Что такое эстамп в живописи. Основы понимания графики. Печатная графика и её виды

с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

Виды эстампа

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема.

  • Высокую печать (обрезная ксилография ; торцовая ксилография; линогравюра ; гравюра на картоне ).
  • Глубокую печать (офортные техники : игловой офорт, акватинта , лавис ; сухая игла ; мягкий лак ; меццо-тинто ).
  • Плоскую печать (литография ).
  • Трафаретную печать (шелкографские техники ; вырезной трафарет ).

Большим и важным разделом станковой графики является эстамп . Чтобы лучше понять его особенности, необходимо кратко ознакомиться с принципами печати в искусстве эстампа. Художник создает на твердых материалах (литографском камне, деревянной доске, металлической пластине, линолеуме и т. д.) так называемую печатную форму, с которой и производится печатание художественного произведения - эстампа .

Для того чтобы отпечатать в типографии репродукцию, плакат, иллюстрацию , этикетку и так далее, тоже изготовляется печатная форма, но делается она с оригинального произведения художника фотомеханическим способом с помощью специальных аппаратов и машин. Такая печатная форма называется типографской или машинной , а печать с нее - типографской или полиграфической печатью .

Печатная форма в эстампе , созданная руками автора-художника, называется авторской печатной формой , а печать, в отличие от типографской, мы называем художественной печатью .

Различные способы создания эстампа в зависимости от материала печатной формы (камень, дерево, металл, линолеум) называются графическими техниками . К наиболее распространенным графическим техникам относятся: ксилография , офорт , литография и линогравюра .

В искусстве графики различают три вида печати: высокая или выпуклая печать , где изображение отпечатывается на бумагу с возвышенных, выступающих мест печатной формы (например, в ксилографии и линогравюре); глубокая печать , где изображение оттискивается на бумагу из углубленных мест печатной формы (например, в офорте), и плоская печать , где изображение печатается с гладкой, ровной поверхности печатной формы (например, в литографии).

Каковы же те художественные достоинства, которые выдвигают эстамп в число наиболее важных видов современного изобразительного искусства?

Прежде всего, печать придает эстампу такие особые художественные качества, такое звучание линии , пятна и цвета , какие несвойственны произведениям других видов графики . В каждом виде печати, как мы убедимся, эти достоинства будут разными.

Количество возможных оттисков (тираж эстампа ) зависит от материала печатной формы и от способов ее выполнения.

Автор сам участвует во всех процессах создания эстампа - от изготовления печатной формы до печатания и оформления оттиска. Исходя из замысла, он избирает технику, манеру исполнения, определяет качество краски и бумаги, способы печати и т. д.

Только большой практический опыт позволяет художнику свободно владеть материалом, умножать творческие находки и вырабатывать свой индивидуальный почерк. Автор придирчиво следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только самые лучшие листы. Все экземпляры авторского тиража имеют ценность оригинала и в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом следующем оттиске художник может чуть изменить качество краски и бумаги, различными способами усилить или ослабить интенсивность тона всего эстампа или отдельных его мест. Все это, не нарушая общего впечатления, вносит своеобразные оттенки в каждый лист.

Отпечатав часть тиража, автор может внести в печатную форму поправки и изменения и продолжать печатание. В этом случае эстампы появляются на свет в нескольких состояниях. Некоторые офорты Рембрандта, например, дошли до нас в нескольких состояниях, и каждое из них по-своему привлекательно. Такие возможности художник чрезвычайно ценит и не стремится сделать все оттиски совершенно тождественными. При репродуцировании эстампа воспроизводится обычно только одно состояние, только один из лучших вариантов оттиска.

Необходимо отметить два момента из истории развития искусства эстампа . Большинство графических техник (а в особенности ксилография, резцовая гравюра, офорт и литография) с момента их возникновения и примерно до середины XIX века служили не только художественному творчеству, но являлись средством воспроизведения (репродуцирования) произведений всех видов изобразительного искусства.

Фотографии, фотомеханических способов репродуцирования человек долгое время не знал. Произведения искусства (главным образом живописи) перерисовывались на печатную форму и с нее оттискивались отдельными листами в виде гравюр и литографий.

Гравированием (от французского "graver" - вырезать) называется процесс создания печатной формы в ряде техник. При помощи специальных инструментов художник вырезает (гравирует) на твердом материале печатную форму. В настоящее время к гравированию относят и химические способы обработки печатной формы (травление ).

Процесс гравирования присущ ксилографии, резцовой гравюре, офорту, линогравюре и некоторым другим техникам. Гравюрой называются произведения графики, отпечатанные с гравированной печатной формы.

В зависимости от принципа печатания оттисков различают гравюру выпуклую и углубленную . На старинных гравюрах можно видеть несколько подписей мастеров, трудившихся над ее созданием, например "написал", "изобразил" (автор художественного произведения); "зарисовал" (перерисовал с произведения для гравюры); "гравировал", "вырезал" (создал печатную форму); "изготовил", "выполнил" (печатал).

Какими бы виртуозами эти мастера ни были, репродукция, конечно, была несовершенной. Труд многочисленных мастеров-репродукционистов был, разумеется, необходим, но репродукционный эстамп погубил множество талантливых художников. Они превращались в ремесленников, вынужденных забросить самостоятельное творчество, всю жизнь перерисовывать, копировать чужие произведения, изощряться в технических приемах, чтобы как можно более приблизиться к оригиналу. Кропотливым трудом эти мастера выработали изумительные по виртуозности технические приемы, создали целые школы репродукционной гравюры и литографии. Но методы и многие технические приемы репродукционного эстампа оказались непригодными для творчества, сковывали художников и не могли не сказаться отрицательно на развитии искусства графики.

Второй важный момент из истории эстампа . В условиях феодальных, монархических или буржуазно-демократических государств эстамп объявлялся уделом аристократов, искусством избранных, недоступным пониманию простого человека, "черни". В привилегированных слоях общества сформировался целый культ эстампа . Используя свое социальное положение, власть денег, "избранные" диктовали художникам темы и сюжеты, поощряли угодных им мастеров. Объявив эстамп искусством камерным, произведения которого предназначены для папок любителей, для кабинетов и гостиных аристократических домов, они требовали строго ограниченных небольших размеров и определенных приемов исполнения эстампа.

Эстамп занимает важное место в истории западной культуры. Он тесно связан с историей книгопечатания, бывшего главной отраслью потребле ния эстампа и значительно повлияв шего на его развитие.

В Европе эстамп появился около 1400, возможно даже около 1350. Сначала появилась гравюра на дере ве, затем - на меди. С появлением углубленной гравюры печать эстампов начала развиваться в прирейнских странах; в прекрасных по исполнению работах. Мастера игральных карт, м астера 1446 года, мастера Е. S., м астера Домашней книги, Шонгауэра трактовка пространства уже предве щает эпоху Возрождения.

В Италии основным центром эстампа стала Фло ренция. Флорентийские гравюры этого периода, в которых чувствуется вли яние перового рисунка, создавались в кругу Боттичелли. Но величайшим гравером своего времени, влияние которого трудно переоценить, был Дюрер. Он придал гравюре на дереве совершенство рисунка и композицион ные качества живописи. Каждый лист Дюрера - подлинный шедевр. Он рабо тал также в технике гравюры на меди и создал несколько офортов на ста ли. В Германии в первой половине XVI в. графика была представлена работами Ханса Бургкмайра, Ганса Бальдунга Грина, Вехтлина, Лукаса Кранаха, Урса Графа. Нидерландский мастер Лука Лейденс кий был подвержен влиянию Дюрера и итальянца Маркантонио Раймонди. Имя последнего тесно связано с именем Рафаэля. Раймонди является родона чальником репродукционной гравюры, просуществовавшей до XIX в. В кругу Рафаэля кьяроскуро, введенная Уго да Капри, соперничала с резцом.

В XVI-XVII вв. репродукционная гравю ра получила распространение во Фландрии благодаря деятельности Ие ронимуса Кока, опубликовавшего про изведения Брейгеля. Голландский маньеризм конца XVI в. представлен школой Г. Готциуса, из которой выш ли первые граверы, работавшие по эскизам Рубенса. Офорт, в котором сочетаются черты сухой иглы и резца и который появился около 1500, у Пармиджанино, а позже, Скьявоне, стал гибкой и богатой техникой. Ба роччо использовал травление. А. Карраччи в своих работах соединял офорт с резцом. Вскоре последовал новый всплеск искусства гравюры, проявившийся в творчестве Гвидо Ре ни, Белланжа, Ван Дейка и, особен но, Рембрандта, посвятившего эстам пу значительную часть своего твор чества.

Офорт имел большой успех во Франции, Голландии и Италии. Калло, первым среди французских ху дожников, выполнил серию офортов: <Каприччи> (1617) и <Бедствия вой ны> (1632). Он был только рисоваль щиком и гравером. Его влиянием от мечено творчество Стефано делла Белла, Абрахама Бросса, Перелле и Исраэля Сильвестра. Наряду с этими профессиональными граверами, фран цузские граверы-портретисты - Жан Морен, Клод Меллан - переводили в гравюру свои собственные рисунки и работы других художников. Эта тра диция была очень сильна в XVII в. и продолжилась в следующем столетии.

Художники XVII- XVIII вв. стреми лись достичь в резцовой гравюре и офорте большую мягкость (так появи лась, например, <карандашная мане ра>). В XVIII в. профессия гравера достигла наивысшей технической утонченности. Некоторые французские х удожники стали авторами собствен ных офортов, например, Ватто, Фра гонар и Габриэль де Сент-Обен. В Венеции эстамп приобрел большое значение благодаря Каналетто, Ть еполо и Пиранези. Офорты Пиранези (<Тюрьмы> и многочисленные <Виды Рима>) считаются шедеврами искусс тва XVIII в. Под влиянием Тьеполо Гойя в своих работах использовал свободную и выразительную технику акватинты, подчас имитирующую аква рель. Широкое распространение ли тографии, открытой еще в конце XVI II в., относится уже к эпохе роман тизма (тот же Гойя).

В Англии офор тисты были сатириками, создававшими гравюры быстро, свободно и мощно. Самым знаменитым был Хогарт, по ри сункам которого гравировали другие мастера-граверы.

В XIX в. с развитием техники и изобретением фотографии произошел всплеск графического искусства. По явились новые техники - цветная гравюра на дереве и литография , к которой обращались многие художни ки, в частности, Домье. Он способс твовал формированию характерных черт эстампа XIX в. Параллельно, в творчестве Прюдона, развивалась и репродукционная гравюра. Такие ху дожники, как Жерико и Делакруа, об ращались к литографии, а Поль Юэ, Добиньи, Милле, Уистлер - к офорту. Последователями этих офортистов стали импрессионисты: Мане, Дега и особенно Писсарро.

Около 1890 на чался период возрождения эстампа. Цветная литография процветала бла годаря работам ведущих мастеров. Но подлинный успех имели плакаты (Жюль Шере и А. Муха). Серию шедевров в этом жанре создали Боннар и Ту луз-Лотрек. Через них литография вышла на улицы городов, принимая монументальные размеры. Художники не ограничивались плакатами, нов шества проявлялись и в отдельных литографиях, и в целых сериях. В этой области успешно работали, нап ример, почти все художники группы <Наби>.

Благодаря творчеству Уильяма Морри са, Гогена и Мунка возобновился ин терес к гравюре на дереве. Работы Мунка, лучшие из которых исполнены в период до 1900, были продолжены немецкими экспрессионистами, кото рые увидели в эстампе абсолютный художественный язык (Кирхнер, Ноль де, Мюллер, Шмидт-Ротлуфф, Хек кель).

Кубизм способствовал некото рому возрождению классического офорта и резцовой гравюры (Пикассо, Брак, Маркуси, Вийон). Дань гравюре отдали почти все великие мастера XX в. Прекрасные произведения созданы Матиссом, Клее, Шагалом, Миро.

Се годня эстампы предназначаются ско рее для книжной иллюстрации или для украшения стен, а не для коллекцио нирования. Так же можно объяснить и распространение литографии, испол нение которой нередко поручалось мастеровым, - но литография слишком легко превращалась в роскошную реп родукцию. Исключением являются, ко нечно же, литографии Дюбюффе.

В США широко распространился первоначаль ный вариант эстампа (Дж. Джонс, Ра ушенберг).

Шелкография - это техника эстампа, основанная на использовании экранов из непромокаемого шелка, располо женных между бумагой и тушью . Эту технику успешно применяли Китай, Алберс, Энди Уорхол и многие другие художники.

В России эстамп распространялся среди народа в очень своеобразной форме лубка . Печатные формы создавались главным образом на деревянных досках, оттиски нередко раскрашивались от руки. Лубки распространялись офенями - книгоношами - по всей стране, а порой и нелегальным путем. Содержание лубков было самым разнообразным и во многих случаях далеко не безобидным для господ и их прислужников. Многие лубки привлекали декоративностью, нарядностью, свойственными народному искусству, простотой изобразительных средств и ясностью замысла.

Никогда еще не было таких благоприятных условий для развития эстампа , какие создала советская действительность. Этот вид графики необычайно современен и своей массовостью, остротой и подвижностью как нельзя лучше соответствует задачам времени, укладу и темпам нашей жизни.

В мире эстампов нет случайных людей. В последние годы интерес к ним заметно увеличился и продолжает расти, в первую очередь среди искушенной публики, знатоков и опытных коллекционеров, для которых качественный эстамп – практически единственная возможность проявить бескомпромиссность в выборе авторов. Коллекционируя первые имена, эти люди обращаются к эстампам, зная наверняка, что покупают оригинал – ведь тиражи изготавливались почти всеми великими мастерами: от Дюрера, Рембрандта, Шагала до Пикассо и Уорхола.

При диапазоне цен от трех до десяти тысяч долларов эстампы покупают люди, которых трудно заподозрить в недостатке средств. В самых известных коллекциях все чаще можно найти литографию, сериографию, гравюру. По мировой статистике, 51% работ, продаваемых на зарубежных аукционах, по большей части представляют эстампы. На международном рынке искусства эстампам принадлежит уже более 30%.

При этом хороший эстамп легко не только купить, но и продать в случае необходимости, ведь цены на них растут вместе с популярностью авторов, а покупка подобной работы не требует дорогостоящей экспертизы – достаточно приобретать произведения с прозрачным провенансом и историей, обращая внимания на репутацию и имя продавца. Поэтому эстампы высоколиквидны, востребованы по всему миру и представлены на всех известных аукционах.

Тот, кто планирует покупку эстампов, хорошо осведомлен, что они открывают поистине уникальные возможности выбора работ авторства первых имен – Дали, Пикассо, Шагал создали бесчисленное множество шедевров на бумаге. Это самые «оборачиваемые» в мире художники. Тот факт, что работы были созданы при жизни автора, исключает появление новых копий, а значит, спрос на них будет стабильно расти вместе с ростом рынка искусства.

Первые имена в сериографии, литографии, гравюре – «золото» лучших собраний и идеальный подарок, который Вы можете себе позволить и мало кто ожидает получить. Признак хорошего вкуса, образованности и знания трендов арт-рынка – такой подарок невозможно превзойти.

Литография

Литография была изобретена в Германии в XVIII веке. Среди художников, использовавших эту технику: Марк Шагал, Сальвадор Дали, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Дэмиен Херст, Такеши Мураками и многие другие.

Особенность литографии состоит в нанесении художником каждого цвета или изображения на металлическую поверхность или поверхность камня при помощи специальной жирной литографской краски или литографического карандаша. Литографский камень или пластина смачивается водой, сверху кладется лист бумаги, который пропускается через литопресс. На валик пресса наносится типографская краска, оттиск получается только в тех местах, где на камень был нанесен рисунок. После того как напечатан первый цвет, рисунок соскабливается с камня или пластины, и художник наносит на ту же поверхность следующую краску. Поскольку работа выполняется самим художником или при его непосредственном участии, литографии являются уникальными авторскими произведениями.

Эстампы – это оригинальные работы, выполненные ограниченным тиражом в нескольких экземплярах. По окончании работ литографский камень и пластина уничтожаются, что полностью исключает появление в будущем копий произведения, созданного самим художником. Подлинность работ и их качество гарантируются репутацией владельцев галереи и провенансом – историей происхождения и владения произведением искусства. Тот факт, что работы являются авторскими оригиналами, подтверждают соответствующие сертификаты и наличие этих работ в международном каталоге.

Офорт

В начале XVI века рождается офорт – разновидность гравюры на металле. Этот жанр стал любимым для многих великих художников. Одной из причин тому, несомненно, была легкость в изготовлении. Если в резцовой гравюре линии на дереве или металле прорезаются вручную, то в технике офорта эту труднейшую работу берет на себя кислота. Металлическая доска покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. С помощью острой стальной иглы, проникающей сквозь грунт, художник наносит на доску рисунок. Доска помещается в азотную кислоту или в раствор хлорного железа, и рисунок протравляется до желаемой глубины. Затем грунт смывается с доски, в нее втирается краска и делается оттиск. Интересно, что в России эта техника именно из-за травления называлась «гравюра крепкой водкой».

Около середины XVIII века появляется отдельное направление – репродукционный офорт. В этой технике выполнены практически все книжные иллюстрации того периода. Но оригинальный офорт продолжает оставаться любимой техникой для многих живописцев. Большую известность имеют офорты Гойи, Каналетто, Ватто и многих других выдающихся мастеров. Особняком стоит творчество Пиранези – он был, пожалуй, самым выдающимся офортистом своего века.

В середине XIX века искусство офорта, теснимое новыми печатными техниками, угасает, но к концу столетия расцветает с новой силой и воспринимается как самостоятельное художественное направление в графике многих стран.

В отличие от многих других видов искусства, эстамп достаточно молодое явление. Он возник на рубеже XIV - XV веков. Несмотря на то, что возникновение произошло значительно раньше, в Китае, она так и не вышла за его пределы.

Главным толчком в возникновении и развитии эстампа было изобретение печатного станка в Германии в 1444 году.

После возникновения печати, появилась необходимость иллюстрирования печатной продукции. Для этой цели была выбрана гравюра. И уже во второй половине XV века появляются книги с иллюстрациями. Именно графика давала человеку наглядные представления о мире вплоть до середины XIX века - возникновении фотомеханики.

В различные периоды наиболее активно развивается та или иная техника эстампа.

Например, в XV веке существуют только две техники эстампа: резец и обрезная ксилография.

В XVI веке рождается техника офорта и кьяроскуро.

XVIII век был наиболее богатым на появление новых техник. Родились такие техники как: меццо-тинто, акватинта, пунктир, лавис, карандашная мера.

Если говорить о технологиях, то существуют четыре разных способа переноса изображения, принципиально различающиеся между собой. Каждый из этих способов имеет несколько вариаций гравировки.

Первый способ - это трафарет. На место будущего изображения накладывается плоский защитный экран, в котором прорезаны различные формы, через которые и наносится краска на основу.

К способам трафаретной печати относятся вырезной трафарет и шелкография.

Вырезной трафарет характеризуется большим количеством перемычек, предохраняющих трафарет от того, чтобы он не развалился на куски.

Рис. 1. Вырезной трафарет

Шелкография - более распространенный вид трафарета. Его особенность заключается в том, что основа трафарета в шелкографии - это мелкая, обычно шелковая сетка, которая частично заклеивается специальным составом и оставляет свободным лишь рисунок. Далее сетка накладывается на бумагу, заливается краской, которая протекает через ячейки и рисунок готов.

Рис. 2. Шелкография

Второй вид эстампа - высокая печать. Она заключается в том, что поверхность печатной формы гравируют. Краска, нанесенная на печатную форму, не попадает в канавки гравировки и остается на поверхности. К печатной форме прижимается бумага и получается цельное изображение, испещренное белыми линиями.

К высокой печати относятся:

  • Гравюра на гипсе . Ее преимущество заключается в том, что гипс мягкий материал и хорошо подходит для гравировки. Гипсовая гравюра часто выглядит грубовато, но это лучший вариант для первоначального знакомства с эстампом.

Рис. 3. Гравюра на гипсе

  • Ксилография - гравюра на дереве. К ней относятся:
    • Продольная (обрезная) гравюра. Каждая линия с двух сторон вырезается ножом, а середина вынимается специальным резцом. Основа под гравюру - деревянная доска, что усложняет процесс вырезания так как она неоднородна и выступы поперек волокон часто деформируются в процессе изготовления печатной формы. Для этого типа гравировки характерна некая жесткость и скованность линий. Но своя особенная фактура деревянной доски, из которой изготовляется форма, позволяет создать совершенно неповторимый эффект.

Рис. 4. Ханс Бургкмайер. Атака из засады. Ок. 1512 г.

  • Торцовая гравюра. Больше всего для гравюрной формы подходит дерево самшит. Несмотря на то, что его трудно достать, именно оно самое плотное и лучше всего держит полировку. Гравирование производится стальными резцами разных размеров и профилей. Такие резцы называются штихели. Так же как в гипсовой и обрезной гравюрах, штрихи делаются в тех местах, которые не должны быть пропечатаны. Штихель легко режет во всех направлениях, что позволяет художнику создать разнообразные штрихи, передающие тон, форму и т. д. Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами.

Рис. 5. Вильям Аллен Роджерс. Зазывая покупателей

  • Линогравюра. Этот вид гравировки получил свое название из-за необычного материала для изготовления гравюрной формы, а именно - линолеума. Такая гравюра немного рыхлая и грубоватая, но она более монументальна, чем другие виды гравировки. Кроме того, она позволяет делать гравюры большого размера.

Рис. 6. Ю.Тышкевич. Весна. 1970.

  • Цинкография. Также является разновидностью эстампа. Эта техника заключается в том, что на лист цинка наносится рисунок специальным кислоупорным раствором, а промежутки между линиями заливаются кислотой, образовывая канавки. Такая печать отличается от офорта только своим способом.

Рис. 7. А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал

  • Гравюра на картоне. Отличительная особенность этого вида эстампа заключается в том, что благодаря малому перепаду толщины, пропечатывается вся поверхность картона - в том числе и углубления. Рельеф в гравюре создается иглой; макетным ножом; с помощью подкладывания или наклеивания сверху кусочков картона; с помощью клея, песка или рельефной пасты; путем наклеивания ткани.

Рис. 8. Сергей Дудко. Тянь-Шань, Памир 2000г.

Третья техника переноса изображения - это глубокая печать.

К глубокой печати относят: офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру.

  • Офорт , как уже было сказано выше, похож на цинкографию. Металлическая пластина, выбранная для гравюрной формы, тщательно полируется, покрывается кислупорным грунтом, на котором процарапывается рисунок. Потом эту пластину опускают в азртную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности.

Рис. 9. Варлен Пен. Абхазские горы. 1967г.

  • Резцовая гравюра . Ровная металлическая пластина тщательно шлифуется. Затем на нее наносят контур изображения. Для штрихов и линий применяют штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносятся иглами. Металлические заусеницы - барбы, которые остаются по краям, аккуратно срезаются шабером. Изображение заполняют густой краской. С помощью специального кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для изображения характерны строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий.

Рис. 10. А.Дюрер. Адам и Ева. 1504.

  • Меццо-тинто или черная манера . В отличие от прочих техник работы на металлической пластине, при использовании техники меццо-тинто, пластина не шлифуется, а наоборот. Художник работает по тщательно зазерненной пластине, которая дает глубокий черный фон. Места, которые должны дать светлый или серый фон наоборот выглаживаются. Процесс подготовки пластины для техники меццо-тинто является, наверное, самым трудоемким среди всех техник. Лучше всего для пластины подходит медь - она достаточно мягкая, но не хрупкая. Позволяет рельефу выдерживать значительные нагрузки не деформируясь при этом.

Рис. 11. А.Мильдеберг. Портрет писателя П.Руммо. 1955.

  • Пунктир . Это разновидность офорта. Выполняется ударами молоточком по пунсонам - острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются темные участки, при слабом - светлые. Изображения, выполненные в пунктирной технике, отличаются эффектной легкостью и воздушностью изображения.

Рис. 12. Дж.Уокер. Портрет великого князя Павла Петровича. 1791г.

  • Сухая игла. Есть мнение, что данная техника появилась одновременно с резцовой манерой, когда самые тонкие линии проводились не резцом, а иглой. При этом высокие зазубренные наросты обычно сшлифовывались. Особенность глубокой печати в том, что идеально белый фон получается при идеально отшлифованной поверхности. Любая царапина, оставленная даже тонкой шкуркой, при печати дает фон. Царапать пластину можно любыми острыми предметами: ножом, любыми видами игл или другими острыми предметами. Это и называется сухой иглой. Линия в сухой игре расплывчатая, как в технике акварели по-мокрому.

Рис. 13. А. Ф. Кютт. Чудское озеро.

  • Акватинта. Название эта техника получила за сходство оттиска с акварелью. Перед травлением на пластину наносится специальная кислоупорная смола. Затем пластина опускается в кислоту. Для получения большего количества фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводят число травлений до более чем 20 этапов. Протравленные углубления заполняются офортной краской и с помощью станка выполняется оттиск на бумагу.

Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

Рис. 14. Ко Ж. Жазе с оригинала К. Верне. Охотничья травля. 1827.

  • Резерваж. В этой технике рисунок наносится пером или кистью на непосредственно саму поверхность доски специальными чернилами. Сначала готовится специальная смесь гуммиарабика с сахаром или обычной туши с сахаром. Этой смесью рисуют по обезжиренной поверхности металла. Затем покрывают твердым лаком и опускают в воду. Под воздействием воды рисунок разбухает и его аккуратно смывают. Обнажившийся металл можно травить. Получившаяся гравюра похожа на рисунок пером или кистью.

Рис. 15. А. Зуев. Жигули. Молодецкий курган

  • Лавис. Суть этой техники заключается в том, что гуммиарабика или гуашь смешивается с кислотой и этой смесью рисуют непосредственно на металле. Оттиск напоминает рисунок кистью.

Рис. 16. Ж. Б. Лепренс. Слух.

  • Мягкий лак. Техника мягкого лака создаёт эффект рисунка мягким материалом (карандаш, сангина и т.д.). Сначала заранее подготовленная пластина грунтуется мягким лаком, затем сверху накладывается лист бумаги, желательно не слишком толстый. На бумаге делается рисунок карандашами различной мягкости. После того, как рисунок был нанесен, лист бумаги отрывается от пластины вместе с грунтом. Металл протравливается и воспроизводит карандашный рисунок, ранее сделанный на бумаге.

Рис. 17. Э. Вийральт. Девочка-берберка с верблюдом. 1940.

  • Карандашная манера. Этот вид эстампа был создан для воспроизведения изображений и не получил особого распространения. Техника имитирует рисунок карандашом, углем, пастелью, сангиной. Является смешанной техникой - наполовину офортной, наполовину резцовой.

Рис. 18. Воспитание Амура. По рисунку Франсуа Буше (1703-1770). 1760-е.

И, наконец, четвертый вид эстампа - плоская печать или литография . Главное преимущество этой техники заключается в том, что она не требует от художника специальных гравировальных навыков. Принцип этой техники основан на химической неоднородности печатающей поверхности и особом свойстве литографской краски прилипать только к сухой поверхности.

На отшлифованную, но слегка зазерненную до шероховатости поверхность известняка наносится рисунок специальным литографским карандашом или тушью. Затем поверхность камня протравливается кислотным составом. Протравленные участки смываются водой, но отталкивают краску, а там, где был нанесен жировой рисунок, вода скатывается, а краска, наоборот, прилипает. Далее к камню особым прессом прижимается бумага и изображение готово. Важно помнить, что бумага должна быть достаточно плотной.

Рис. 19. А. Зуев. Лунный свет, студеный берег. 2010

Каждый отпечатанный оттиск является оригиналом, но следует помнить, что с увеличением тиражирования, уменьшается качество изображения. Это происходит из-за естественного износа гравюрной формы. Таким образом, первые изображения всегда получаются самыми лучшими.

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.