Лепим из глины с детьми 4 6 лет. Секреты работы с глиной. Рабочее место, приемы лепки

Если ваши малыши еще никогда не держали в руках настоящую глину, самое время начать — длинные выходные и теплые дни этому способствуют. Можно подготовиться и купить глину в магазине, а можно и накопать на даче — в любом случае ребенок получит незабываемые ощущения от общения с этим удивительным материалом. Почему-то маленькие дети, которым попало в руки что-то, пригодное для лепки, очень часто одним из первых создают... птичье гнездо с яйцами и птицей. Расскажем, как можно помочь ребенку с такой поделкой.

Ничто так не увлекает детей, как работа с природной глиной. В художественном салоне продается влажная, полимерная, универсальная глина, модельная глина для запекания при низкой температуре, а за природной наведайтесь в местные гончарные мастерские или съездите на строительный рынок.

Для начала

Работа с глиной требует ума, телесных усилий и души. Глина реагирует мгновенно. Некоторые дети сразу хотят поработать с ней и готовы тут же приняться за дело. Другие не проявляют такого энтузиазма, особенно если глина холодная. А третьи предпочтут постоять в стороне.

Не давите на них, просто наслаждайтесь ощущением глины, меняющей форму под вашими пальцами. Дети присоединятся, когда будут к этому готовы.

Нет ничего более приятного, чем вдавливать пальцы в мягкую, податливую глину. Вначале инструменты будут только мешать этой важной сенсорной связи. Спросите ребенка: «Как ты можешь изменить поверхность глины?». Здесь будут уместны такие слова, как «проткнуть», «ущипнуть», «растянуть», «погладить» и «ударить». Каждая часть руки — пальцы, костяшки или кулак — по-разному воздействует на глину. И у вас будет прекрасная возможность пополнить словарный запас детей.

  • Давай сожмем глину, чтобы получилась высокая фигура.
  • Давай потянем глину, тогда образуются выступы или бугорки.
  • Давай попробуем проткнуть глину в некоторых местах.
  • Можешь сделать отверстие?

Скатываем шарики и жгуты

Один из моих любимых способов увлечь детей — это попросить их скатать глиняные жгуты («колбаски») разной длины и размеров. Пусть они попробуют сделать это, закрыв глаза. Таким образом они задействуют осязание, а руки поймут, куда им надо двигаться и с какой силой нажимать.

Попробуйте катать жгуты и шары разных размеров и соединять их. Из случайных форм внезапно получатся люди, животные и другие фигуры.

Вы можете использовать глину и в качестве строительного материала — вместе с палками, камнями, ракушками, фасолью, ветками и другими вкраплениями, — чтобы строить крепости, укрытия, домики для фей, мосты и тому подобное.

Держите наготове блокнот и фотоаппарат

Итальянские учителя научили меня обращать внимание на невероятные идеи и замечания, которые нередко высказывают дети. Я всегда держу наготове блокнот, чтобы записывать их, а также фразы, которые мне кажутся необычными. Еще один полезный инструмент — фотоаппарат. Используйте его, чтобы запечатлеть созданную скульптуру, или же для того, чтобы зафиксировать рабочий процесс.

Окончание работы и хранение глины

Глину со стола лучше всего счищать скребком или шпателем, кухонная лопатка тоже подойдет. Скатайте глину в шар. В шаре проделайте небольшое углубление и налейте туда воды. Заделайте углубление и положите глину в пакет или уберите ее в герметичный пластиковый контейнер. Когда вы снова ее достанете, сначала замесите, как тесто, чтобы она стала мягкой.

Глиняное гнездо с птицей и яйцами (от 3 лет)

Вам понадобится:

  • Глина
  • Миска воды и тряпка
  • Клеенка или пластиковая подставка
  • Перья (необязательно)
  1. Отрежьте три куска глины размером с лимон. Два из них отложите в сторону.
  2. Попросите ребенка скатать шарик из одного куска. Затем, держа глину в руках, он должен продавить большими пальцами ямку в центре. (Вы можете показать, как это делается, на своем шарике.)
  3. По-прежнему держа большие пальцы внутри, ребенок придаст глине форму, выдавливая края наружу до тех пор, пока гнездо не примет нужные очертания и размер.
  4. Возьмите второй кусок глины и разделите его на три небольшие части. Пусть ребенок скатает каждую из них в шарик. Придавите их немного, чтобы получить продолговатые яйца, или оставьте в форме шара. Положите яйца в гнездо.
  5. Возьмите третий кусок глины и попросите ребенка вылепить из него птицу (какую ему захочется).
  6. При желании добавьте птице перья — воткните их в глину на месте хвоста и/или крыльев.
  7. Оставьте гнездо и птицу сушиться на воздухе. Потом их можно поставить на полку как украшение или немного с ними поиграть. И не забудьте сфотографировать поделку!

Автор Джин Ван’т Хал изучала историю искусств, автор блога о творческих занятиях с детьми, мама двоих детей

Кейти Вейсман Топал

Комментировать статью "Как лепить с детьми из глины: 4 совета и одна поделка"

Тактильная игротека "Лепилка" будет проходить 26 и 27 марта с 11 до 18 часов в Культурном центре "Москвич" (м.Текстильщики, Волгоградский проспект 46/15). Приглашаются дети в возрасте от 2 до 12 лет. Игротека "Лепилка" – это творческая мастерская, у посетителей которой есть уникальная возможность полепить более чем из 10 видов различных материалов в одном месте, в один день и с полным погружением. На игротеке Вы: * протестируете новые для вас материалы для лепки и выберете подходящий для...

10 и 11 октября с 11 до 18 часов в Культурном центре “ЗИЛ” пройдет игротека "Лепилка" для детей от 2 до 12 лет и их родителей. У посетителей есть уникальная возможность полепить более чем из 10 видов материала в одном месте. Вы: протестируете новые для вас материалы для лепки и выберете подходящий, чтобы покупать потом то, что точно понравилось и подходит; полепите вместе с ребенком или оставите его опытному мастеру. Пластилин на полу, пятна на столе и размазанный по мастеру пластилин на...

4 октября 2015 года в московском саду "Эрмитаж" состоится грузинский праздник "Тбилисоба" . Общероссийская общественная организация "Союз грузин в России" (СРГ) при поддержке Правительства Москвы добавит в осенние московские будни настоящий грузинский колорит. "Тбилисоба", а иными словами день города Тбилиси - один из самых любимых праздников жителей Грузии, которым грузины со свойственной им щедростью души вот уже пятый год подряд делятся с москвичами и гостями столицы. Посетителей сада...

Выходные - почти что праздники, праздники в миниатюре. А значит проводить их надо радостно, с удовольствием и интересом. Творческий weekend, полный интерактива и удовольствия можно создать себе, посетив удивительные мастер-классы для детей и взрослых 10 и 11 октября в рамках Ярманьки №1 которая будет проводиться на арт-площадке Paper "Красного Октября" (по адресу Берсеневский пер., 2/1). Как здорово всей семьей лепить из глины! Созданные изделия долго будут радовать своих создателей, ведь они...

В этом году компания Hasbro впервые проводит «День Play-Doh» в России, создавая традицию – в этот день лепить из Play-Doh самых близких и любимых людей. 16 сентября в магазине «Детский мир» на Воздвиженке будет проводиться День пластилина Play-Doh. На празднике пройдут мастер-классы по лепке, все гости будут лепить совместную картину на «Аллее любви», любители селфи смогут создать забавные Play-Doh-селфи в онлайн-конструкторе, а специальные гости – телеведущая Ирена Понарошку и хореограф...

Приглашаем детей и их родителей посетить тактильную игротеку "Лепилка", которая пройдет 25 и 26 апреля в Торгово-Выставочном Комплексе "Тишинка" (м.Белорусская, Тишинская площадь, д.1, стр.1) Лепилка - это творческая мастерская, у посетителей которой есть уникальная возможность полепить более чем из 8-10 видов материала в одном месте, в один день и с полным погружением. Материалы можно изучать самостоятельно или полепить под руководством мастера, создав неограниченное количество поделок...

1. Домашний Очаг - женский журнал. [ссылка-1] 2. Сайт, посвященный вязанию [ссылка-2] 3. Ресурс о вязании спицами [ссылка-3] 4. Darievna.ru: вязание крючком и спицами, вышивка и другие виды рукоделия [ссылка-4] 5. «Мир Вышивки» [ссылка-5] 6. Вяжи.ру - Сайт о вязании. Эксклюзивные модели. [ссылка-6] 7. Фенечки.ру - Плетение фенечек из мулине; кумихимо и др. [ссылка-7] 8. Авторские схемы вышивания крестом [ссылка-8] 9. МиниБанда.ру - все о ваших детях [ссылка-9] 10. Риолис - наборы и схемы для...

Как увлечь ребенка лепкой? Что лучше: глина или пластилин? Должен ли взрослый уметь лепить? Как слепить простые игрушки? «Мы лепим не поделки, а миры. Мы создаем игровое пространство из домов, деревьев, речек и гор, населяем его глиняными человечками и...

Как и зачем лепить с приемным ребенком ». Время проведения семинара - 26 апреля (суббота) с 14 до 17 час. Должен ли взрослый уметь лепить? Как слепить простые игрушки? Как играть в глину? «Мы лепим не поделки, а миры.

В этом месяце совы благодаря закупке Одежонка - хит сезона! А еще можно сделать вот таких замечательных сов из фетра. Они станут замечательным дополнением к любому подарку. А дети с родителями получат массу удовольствия от процесса креатива этих забавных птиц. Здесь шаблон для выкройки [ссылка-1] Здесь пошаговый мастер-класс [ссылка-2]

День рождения клуба «Дом Волшебников», НАМ ТРИ ГОДА! Приглашаем всех детей от года до 12 лет, а также их родителей – отмечаем вместе! Вход свободный По предварительной записи. Программа праздника: Для самых маленьких с 1-3 лет 28 апреля (воскресенье) с 11.00 – 12.30 Волшебная песочница и другие волшебные поделки, Мастер-класс от издательства по книге "Бига и Каса" Нужно слепить главных героев и помочь им. Угощение, Беспроигрышная лотерея, Шарики и аквагрим Для детей от 4 – 12...

м.Маяковская 5-7 минут пешком Браслеты из полимерной глины 2 темы на выбор: сладости или фрукты. На занятии лепятся бусинки в виде сладостей или тортиков, затем запекаются прямо на занятии и затем собираются в браслет. Стоимость 600 рублей Группа 8 человек Дети с 9 лет Продолжительность 2 часа Взрослые оставляют детей и идут гулять.Или участвуют в мастер-классе за 600р.

Проходить они будет в Коломенском, во Дворце Алексей Михайловича.+ пожеланию продолжение в усадьбе Кусково. Проезд: м.Каширская-5 минут пешком. Лепка из глины изделии, затем по желанию после обжига, роспись в усадьбе Кусково [ссылка-1] или можно забрать изделие не расписанным во дворце по воскресеньям. 1. Лепка из глины колокольчиков в виде цветов: роза, колокольчик, лилия. Стоимость: лепка- 250р. роспись-300р. 2. Лепка из глины солонки с обереговым орнаментом Стоимость: лепка-250р., роспись...

м.Маяковская, 7-10 минут пешком стоимость 1000р на человека с росписью(в любое удобное время по договоренности с художником) и одним обжигом каждого изготовленного изделия.На занятии вы лепите изделие, затем его отдают на обжиг и через 1-2 недели его можно забрать обожженным или росписать в мастерской без помощи преподавателя. с 10 утра до 14:00 суббота и воскресенье группа максимум 2 человек.Приглашаем и взрослых и детей. продолжительность занятия 1 час возраст до 5 лет за кругом с мамой...

Год назад подарили нам книжку Такая она классная! Когда ее смотришь хочется сразу лепить всех подряд и вперемешку:)) Но как-то все не сподобились мы по ней лепить. Ибо из меня лепщик вообще никудышний да и пластилин я не люблю. А сегодня случился таки пластилиновый день. Сын с отцом лепили:) Итогами делюсь. Первой случилась корова. Белая. Заляпали они ее изрядно:)) Потом произошел котик:) Немного "подрались" из-за подушечек на лапках:)) Под конец появился медведь:)

Замечательные пошаговые инструкции лепки из пластилина забавных героев

Но, как правило, дети не нуждаются в этом. Можно лепить из глины. Некоторые делают смесь с помощью миксера. Но я такой способ не использовала. Масса густая, из нее удобно делать небольшие поделки.

Осень вдохновляет! Мы вяжем, валяем, шьем, лепим! И дети мастерят из природного материала, пластилина и бумаги… Из всего, что может превратиться в вещь, способную удивлять и восхищать. И дом становится уютнее от приятных мелочей, которые надолго сохранят тепло рук любимых людей. Итак, все под рукой - шишки и листья, пластилин и глина, бумага и картон… Приступаем! Присылайте на конкурс фото декоративных поделок из любых материалов. На фотографии должна присутствовать монета любого номинала и...

В этой книге описаны различные виды глины, приемы работы с ней, рассказано, как правильно подготовить глину к лепке, какие инструменты используются при работе с этим природным материалом. А также дано подробное описание технологии изготовления игрушек и поделок, настенных панно, различных видов посуды, свистулек. Весь материал изложен просто и доступно. Книга предназначена для родителей детей дошкольного и школьного возраста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову (С. Ю. Ращупкина, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Развитие ребенка при работе с глиной

Лепка из глины и развитие речи


Этапы формирования речи ребенка часто повторяют этапы развития речи человечества в целом: жестикуляция, появление возгласов, отдельных слов, словесная речь с остатками жестикуляции.

Так же, как труд оказал большое влияние на появление и развитие речи всего человечества, речь ребенка зависит от его деятельности. Все понятия и представления, которые малыш получает в процессе манипулирования с предметами, отражаются на его речи. Если игра ребенка ограничивается, то объем понятий сужается и его словарь беднеет.

Развитие речи – это сложный процесс, который у всех детей протекает по-разному. У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему повышенными нагрузками.

Общение со взрослыми является основным двигателем развития речи. Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.

Функции руки и речи развиваются параллельно. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. Если трех– или пятилетний малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры, которые развивают тонкую моторику, то старшие дошкольники часто отказываются от этого.

Тем не менее в этом возрасте необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, поэтому занятия лепкой являются эффективной заменой пальчиковым играм.

Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в 5 лет. В этом возрасте его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет.

Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Если у ребенка есть проблемы с речью, попробуйте с ним лепить скульптуры. Это можно делать двумя способами: конструктивным, т. е. изготавливая отдельные детали и скрепляя их в одно целое, и пластическим, лепя их из целого куска глины. Второй способ более сложный, так как для лепки из целого куска необходимы хороший глазомер, точные движения и отчетливое представление формы предмета.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы попросите малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Для занятий следует подбирать сюжеты, которые уже хорошо ему знакомы. Это позволит уточнить и расширить его знания, поможет ему проанализировать данную ситуацию и сделать обобщение. Например, предложите ему воплотить в глине сюжет знакомой сказки, при этом обязательно обсудите всех персонажей, ситуации, в которые им суждено попасть и т. д.

После окончания лепки попросите ребенка проанализировать свою работу, дать оценку работе товарища. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии. Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ваш сын или дочка, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Малыш изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними.

С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, малыш обычно трепетно относится вещи, сделанной своими руками, а значит, она учит его бережному отношению к игрушкам.

Группе детей можно предложить сделать несколько игрушек, с которыми в дальнейшем поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка

Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают малышу ощутить радость познания, творчества.

Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, должна носить творческий характер, ведь малыш в своих работах образно отражает действительность и свои впечатления от окружающего мира. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Во время занятий с глиной малыш может воспринять целостность формы предмета, так как работать надо сразу двумя руками.

Своими изделиями ребенок старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому лепка оказывает довольно большое влияние на умственное развитие малыша. Прежде всего она учит дошкольника наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Малыш лепит то, что он уже знает, с чем встречался раньше, по представлению или по памяти. Таким образом, у него развивается и воображение.

Очень часто идеи ребенка оказываются практичными и даже немного прагматичными. Это можно увидеть в его работах, как только он научится точно воплощать свои фантазии.

Эти представления формируются в процессе непосредственного изучения объекта во время прогулки, игры или специально организованного наблюдения. Кругозор ребенка расширяется и при ознакомлении с художественной литературой. Во время лепки знания малыша о качествах и свойствах предмета уточняются и расширяются. В этом ему помогают осязание, зрение и движения рук.

Для умственного развития ребенка очень важно, чтобы знания о разнообразии форм, положении предметов в пространстве, величине, цветах и оттенках постоянно пополнялись. Всегда следует обращать внимание малыша на изменчивость величины, формы (щенок и собака), цветов (цвет спелых и незрелых плодов), на разное положение самих предметов и их частей (птица сидит, клюет зернышки, летает).

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок узнает различные материалы, знакомится с их свойствами и возможностями, учится работать с ними. Во время лепки из глины формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обследовании предметов малыш должен определить форму предмета и его частей, величину, цвет, положение в пространстве. Если же он составляет композицию, то ему необходимо сравнить предметы и найти различия.

Таким образом, ребенок учится сопоставлять предметы, находить у них общие и отличительные признаки, объединять их по одному или двум одинаковым из них. Определив, допустим, форму предмета, он сможет правильно выбрать способ его изготовления (например, для вишни, цыпленка, неваляшки или яблока кусочки глины надо скатать в шарик).

Постепенно ребенок учится различать не только самые простые признаки, но и более тонкие, те, что труднее уловить. Научившись обобщать одинаковые признаки и качества, в дальнейшем он легко узнает их в других предметах.

На занятиях лепкой у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учится планировать свои действия и доводить их до конца.

При предметной лепке ребенок учится правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.

Занимаясь сюжетной лепкой дети не только изображают форму, но и располагают предметы в пространстве, связывая их между собой действием. Малыш пробует выделять основное в сюжете, задумывая композицию, творчески подходить к решению этого вопроса, используя все свои знания и наблюдения. При этом во время лепки сюжетной композиции ребенок должен пользоваться различными приемами изготовления.

Ребенок сможет самостоятельно сделать какое-либо изделие только в том случае, если его работа будет внутренне мотивирована, поэтому необходимо перед лепкой заинтересовать малыша, показав ему керамические фигурки разных мастеров.

При декоративной лепке дети учатся обдумывать сюжет, рисовать эскизы, применять различные виды лепки, пользоваться специальными инструментами, правильно и красиво заполнять все пространство.

Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали. Он очень чутко реагирует на оценку взрослого и замечания товарищей. Критические высказывания могут понизить его самооценку, и, наоборот, похвала взрослого влияет на нее положительным образом. Кроме того, общественную направленность можно увидеть и в том, что в своей работе малыш отражает явления общественной жизни (например, выступления спортсменов, полеты в космос, различные праздники и др.)

В лепке сочетаются два вида деятельности умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п.

При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к тому, что он сам должен делать это, ведь в школе это ему очень пригодится, так как там это будет исключительно его обязанностью.

Лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать малышу только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), ребенок развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.

Эстетическое восприятие прежде всего следует направлять на предмет в целом – красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем надо обратить внимание ребенка на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета важно вновь вернуться к целостному восприятию.

Помогать ребенку нужно только тогда, когда он сам этого попросит. После преодоления технической трудности надо оставить его одного, чтобы он сам смог закрепить это умение и выбрать дальнейшее направление работы.

Для развития эстетического чувства очень важно при подчеркивании красоты предмета использовать образные сравнения. У маленьких детей эстетические чувства находятся в зачаточном состоянии, их привлекают яркие цвета, блестящая поверхность. Старшие же дети обращают внимание на симметрию в расположении частей, повторяемость элементов, выразительность силуэта, конструктивную стройность предмета. По мере развития восприятия и обогащение представлений детей эстетические чувства становятся более осознанными и глубокими.

Возникшее при восприятии красивого предмета непосредственное эстетическое чувство состоит из различных элементов. Одним из них является чувство цвета, которое проявляется при рассматривании красивых сочетаний цветов, например золотисто-желтых цветов среди зеленой травы.

Следующий элемент эстетического чувства – чувство ритма, формирующиеся при восприятии ритмичной стройности предмета, расположения его частей, например, у комнатных растений, гармоничности и цельности формы предмета у керамических изделий. При рассматривании построек вырабатывается чувство пропорции.

При более осознанном восприятии окружающего мира эстетические чувства становятся устойчивее, глубже и содержательнее. Ребенок учится рассуждать об эстетической стороне предметов, явлений жизни, произведений искусства, которые оценивает в целом и с точки зрения их отдельных свойств с помощью определений «изящный», «огромный», «радостный», «легкий», «живой», «праздничный» и др.

Следует научить малыша передавать при лепке не просто предметы и явления, но и изображать их выразительно. Творческий характер в работе появится только тогда, когда ребенок не просто овладеет необходимыми навыками и умениями для работы, а когда у него разовьется и эстетическое восприятие. При творческом подходе он вносит в изделие какие-то личные переживания, определенное отношения к нему, включает в свой образ то, что воспринималось в разной обстановке и разное время.

Для совсем маленьких детей лепку можно превратить в игру. Поделки для малыша – это в первую очередь игрушки. Поэтому в процессе занятия он их видоизменяет, лепит заново, добавляет какие-то детали, а иногда ломает. Лепка очень полезна детям, особенно мальчикам. Один из самых важных видов деятельности ребенка – исследование, а для всестороннего изучения предмета его надо разобрать и собрать, поэтому нет ничего страшного в том, что малыш сломает свою поделку, он всегда сможет сделать ее еще раз.

Во время занятий лепкой надо в первую очередь обсуждать, что и почему хочется сделать, а не как воплотить замысел. Любое изделие надо мотивировать. Для этого подойдут сказки, мифы, рассказы, так как дети очень любят изображать полюбившихся им героев.

На первых порах не стоит «загружать» ребенка точной технологией и высокими требованиями к конечному результату, просто дайте ему возможность отщипывать от большого куска маленькие, расплющивать их в лепешки, скатывать жгутики и разрезать их, ведь все это позволяет исследовать физический мир.

Двух-, трехлетний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет глину в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ней. На вопрос о том, что он сделал, малыш отвечает спонтанно. В 3–4 года у ребенка также нет замысла, но на тот же вопрос взрослого, он уже отвечает, ассоциативно сравнивая свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали они еще не в состоянии.

Поделки детей старшего возраста становятся все выразительнее и многообразнее. Так, они могут сразу задумать и вылепить динамичную фигуру, стараясь соблюсти основные ее пропорции. Ребенок уже обращает внимание на детали. Например, при лепке фигурки Деда Мороза, он обязательно добавит мешок с подарками, а Бабе-Яге – ступу и т. д.

Занимаясь творчеством, надо четко знать все этапы творческого развития малыша. Практически все дети до 5 лет играют с художественными материалами. На данном этапе взрослый должен показать, как можно играть с глиной, и поощрять ребенка. Таким образом, главное на первом этапе творческого развития – игра.

До 8 лет у ребенка активно работает фантазия, поэтому следует поощрять его творческую самостоятельность, иногда можно подправлять поделку, показывать какие-то технические приемы. В этот период главное – фантазия.

Любимым занятием для малыша может стать изготовление отпечатков своих ладошек и любых других предметов. Просто раскатайте глиняное тесто в пласт и попросите ребенка прижать к нему свою ладошку. Из таких отпечатков можно составлять целые композиции.

В 12 лет ребенок выполняет свою работу, уже опираясь на общепризнанные критерии правильности и красоты. Задача взрослого заключается в тактичной оценке изделий, передаче технических умений, требовании художественной дисциплины и поддерживании памяти о предыдущем периоде. На данном этапе главное – красота.

Если на первом и втором этапах в качестве приоритета выбрать технику, то у ребенка разовьется рука, но творческая самостоятельность погибнет, он привыкнет работать только на заданную тему. Если же правильно пройти все периоды творческого развития, то уже к концу второго ребенок будет создавать яркие, самобытные вещи, в которых найдут отражения все его переживания, а по завершении третьего он сможет свободно рисовать и лепить.

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

Немо

Мышонок в колпаке

Розовая сова

Йоркширский терьер

Мудрый Йода

Бегемотик

Хомячок с вишней

Черепаха

Марина Ивановна Шальпова
Конспект занятия по лепке из глины для детей 5–6 лет «Сказочная птица»

МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития»

Сказочная птица

Занятие по лепке из глины

для детей 5-6 лет

Выполнил : воспитатель

Шальпова М. И.

Старобачаты 2018г.

Цель :

Учить детей создавать сказочный образ птицы с помощью приобретенных знаний и навыков лепки из глины , при минимальном вмешательстве в их личностное восприятие.

Задачи :

Дать представление о многообразии изображения птиц , их формы и строения.

Учить создавать образ сказочных птиц , используя приемы лепки из глины (раскатывание, сплющивание и т. д.)

Воспитывать творческую активности детей , через создание образа сказочной птицы .

Приобщать детей к народным промыслам через собственные работы.

Материалы : глина , шликер (для скрепления деталей, х/б салфетка, стеки, вода, картинки настоящих и сказочных птиц , магнитофон, аудиозапись : «Голоса птиц » , декоративная вышивка-птицы , предметы быта, где есть изображение сказочной птицы .

Ход занятия

Дети входят в изо студию

Педагог дает возможность детям послушать разные голоса птиц .

Педагог : Посмотрите, какие птицы прилетели к нам .

(педагог демонстрирует детям птиц )

Ребята, я вас приглашаю на выставку, где собраны разные птицы .

(дети рассматривают иллюстрации птиц )

Педагог : Назовите знакомых вам птиц .

Дети : Соловей, кукушка, сова.

Педагог : А вы когда-нибудь видели вот таких птиц ?

(педагог демонстрирует иллюстрации необычных сказочных птиц )

Педагог : Можно ли встретить таких птиц в лесу или в парках ?

Дети : Нет, нельзя (это сказочные птицы )

Педагог : Правильно. Таких птиц не существует , их придумали

художники.

Физ минутка.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Мы – птички» .

Педагог : Ребята, скажите, а чем отличаются сказочные птицы

от тех птиц , которых мы видим на улицах, в парках, в лесу?

Дети : Эти птицы красочные , они украшены узорами, у них

необычные формы хвостов, крыльев, хохолков.

Педагог демонстрирует детям предметы

декоративно-прикладного искусства.

(кружева с изображением птицы , разделочная доска с изображением городецкой птицей , панно с хохломской птицей )

Педагог : Кто в этих предметах сможет отыскать сказочную

птицу ?

(дети рассматривают предметы и делятся своими впечатлениями)

Педагог : Из чего можно сделать необычную птицу ?

Дети : Из бумаги, из ниток, бисера, перьев.

Педагог : Вы все назвали правильно, но в этой необычной

красивой коробке, у меня спрятан материал, который вы

не назвали.

Педагог : Отгадайте!

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается.

(глина )

Педагог достает глину из коробки .

Педагог : Как вы думаете, можно из глины сделать сказочную

птицу ?

(ответы детей )

Педагог : А давайте попробуем, сделать из глины свою

сказочную птицу .

Педагог : Где моя волшебная коробка? Она поможет нам

обычный кусочек глины превратить в сказочную птицу .

Повторяйте за мной :

Коробка, коробка повернись

Глина в птицу превратись .

Педагог достает из коробки глиняную , сказочную птицу .

Дети рассматривают птицу .

Педагог читает отрывок из стихотворения.

Педагог : Это что за чудо – птица

Красотой своей гордиться.

Похвалиться не упустит -

Перья веером распустит.

Педагог : Если каждый из вас слепит свою сказочную птицу , то у нас получится выставка необычных птиц .

Педагог предлагает приступить к работе.

В процессе работы педагог спрашивает, в какой последовательности лучше изобразить (лепить) птицу , с какой части следует начинать (с тела) .

Напомнить, как следует лепить летящую птицу (с раскрытыми крыльями, и как можно слепить два одинаковых крыла.

А какими деталями нужно украсить крылья и хвост (шарики разных размеров; колбасками разной толщены и длинны и т. д.) чтобы птица получилась нарядной (декоративной) .

Напомнить, ребятам о том, что соединение глиняных деталей производится на шликер, который используется в данном случае в качестве «клея» .

После завершения работы включается запись с пением птиц , дети выставляют свои работы.

Педагог : У нас получилась выставка сказочных птиц . Давайте

придумаем название нашей выставки.

Дети : «Птицы из сказок » , «Выставка необычных птиц » ,

«Сказочные птицы прилетели в сказку » , «Чудо – птицы » .

Педагог : Теперь наша выставка готова приять гостей. Пригласим воспитателей, детей других групп и родителей.

Ой, вы гости дорогие,

У нас птицы расписные ,

Мы лепили и старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям!

Педагог : Ребята, вы молодцы! У нас получилась замечательная выставка. И может быть, кто – нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим скульптором.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Д. Н. Колдина
Лепка с детьми 5–6 лет
Конспекты занятий

От автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

Умеет сглаживать поверхность поделки;

Умеет делать поделки устойчивыми;

Умеет работать стекой;

Умеет передавать в лепке выразительность образа;

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

Умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятий

Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:


В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия


Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:


Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.

(О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:


Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья -
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Птицы осенью»
Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Тема недели «Разноцветная осень»
Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Братья наши меньшие»
Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:


Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.

Ты понимаешь для чего
У ежика иголки?
Чтобы не трогали его
Мальчишки или волки.

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".