Вечерние шелковые платья-батик. Художественная роспись ткани – узелковый батик Способы складывания ткани узелковое окрашивание

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Горячая техника

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

  • запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);

Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

Что нужно приготовить для первых занятий

Пяльцы или рама

Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

Ткань

Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.

Бумага

Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

Материалы и инструменты

Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

От хобби к профи

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.


Notice : Undefined variable: byline in /home/artfo566/domains/сайт/public_html/wp-content/themes/protopress/inc/template-tags.php on line 91
Опубликовано

Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.

Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.

Что потребуется:

  • Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
  • Для личной защиты:
  • Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
  • Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
  • Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
  • Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
  • Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
  • Банки для приготовления смеси красителей.
  • Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
  • Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
  • Измерительная посуда или мерные ложки.

Шаг 1.

Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.

Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода!!!) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.

Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.

Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.

Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.

Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.

Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.

Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется

(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.

Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.

Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.

Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.

Лучший способ полоскания изделия — добавление . Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.

Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.

Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.

Затем высушите изделие.
Удачи!

© При использовании материалов сайта активная на www..

ДОРОГИЕ МОИ,ПРАЗДНИК НЕ ЗА ГОРАМИ И СОВСЕМ НЕПЛОХО ПОДУМАТЬ,В ЧЁМ ЖЕ МЫ БУДЕМ ЕГО ВСТРЕЧАТЬ...
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ВЕЧЕРНИЕ ПЛАТЬЯ Линды Клявиной.

Бархат ручной росписи.

Смысл творчества художника-дизайнера Линды Клявиной - помочь женщине стать единственной и неповторимой. Ручная авторская роспись натурального шелка. Выполненная вручную вышивка бисером, стеклярусом и паетками. Модные, романтичные и яркие образы… Модели, созданные в единственном экземпляре, помогут достичь желаемого: мир замер в восхищении!


Эти вырезы, эти запреты…
Так и тянет нарушить табу.
Нежной талии – твердость корсета,
Красный шелк – словно танго в чаду.
Изгибаются, тая от неги,
Перевитья кулисок, шнуров.
В томном танце струятся побеги –
Арабески из пламенных снов.
Горечь вермута в темном бокале
Одурманит и опьянит.
О подобном давно вы мечтали.
Платье тянет к себе и манит.
Красота – это царь мирозданья,
Что не требует, но велит.
Так поддайтесь истоме желанья,
От которого сердце щемит.


платье "Dolce Vita"
«Дольче вита», как сказали бы итальянцы, - это определённое состояние души. Изменчивое и неповторимое…Сочетающее немного легкомыслия и море ярких мгновений, соединяющихся в абстрактные линии.
Распутать этот клубок оттенков непросто – ведь обладательница платья-бюстье с завышенной линией талии, при всей кажущейся незамысловатости, очень глубокая и впечатлительная натура, способная на серьёзные поступки и ответственные решения. Например, отважиться подчеркнуть линию талии с помощью пояса…Натуральный шёлк, расписанный вручную, способен вдохновить и не на такие эксперименты! Сладость жизни ведь измеряется не только конкретными проявлениями…


Гламурное платье нежно розового цвета с рисунком диких роз. Изящный пояс в виде шарфа-кушака можно повязывать как на бедра, так и под грудь: изменяя силуэт, вы меняете и фасон платья, сохраняя при этом шик и искушенное обаяние гламура. Модные «рукава-фонарики» подчеркивают женственность и хрупкость фигуры. Простой, но элегантный вырез придает облику шарм, гармонично завешает образ женщины, рожденной, чтобы покорять.



Платье «Травы» с его загадочным обаянием – это тоже маленький мир. Он завораживает магнетизмом плавных линий, изящностью и простотой силуэта, игрой ярких, насыщенных красок. Созданное в технике батик из натурального шелка платье идеально струится по телу, рождая экзотический и в то же время сдержанный образ.
Золотистая шнуровка на спине позволяет изменять силуэт по своему вкусу: можно сделать его более свободным или, наоборот, подчеркнуть талию. Неизменным остается одно: поддавшись обаянию платья «Травы», попадаешь в мир экзотики, красоты и страсти.



платье вечернее `Саванна`



Быть не такой как все, нарушать правила и смело следовать зову собственного сердца… Так ты становишься самой собой и можешь в полной мере насладиться жизнью, в которой столько всего сказочного, интересного, способного вдохновлять и дарить множество волшебных моментов.



Горячий белый песок, плеск тяжелых волн, солнце, рассыпанное на поверхности воды миллионами бликов, мерцающих словно грани алмаза, и, конечно же, теплый свежий ветер…
Нежное, как морской бриз, светлое, как летнее небо, оно изящно струится по телу, создавая ощущение легкости и даже полета. Мягкость натурального шелка, расписанного в технике батик, напоминает прикосновение морских волн.



Шикарная летящая лента-бант, находящаяся сзади, позволяет регулировать прилегание силуэта.



платье-накидка "Галактика".Можно носить как вечернее (на однотонное прямое платье).



накидка "Флёр". Хорошее дополнение к вечерним платьям и нарядам.
Батик. Ручная авторская роспись. Натуральный шелк 100%, газ-шифон.



романтическое вечернее платье "Орхидея".Акварельная техника.



платье-баллон "Night wish" в стиле "Baby Doll" из натурального шелка авторской росписи. Техника монотипии.



платье "Лёд"


Коктейльное платье "Иней розы"
Подёрнутые инеем яркие краски чуть тускнеют… Но морозный воздух всё ещё наполнен благоуханием роз, напоминая о тёплых днях, ярких минутах, волнующих мгновениях…
Словно аромат роз, упорно пробивающийся сквозь морозную вуаль, романтический дух, исходящий от Вас, преобразит окружающий мир, обнажит его тайны, даст простор новым фантазиям.



платье из натурального шелка "Белый шиповник"




бирюзовое платье с маками "Опиум"


платье из натурального шелка `Лагуна`





НАДЕЮСЬ,ЧТО ПРИ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕКЦИИ ВСЕ ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ,ЕСЛИ ВСЁ ЖЕ КТО-ТО НЕСОВСЕМ УВЕРЕН В СВОЁМ ВЫБОРЕ,СОВЕТУЮ ДОЖДАТЬСЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОКАЗА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ШЁЛКА.

XII открытая научно-практическая конференция

«Достижени-Я»

Тема: Танцевальное платье в технике «холодного» батика

«Волшебство маковых цветов »

Секция: «Художественно-прикладная (декоративно-прикладное творчество)»

Дроздова Наталья ,

учащаяся учебного объединения «Батик. Банан» МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР

Руководитель:

Наумова Ирина Гавриловна ,

педагог дополнительного образования МБОУДОД «ДДТ» г. Чебоксары ЧР, член Союза художников РФ и ЧР, член Союза дизайнеров РФ и ЧР

Чебоксары, 2015

Содержание

2.1.

Введение

2.2.

Основная часть

2.2.1.

История батика

2.2.2.

Виды батика

2.2.3.

Технология изготовления изделия (практическая часть)

1) Выбор рисунка и разработка эскиза.

2) Рисование эскиза.

3) Выбор ткани.

4) Выбор модели платья и раскрой изделия.

5)Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

6) Выбор красок и роспись ткан, эксперимент.

7) Пошив платья

    Процесс изготовления головного убора из цветов мака.

2.2.4.

Приложение 1

«Горячий» батик

«Холодный» батик

«Узелковый» батик

«Свободная» роспись

Роспись по сырому

Приложение 2

Я ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ


Приложение3

ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ ПО БАТИКУ

«ДПИ в современном мире» (Декоративно-прикладное искусство)



Приложение 4

МАКИ



Приложение 5

шифон

Шелк (иск.)

хлопок

Цена (руб.)

110

300

свойство

Общими свойствами материи являются: тонкость, прозрачность, легкость, хорошая драпируемость. Все эти свойства позволяют создавать легкую многослойную одежду сложного кроя с большим количеством декоративных элементов: оборок, воланов, рюшей и т.п. Но при этом даже простой фасон благодаря мягкости материала будет смотреться выигрышно.

Шёлк - мягкая из нитей, добываемых из . Изначально шёлк происходил из и был важным товаром, который доставлялся в по . Длина шёлковой нити (шелковины ) из одного кокона достигает 800-1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

Хло́пок - растительного происхождения, покрывающее семена , важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно .

Приложение 6

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Акриловые краски

Гуашь

Приложение 7

(с учетом стоимости работы)

пп

Необходимые материалы

Стоимость

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x 130=260 руб.

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

Состав резервирующий «Батик»

15 руб.

Краски акриловые « DECJLA »

5х5=25 руб.

10квт/час по 2руб. 33 коп

Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой – 100руб., пошив 800 руб.

900 руб.

Ручная работа

1 кв. м. = 3000 руб.

1,5х3000=4500 руб.

Итого:

5900руб. 33 коп.

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев

(без учета стоимости работы)

пп

Необходимые материалы

Условная цена за единицу предмета

Стоимость

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x 130=260 руб.

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

Состав резервирующий «Батик»

15 руб. (что использована лишь часть резерва)

15 руб.

Краски акриловые « DECJLA »

5 руб. (5 цветов с учетом, что использована лишь часть краски)

5х5=25 руб.

Затраты на электроэнергию (пошив, глажка и пр.)

10квт/час по 2руб. 33 коп

2руб.33 коп.х10=20руб. 33 коп

Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой – 100руб.

100 руб.

Итого:

600 руб. 33 коп.

Приложение8

В РЕЗУЛЬТАТЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:

60% опрошенных сказали, что у не слышали ни разу слово «батик»

35% знают, что такое «батик»

25% имеют представление о том, что такое «батик»

    Для многих учащихся «батик» – понятие малознакомое.

    Радует, что некоторые учащиеся знают, что такое «батик» и даже знакомы с его видами.

    Некоторым даже известно, какие краски используются при росписи ткани.

Приложение9

Следующий метод исследования – сравнение.

Я сравнила ручной и производственный способы росписи ткани.

Результаты мы можем увидеть в представленной таблице.

Характеристика

Производственный способ (роспись)

Ручной способ (роспись)

форма

Массовое производство, похожи друг на друга

Индивидуальная нестандартная

цвет

Неестественные тона

Мягкие природные тона

материалы

Вредные красители

Натуральные, экологически чистые

функциональность

Стандартна, притупляет вкус к разнообразию и фантазии

Позволяет мечтать и фантазировать, приучает к труду и рукоделию

цена

Дорогая

Менее затратна, так как сделана своими руками

Приложение10

АНКЕТА

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в опросе, посвященном изучению батика. Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы.

Вопросы анкеты

    Знаете ли Вы, что такое батик?

    Да

    Нет

    Какие виды батика Вы знаете?

    Да

    Нет

    Какие материалы используются в батике?

_________________________________________________

    Для чего нужен батик?

________________________________________________________________

    Знаете ли Вы откуда в России появился батик?

    Да

    Нет

    Хотели бы Вы иметь дома картины или одежду, расписанную в технике батик?

    Да

    Нет

Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Ваш пол: мужской

женский

Ваш возраст:

Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.