Культурология

Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.



  Все время существования на одной шестой суши русского государства (как  бы
оно не называлось) средь его жителей велись споры о  том,  в  какую  сторону
идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от  кого  войны.  Само  начало
русской государственности очень спорно: «привозная» она, или «наша».


   Две  точки  зрения,  два  направления  тянут  Россию  в  разные  стороны:
традиционалистский Восток, и прогрессивный, переменчивый  Запад.  Вся  жизнь
русских зависела  от  такой  внешней  политики.  Каком  маятник  в  народной
культуре,  таков  и  во  внешней  политике.  Естественно,  что  влияние  так
называемых  «соседей»  России  было   значительным.   Но   как   различаются
исторический эпохи, так рознятся и «волны» иноземного влияния.


  Влияние основывалось на стратегической  инициативе,  и  большинство  стран
как Востока, так и Запада, изначально смотрели на Россию, как  на  «сырьевой
придаток». И ходили иноземцы в Россию именно из  корысти,  и  не  из  пользы
местному населению и просвещенья ради. Варяги рассчитывали создать еще  одно
«свое» государство, но теперь уже на Востоке.


   Они  ходили  в  Персию  и   видели   ее   богатства,   видели   богатства
Константинополя и именно через русскую землю им был  проход  «в  греки»,  на
Восток. Византия, когда она лишилась былого  могущества,  видела  в  русской
земле как будущую основу нового православного  государства,  так  и  мощного
политического союзника.


  Очень большие  споры  в  современной  историографии  возникают  по  поводу
Татаро-монгольского ига: было оно или это был всего лишь культурный обмен  в
период   общеевразийской   феодальной   раздробленности,   очередная   волна
культурного влияния?  Военная  история  говорит  о  том,  что  было  сильное
вооруженное противостояние, но факты  дипломатии  с  Востоком,  определенные
социальные и культурные  явления  заставляют  хорошенько  призадуматься  над
тем, как надо  правильно  понимать  русско-монгольские  отношения  в  период
феодальной раздробленности.


  После объединения государства, Московия вобрав в  себя  старые  феодальные
традиции и культурные элементы  Востока  удивляла  приезжавших  с  запада  в
Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.


  Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков  образ  России  очень  популярен.
Среди тех,  кто  написал  о  нашей  стране  в  это  время,  были  англичане,
австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане,  поляки,  голландцы,  французы,
персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники,  писатели.
Все они  дивились  чудной  Московии  и  пытались  описать  увиденное.  Очень
большой интерес  проявляли  иностранцы  прежде  всего  к  нравам,  традициям
русских людей. На западе появился  даже  определенный  литературный  жанр  –
«Россика», - заметки о Московии.


  Так как поначалу иностранцев приезжало  в  Московию  мало,  то  и  особого
культурного  влияния  они  оказать  не  могли.  Но  очень  бурная   торговая
деятельность и  тесное  сотрудничество  в  области  перевооружения  армии  с
западными странами все же давали о себе знать. В  России  появились  мастера
по взрывному делу, по литью  пушек.  Уже  при  Иване  IV  Грозном  находился
немецкий мастер – инженер по взрывному делу.  Именно  под  его  руководством
был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.


  Известно, что при  последующих  царях  еще  до  Петра  I  были  приглашены
военные инженеры, генералы, и наконец были  созданы  так  называемые  «полки
иноземного строя», - это были полки, где русские солдаты ходили под  началом
австрийских, датских, голландских  офицеров. В  основном  это  была  пехота,
были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как стрельцы.  Эти
полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных силах.


  Однако в сфере медицины русские были  насторожены  к  иноземному  влиянию:
профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала народная  медицина,
основанная на применении трав, настоев. Хирургических операций  большинством
также не умели производить.


   В  сфере  образования  вообще   не   допускалось   какое-либо   иноземное
вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала церкви.  Лишь  дворяне
могли пользоваться частью западной системы образования – книгами на  латыни,
греческом, немецком и английском языках. Русских «толмачей», -  переводчиков
посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу купцами.


  В XVI-XVII веках русские  цари  и  духовенство  вели  политическую  линию,
направленную на сохранение традиций и обычаев русских. Это  отмечали  многие
иностранцы, приезжавшие на Московию по  дипломатическим  делам.  Возьмем,  в
частности, заметки по этому поводу английского посланника  Дж.  Флетчера.  В
главе двадцать девятой своего сочинения с названием «О государстве  русском»
он   отмечает   следующее:   «…русские   обладают    хорошими    умственными
способностями, не имея, однако, тех средств, какие  есть  у  других  народов
для  развития  дарований  воспитанием  и  наукой.  Правда,  они   могли   бы
заимствовать в этом случае от поляков и других  соседей  их,  но  уклоняются
русские от них из  тщеславия,  предпочитая  свои  обычаи  обычаям  иноземных
стран. Отчасти причина этому и  в  том,  что  образ  их  воспитания,  чуждый
всякого  основательного  образования  и  гражданственности,  признается   их
властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с  их  образом
правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил  какое-
нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее  устройство.
С этой целью цари уничтожают все средства к его  улучшению  и  стараются  не
допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…».



Замкнутость в культурном плане соблюдалась еще более строго  после  смутного
времени.  Повторное  становление  самодержавия  уже  не   допускало   ошибок
прошлого. Больше  внимания  уделяли  идеологической  обоснованности  царской
власти,  что  в  девятнадцатом  веке  превратиться  в   теорию   официальной
народности, сохранению народных традиций…


  Некая замкнутость в культурном плане была совершенно справедлива  особенно
для времени буржуазно-демократической революции в Англии.


  Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века,  когда  к  власти  пришел
Петр Алексеевич, и стал уделять  достижениям  западной  цивилизации  большее
внимание.



смотреть на рефераты похожие на "Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв. "