Юриспруденция

Референдум в системе демократии

                  РЕФЕРЕНДУМ.

  Референдум и свободные выборы определяются  как  высшее  непосредственное
выражение  власти  народа.  Тем  самым  устанавливается   высший   авторитет
решений, принятых на референдуме и результатов свободных выборов.  В  то  же
время для эффективного  осуществления  народовластия  необходимо  достижения
оптимального баланса различных его  форм.  Так,  в  соответствии  с  мировым
опытом  по  определенным  вопросам  (налоги,  бюджет,   регулирование   прав
человека и  т.п.)  считается  нецелесообразным  проводить  референдумы,  они
решаются  представительными  органами  государственной  власти.   Однако   в
определенных  ситуациях   только   проведение   референдума   может   решить
политически значимые в том числе и конституционные проблемы.
  Действие нормы о референдуме как высшим выражении  власти  народа  нельзя
рассматривать отдельно от  содержания  норм  других  статей  Конституции.  В
частности  ч.2  ст.  66  определяет,  что  устав   края,   области,   города
федерального значения, автономной области,  автономного  округа  принимается
законодательным   (представительным)    органом    государственной    власти
соответствующего субъекта Российской Федерации. Это  прямое  конституционное
предписание. Отсылка к ч.3  ст.3  Конституции  для  использования  процедуры
принятия устава на референдуме явилась бы некорректной,  так  как  в  данном
случае  сама  Конституция  предписывает  принятие  устава   представительным
органом, а не вынесение его на референдум.
  Конституция   отнесла   к   компетенции   Президента   право   назначения
всероссийского референдума.  По  прежней  Конституции  это  полномочие  было
закреплено за  Съездом  народных  депутатов,  то  есть  за  представительным
органом.
  Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными
сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за  столь
политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум  не  в
инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.
  Однако это не означает, что Президент становится единственным  субъектом,
обладающим этим правом.
  В соответствии  со  ст.84  Конституции,  Президент  Российской  Федерации
назначает референдум в соответствии с федеральным  конституционным  законом.
Последний предусматривает условия обязательного  назначения  референдума  по
требованию указанных в нем органов, определенного  количества  депутатов,  а
также  избирателей.  В  этом  законе  должно  найти  развитие  положение   о
референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа,  что  может
и явиться основанием  для  установления  особой  юридической  силы,  решений
принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и  уровне
субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам  законодательства  о
референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого  в  соответствии  с
основами конституционного  строя  Российской  Федерации  и  конституционными
нормами,  регулирующими  право  граждан  участвовать  в  референдуме  (ст.32
Конституции). Непосредственное осуществление власти народа путём  проведения
сводных   выборов   -   исходный   принцип   организации   системы   органов
государственной власти и местного самоуправления.  Воля  народа,  выраженная
на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую  организацию
власти в Российской Федерации.
  Путём выборов формируются представительные органы государственной  власти
Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы  местного
самоуправления, в соответствии с федеральным  законом  избирается  Президент
Российской Федерации (ст.81  Конституции).  Уставами  и  законами  субъектов
Российской Федерации может быть предусмотрено избрание  глав  исполнительной
власти  субъектов   Федерации,   глав   местного   самоуправления   (местной
администрации).
  В отличии от  Конституции  1972  г.  новый  Основной  закон  не  содержит
специальной главы ( Избирательная система (. Принципы  избирательного  права
(всеобщее, равное  и  прямое  право  при  тайном  голосовании)  раскрывается
только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст.  81).  В
то же время есть все основания полагать, что эти принципы в  равной  степени
актуальны для всех выборов в Российской Федерации, это вытекает  из  ст.  15
Конституции,  согласно  которой  общепризнанные  принципы  и   нормы   права
являются составной частью правовой системы  Российской  Федерации.  Всеобщая
декларация прав человека (ст. 21) гласит: ( Воля народа должна быть  основой
власти  правительства  ;  эта  воля  должна  находить  в  себе  выражение  в
периодических и нефальсифицированных  выборах,  которые  должны  проводиться
при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или  же
по средствам других равнозначных форм,  обеспечивающих  свободу  голосования
(.
  Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах   (ст.   25)
провозглашает для каждого гражданина права ( голосовать и быть избранным  на
подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и  равного
избирательного права  при  тайном  голосовании  и  обеспечивающих  свободное
волеизъявление   избирателей   (.   Следовательно,    изложенные    принципы
избирательного  права   должны   быть   взяты   за   основу   при   создании
законодательных актов, посвященных выборам в органы  государственной  власти
и органы местного самоуправления.
  Референдум по Конституции таит в себе ряд опасностей. Наша правовая наука
считала, что процедура народного голосования ( создаёт  оптимальные  условия
для навязывания народу воли реакционных кругов(. Здесь есть  известная  доля
истины : в истории, в том числе недавней, были  случаи,  когда  определённая
группировка  захватывает  власть  силой,  а  затем  организует   легализацию
государственного переворота либо  же  подготовленным  подобием  выборов  или
референдума, на котором граждане  не  в  состоянии  оценить  проработанность
обширного  проекта.  Т.  Е.  Кронин,   помимо  того,  указывает   на   такие
традиционные   проблемы   непосредственной   демократии,   как   доступ    к
голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках,  проблема  явки
и  кворума,  проблема  осведомлённости  голосующих,   ослабление   за   счёт
референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и  защита  мнения
несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего  времени,
как-то : не подконтрольность финансовых расходов ;  оплата  за  подпись  при
сборе  подписей,  обман  при  расчётах  голосов  ;  вводящие  в  заблуждение
рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.
  В нормальных условиях референдум по Конституции России возможен как часть
легального процесса её пересмотра. Высказываясь однозначно  (  за  (  или  (
против (, гражданин определяет своё общее отношение к  политико-правовому  и
нравственному вектору данного документа.



             Организация референдума.

 Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным
избирательным правом,  включаются  в  списки  избирателей  (каждые  полгода,
закон требует проверять списки). Список избирателей составляется  участковой
избирательной  комиссией  отдельно  по  каждому  избирательному  участку  на
основании сведений, представляемых по  установленной  форме  главой  местной
администрации.    Уточнение    списков    зарегистрированных     избирателей
осуществляется главой местной администрации по состоянию на  1  января  и  1
июля   каждого   года.   Эти   сведения   направляются   в   соответствующие
избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
 Параллельно   составлению   списков   избирателей,    идёт    формирование
избирательных округов и участков.
 Допускаются отклонения от средней нормы представительства  избирателей  не
более чем на 10 %, в труднодоступных, отдалённых местах проживания  коренных
малочисленных народов до 30 %.
 На участке должно быть не более чем три тысячи избирателей. Участок должен
быть образован не позднее 45 дней до выборов.
 Создание избирательных комиссий, закон предусматривает пять видов комиссий
:
1. Центральная избирательная комиссия.
2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Окружные избирательные комиссии.
4. Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии.
5. Участковые избирательные комиссии.
  Определённое  требование  :   все  члены  комиссии  должны  иметь  высшее
юридическое образование или учётную степень в области права.
  В Центральной комиссии все члены должны высшее юридическое образование, а
в остальных, высшее юридическое образование должен иметь председатель.
  Пять членов Центральной комиссии  назначаются  Государственной  Думой  из
числа кандидатур предлагаемых  общественными  объединениями  ;  пять  членов
назначает  Совет  Федерации  из  числа  кандидатур   предлагаемых   органами
государственной  и  исполнительной  власти   и   пять   членов   назначаются
Президентом.
  На выборах 1993 года установлено, что  комиссия  должна  быть  создана  в
течении семидесяти дней Центральная, Окружная комиссия в течении  пятидесяти
дней и участковая комиссия сорок дней до выборов.
  Кандидат  (зарегистрированный)  в  кандидаты,  может   назначить   своего
представителя  в  избирательную  комиссию,  зарегистрировавшую   его   и   в
нижестоящие избирательные комиссии с правом совещательного голоса.
  Обжаловать нарушение избирательных прав граждан можно  через  вышестоящую
избирательную комиссия или суд.
  Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный
срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если  факты,  содержащийся  в
жалобах, требуют дополнительной проверки,  решения  по  ним  принимаются  не
позднее чем десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная  комиссия
вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
  В праве выдвигать (избиратель) кандидатов общественные объединения -  это
могут быть партии, профсоюзные объединения.
  Создаются избирательные фонды : это могут быть как собственные  средства,
средства партии, добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
  Предвыборная  агитация  начинается  со  дня  регистрации   кандидатов   и
прекращается за один день до дня выборов.
  В объективном смысле  избирательное  право  понимается  как  совокупность
государственно-правовых отношений, норм регулирующих порядок  организации  и
проведения выборов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов на  выборные
должности.
  Кандидат в Государственную Думу и субъекты Федерации может быть избран по
достижению 21 года. Глава Исполнительной  власти  субъекта  Федерации  с  30
лет.
  Президент России может быть избран : Гражданин России достигший  35  лет,
проживающий на территории России не менее 10 лет.
  Избирательная система - это закрепленные в Государственном  праве,  нормы
определяющие  порядок  определения  итогов  выборов,  от  которого   зависит
порядок организации, проведения всей избирательной компании.
  Разделяют два вида избирательных систем :
 1. Мажоритарная
 2. Пропорциональная
  Мажоритарная - это  система  определения  результатов  выборов  в  основу
которой положен принцип большинства.
  Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
  Мажоритарная избирательная система  относительного  большинства  (голосов
больше, чем у соперника).
  Пропорциональная  избирательная  система,  многомандатные   избирательные
округа и мандаты распределяются пропорционально между кандидатами.
  В законодательстве закрепили заградительный пункт: получат мандаты только
те партии, которые завоюют не менее 5 % голосов избирателей.
  Не имеют права избирать и быть избранными граждане  признанные  судом  не
дееспособными  или  граждане  находящиеся  в  местах  лишения   свободы   по
приговору суда.



Референдум 12.12.1993
Нормы народовластия : исключительное право народа на владение, пользование
и распоряжение национальным богатством России ; невозможность изменения
территории Российской Федерации без волеизъявления народа, выраженного
путём референдума.
Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, оформленное как
федеральный закон, мы выделяем его отдельной строкой в иерархии нормативных
актов, поскольку легитимность и юридическая сила данного решения выше,
нежели принятого лишь парламентом ; оно может потребовать смены целого
(законодательства) направления в законодательстве путём учреждения нового
крупного института, изменение объёма государственного суверенитета и т.п.
Законодательная власть ограничивается (президентом) референдумом.
Президент имеет право назначить референдум.
Ни у кого не должно возникать искушения заявить, что его удерживают в
составе России насильно. Сначала на местном референдуме должно положительно
проголосовать две трети (не меньше) избирателей, имеющих право голоса. Это
стремление должно быть закреплено в соответствующем федеральном законе и
найти своё отражение в Конституции. При отрицательных итогах референдума
повторное голосование может быть проведено не ранее, чем через 10 лет.
Заметим, что подобный механизм был бы чётче нежели формула Конституции
12.12.1993., по которой статус субъекта России ( может быть изменён по
взаимному согласию России и её субъекта(.
В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993года, большинство
проголосовавших избирателей 32.937.630 человек высказались за принятие
конституции. Это внушительная цифра.
Тем не менее итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, и в частности
из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о
референдуме 1990г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию
(а следовательно как считают многие, и для принятия Конституции) необходимо
было получить абсолютное большинство голосов избирателей, включённых в
списки для голосования.
Хотя эти споры уже в прошлом, справедливости ради отметим, что стойкое
снижение избирательной активности в последние годы делало нереальным
проведение конституционного референдума по жёсткой формуле прошлых лет.
Поэтому отсутствие ( всеобщего одобрения(, которое, вообще-то говоря,
свойственно только странам с тоталитарным режимом, можно расценивать как
нормальное, типичное для свободных выборов явление. Аналогичная картина
была в послевоенной Франции, да и в ряде других стран, когда разница в
общем числе голосов (за( и (против( колебалась на уровне 5-10 % общего
числа голосовавших.
Уроки последнего российского референдума говорят об одном - доверие народа
к власти достаточно хрупко, чтобы долго испытывать его терпение. Гораздо
предпочтительнее, хотя и более хлопотно, нормализовать экономику, укреплять
правопорядок и добиваться общественного согласия в мирном обустройстве
России.
Завершая тему референдума 12 декабря 1993 года отметим, что ни Федеральное
собрание, ни субъекты Федерации не опровергли правомерность результатов
проведения референдума, которым была одобрена Конституция Российской
Федерации. Так же, все ясно  понимают, что критикуя отдельные положения
Конституции, нельзя считать её не действующей. Отсюда следует вывод - мы
должны соблюдать и уважать нынешнюю Конституцию.
И лишь время покажет, что необходимо для совершенствования конституционного
строя, который призван разумно сбалансировать стоящие перед Россией
проблемы.





смотреть на рефераты похожие на "Референдум в системе демократии"