Квалификация водителя и требования к ней. Должностная инструкция водителя Квалификационные требования к водителю автобуса

Вопрос

Какой документ необходимо использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля?

Ответ

При определении требований к квалификации водителя автомобиля, рекомендуется использовать «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако работодатель также вправе использовать другие действующие на текущий момент нормативные акты.

Обоснование

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

При разработке должностной инструкции работодатель может руководствоваться, в частности:

  • квалификационными характеристиками по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенными в Квалификационном справочнике
  • тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31;
  • профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287) (Исключением является п. 12.3 названных требований, который вступит в силу с 14 декабря 2018 г. (п. 2 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287). С этой даты работодатель также может применять положения п. 12.3 указанных требований для разработки должностной инструкции водителя автомобиля.)

Эти требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Обратите внимание

С 12 августа 2016 г. вступит в силу Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59, которым утвержден порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения некоторыми категориями водителей.

Пункт 7 данного документа разъясняет, что «Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации».

В соответствии с п. 10 Порядка, в ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Квалификационные требования установлены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032)

На основании вышеизложенного, рекомендуется использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако, организация-работодатель на текущий момент вправе также использовать:

  • квалификационные характеристики по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенные в Квалификационном справочнике , утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденную Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31.

Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати

1-2 разряды

Характеристика работ. Сортировка почтовых отправлений и произведений печати установленным порядком, отправка их согласно планам направления почты в установленные сроки; внесении изменений в руководства и пособия по сортировке и направлению почты, заделка постпакетов (пачек) и мешков с корреспонденцией и печатью. Внесение коррективов в руководства и пособия по сортировке и направлению периодической печати, филателической продукции и прочих отправлений.

Должен знать: почтовые правила в пределах выполняемой работы, а также порядок получения, обработки и отправки всех видов почтовых отправлений и печати; схему письмосортировочной машины при машинной сортировке; тарифы на пересылку простых, заказных и ценных писем, карточек, бандеролей и посылок; контрольные сроки и расписание обработки и отправки почты для своего рабочего места; действующую систему сортировки почтовых отправлений и печати; порядок приписки почтовых отправлений, почтовых вещей и печати к документам и их заделки в постпакеты (пачки) и мешки; правила перевозки почты по авиалиниям; правила учета почтовых отправлений и печати; латинский шрифт; инструкции по экспедированию печати; схему маршрутов почтовых вагонов; планы направления международной почты для своего рабочего места; порядок пользования Алфавитным списком стран и территорий мира, издаваемым Бюро Всемирного почтового союза; инструкцию по контроля денежной отчетности.

При сортировке:

— иногородней письменной корреспонденции на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки не более 350;

— входящей и местной корреспонденции на одном или поочередно на различных рабочих местах с общим количеством пунктов сортировки (улиц города) до 400;

— корреспонденции в отделениях перевозки почты при аэропортах на рабочих местах с количеством клеток сортировки до 200;

— простых исходящих, транзитных и входящих международных почтовых отправлений;

— почтовых отправлений и произведений печати по предприятиям связи, расположенным на межрайонных и внутриобластных маршрутах;

— входящей и местной корреспонденции и произведений печати по пунктам, обслуживаемым ГСП, с общим числом пунктов — до 300;

— произведений печати в газетных узлах, в приписных предприятиях связи; газетно-журнальных экспедициях почтамтов, ПЖДП, ОПП с общим количеством до 500 газетных узлов и отделений связи;

— импортной печати на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки до 500;

— экспортной печати на предприятиях связи, не являющихся местами международного почтового обмена, по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая и сортировку адресных ярлыков по странам, а также самостоятельное оформление документов на эту почту;

— посылок, ценных писем и ценных бандеролей, мешков с почтой и газетных пачек на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством выделяемых групп не более 60;

— постпакетов и бандеролей, и группировке их по направлениям при

количестве направлений до 70 — 1-й разряд .

При сортировке:

— иногородней письменной корреспонденции на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки более 350;

— корреспонденции в отделениях перевозки почты при аэропортах на рабочих местах с количеством клеток более 200;

— корреспонденции на почтово-сортировочных участках (узлах);

— входящей и местной корреспонденции на одном или поочередио на различных рабочих местах с общим количеством пунктом сортировки (улиц города) более 400;

— произведений печати в газетно-журнальных экспедициях почтамтов, ПЖДП, ОПП с общим количеством более 500 газетных узлов и ОС;

— исходящей международной письменной корреспонденции, мешков, посылок по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая оформление документации на указанные международные отправления;

— входящей и местной корреспонденции и печати по пунктам, обслуживаемым ГСП, свыше 300 пунктов;

— импортной печати на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки свыше 500;

— экспортной печати на предприятиях связи, являющихся местами международного почтового обмена, по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая сортировку адресных ярлыков по странам, а также самостоятельное оформление документов на эту почту;

— посылок, ценных писем и бандеролей, мешков с почтой и газетных пачек на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством выделяемых групп более 60;

— международной входящей и транзитной письменной корреспонденции, посылок, мешков по направлениям, включая оформление документации;

— постпакетов и бандеролей и группировке их по направлениям при

количестве направлений более 70 — 2-й разряд .

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих .

При приеме на работу водителя школьного автобуса для осуществления перевозки детей обязательно ли предъявлять требования к стажу работы именно водителем автобуса или достаточно общего водительского стажа?

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, к сожалению «общего» водительского стажа не достаточно.

Согласно квалификационным требованиям к водителям из приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как оформить прием на работу водителя

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Особенности приема на работу

Как принять на работу водителя

Прием на работу водителей, чья работа непосредственно связана с движением транспортных средств, имеет свои особенности. Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден в постановлении Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16. Он охватывает: автомобильный, городской наземный электрический, промышленный, железнодорожный, морской, речной транспорт, транспорт дорожного хозяйства, метрополитена и гражданской авиации.

Сотрудники, которых принимают на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти и профессиональную подготовку (ст. 328 ТК РФ). Порядок отбора и подготовки утвержден в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59. Он распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. В том числе те организации, в штате которых есть сотрудники-водители автомобилей для хозяйственных нужд.

Так, соискатель, который претендует на должность водителя, обязан:

  • иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
  • иметь (ст. 213 ТК РФ);
  • соответствовать квалификационным требованиям к водителям из приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287, если иное не установлено законом. Подтвердить соответствие можно документами об образовании или о квалификации: дипломами, удостоверениями и т. п.;
  • соответствия требованиям к стажу работы, установленным в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Подтвердить соответствие можно трудовой книжкой или .

Внимание: сотрудника-водителя , если такая работа тоже непосредственно связана с управлением транспортным средством или его движением (ст. 329 ТК РФ).

Если соискатель отвечает всем условиям, то работодатель проводит устное собеседование. В дополнение к беседе можно провести и письменную проверку: опрос или тестирование. Все результаты занесите в листы собеседования и храните их пять лет. Конкретная форма листов собеседования не утверждена, поэтому работодатель может составить их в .

Если по итогам собеседования кандидат подтвердит свое соответствие квалификационным требованиям, то работодатель вправе принять его на работу. При этом в до трудоустройства соискателю придется пройти еще и .

Такие правила установлены в пунктах 2–11 Порядка, утвержденного в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

В остальном документальное оформление сотрудника-водителя на работу проводите в .

Стажировка водителей

Как и когда проводить стажировку водителей

После того как соискатель на должность водителя пройдет в отдельных случаях до допуска к самостоятельной работе кандидаты проходят стажировку.

Так, пройти предварительную стажировку обязаны соискатели, которые:

  • приходят устраиваться на работу сразу после окончания учебы;
  • имеют перерыв в работе на должности водителя более одного года;
  • устраиваются работать на горные маршруты;
  • планируют работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.

Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника. В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством. В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Водителя-наставника для нового водителя назначают из других сотрудников-водителей, которые:

  • не совершили за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеют стаж работы на соответствующем типе транспортных средств:
    1) не менее трех лет – при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле;
    2) не менее пяти лет – при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе.

По итогам стажировки оформите стажировочный лист. , при этом в нем обязательно отразите:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилию, имя и отчество водителя-стажера;
  • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество водителя-наставника;
  • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

Работодатели обязаны вести документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя. Стажировочные листы храните не менее пяти лет.

Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция водителя автомобиля

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

1.4. Непосредственный руководитель водителя - директор предприятия.

1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

1.6. Водитель должен быть знаком с:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
  • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
  • дорожными картами региона.

1.7. Водитель обязан владеть:

  • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
  • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
  • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
  • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
  • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

ІІІ. Права

3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
  • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
  • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
  • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
  • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
  • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

ІV. Ответственность

Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
Мышкин /Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванов
«17» августа 2014 г.

ФАЙЛЫ

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Основные правила составления должностной инструкции водителя

Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

  • «Общие положения»,
  • «Должностные обязанности»,
  • «Права»,
  • «Ответственность».

При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре , но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

Составление должностной инструкции водителя

В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

Основные разделы

В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе : его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

3-й класс

Характеристика работ. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности. Буксирование прицепов весом до 750 кг. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

Водитель автомобиля

2-й класс

Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е". Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах - "Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применения, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.