Импорт товаров из еаэс через агента ндс. Импорт из еаэс. инструкция-шпаргалка: как ввозить товар в беларусь. Документы по ндс при импорте из стран еаэс

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Причем, заниматься экспортом/импортом в эти страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье « » мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте. А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. НК РФ). Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества). Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика. Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. НК РФ (п. 3 ст. НК РФ). Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е. не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола). На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России (см. письмо Минфина России ).

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола). Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола). А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е. после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. НК РФ, п. 1 ст. НК РФ). Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога. Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России ).

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. НК РФ (пп.1 п. 6 ст. Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст. НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС. Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. НК РФ, п. 2 и 3 ст. НК РФ, п. 4 ст НК РФ и п. 11 ст. НК РФ).

Однако и в этой ситуации тот факт, что ЕАЭС-НДС уплачивается по правилам международного договора, а значит, не является таможенным платежом, налагает свои особенности. Ведь в случае с обычным «ввозным» НДС обязанности по его уплате и представлению декларации у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, возникают лишь в том случае, если они сами декларируют ввозимые товары. Это связано с тем, что плательщиком «таможенного» НДС признаются именно декларанты (ст. НК РФ, ст. Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. НК РФ).

НДС при импорте товаров из стран - участниц Евразийского союза (ранее Таможенного союза) - Киргизии, Армении, Казахстана и Белоруссии - уплачивается. Однако уплата НДС при импорте товаров из Евразийского экономического союза имеет некоторые особенности, в частности, в виду отсутствия на границе между государствами таможенного контроля, подтвердить факт ввоза товара в РФ и уплаты на таможне НДС невозможно (да и сам налог на добавленную стоимость уплачивается не в таможенный орган, а в налоговый - по месту налогового учета налогоплательщика/импортера). Вместо таможенной декларации на товары (ДТ, ранее - грузовой таможенной декларации, ГТД) в фискальный (налоговый) орган в качестве подтверждающего документа предоставляется декларация НДС при импорте товаров .

НДС при импорте товаров из стран бывшего Таможенного союза уплачивается налогоплательщиками на любой форме налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСНХ), т.к. ввоз в Россию импортных грузов является исключением в освобождении от обязанностей налогоплательщика косвенных налогов для «упрощенцев ». Порядок расчета и уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС в Россию един для всех государств и регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014). Порядок, в целом, стался тем же самым, что существовал во времена Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии.

От уплаты НДС при ввозе товаров из Армении, Казахстана или Белоруссии возможно освобождение , если товары перемещаются между филиалами одного юридического лица либо если ввозимый товар облагается нулевой ставкой косвенного налога. Для исчисления подлежащей оплате суммы НДС необходимо брать цену сделки (стоимость, подлежащая поставщику). Ввозной НДС надо рассчитывать на дату принятия импортного товара на бухгалтерский учет. На дату же принятия товара на учет берется курс ЦБ РФ для пересчета цены товара в валюте в рубли.

В налоговый орган для подтверждения ввоза товаров из стран Евразийского экономического союза и для определения и оплаты НДС необходимо подать следующие документы:

  • уже опоминавшуюся ранее декларацию по косвенным налогам (не следует путать с обычной декларацией по НДС);
  • заявление о ввозе товаров в 4-х экземплярах: один остается в налоговом органе, три возвращаются заявителю с тем, чтобы один из них у него же и остался, а два других были переданы поставщику с целью применения им вычета НДС по экспорту;
  • копию выписки из банка в качестве подтверждения уплаты косвенных налогов (если была переплата по федеральным налогам и эта переплата ушла в зачет долга по НДС, то такой выписки не требуется);
  • копии счет-фактур от продавца (если поставщик не является плательщиком НДС, то просто счет или иной платежный документ);
  • копии транспортных документов - для подтверждения точек отправления и назначения, а также маршрута следования транспортного средства с импортируемым товаром;
  • копии договора поставки и (или) посреднического (агентского) договора, если таковой имеется;
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (когда товар приобретен у поставщика из одной страны ЕАЭС, а фактически ввезен в РФ из другой) - такое сообщение составляет продавец с указанием своих данных, данных договора и спецификаций;

Заявление о ввозе подается в бумажном виде или в электронной форме, но только если может быть подписано электронно-цифровой подписью. Если заявление было подано в бумажном виде, то налоговая служба проставляет на всех трех экземплярах отметки и вернет их заявителю, если же в электронной, то и ответ будет в электронном виде. В этом случае контрагенту (поставщику) отправляется или электронная форма документа (если налажена система электронного документооборота) или бумажная.

Информационное сообщение требуется в том случае, если требуемых данных нет в договоре. Если оно составлено не на русском языке, требуется его перевод.

НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС

При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:

  • копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
  • договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
  • транспортными и (или) товаросопроводительными документами.

В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.

Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из Таможенного союза. Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза.

Вопрос: ПК «Шушары» заключил контракт с организацией из Республики Беларусь на покупку картофеля 10.08.2017 г. Товарная накладная выписана 14.08.2017 г, счет-фактура от 10.08.2017 г. Товар доставлен и оприходован 15.08.2017 г. Налогоплательщик обязан предоставить декларацию по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик предоставляет и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. ПК «Шушары» отправил налоговую декларацию по косвенным налогам в налоговую инспекцию 24.08.2017 г. Декларация налоговым органом принята. Имеем ли мы право отправить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с декларацией в тот же день в налоговый орган? А так же вместе с заявлением отправить весь пакет документов: Контракт. Товарная накладная. Международная ТТН. Удостоверение о качестве. Счет-фактура. Счет. Фитосанитарный сертификат. Акт карантинного фитосанитарного контроля. Платежное поручение. Договор возмездного оказания услуг. Акт выполненных работ. Обязана ли налоговая инспекция принять заявление о ввозе к рассмотрению?

Ответ: В отличие от ГТД, которая подается по каждому факту импорта товаров, декларацию о ввозе товаров из стран ЕАЭС нужно подавать декларацию в течение 20 дней по окончании отчетного периода. Отчетным же периодом являются те месяцы, в которых организация принимала к учету ввезенные товары. Поэтому если Вы ввезли и приняли к учету товары в августе, подавать декларацию Вы должны были только в сентябре, не позднее 20 сентября.

Одновременно с декларацией нужно подать и комплект документов - заявление о ввозе товаров, платежное поручение об уплате ввозного НДС, контракт на поставку и т.д. Если комплект документов не представить вместе с декларацией, Вас могут оштрафовать - наложить штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ.

Обоснование

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из Таможенного союза

К декларации необходимо приложить следующие документы:

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;

выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран - участниц Таможенного союза;

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Отчеты (подраздел «Письма»).

Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;

за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Ответственность

Несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, - с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран - участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран - участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

С начала 2015 года на смену Таможенному союзу пришел Евразийский экономический Союз (ЕАЭС). Государствами - членами этой интегрированной структуры, в которой обеспечивается свобода движения товаров, капитала и рабочей силы, являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Налогообложение в рамках ЕАЭС аналогично тому, которое действовало при Таможенном союзе. Однако есть и значимые нововведения, на которые стоит обратить особое внимание. Порядок косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг регламентирует Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29.05.2014 (в частности, Протокол N 18 к упомянутому Договору). Импорт товаров из стран ЕАЭС Согласно общему требованию российские покупатели (в т.ч. применяющие УСН или ЕНВД) обязаны уплатить НДС при ввозе товаров из стран Евразийского союза. Исключение составляют товары, освобожденные от налогообложения, и товары, импортируемые в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п. п. 1, 6 ст. 72 Договора). Взимание "ввозного" НДС осуществляется налоговой службой. По общим правилам покупатель перечисляет налог в инспекцию по месту постановки на учет. Если товар приобретен по посредническому договору, то налог уплачивает комитент (доверитель, принципал) также в инспекцию по месту своего учета (п. 13 Протокола, Письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-07-13/1/28259). НДС исчисляется на дату принятия на учет импортированных товаров. Налоговая база определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то пересчет в рубли производится по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). При этом применяются налоговые ставки, установленные ст. 164 Налогового кодекса РФ (п. 17 Протокола). Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно уплатить "ввозной" НДС в бюджет, а также представить в инспекцию декларацию по косвенным налогам (п. п. 19, 20 Протокола). В настоящее время применяется старая форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (Письмо Минфина России от 12.08.2015 N 03-07-13/1/46423). В дальнейшем форма декларации будет утверждена ФНС России. К декларации необходимо приложить следующие документы (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров. Документ может быть подан на бумажном носителе (в 4-х экземплярах) по форме, утвержденной Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009. В этом случае одновременно прилагается электронная форма документа. В качестве альтернативы заявление может быть представлено в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью (Формат утвержден Приказом ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@);
  • копия выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам (при наличии переплаты, зачтенной в счет уплаты "ввозного" НДС, выписку банка представлять не нужно);
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных поставщиком при отгрузке товаров. Контролеры могут затребовать иной документ, подтверждающий стоимость ввезенных товаров, если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством страны поставщика;
  • копия контракта, на основании которого приобретены товары (копию посреднического договора - при наличии такового);
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (представляется в отдельных случаях, п. п. 13.2 - 13.5 Протокола). К сообщению, составленному на иностранном языке, следует "приобщить" перевод.
Упомянутые выше документы могут быть представлены в электронном виде в форматах, утвержденных правовыми актами налоговых органов. Уплаченная сумма НДС принимается к вычету, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемой НДС деятельности (п. 26 Протокола, п. 1 ст. 172 НК РФ). Если же товары будут использованы в операциях, не облагаемых налогом, "ввозной" НДС включается в стоимость товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ). Новеллой налогообложения в рамках ЕАЭС является установление порядка корректировки налоговых обязательств при возврате товаров ненадлежащего качества или комплектации (п. 23 Протокола). Алгоритм действий зависит от того, когда произошел возврат. Вариант 1. Товары возвращены в месяце принятия их на учет В рассматриваемом случае импорт возвращенных товаров не отражается в декларации. В то же время к декларации надлежит приложить документы, подтверждающие эту операцию, в частности:
  • согласованная участниками контракта претензия;
  • акты приема-передачи товаров (если товары не транспортировались);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);
  • акты уничтожения.
Упомянутые документы могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. В случае частичного возврата товаров эти документы (либо их копии) должны быть представлены в инспекцию одновременно с документами, подтверждающими импорт. Вариант 2. Товары возвращены по истечении месяца, в котором они были приняты на учет В такой ситуации компании-импортеру придется представить в инспекцию:
  • уточненную декларацию;
  • пакет подтверждающих документов (такой же, как для варианта 1);
  • при частичном возврате товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов;
  • при полном возврате товаров - информационное сообщение в налоговый орган о реквизитах ранее представленного заявления; в этом случае уточненное заявление не представляется.
В обоих вариантах в отношении возвращенных товаров импортер обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Налог подлежит восстановлению в том квартале, в котором произведен возврат (п. 25 Протокола). Если стоимость "взлетела" Еще одним нововведением является установление порядка налогообложения при увеличении стоимости импортированных товаров (п. 24 Протокола). Если увеличилась цена импортированных товаров, то покупателю необходимо исчислить налог с разницы между измененной и предыдущей стоимостью товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, импортеру следует доплатить "ввозной" НДС и подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. К декларации прилагаются:
  • заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью;
  • договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;
  • корректировочный счет-фактуру (в случае его выставления).
Право уменьшать налоговую базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, нормами Протокола не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-13/1/12213). Экспорт товаров в страны ЕАЭС Как и в рамках Таможенного союза, при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС российские поставщики применяют нулевую ставку по НДС с обязательным ее подтверждением (п. 4 Протокола). Это правило распространяется и на экспортные поставки товаров, в отношении которых действует освобождение от НДС (ст. 149 НК РФ) при их реализации на территории России. Ведь Протокол не предусматривает возможности применения освобождения от НДС для определенных групп товаров. Чтобы подтвердить право на применение нулевой ставки, экспортер должен представить в инспекцию декларацию и пакет документов в течение 180 календарных дней с даты составления первого отгрузочного документа, оформленного на покупателя или перевозчика или иного обязательного документа (п. 5 Протокола). Пакет документов включает (п. 4 Протокола):
  • экспортный контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой зарубежной налоговой инспекции, подтверждающей уплату покупателем ввозных налогов (на бумажном носителе). В качестве альтернативы можно представить перечень заявлений по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (на бумажном носителе или в электронном виде с электронно-цифровой подписью). Если товары помещены под процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада вместо заявления в инспекцию представляется копия таможенной декларации, заверенная таможней страны покупателя;
  • транспортные (товаросопроводительные) и/или иные документы, подтверждающие вывоз товаров из России в страны ЕАЭС.
В этой же декларации отражается вычет "входного" НДС по товарам, реализованным на экспорт (п. 3 ст. 172 НК РФ). Если российскому поставщику не удалось в 180-дневный срок собрать полный пакет документов для подтверждения нулевой ставки, реализация облагается по ставке для внутреннего рынка: 10 или 18 процентов. При этом экспортеру необходимо подать уточненную декларацию за квартал, на который приходится дата отгрузки, отразив в ней начисление налога и вычет соответствующего "входного" НДС. Если в дальнейшем будут собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку, ранее начисленный налог можно принять к вычету (п. 5 Протокола, п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ). Из нововведений хотелось бы особо отметить порядок корректировки налоговой базы по НДС при экспорте в страны ЕАЭС, который прямо предусмотрен Протоколом (в рамках Таможенного союза этот вопрос не был урегулирован). Российский поставщик должен откорректировать налоговую базу по НДС в случаях:
  • изменения (увеличения или уменьшения) цены товаров;
  • уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.
Такие операции отражаются в том квартале, в котором стороны контракта изменили цену или согласовали возврат экспортированных товаров (п. 11 Протокола). Оказание услуг в рамках ЕАЭС Как и прежде, порядок обложения НДС операций по выполнению работ (оказанию услуг) регулируется налоговым законодательством той страны, территория которой признана местом реализации услуг или работ. В свою очередь, место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с нормами п. 29 Протокола, которые во многом повторяют положения, действовавшие при Таможенном союзе. Поэтому остановимся подробнее на основных нововведениях. В силу пп. 4 п. 29 Протокола место реализации ряда услуг определяется по месту нахождения их покупателя. К таким услугам относятся, в частности, консультационные, юридические, бухгалтерские, маркетинговые, рекламные и др. Также по месту нахождения покупателя определяется место реализации услуг посредников, привлекающих от своего имени либо от имени покупателя другое лицо для оказания упомянутых выше услуг. К слову, ранее подобный порядок применялся только к услугам посредников, действовавших от имени покупателя (пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"). Если посредники привлекали третьих лиц от своего имени, то место реализации посреднических услуг определялось по месту нахождения исполнителя (Письмо Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/208). Претерпел некоторые изменения и порядок подтверждения права на применение нулевой ставки при реализации работ по переработке давальческого сырья, переданного в рамках ЕАЭС, с последующим вывозом продуктов переработки в страну ЕАЭС. Теперь представление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечня таких заявлений является обязательным, даже если законодательство страны ЕАЭС, где велась переработка, разрешает не представлять документы, обосновывающие применение нулевой ставки. Раньше такие исключительные требования к представлению заявления не предъявлялись (п. 3 ст. 4 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе").

" № 6/2015

На какие тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание при принятии решения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС?

Современное развитие продовольственного бизнеса невозможно без интенсификации торгово-экономических связей. В нынешних условиях в целях роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации целесообразным, без сомнения, видится эффективное сотрудничество с партнерами в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). При принятии решения о таком сотрудничестве необходимо не только знать тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности, но и своевременно отслеживать все налоговые нововведения в этой сфере.

Договор о ЕАЭС

Торгово-промышленные отношения государств - членов ЕАЭС регламентируются нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.04.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу 01.01.2015 .

ЕАЭС утвержден тремя сторонами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. На сегодняшний день Республика Армения также приобрела статус государства - члена ЕАЭС . Подписан, но не вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Форма интеграции данных государств - членов ЕАЭС предусматривает:

  • единую таможенную территорию без применения во взаимной торговле в ее пределах таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • принятие единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • функционирование внутреннего рынка товаров;
  • осуществление единого таможенного регулирования;
  • свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

Положения Договора о ЕАЭС (включая 33 приложения) касаются большинства сфер взаимодействия подписавших его сторон: промышленности и АПК, конкуренции, монополии, транспорта, энергетики, государственных (муниципальных) закупок, макроэкономической и валютной политики.

Обратите внимание

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства (приложение 33 к документу), в том числе:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Налогообложению внешнеэкономических операций и особенностям взимания НДС посвящен разд. XVII Договора о ЕАЭС. В нем установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, а также механизмы взимания косвенных налогов. А сам порядок взимания косвенных налогов и механизм их администрирования определен в приложении 18 к Договору о ЕАЭС в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).

Промышленникам-импортерам

О нормативной базе

С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в ЕАЭС регулируется нормами разд. III Протокола, а также:

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией);
  • главой 21 НК РФ - в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

К сведению

Протокол об обмене информацией устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена в целях реализации положений Протокола.

Когда НДС не взимается

Налог не взимается при импорте на территорию государства-члена тех товаров, которые (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС):

  • в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • ввозятся на территорию государства физическими лицами не в целях осуществления предпринимательской деятельности;
  • импортируются на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Порядок взимания НДС

Вначале отметим, что с 01.01.2015 порядок взимания НДС при импорте товаров не претерпел значительных изменений. Как и раньше, налог взимается налоговым органом страны ЕАЭС, в которую ввозится товар .

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки , подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора.

Абзацем 4 п. 14 Протокола определена дата пересчета валютной выручки для целей определения базы по НДС: стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

Порядок уплаты НДС

Суммы НДС, подлежащие уплате по ввозимым товарам, исчисляются по ставкам, установленным законодательством того государства, на территорию которого товары ввозятся (18, 10%), и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 17, 19 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ):

  • принятия на учет импортированных товаров;
  • срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В отличие от НДС по товарам, импортированным из третьих стран, при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС налог уплачивается не таможенному, а налоговому органу , в котором предприятие состоит на учете (п. 13 Протокола).

Важно . Уплатить НДС необходимо до подачи декларации по косвенным налогам, так как документ о его уплате представляется в ИФНС одновременно с декларацией (пп. 2 п. 20 Протокола).

Обратите внимание

НДС при ввозе товаров могут уплачивать комиссионеры, поверенные или агенты при условии, что это предусмотрено налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС. Сказанное следует из п. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 Протокола. Поскольку российское налоговое законодательство не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС, уплату данного налога будет осуществлять собственник товара.

Согласно п. 13.4 Протокола если одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, НДС по которым не был уплачен, то уплата налога осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары (то есть собственником товаров).

Пример 1

Турецкой компанией на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения ввезен товар и размещен на складе сторонней российской организации. НДС уплачен не был. Впоследствии компания заключила договор купли-продажи с российским предприятием-покупателем, в силу которого право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи покупателю на складе хранителя.

По товарам, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и размещенным на складах для хранения в целях дальнейшей реализации, НДС должен быть уплачен российским предприятием, приобретающем данные товары на основании договора, заключенного после даты ввоза товаров турецкой компанией с территории Республики Армения.

Налоговая декларация

Налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства-члена , представляется плательщиком в ИФНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия им на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом лизинга)):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде по установленному формату.

Если в отчетном месяце импортированные товары не принимались на учет (не наступил срок лизингового платежа), декларацию подавать не нужно.

Обратите внимание

Требование о представлении декларации в электронном виде (в обязательном порядке) распространяется на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших и не являющихся таковыми, если их за предшествующий календарный год превышает 100 человек (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Перечень документов, которые необходимо подать налоговикам одновременно с декларацией, определен п. 20 Протокола: они могут быть представлены как в заверенных в установленном порядке копиях, так и в электронном виде. Порядок представления документов, как и их формат, должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств.

Промышленникам-экспортерам

Место реализации

Место реализации товаров определяется по законодательству государств - членов ЕАЭС. Так, в силу пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на ее территории. Иными словами, если товар на экспорт отгружается с территории Российской Федерации, то возникает объект НДС, к которому применяется нулевая ставка НДС.

Имеется небольшое уточнение в отношении перевозки (транспортировки) товара: в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами ЕАЭС и завершена в другом государстве, местом реализации товара признается территория государства-члена, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 4 п. 3 Протокола).

Пример 2

Российская компания заключила договор поставки товара с казахским контрагентом. По условиям договора транспортировка товара осуществляется в Республику Казахстан не из Российской Федерации, а из Узбекистана. Является ли территория Российской Федерации местом реализации товара?

В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара (абз. 4 п. 3 Протокола).

Подтверждение ставки 0%

Требования к документам, подтверждающим ставку НДС 0%, в целом остались прежними (перечислены в п. 4 Протокола). Указано, что документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств (ими же должен устанавливаться и формат указанных документов).

Срок представления в налоговый орган подтверждающих документов также не изменился: они подаются в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении названных документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Корректировка налоговых обязательств

Изменение цены уже реализованного товара

В соответствии с п. 24 Протокола при увеличении стоимости ввезенных товаров база для целей уплаты НДС должна увеличиться на разницу между измененной и предыдущей стоимостью таких товаров.

Уплата НДС и представление декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменилась цена.

Возникшая разница отражается в декларации, одновременно с которой в ИФНС должны быть представлены:

  • заявление с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью (на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), с подтверждением увеличения цены товара, корректировочный (в случае его выставления).

Обратите внимание

В Договоре о ЕАЭС отражен порядок, касающийся лишь ситуации увеличения стоимости импортируемых товаров. Механизм корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров документом не установлен.

На это обращает внимание и Минфин (Письмо от 06.03.2015 № 03-07-13/1/12213): право уменьшать базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету, нормами Протокола не предусмотрено.

Что касается экспорта товаров, база по НДС при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену экспортированных товаров (абз. 1 п. 11 Протокола).

Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок корректировки налоговых обязательств установлен п. 23 Протокола (представлен на схеме на стр.).

Обратите внимание, что при частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Сказанное соответствует нормам налогового законодательства и разъяснениям чиновников Минфина (см. письма от 20.08.2014 № 03-07-08/41606, от 22.10.2013 № 03-07-08/44105).

Что касается экспорта, на основании п. 11 Протокола в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректировка налоговой базы должна иметь место в том налоговом периоде, в котором участники договора согласовали возврат экспортированных товаров (см. также п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780).

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС вступил в силу 02.01.2015.

См. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».