Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг. Внеклассное мероприятие по экологии. "Экологический брейн-ринг."Судьба природы — наша судьба" Интеллектуальный брейн ринг игры презентации по экологии


Природа нашего края удивительна и разнообразна. Глядя на карту Волгоградской области, мы видим, что очертания ее границ очень напоминают по форме сердце. Природа края, в котором мы живем, – это единый живой организм, в котором реки – кровь, они несут жизнь в разные уголки. На территории нашей области есть разные природные зоны – степи, полупустыни, есть и леса. И, конечно, везде обитают разнообразные и уникальные виды растений и животных. К сожалению, из-за неграмотной деятельности человека многие уникальные природные объекты стали исчезать. Вам известно, что волгоградские ученые-биологи создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Ребята, вы очень много интересного знаете о родной природе. Сегодня же в нашей игре победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда получит звание «Знатоки, отчего края».



Конкурс 1. «Защита эмблем» Орел степной. Определить эту птицу можно по стройному телу, наличию «штанишек» на лапах, по заостренному и загнутому книзу клюву. Эта птица изображена на эмблеме, так как наша область расположена в степной зоне. Степной орел – редкий вид птиц, занесенный в Красную книгу Волгоградской области. Тополь. Типичное для нашего края широко распространенное дерево, которое в большом количестве высаживается на территории нашей области, особенно вдоль дорог. Это неприхотливое растение обладает высокой способностью улавливать газы и пыль, его семена легко распространяются ветром Тюльпан Шренка. Это степной первоцвет, очень красивое растение, имеет цветки разнообразной окраски. Данный вид занесен в Красную книгу» Волгоградской области.


Конкурс 2. «Знаете ли вы?» Зачем божьей коровке яркая окраска? Куда деваются насекомые с наступлением холодов? Назовите деревья Волгоградской области, выделяющие вещества – фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы и очищающие воздух. Какая птица поет в полете? Это знак предупреждения о ядовитости. Прячутся в коре деревьев, в почве, зимуют в виде личинок. Черемуха, дуб, ель, сосна. Жаворонок. Назовите самое распространенное млекопитающее степи. Суслик.




Конкурс 3. «Кто это?» Жук-носорог. Наличие двух плотных жестких крыльев; крупный коричневый выпуклый блестящий жук; у самцов на лбу большой рог, с помощью которого они дерутся между собой. Богомол. Крупное хищное насекомое, с вытянутым телом. На длинных передних лапах имеются шипы, с помощью которых насекомое захватывает добычу; интересна и характерная поза богомола, напоминающая молящегося человека: так насекомое подкарауливает свою жертву Шмель. Имеет две пары прозрачных крыльев с перепонками, тело покрыто волосками; питается нектаром, очень полезен в природе, так как опыляет цветковые растения. Живет в общине семьей






Покажите на карте водохранилища и крупные, наиболее примечательные озера Волгоградской области. Волгоградское и Цимлянское водохранилища Волгоградское и Цимлянское водохранилища; озера Эльтон, Горько-соленое, Боткуль, обладающие уникальными лечебными свойствами
Конкурс 5. «Театр родной природы» Дует слабый ветерок – деревья слегка шелестят листьями; дует сильный ветер – деревья раскачиваются и гнутся. Семена прорастают, пробиваясь через почву; постепенно они превращаются во взрослое растение, на котором распускаются цветки. Птичьи мама и папа снуют к гнезду и от гнезда, где сидят их голодные птенчики. Родители без отдыха кормят своих прожорливых малышей.





Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг»
Ход игры:

(Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.)

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Приветствуем Вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Послушайте правила игры.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 2 команды.
2. Капитаны команд представляют название, девиз.

3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.
4. Правильность ответов оценивает жюри
5. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:
Полный правильный ответ -5 балла
Неполный ответ - 3 балла
Неправильный ответ - 0 баллов
Представление жюри:
Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).

Прошу капитанов представить свои команды.
Команда № 1 . «Экологи»;
Наш девиз: «Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету! У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!»
Команда №2. «Следопыты»;
Наш девиз:
«Мы, следопыты- природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!».
Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

1 раунд «Подумай и ответь».

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

2 раунд «Что мы знаем об экологии»

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

Ведущий: жюри подводит итоги двух раундов.

Минута отдыха «Это интересно знать»

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

3 раунд «Решение ситуаций».

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку, привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

4 раунд « Литературный»

Назовите детских писателей и поэтов, писавших о природе?

Назовите русские пословицы и поговорки о природе?

5 раунд «Музыкальный калейдоскоп ».

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Награждение команд. Круг почёта.

Интеллектуально – творческая игра

«Экологический калейдоскоп»


Экологическое движение России

  • I этап: возникновение дружин по охране природы
  • II этап: создание экологического союза партии зеленых
  • III этап: регистрация национальной организации Гринпис


Брейн - ринг состоит из V раундов

  • I раунд: «Вопрос на засыпку»
  • II раунд: «Отгадай ученого»
  • III раунд: «Детские высказывания»
  • IV раунд: «Найди лишний рисунок»
  • V раунд: « Переведи слова»
  • В начале каждого раунда вам будет объяснены правила игры.

I раунд «Вопрос на засыпку»

  • Раунд состоит из решения 8 ситуационных задач. Ваша задача правильно ответить на поставленный вопрос.

1. Нередко в заповедниках практикуют следующее: при увеличении численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо?

Ответ: таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев.


2. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ : в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.


3. Один фермер скосил траву до цветения, другой – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ?

Ответ: более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.


4. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Ответ : дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется


5. В лесах Красноярского края, живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, совы. Чем можно объяснить такое множество птиц?

Ответ: каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов.


6. Птицу клеста, еще называют “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?

Ответ: в связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность.


7 . Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам, и к птицам: снегирям, кедровкам. В чём причина этих явлений?

Ответ: это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью плодов и семян, которыми питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.


8 . Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки?

Ответ: олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.


II раунд «Отгадай ученого»

  • Раунд состоит из кроссворда, в котором зашифрованы названия растений и грибов. Ваша задача решить кроссворд. Если задание, выполнено верно, то в выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного русского ученого-биолога, основоположника лесоводческой науки.

  • Сфагнум
  • Сосна
  • Папоротник
  • Береза
  • Прострел
  • Подберезовик

III Раунд «Найди лишний рисунок»

  • Задание состоит из 4 групп картинок, каждая группа содержит 4 изображения. Ваша задача выбрать лишнюю картинку, и объяснить, что объединяет оставшиеся рисунки?

  • (ромашка) , остальные - растения красной книги

2. (божья коровка), остальные - насекомые вредители

3. (кипарис), остальные -хвойные деревья Сибири

4. (щавель), остальные - Однолетние


IV Раунд Переведи слова

1. Das Ozonloch 12. save

2. Verschmutzt sein 13. protect

3. Der sauere Regen 14. die out

4. Einatmen 15. pollute

5. Retten 16. dangerous

6. Aussterben 17. acid rain

7. Tiere und Pflanzen schützen 18. poisonous

8. Die Ozonschicht 19. waste

9. Das Grundwasser 20. destroy

10. Giftig 21. ozone hole

11. Die Luftverschmutzug 22. garbage


Игра со зрителями «Отгадай отходы»

  • Вам требуется разгадать детские высказывания и попытаться понять, что имели в виду дети?

  • 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  • Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  • Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  • Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  • Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

  • 2. Всегда черного цвета
  • Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики
  • Это очень вредно
  • У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной
  • Этого много образуется при горении

  • 3. Этого почти не видно
  • Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы
  • От этого у людей бывает астма, бронхит
  • Это могут собрать на свои листья зеленые растения
  • В городе, где этого много, не растут лишайники

  • 4. Это получается, когда становится старым или ломается
  • Это можно увидеть везде- в городе, в деревне, даже вдоль дорог
  • Это можно сдать и получить деньги
  • Это бывает цветным и черным
  • Его можно переплавить и сделать что-то новое

  • 5. Его производит обыкновенная корова.
  • В небольших количествах он полезен
  • Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
  • При попадании в водоемы, он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться
  • Его необходимо компостировать

  • 6. Его делают из песка
  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

  • 7. Ее изобрели в Китае
  • У нас ее получают из дерева
  • Она легко горит
  • Из нее получается очень много мусора
  • На ней обычно пишут или рисуют.

  • 8. Это то, чего много в городе, но мало в деревне
  • Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик
  • От этого люди устают, болеют, много нервничают
  • Его издают разные приборы, машины

1. озоновая дыра 12. спасать

2. Быть загрязненным 13. охранять

3. Кислотный дождь 14. вымирать

4. Вдыхать 15. загрязнять

5. Спасать 16. вредный

6. Вымирать 17. кислотный дождь

7. Защищать животных и растения 18. ядовитый

8. Озоновый слой 19. отходы

9. Грунтовая вода 20. разрушать

10. Ядовитый 21. озоновый слой

11. Загрязнение воздуха 22. мусор


«Экологический Брейн – ринг 2015 г.»

Цели:

    формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

    привить детям любовь к природе, показать какую помощь они могут ей оказать, воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.

    развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников.

    воспитание чувства коллективизма обучающихся.

Задачи:

    способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека, научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю

    развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации

    развивать речь учеников, познавательную активность.

Участники игры : учащиеся 7-8 классов в составе каждой команды 4 человека, количество команд не ограничено.

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

Время проведения: 1ч 50мин.

Ход игры:

З дравствуйте, ребята!

Когда – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Приветствуем вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Мы собрались, чтобы поговорить о проблемах экологии, углубить знания об окружающем мире, его проблемах и законах. Ваши знания, умения и навыки оценит жюри. (Объявляется состав жюри.)

Председатель жюри:

Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку.

»

Команды должны представить свое приветствие, название, девиз, эмблему, представить капитана команды. (3 мин.)

Начинаем согласно жеребьевке с команды под номером 1и т. д.

конкурс № 3 Брейн - ринг

номинации:

    ГИННЕС ШОУ

  1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ПОДВОДНЫЙ МИР

    НАСЕКОМЫЕ

    МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ

    НЕ НАВРЕДИ!

Условия конкурса: Команды, согласно жеребьевке, выбирают номинацию, вопросы называются по порядку (10вопросов). Команды обсуждает 3 мин. Команды, знающие правильный ответ, поднимают сигнальный флажок. Жюри фиксирует последовательность. Первой отвечает команда, выбиравшая номинацию. Если ответы все правильные, команда зарабатывает 10 очков, если есть не правильные ответы, то отвечает команда первой поднявшая сигнальный флажок и так далее, до правильного ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл.

номинация «ГИННЕС ШОУ»

1.Какое животное является самым круглым из всех существовавших когда-либо на Земле?
(Синий кит. Масса его тела достигает 150 т.. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).
2. Как называется самая большая лягушка?
(Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).
3. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
(Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).
4. Какое животное живет дольше всех?
(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни состав-ляет 175 лет)
5. Как называются самые большие ящерицы на Земле?
(Камодский варан. Они вырастают до 3 метров в длину, и имеют массу тела в 200 кг)
6. Какая змея является самой большой?
(Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)
7. У какого животного самый длинный язык?
(У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)
8. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким?
(Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Да-же новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)
9. Какая обезьяна является самой крупной?
(Горилла. Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.)
10. Какая рыба считается самой большой в мире?
(Китовая акула и гигантская акула. Они являются самыми большими существами после синего кита, но они - рыбы. Длина их тела может достигать от 15 м до 18 м.)

номинация «ФЛОРА»

1. Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в во-де. Назовите его. (Саксаул)
2. Какое растение в Китае и Японии считается священ-ным? (Лотос)
3. Что такое паприка? (Красный перец)
4. Есть ли у кактусов листья?
(Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания живот-ными)
5. Что такое торф?
(Это коричневая смешанная масса растительности, нахо-дящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива)
6. Плоды, какого растения считаются всемирно принятым символом братства? (Гранат)
7. Что такое микология? (Это наука о грибах)
8. Говорят, что растения "худеют" и "поправляются". Что это значит? (В жаркий период времени, обычно днем, в результате недостатка влаги, древесные сосуды ствола утончаются, толщина становится меньше. Это значит что дерево "худеет". Ночью обычно недостаток воды в сосудах ствола восполняется и ствол дерева "поправляется")
9. Растут ли деревья зимой? (нет)

10. какие растения используют для лечения мелких ран? (подорожник)

номинация «ПЛАНЕТА»

1.Что такое биосфера?
(Область жизни организмов, оболочка Земли, состав, структура и энергетика, которой в настоящем или прошлом обусловлены деятельностью живых организмов)
2. Что такое озон?
(Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Озон образует в верхних слоях атмосферы целый озоновый слой: толщина его от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле от проникновения сильной солнечной радиации)
3. Что такое орнитология? (Наука, изучающая жизнь птиц)
4. Смог. Что это такое? (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)
5. Что такое экология?
(Наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем (от организма до биосферы) и их взаимодействия с внешними усло-виями, буквально - "наука об организмах у себя дома")
6. Что такое энтомология? (Наука о насекомых)

7. Что такое экосистема?
(Совокупность живых организмов и условий их существо-вания и взаимосвязь между ними)
8. Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

9.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

10.В чем различия и что общего у заповедника и заказника?

заповедник (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

заказник (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).

номинация «ФАУНА»

1.Почему гремучая змея носит такое название?
(У гремучей змеи на кончике хвоста имеется погремок, который состоит из сухих ороговевших колечек кожи, чешуек. Погремок позволяет определить присутствие теплокровного орга-низма, поскольку он чувствителен к изменениям температуры. Когда змея чувствует жертву, она трясет хвостом, чешуйки погремка трутся друг о друга

2. Спят ли рыбы?
(Да, но глаза у них остаются открытыми. Рыбы ложатся спать с наступлением темноты, при этом многие из них укладываются набок)
3. Почему мухи могут ходить по потолку вверх ногами?
(На ступнях ног, а их всего три пары, имеются подушечки, которые вырабатывают липкую жидкость. С каждым шагом мухи подушечки выделяют новую порцию жидкости, что и по-зволяет мухе удержаться в любом положении)
4. Назовите животное, которое единственное на Земле не умеет поворачивать головы? (Крокодил)
5. Адмирал, Аполлон, махаон, бражник, "Мертвая голова" - кто они? Что их объединяет ?
(Это бабочки, которые занесены в Красную книгу, как исчезающие виды)
6. Какими удивительными свойствами обладает хамелеон?
(Он способен менять окраску. Глаза хамелеона движутся независимо друг от друга, но обнаружив добычу, фиксируются на ней одновременно)
7. Обладают ли кузнечики слухом?
(Да. Они слушают ушами, расположенными на брюшке у основания задних лапок)
8. Что означает слово "амфибия"?
(Это слово греческого происхождения. Оно означает "жи-вущий двойной жизнью". Так называют земноводных)
9. Какие животные относятся к категории "птицезвери"?
(Ехидна и утконос. У них, как и у птиц, есть одно выход-ное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладки яиц. Но несмотря на то что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающим поскольку детенышей выкармливают молоком)
10. Откуда божья коровка получила свое название?
(По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое на-звание. А коровкой она называется потому, что в минуту опас-ности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

номинация « ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА »

1 .Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?

(Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)

2.Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире?

(Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)

(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).

4.Чем опасно «пассивное курение»?

(Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении ).

5.Как предохранять себя от отравления ядами бактерий ?

(Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д. ).

(Собрать 60 кг макулатуры ).

7.Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

(5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности ).

8.Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку? (Вызывает поражение нервной системы, снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни. )

9.Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?

(Пресной воды на планете около 2% ).

10.Какова основная причина самого страшного бедствия для природы - пожара?

(97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу! ).

номинация « ПОДВОДНЫЙ МИР »

1.Как называется раздел зоологии (науки о животных), изучающий рыб?

(Ихтиология)

2. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева?

(И там, и там есть годовые кольца.)

3. Действительно ли рыба горбуша горбатая?

(В период нереста (откладывания икринок) у горбуши действительно появляется горб.)

4.Лещ и подлещик – рыбы одного вида или разных?

(Одного вида, но разного возраста.)

5.Белая, синяя, тигровая, китовая, колючая… Кто это?

(Виды акул.)

6. Каких рыб в шутку называют «расплющенными акулами»?

7.Какова форма икринки китовой акулы?

(Четырехугольная.)

8. Какую рыбу искусственно разводят в прудах?

(Зеркального карпа.)

9.Всякий ли молот нужен кузнецу?

(Нет. Не нужна рыба-молот.)

10.Что означает пословица «Биться как рыба об лед»?

(Головой вниз.)

номинация «НАСЕКОМЫЕ »

1. Личинкой какого насекомого является столь любимый рыболовами и аквариумистами мотыль?

2. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?

(Сверчок домовой.)

3. Где у саранчи располагаются уши?

(На животе.)

4.Какое насекомое в Древнем Египте считалось символом солнца и мира?

(Скарабей.)

5.Каких насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят?

6.Чем, кроме точек, может быть украшена спинка божьей коровки?

(Запятыми, тире, затейливым орнаментом и даже буквой «М».)

7. Каким насекомым месяц май подарил свое название?

(Майскому жуку и жуку-майке.)

8.Какое насекомое является «чемпионом» по прыжкам?

9.Какие насекомые носят названия зверей?

(Жук слоник тигровый, жук-носорог, жук-олень, медведка, медведицы, муравьи-бульдоги и др.)

10. В каком художественном фильме главная героиня пела:

Жил на свете добрый жук,

Старый добрый друг?

«Золушка».

номинация «ПТИЦЫ »

1.Какая птица откладывает самые крупные яйца?

(Страус. Длина яиц достигает 15–17 см, а диаметр – 13–15 см.)

2.Какая птица является самой маленькой в мире пернатых?

(Колибри-шмель, весит 1,7 г)

3. С какой скоростью может бежать страус?

(До 50 км/ч.)

4. Какова температура тела большинства птиц?

(Около 41°С.)

5.Какие птицы на Земле наиболее многочисленны?

6.Какая птица называется так же, как каша, которую едят по утрам англичане?

(Овсянка.)

7.Какую птицу в России называли «пернатой кошкой»?

8.Какие птицы являются «соединительным звеном» между утками и лебедями?

9.Сколько раз за лето кукушка способна отложить яйца в чужие гнезда?

(До 25 раз.)

10.Чем питаются колибри?

(Цветочным нектаром.)

номинация «МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ »

1.Сколько лет живут лошади?

(Около 55 лет.)

2.Сколько зерен хлебных злаков запасает на зиму хомяк?

(От 4 до 6 кг.)

3. Что такое масть лошади?

(Это ее цвет.)

4.Коня какой масти называют гнедым?

(Рыжего с черными хвостом и гривой.)

5. Коня какой масти называют вороным?

(Черного.)

6.Кому посвящены строчки стихотворения Е. Трутневой

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик,

С пышной шерсткой и с хвостом?

7.Какое животное было одомашнено первым?

8. Какое животное было символом Олимпиады-80, проводившейся в Москве?

(Медведь.)

9. Название какого животного можно встретить на шахматной доске, на крыше деревянного дома и в спортивном зале?

(Конь – шахматная фигура, украшение крыши избы, спортивный снаряд.)

10. Когда так говорят:

а) Конь не валялся;

б) Не в коня корм;

в) Ни тпру, ни ну?

(а) Ничего не сделано; б) что-то идет не на пользу; в) ни туда, ни сюда.)

номинация « НЕ НАВРЕДИ »

1 . Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать - и - мачеху, малину)

2 . Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз)

3 . Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник)

4 . Какой вред наносят браконьеры с топором ?(Делают самовольные вырубки леса)

5. От чего защищают поля лесные насаждения? (От оврагов и суховеев)

6 . Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо)

7. Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

8. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

9 . Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится)

10 . Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особоохраняемых местах)

    раунд «Да» или «Нет»

    …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да )

    …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да )

    …стрижи даже спят на лету? (Да )

    …голубые розы растут только в Китае? (Нет )

    …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да )

    …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет )

    …сазан может забраться в океан? (Нет )

    …медведь может зимой потолстеть? (Нет )

    …нормальный пульс человека 70-80 ударов в минуту? (нет)

    … пищевые добавки вредны для здоровья? (да)

    … спать на голодный желудок так же вредно, как и переедать? (да)

    раунд «Народные приметы»

    Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )

    Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода )

    Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )

    Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )

    Лошадь храпит – (к ненастью )

    Лошадь фыркает – (к теплу )

    Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь )

    Овцы стучат лбами (к ветру )

    Красный закат (к ветру )

    Собака катается на спине (к перемене погоды )

    Птицы летят на юг (к холодам )

    Раунд «Шуточный»

    Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (Иволга)

    Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)

    Каким гребнем голову не причешешь? (Петушинным)

    Почему птицы летают? (По воздуху)

    Что будет делать ворона, прожив 3 года (Проживет четвертый)

    Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

    Петух снес яйцо, кому оно достанется? (Петух не несет яйца)

    От чего гусь плавает? (От берега)

    Какой город носит название птицы? (Орел)

    От чего петух, когда поет глаза закрывает? (Хочет показать, что знает наизусть)

Кто ответит на вопрос правильно получает 1 балл.

Каждая команда загадывает загадки соперникам (приготовленные заранее). Команды получают 1 балл за каждую неразгаданную загадку.

Информация для жюри:

конкурс № 1 «Представление команд »

Приветствие (название, девиз, эмблема, представление капитанов команд). 3 мин.

1 место – 3 балла, 2место – 2 балла, 3 место – 1 балл.

конкурс № 2 « Экологический плакат»

Представить экологически плакат на тему: «Наша планета – наш дом». Необходимо подготовить краткий комментарий.

1 место – 3 балла, 2место – 2 балла, 3 место – 1 балл. (может быть несколько мест 1,2 или 3)

конкурс № 3 Брейн - ринг

номинации:

    ГИННЕС ШОУ

  1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ПОДВОДНЫЙ МИР

    НАСЕКОМЫЕ

    МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ

    НЕ НАВРЕДИ!

Условия конкурса: Команды, согласно жеребьевке, выбирают номинацию, вопросы называются по порядку (10вопросов). Команды обсуждает 3 мин. Команды, знающие правильный ответ, поднимают сигнальный флажок. Жюри фиксирует последовательность. Первой отвечает команда, выбиравшая номинацию. Если ответ все правильные, команда зарабатывает 10 очков, если есть не правильные ответы, то отвечает команда первой поднявшая сигнальный флажок и так далее, до правильного ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Продолжительность конкурса 40-50 мин.

конкурс № 4 «Соревнования капитанов»

    раунд «Да» или «Нет»

    раунд «Народные приметы»

    Раунд «Шуточный»

За каждый правильный ответ капитаны получают 1 балл

конкурс № 5 «Экологические загадки»

Каждая команда загадывает загадки соперникам (приготовленные заранее). Команды получают 1 балл за каждую неразгаданную загадку

Протокол оценки конкурсов «Экологический Брейн-ринг »