Планирование путей получения образования. Разработка урока: "Пути получения профессионального образования". Уровни профессионального образования

28 урок. Пути получения профессии.

Образование - это то, что
большинство получает,
многие передают
и лишь немногие имеют.

К. Краус

Выбор способа получения профессии в первую очередь зависит от характера самой профессии. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

Прежде чем рассмотреть пути получения профессионального образования, уточним выбор с помощью «Матрицы профессионального выбора».

Задание №1. «Матрица профессионального выбора».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

    Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

    Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

    Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

    Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

    Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

    Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    Обслуживание (оказание различных услуг)

    Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    Оздоровление (профилактика и лечение)

    Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    Защита (охрана от враждебных действий)

    Контроль (проверка и наблюдение)

Выбранные вами предмет труда и вид деятельности - это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

Рассмотрите «Матрицу профессионального выбора» . В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования.

Примечание. On-line диагностика "Матрица профессионального выбора для поступающих в ВУЗ" смотрите здесь .

Почему бы просто не написать в клетках названия профессий?

Во-первых, только перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий.

Во-вторых, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.

    Вспомните, чем профессия отличается от специальности?

Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много - терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог и др., - вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Школьный учитель - профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики - это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах.

В-третьих, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете «влезть в их шкуру», почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе.

Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы - выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля.

Задание №2.

Пользуясь Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров. Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

    работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

    общение с преподавателем через электронные средства связи,

    отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественно-научных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Существует такое понятие - «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше - поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он - специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования - начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика); специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения). Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.

Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

Спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе.

Задание №3 (домашнее).

    Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  1. работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  2. общение с преподавателем через электронные средства связи,
  3. отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Пути получения образования, профессионального и служебного роста.

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна


Если ты еще не твердо

Выбрал для себя дорогу,

Не решил, с чего вернее Трудовой свой путь начать, Поступай, куда покруче, Говорить ты сможешь гордо:

"В МГУ на философском

Гады срезали меня!"

Григорий Остер


Пути к профессии

Школа - вуз или техникум - работа по полученной специальности (это прямая образовательная траектория).

Школа - среднее специальное учебное заведение - вуз (поступление на второй-третий курс) - место работы.

Школа - место работы (с обучением непосредственно на производстве) - продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) - другое место работы.


1.среднее профессиональное образование;

2. высшее образование - бакалавриат;

3. высшее образование - специалитет, магистратура;

4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации .


Виды средних специальных учебных заведений

техникум (училище)

колледж

среднее специальное учебное заведение, реализующее ос- новные профессиональные образовательные программы среднего профес- сионального образования базовой и углубленной подготовки

среднее специальное учебное заведение, реа- лизующее основные профессиональные образовательные программы средне- го профессионального образования базовой подготовки


Высшее образование

Цель: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.


подготовка кадров высшей квалификации- (аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

магистратура

специалитет

бакалавриат

среднее общее образование


Методы профессионального роста

1.Повышение квалификации на основе уже полученных знаний для устранения пробелов в знаниях и навыках, возникающих в результате неполноценного обучения или на отдельных стадиях профессиональной подготовки. Примером является возможность освежить знания электронщику, долгие годы не работавшего по профессии


2. расширительное повышение квалификации , целью которого является получение дополнительных профессиональных навыков, например изучение других иностранных языков переводчиком


3. адаптивное повышение квалификации,

служащее средством приспособления к изменяющимся требованиям для определенных должностей. Наглядным примером такой адаптации является получение навыков работы на компьютере делопроизводителем, который впоследствии должен будет заниматься электронной обработкой данных


Проверочные вопросы

1. Заполните таблицу:

Уровни профессионального образования

Учебные заведения вашего города (3 названия)

среднее профессиональное образование

высшее образование


2. Заполните таблицу:

Уровни профессионального образования

Преимущества

среднее профессио- нальное образование

Недостатки

высшее профессио- нальное образование


Ответьте на вопрос:

В чем заключаются особенности различных форм получения образования (очная, заочная, очно- заочная, дистанционная, экстернат и др.).


Как правильно выбрать вуз

Узнать подробности обучения в вузе

Мои способности и интересы

уровень преподавательского состава

Есть ли бюджетные места

Имеются ли возможности получения дополнительных знаний и специализаций

Есть ли возможность прохождения практик и стажировок за границей

Есть ли военная кафедра, предоставляется ли отсрочка от армии?

Есть ли лицензия, аккредитация

уровень стипендии

возможные варианты трудоустройства


преимущества

среднего профессионального образованиям

высшего образования


Колледж - учебное заведение в России, которое предоставляет среднее профессиональное образование (в прошлом среднее специальное). Прием в колледж ведется на основании аттестата о среднем (полном) общем образовании (11 классов), аттестата об основном общем образовании (9 классов), диплома о среднем профессиональном образовании или диплома о начальном профессиональном образовании (как правило, профессионально-технический лицей или ПТУ). Срок обучения для поступивших после девятого класса составляет не более четырех лет, после одиннадцатого - не более трех лет.




Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).


Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.


Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


Обучающимся в колледже присваивается статус студента, им выдают зачетную книжку и студенческий билет. По окончании выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании согласно специальности. Он дает право поступить на работу на соответствующие должности или продолжить обучение в вузе наравне с выпускниками школ, закончившими одиннадцать классов, а также выпускниками профессиональных лицеев и ПТУ. Во многих высших учебных заведениях разработаны ускоренные программы обучения, предназначенные специально для абитуриентов, получивших диплом о среднем профессиональном образовании по схожей или аналогичной специальности.


Основные показатели, свидетельствующие о высоком уровне учебного заведения следует выделить: - наличие высококвалифицированного преподавательского состава (кандидатов наук, лауреатов премий, заслуженных деятелей образования) - материально - техническое оснащение (лаборатории и мастерские, компьютерные классы, состояние учебных классов и прочее) - студенческая жизнь (регулярное проведение мероприятий в колледже, праздников, соревнований) - наличие эффективных программ обучения, отвечающих государственным стандартам




Поступая в колледж или техникум, абитуриент может рассчитывать на получение диплома о среднем профессиональном образовании. Это в дальнейшем позволит выпускнику работать и самостоятельно обеспечивать себя, приобретая опыт, который является важным критерием для работодателей.


Диплом колледжа – открывает возможность полноценного трудоустройства. Обучение 3 – 4 года Диплом ВУЗа - увеличивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Обучение 2,5 – 3 года по сокращенной программе 1 курс Студенты осваивают программу 10 – 11 класса школы, получая среднее полное общее образование 2 курс Получение среднего профессионального образования 3 – 4 курс 1 курс2 курс3 курс После окончания колледжа выпускники СПО имеют возможность обучения в ВУЗе по сокращенным программам, совмещая обучение с трудовой деятельностью


Окончив колледж или техникум, выпускники, также, смогут продолжить обучение в высшем учебном заведении по сокращенным программам. В данном случае, поступление в вуз возможно и без предоставления результатов единого государственного экзамена. Выпускники колледжей и техникумов имеют возможность поступать в высшую школу, пройдя вступительные экзамены, организованные в самом учебном заведении.


Высшее Учебное Заведение Высшее образование - это образование, получаемое в процессе обучения в высших учебных заведениях, а также на специальных курсах. Институт, университет, академия - высшие учебные заведения, которые реализуют образовательные программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования.


Ступени высшего профессионального образования - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Среднее образование Неполное высшее Бакалавр по направлению Магистр по направлению Инженер 6 лет – третий уровень высшего образования 4 года – второй уровень высшего образования 2 года – первый уровень высшего образования


ВИДЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СТАРЫЕ И НОВЫЕ СТАТУСЫ Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.






Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.


Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.


Использованные источники 1. kolledzhhttp://edugid.ru/spravochnik-abiturs/316- kolledzh http:// %E4%ED%E5%E5_%EF%F0%EE%F4%E5 %F1%F1%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED% EE%E5_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E 0%ED%E8%E5 %E4%ED%E5%E5_%EF%F0%EE%F4%E5 %F1%F1%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED% EE%E5_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E 0%ED%E8%E5

Классный час в рамках профориентации

«Пути получения профессии»

Цель : представить вниманию учащихся пути получения профессий.

Задачи :

1. Рассмотреть параметры выбора профессий: предмет труда, вид деятельности.

2. Познакомить учащихся с путями получения профессии.

3. Рассказать о двух системах высшего профессионального образования РФ.

4. Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», « систематизированный перечень».

5. Представить учащимся формы обучения.

Ресурсы :

1. Анкета профессионального выбора.

2. Матрица профессионального выбора.

3. Презентация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Мотивация

Образование - это то, что
большинство получает,
многие передают
и лишь немногие имеют.

    Ребят как Вы понимаете данное высказывание Карла Крауса, австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критика, фельетониста и публициста.

    Все правильно. И сегодня мы с вами поговорим о выборе способа и путях получения профессии. В первую очередь это зависит от характера самой профессии.

    А кто из вас хотел бы попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

    Верно, никто! Но как, ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной.

    Итак, сегодня нам предстоит рассмотреть 3 вопроса:

    • Выбор направления обучения (профессия/специальность)

      Выбор учебного заведения

      Выбор формы обучения

    Предлагаю начать работу.

Слушают учителя, отвечают и рассуждают.

    Вопрос 1. Выбор направления обучения. Анкетирование.

    Перед вами, на партах, лежит анкета «Мои профессиональные предпочтения», которая поможет нам уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

    Итак, внимательно рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя галочкой (1-2 варианта).

    Вижу, что все справились. Предлагаю теперь внимательно рассмотреть таблицу «Матрицу профессионального выбора», которая тоже лежит у вас на партах. В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования. Пользуясь этой Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

    Ребята, а у Вас ни возник вопрос, почему бы не указать просто профессии? Ведь с ними все намного проще и понятнее?

    Вы совершенно правы. Перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий.

Во-вторых, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете «влезть в их шкуру», почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе.

В-третьих, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.

    А кто может объяснить, чем отличается профессия от специальности?

    Все верно. Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много - терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог и др., - вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Или еще один пример: Школьный учитель - профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики - это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах.

Работают с анкетой «Мои профессиональные предпочтения». (Приложение 1).

Работа с таблицей «Матрица профессионального выбора» (Приложение 2)

предполагают, высказываются, делятся мнениями.

Отвечают на вопрос.

    Вопрос 2. Выбор учебного заведения

    Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы - выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля.

    Лиза и Саша подготовили для нас сообщения из которых Вы узнаете что, после окончания школы можно получить среднее специальное образование в техникуме или училище, а можно получить высшее образование в институте или университете.

    Итак, теперь мы с Вами знаем, чем отличаются техникум от училища, а институт от университета.

    Существует такое понятие - «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше - поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он - специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования - начальном или среднем профессиональном образовании.

    Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей, а для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

    Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет.

Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

Доклад с презентацией Лизы и Саши.

Слушают по ходу задают вопросы или отвечают на заданные вопросы

    Вопрос 3. Выбор формы обучения

    А теперь разберемся с третьим вопросом сегодняшней темы и рассмотрим какие формы обучения существуют. Сейчас Маша познакомит вас с такими формами обучения как очная, заочная, дистанционная и экстернат.

Доклад с презентацией Маши.

Слушают по ходу задают вопросы

    Стоит отметить что, спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе.

    Поэтому важно помнить, что качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

    Желаем Вам успехов при выборе пути получения профессии. И предлагаем вам дома выполнить следующее задание: Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета. «Мой профессиональный выбор».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

    Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

    Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

    Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

    Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

    Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

    Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    Обслуживание (оказание различных услуг)

    Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    Оздоровление (профилактика и лечение)

    Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    Защита (охрана от враждебных действий)

    Контроль (проверка и наблюдение)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Среднее специальное образование

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями.

Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

    углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература);

    общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика);

    специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения).

Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.

Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Формы обучения:

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

    работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

    общение с преподавателем через электронные средства связи,

    отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественно-научных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.