы в организации могут допускать использование части рабочего времени на проведение собраний, некоторых спортивных мероприятий и т.д.

Неофициальные нормы могут отличаться от официальных. Во-первых, они непосредственно связаны с групповыми и личностными ценностями, которые не обязательно совпадают с целями и ценностями коллектива в целом; во-вторых, они в гораздо большей степени подвержены влиянию ситуации, более гибко реагируют на нее. Важное отличие неофициальных норм в том, что они меньше выполняют функции запрещения. Диапазон допустимого поведения оказывается более широким, чем позволяют официальные нормы. Неофициальная система санкций оперативна и в ряде случаев действенная, чем официальная.

Нормы можно разделить на две категории:

а) нормы, которые изначально задает руководитель группы;

б) нормы, выработанные группой.

Для того чтобы выполнялись нормы, предложенные руководителем, ему зачастую требуется прилагать для их соблюдения особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться этим нормам.

В группах могут возникать такие нормы, как защита неудачливого члена; защита молодого члена; подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы; стремление любой ценой обходиться без помощи других и другие. В организации групповые нормы могут, классифицированы следующим образом:

1) гордость за организацию;

2) достижение целей;

3) прибыльность;

4) коллективный труд;

5) планирование;

6) контроль;

7) профессиональная подготовка кадров;

8) нововведения;

9) отношения с заказчиком;

10) защита честности.

Также необходимо отметить, что наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального окружения. Одним из важнейших признаков развития системы групповых норм является высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, о котором говорилось выше, особенно в нравственной и деловой сферах ее жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в коллективе является не комформная реакция индивидов на групповое давление, а подлинное коллективистское самоопределение каждой личности.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Обоснование базы и методов исследования

Проблема межличностных отношений в коллективе вызывает огромный интерес к их изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К ним относятся и вопросы, связанные с определенной спецификой межличностных отношений в коллективе на разных этапах развития организации. Поэтому моё исследование направлено на изучение этих особенностей.

Для достижения цели моего экспериментального исследования я определила следующие задачи:

1. Обосновать базу исследования и методический инструментарий;

2. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе;

3. Выявить и описать особенности межличностных отношений в коллективе.

Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методик, используемых в моем исследовании для изучения межличностных отношений:

1) Методика социометрического измерения – основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить структурный аспект коллектива. Например, структуры лидерства, популярности, отверженности. Социометрический метод позволяет выразить отношения в коллективе в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии коллектива. Поэтому этот метод нашел применение в нашем исследовании.

2) Следующая методика, которую я использовала в целях изучения межличностных отношений в коллективе – это «Оценка психологической атмосферы в коллективе», автором которой является Ф. Фидлер. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях моего исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, то есть боятся осложнений в коллективе. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

2.2. Описание результатов исследования

Проведено социометрическое исследование, цель которого – исследование морально-психологического климата в трудовом коллективе. Участники – рабочие конфетного цеха. Под буквой «А» написаны фамилии членов коллектива к кому бы обратились за советом в трудной жизненной ситуации; под буквой «Б» фамилии, с кем бы из членов коллектива не хотелось бы ни о чем советоваться (Приложение 1). Критерии выбора:

1. Эмоциональный;

2. Ограниченный;

3. Совмещенный.

На основе построенной социоматрицы подсчитан индекс сплоченности группы, который равен 40%. Сравнивая с нижней границей данного индекса, равной 25%, видно, что взаимоотношения в данном коллективе не достаточно развиты.

Данный коллектив состоит из 10 человек. Из них все женщины. Члены этого коллектива работают на ЗАО «Кондитерская фабрика» в конфетном цехе. Стаж работы в данном коллективе начинается с одного года до 10 лет и выше. Каждый из них занимает определенную должность.

Баранова – карамельщик 3 разряда;

Веселевич – укладчик-упаковщик 2 разряда;

Вострякова – укладчик-упаковщик 2 разряда;

Давыдова – укладчик-упаковщик 2 разряда;

Кунина – укладчик-упаковщик 1 разряда;

Летовальцева – укладчик-упаковщик 2 разряда;

Сеченикова – дражировщик 3 разряда;

Спешкова – глазировщик 3 разряда;

Федорова – кондитер 3 разряда;

Юлина – глазировщик 3 разряда.

Как видно из социоматрицы, каждый член данного коллектива занимает определенное место и определенную роль (Приложение 2).

«Лидер» - член коллектива, имеющий наивысший статус. В данном коллективе им является: Баранова.

«Популярные» - члены группы, чей статус выше среднего. К ним относятся: Сеченикова, Спешкова.

«Непопулярные» - члены группы, чей статус ниже среднего. К ним относятся: Веселевич, Вострякова, Кунина, Летовальцева, Федорова, Юлина.

«Аутсайдер» - член группы, который имеет только отвержения. К нему относится: Давыдова.

В данном коллективе отсутствуют «изолированные». Это свидетельствует о том, что новые люди достаточно легко вливаются в коллектив, члены данного коллектива отзывчивые люди и стараются не оставить никого без внимания.

Наилучшим способом выявления группировок в коллективе является социометрическое исследование. Благодаря его проведению можно выявить те или иные группировки, узнать их состав и выявить влияние этих группировок на деятельность, как коллектива, так и предприятия в целом.

На основании проведенного социометрического исследования, на предприятии ЗАО «Кондитерская фабрика» в конфетном цехе, в частности по социограмме (Приложение 3-5), мы видим какие группировки существуют в данном коллективе, кто входит в данные группировки, кто являются лидерами в данных группировках.

Первую группировку составляют: Баранова, Сеченикова, Спешкова, Юлина. Из них Баранова является лидером трудового коллектива, Сеченикова и Спешкова – «популярными». Данная группировка по типу напоминает «конверт». Члены этой группы вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируясь на поведенческие реакции друг друга. Вопросы разрешаются коллегиально. Демократический стиль управления. (Приложение 6).

Вторую группировку составляют: Баранова, Веселевич, Кунина, Летовальцева, Сеченикова, Спешкова, Федорова, Юлина. Из них Баранова является лидером трудового коллектива, Сеченикова и Спешкова – «популярные», Веселевич, Кунина, Летовальцева, Федорова и Юлина – «непопулярные». По типу данная группировка относится к децентрализованной. Лидера в данном коллективе нет. Информация поступает от руководителя одному из работников, далее информация передается от одного к другому. Отношения в группе носят демократический характер, взаимоподдержки и взаимовыручки. Коммуникация распределяется равномерно, секретной информации нет, но информация искажается или передается неполностью. Нет взаимосвязи между членами, которые не являются непосредственными соседями между собой. (Приложение 7).

Основными проблемами данного трудового коллектива являются:

1. Взаимоотношения между членами группы;

2. Недостоверность полученной информации;

3. Неэффективная система стимулирования.

1) По возможности Давыдову перевести в другой цех, т.к. она может стать отрицательным лидером группы, что негативно скажется на производственном процессе, ухудшить взаимоотношения между другими членами коллектива.

2) Каждому члену группировки ставить конкретную задачу с четким изложением того, что от него требуется и в какие сроки. Постоянно держать на контроле выполнение этих задач.

3) Чаще применять коллективные методы разрешения производственных проблем.

4) Развивать систему коммуникации в группе.

5) Создать атмосферу открытости и свободы общения.

6) Стимулировать, поощрять и развивать инициативу.

7) Проводить совместные мероприятия.

8) Пересмотреть и улучшить систему морального и материального стимулирования.

Оценка психологической атмосферы проходила по инструкции. Испытуемым был представлен опросный бланк (таблица 2).

Таблица 2

Опросный бланк

Цель – определение психологической атмосферы в группе. Участники – сотрудники АУП ЗАО «Кондитерская фабрика».

Приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых испытуемым предлагалось описать психологическую атмосферу в коллективе, с задачей обратить внимание на то, что чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поставят знак «Х», тем более выражен этот признак в их коллективе. Для начала я определила, как оценивает психологическую атмосферу в своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально (Приложение 8). Далее определила среднее арифметическое значение, которое позволило выявить различие индивидуальных показателей с групповым, а также дать более полную характеристику психологического климата в коллективе (Приложение 9).

Определив средние показатели, мы видим, что в коллективе ярко выражены такие черты, как:

1. Увлеченность;

2. Удовлетворенность;

3. Взаимная поддержка;

4. Успешность;

5. Дружелюбие.

Менее выражены такие черты, как:

1. Согласие;

2. Теплота.

Остальные черты имеют среднее значение.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что коллектив находится на стадии развития – «экспериментирование». Для данного этапа развития характерны такие черты, как:

1) Возрастание потенциала коллектива, но он часто работает рывками;

2) Возникновение желания и интереса работать лучше другими методами и средствами;

3) Наибольшую актуальность приобретают проблемы эффективного использования способностей и ресурсов группы;

4) Появление желания экспериментировать в целях повышения эффективности работы в группе.

Эффективный руководитель помогает членам коллектива в прохождении всех стадий развития, ведущих к зрелости. Руководитель коллектива должен уметь предсказать наступление очередного этапа развития и вести всю группу к новым достижениям.

Руководитель предприятия должен знать индивидуальные способности каждого его члена и создавать возможности роста и развития сильных сторон. Умение формировать коллектив особенно важно в целях объединения большого числа людей и их эффективной работы на достижение общей цели в обстановке сотрудничества на благо предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, по окончании исследования можно сделать вывод, что были выполнены поставленные в работе задачи, как то:

1. дана характеристика межличностных отношений в коллективе;

2. рассмотрено понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе;

3. обоснован выбор диагностических средств;

4. проведено экспериментальное исследование, обработаны данные и проанализированы результаты.

Малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не мене чем из двух человек, вступающих непосредственные межличностные контакты, имеющие общественную цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

Говоря о соотношении понятий «малая группа» и «коллектив», можно отметить следующее, а именно, что коллектив есть состояние малой группы, достигшей высокого, а, по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик. В Отечественной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Межличностные отношения различают по характеру и форме взаимодействия, а также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

На основании рассмотренного понятия о нормах, их многообразии и функционировании в малых группах, можно сказать, что нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и не желательно, что правильно и не правильно, а также подтвердить, что групповая норма, как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, является регулятором развертывающихся в ней отношений.

Таким образом, нормы рождаются из межличностных отношений и, облегчая их, выступают посредником, а, следовательно, и облегчают управление коллективом.

Однако, групповые нормы не статичны по своей природе. Они могут изменяться под влиянием, одним из которых является групповая динамика. Этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Применительно к моему исследованию групповая динамика объективно вызывается развитием организации, которое, соответственно, опосредованно будет влиять на групповые нормы и межличностные отношения в коллективе в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровина И.В., «Практическая психология образования», М., 2000г.

2. Журавлева А.Л., «Социальная психология», М., 2002г.

3. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия», М., 2000г.

4. Кишкель Е.Н., «Социология и психология управления», 2005г.

5. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М., 2001г.

6. Обозов Н.Н., «Психология межличностных отношений», 1990г.

7. Петровский А. В., Ярышевский М. Г. «Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений», второе изд., М., 2001г.

Под продвижением товаров на рынок понимают применение различных методов, с помощью которых продавец может убедить покупателя купить данную продукцию. Приемами продвижения товаров являются:

  • информирование потребителей о товаре (где можно купить товар, какова его цена и другая информация о характеристиках товара);
  • убеждение в достоинствах товара, мотивация к покупке данной продукции;
  • напоминание о товаре, необходимое для стимулирования дополнительного спроса.

Выделяют следующие средства продвижения продукции на рынок:

  1. Личная (персональная) продажа.Она представляет собой регулярные контакты продавца с потребителем. Продавец, при обслуживании клиента, должен сообщить ему всю необходимую информацию о товаре, о том, как им правильно пользоваться.
  2. Реклама. Она представляет собой платные сообщения о продукции, которые распространяются через средства массовой информации. Рекламные объявления направлены на призыв к покупке того или иного товара. Рекламное объявление состоит из двух основных частей: текстовая часть, и художественная, графическая часть рекламы. Реклама должна сообщать нужную информацию, передаваться достаточное число раз, способствовать сбыту продукции, приносить доход, покрывающий затраты на ее создание.
  3. Общественные связи. Успеху большинства фирм способствуют благоприятные отношения с общественностью. То есть необходимо поддерживать хорошие отношения с местным населением, спонсорами, государственными учреждениями, средствами массовой информации. Большинство потребителей предпочитают фирмы с хорошей репутацией, сумевших создать себе благоприятный образ уважаемой фирмы.
  4. Стимулирование сбыта. Это средство повышает эффективность рекламы и персональной (личной) продажи. Стимулирование сбыта включает следующие виды деятельности:
    • поощрение продавцов за хорошую работу;
    • применение специальных скидок к цене при плохой реализации товаров;
    • распространение бесплатных образцов новых товаров;
    • бесплатное приложение небольшого сувенира к товару;
    • организация выставок;
    • выпуск купонов, которые дают возможность приобрести товар со скидкой;
    • проведение конкурсов и лотерей.
  5. Сервис. Удовлетворение запросов покупателей, качественное обслуживание клиентов может гарантировать новые заказы в будущем. Сервис создает доверие к фирме. Примером может служить установление гарантийного срока товара, возможность возврата или обмена товара, устранение неисправности.
  6. Создание положительного общественного мнения. Этот метод представляет собой бесплатное сообщение о фирме или ее продукции с помощью средств массовой информации. Например, выступление представителя фирмы по телевидению или радио, пресс-конференция.

Реклама

Производитель в условиях рыночной экономики с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта старается добиться преимущества над конкурентами. Успех бизнеса определяется не только размером начального капитала, но и качеством деловых коммуникаций. Виды деловых коммуникаций весьма различны. Сюда входят: конференции, выставки, семинары, презентации, пресс-конференции, интервью, круглые столы, деловые обеды, переговоры. Но самым основным видом коммуникаций является реклама.

Цель рекламы - увеличить рыночную долю производителя товара и усилить лояльность потребителей по отношению к продукту. Это означает, что фирма надеется передвинуть кривую спроса направо и одновременно уменьшить ее ценовую эластичность.

Рекламой считается любое обращение производителя продавца или их представителей к потенциальному потребителю-покупателю. В середине 90-х годов в США объем рекламного рынка оценивался в 250 миллиардов долларов в год (за последние 10 лет он утроился); во Франции в 30; миллиардов долларов (утроение произошло за 7 лет); в России в 1 миллиард долларов, но утроение произошло за два года. Оборот российского рынка рекламы в 1996 году увеличился на 10% по сравнению с 1995 годом и составил 1,1 - 1,5 миллиардов долларов. При этом оборот на телевидении достиг 344 миллионов долларов, на прессу пришлось около 700 миллионов долларов, на наружную рекламу около 80 миллионов долларов ("Рекламное дело" Уткин Э.А.). В 2000-х и 2010-х данные значения увеличились многократно.

Существуют различные виды рекламных обращений: информационное, напоминающее, имиджевое. Также можно выделить социальную рекламу, обращающуюся к общечеловеческим ценностям (сохранению окружающей среды, здоровью и т.д.). Информационная реклама доводит до сведения потребителя информацию о производителе, товаре и его качествах, способах приобретения товара или получения дополнительной информации. Конечной целью информационной рекламы является создание или увеличение сбыта продукции.

  • ежедневные газеты, которые, в свою очередь, можно подразделить на деловые, развлекательные, центральные и местные; еженедельные издания также делятся на деловые, общественно-политические и тематические;
  • иллюстрированные ежемесячные издания преимущественно научно-популярного или развлекательного характера;
  • технические и профессиональные издания;
  • рекламные и информационные издания могут быть бесплатными, иметь символическую или вполне реальную цену.

Основными факторами, влияющими на выбор издания, являются тираж и объем реализации, аудитория, имидж издания и его жизненный цикл (у ежедневных газет - два дня, у еженедельных изданий- 10 дней, у ежемесячных- около 50 дней), коэффициент обращения (среднее число читателей одного экземпляра).

Важное место занимает реклама на телевидении. Недостатками рекламы на телевидении является то, что информация запоминается плохо, а обилие рекламных блоков раздражает потребителей, и это снижает эффективность телерекламы. Существенно отстает от телевидения радио.

В последние 10-15 лет бурно развивается реклама в интернете. Даже традиционный бизнес вроде ритуальных агентств стал активно продвигаться в агрегаторах услуг. Например, многие ритуальные агентства используют каталог ритуальных агентств , некоторые заказывают и другие виды интернет-рекламы. Сейчас в интернете можно найти практически любые коммерческие предложения, а по охвату аудитории крупнейшие интернет-сайты сопоставимы с целевизионными каналами.

Большую роль играет наружная реклама: плакаты, стенды, щиты, табло, а также direct-mail (прямая рассылка рекламных материалов).

Промежуточное положение между рекламой в средствах массовой информации и стимулированием сбыта занимает реклама на месте продажи (РМП), на долю которой приходится в среднем 5% маркетингового бюджета фирмы. Она охватывает: информационную деятельность самого магазина (афиши, плакаты, панно, видеокассеты, радиообъявления), приемы, используемые производителем (стеллажи, стенды, видеосистемы, тележки, запахи), совместные мероприятия производителей и продавцов (униформа персонала, экспозиция, контейнеры, пакеты и прочие упаковочные материалы).

При формировании рекламного бюджета в него включаются расходы на создание рекламных материалов и их размещение в средствах массовой информации, а также сопряженные с этим административные расходы (заработная плата сотрудников рекламного отдела или гонорар консультантов). В соответствии с другим подходом формируется единый маркетинговый бюджет, в составе которого выделяются расходы на исследования (в среднем около 15% общих расходов), на стимулирование сбыта (в среднем около 50%), на рекламу (около 30%) и связи с общественностью (около 5%).

1 - расходы на исследования;
2 - расходы на стимулирование сбыта;
3 - расходы на рекламу;
4 - расходы на связи с общественностью.

Канал распределения (сбыта ) - совокупность способов продвижения товара от производителя до потребителя.Виды каналов распределения товаров:
  1. Производитель -> потребитель. Этот канал представляет собой прямую, непосредственную продажу товара производителем конечному потребителю. Например, частная пекарня продает свой хлеб в собственном магазине.
  2. Производитель -> розничный торговец -> потребитель. В этом случае производители сначала продают свой товар розничным торговцам, которые затем перепродают товар конечному потребителю. Чаще всего такой канал используется для продажи одежды.
  3. Производитель-> оптовик -> розничный торговец -> потребитель. Такой канал распределения подходит для продажи бытовой техники.
  4. Производитель -> торговый агент (брокер) -> оптовик -> розничный торговец -> потребитель. Этот канал распределения используется в тех отраслях, в которых продажа товаров осуществляется специалистами.
Выбор канала распределения зависит от следующих факторов: количества мест продажи товаров, издержек распределения, степени контроля за движением товара по каналам. Каналы распределения товаров:

Транспорт

Распределение товаров включает следующие издержки: расходы на транспортировку, расходы на хранение, административные расходы, прочие расходы распределения.

Затраты на транспортировку продукции составляют значительную часть от общих затрат распределения. При выборе вида транспорта фирма руководствуется следующей задачей - добиться наиболее эффективного способа распределения в целом при минимальных издержках. Транспортировка может оказывать значительное влияние на объем продаж товаров. Чем быстрее фирма доставит свои товары, тем большее преимущество она получит перед конкурентами.

Выделяют следующие виды транспорта:

  1. Грузовой, автомобильный. Этот вид используется наиболее часто. Достоинство этого вида транспортировки заключается в возможности перевозить груз по автомагистралям в любое время, в возможности доставлять груз "от двери до двери". Недостатком является неэффективность перевозки тяжелых и громоздких сырьевых товаров, таких, как металл или уголь.
  2. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта характеризуется возможностью перевозить более тяжелые и разнообразные грузы. Но недостатком является то, что по железнодорожным путям невозможно доставить товары точно к потребителю.
  3. Водный транспорт. Это самый дешевый вид транспорта. Этим видом, в основном, доставляются такие товары как нефть, уголь, руда, хлопок и лес. Недостатком является то, что корабли ходят медленно и рейсы не часты. Также это может сопровождаться лишними расходами, связанными с доставкой товаров до порта, с порчей товаров.
  4. Воздушный транспорт. Это самый быстрый вид транспорта. Недостатком является ограничения на размеры и массу груза. Также аэропорты расположены в определенных местах, авиарейсы зависят от погодных условий.
  5. Трубопроводы. Этот вид транспортировки используется для доставки бензина, природного газа, угольной или древесной крошки в жидкой среде. Но эта транспортировка осуществляется очень медленно.

Транспорт может оказывать огромное негативное влияние на окружающую среду: шум самолетов и автомобилей, выброс газов, истребление лесов для строительства дорог, загрязнение океанов и морей в результате повреждений танкеров, перевозящих нефть и т.п.