Классический фотопортрет в творчестве. Что следует учесть при съемке классического портрета

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Конечно, современного человека, даже весьма поверхностно знакомого с фотоискусством, нельзя удивить классическим «фотопортретом в интерьере». Но, как известно, любая классика когда-то была модерном, как и жанр «environmental portraiture», у истоков которого стоит имя Арнольда Ньюмана.

В середине ХХ века, в период, когда жил и работал А. Ньюман, этот жанр был новшеством. Фотопортрет ХХ века – это достаточно безликий набор стандартных поз и ракурсов, изображающих людей безотносительно их образа жизни и личных качеств.

Художественное виденье А. Ньюмана уловило этот недостаток, предложив пути решения проблемы, которые впоследствии и легли в основу его творчества. Фотограф принял решение снимать по-другому, делать фотопортреты так, чтобы изображение становилось мини-биографией, психологическим портретом, описывающим и личные качества, и атмосферу жизни человека. Эта идея была привнесена фотографом из живописи, где прием использовался уже давно.

Со временем снимки, выполненные в такой манере, стали классикой, а их создатель А. Ньюман –известным фотографом. Авторские портреты А. Ньюмана знаменитых деятелей искусства и политики ХХ века: М. Дитрих, Д. Ф. Кеннеди, Г. Трумэна, Мондриана, Пикассо, А. Миллера, М. Монро, Р. Рейгана, О. Хепберн и многих других, стали одними из лучших работ в мире фотоискусства.

Пабло Пикассо

Композиция и эстетика

Впрочем, не только разработкой нового жанра отмечено творчество этого художника. Немало он сделал и для развития эстетики фотографии. Работы Арнольда Ньюмана, наравне с произведениями другого метра А. Картье-Брессона, принято считать идеалом композиции. Действительно, каждая «фоновая» деталь фотографий А. Ньюмана, ее ритм, линии, формы, цвета, нюансы обстановки — является гармоничным продолжением личности портретируемого, отражающим атмосферу и его стиль жизни.

Игорь Стравинский. Композитор. Фотопортрет Арнольда Ньюмана.

Отличными иллюстрациями к этому тезису могут служить снимки Э. Уорхолла, И. Стравинского, П. Пикассо, С. Дали. Так, фото Стравинского, признанное позже шедевром, а на момент создания не принятое журналом-заказчиком «Harper’s Bazaar», строгостью и абстрактностью линий погружает зрителя в атмосферу идеальной классической музыки. В то время как скандальный портрет жестокого «пушечного короля» Альфреда Круппа изображает перед нами циничного дьявола в собственном «царстве», на промышленном заводе.

Альфред Крупп

Особенно интересно наблюдать за тем, как автор подчеркивает в портретах людей искусства связь с их творчеством. Эту связь просто уловить, посмотрев работы художников, скульпторов и фотографов, которых фотографировал Ньюман:

Ричард Линднер, художник:

Картина его кисти:

Милтон Эвери, художник:

Его картина:

Пье Мондриан, один из основателей абстракционизма:

Его работа:

Макс Эрнст, известный художник-сюрреалист:

Его картина:

Джоан Миро, художник:

Его работа:

Исаму Ногучи, японский скульптор:

Его скульптура:

Александр Кэлдер, специалист по созданию подвесок и дизайнер:

И его работа:

Жан Арп, скульптор:

Его скульптура:

Мэн Рей, известный фотограф:

Его работа:

Билл Брэндт, фотограф:

Его работа:

Марк Шагал, художник:

Его работа:

Не только известные…

Творчество Арнольда Ньюмана не ограничивалось съемками лишь портретов знаменитостей. Среди его фотографий есть немало изображений обыкновенных людей (серия «Американцы»). В этих фотографиях он также придерживался своих творческих принципов портрета в интерьере. Его целью было рассказать маленькую историю, которая бы волновала, запоминалась зрителю вне зависимости от социального статуса человека в объективе.

Снимая портреты, автор не пытался говорить об объективном мире, он лишь выражал свое видение, сплетая при помощи выразительных средств фотографии в единое целое личность портретируемого, окружающую атмосферу, свои чувства и размышления о происходящем.

Не предавал большого значения А. Ньюман и фотооборудованию. Ведь, по мнению мэтра, фотография – это, прежде всего, авторское высказывание о мире.

В своих интервью он не раз советовал начинающим фотографам, не наследовать чужих (в том числе, и своих идей), а развивать собственный авторский взгляд, который и ценен в фотографии.

Кроме жанра портрета, Арнольд Ньюман также снимал и абстрактные натюрморты. В архивах Ньюмана они значатся, как ранние работы. По этим натюрмортам можно отлично проследить, как автор развивал в себе чувство композиции.

Хронология творческого пути и авторские издания

Арнольд Ньюман родился в 1918 году в Нью-Йорке. Учился в Университете живописи Майами, но был вынужден бросить образование из-за финансовых трудностей. С этого времени он снимал портреты в Филадельфии, принимая за работу по 49 центов.

Началу его известности как фотографа способствовало обращение к руководителю отделения Музея современного искусства в Нью-Йорке. Именно там он чуть позже познакомится с А. Стиглицем, который оценит потенциал молодого фотохудожника. С этого момента и до самой смерти в 2006 году карьера А. Ньюмана беспрестанно развивалась.

А. Ньюман снимал для многих известных журналов: Life, Look, Esquire, Harper’s Bazaar, The New Yorker, выпустил несколько десятков книг:

  • «Bravo Stravinsky»,
  • «The Portraits and Other Photographs of Arnold Newman»,
  • «Faces USA»,
  • «Artists: Portraits from Four Decades»,

Из наиболее значимых наград стоит отметить премию Международного центра фотографии в Манхеттене, Международную фотопремию за выдающиеся достижения в области портретной фотографии, медаль Королевского фотографического общества и др.

Многие фотографы предпочитают использовать естественный свет как выбранный стиль, почти предмет для гордости. Естественный свет является прекрасным источником, обеспечивая простоту использования и выгодное освещение вашего объекта, но вы должны использовать его так же, как и студийный свет. Вы должны создать свет и тень, которые добавят эмоции или настроение, а не плоское освещение, не дающее формы, текстуры и характера. Я надеюсь, эти советы помогут вам найти путь к улучшению ваших классических портретов, снятых при естественном освещении.

№1 – поиск качественного света и теней

Во-первых, найдите свет хорошего качества – желательно открытую тень, так как она дает мягкий рассеянный свет и меньший контраст. Избегайте прямого солнца в качестве основного света, так как оно приведет к жестким теням и прищуриванию, что совсем нежелательно в портретной съемке.

Открытую тень можно найти под навесом, краем дерева или здания и внутри дверного проема или окна, например. На этих снимках девочки находятся на расстоянии приблизительно 1,5 м (5 футов) от дверного проема старого сарая.

Посмотрите на тени; они одинаково важны. Тени поглощают свет и создают форму и настроение.

После того, как вы определились с местоположением, проверьте фон. Даже если вы нашли идеальное место под открытой тенью, убедитесь, что задний план не слишком контрастный относительно освещенных участков. Это может визуально отвлекать, поэтому попробуйте выбрать лаконичный фон с несильным контрастом и темнее, чем лицо фотографируемого человека. Это позволит выделить лицо и сделать его самым светлым тоном против темного фона (все фотографии в этой статье демонстрируют это).


№2 – поиск направления света

После того, как вы нашли хороший свет, проверьте его направление. Нужно, чтобы свет попадал на лицо фотографируемого человека под углом примерно 45 градусов относительно носа, и из более высокого угла. Эта высота должна быть тоже около 45 градусов, как начальная точка.

Вы можете проверить правильность размещения модели по бликам в глазах; должно быть по одному в каждом глазу примерно на 0-11 или 1-2 часа. (Это зависит от стороны лица, которая освещается, и структуры глазницы). Для глубоко посаженных глаз понадобится немного меньше света. Также обратите внимание, что тень от носа должна быть под углом 45 градусов. Чтобы опустить блики в глазах, нужно изменить угол наклона головы модели путем большего или меньшего наклона. Даже перемещение немного дальше от края навеса уменьшит угол света. Это противоположно тому, что вы делаете в студии, перемещая источники света. Естественный свет фиксирован и требует перемещения объекта и/или камеры, чтобы достичь хорошего освещения.

№3 – глаза это окна в душу

Блики в глазах очень важны в портрете. Они не только дают подсказку, откуда исходит свет, но также создают ощущение глубины. СОВЕТ: нет бликов = НЕТ фотографии. Когда в глазах нет бликов, то текстуры и цвета в глазах будет минимум или не будет вообще. Всегда изучайте глаза в качестве ориентира.

№4 – простое позирование

Показанные здесь портреты – это классический стиль, взгляд обращен в камеру. Обычно поза выглядит более привлекательной, если отвернуть плечи от камеры, опять 45 градусов является отправной точкой. Когда головы и тела наклонены друг к другу, это дает эмоциональную связь. Ровное положение или отстранение покажет отчужденность.

Хорошо также, чтобы нос был слегка повернут от камеры, особенно это касается взрослых. В большинстве случаев нос, который повернут прямо в камеру, будет выглядеть шире, особенно в сочетании с плоским светом. С детьми это не так критично, и хорошее освещение создаст отличную форму.

Кисти и руки должны принять простую позу, чтобы не привлекать внимание. На фотографиях 1 и 2 (вверху статьи) руки опущены вниз и мягко соединены. Чего вам нужно избегать, так это растопыренных пальцев, особенно на плече, так как это делает изображение неопрятным. Избегайте локтей, согнутых под углом 90 градусов. Вот простая мантра, о которой следует помнить при постановке головы, рук, ног, ладоней, бедер, плеч и пр.:

Если гнется, гни. Если изгибается, изгибай. Если крутится, крути.

Применение этого правила поможет избежать статических поз.



№5 – выражение

Кроме всего прочего, выражение является наиболее важным элементом портрета. В большинстве случаев плохо освещенный и неудачно поставленный портрет с красивым выражением выиграет по сравнению с технически идеальным портретом со средней эмоцией, но это не повод идти по пути заурядности.

Выражение – это личное. Унылый, душевный стиль – это мой выбор, но ваши сессии должны включать различные эмоции, такие как смех, улыбка, задумчивость и пр. Чтобы достичь такого душевного стиля, нельзя прыгать в гиперактивном настроении и ожидать душевного вида. Лучшим подходом будет стиль дзен, мягко давая направление. Такие портреты в классическом стиле дают красиво распахнутые глаза, расслабленные мышцы лица и естественную форму губ. По-настоящему вечные, душевные портреты, но все это требует ПРАКТИКИ.


Итог

  • Используйте естественный свет так же, как и студийный;
  • Найдите качественный мягкий свет;
  • Ищите тени для создания формы и настроения;
  • Разместите модель под углом 45 градусов к свету в качестве отправной точки;
  • Источник света зафиксирован, так что перемещайте модель и камеру, чтобы уменьшить высоту света в глазах;
  • Проверьте блики в глазах;
  • Упростите позу;
  • Мягкое выражение наиболее подходит для классических портретов в низком ключе.

Примечание

В каждом из этих изображений другой угол лица (2/3 лица или профиль) может быть достигнут простым поворотом камеры. Поза и освещение могут остаться прежними, только слегка откорректируйте поворот головы и проверьте задний план.

Цвет одежды тоже играет важную роль в хорошем портрете. Для низкого ключа наилучше подойдет темная одежда. Ваш взгляд должен быть обращен к самым ярким тонам портрета, поэтому светлая одежда будет отвлекать.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Дмитрием. Я хочу рассказать вам мою историю работы с классическим студийным портретом и объяснить, как его обработать. Началась она с того, что мне показали световую схему, при которой его снимают, и я на год про это забыл, пока однажды при съемке в квартире (на тот момент у меня было пару студийных вспышек) я не снял вот этот портрет:

Снять-то снял, а вот обработал его только через полгода. И эта работа зрителям понравилась. Снята она была на куске нетканого фона черного цвета и при помощи одного источника света, вспышки с большим софтбоксом. Так как размеры квартиры были небольшими, то и вспышка стояла недалеко от модели. Таким образом, размеры софтбокса и расстояние дали достаточно мягкий свет.

Вот отсюда и начинается моя погоня за картинным фотопортретом - именно так я бы его назвал, ведь многие мне говорили о схожести моих работ с картинами. Следующая хорошая работа получилась тоже относительно случайно, так как большую часть времени я снимал с потретной тарелкой, а потом буквально минут на 10 поставил большой софтбокс, сбоку от модели был отражатель.


Сняты оба портрета на Canon Mark II, только первый - в связке с 85 mm f/1.2, а второй - с 85 mm f/1.8.
До настоящего времени хороший результат нельзя было назвать стабильным, но интересные работы все-таки были. Кстати, на съемку я всегда выделяю один час.




Все это Mark II и Canon 70–200 mm без стабилизатора. Потом я их продал и купил 6D и Sigma 85 mm, о чем впоследствии пожалел, когда сравнил результат исходниках. Первым делом избавился от 6D и приобрел Mark III. Он с Sigma давал результат уже чуть получше. Это как раз раз совпало с попытками снимать в студии сосветом из окна. Вот пару примеров работ, снятых таким образом:





Но в итоге все-таки вернулся к импульсному свету и нашел прекрасную замену 70–200 mm - всем известный Canon 135 mm. Он стоит вполне разумных денег, а по качеству картинки - впереди планеты всей. Вот моя более или менее свежая работа:


А теперь про съемку и обработку. Световая схема очень простая, многие ей пользуются. Расположение вспышки и отражателя меняется в зависимости от желаемого результата. Я иногда добавляю вторую вспышку с сотами и шторками и направляю ее на фон, а вместо отражателя использую вспышку с окто- или софтбоксом для смягчения теней. Стараюсь ее поставить подальше от модели, расстояние подбираю в зависимости от мощности вспышки.


Собственно, все эти работы достаточно просты в обработке. Я начинаю процесс в Lightroom. В данном случае все выглядит так:



И потом в Photoshop обязательно обрабатываю кожу при помощи приема «Частотное разложение» и, пожалуй, всем известного Dodge and Burn (ровняю света и тени). Затем при помощи радиального фильтра в Camera RAW затемняю фон и по маске убираю лишнее.

Обратившись к словарям и сделав выборку, соответствующую теме, я получил следующее: (от лат. classicus - образцовый, первоклассный). А так же: совершенный, образцовый, типичный, лучший в своем роде, превосходный, правильный, строгий. Есть еще многие определения слова классический, но я предлагаю придерживаться вышеперечисленного.

Классический фотопортрет, для меня, это портрет выполненный по канонам (правилам), которые ведут нас к достижению совершенного (с точки зрения почитателя классики) результата. И ведь действительно ведут! Хотя, не всегда приводят. В фотографию правила, каноны портрета пришли из живописи. А в живописи они были заложены еще во времена античности.

Что, как мне кажется, мы должны увидеть рассматривая классический фотопортрет? Безупречный свет, правильно передающий объемы лица и корпуса модели, поддерживающий определенное настроение всего изображения. Поза модели естественна, эстетична во всех ее составляющих, сдержанна, с ограниченной динамичностью. Поза и свет подчеркивают, т.е. выделяют, достоинства фигуры модели и скрывают недостатки, если таковые присутствуют. По сути, знание принципов создания классического портрета и умение его сделать сродни умению художника нарисовать корову.

История о корове. В недалеком прошлом, мэрия одного из европейских городов объявила конкурс среди художников. Победитель конкурса получал право написать свою картину на стенах дома и тем увековечить свое имя в истории города. Художники предоставили жюри эскизы, все сплошь в абстрактном стиле. Работники мэрии мало чего понимали в искусстве, тем более в абстрактном. Поэтому объявили второй тур, на котором попросили тех же художников нарисовать обычную, не абстрактную, корову. Оказалось, что “творцы” не могли этого сделать, ибо все были самоучками и никогда не учились рисовать “правильно”.

На своих лекциях я так много говорю о правилах, используемых при создании портрета, что мои студенты несколько раз "обвиняли" меня в страстной и безудержной любви к классическому фотопортрету. Это не так. Я уважаю классический портрет за то, что при его создании необходимы знания, используемые столетиями. И эти знания можно и должно использовать в любом ином виде портретной фотографии. Я за то, чтобы фотограф умел “рисовать корову”. А при желании, или особом авторском видении, можно рисовать и абстракции, как это делал, например, Пикассо. Я же отдаю предпочтение портретам, несущим в себе не только основную идею классического портрета – эстетику, а нечто иное. Но об этом позже.


Слева: портреты Ольги Хохловой, жены Пикассо, написанный им в 1917 г. и 1923 г. Как разительно меняется отношение художника в своей модели с течением времени!

И последнее. Если вы намерены серьезно отдаться модной фотографии, то очень осторожно отнеситесь к этой книге. Техника съемки модной фотографии, типичная для большинства фотографов, кардинально отличается от техники постановочного портрета. Иные принципы постановки света, другой подход к экспонометрии и, в еще большей степени, работе с моделью. Об основных отличиях, в съемках этих двух жанрах, я расскажу в соответствующих темах. Просто возьмите на вооружение ту часть знаний классического портрета, которая может вам пригодиться в модной фотографии. Как я и поступаю.