План местности и географическая карта. Что такое план местности Что такое план местности

Стр. 21

Практическая работа 1

1) Рассмотрите рисунок пришкольного участка и его план (с. 22). Сравните их.

На рисунке вид местности изображён сбоку. На плане местность изображена сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки. План – это уменьшенное изображение и там есть масштаб. На плане должны быть обозначены стороны горизонта. На рисунке стороны горизонта не обозначают.

Стр. 22

3) Можно ли по рисунку определить, с какой стороны горизонта расположен вход в школу?

По рисунку нельзя, так как на рисунке стороны горизонта не обозначают.

4) Как определить на этом плане стороны горизонта?

Если стрелка С-Ю отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной - нижнюю.

6) Определи, в каком направлении от школы расположена спортивная площадка, а в каком направлении детская.

Спортивная площадка находится на северо-западе. Одна детская площадка находится на севере (за школой). Вторая – на юго-западе.

7) Что расположено с северной стороны школы? А с южной?

На севере находятся – детская площадка, цветник. На юге – вход в школу и два цветника.

8) С какой стороны горизонта можно войти во двор школы, если использовать ворота рядом с бассейном?

С востока.

Стр. 23

Практическая работа 2

1) Рассмотрите условные знаки на плане местности. Найдите фруктовый сад, луг, смешанный лес, болото, пашни, овраг.

2) Как называется ручей, которому даёт начало родник?

Ручей Быстрый.

А как называется приток реки Светлой?

Река Тихая.

В каком направлении течёт река Светлая?

Северо-восток.

3) Туристы отправились от железнодорожного моста по грунтовой дороге к дому лесника. Читая на плане условные знаки, опишите вид местности, по которой они прошли.

Туристы от железнодорожного моста прошли мимо поселка и по грунтовой дороге подошли к деревянному мостику через реку Тихая. Перейдя мостик, их путь продолжился по грунтовой дороге, которая отделяла пашню от луга. Затем они свернули на дорогу, которая отделяла пашню от лиственного леса и дошли до домика лесника.

Стр. 23–24

1. Сравни свой пришкольный участок с планом в учебнике.

Мой пришкольный участок очень похож на план, который есть в учебнике. На моем пришкольном участке тоже есть спортивная и детская площадки, цветники, фруктовый сад, деревья. Участок тоже огорожен оградой. Но на моем пришкольном участке нет бассейна.

2. Определи, с какой стороны горизонта расположен вход в твою школу.

Вход в мою школу расположен на юге.

3. С какой стороны от твоей школы находится спортивная площадка, с какой игровая?

И спортивная и игровая площадки в моей школе находятся на юго-западе.

4. а) Нарисуй Волшебный город. Придумай названия улиц. Течёт ли через город река? Есть ли в городе парки?

В моем Волшебном городе течет река Светлая. Парк расположен на набережной вдоль реки. Улицы в городе – Высотная, Театральная, Стеклянная, Лесная.

Стр. 25

1. Что такое масштаб?

Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на чертеже, плане или карте по сравнению с расстоянием на местности.

2. Определи по плану (с. 24) длину и ширину класса.

Ширина класса 10 метров. Длина – 12 метров.

Уже в глубокой древности, путешествуя и открывая новые земли, люди стремились сохранить для потомков полученные знания, они составляли описания, а также делали чертежи и рисунки тех мест, в которых побывали.

Первые географические изображения местности известны уже с III-II вв. до н. э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы Тихого океана создавали свои карты из раковин и черенков пальмовых листьев.

Карты известны людям давно. Широкое распространение получили карты в Римской империи. Их использовали для организации военных походов, в управлении государством.

В Европе расцвет картографии начался с XV в. - периода Великих географических открытий. Карты стали более подробными и точными.

Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности.

Человек широко использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и др.

Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т. е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты. Каждому объекту на плане соответствует определённый цвет: леса, сады показаны зелёным цветом, реки, озёра, болота - голубым.

Планы местности составляют в уменьшенном виде с помощью масштаба.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

На картах, в отличие от плана местности, изображают более крупные территории планеты или даже всю её целиком.

Это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков.

Карты различают по масштабу. Чем мельче масштаб карты, тем меньше информации (подробностей) она может сообщить. Однако, какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане.

На географических картах синим цветом показано водное пространство, светло-голубым - неглубокие водоёмы, тёмно-синим - глубины морей и океанов. Реки изображены в виде синих изогнутых линий, озёра изображаются так же, как и на плане местности.

Зелёным, жёлтым и оранжевым цветом обозначены плоские и холмистые равнины. Разными оттенками коричневого цвета показаны горы.

Разнообразны карты и по содержанию. На одних картах по казаны рельеф территорий, моря, реки (физические карты), на других - страны мира и их столицы (политические карты), на третьих - предприятия, дороги (экономические карты) и др.

На карты наносят градусную сеть, образованную пересекающимися линиями.

Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют меридианами .

Начальный меридиан делит земной шар на два полушария - Восточное и Западное.

Линии, с которыми пересекаются меридианы, называют параллелями .

Самая длинная параллель - экватор . Он делит земной шар на Северное и Южное полушария.

С помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на планете.

  1. Что можно узнать по плану местности?
  2. Для чего нужен масштаб? Что он показывает?
  3. Зачем нужна градусная сеть?

План местности и географическая карта - это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

Горизонт - это видимое глазом пространство. Воображаемую линию, ограничивающую горизонт, называют линией горизонта. Выделяют основные (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад) стороны горизонта. Умение определять своё местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

Ориентироваться на местности можно с помощью компаса, по солнцу, звёздам и по местным признакам.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

На котором изображён небольшой участок местности в крупном масштабе . Если же план местности составлен в более мелком масштабе (от 1:10 000 до 1 000 000), то такой план называется топографической картой . Применяется план местности в различных бытовых, туристических и хозяйственных сферах для ориентации на местности .

Зная, как составить план небольшого участка местности можно сделать план и большой территории. Работа по вычерчиванию больших планов сложная, требует большой точности и выполняется специалистами-топографами с помощью точных приборов. Создавая планы, топографы пользуются разными приборами, с помощью которых точно определяют положение географичес-ких объектов, расстояния между ними, их высоту . Очень часто для составления планов используют аэрофотоснимки, то есть фо-тографии местности, полученные с самолета. На плане мы видим местность сверху, как с самолета, умень-шенную во много раз.

Создание плана местности

Предположим, что надо составить план местности, изобра-жённой на рисунке (рис. 19).

Установив треногу с планшетом около ели (отсюда мы начнём съёмку), вычерчиваем линейный масштаб и проводим стрелку, показывающую направление север — юг. Теперь располагаем планшет так, чтобы направление стрелки на плане совпало с направлением стрелки компаса , т. е. ориентируем планшет по сторонам горизонта.

Все местные предметы, которые нам встретятся при съёмке, мы будем наносить на план условными топографически-ми знаками.

Прежде всего на плане следует изобразить дерево, от кото-рого мы начинаем съёмку, и около условного знака «дерево» воткнуть булавку. Это будет наша исходная точка.

Теперь, положив на планшет визирную линейку так, чтобы она своим краем касалась булавки, прицеливаемся её верхним ребром на другое дерево, растущее недалеко от изгиба дороги, и на плане проводим линию визирования.

После этого мы можем на план условным знаком нанести отрезок пути от дерева до изгиба дороги. Для этого измеряем длину участка дороги и в масштабе это расстояние откладываем на плане. Кроме того, условными знаками показываем, что спра-ва от дороги кустарник, а слева луг. Вторая остановка будет у изгиба дороги. Здесь устанавливаем треногу, ориентируем планшет, наносим условными знаками деревья и, воткнув булавку, визируем на мост.

Двигаясь от деревьев к мосту, делаем остановку у домика и наносим его на план. Затем наносим мост. Ширину реки можно измерить, пройдя по мосту, и в масштабе показать на плане. Можно определить направление течения воды в реке и обозна-чить на плане стрелочкой.

Таким способом составляют план небольшого участка местности. В конечном итоге план должен получиться таким (рис. 20).

Теперь всё больше и больше при составлении планов используют фотографии местности, сделанные с самолёта. Такие фотографии называют аэрофотоснимками, а процесс — аэрофотосъёмкой . Пользуясь этими снимками, специалисты довольно быстро и точно составляют планы местности.

Во-первых, масштаб плана крупный, например: в 1 см — 200 м. Географические же карты имеют мелкий масштаб.

Как обозначаются предметы местности на плане? Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

Внимательно посмотрите рисунок 16. Здесь волнистая длинная синяя линия - река; местность с изображением дерева - лес; мелкие коричневые точки - пески; многочисленные коробочки - дома, селения; зеленый участок с мелкими кружочками - сад.

Рис. 16. План местности.

Планом местности называют изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде (по-латыни планум - плоскость).
По плану можно узнать общие черты местности, месторасположение предме­тов и точно определить расстояние меж­ду ними.
Формы предметов на плане - это вид предметов сверху. Поэтому одно-, двух- и многоэтажные дома выглядят одинаково, так как на бумагу наносят только лишь занимаемую ими площадь (рис.17).


Рис. 17. Нанесение предметов местности на план.

Чтобы различить предметы на плане, возникает необходимость сверху написать их названия. Но тогда весь чертеж состоял бы из надписей. И было бы трудно понять такой чертеж. Поэтому, для того чтобы было легко представить характер местности, используют условные знаки (рис. 18).

Рис. 18. Условные знаки.

Во многих случаях рисунок или цвет условных знаков показывает особенности предметов, изображенных на плане. Например, обозначения одинокого дерева, ветряной мельницы, дорожного указа­теля и многие другие знаки напоминают их внешний вид. Группа однородных объектов, тесно связанных друг с другом, занимающих определенную поверхность земли, раскрашена однородными красками. Например, водная гладь раскрашена голубой краской, лес - зеленой, местность с обозначением кустарниковых растений - бледно-зеленой и т.п.

3. Абсолютная и относительная высоты. Для изображения рельефа земной поверхности на плане необходимо знать высоты точек. На земле имеются горы, возвышенности, низменности. Насколько они высоки или низки, можно узнать, сравнив их высоты относительно одинакового уровня. В качестве первоначального уровня берут поверхность океана или моря, принимаемого за 0.
Абсолютной высотой называют высоту точки земной поверхности, отсчитываемую от уровня моря или океана (по-латыни абсолют - неограниченный, безусловный). На территории бывшего Советского Союза абсолютная высота земной поверхности отсчитывается относительно уровня Балтийского моря. Там высота - Ом.

Рис. 19. Положительные и отрицательные абсолютные высоты.


Высота точек, расположенных выше уровня моря, считается положительной, а расположенных ниже - отрицательной (рис.19). Разность высот от одной точки земной поверхности до другой называют относительной высотой.
Например, если вершина холма на 20 м выше его подошвы, то это будет относительная высота. Относительные высоты на земной поверхности определяют с помощью инструмента нивелира.


Рис. 20. Нивелир.

Простейший нивелир можно легко изготовить самим. На верхнюю часть рейки высотой 1 м горизонтально прибивают деревянную планку. На ней устанавливают отвес на шнуре, который используют для проверки правильности уровня планки (рис. 20).
Для определения высоты холма один ученик, стоя у подошвы холма, направляет нивелир к его склону. Второй ученик вбивает колышек в указанное место. Это означает, что место забитого колышка от нивелира находится на 1 м выше. Далее нивелир переносят к колышку и направляют на следующую точку. Таким образом, перемещаясь вверх по склону, определяют относительную высоту вер­шины холма от его подошвы (рис. 21).


Рис. 21. Измерение высоты холма.


4. Горизонтали. На плане местности и топографической карте рельеф земной поверхности изображается горизонталями (по-гречески горизон - разграничивающий). Горизонталями называют ли­нии, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Горизонтали можно сравнить с линиями уровня воды, расположенными на определенной высоте земной поверхности. На рисунке 22 показано, как уровень воды, поднимаясь, постепенно заливает холм. 1 - вода заливает подошву холма. 2, 3, 4 - вода, поднимающаяся каждый раз на 1 метр, заливает определенные участки холма.


Рис. 22. Изображение холма горизонталями.


Горизонтали на топографических картах проводят через определенные высоты (1 м, 2,5 м, 5 м, 10 м и т.п.). Величина этих высот зависит от масштаба карты и от характера земной поверхности. Например, на топографической карте масштаба 1:10 000 на плоской равнине горизонтали проводят через каждые 2,5 м, а на холмистой местности - каждые 5,0 м.
Чтобы легко определить характер земной поверхности, на карте цифрами обозначают высоты не­которых горизонталей и точек. Верхняя часть цифры всегда направлена в сторону повышения, а нижняя часть - понижения высоты. Кроме того, направление ската показывает перпендикулярная к горизонталям черточка бергштрих (по-немецки берг - гора, штрих - черта) (рис. 23).


Рис. 23. Определение различия форм рельефа по цифрам и бергштриху. Расположение цифр показывает повышение и понижение высоты местности.


Некоторые формы земной поверхности (обрывы, овраги и т. д.), которые невозможно обозначить горизонталями, изображают с помощью дополнительных условных знаков.

5. Значение плана для деятельности человека. План очень необходим в ежедневной жизни. Перед тем, как начать любое крупное строительство завода, фабрики и гидроэлектростанции, нужно начертить план той местности. Чтобы проложить дорогу, построить здание, ну­жен план. Специалист сельского хозяйства также планирует посевные работы. План помогает ориентироваться на местности во время туристических походов и путешествий. Поэтому умение разбираться в плане, наносить его на бумагу при не­обходимости приносит очень большую пользу.

1. Что такое план?

2. Как изображается поверхность земли на плане?

3. Что называют абсолютной и относительной высотой?

4. Что такое горизонтали? 5.

Для чего используется бергштрих?

6. Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

7. Нарисуйте в тетради условные знаки и запомните, что они обозначают.

8. Используя нивелир, определите высоту холма или глубину оврага.

1. Рассмотрите аэрофотоснимок и план одной и той же местности на форзаце 1 в учебнике. Напишите, чем они отличаются. Какая информация отсутствует на аэрофотоснимке, но есть на плане местности?

Ответ :

На аэрофотоснимке отсутствует, а на плане местности имеется следующая информация: масштаб плана, урез воды, абсолютные высоты и линии высот на местности, название населенных пунктов и географических объектов, уточнены породы деревьев, а также некоторые потройки.

2. Заполните таблицу, указав виды изображений поверхности Земли, их достоинства и недостатки.

Ответ :

3. Нарисуйте самостоятельно условные знаки.

Ответ :

4. Рассмотрите условные знаки на рисунке. Самостоятельно подпишите значение каждого условного знака. Проверьте себя по атласу и оцените свою работу.

Ответ :

Как вы думаете, почему эти условные знаки объединили в три группы?

Ответ :

Растительность, Гидрография, Населенные пункты и Пути сообщения.

5. Установите соответствие между условными знаками и их значениями.

Ответ :

6. При построении плана местности было сделано три ошибки. Выпишите их

Ответ :

Не указаны численный, именованный, линейный масштабы плана. Не подписано, через сколько метров проведены горизонтали.

7. Рассмотрите на рисунке план местности. Представьте, что вы идёте по шоссе из деревни Берёзкино в посёлок Речное. Перечислите все объекты, которые встретятся вам по пути.

Ответ :

Дорога, мост, река Камеланка, машино-тракторная мастерская, колодец, ветряная мельница, силосная башня, здания.