Вечер загадок в подготовительной группе. Развлечение "Вечер загадок" материал (средняя группа) на тему. Конспект. Вечер загадок в старшей группе «Почтальон Печкин спешит к нам в гости»

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, русские народные игрушки.

Ведущая (воспитатель) одета в русский костюм.

Ход развлечения

Ведущая входит в группу к детям и приглашает в зал. В зале предлагает сесть на скамейки, обращает внимание детей на убранство зала.

Ведущая . Ребята, в старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали - коротали осенние да зимние вечера вместе. Такие вечера называли посиделки.

Во время посиделок проводили время за любимым делом: пряли, вышивали рушники, из дерева вытачивали ложки, плошки.

А еще такие вечера становились вечерами загадок, шуток; водили хороводы, устраивали соревнования - кто кого переговорит. И мы сегодня собрались в этой горнице на посиделки. Всех, ребята, приглашаю в хоровод.

Исполняется русский хоровод «Возле речки, возле моста», обработка И. Метлова.

Ведущая. А сейчас я вам загадки загадаю, а отгадки в горнице находятся.

1. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

2. Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)

Исполняется «Танец с ложками» — индивидуально для мальчиков.

Ведущая . Мои загадки вы, ребята, отгадали, и танец с ложками посмотрели, а теперь вспомните свои загадки. Но сначала разделимся на две группы: одни загадывают, а другие отгадывают.

Дети загадывают знакомые загадки:

1. Один костер весь мир согревает. (Солнце)

2. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

3. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

4. На дворе горой, а в избе - водой. (Снег)

5. Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

6. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

7. Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька. (Кошка)

Ведущая . Ребята, а вы знаете, откуда взялись загадки, какую долгую и интересную жизнь они прожили на земле до встречи с вами?

Родились загадки давным-давно, в те времена, когда люди не умели читать, писать. Они думали, что и трава, и деревья, и все звери - все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, люди и придумали «тайный» язык. И вот из этой тайной речи и родились загадки с мудреными и хитрыми словами.

Вот послушайте одну хитрую и веселую загадку:

В лесу - тук-тук,

В избе-ляп-ляп,

В руках - дзинь-дзинь,

На полу - топ-топ.

Звучит балалаечный наигрыш в записи, балалайка, закрепленная на подвешенном канате, «летает» по залу - эффект сюрпризности.

Выходит мальчик с балалайкой в руках и приглашает всех в круг. Проводится игра-хоровод «Как у наших у ворот» (русская народная песня).

После хороводной игры все дети садятся на скамейки, а группа девочек садится за стол, занимаются рукоделием. Одна девочка занята прядением нити за прялкой.

1-я девочка (имитирует движения работы пряхи).

Красна девица звонко ткала,

Тонко ткала,

Весело белила,

На солнышке сушила,

За концы таскала,

Людям дарила.

2-я девочка.

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Ведущая. «Какова пряха, такова на ней рубаха». Ребята, как вы думаете, что это за слова? Это что, загадка или слова из стихотворения? (Дети отвечают, что это пословица)

Народ придумывал не только загадки, но и пословицы. Много сложено пословиц о хлебе, дружбе, о трудолюбии. Давайте их вспомним. (Ответы детей)

1. Кончил дело - гуляй смело.

2. И грибка не поднять, если не нагнешься.

3. Не спеши языком, торопись делом.

4. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

5. Береги нос в большой мороз.

6. Дело мастера боится.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Книги читай, а дела не забывай.

9. Без дела жить - только небо коптить.

10. Ученье - свет, а неученье - тьма.

11. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

12. Ум хорошо, а два лучше.

13. У доброго мастера любое дело ладно спорится, а у лодыря все из рук валится.

Ведущая. Много знаете пословиц. Засиделись мы с вами, приглашаю вас в хоровод.

Исполняется русский народный хоровод «Как у наших у ворот» (русская народная песня).

Ведущая. А кто из вас, ребята, знает скороговорки? Вот, послушайте.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Русский народ очень любит скороговорки. Молодежь устраивает соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.

Устраивается мини-конкурс с ребятами на лучшее исполнение скороговорки, вручаются призы.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку,

А потом пришла домой,

Села на индюшку.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Ведущая . Весело у нас сегодня в нашей горнице. И загадки здесь мы вспомнили, и пословицы, и хороводы водили, и конкурс скороговорок провели. Но время подошло прощаться, и на прощанье я хочу загадать вам еще две загадки:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Не куст, а с иголками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Сюрпризный момент: появляются матрешка (девочка) и книга (воспитатель).

Матрешка.

Знаю, что в вашем саду, без сомненья,

Есть хорошие обычаи и увлечения:

Умельцы трудиться, в игры играть,

Со смекалкой загадки загадать,

Умеете вы веселиться!

Ведущая . Ребята, вы не возражаете принять в наш детский сад эту красавицу-матрешку?

Книга.

Знаю не понаслышке, а точно,

Что с книгой вы дружите прочно.

Хочу, я друзья, у вас задержаться,

Ведущая дарит ребятам матрешку и новые книги: «При солнышке тепло, при матери добро» (русские народные пословицы и поговорки), «Русские народные сказки».

Дети возвращаются в группу.

НОД по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Тема: Литературная гостиная «Вечер загадок».

Цель : познакомить детей с историей возникновения загадок;

развивать логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи: закрепить с детьми понятие «загадка», представления о жанровых особенностях загадок; учить осмысливать загадки; воспитывать умение слушать друг друга; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам художественной литературы, словотворчеству.

Словарная работа: загадка - малое литературное произведение, жанр х/л, старина.

Материал : иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор загадок, конверты с загадками.

Ход :

Дети с воспитателем находятся у экрана, на котором по ходу рассказа появляются картинки ( иллюстрации с изображением жизни людей в старину), слайды.

1. Организация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую книгу я нашла у нас в шкафу. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано. (Чтение загадок). Что я вам прочитала сейчас (Загадки). Верно.

Хоть я ещё, конечно, мал –
Недолго голову ломал,
И вот пришла она – отгадка.
Хорошая была … (ЗАГАДКА).

Воспитатель: Дети, так что же такое загадка?

Дети: Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку .

Воспитатель: Да, вы правы, загадка – это задачка, которую надо решить, а еще – это малое по форме литературное произведение - жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

А как возникла загадка, вы знаете, расскажите? (ответы детей) А, хотите я вам расскажу историю загадки и даже немного покажу.

Рассказ воспитателя: Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Без рук, без ног, На все стороны клонится.

(Люлька) Слайд

Скручен, связан, По избе пляшет.

( Веник .) Слайд

С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос) Слайд

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок да ящик.

(Магнитофон) Слайд

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится.

(Ракета) Слайд

Воспитатель: Ребята, а какие загадки бывают?

Дети: Загадки бывают разные. Бывают коротенькие в одну строчку, бывают в виде стихов. Народные и литературные. О предметах, о явлениях природы, о животных, о растениях, о профессиях.

Воспитатель: Вы правы. При этом в каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать, о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться, на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

Мяког, но не пух.

Зелен, но не трава.

Звери едят, но не ягода (Мох)

Эй, звоночки, синий цвет -

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

У кого одна нога,

Да и та без башмака. (Гриб)

А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например: Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На кедре растет, но не иголка. (Шишка)

Что это? Правильно. Как догадались?

Физминутка «Покажи отгадку»

Дети я вам буду загадывать загадку, а вы движениями покажите отгадку:

1. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

2. Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко – белый бок. (заяц).

3. Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую….(лису).

4. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (бабочка).

5. Танцевать он всем велит,

Песни петь заставит.

Всех подряд он веселит,

Устали не знает.

Он века у нас живет,

Дружный, шумный …(хоровод)

Взявшись за руки, водим хоровод, останавливаемся и беседуем в кругу.

Воспитатель: Дети, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А, вы знаете, осенью в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая. Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.

Вот и мы сегодня с вами проведем такой вечер- «Вечер загадок» в нашей литературной гостиной.

Дети с воспитателем проходят к «круглому столу» (столы выстроены в форме полукруга), и рассаживаются на свои места.

У каждого ребенка лежит конверт, где находится загадка, которую он придумал дома с родителями.

Литературная гостиная «Вечер загадок» (при зажженной свече).

Воспитатель: Дорогие дети сегодня в нашей литературной гостиной загадки мы будем с вами загадывать и отгадывать те, что вы придумали с родителями дома. А затем, мы поместим ваши загадки в альбом «Загадочный теремок», который мы с вами начали заполнять на прошлой недели.

1. «Домашнее задание – загадки о животных».

Воспитатель: Дети, кто из вас хочет первым загадать нам свою загадку.

Дети по очереди выходят к столу воспитателя и загадывают свою загадку, остальные ее отгадывают.

2. Составление альбома «Загадочный теремок».

Воспитатель: Я думаю, теперь мы можем поместить ваши загадки в наш альбом «Загадочный теремок».

Итог занятия: Беседа – рассуждение «В чем польза загадок»

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Чем сегодня мы с вами занимались? Дети, что же такое загадка? Какие бывают загадки? Дети, а как вы думаете, какая польза от загадок?

Ответы детей.

Дети вам понравилось придумывать загадки?

У меня для вас есть предложение, давайте продолжим придумывать загадки по схемам и картинкам, и также будем их вкладывать в наш альбом «Загадочный теремок», который у нас теперь будет находиться в нашем книжном уголке и будет с помощью вас пополняться.

(Досуг для детей среднего возраста)

1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.

2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.

3. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

4. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие по осени, но это будет не простое путешествие, а с загадками !

Загадаю вам загадки , вы же дайте мне отгадки.

Послушайте внимательно, подумайте старательно.

Карусели, карусели с вами мы в машину сели и поехали!

(Имитируем вождение машины и двигаемся к первой остановке.)

Внимание! Остановка «Огородная»

Ребята, а что растет на огороде? (Овощи.)

Вот и загадки мы должны отгадать об овощах.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

Что за скрип? Что за хруст? это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я. (Капуста.)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук.)

Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец.)

Приготовить на обед ты не сможешь винегрет,

Если овоща такого у тебя на кухне нет. (Свекла.)

Золотой каретой в сказке этот овощ был когда-то.

Отгадайте без подсказки, как зовется он, ребята? (Тыква.)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох.)

Зелёный полосатый шар, с начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз, скажите, что это. (Арбуз.)

Молодцы! Справились с загадками , теперь можем отправляться дальше!

Карусели, карусели мы с тобой на лошадь сели и поехали!

(Выполняем подскоки.)

Внимание! Остановка «Садовая»

Ребята, а что растет в саду? (Фрукты), а на чем они растут? (на деревьях)

Фрукт похож на неваляшку, носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив, с дерева упала... (Груша.)

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко.)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон.)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша.)

В золотистой шкурке бок, а под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку и для сыны, и для дочки. (Апельсин.)

Полумесяц золотой, Будто медом налитой.

Он душистый, мягкий, сладкий, а на ощупь – очень гладкий. (Банан.)

Замечательно, ребята! Все загадки отгадали , хорошо знаете названия фруктов.

Карусели, карусели мы с вами в поезд сели и поехали!

Внимание! Остановка «Лесная»

Ребята, а что растет в лесу? (Деревья, грибы, ягоды.)

А кто живет в лесу? (Дикие животные. )

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

Зимой и летом -

Одним цветом. (Ель.)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябины.)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб.)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (Лисички.)

Точки белые на красном -

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор -

Не срывайте... (Мухомор.)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб.)

В красной шляпе под осиной

К шляпе жёлтый лист прилип…

Полезай скорей в корзину

Ты съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик.)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь.)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж.)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка.)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса.)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк.)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (Бобры.)

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это... (Лось.)

А вот наша четвертая остановка «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей.)

Внимательно слушайте загадки

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно … (Листопад.)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (Дождь.)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (Лужи.)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек, выпал первый белый... (снег.)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие с загадками . Вы все, ребята, очень хорошо умеете отгадывать загадки . Молодцы!

Использованная литература.

Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет. – Паритет, 2008 г.

Использованные интернет – ресурсы.

http://www.nsportal.ru

http://kinderinfo.ru

http://ped-kopilka.ru

Наталья Белоусова
Досуг «Вечер загадок» в подготовительной группе

Цель : Закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, названия овощей, фруктов, ягод, грибов.

Развивать зрительные, тактильные ощущения.

Воспитывать внимание, усидчивость.

Материал. Чудесный мешочек с муляжами овощей, Цветок с загадками , картинки, раскраски на осеннюю тему.

Воспитатель : Сегодня, в нашей уютной группе мы вместе с вами проведём интересную игру, «Вечер загадок » , посвященный нашей красавице Осени. Незнайка просит о помощи. Он прислал письмо с заданиями в наш детский садик, которые поручили ему выполнить.

Воспитатель : Ну что поможем?

Дети : Да.

1-е задание : необходимо закончить предложения, а для этого вспомните все признаки осени. Готовы?

Будьте внимательны.

Мы, ребята, друг друга спросим : Что настало нынче?. (осень) .

Осень, осень – непогода. Лужи прямо у … (порога) .

Лужи на дорогах, берегите свои (ноги) .

Как птица, туча по небу (мчится) .

Осень, осень листопад, листья жёлтые (летят) .

Дождик капает с утра –

Осень - грустная (пора) .

2-е задание : Отгадайте загадки о явлениях природы осенью.

1. Падают с веток

Золотые монетки (осенние листья) .

2. Летит птица по синему небу.

Крылья распластала –

Солнышко достала (туча) .

3. Крупно, дробно зачастило

И всю землю промочило (дождь) .

4. Неизвестно, где живёт.

Налетит – деревья гнёт.

Озорник, а не уймёшь! (Ветер)

5. Молоко над речкой плыло,

Ничего ни видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (Туман) .

6. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут (Облака) .

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете признаки осени.

Кто в земле укрылся ловко? Это красная (морковка) .

От дождей земля промокла. Уродилась нынче (свёкла) .

Испытает много мук, кто без хлеба скушал (лук) .

Вот зелёный молодец, он зовётся (огурец) .

В огороде светофор? Это красный (помидор) .

Воспитатель : Здорово вы поработали, собрали большую корзину урожая, молодцы!

Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Найди отгадку» (В нашем чудесном мешочке лежат овощи, на ощупь дети находят отгадку) .

Загадки .

1. Никого не огорчаю,

Маленький, горький,

А всех плакать заставляю (Лук) .

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (Морковь) .

3. Луку брат (Чеснок) .

4. Что копали из земли,

Жарили варили.

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили (Картошку)

5. Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют -

К осени краснеют (Помидор) .

6. Не книжка, а с листьями (Капуста) .

Воспитатель : Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились! А теперь, вам надо посчитать все овощи, слушайте внимательно и считайте овощи.

Бабуля однажды с базара пришла,

Бабуля с базара домой принесла :

Картошку, Капусту,

Репку, Морковку,

Горох, Огурец,

Свёклу, Фасоль

Петрушку и укроп.

Воспитатель : Кто самый внимательный, сколько же бабуля принесла овощей?

Дети : ответы детей.

Воспитатель : Совершенно верно, молодцы!

Воспитатель. В огороде мы побывали, а теперь я приглашаю всех занять свои места. Последнее задание, которое нам надо выполнить для Незнайки, это собрать корзину с овощами и передать ему. У вас на столах лежит пластилин, каждый из вас делает тот овощ, который хотел бы передать Незнайке, а я помогу тоже, я сделаю большую корзину, так как у нас получится большой урожай.

Воспитатель. Какие вы молодцы, все задания выполнили, которые просил Незнайка. Он для вас передал угощения, это вкусные, сочные, спелые яблочки.

Публикации по теме:

Досуг-вечер загадок «Что нам осень принесла» в средней группе Досуг Вечер загадок «Что нам осень принесла» в средней группе Задачи: 1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность. 2. Учить.

Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» для средней группы №2 подготовил воспитатель: Соловей Ю. А. Задачи:.

Конспект досуга в средней группе «Вечер загадок» Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок. Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки,.

Математическая викторина в подготовительной группе «Бочонок загадок» Цель: активизация познавательной деятельности детей. Образовательные задачи: 1. Формировать умения и навыки применения математических знаний.

Развлечение для детей подготовительной группы «Вечер загадок» Цель: Развивать логическое мышление, смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений. Осуществлять дифференцированный.

Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки! (Зима)

О зиме написано много стихов и сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, так заревет. (Снег)

Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает по воле, а не птица. (Вьюга)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (Зима)

Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки, которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка.(Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано: «Ребятам от Снегурочки»)

Он слетает белой стаей

И сверкает налету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

Без рук, без ног по полю скачет,

Под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. (Речка)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится сутра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают. (Снежинки)

Скачет по лесу, то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)

Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы?

А теперь вам такое задание – нарисовать отгадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля…

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется выбор.

Поисковая игра «Следы на снегу»

В царстве Зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить, кто оставил следы на снегу. (Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).