-*новый или неперечисленный*-

НАЛОГИ ГЕРМАНИИ


                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                         БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
                          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


                                                            Кафедра финансов



                                   РЕФЕРАТ

                         на тему: "НАЛОГИ ГЕРМАНИИ".



|Студент ФЭФ, 4 курс, ФФ - 4           |Д. В. Славников                       |
|Руководитель                          |И. П. Заева                           |



                                 МИНСК 2000

                                                             НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

      Налоговое законодательство  в  Беларуси  только  формируется.  Пытаясь
сформировать собственный проект Налогового кодекса, можно обратить  внимание
на позитивный опыт  зарубежных  стран.  Возможно,  он  будет  способствовать
совершенствованию нашей налоговой системы.

                                                            Взгляд в историю

      При образовании в  1871  году  Германской  империи  установление  всех
основных прямых налогов являлось  прерогативой  входящих  в  нее  государств
(нынешних  земель).  Империи  же  было  передано  право  устанавливать  лишь
таможенные пошлины и общеимперские налоги на  предметы  потребления:  табак,
пиво, водку, сахар, соль.

      Закрепление права сбора таможенных пошлин и  акцизов  положило  начало
созданию общего экономического пространства.  Но  для  финансирования  общих
расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств  явились  доходы
от почтового  и  телеграфного  ведомств  и  мартикулярные  взносы  отдельных
земель,  имевшие  характер  подушного  налога.  Для  покрытия   чрезвычайных
потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

                                                     Цели налоговой политики

      Их достаточно четко определил  в  свое  время  канцлер  Германии  Отто
Бисмарк  при  обсуждении   вопроса   о   введении   таможенных   пошлин   на
сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2  мая  1879  г.  он
высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно  чересчур
много требует от  прямых  налогов  и  слишком  мало  —  от  косвенных,  и  я
добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них  заменить
косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии  с  помощью  различных
надбавок для провинции, округа, общины достигло,  по  моему  мнению,  такого
уровня, который не может более быть терпим”.

      Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в
серьезную  зависимость  от  них.  Именно  это  и  определило  пути  развития
налоговой системы Германии.

      В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на  ценные
бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г.— налог с наследства,  в  1913  —
налог на имущество и одновременно налог на  прирост  имущества.  С  1916  г.
Германия  уже  активно  использовала  возможности  прямого  налогообложения;
развивалось и косвенное обложение,  ибо  пошлин  и  акцизов  не  хватало  на
покрытие расходов, связанных с военным поражением и выплатой контрибуции.  В
июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота по ставке 0,5 процента,  который
просуществовал  до  перехода  к  налогообложению  добавленной,   или   вновь
созданной стоимости, что произошло только в шестидесятые годы.

                                           Налоговая реформа и ее результаты

      В декабре 1919 года с утверждением имперских  правил  налогообложения,
разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая  налоговая
реформа Германии. Ее главное значение состоит в том,  что  был  ликвидирован
финансовый суверенитет земель.  Государство  получило  исключительное  право
взимания налогов и управления ими. Был  повышен  налог  с  оборота,  введено
налогообложение   предметов   роскоши,   дополнительный   налог   уплачивали
владельцы крупных состояний. Действовавшие  ранее  26  земельных  законов  о
подоходном   налоге   были   заменены   имперским   подоходным   налогом   с
дифференцированной  шкалой  и  максимальной   ставкой   налогообложения   60
процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое  время  в  пять
раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

                                                        После второй мировой

      Экономическое развитие  послевоенной  Германии  во  многом  связано  с
именем видного  экономиста  и  государственного  деятеля,  сначала  министра
хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

      Л.  Эрхард  выступал  поборником  свободных  рыночных  отношений,  что
требовало немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин,  земель,
а  это  несовместимо  с  жесткой  централизацией  финансовых   ресурсов.   В
послевоенной Германии было законодательно установлено,  что  государственные
задачи должны распределяться между федерацией  и  землями,  входящими  в  ее
состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие  при
выполнении ими своих функций: федерация и земли  самостоятельны  в  вопросах
своего бюджетного устройства.

      Наряду с федеральным государством и  землями  носителями  определенных
общественно-социальных  функций  выступают   общины,   обладающие   местными
бюджетами. Ключевые же  позиции  в  налоговом  законодательстве  принадлежат
федерации. В то же время для обеспечения финансирования  всех  трех  уровней
управления налоговая система Германии построена таким образом, что  наиболее
крупные источники формируют сразу два или три бюджета.

      Так,  подоходный  налог  с  физических  лиц  распределяется  следующим
образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный  бюджет,  42,5
процента — в бюджет  соответствующей  земли  и  15  процентов  —  в  местный
бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50  на  50  процентов  между
федеральным   и   земельными   бюджетами.   Налог   на   предпринимательскую
деятельность взимается местными органами управления, но им  остается  только
половина сумм, а вторая половина перечисляется  в  федеральный  и  земельный
бюджеты.  Налог  на  добавленную  стоимость  также  распределяется  по  трем
бюджетам:  соотношения  распределения  этого  налога   могут   быть   самыми
различными и меняться с течением времени, поскольку он  служит  регулирующим
источником дохода.

      Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где применяется
не  только  вертикальное,  но   и   горизонтальное   выравнивание   доходов:
высокодоходные земли,  как  например  Бавария,  Вюртемберг,  Северный  Рейн-
Вестфалия,  перечисляют  часть  своих  финансовых  ресурсов  менее  развитым
землям — таким, как Саксония,  Шлезвиг-Голштейн.  Следует  подчеркнуть,  что
такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

      Л.  Эрхард  признавал  весьма  справедливыми   пожелания   граждан   и
хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом,  подчеркивал  он,
важны средства  достижения  этой  цели:  “если  удастся  добиться  требуемой
стабилизации расходов и развитие  производительности  будет  расти  теми  же
темпами,  легко  себе  представить  и  вычислить,  какое  снижение   налогов
окажется  возможным.  Только  таким  путем  можно  добиться   настоящего   и
реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы”.

                                          Важнейшие принципы налогообложения

      Со  времен  Л.  Эрхарда  в  Германии  укоренились  важнейшие  принципы
построения системы налогообложения:

      — налоги по возможности минимальны;
      — минимальны или,  точнее,  минимально  необходимы  и  затраты  на  их
         взимание;
      — налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
      — налоги соответствуют структурной политике;
      — налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
      — система должна строиться на уважении к  частной  жизни  человека;  в
         связи с  налогообложением  человек  должен  по  минимуму  открывать
         государству свою частную жизнь; налоговый работник не  имеет  права
         никому дать какие-либо  сведения  о  налогоплательщике;  сохранение
         коммерческой тайны гарантировано;
      — налоговая система исключает двойное обложение;
      —  величина  налогов  соответствует  размеру  государственных   услуг,
         включая защиту человека и все,  что  гражданин  может  получить  от
         государства.

                                                    Основные налоги Германии

      Основные виды сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог  с
физических  лиц,  налог  на  корпорации,  налог  на  добавленную  стоимость,
промысловый  налог,  налог  на  имущество,  поземельный   налог,   налог   с
наследства  и  дарения,  автомобильный  налог,  акцизы   на   кофе,   сахар,
минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины.

      Из  налогов  на  юридических  лиц  наиболее  высокие  доходы  приносит
государству НДС; его удельный  вес  в  доходах  бюджета  равен  примерно  28
процентам — это второе место после подоходного налога. Общая  ставка  налога
в настоящее время составляет 15  процентов,  но  основные  продовольственные
товары,  а  также  книжно-журнальная  продукция  облагаются  по  уменьшенной
ставке — 7 процентов.

      Налог на доходы корпораций взимается по  ставке  45  процентов:  здесь
широко  используется  ускоренная  амортизация;   проценты   по   ссудам   не
облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом  налога;
льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в  среднем  составляет
42 процента.

      Промысловым  налогом  —  это  один  из  основных  местных  налогов   —
облагаются  предприятия,   товарищества,   физические   лица,   занимающиеся
промысловой, торговой и другими видами деятельности.  Базой  для  исчисления
налога служат прибыль от занятия промыслом  и  капитал  компании,  налоговая
ставка определяется муниципальными органами.

      Нужно подчеркнуть, что местные налоги  носят  не  столько  фискальный,
сколько регулирующий деловую активность в регионах характер.


                                                 Особо — о налогах с граждан

      Подоходный налог в Германии прогрессивен, его минимальная ставка —  19
процентов, максимальная — 53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц  для
одиноких граждан и 3072 марки для семейных пар. Далее идут льготы на  детей,
возрастные  льготы,  льготы  по   чрезвычайным   обстоятельствам   (болезнь,
несчастный  случай).  Например,  для  лиц  в  возрасте  64  лет   и   старше
необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у лиц,  имеющих  земельный
участок, не облагается подоходным налогом 4750  марок.  Максимальная  ставка
налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или  240
тыс. марок для семейной пары.

      Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека,  а
именно: от наемного труда,  самостоятельной  работы  (свободные  профессии),
промысловой  или  сельскохозяйственной  деятельности,  от  капитала,   сдачи
имущества в аренду  и  в  наем,  все  прочие  поступления.  Для  определения
облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При  этом  учитываются
и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы  на
медицинское страхование и страхование жизни,  церковный  налог,  затраты  на
профессиональное образование и т. д.

      Ставка налога на наследство и дарение зависит  от  степени  родства  и
стоимости имущества. Не облагаемые налогом суммы также различны  для  разных
категорий: для супругов она составляет  250  тыс.  марок,  для  детей  —  90
тысяч, внуков — 50 тысяч, братьев и сестер — 10 тысяч марок.



                                              Дополнительные функции налогов

      Подчас  установление  новых  налогов  в  Германии   преследует   чисто
регулирующие цели. Классическим  примером  может  служить  введенный  еще  в
начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его  тогда
породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту  и  прекратить
расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного  налога  едва-
едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена  и
экономическая цель достигнута.  Налог  сохраняется  нынче  как  историческая
реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.

      А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже  не
экономической, а социальной  задачи.  После  резкого  увеличения  акциза  на
табак  некурящих  стало  значительно   больше,   чем   в   ходе   длительной
пропагандистской кампании о вреде курения.

      Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность
страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был  резко
снижен налог на автомобили, оснащенные ими,  понижен  акцизный  сбор  на  те
виды  бензина,  которые  используются  в  машинах  с   катализаторами.   Так
“компенсировались” дополнительные расходы на внедрение катализаторов.


      Опыт  эволюции  налоговой   системы   Германии   может   быть   весьма
поучительным и для Республики Беларусь.
                                                     Используемая литература

     1. Князев В. Г. Налоги в странах - членах ЕЭС. // Финансы №5 1993.
     2. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник.  -
        М., 1995.
     3. Налоговые системы зарубежных стран. - М., 1995.
     4. Хаузер Х. Г. Система финансового выравнивания  между  федерацией  и
        землями в Германии. // Финансы №5 1995.
     5. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. - М., 1997



                     Автор: Славников Дмитрий Васильевич

                             slavnikov_d@mail.ru



смотреть на рефераты похожие на "НАЛОГИ ГЕРМАНИИ "